Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Дмитрий Кондратьев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В.Чернова
  "Я остаюсь" Дмитрий Кондратьев.
  Незабываемая встреча с мастером.
  
  "Дмитрий Кондратьев - русский от подошвы до чела, до теменного родничка, раскрытого, как у младенца, в Горнюю высь. В этой врожденной русскости - все его человеческое и художническое исчерпание...Родина и Отечество - суть его дыхания, смысл существования и устремительная цель".
  В.Гребенников
  Многие выставки, которые привозят в наш город, сулят встречи с известными, но зачастую незнакомыми художниками. Бывает интересно знать, как работают в Москве, или в Петербурге, или в Крыму.
  Но вот недавняя выставка из Великого Новгорода вызвала смешанные чувства и впечатления.
  Дмитрий Сергеевич Кондратьев оказался связан первой половиной жизни с нашим городом, Куйбышевым. И хотя он не самарский, но след успел оставить
  Дмитрий Сергеевич Кондратьев (1928-2008) родился в крестьянской семье. Успел в семнадцать своих лет повоевать в 1945 г. с Японией. После войны окончил в 1961 г. Казанское художественное училище и приехал работать в Куйбышев. Здесь как раз была организована художественная школа Љ1. Поначалу было трудно. Жили на квартире, быт был неустроен, но коллектив собрался в школе замечательный. Здесь он близко сблизился с Вадимом Сушко и Анатолием Песигиным. Говорили много о свободе творчества, об удаленности от столицы. Они втроем решили уехать в Новгород Великий, но уехал лишь Дмитрий Кондратьев в 1967году.
  Дмитрий Кондратьев не только преподавал, но своим воспитанникам внушал необходимость продолжать обучение в художественных вузах. Помимо преподавания, он много работал творчески, искал свою индивидуальную манеру.
  В 1967 году он поступил в Московский полиграфический институт на отделение художественного и технического оформления печатной продукции, который окончил в 1973году. Темой для дипломной работы стали "Плотницкие рассказы" В.Белова.
  В 1974 году стал членом общественной организации "Союз художников России".
   Он был участником многих зональных, республиканских и зарубежных выставок. Произведения живописца хранятся в фондах Новгородского государственного музея-заповедника, в частных коллекциях в России и за рубежом. При жизни художника у него было всего две персональные выставки. Одна через месяц после путча 1991 года в Великом Новгороде, другая - в Билефельде (Германия).
   В Самаре выставка Дмитрия Сергеевича Кондратьева совпала с юбилеем художника. Ему в этом году исполнилось бы ровно девяносто лет. В последнее десятилетие выставки проходили в Германии, Великом Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Риге. Существовал также интересный выставочный проект пяти городов: Казань, Вятка, Йошкар-Ола, Чебоксары и Сыктывкар. Пять музеев, объединив свои ресурсы, нашли спонсоров издали каталог.
  Все эти выставки состоялись благодаря вдове художника Людмиле Дмитриевне Кондратьевой.
  Я с трех лет жила и училась в городе Казани, закончила КАИ, здесь я встретилась со своим мужем. Было это на студенческих каникулах в 1960 году, в Татьянин день, на лыжах в Морквашах. С тех пор мы почти не расставались, прожили без двух лет - 50. Когда Дмитрия Сергеевича спрашивали о семье, он отвечал: "Моя семья - Мила и мои картины". К картинам Кондратьев относился как к своим детям.
  Людмила Дмитриевна всем музеям, в которых проходит выставка Д. С. Кондратьева дарит его произведение.
  Художническое кредо художника проявилось в Новгороде, где художник провёл вторую половину жизни. Оно выразилось не в развитии традиций русского реализма. Оно не сказалось в лапидарности воплощения "сурового стиля". Оно не приняло поэтическую карнавальность искусства художников - семидесятников, а проявилось ярчайшем выражении экспрессионизма. Область его искусства не чужда литературности, повествовательности, но она стремится к обобщению, отказываясь от характерности и схожести.
  Когда вошла в зал в час вернисажа, я увидела картину "Кони Патрокла", и сразу же внутренне вскрикнула: Это же "Синий всадник"! У Франца Марка - любимые мотивы коровы и синие лошади.
  Картины "Хозяйка" 1978, "Певчая птица" из серии "Горький хлеб" 1980, "Горький хлеб" 1986, "Кони Патрокла" 2004, "Крестьянин покидает землю" 2004 декоративны и метафоричны. Мир этих образов невероятно сложен и не всегда ясен.
  На протяжении сорока лет творчества мастер создавал собственный мифологизированный мир, в котором при "детскости" и простоте рисунка выразились щемящая тоска и напевность русской песни. Каждая картина своеобразный плач по трудной крестьянской доле, каждая, воспоминания, истории родной семьи. Художник родился в Сибири в крестьянской семье, где помимо него имелось ещё четверо детей, после 1928 года отец - "враг народа", погибший в ГУЛаге, полуголодное существование. Детство Дмитрия Кондратьева было тяжёлым - с клеймом "сына врага народа" он начал рано работать в колхозе, чтобы помогать матери
  В знаменитом крестьянском цикле, связанном с годами раскулачивания Кондратьев трактует образ согбенного крестьянина босоногого, бесплотного, в белой рубахе, как силуэт, вырезанный из листа бумаги.
   В картине "Крестьянин покидает землю" видна близость к Марку Шагалу, летающие люди, звери. Только у Шагала радость ликования хасидистского плана, когда ликуя, хасид открывает сердце Богу в субботу.
  "В полёте крестьянина на картине Д. С. Кондратьева радости мало. Вернее - это посмертная радость: облегчение, принятое как воздаянье. В какой-то миг при взгляде на картину отчаянье и ужас (утверждённые серым выцветшим колоритом) концентрируются достаточно сильно, чтобы понять: дощатые крылья - это в большой степени крышка гроба, но, может быть, уже взломанная по последнем Воскресении?
  Несмотря на предчувствие катастрофы, Апокалипсиса и все конкретные ужасы Красного Колеса, похожего ободом колес на лезвие ножа, которые он так часто изображает - заморенных животных, смертную печать на лицах стариков, Дмитрий Кондратьев полон тоски, трепетной веры и надежды в лучшее будущее.
  Птицы, заполняя крылами небо, летят над скудной землей и лентой реки, они летят к крохотной церквушке на дальнем холме, как вечному маяку и пристанищу души. В картине "Хозяйка" 1978 года женщина верхом на коне летит по небу, озирая по-хозяйски землю, чтобы найти тех о ком надо позаботиться, будь то крестьянское поле, усталые коровы, ветхие старики, муж - крестьянин.
  Жанр картин Кондратьева из-за их философского звучания можно охарактеризовать как "притчи" , благодаря соединению традиций народного примитива с выстраданными темами, приёмами, поисками. Благодаря этому Кондратьев является создателем нового стиля - так называемого "примитива жизни".
  Близость живописного языка к притче проявлена в том, что в притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.
  Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории, попытки создать некий символический эпос, который характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка.
  Используя язык притчи, художник призывает задуматься о тяготах повседневности с её заботами и трагедиями, с искалеченными судьбами целых поколений, больно израненных социальными конфликтами.
  В русской литературе XX века особенно хороши написанные языком притчи рассказы и "Котлован" А.Платонова. Они стали близкими, выстраданными для Дмитрия Кондратьева. Поэтому в графике, он обращается к иллюстрациям этого русского писателя.
  - О Платонове он впервые услышал в конце 1960-х годов, когда учился в Москве в Полиграфическом институте
  А первая платоновская книга у нас появилась уже в 70-е годы. Я неожиданно увидела ее в книжном магазине и купила с какой-то нагрузкой
  А потом, уже во времена гласности, вышел "Чевенгур", и наш друг подарил нам эту книгу. Вот тут и началось! Дмитрий Сергеевич прочитал "Чевенгур" - и навсегда был покорен Платоновым. Начал просить всех достать ему другие книги этого автора. Очень быстро у нас появился и "Котлован", и "Ювенильное море"...
  Причем, вы знаете, меня тогда еще поразило, как легко он воспринял Платонова. Честно говоря, мне это поначалу стоило усилий - сложный язык, сложные образы, а Дмитрий Сергеевич все это полюбил вмиг. Может быть, потому что сам от земли был...
  А потом, это было в конце 1989 года, он вдруг отложил все в сторону и начал активно работать над графикой к платоновским произведениям. Три года он занимался только этим. И вот, когда вся серия была готова, он мне эти офорты показал, и я, признаюсь, была совершенно поражена. Это был его несомненный творческий взлет. Он увидел мое состояние и спрашивает: ты считаешь, что это не Платонов? Не в том дело, - отвечаю, - это, конечно, Платонов. Да еще какой!...
  Выставка, разместившаяся скромно в зале первого этажа Самарского художественного музея, включающая графику и живопись Д. С. Кондратьева, настолько хороша, что понимаешь не только вовлеченность этого мастера в мировое наследие. Приходит осознание редчайшей самобытности этого мастера, понимание, что его картины - подлинное Искусство.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"