Чередник Павел Федорович : другие произведения.

Украина не Россия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О цивилизационных различиях России и Украины.

  Павел Чередник
  
  Украина - не Россия
   Искоренять в малороссах развратное мнение, по коему
   представляют себя народом от здешнего совсем отличным.
   Екатерина II
  Приведенная цитата свидетельствует, что в 18 веке в малороссах все еще присутствовало "развратное мнение", по коему считали себя отдельным народом, отличным от великороссов. Более того, это мнение надлежало искоренять, и это был существенный момент, если к нему снизошла сама императрица. С тех пор прошло более двухсот лет, в течение которых осуществлялось неутомимое и неумолимое искоренение указанного отличия, вплоть до превращения его в "лагерную пыль" во времена строительства социализма. Затем в период "развитого социализма" происходило "стирание национальных различий", целенаправленно и системно формировалась "исторически новая общность - единый советский народ", и этот народ, несомненно, должен был быть русским народом. Для этой цели использовалась тотальная русификация во всех сферах и борьба с национализмом. Законной принадлежностью украинской нации оставались галушки, гопак, шаровары и хор имени Верёвки (борщ исключался). Советский человек действительно состоялся, и независимость мало что поменяла, более того, включились мощные процессы интеграции, глобализации, унификации культуры, ценностей и т.д., действующие в мировом масштабе. Казалось бы, В. Путин имел все основания полагать, что все различия стерты, и можно считать русских и украинцев единым народом, а возможные проявления национализма - маргинальны и несущественны. Одним словом, Украина - фикция. К тому же данные выводы базировались на результатах анализа, полученных тысячами специалистов по Украине, как работающих в различных службах России, так и тайных агентов, внедренных в Украине. Эти выводы были использованы в экспансионистских планах России по отношению к Украине. (Впрочем, анализ западных экспертов давал аналогичные результаты).
  События 2022 года показали, что "не все так однозначно". Примечательно, что аналитика украинских специалистов существенно отличалась от российской и лучше предсказала последующие события. Как ни странно, коренное различие в мнениях касалось вопроса идентичности. И именно проблема идентичности, неверно истолкованная российскими аналитиками, повлекла за собой непреодолимые проблемы военного характера. Самоидентификация народа стала важнейшим фактором его военной мощи! Главный вывод: Украина - не Россия, украинцы - не россияне, различия, исчезновение которых провозгласили большевики, не только существуют, но они существенны. И это проявилось в самых разных аспектах войны. Возникают вопросы, касающиеся природы и происхождения этих различий. Ниже мы коснемся исторического аспекта этой проблемы.
  А. Токвиль вполне обоснованно связывал существующее состояние любого сообщества со всей предшествующей историей его развития вплоть до начальной стадии, которой он придавал решающее значение. "Не существует ни одного принципа, ни привычки, ни одного закона - я бы даже сказал, ни одного события - которые нельзя было бы объяснить, исходя из знания начальной стадии становления данного общества". ("Демократия в Америке", 1835). Столь радикальное утверждение не учитывает значение случайных факторов в истории, но оно правильно подчеркивает роль причинно-следственных связей, идущих от основы, инициирующей развитие.
  На мой взгляд, это в максимальной степени относится к истории возникновении такого уникального образования, как Украина. В чем его уникальность? Пожалуй, в том, что огромная территория от Донбасса до Карпат, никогда не имевшая собственной государственности и более того, разделенная между многими (до семи) государствами, приняла имя узкой полоски земли на окраине Руси и Дикого поля, когда-то называвшейся, украина, а люди, проживающие на этой большой территории, постепенно и совершенно добровольно отказывались от своей идентичности руссов и принимали новую идентичность, украинцев.
  Откуда могла взяться Западно-Украинская Народная республика, провозглашенная в 1918 году на территории Галиции со столицей во Львове? До 1340 года там было Русское княжество, затем на протяжении 400 (!) лет - Польша, а начиная с 1772 года - Габсбургская монархия (Австро-Венгрия с 1868 г.), где местные русины именовались, Ruthenen. В Польше эта территория имела официальное название Małopolska Wschodnia. Украиной и не пахло! И почему галицкие военные формирования местных русинов взяли себе название Сечевые стрелки? При чем здесь Сечь? Где была Сечь и где Галиция? С какого дьявола галичанский парень-русин представился сечевым стрелком и пошел проливать кровь за какую-то Украину? Дальше - больше - в 1941 году возникает военная организация, Полесская Сечь, начавшая действовать на Волыни. Где Волынь и где Сечь? История Волыни аналогична истории Галиции. Но это еще не все - руководитель Полесской Сечи назывался, Тарас Бульба-Боровец! Здесь вам и олицетворение легендарного запорожца Тараса Бульбы и настоящая Сечь. Впрочем, это были не игрушки - Полесская Сечь положила начало Украинской повстанческой армии (УПА). К этим примерам можно добавить ряд западноукраинских политических и общественных организаций - Карпатская Сечь, Украинская военная организация, Организация украинских националистов, даже Украинский подпольный университет во Львове и т.д.
  Почему вообще Украина? И где была в эти времена та несчастная Украина? В Гетманщине ее уже давно не было. Не было уже и самой Гетманщины, которую сначала превратили в Малороссию, а в 1837 году произошла отмена Малороссийского генерал-губернаторства как отдельного образования и запрет употребления слова, Малороссия, в официальных документах империи. Национальность, малоросс, также не употреблялась, более существенным считалось православие - единственное, что оставило упоминание о Малороссии - "малорусское наречие" русского языка. Слобожанщина также была частью России, не говоря уже о Новороссии или "польском" Правобережье, которое с 1832 года получило официальное название "Юго-Западый край". Где Украина? Как проникла Украина в Галицию и на Волынь, если ее не было ни в исторической памяти, ни в социальной практике, ни в наименовании народов, населяющих эти земли?
  Николай Ульянов, исследователь "происхождения украинского сепаратизма", начинает свою книгу следующими словами: "Особенность украинского самостийничества - в том, что оно ни под какие из существующих учений о национальных движениях не подходит и никакими "железными" законами не объяснимо. Даже национального угнетения, как первого и самого необходимого оправдания для своего возникновения, у него нет". Противоестественность, искусственность, выдуманность украинского сепаратизма подчеркивается и в других аналогичных работах (включая "работу" В. Путина). Однако опыт показывает, что противоестественные, искусственные и выдуманные явления нежизнеспособны. Почему-то никто из российских исследователей не обратил внимание на следующий простой факт: основная борьба шла не против национального или социального угнетения, а за так называемые, вольности, которые оговаривались еще в Мартовских статьях 1654 года и уже во времена Екатерины II россиянами воспринимались как исторический анахронизм, даже абсурд. Такое восприятие является нормальным в стране, где подавляющая часть населения - крестьяне при той же Екатерине II были окончательно превращены в рабов своих хозяев. В свою очередь, помещики были рабами императрицы.
  То, что для свободного человека имеет ценность, не меньшую чем ценность жизни - воля, для раба является, скорее, обузой.
  
   Первоначальная украина возникла в виде узкой полоски земли на северной окраине Дикого поля и в долине Днепра, где начиная с середины 13 века, возникали слободы - сообщества свободных людей. Примерно в течение двух столетий после монгольского нашествия происходило формирование новой цивилизации, возникшей в результате синтеза двух культур - земледельческой культуры Древней Руси и полукочевой культуры племен, вначале главным образом торков, проживавших на зеленых лугах между реками Рось и Стугна и служивших Киеву. Этот синтез образовался естественным образом, когда беженцы, руссы и торки, спасаясь от монгольской орды бежали (спустились по Днепру) вначале в неприступную для монгольской конницы долину Днепра примерно в район нынешних Черкасс, а затем вышли на черноземы Дикого поля.
  По-видимому, это был "центр кристаллизации" нового сообщества свободных людей, который положил начало долгому, на протяжении двух - трех веков, эволюционному процессу самоорганизации и формированию новой социальной практики, приведшему к возникновению нескольких сословий - казаков, чумаков, свободных крестьян и ремесленников, одновременно являвшийся процессом этногенеза украинцев, процесса создания вполне определенной ментальности, присущей значительной части народа. Последовавшая безудержная волна украинизации была утверждением идеи свободы и преимуществ, которые дает самоорганизация, утверждением ментальности свободного человека, уже никак не ассоциировавшего себя с руссом (русином). Окончательный перелом от Руси к Украине на большинстве земель произошел видимо около конца XVI - начала XVII века, когда новая, как сказали бы сейчас, "национальная идея" расползлась по большей части территории южной Руси и окончательно победила, изменив самоидентификацию людей с русса на украинца и соответственно, изменив название своей земли из ставшей чужой Руси на родную и милую сердцу свободную Украину.
   Главные черты данной цивилизации - самодостаточность, безгосударственность и самоорганизация. Самодостаточность опиралась с одной стороны, на земледельческую технологию руссов и прекрасные природные ресурсы, с другой - на военный опыт и традиции кочевых племен. Безгосударственность опиралась на фундаментальный принцип, заимствованный из культуры кочевых племен: народ - армия. Народ или его значительная часть в случае необходимости моментально превращался в армию. Соответственно, каждый мог (а часть населения была обязана) иметь оружие и владеть военной технологией. Вся эта система могла функционировать лишь при соответствующем качестве народа, способного к самоорганизации. Самоорганизация, основанная на обычном праве - тот принцип, на котором только и может быть "нанизана" система, где нет центральной власти, государственной правовой системы, правовых институтов и соответствующего аппарата насилия. Вооруженное сообщество не терпит внешнего принуждения, но готово организованно защищать свою свободу.
  
  В первоначальной украине на протяжении достаточно длительного исторического срока были обеспечены два важнейших и необходимых условия развития - отсутствие поблизости сильного государственного центра влияния и неограниченные природные ресурсы. Таким образом, отсутствие внешнего достаточно мощного агрессивного воздействия вплоть до конца 15 века, с одной стороны, и отсутствие внутреннего демографического давления, с другой - обусловили возможность естественного развития общества в формах, не тяготеющих к принуждению и насилию.
  Таким образом, на тех небольших украинах на порубежье Руси сложились условия, в которых только и мог родиться этнос вольных людей, и оттуда подул ветер свободы, охвативший всю юго-западную Русь, превращая руссов в вольных украинцев. По карте расселения украинцев видно, как волна украинизации шла с запада на восток в Белгородскую, Курскую и Воронежскую области. Как писал Шевченко
  
   У нас воля виростала,
   Днiпром умивалась,
   Пiд голову гори клала,
   Степом укривалась.
  
  
  Корни украинского сепаратизма уходят именно в те далекие времена "вольностей", безгосударственности, свободы, самоорганизации, личной ответственности за будущее. И до сих пор следы этого духа подобны сохранившемуся внутреннему жару углей давно догоревшего костра, ждущих порыва свежего ветра, сдувающего наслоения мертвого пепла.
  Сколько требуется времени, чтобы искоренить свободный дух в прошлом вольного народа? Опыт показывает, что не так мало, потому что он питается не только памятью о прошлом, но также чувством исторической справедливости. И потому продолжает существовать дух шотландцев, ирландцев, басков, курдов, кавказцев, поморов, индейцев, чукчей, но уже в форме национального ресентимента по отношению к государству.
  
  Когда в Гетманщине в 1783 г. было введено крепостное право (Екатериной II), то 45% населения принадлежало казацкому сословию, а подавляющее большинство городов имели самоуправление и Магдебургское право. Аналогично обстояло дело на Слобожанщине. Центром формирования и обучения казаков была в то время Запорожская Сечь, о которой историограф той эпохи Герхард Фридрих Миллер выразился так: "Обычаи их к праздности и к пьянству склонные; пренебрежение торгов, кроме для своих житейских надобностей; необузданная вольность; прием всякого у них сброду людей всех языков, всех вер, токмо, чтоб у них будучи внешняя должность закона Грекороссийского наблюдалась; допущение таких в свое сообщество без всякого письменного свидетельства, не разбирая их достоинств или пороков; тож и позволяя отлучиться всякому, кто куда хочет; неимение письменных законов, которых иметь и не желают, опасаясь умаления их вольностям, и словом, лишение всех Гражданских порядков кроме одного беспрекословного послушания вышним, особливо же своему Атаману Кошевому, коего сами избирают и отрешают по их произволению. Сии обстоятельства не могут никому о Запорожцах благосклонного подать мнения, потому что их обычай всякому, на здравом уме и на истинных правилах основанному Гражданскому обществу противоборствует".
  Ментальность человека системы, для которой "здравый ум и истинные правила Гражданского общества" означают наличие "государя", крепостных, дворянства, когда роскошная одежда и количество холуев соответствуют уровню богатства и знатности происхождения, когда простолюдину можно "заехать в рыло", и "каждый сверчок, знай свой шесток", где установлено полное соответствие между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам табели о рангах от канцлера до коллежского регистратора, эта ментальность не совместима с ментальностью свободного человека, готового рисковать жизнью ради воли.
  Самоорганизация свободных людей не требует развитого аппарата власти - государства, которое не только управляет, но прежде всего грабит и паразитирует. Гетманщина обеспечивала выполнение всех функций, присущих государству, используя традиционные для Украины методы управления, сложившиеся естественным образом. Центральная власть, генеральная старшина, во главе с выборным гетманом состояла из 8 человек. Был также выборный Генеральный суд и Генеральная войсковая канцелярия. Важнейшие решения принимались на собраниях вечевого типа (Генеральная рада). Вся территория делилась на полки (6 - 10 полков), а полки на сотни. Администрация сотни (Сотенная старшина) состояла из 4 человек (сотник, писарь, есаул и хорунжий) и осуществляла все местное административное управление (военное и гражданское). Полком руководила Полковая старшина - полковник, обозный, писарь, есаул и хорунжий - 5 человек (или 6, если было два есаула). Полк имел также судью и судебную канцелярию. В городах действовало магдебургское право с элементами местного обычного права.
  Таким образом, фактически безгосударственная система и самоорганизация сводили к минимуму размер управленческого механизма, прежде всего из-за отсутствия специализированной корпорации (государства), паразитирующей на обществе. Поэтому уровень индивидуальной свободы и вполне соответствующий ему средний уровень благосостояния народа были весьма высоки. Показателен феномен возникновения братств. Братство представляло собой полностью самоорганизующееся сообщество, главным образом, православных мирян, которое становилось центром общественно-политической и культурной жизни региона. Оно существовало на взносы и пожертвования. Одним из примеров деятельности братств может служить Киевская братская школа (1615 г.), ставшая в 1632 году коллегией и затем получившая статус Киево-Могилянской академии (1659 - 1817), доступной для всех сословий и благополучно ликвидированной при "благословенном" Александре I. Свободные сообщества не совместимы с имперским режимом, (впрочем, как и с нынешним путинским). Последнее в истории Украины Кирилло-Мефодиевское братство было уже тайным и разогнано с невероятной жестокостью в 1847 г.
  
  Стремление к "здравому уму и истинным правилам Гражданского общества" с неотвратимостью асфальтового катка укатывало все, так называемые, "вольности".
   Краткая хронология событий.
  1754 год - ликвидация украино-российского таможенного союза.
  1763 - указ о запрещении преподавания на украинском языке в Киево-
   Могилянской академии
  1764 - отставка Разумовского, последнего гетмана Гетманщины.
  1775 - разрушение Запорожской Сечи.
  1780 - сожжение собрания книг Киево-Могилянской академии.
  1781 - отмена полкового устройства Левобережья.
  1783 - ликвидировано отдельное казацкое войско Левобережья.
  1783 - закрепощение 300 тысяч крестьян
  1796 - тотальное закрепощение крестьян - около 50% населения.
  1797 - введен призыв в армию империи.
  1831 - отмена Магдебургского права в городах Украины.
  1832 - казаки, не получившие статус дворян получили статус
   специальных государственных крестьян. Установлено название
   для Правобережья - Юго-западный край.
  1837 - отмена Малороссийского генерал-губернаторства как
   отдельного образования и запрещение употребления слова
   Малороссия в официальных документах империи.
  1840 - ликвидация Литовского статута - главного источника
   украинского права в Гетманщине. На этом украинская
   государственная автономия была ликвидирована, во всяком
   случае, формально. Украина была окончательно втянута в
   имперскую орбиту.
  1863 - Валуевский указ о частичном запрете публикаций на
   украинском языке.
  1876 - Емский указ, полностью запрещавший употребление
   украинского языка где-либо в публичной сфере. Центр
   украинского культурного движения переместился во Львов.
  
  Казалось бы, Украина оказалась полностью "зачищена", как любят выражаться современные журналисты, во всяком случае, формально. Как пишет российский исследователь "украинского вопроса" Алексей Миллер: "Следовательно, мы должны отдавать себе отчет в том, что в середине 19 в. только ничтожное меньшинство жителей современной Украины называло себя украинцами в том смысле, в каком этот термин употребляли украинофилы". (Из работы Формирование наций у восточных славян в 19 веке, Рус.ист.журнал, 1999, курсив А. Миллера). Но тогда возникает вопрос: привела ли такая формальная "зачистка" к исчезновению украинства, как социальной и культурной практики? Другими словами, жила ли Украина внутри московской, а затем российской имперской оболочки или медленно умирала?
  Во-первых, если подходить чисто формально, украинские земли не только не уменьшились, и тем более не исчезли из исторической карты, как это произошло, скажем с землями провансальцев, саксонцев, гасконцев, бургундцев, бретонцев, готов, швабов и множества других, а непрерывно прирастали. Особенно это становится очевидно при рассмотрении карты Боплана 1639 года ("Tabula Geographica Ukrainska"). Они прирастали именно как украинские земли, то есть земли, где среди населения преобладает украинский тип культуры и ментальности. Украина всегда воспринималась именно как территория, заселенная украинцами (поэтому закрепилась форма "на Украине", то есть "на территории", в отличие от "в Украине", то есть "в государстве"). Характерный пример - Слобожанщина или Северное Причерноморье - бывшие ногайские степи, куда стекались представители самых разных этносов, но, в конце концов, были украинизированы. (Исключением является Стародубщина, которая, начиная с 1660 года интенсивно заселялась старообрядцами - социальной группой, склонной к самоизоляции. Они не поддавались каким-либо культурным воздействиям, избежали ассимиляции и сохранили свою культурную идентичность даже после их насильственного выселения в Бурятию). Таким образом, поскольку Украины как государства не существовало, имела место именно культурная экспансия украинства на соседние земли. Об этом же свидетельствует распространение казачества. На территории российской империи возникло около десятка самоуправляющихся образований, функционирующих по образцу полковой организации Гетманщины - российское казачество.
  Во-вторых, культура народа, понимаемая в широком смысле, (как совокупность технологии, жизненного уклада, мировоззрения, морали, исторической памяти, обычаев, обычного права, искусства) является определяющим фактором этнической самоидентификации народа и формируется на протяжении столетий. По этой причине культура является мощным инерционным фактором и сохраняется столь же длительно, не смотря на ликвидацию формальных признаков. Если общество осознает ценность своей культуры, а фактически - своей этнической идентичности, то оно сопротивляется мерам принуждения к переходу в другую культуру, а тем более - мерам по уничтожению родной культуры, уничтожению того, что большинством народа воспринимается как ценность. Именно это сопротивление считают проявлением национализма.
  Нет сомнения, что культуры украинцев и московитов существенно различались вследствие различия исторических путей. Попытки привести все это дело "к общему знаменателю", начавшиеся еще при Петре I, были с небывалым рвением продолжены при Екатерине II и завершились тотальным закрепощением крестьян. Реакция со стороны украинского общества была неизбежна. Как писал историк: "Украинский народ свое положение под российским государством считал неестественным и ожидал его конца. На местах он хранил оружие дедов и прадедов и верил, и открыто высказывался, что придет час, когда оно понадобится". (Л. Мациевич, Поляки и русины. 1882). Главная проблема - утрата вольностей половиной населения. За период крепостничества на землях Украины произошло более сотни массовых антиправительственных выступлений закрепощенных крестьян, возник поток беглецов в степи Причерноморья, на Дон, на Кубань и на Северный Кавказ. Возникла литература, впервые использующая живую разговорную речь (И. Котляревский, "Энеида", 1798 г.), что означало возникновение новой украинской литературы и утверждение новых норм языка, максимально приближенных к народному. Возникали тайные общественно политические организации, начиная от Новгород-Северского патриотического кружка (1770-е годы), кончая Союзом освобождения Украины (1914 г.). Вначале Валуевский, а затем - Емский указ о запрете украинского языка где-либо в публичной сфере, на самом деле были реакцией на все нарастающую волну проукраинских и украинофильских настроений и проявлений в обществе, как-то: возникновение украинских громад (товариществ), украинских школ, рост числа печатных и рукописных изданий, самодеятельных театров, литературного творчества и исследований истории Украины. Далее, в период 1900 - 1905 г. возникло восемь украинских партий различной (демократической, радикальной, революционной) направленности. Можно сказать, что движение "украинского сепаратизма" было следствием мер, предпринятых Екатериной II по "обузданию" украинских вольностей.
  Дух вольности продолжал жить, и тлеющие угли вспыхивали пламенем надежды при всяком дуновении ветра перемен. С течением времени борьба за вольности переросла в сепаратизм - возникло четкое понимание, что вольности недостижимы в рамках империи. И уже ни Голодомор, ни жертвы "Расстрелянного возрождения" не могли изменить направленность национального духа на создание национального государства. И все сильнее оба "братских" народа ощущали нарастание инаковости, несовместимости, апофеозом которого стал шизофренический подход Путина: "1. Украинцев не существует, это - русские. 2. Украинцев надо уничтожить". Русский народ в большинстве поддерживает такой тезис не только вследствие пропаганды, но также вследствие неких укорененных глубин ментальности, что и определяет его инаковость.
  На мой взгляд, не имеющий научного обоснования, существует направленность генетического отбора людей, для лучшей адаптации народа к сложившимся условиям. Другими словами длительное пребывание в определенных условиях формирует соответствующий генетический тип. Украинец - прежде всего - земледелец. Даже жители украинских городов (по крайней мере, небольших) никогда не занимались только ремеслом, городское домохозяйство имело в своем распоряжении участок земли, который они обрабатывали и с которого кормились. Каждый город имел в округе довольно большую площадь пахотных земель, леса, сенокоса, которые обеспечивали потребности города, находились в частной собственности либо распределялись местным самоуправлением. Другой важный момент, украинцы никогда не жили общиной, поэтому были лишены общинной ментальности, когда человек ощущает себя неотъемлемой частью целого. Украинец, создающий семью, стремился быть полностью самостоятельным, то есть самодостаточным в экономическом отношении, полагаться на себя и уметь принимать ответственные решения. Самостоятельность сообщает человеку чувство веры в свои силы и чувство собственного достоинства. Самостоятельность (укр. самостiйнiсть ) одно из ключевых слов для украинца. Теперь уже ставшая мифом, самостiйна Украина - земля свободных людей, текущая молоком и медом - его земля обетованная. Его идеал - когда вопросы общественного характера решает не государство, а громада (сообщество самостоятельных людей). Государству отводится вспомогательная роль, заниматься вопросами, которые не могут быть решены на уровне громады.
   Естественно, важнейшие черты национальной ментальности были в значительной степени подавлены и унифицированы за годы советской власти, но период независимости сообщил некоторый импульс именно в направлении возрождения традиционных черт украинства. Эта направленность еще более укрепилась в столкновении с "русским миром" и, я бы добавил, с "русским лицом" на Донбассе.
  Русские центральной части России, (условно, московиты, в отличие от черносошных крестьян, поморов, новгородцев, казаков, староверов и прочих вольных сословий и народностей) представляли собой разделенный народ, где крепостные крестьяне - подавляющее большинство населения, фактические рабы - жили общинами в ментальной и культурной изоляции и полной зависимости от помещиков на протяжении нескольких столетий. Это формировало в простом народе особую ментальность общинного типа, склонную к патернализму и существенно отличную от ментальности горожан и правящего класса. Соответственно, в России существовало две культуры - народа и элиты. Ситуация не поменялась и в 19 веке, когда культурная элита количественно увеличилась. Во времена советской власти продолжился апартеид крестьян - им впервые разрешили выдавать паспорта только в 1974 году. Последствия этой разделенности явно выражены до сих пор в форме так называемого "глубинного народа", то есть народа "глубинки", имеющего специфические черты, четко фиксируемые социологами.
  Помещики были почти сплошь военизированным сословием (поместная система предоставляла имение под обязательство военной, реже государственной службы). Екатерина II прямо называла помещиков своими рабами. Поскольку помещики (дворяне) находились в зависимости от верховной власти, то фактически имела место корпорация, цель которой - экспансия на соседние земли, расширение империи, а главный стимул и награда - победа в этом процессе. А уже потом можно делить добро, рубить головы, переселять народы, раздавать поместья и даже устраивать институты благородных девиц, "дабы воспитывать девиц блестящими для света, обучить изысканному слогу и придать им надлежащую и приличную смелость в поведениях".
  В течение столетий отбирались те, кто хотел и мог убивать и воевать, а также проходимцы и вертухаи. Аппетиты государства росли от уровня "прорубить окно в Европу" до уровня мировой революции.
  
   Но мы еще дойдем до Ганга,
   Но мы еще умрем в боях,
   Чтоб от Японии до Англии
   Сияла Родина моя.
  
  В потаенных закоулках души почти каждого русского затаилось "национальное бессознательное" (в терминологии К.Г. Юнга), а на самом деле - взлелеянное длительным и целенаправленным воспитанием чувство - Величие России вместе с набором иррациональных, а также вполне рациональных атрибутов типа: "умом Россию не понять", "загадочная русская душа", "всемирная отзывчивость русского человека", "всечеловечность русских", "народ-богоносец", "великий, могучий русский язык", "Москва - Третий Рим", "русский мир", и т.п. Величие России - это русская национальная идея, это последнее от чего может отказаться даже самый рациональный и прозападный русский. Величие России, экспансия и победы - это то, что помогает ему переживать жизненные невзгоды и тяготы, голод и холод, что побуждает его стать частью великой победоносной армии, винтиком устрашающего и сокрушающего механизма, воплощающего это величие. Величие России - это великая, неделимая и несокрушимая держава, это ядерный кулак, готовый в любой момент испепелить землю, это двуглавый орел, глядящий и на запад, и на восток и держащий весь земной шар в когтистой лапе. Величие России и осознание себя частью этого величия - это то, что наполняет душу русского неизъяснимой гордостью, что объясняет и оправдывает величайшее пренебрежение к завоеванным народам, презрение ко всей этой "неруси": нацменам, хохлам, жидам, чуркам, хачикам, пиндосам и т. п., что оправдывает недержание слова и нарушение договоров, наглую ложь и продажность - все то, что расцвело в царствование Екатерины II, называемой в России, Великой, еще более развито Сталиным, и эти двое теперь стали учителями нынешнего государя - Путина. Величие России и сакрализация российского государства - это единственное, что оправдывает экспансию в глазах россиян, так как убедительных рациональных аргументов для ее обоснования не осталось. Поможет ли экспансия - метод расширения территорий, общепринятый в 18-ом веке - возрастанию величия России в веке 21-ом? Вопрос риторический.
  В советские времена средний русский воспринимал Союз как большую Россию с некоторыми, впрочем, несущественными нюансами в союзных республиках. "Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей". И этот человек, безусловно, был русским человеком, а не каким-нибудь чуркой. Каждый чурка в своих потаенных мечтах должен был стремиться стать русским. "Они не любят русских!" - я хорошо помню эти возмущенные слова, когда речь заходила, например, о прибалтах. Это была ересь, отклонение от нормы. Нормальный покоренный народ должен любить своих поработителей. "Мы будем вас убивать, чтобы вы нас любили" - формула любви по-русски.
  
  Украина - не Россия.
  
   Вильнюс, февраль 2023.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"