Зырянов Алексей Викторович : другие произведения.

Привычка Ко Всему Загадочному

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметка на статью Виктора Забелина 'Загадка русской души'.
    Опубликована в газете "Литературная Россия" номер 28 (от 17 июля 2009).


   "Литературная Россия": N 27 от 10 июля 2009
  
   ЗАГАДКА РУССКОЙ ДУШИ
  
   ВЕР­СИЯ
    
   В прес­се по­сто­ян­но мель­ка­ет мысль о за­га­доч­но­с­ти рус­ской ду­ши. При­ме­ры при­во­дить не бу­дем, вот толь­ко один из по­след­них. В га­зе­те "Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия" (N 21, май 2009) по­ме­ще­но ин­тер­вью по­этес­сы из Мор­до­вии Еле­ны Де­ди­ной "На­ши гре­хи - это не свя­тость", в ко­то­ром она го­во­рит: "Всех удив­ля­ет на­ше тер­пе­ние, ко­то­рое вы­ше вся­ких гра­ниц и ко­то­рое ло­па­ет­ся все­гда не­о­жи­дан­но, по­то­му что к не­му при­вык­ли. Всем из­ве­ст­но и на­ше ми­ло­сер­дие, ко­то­рое, то­же ус­тав от сво­ей без­мер­но­с­ти, вдруг не­о­жи­дан­но пре­вра­ща­ет­ся в же­с­то­кость и жлоб­ст­во. Мно­го не­объ­яс­ни­мо­го, по­то­му что и объ­яс­нить не пы­та­лись, не всма­т­ри­ва­лись в на­род... За­гад­ка рус­ской ду­ши есть. За­га­да­ли мы её все­му ми­ру, но ведь и са­ми от­ве­та не зна­ем - на что мы точ­но го­то­вы, че­го мы точ­но не при­мем". Рас­смо­т­рим эту ци­та­ту из ста­тьи по­дроб­нее. Она по смыс­лу не об­ла­да­ет яс­но­с­тью. Ав­тор ста­тьи спер­ва ут­верж­да­ет, что за­гад­ка рус­ской ду­ши не­объ­яс­ни­ма, а да­лее по тек­с­ту го­во­рит­ся, что ни­кто и не пы­та­ет­ся объ­яс­нить эту за­гад­ку и да­же "не всма­т­ри­ва­ет­ся в на­род". Ну, ко­ли ни­кто не пы­та­ет­ся объ­яс­нить эту за­гад­ку и "не всма­т­ри­ва­ет­ся в на­род", то кто же тог­да ска­жет, что эта за­гад­ка есть ис­ти­на, ко­то­рую яко­бы на­до при­нять за ак­си­о­му, про­сто так, на ве­ру, вро­де под че­ст­ное сло­во. Вы­хо­дит, что и клас­си­ки рус­ской ли­те­ра­ту­ры "не всма­т­ри­ва­лись в на­род" или зна­ли об этом и в от­кры­тую не го­во­ри­ли. На то они и клас­си­ки, что­бы знать свой на­род.
   А мо­жет, мы са­ми се­бе моз­ги пу­д­рим?.. Ни­ка­кой за­гад­ки рус­ской ду­ши не бы­ло и нет. В са­мом де­ле, к при­ме­ру, жи­те­ли По­ли­не­зии по скла­ду ду­ши от­ли­ча­ют­ся от жи­те­лей Япо­нии или жи­те­лей Аф­ри­ки - от жи­те­лей Ев­ро­пы, но это не оз­на­ча­ет, что жи­те­ли По­ли­не­зии или Аф­ри­ки об­ла­да­ют за­га­доч­но­с­тью сво­ей ду­ши. И тут нет ни­че­го, что­бы оби­жать­ся или про­яв­лять же­ла­ние чем-то при­вле­кать на се­бя вни­ма­ние дру­гих. Бы­ла Рос­сий­ская им­пе­рия до 1917 го­да сель­хоз­стра­ной, по­том боль­ше­ви­ки-ком­му­ни­с­ты сде­ла­ли так, что на­род пре­вра­тил эту им­пе­рию в ин­ду­с­т­ри­аль­но-на­уч­ную дер­жа­ву под фла­гом по­ст­ро­е­ния со­ци­а­лиз­ма. И ни­кто не го­во­рил о ка­кой-то за­гад­ке рус­ской ду­ши. За­хо­те­ли - и сде­ла­ли... То, что сло­жи­лось ве­ка­ми в ду­хов­ном ми­ре рус­ской ду­ши, ни­ку­да не уш­ло и не уй­дёт, а имен­но: до­ве­рие, труд, че­ст­ность, спра­вед­ли­вость и со­ли­дар­ность с дру­ги­ми на­ро­да­ми. Мы, рус­ские, зна­ем, че­го хо­тим, но не лю­бим тех, кто ме­ша­ет жить спо­кой­но и на­ру­ша­ет спра­вед­ли­вость.
   Мо­жет, обо­ст­рён­ная тя­га к прав­де, спра­вед­ли­во­с­ти со­став­ля­ет за­гад­ку рус­ской ду­ши?.. Вряд ли. Тя­га к прав­де, спра­вед­ли­во­с­ти есть об­щее свой­ст­во мно­гих на­ро­дов, что на­шло от­ра­же­ние в хри­с­ти­ан­ской ве­ре уже в те вре­ме­на, ког­да на Ру­си вла­ст­во­ва­ла язы­че­с­кая ве­ра. То же са­мое мож­но ска­зать и о чув­ст­ве дол­го­го тер­пе­ния, и о чув­ст­ве со­ст­ра­да­ния (бла­жен­ны ми­ло­с­ти­вые). Ины­ми сло­ва­ми, все за­по­ве­ди Хри­с­та и Бла­жен­ст­ва (Но­вый За­вет) ока­за­лись со­звуч­ны­ми рус­ской ду­ше и ук­ре­пи­лись в ней. Од­ним сло­вом, рус­ская ду­ша не ху­же и не луч­ше ду­ши мно­гих на­ро­дов, при­няв­ших хри­с­ти­ан­ст­во, из ко­то­ро­го пра­во­сла­вие на­и­бо­лее ши­ро­ко за­кре­пи­лось в сла­вян­ских на­ро­дах. И ни­ка­кой за­гад­ки у рус­ской ду­ши нет. Ос­та­ёт­ся взгля­нуть на неё с по­зи­ции юмо­ра и са­ти­ры. Ис­то­рия ут­верж­да­ет, что нра­вы и по­ро­ки об­ще­ст­ва (не­ве­же­ст­во, ли­це­ме­рие, тще­сла­вие и т.п.) лю­бят вы­сме­и­вать не толь­ко в Рос­сии, но и с дав­них пор в Ев­ро­пе, к при­ме­ру, труд пи­са­те­ля и гу­ма­ни­с­та эпо­хи Воз­рож­де­ния Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го "По­хва­ла глу­по­с­ти".
   Мо­жет, рус­ская ду­ша от­ста­ёт в об­ла­с­ти на­ук? Да нет же, тут то­же всё в по­ряд­ке, до­ста­точ­но вспом­нить от­кры­тие По­по­ва (ра­дио, как выс­шее сред­ст­во свя­зи для че­ло­ве­ка) и так да­лее. Вы­хо­дит, как ни кру­ти, как ни по­смо­т­ри на рус­скую ду­ша, она не ху­же и не луч­ше сред­ней ев­ро­пей­ской ду­ши. По­ня­тие же о пре­сло­ву­той за­гад­ке рус­ской ду­ши зиж­дет­ся на уров­не ба­зар­ных кри­во­тол­ков. Мож­но го­во­рить о подъ­ё­мах и спа­дах рус­ской ду­ши в си­лу тех или иных по­ли­ти­че­с­ких, со­ци­аль­ных, эко­но­ми­че­с­ких об­сто­я­тельств. Рус­ская ду­ша до­воль­ст­ву­ет­ся уме­рен­но­с­тью во всём, но спра­вед­ли­вость ста­вит­ся вы­ше все­го вме­с­те с креп­ким ру­ко­по­жа­ти­ем о друж­бе. Тот, кто по­ни­ма­ет прин­ци­пы жиз­ни рус­ской ду­ши, к та­ким у нас ду­ша на­ра­с­паш­ку, до бе­зу­мия обо­жа­ем пре­дан­ных лю­дей, будь он хоть кто по кор­ням сво­им. А кто пы­та­ет­ся ты­кать паль­цем в ду­шу рус­ско­го че­ло­ве­ка, де­с­кать мы, рус­ские, та­кие-рас­ся­кие, мы все­гда на­пом­ним за­по­ведь из Еван­ге­лия: дру­гих не су­ди, на се­бя по­гля­ди.
   Не на­до нас хва­лить, но и не на­до ху­лить. Мы твёр­до зна­ем, че­го хо­тим: быть на рав­ных со все­ми, без ам­би­ций и им­пер­ских за­ма­шек, мы хо­тим луч­ше по­ни­мать друг дру­га, ус­лы­шать и по­нять дру­гих, что­бы всем бы­ла поль­за от до­б­рых дел.
  
Виктор ЗАБЕЛИН,
п. ГОРНЫЕ КЛЮЧИ,
Приморский край
  
  
   "Литературная Россия": N 28 от 17 июля 2009
  
   ПРИВЫЧКА КО ВСЕМУ ЗАГАДОЧНОМУ
  
   ИНОЕ МНЕ­НИЕ
    
   Не со­гла­шусь с тем, что вы­ска­зал Вик­тор За­бе­лин в 27-м но­ме­ре "Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии" о за­га­доч­ной рус­ской ду­ше. В сво­ей по­зи­ции бу­ду ис­поль­зо­вать не­ко­то­рые ви­зу­аль­ные и пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кие зна­ния об ис­то­рии са­мой за­га­доч­ной стра­ны на Зем­ле (по­сле Ги­пер­бо­реи).
   Ли­те­ра­ту­ра и древ­няя ис­то­рия да­ла лю­дям по­ни­ма­ние не­о­быч­но­го в нас са­мих. Но ког­да эта не­о­быч­ность из (по­пу­ляр­но­го, бла­го­да­ря ра­бо­там из­ве­ст­ных ис­сле­до­ва­те­лей пси­хо­ло­гии) кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го при­сут­ст­ву­ет в со­зна­тель­ном по­ве­де­нии ог­ром­ней­шей стра­ны и не раз­ру­ша­ет её сво­ей не­по­сле­до­ва­тель­но­с­тью и ало­гич­но­с­тью, то вы­зы­ва­ет у лю­бо­го по­та­ён­ный тре­пет пе­ред ди­кой стра­ной. Как это она так не увяз­ла в бес­по­ряд­ке анар­хи­че­с­ко­го строя?
   Рос­сия на­де­ли­ла нас при­выч­кой ко все­му за­га­доч­но­му во­круг нас, че­го нет у ино­ст­ран­но­го кон­тин­ген­та лю­бо­пыт­ных граж­дан, чьи стра­ны на­се­ле­ны ин­ди­ви­да­ми, скры­ва­ю­щи­ми свои лич­ные стран­но­с­ти в поль­зу уз­на­ва­е­мо­с­ти и по­ни­ма­ния.
   За­гад­ка рус­ской ду­ши для ев­ро­пей­ца скла­ды­ва­ет­ся из до­не­сён­ных зна­ний про­шло­го и уви­ден­но­го на­сто­я­ще­го. Оно - ещё в на­ча­ле ХХ ве­ка - за­клю­ча­лось в том, что в эпо­ху ин­ду­с­т­ри­аль­но­го раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния Рос­сии как ци­ви­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва в ней не по­ме­ня­лась, ин­ди­ви­ду­аль­ная по мен­та­ли­те­ту, ди­кость, ко­то­рая за­клю­ча­лась в её тра­ди­ци­ях и по­ступ­ках. К та­ким от­но­сят­ся на­ши "за­ба­вы": эле­мен­тар­ное для сла­вян об­ли­ва­ние ле­дя­ной во­дой и об­ти­ра­ние сне­гом, ку­лач­ные бои на пло­ща­дях...
   Од­на из клю­че­вых осо­бен­но­с­тей, на что ос­та­нав­ли­ва­ет­ся вос­при­я­тие обы­ва­те­ля "в Лон­дО­не и в Па­ри­жу" (как лю­бит го­во­рить мой зна­ко­мый), вклю­че­на в спо­соб­но­с­ти у боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния упо­треб­лять раз­бав­лен­ный спирт в не­имо­вер­ном ко­ли­че­ст­ве и иметь при этом плот­ное и креп­кое те­ло. На­ши бор­цы-си­ла­чи все­ля­ли страх в со­зна­ние со­пер­ни­ков мо­ну­мен­таль­но­с­тью сво­ей ат­ле­ти­че­с­кой фи­гу­ры и по­ра­зи­тель­ной ус­той­чи­во­с­тью на но­гах. Это толь­ко сей­час ны­неш­ние ал­ко­го­ли­ки име­ют суб­тиль­ное и чах­лое тель­це, ко­то­рое со­тря­са­ет­ся с ут­ра от соб­ст­вен­ной не­мо­щи и спо­соб­ное "об­ва­лить­ся" от ду­но­ве­ния из рас­кры­той фор­точ­ки.
   Са­мое на­гляд­ное со­бра­ние ве­ли­чия на­шей за­гад­ки по­ка­за­но в лю­би­мом мною филь­ме Ни­ки­ты Ми­хал­ко­ва "Си­бир­ский ци­рюль­ник". Толь­ко не­же­ла­ние по­твор­ст­во­вать воз­ве­ли­чи­ва­нию куль­та сла­вя­низ­ма ог­ра­ни­чи­ло эту ки­но­лен­ту от ми­ро­вых на­град. Не лю­бит на­род ев­ро­пей­ский, ког­да на эк­ра­не вос­хва­ля­ет­ся чья-то ис­то­рия; ей по­да­вай что-то об­щее для всех, что объ­е­ди­ня­ет каж­до­го зем­но­го жи­те­ля.
   И да­же во­ин­ские за­слу­ги Рос­сий­ской дер­жа­вы вы­зы­ва­ют у Ев­ро­пы до сих пор удив­ле­ние. Бру­си­лов­ский про­рыв, в ча­ст­но­с­ти. Рус­ская ар­мия, не имев­шая до­ста­точ­но­го ско­ро­ст­рель­но­го ору­жия (как у ав­ст­рий­цев и нем­цев), со шты­ка­ми впе­ре­ди бо­е­вой тех­ни­ки соб­ст­вен­ной жи­вой си­лой вы­ры­ва­ет кло­чок зем­ли для ца­ря-ба­тюш­ки. Кто из ев­ро­пей­цев мог до­ду­мать та­кое, ког­да, по их све­де­ни­ям, бы­ло из­ве­ст­но, что к цар­ской се­мье тле­ет на­сто­ро­жен­ное уве­ре­ние из-за вся­ких "ино­ст­ра­нок" на рус­ском пре­сто­ле, ко­то­рые вер­тят их ца­рём. По­ра­жа­ла за­пад­но­го по­ли­ти­ка и ло­ги­ка го­су­дар­ст­ва рос­сий­ско­го при ве­де­нии за­ступ­ни­че­с­ких войн по ли­нии ре­ли­ги­оз­но­го един­ст­ва. В умы этих са­мых за­пад­ни­ков не встра­и­ва­лась в гра­ни­цы ра­зум­но­го стран­ная ори­ен­ти­ро­ван­ность (да­же, ска­зать, тен­ден­ция) в по­во­де для вступ­ле­ния в вой­ну, не пред­ви­дя ве­со­мой вы­го­ды от ис­хо­да сра­же­ния. Каз­на, рас­тра­чи­ва­е­мая на во­ен­ные кам­па­нии, в по­ни­ма­нии за­пад­ных дер­жав, долж­на иметь, хо­тя бы в ином вы­ра­же­нии, при­ток но­вых по­ступ­ле­ний. Они мо­гут за­клю­чать­ся в за­хва­чен­ных тер­ри­то­ри­ях или по­ли­ти­че­с­ких вы­го­дах. Но где там. Кла­дут­ся ты­ся­чи сол­дат за дру­гую стра­ну в уго­ду ми­фи­че­с­ко­го братства, и это-то в со­вре­мен­ном ми­ре!
   При­скорб­но, что жи­тель по­сёл­ка Гор­ные Клю­чи При­мор­ско­го края не ощу­ща­ет свою не­о­быч­ность, а ещё до­сад­нее, что не за­ме­тил он её и в ис­то­рии сво­ей стра­ны. 
  
Алексей ЗЫРЯНОВ,
г. ТЮМЕНЬ

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"