(Ответ Юлии Щербининой на её статью в журнале "Октябрь" N5, 2014)
Сижу я дома с утречка в июньский выходной. Ещё ни ел, ни пил. Читаю литжурналы из Сети, как будто я библиофил. Дошёл до "Октября". Нашёл статью под именем филолога Щербининой Юлы. Прочёл до краешка из первой трети, там критиков чихвостит в хвост и гриву известная мадама. Увидел я в статье известное мне имя, это ж -- я. И, озверев, подумал: ни х... хорошо так говорить. Я не такой плохой, как показалось Юле. Да и других ругать она полезла не подумав. Очередной "заказ" редакции журнала или критические дни у автора статьи?
"...И вот в минувшем году Кирилл Анкудинов снова сокрушается, что "в нашей литкритике "пространство ругани" сведено к жалким резервациям", а Игорь Панин заявляет, что настоящий критик "должен походить на героя криминальной драмы, триллера, боевика".
<...> Это уже какая-то идея фикс, устойчивый ментальный комплекс нашей словесности: будто лучшая форма диалога критика с писателем - словесный мордобой.
Заметно и другое: выраженная агрессивность плюс стремительная скорость. Критик предпочитает действовать наскоком, наездом, нахрапом. По принципу: "Как потопчешь - так и пожрёшь". И поржёшь: открытые издёвки, ядовитая ирония, злобное высмеивание - не менее популярные приемы литературно-критической полемики и, одновременно, беспроигрышные способы достижения публичного успеха через скандал. Даже начинающий критик - и тот утверждается в профессиональном цехе не словом гармонии, а словом вражды (В. Жарова, Е. Ратникова, А. Зырянов)..." - Да что ж это такое, к двум разъярённым барышням здесь приписали и меня. Да одобрительных рецензий у меня и литобзоров больше, чем ругательных во много раз. Да и "стремительная скорость" не по мне, ведь у меня критических материалов в год поменьше, чем стройных пальцев на ногах Щербининой. Я на раскрученных писателей особо не пишу, всё потому, что всё потонет в общей массе. Ну как же я могу быть после этого быстрее лани блоггерской, скажите? Я вдумчив и ищу малоизвестных обделённых авторов: коль человек не слеп, то он заметит это по моим заметкам и обзорам в интернет-журналах "МолОко", "ЧасКор" да и в "Свободной прессе".
А вот ещё: "...В итоге отчётливо обозначились три негативные тенденции. Во-первых, образовалось гигантское зияние между литературной журналистикой и академическим литературоведением; возникла ментальная дыра, куда провалилось множество текстов, заслуживающих внимания и оценки. Во-вторых, определился целый ряд авторов, существующих исключительно как феномены книгоиздания, но не явления литературы. В-третьих, заметно усилился интерес к досуговой литературе при явном снижении интереса к интеллектуальной прозе..."
- Ну, видимо, не так усердно ищет Юля тех, кого бы можно похвалить. Моих обзоров да и фельетонов на тему литпроцесса Щербинина совсем не замечает, как и у других во многом популярных критиков, в числе которых Кузьменков с Урала да и Ширяев Вася с посёлка на Камчатке. О двух последних также автор не лестно отзывалась.
И вообще. Ругал-то я всего-то ничего не так-то много мне известных авторов отечественной прозы: Дмитрия Липскерова, Алексея Иванова, Вадима Левенталя и Володьку Лорченкова. И уж в чём угодно, а винить меня в отсутствии весомых аргументов совсем бесперспективно: и цитаты, и смысловой разбор по тексту есть в любой моей работе. Все лишние претензии к трусишке Кутенкову Боре: он мастер выезжать на обезличенных словах и терминах в своих статьях.
И вот ещё от Юли: "...Центральной фигурой рецензии на книгу становится не автор книги, а автор рецензии. Главным словом становится местоимение "я"..."
- Скажу для всех совсем уж очевидную вещицу: критик - индивид, и он не может становиться объективным. Критик не распускает обезличенные слухи с литературных битв, как бабки на завалинке о наркоманских проститутках; он единолично принимает вызов, представленный под видом авторского текста, который критик сам решил прочесть и поделиться мнением в конце прочтенья.
Тщательнее надо наблюдать за каждым новым критиком. Обидеться ведь могут люди и... наскочить нахрапом... :0)