Аннотация: Трактат о скотской сущности гнилого интеллигента.
Чем интеллигенты отличаются от интеллектуалов?
Или -
Это гнилые интеллигентные во всём виноваты!
В последние годы и даже десятилетия до умных людей (и даже до некоторых дураков) начинает, наконец, доходить, а по какой причине Запад всё время переигрывает Россию?!...
Да так, что войну у Запада выиграть иногда получается; и до Берлина дойти иногда получается, и даже до Парижа; а вот мир выиграть у Запада Россия принципиально не способна...
Потому, что на Западе, на его счастье - интеллектуалы; а в России, на её несчастье - интеллигенты!
А чем они отличаются? На то есть очень много мнений...
Прежде всего нужно определиться с терминологией. И определить, что с интеллектуалом разобраться легче всего.
Интеллектуал - это тот, кто имеет интеллект; то есть ум и сообразительность.
Далее нужно понять, что интеллигент - это одно, а интеллигентный - это совсем другое.
Интеллигент - это тот, кто каким-то образом относится к прослойке (сословию) интеллигенции.
Понятие это, интеллигенция, очень расплывчатое и неконкретное; ещё никому не удалось чётко и однозначно определить, чем же она отличается от пролетариата. Потому правильнее было бы называть её не прослойкой и не сословием, а кодлой.
Например, есть такое мнение, что интеллигенция - это работники преимущественно умственного труда, они работают головой; а пролетариат - это работники преимущественно физического труда, они работают руками. Но тогда получается, что терапевт - интеллигент, а хирург - пролетарий...
А есть и такое мнение, что пролетарии - это городские производственники (непосредственные производители материальных благ); а интеллигенты - это городские непроизводственники. Но тогда получается, что сторожа, дворники, грузчики, официанты, и даже ремонтники - интеллигенты...
Впрочем, чёткое и однозначное определение, что такое интеллигенция, и не надобно. Потому что не нужно путать интеллигенцию с интеллигентностью, а интеллигента с интеллигентным. Как не нужно путать белое с пушистым.
Интеллигентный - это тот, кто, независимо от своих сословных, идейных, партийных и прочих показателей, в своих чувствах, мыслях, словах, намерениях и поступках руководствуется прежде всего интеллигентностью как таковой.
Интеллигентный в мотивации своего поведения руководствуется Этикой, Моралью и Нравственностью, (как он их понимает) не интеллигентный - Разумом и Пользой (тоже как он их понимает).
Интеллигентность - это предпочтение доводов Этики, Морали и Нравственности доводам Разума и Пользы.
Иначе говоря, интеллигенция - это такое сословие/прослойка/кодла, а интеллигентность - это такая ментальность.
Как говорила актриса Миронова по ТВ незадолго до своей смерти: "Интеллигентность - она у человека или есть, или нет; если её нет, то сыграть её на сцене невозможно".
А поскольку, приходится признать, эта самая интеллигентность более присуща именно интеллигентам, (хотя не только им, и не всем им), то почти всегда так получается, что, толкуя о интеллигенции и интеллигентах, фактически почти всегда имеют в виду интеллигентность и интеллигентных.
При этом, разумеется, не нужно путать интеллектуалов и интеллигентов/интеллигентных с образованцами, то есть с теми, у кого образование выше не то никакого, не то начального, не то среднего; и которые по этой причине (а не по какой-нибудь другой!) считают себя достойными каких-то там Привилегий, а прежде всего и превыше всего карьерных.
И всех их не нужно путать с самозванцами, которые сами себя причисляют к чему-то с их точки зрения Престижному; как Васисуалий Лоханкин, который причислял себя к интеллигенции, хотя фактически был типичнейшим люмпен-пролетарием.
Итак, чем же интеллигент, а точнее, интеллигентный, отличается от интеллектуала?!...
После событий октября-93 это очень хорошо объяснила по ТВ Новодворская, когда так рассуждала, что обыкновенные военные плохо подходят для подавления бунтов презренной голытьбы, потому как сами они суть мобилизованная голытьба, и в принципе могут развернуть оружие на достойных элитариев. Потому для подавления бунтов голытьбы нужно выдавать оружие "интеллигентным людям", уж они не подведут!
Великолепно это высказывание объясняет, кто такие интеллигентные; добавить к нему нужно только то, что - интеллигентные в таком случае не подведут независимо от их собственного благосостояния. Причём не подведут не абы по какой причине, а потому, что иначе поступать им будет не этично, аморально и безнравственно, а потому - неинтеллигентно...
(Между прочим, это они потому, что интеллигентные склонны весьма нередко обвинять самих себя в своей житейской, карьерной, финансовой и прочей Неустроенности. Причём обвинять не объективно, а субъективно - то есть интеллигентный, в отличие от неинтеллигентного, обвиняет себя вовсе не в том, что он родился таким, а не этаким, а в том, что он поступил так, а не этак. (А от кого-то другого так и тем более такого самообвинения потребует!)
А неинтеллигентные так обвиняют самих себя (да и других тоже) только если подпали под влияние интеллигентных и сами им уподобились. Истинный неинтеллигентный в своей житейской, бытовой, а прежде всего, карьерной Неустроенности будет обвинять кого угодно, но только не самого себя; и притом признает такое право и за всяким другим человеком.
Единственное исключение, которое, впрочем, только подтверждает, и очень великолепно подтверждает это правило - неинтеллигентный вполне может признать, что если он (или кто-то другой) в чём-то сам виноват, то только в том, что он родился таким, а не этаким. Например - не красивым, не везучим, не двужильным, не москвичом, не мнемоником...)
А если подыскать пример не столь кровожадный, но достаточно подходящий для понимания того, что такое интеллигентность и кто такие интеллигентные, то очень, очень доходчивым представляется вот такой пример, на котором это отличие возможно объяснить легко, точно и однозначно.
Вот такой пример:
Было как-то такое очень Умное рассуждение, не то в какой-то книге, не то в каком-то журнале, причём в ещё довоенном издании. Как когда-то в царские времена приключилась такая вот история:
Жил-был врач. А может быть, это был фармацевт.
И изобрёл он новое лекарство от какой-то болезни.
Испытал его на мышах - вроде бы вылечивает, а вроде бы чёрт его знает. Нужно много раз проверить и много раз перепроверить!
И как раз в это время отец этого врача умирал от той самой болезни...
Потому у врача был Выбор - или позволить своему отцу просто подохнуть; или попытаться вылечить новым непроверенным лекарством.
Поскольку врач был интеллектуал, то принял решение, естественное для интеллектуала, но никак не для интеллигента/интеллигентного - лечить! Потому как хуже всё одно не будет, а лучше может быть и будет.
Но не успел врач дать отцу лекарство, как прибежал истинный интеллигент. Не интеллектуал, а настоящий интеллигентный интеллигент, да ещё и дореволюционный. И, видя такое решение врача, интеллигентный встал в позу оскорблённой невинности и заговорил голосом карающего бога:
- Вы! Да как вы смеете! Ставить! Научные! Опыты! На своём! Умирающем! Отце! Да как вы смеете! Допустить даже такую мысль! Чтобы ставить научные опыты! На своём умирающем отце! На своём! Умирающем! Отце!...
И - не позволил врачу попытаться вылечить отца, который благополучно дал дуба...
А почему же так они поступали?!...
А всё потому, что интеллектуал в принятии решений руководствуется доводами разума и пользы, (как он их понимает), а интеллигентный - доводами этики, морали и нравственности, (как он их понимает), которые и являются интеллигентностью как таковой.
Иначе говоря, для интеллектуала превыше всего Разум, Польза (как он их понимает), иногда ещё и Традиция, (если она разумна и полезна, а тем более если ещё и понятна и приятна), если он добропорядочный гражданин - то ещё и законы его государства, если он партийный - то и партийная дисциплина; а для интеллигентного превыше всего - Этика, Мораль и Нравственность, (тоже как он их понимает).
С точки зрения разума, пользы, да и в какой-то мере традиции - надлежало ухватиться за непроверенное лекарство, как за шанс хоть и сомнительный, но последний; а с точки зрения этики, морали и нравственности - безнравственно, аморально, не этично и потому неинтеллигентно(а значит - недопустимо) ставить научные опыты на своём умирающем отце...
Ещё в какой-то дореволюционной книге где-то когда-то промелькнул ещё один эпизод, тоже очень хорошо показывающий, что такое интеллигентность и кто такие интеллигентные:
Вот такой пример:
Разговор двух дореволюционных жителей. Один из них, неинтеллигентный, в этом разговоре мельком назвал какую-то дешёвку бабой и шлюхой. А второй, интеллигентный, от употребления таких слов встал в позу оскорблённой невинности и заговорил голосом карающего бога:
- Вы! Да как вы смеете! Назвать! Женщину! Хотя бы и дешёвку! Но женщину! Женщину!!! Бабой! Да ещё и шлюхой! Да как вы можете! Даже мысль такую допустить! Чтобы назвать женщину! Женщину!!! Даже самую падшую дешёвку! Бабой! А тем более шлюхой!...
(Для тех кто подзабыл - дешёвками, или шалашовками, в царские времена называли самых низкооплачиваемых проституток, которые обслуживали самую малоденежную тогдашнюю клиентуру, каковой были матросы, солдаты и безработные.)
Ещё пример из царских времён:
В те времена бывало такое, что родители выросшего сына нанимали ему постоянную любовницу, дабы по бардакам не бегал и на конец не цеплял. Причём не только богатым барам такой наём шлюхи был по карману, даже не очень крепкие деревенские середняки могли нанять беднячку для своего сына. И, самое главное, для самой шлюхи в те времена лучше (и много безопаснее!) было быть нанятой таким образом и обслуживать одного постоянного клиента, чем быть обыкновенной шлюхой из бардака.
Так вот, для людей неинтеллигентных это тогда было естественно и потому не безобразно - нанять своему ребёнку постоянную любовницу. А интеллигентные рассуждали так: "Настоящий интеллигентный человек в своей жизни должен быть верен только одной женщине - своей жене!...", и никаких таких любовниц своим детям не нанимали...
(В наше время про каждого/каждую возможно так прикинуть - а если бы он/она жили бы при царе, то как бы поступали со своими детьми - нанимали бы им любовниц или заставляли бы их поступать интеллигентно?!...)
А между прочим, если уж примеры извлечены из царских времён, то можно вспомнить, как тогда рассуждали сами интеллигентные. (Последний раз такое рассуждение мелькало при горбачёвщине в каком-то тогдашнем журнале, со ссылкой как раз на мнения интеллигентных дореволюционного образца.)
А рассуждали интеллигентные в царские времена вот так:
" ...Чем больше у всякого конкретного человека образования, тем меньше у него богобоязненности.
(Разумеется, не нужно путать богобоязненного и боговерующего, это далеко не одно и то же.)
Кому-то хватает начального образования, чтобы перестать быть богобоязненным, а кому-то не хватает даже высшего; но в среднем всё одно, чем больше образования, тем меньше богобоязненности.
Есть такие люди, простолюдины - у них нет никакого образования, но зато есть богобоязненность. И потому они поступают так, как естественно поступать людям хотя бы и тёмным, но богобоязненным...
И есть такие люди, интеллигенты - у них есть какое-никакое образование, нет богобоязненности, но зато есть интеллигентность. И потому они, не будучи богобоязненными, поступают всегда так, как поступали бы, если бы были богобоязненными...
А есть и такие люди, полуинтеллигенты - у них есть какое-то образование, нет богобоязненности, нет интеллигентности. И потому только они, в отличие от простолюдинов и интеллигентов, поступают так, как естественно поступать людям хотя бы и сколько-то образованным, но - не богобоязненным..."
Это они тогдашних интеллектуалов так называли - полуинтеллигенты, то есть не богобоязненные. А то, что богобоязненность подобна палке о двух концах, и может неплохо в лоб отлететь, им понимать было, так получается, не этично, аморально и безнравственно...
Ну, а поскольку проскочил пример с дореволюционной бабой, да ещё и дешёвкой, то нужно принять к сведению и то, что во все времена, во всех поколениях и во всех странах так бывает - какой-то процент жительниц (и жителей!) с великим восторгом пойдут работать в бардаки проститутками (и проститутами!); и притом эту работу будут воспринимать не как Каторгу, а как Удовольствие. И в советские времена таковых было не меньше, чем в царские, - гражданок и граждан, которые с радостью пошли бы в бардаки работать шлюхами и шлюхерами; и даже согласились бы быть охваченными профсоюзами, политпросвещением и соцсоревнованием.
Но, вот Проблема, не было у советских такой возможности! А почему?!... А потому, что гнилые интеллигентные навязали партократам такое своё мнение - что проституция и бардаки это суть "потребительское отношение к женщине", допускать каковое для людей интеллигентных недопустимо!...
Вот такая она, гнилая интеллигенция с её интеллигентностью...
Говоря другими словами, если будет слишком много храбрости - то это будет уже не храбрость, а безрассудство; если будет слишком много осторожности - то это будет уже не осторожность, а трусость; если будет слишком много щедрости - то это будет уже не щедрость, а мотовство; если будет слишком много бережливости - то это будет уже не бережливость, а скупость; если будет слишком много индивидуализма - то это будет уже не индивидуализм, а эгоизм; если будет слишком много коллективизма - то это будет уже не коллективизм, а стадность; а вот если будет слишком много Этики, Морали и Нравственности - вот это будет уже не Этика, Мораль и Нравственность, а - интеллигентность, ментальность гнилой интеллигенции...
Тем более что термин этот, "гнилая интеллигенция" впервые употребил царь Шурик Третий, ещё задолго до эпохи революций; и изобрёл он этот термин, глядя на специфику зарождающегося сословия интеллигенции. Всё уже в те времена понятно было! Когда сословие интеллигентов вытесняло и уничтожало сословие разночинцев...
Это тоже интересный Вопрос - а почему интеллигенты не только интеллигентные, но ещё и гнилые?!...
Если копнуть этот Вопрос глубже, что получится?!...
А получится то, что бывают такие науки, академические, которым учат в школах и прочих официальных учебных заведениях. Например - грамотное владение литературным языком. А бывают и другие науки, житейские, которым в школах не учат, и учить не собираются; например, грамотное владение матерным языком.
И бывают такие люди, гнилые интеллигентные. Они имеют какое-никакое, но образование в тех академических науках, которым учат в школах. Может быть, на тройку с двумя минусами, а может быть, и на золотую медаль - но официальное образование у них есть. Но в то же время они не имеют никакой, совсем никакой компетенции в тех житейских (и прочих) науках, которым в школах не учат. И оказываются беспомощными там, где нужно быть в них компетентным...
Как говорится, "такой вроде бы умный, и в то же время такой дурак..."
И потому в некоторых обстоятельствах гнилые интеллигенты/интеллигентные могут оказаться в положении карася-идеалиста, который мировые проблемы разрешить хотел, а о щуках понятия не имел. Ну, не учили его этому в школе...
Или - как описанный в какой-то (вроде бы дореволюционной) книге интеллигентный/интеллигент дореволюционной закалки, который с очень большим уважением относился к каким-то тогдашним героям, пока не увидел их вживую. А когда увидел, что они часто бывают небритыми, иногда прилюдно громко бздюкают, иногда рыгают за едой, по пьяни могут наблевать, да ещё и между собой разговаривают на матерном языке (ладно бы уж они на нём ругались, а то ж - разговаривают!) - то был так разочарован в жизни, что впал в чёрную меланхолию, из которой так и не вышел...
Причём - здесь нужно обратить внимание на ещё одно принципиальное отличие интеллигента от интеллектуала. Ежели интеллектуал влипнет в такую ситуацию, что окажется беспомощным в тех житейских науках, которым в школе его не обучили - он в принципе сможет сделать разумный и полезный вывод, что лучше поздно, чем никогда, и будет им учиться, осваивать традицию. А интеллигент (точнее - интеллигентный) в такой ситуации выбросит лозунг: "Люди, будьте выше этой мещанской пошлости!...".
Потому как в том и вся гнилость гнилого интеллигента/интеллигентного, что, с точки зрения его Этики, Морали и Нравственности, ежели какой-то науке в школе не учат, то значит, что это и не наука вовсе, а пошлость. Как, например, умение прошмыгнуть в трамвай без очереди или высокое искусство пронести бутылку мимо проходной...
(Как говорил А.С. Пушкин, "Пошлость - это то, что пошло в народ.")
Как следствие - интеллигенты/интеллигентные часто имеют склонностьпринимать желаемое за действительное, оттого впадают в Ужасные заблуждения и творят грандиозные Благоглупости.
Как тот самый карась-идеалист, который, когда убедился в том, что щука всё-таки существует, то вознамерился перевоспитать её в карася и был притом уверен, что такое возможно. Не учили его в школе, что щука в карася не перевоспитывается...
В царские времена была широко распространена поговорка: "как забеременевшая гимназистка". И употреблялась она к месту и не к месту.
А почему же гимназистка забеременела?!... Потому, что не учили её этому в гимназии - в какие дни можно забавляться с любимым кадетом, а в какие дни - нельзя!
А почему же этому гимназисток не учили?!... Потому, что это было бы не этично, аморально, безнравственно и потому неинтеллигентно - учить гимназисток этой пошлой обывательщине!
Вот гнилые интеллигенты/интеллигентные с царских времён на этом и нарываются - что уподобляются такой вот забеременевшей гимназистке...
Точнее говоря - предпочитают уподобиться таковой, лишь бы не признавать необходимость компетенции в науках не только академических, но и житейских.
Типичный и сверхтипичный пример подобного подхода к бытию - российские интеллигенты, как во времена дореволюционные, так и во времена советские, чистосердечно так полагали, что ежели уголовникам дать возможность зарабатывать на жизнь честным трудом - то они перестанут быть уголовниками и станут честными лояльными гражданами; а может быть, и стахановцами. А оказалось - кукиш! Какими родились - такими и остались...
И вообще, российские интеллигенты с дореволюционных времён очень яро склонны к снисходительному отношению к уголовникам и к презрительному отношению к их жертвам. Вопреки тому, что вроде бы понимают, что уголовник отличается от лояльного гражданина прежде всего и превыше всего тем, что лояльного гражданина угроза наказания останавливает, а уголовника - не останавливает, а иногда даже подзадоривает!
Уж такова их интеллигентская Этика, Мораль и Нравственность, что уголовников нужно не карать (и тем более не казнить мучительно и публично с трансляцией по ТВ), а - перевоспитывать, перевоспитывать и ещё раз перевоспитывать.
(Это так похоже на мнение дореволюционных церковников - что уголовников нужно не карать, а - отмаливать, отмаливать и ещё раз отмаливать...)
Потому очень хороший тест на интеллигентность - это показать человеку зрелище хулиганящих подростков. Особенно если про них точно известно, что они из достаточно благополучных семей, и непонятно почему у таких солидных родителей получились такие хулиганистые дети. Интеллигентный сразу же сделает Вывод, что всё это от плохого воспитания; не интеллигентный - что во всём виновата случайность рождения; не интеллигентный и притом компетентный добавит, что всякая случайность как таковая - это неосознанная необходимость, а если она случайность рождения, то - телегенез...
Или такой тест - интеллигентные способны с великим восторгом согласиться с той идеей, что "Не те родители, кто родили, а те родители, кто воспитали". А для не интеллигентных - родители те, кто родили; а воспитание - это такая работа, и воспитатели - это всего лишь работники, причём без гарантии, что талантливые; а если не талантливые - то какие могут быть претензии к воспитуемым?!...
Между прочим, в советское время чисто интеллигентский лозунг был: "Не можешь - поможем, не умеешь - научим, не хочешь - заставим!".
Если бы он был не интеллигентский, а интеллектуальский, то был бы таким: "Не можешь - поможем, не умеешь - научим, не хочешь - заменим!"...
Или, точнее, таким: "Не можешь - поможем, не умеешь - научим, не хочешь - перераспределим!"...
(Между прочим, если бы в каком-то государстве установилась бы власть настоящих интеллектуалов, и притом ничуть не интеллигентных, то первое, с чего бы они начали - поставили бы вопрос о распределении рабочего времени по сменам, кому когда удобнее работать, с утра или с вечера. А тем более - кому когда хотелось бы учиться и учить, в первую смену или во вторую. Чтобы каждый, а прежде всего обыкновенные школьники и их учителя - в свою смену по желанию! И классы в школах были бы не А и Б, а У и Д - утренние и дневные.)
Также на почве склонности принимать желаемое за действительное у интеллигентов/интеллигентных проскакивает и такая мерзость, как - прямолинейная простецкость в принятии Решений; которая тоже суть благоглупость.
А точнее такое можно назвать - идеалистический подход к Бытию.
Такие вроде бы умные, образованные, и даже прекраснодушные, и в то же время такие Дураки...
Потому что житейским наукам их в школе не учили!
Тому типичный пример - советские интеллигенты/интеллигентные на полном серьёзе считали, что ежели научному коммунизму школьников обучать в школе точно так же, как и арифметике, (то есть - кто не захочет учиться по-хорошему, того заставят учиться по-плохому), то школьники вырастут научными коммунистами. И здесь оказалось - кукиш, они выросли отъявленными лицемерами, беспринципными карьеристами и мотивированными антисоветчиками!
Не пошла интеллигентным впрок дореволюционная пословица: "Лучший способ сделать человека безбожником - это заставить его из-под палки выучить закон божий!"
И не пошёл им впрок опыт царской России, когда Костя Победоносцев сообразил, что детей простолюдинов нужно учить не в светских школах, а в церковно-приходских, с упором на никонианское богословие; дабы они вырастали не люцинерами-безбожниками, а никонианами-монархистами. Идея сама по себе была бы безупречной, если бы был для её исполнения должный преподавательский состав. Но его - не было... Некому было учить детей богословию, кроме тогдашних обыкновенных попов! А если учесть то, что они из себя представляли и какими методами учили, то для сохранения никонианства и монархии им было бы лучше учить детей не богословию, а научному атеизму. Но они учили закону божию - и воспитали лютейших врагов церкви и монархии...
Вследствие этого интеллигентского неумения учиться на уроках Истории - при горбачёвщине и ельцинизме большинство парткарьеристов оказались предателями. А как же им не быть предателями такой Системы, которая их заставляла зубрить ненавистные им диамат, истмат и истпарт?!... (Это вместо того, чтобы высматривать, подбирать, приглашать и распределять истинных добровольцев и патриотов...)
А в целом насчёт научного коммунизма и прочих политподготовок возможно вспомнить вот такой пример интеллигентской благоглупости:
Сохранилась с позднегорбачёвских времён такая легенда, что где-то в стране в конце августа-1991 года толпа мерзавцев громила партком, а какой-то сукин сын стоял в стороне, смотрел на это, и плакал от радости, и громогласно провозглашал примерно такое: "...О радость! Неужели кончился этот жуткий ужас?! Чтобы я, мужчина в пятьдесят лет, глава семьи, уважаемый человек на работе... Вынужден был заполнять школьную тетрадку с "Личным комплексным планом участника социалистического соревнования", и ещё толстую тетрадь с конспектами первоисточников! Да когда я брал в руки эту самую тетрадку, то чувствовал себя опущенным ниже зековской параши!...".
Вот так оно и было тогда, оттого, что от этого самого "не хочешь - заставим!" так и получалось, что вот такие лицемеры вытесняли истинных патриотов...
Каково-то было лояльным советским людям пребывать в одном коллективе с такой мразью?!... И при Брежневе, и до, и после?! Ежели от него такого отношения к политподготовке требовали - значит, был он на очень престижной и привилегированной работе, на какую далеко не всякий желающий попадал, а этого урода советское государство отметило, ну и какова благодарность?! А какому-то истинному советскому патриоту такое вот престижное место не досталось!Потому, что вот такой лицемер его переиграл в карьерных амбициях!
Точнее говоря, он в своих карьерных амбициях перешагнул через карьерные амбиции не менее чем нескольких десятков миллионов советских граждан - и не заметил этого...
Могло ли не развалиться такое государство, в котором на престижных должностях оказывались вот такие Неблагодарные сволочи?! Если ему не нравилось на подобной работе - почему же не уходил?!
Ну, а насчёт школы было в девяностые и такое мнение, что Советский Союз уничтожили кикоинские и колмогоровские учебники; потому как они были рассчитаны на гениев, вопреки тому, что абсолютное большинство школьников - это отнюдь не гении, и потому их эти учебники могли научить всего лишь Отвращению к предметам...
И задолго до горбачёвщины гнилыми, но зато прекраснодушными интеллигентными всячески насаждалось такое мнение, что: советские учебники - не для средних умов, потому как советские школьники все гении. А если кто-то из советских школьников себя таковым не считает - тот, несомненно, прибедняется. И потому нужно с таким хорошо поработать, жёстко и жестоко, и по пионерско-комсомольской линии, и по административной, и по родительской.
И это мнение было вопреки тому, что во все времена, во всех поколениях и во всех местах большинство населения - это те самые средние умы и есть...
Вот он, интеллигентский идеалистический подход к Бытию, вот она, благоглупость!
Ещё одна в школьных делах благоглупость - начиная с хрущёвских (или даже позднесталинских?) времён школьная программа всё более и более уплотняется и нагружается, причём не только учебными напряжёнками. Уже в брежневские времена это делалось под рассуждения в тогдашней прессе, что школьная программа - да, уплотнена, да, перегружена, но так надо. Также в те времена в прессе очень много рассуждалось о недопустимости узкой специализации образования (таковую называли гибелью талантов) и о необходимости всякому человеку быть очень, очень широкопрофильно обученным...
А в наше время уже ходят по Сети такие мнения, что из школьной программы возможно выкинуть две трети без вреда для фактического общеобразовательного уровня...
А также и такие мнения, что всякий человек, если он не даун, в какой-то узкой специализации может быть гением, но - только в ней...
А ходят по Сети и такие мнения, что всё это издевательство над детьми делалось и делается от того, что вся Система обучения фактически работает вовсе не на то, чтобы учащихся чему-то научить, а - на то, чтобы их куда-то приткнуть. Потому как, с точки зрения гнилой интеллигенции, уж лучше пусть школьники будут перегружены школярщиной, пусть подольше просиживают в школах и дома за уроками - лишь бы не слонялись без толку по улицам, нарываясь на уличные Проблемы. А то, что школярщина нервирует и на выходе получаются людишки изнервированные, затюканные, надломленные, с испорченным зрением, с сутулой осанкой, со сломанной психикой, и потому никудышние - это интеллигентные замечать не желают!.... Неинтеллигентно будет им такое замечать....
Вот и проскакивают в Сети в наши времена такие рассуждения, что Холодную войну проиграла прежде всего обыкновенная советская школьная училка; иначе говоря, Советский Союз развалила советская Система воспитания и образования, та самая, что вознамерилась вырастить людей новой формации, героев, строителей коммунизма, творцов Светлого Будущего; а вырастила - лицемеров, предателей, строителей капитализма, западников, битломанов, джазофренов, цойников, наркоманов, прихватизаторов, бандитов и уголовников...
(Между прочим, не нужно забывать, что напрасно девяностые годы называют Лихими. Да, если исходить из того, что тему уголовщины тогда в прессе мусолили много более, чем раньше и позже, то они выглядят лихими. Но если обратить внимание не на то, что где-то когда-то писали в прессе, а на сам по себе разгул уголовщины - то приходится признать, что восьмидесятые были куда как более Лихие! Потому как в девяностые у бандитов выбор появился, и они уже не грабили первого встречного, а выбирали кого побогаче.)
Было на эту тему где-то когда-то такое мнение:
Воевали холодной войной две сверхдержавы, СССР и США.
И обе они понимали, что для победы им нужно вырастить людей новой формации.
В СССР - истинных Коммунаров, строителей Светлого Будущего; в США - квалифицированных Потребителей.
Что же они содеяли для выращивания таковых людей?!...
СССР решил выращивать таких граждан методами педагогики - и проиграл...
США сделали ставку на социал-дарвинизм - и выиграли...
И бывают иногда в Сети такие Идеи, что вся Проблема с дерьмовой советской педагогикой началась ещё задолго до Революции, причём началась с домостроевского принципа "Не перехвали ребёнка!". И принцип этот пережил и Домострой, и Империю, и Союз, и продолжает процветать. То есть - учителя и воспитатели, в соответствии с этим принципом, не упускают ни одной возможности отчитать учеников/воспитуемых за их недостатки и недоработки, но очень редко и неохотно хвалят их за достоинства и достижения. Такой подход заколачивается в подсознание, и людишки получаются соответственно воспитанными - теми самыми, которые с детства приучены везде видеть только недостатки; и даже если вознамерятся найти где-то чьи-то достоинства, то рассуждают в стиле "не". Например, так: "Хороший человек это - не рвач, не самодур, не ворюга, не хапуга, не интриган, не взяточник, не прогульщик, не пьяница на рабочем месте...".
А ещё по школьным делам - задолго до горбачёвщины гнилые интеллигентные так считали, что школьником обязательно и сверхобязательно нужно хорошо проработать литературных "классиков", причём не просто прочитать, а именно проработать.
И это вопреки тому, что тогдашние учителя литературы много горевали, что сама по себе "классика" - это одно, а вот преподавание её - это совсем другое; и что эта самая "классика" преподаётся с таким "раскладыванием всего по полочкам", что фактически настраивает учеников на Отвращение к "классической" литературе...
Тоже интеллигентская благоглупость - заставлять школьников прорабатывать "классиков"; да ещё и вопреки тому, что эти самые "классики" писали вовсе не для школьников двадцатого века, а - для взрослых людей девятнадцатого века и притом почти всегда про взрослых людей девятнадцатого века. Да ещё и заставляли школьников под такие рассуждения, что если не заставить человека, пока он школьник, проработать "классиков", да хорошо проработать - то человек их и вовсе читать не станет, а такое категорически недопустимо; с точки зрения интеллигентных, разумеется. Иногда у них доходит аж до таких рассуждений, что ежели какой-то человек "классиков" не прочитал и притом не осмыслил, да не абы как, а по-интеллигентному - то это и вовсе ещё не человек, а всего лишь заготовка под человека.
(Между прочим, если дать волю интеллигентным, то они рано или поздно, а скорее всего очень рано, от всех и каждого, не исключая и самих себя, чего бы там не требовали формально, а фактически потребуют соблюдения примерно такой идеологии:
1. Всякий человек должен и обязан признать, что он ещё не человек, а всего лишь заготовка под человека.
2. Всякий человек должен и обязан напряжённо и упорно работать над собой, дабы из заготовки превратиться в человека.
3. Всякий человек должен и обязан понимать, что как бы он над собой не напрягался - а из заготовки в человека он всё одно не превратится.
4. Всякий человек должен и обязан не впадать от всего этого в уныние и не прекращать работать над собой.
Это весьма похоже на мнение дореволюционных церковников, что всякий человек - это прежде всего грешник, коему нужно стремиться стать безгрешным, и в то же время понимать, что безгрешным стать невозможно, и не впадать от всего этого в уныние.
Вот таковы они, гнилые интеллигентные...)
И удалось гнилым интеллигентам/интеллигентным насадить в Советском Союзе такой порядок, образовательный ценз. То есть - ежели советский человек хочет Карьеры, да не блатняцкой, а чистой и честной, то поступать ему надлежит чётко и однозначно - сначала хорошо отучиться в школе, и сразу после неё поступить в вуз, закончить его и только потом получить какое-то (причём отнюдь не гарантированное) право на Карьеру. А у кого не было высшего образования - те фактически получали поражение в своих карьерных правах...
И это, как ни странно - но вопреки тому, что как раз интеллигентные очень, очень согласны с той идеей, что образование - это то, что остаётся, когда знания забываются.
(Между прочим, в царские времена правом на допуск к социальному лифту была сословность происхождения, в сталинские времена - служба в РККА/РККФ; а в послесталинские таковым стало вот такое интеллигентное образование; ну, а в послесоветские - всего лишь деньги.)
А самое в этом Мерзостное оказалось то, что основана советская Система воспитания и образования была на принципе массового и многоуровневого отсева, а вовсе не тщательного индивидуального отбора, подбора и приглашения.
Это в раннесоветские времена был подбор с приглашениями, по принципу:
Выходит комиссар к заводским пролетариям и говорит им: "Вот ты, Вася, хорошо с беляками воевал, а ты, Федя, хорошо в тылу работал - оба на рабфак пойдёте! Сначала в инженеры выйдите, потом в директора, а там и до наркомов недалеко...".
И это было Хорошо!
А стало - наоборот!
Всё подрастающее поколение заставляли проходить через многоуровневые отсевы - сначала после восьмого класса, не всех после него брали в девятый; потом после школы - не все проходили конкурсы в вузы, потом в вузах - не все исхитрялись их осилить, (тем более с тогдашней жуткой и кошмарной внеучебной нагрузкой!), а потом и после вузов - не все после них получали достаточно карьерно-перспективные распределения...
Причём, (какая Жестокость!) отсеянных всячески чморили, стыдили и позорили, да ещё и провозглашали их самих во всём этом виноватыми...
Как будто они были виноваты в том, что родились такими, какими родились...
Или в том, что им не повезло в жизни...
А то, что отсеянные получали от такого статуса, (как и от поражения в карьерных правах!!!), колоссальную моральную травму, переходящую в хроническую депрессию и пожизненный стресс с алкоголизмом - это замечать было неинтеллигентно...