Чёрный прозаик о допустимой степени клиширования в лит. произведениях.
Вам всем известна сказка о Золушке. Наверное хорошая сказка, я не сказочник чтобы грамотно судить об этом. Спросите лучше у сказочника На. Но думаю что не солгу, если стану настаивать на том, что она была интересна один раз, а именно в момент своего появления на свет. Но это клише настолько стало востребованным, что используется прозаиками до сих пор. Как только не вертели уже этот незамысловатый сюжет. Бедная девушка, притесняемая злыми людьми, вдруг, не без помощи метафизики, попадает на бал к королю, влюбляет в себя местного принца, ну и далее все по схеме, добро торжествует зло наказано и повержено. Скучно однако. Почему? Сейчас объясню. Во-первых, не все бедные девушки воспитаны, добры, красивы и умны от природы. Зависть, эта извечная племянница своего дядюшки, Тщеславия, а тщеславие, как всем известно, любимый грех Сатаны. Так вот зависть, порожденная нелегкой судьбой, ну там: - низкий социальный статус, отсутствие социального лифта, посредственная внешность, тяжелый труд и мизерный заработок, отсутствие таланта, природная лень, не глубокий ум, отнюдь не способствуют тому, чтобы носитель всех этих индивидуальных прелестей был склонен к тому чтобы прощать все эти "несправедливости" своей частной экзистенции, существованию без прикрас. Если с этим ничего не делать, то зависть, как серная кислота, станет растворять в себе все, с чем соприкоснется. Что можно сделать вот прямо сейчас, чтобы попробовать что-то изменить в этой убого-художественной схеме построения литературного произведения?
Давайте пытаться вместе. Если исключить ложь, ведь прозаику непозволительно лгать, так как за ним всегда наблюдает его внутренняя фактура, та самая фактура, которая и наделяет его, прозаика, его же Состоянием Автора, опять Лента Мебиуса, куда же без нее. Прозаик это наблюдатель, он описывает то, что наблюдает, а наблюдает он не только за социумом, но и за собою. То есть все что описывает честный прозаик это только то, что происходило, происходит и могло произойти, как с ним самим, так и с окружающим его миром повседневности. К тому же поведенческие клише человеческой психики никто не отменял. Недаром самые великие мастера прозы, занимались изучением не только психологии людей, но и психиатрии их же. То есть они пытались изначально разобраться для себя самих, что есть норма, что есть ее отсутствие, в чем заключается непосредственно клиширование и стандартность человеческого поведения и психики, диктующих всегда мотивации для поступков.
И так, у нас есть Золушка, ее историю все знают. Попробуем изменить изначальный ракурс всем известной схемы. Она бедна, некрасива, пока не очень умна, но настойчива, она не зла, как ее мачеха, но и не добра, как фея, но оставлять все как есть она тоже не намерена, в ней прослеживается изначальная, природная воля, возможно уже сформированная ею в СЕБЕ, в предыдущих жизнях-ролях. Она сознает что родной ее отец, безвольный подкаблучник, и ждать поддержки отсюда не стоит. Она его жалеет, отец все таки, но не более того. Золушка понимает, что есть она сама, и есть ее индивидуальная экзистенция, существование без прикрас как оно есть, в реальном здесь и сейчас. ВСЁ. Есть требования дня, которые необходимо исполнять, необходимо это то, что обойти невозможно, можно только пройти через ЭТО. И она начинает ИДТИ. Не потому что это ей в кайф, а потому что тело, ее тело, необходимо кормить и одевать. Она просто работает свою работу. Неблагодарную, низкооплачиваемую, лишенную перспектив карьерного роста. У начальства она на дурном счету, я имею в виду мачеху и ее сводных сестер. Она понимает уже, что если не научится поступать и вести себя как сталкер, то так ничего изменить и не сумеет. Так как средств не хватает, а тут еще отец постоянно сидит на стакане, изо дня в день занимая у нее деньги то на опохмел, то на очередную пьянку, совершенно безвольный человек, но отказать нельзя, отец все таки, то Золушка, при протекции феи, устраивается уборщицей во дворец. Она делает свою работу, делает ее хорошо, не потому что ей все это нравится, просто так надо, так диктует экзистенция, Серая Фея Повседневности. Проходят годы, ведь это только в сказках все лучшее происходит когда ты молодой. Золушка уже далеко немолода, а в жизни по-прежнему ничего не меняется. Нет, не совсем так, ничего не меняется в экзистенциальных обстоятельствах нашей героини, она как и прежде просто выполняет свои требования дня, а вот сама Золушка сильно изменилась за это время. Почему? Да просто все. Она стала задерживаться во дворце, ей даже, со временем конечно, когда ее все немного узнали и стали доверять, было дозволено ночевать в нем. Для ночлега она выбрала библиотеку, выбрала случайно, но когда ты ночью остаешься один, среди книг, рука сама тянется к ним. Так Золушка пристрастилась к чтению, и стала много читать. Книги развили ее со временем, и она стала интересной собеседницей. Естественно, как-то ночью, в библиотеку забрел нетрезвый принц, уже тоже не молодой и порядком истаскавшийся. Застав там читающую Золушку, завел с нею беседу, конечно же о литературе, о чем еще могут беседовать мужчина и женщина, ночью, в библиотеке??? О прозе конечно. Принц признался ей, что и сам немного пишет, а признался потому, что был просто очарован тонкостью, независимостью, непредвзятостью, и изысканностью ее литературных суждений. Его покорило то, как в своих резюме, по поводу великих, признанных всеми произведений классики, ей удается безупречно избегать общепринятых, до оскомины надоевших, избитых клише и штампов. Они подружились, принц почитал ей свои литературные пробы пера. Она ему польстила конечно, его проза была отвратительной дрянью, но Золушка, в последнее время, увлеклась трудами по дипломатии, и очень много полезного сумела усвоить из них. Она так же почитывала труды Фрейда и Юнга, труды по психологии и психиатрии других мэтров этих наук. Она стала развитым, оригинальным в суждениях, интересным и независимым собеседником. Золушка даже подсказала принцу несколько оригинальных сюжетных поворотов, и клятвенно заверила того, что об этом не узнает никто из литературных критиков. Они стали встречаться все чаще и чаще, по ночам, в королевской библиотеке. А когда одинокие мужчина и женщина начинают часто, ночью, встречаться в библиотеке, среди книг, один запах которых способен навивать какие угодно романтические сюжеты, ТО... Естественно что первый секс у них случился тоже в библиотеке, среди книг, на огромном столе из мореного дуба. Золушка понимала уже, что Серая Дама, Серая Экзистенциальная Фея Повседневности, предоставила ей шанс, шанс все изменить в своей унылой жизни, и решила конечно его не упускать, она же не дура в конце концов. Она настолько покорила физиологию принца, своими изысканными интимными приемами, сплошь состоящими из "маленьких" женских, любовных хитростей, и анатомических нюансов и изысков женского тела, все того же интимного свойства, что ему просто снесло голову. К тому же Золушка вскоре залетела, не специально конечно, ну или почти не специально, и призналась в этом принцу. Тот, уже прожив целую придворную жизнь, не стал ничего изобретать оригинального, и просто предложил ей руку и сердце. Принц был уже мужчина возрастной, пора ему было остепениться, да и родители все навязчивее требовали наследников, в общем все слилось в одной, единой точке бифуркации, что и послужило началом развития нового Горизонта Событий. Король махнул рукой. Пусть женится на ком хочет, только женится уже.
Вот такое завершение сказки, лишенной клиширования в основной схеме ее сюжетно-концептуального, повествовательного построения. Да, самое значительное. Золушка щедро отблагодарила всех тех, кто усложнял ее жизнь, кто был ее индивидуальными, экзистенциальными тиранами, предоставляя ей таким образом топливо для ее внешнего намерения тотальной свободы самой себя, она подпитывала (длила) свое безупречное намерение тем единственно возможным для этого топливом, которое может состоять только из совокупности тех гадких поступков, которые сконцентрировано направляются группой людей в ваш адрес. Или вы все это сумеете переработать, или это растворит вас в себе, превратив в однородную с собою же субстанцию.
P.S. Сразу оговорюсь, что в данном случае занимаюсь переработкой не детской сказки "Золушка", которая безусловно добра и хороша сама по себе, и несет в себе воспитательное зерно для детей, а всех ее интерпретаций сделанных уже на манер сказок для детей взрослых, всех этих "переработок", осевших в бульварной литературе, где все только чёрно-белое, без всяких оттенков, и отягощенных пресловутым, примитивным хеппи эндом. Так судить о мире допустимо только для детей, так как те еще не способны различать экзистенциальные оттенки мира, но ведь мы с вами уже не дети. Так ведь? ( Чёрный Прозаик).