Ребе советует
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Советует, помогает, спасает...
|
РЕБЕ советует
Иерусалим 2002
Ребе советует
The Rebbe gives advice
Переводчик и составитель: Эзра Ховкин
Набор и оформление: Лариса Каплан
Выпускающий редактор: Александр Разгон
(С) Все права сохраняются за составителем, 2002
Издано при участии организации "Лев Шомеа"
Авраам Шиф 17, Рамот 04, Иерусалим Тел.02-5860247
(С) All rights reserved, 2002 Ezra Chovkin
Avraham Shiff st.17, Ramot 04, Jerusalem, Israel 97290 02-5860247
От составителя
Эта книга составлена под влиянием моих друзей -- мужчин и женщин разного возраста, хасидов и нехасидов, религиозных и не очень, евреев и тех, кому еще предстоит найти дорогу в свое еврейство.
Всем им знаком вкус беды и тяжелого, как глыба, ожидания. Все они на ребрах своих изведали острые углы своих и чужих ошибок. И теплый ветерок спасения, и крепость чужих рук, которые не дают тебе упасть...
Для них, стоящих крепко (и босиком) на холодных и острых камнях, я решил перевести на русский язык советы Любавичского Ребе, данные разным людям и по разным поводам.
Совпадают ли полностью наши судьбы? Никогда. Бывают ли они похожи? Ой, да еще как!.. И поэтому -- "Ребе советует". Советы эти даны с большой мудростью и сердечным участием, с огромной скидкой на наши слабости и глубоким знанием того, на что мы способны.
Те, кто будет искать в этой книге отголоски бушующих ныне споров, будут разочарованы: они их не найдут.
Одну вешь я прошу понять и поверить в нее: совет Ребе одновременно является благословением. И не только для того, кто просил этот совет, но и для всех, кто о нем узнал.
Что ж, к делу.
Будьте благословенны!
Составитель.
Нужно самопожертвование
во имя любви к другому еврею.
Неважно, хасид он или нет,
ученый человек или неуч,
старей, или дитя...
Золотой венец Давида
Вконец замороченный знакомый спросил меня: -- Так что же все-таки с Любавичским Ребе? Он жив или нет?..
Это было через несколько дней после 3 Тамуза 5754 года, когда миллионные толпы шли по Нью-Йорку за ящиком, где лежало тело Ребе. Этот ящик был сбит из досок рабочего стола Ребе, поэтому слово "гроб" тут явно не подходит.
Надо было отвечать, и я ответил по-еврейски, вопросом на вопрос:
-- А Давид, наш повелитель, -- он жив или мертв?
-- О чем ты спрашиваешь? Ведь нам известно, где он похоронен!..
-- Почему же тогда все поют: "Давид, владыка Израиля, жив и здравствует"!?
Мой приятель задумался. А я вспомнил одну историю.
Это было лет сто или более назад, в Иерусалиме, во время владычества турок. В еврейском квартале Старого города жила торговка лепешками, женщина простая, как товар, что она выносила на продажу. Однажды арабы решили над ней подшутить -- или погубить, у них это часто одно и то же. Ей показали тайный вход в склеп на могиле Давида и сказали: "Зайди туда, может, найдется кто-нибудь, кто купит у тебя там пару лепешек..."
Арабы знали из рода в род: тот, кто осмелится проникнуть в склеп -- его потом волокут на кладбище...
Торговка стала спускаться вниз. Неожиданно ей вышел навстречу еврей в белых одеждах с золотым венцом на голове. Он сказал толстой и грубой еврейской бабе мягко:
-- Доченька, ты заблудилась. Пойдем, я покажу, как выйти отсюда.
Торговка вдруг очутилась, неведомо как, на многолюдной улице у Яффских ворот. Арабы таращились на нее во все глаза. А евреи потом еще громче пели: "Давид, владыка Израиля, жив..."
Много тайн у Ребе и много посланников, которые разносят по свету его приказы. Есть, однако, вещи, которые видны всем. Период после 3 Тамуза сопровождался не упадком, а необычайным расцветом всех организации, возникших по слову Ребе: школ, ешив, клубов, синагог и новых общин, созданных хасидами Ребе там, где евреи жили, а еврейства не было.
Мы помним, как в начале 90-х годов фонды американской помощи еврейским организациям на территории СНГ стали один за другим гаснуть и закрываться. Казалось, что организации, созданные с таким размахом и с таким трудом, прекратят свое существование.
Именно в этот момент на еврейской сцене появились еврейские же бизнесмены. Они вышли из подполья и вместо спекулянтов и "цеховиков" стали банкирами и предпринимателями. Не все из них надели малиновый пиджак и застряли в "Лилит". Многие пришли в синагогу. Их пребывание там обернулось восстановлением еврейской жизни на шестой части земного шара. Сотни школ, тысячи вновь рожденных общин, молодые раввины, которые "позавчера" вообще не знали о своем еврействе -- вот что можно записать в актив людям с мозгами и кошельком. И здесь тоже видна рука Ребе -- в его посланниках, в его благословениях, в его пророчествах о судьбе русского еврейства...
После 3 Тамуза мнения в ХАБАДе разделились. Одни утверждали, что Ребе предназначен быть Мошиахом, избавителем еврейского народа, и окажется первым, кого коснется "тхият а-метим", воскрешение из мертвых. Другие качали головами: не в силах человека подсказывать Творцу, кто возложит на себя золотой венец Давида, первого в династии наших владык. Пришло время, душевная муть осела, и оказалось что разногласия между первыми и вторыми гораздо меньше, чем казалось вначале. И те, и другие уверены в том, что:
-- Ребе продолжает оставаться главой нашего поколения;
-- гигантский план возрождения еврейства, который он создал, требует сейчас усилий каждого еврея и еврейки;
-- в своей заботе о безопасности земли Израиля и чистоте еврейского народа с Ребе не может сравниться никто из мудрецов, живущих на земле;
-- Ребе ближе к Мошиаху и больше желает его прихода, чем кто-либо другой.
Кто хочет спорить -- нам его жалко. Кто хочет работать -- пусть засучивает рукава.
Одна женщина из Кфар-Хабада пару лет назад прилетела в Нью-Йорк и попросила, чтобы ей разрешили зайти в кабинет главы нашего поколения. Когда она переступила порог, то увидела его, потомка Давида, с белой бородой и чудесным прищуром голубых глаз. Женщина закричала, рыдая:
-- Ребе!.. Ребе!.. Когда же вы вернетесь к нам?! Он ответил:
-- Я всегда здесь.
Эти слова нужно хорошо запомнить.
Словарь Ребе
Никаких нарочитых мудреностей в письмах Ребе вы не встретите. Его слог прост, открыт, конкретен. Но... Ребе не только старается говорить со всеми на доступном им языке, но и понемногу, без насилия, предлагает собеседнику заглянуть в свой, любавичский, мир, чтобы увидеть проблему с другого, более сокровенного и тайного берега. Поэтому совсем неплохо, если мы перелистаем эту маленькую энциклопедию -- будет легче потом глядеть вглубь, не спотыкаясь о непонятное слово.
Этот список не претендует на большую глубину и полноту. Здесь приводятся основные понятия, или названия, или имена, ставшие неотъемлемой частью "хабадского языка", на котором начинают изъясняться те, кто попал в орбиту Любавич. Они нередко встречаются в этой книге и, значит, стоит с ними ознакомиться.
Азкир аль а-цион -- очень и очень важная фраза, которая, благословение Всевышнему, в ответах Ребе встречается довольно часто. Одно из значений слова "цион" -- место, где похоронен праведник. Хасиды говорят, что нынешний Лю-бавичский Ребе согласился занять свой пост при условии, что душа его предшественника, Ребе Иосефа-Ицхака Шнеерсона, будет находиться с ним в постоянном контакте. Постоянное место диалога их душ -- на еврейском кладбище, где находится "цион" ребе Райаца (слово "могила" здесь, согласитесь, совсем не подходит). "Азкир аль а-цион" означает, вспомню просьбу, когда буду там, в разговоре с моим учителем и тестем...
Это одна из немногих фраз, которую составитель книги затрудняется перевести на русский язык и поэтому она приводится на иврите.
Но ежели по-простому, по-русски объяснять, то она означает благословение. Однако это благословение рождается в контакте двух великих душ, в заветном месте. И это совсем, совсем не просто...
Севен севенти,770 -- большой дом на улице Паркуэй в районе "Кроун хайте", "Королевские высоты". Штаб-квартира ХАБАДа. В огромном подвале этого здания проходят фарбренгены -- традиционные встречи-беседы-застолья Любавичского Ребе с его хасидами и нехасидами. Сама цифра неслучайна -- она указывает на цельность семи душевных свойств, помноженную на десять, а потом и на сто.
Тысячи людей приходят сюда погреться. Сотни юношей с пробивающейся бородкой стучатся в кабинет Ребе с просьбой: "Отправьте меня в шлихут..."
Любавичский Ребе. Учитель хасидов, глава нашего поколения, вождь. Когда я готовился впервые увидеть его, то пошел перед этим в микву, чтобы смыть советскую грязь.
Я увидел, как пожилой невысокий человек с трудом и осторожностью спускается по неудобным деревянным ступенькам второго этажа. Я увидел там, на фарбренгене, как по одному наклону головы этого человека или даже по движению его глаз тысячи людей встают и протягивают к нему руки.
Где-то между двумя этими воспоминаниями кроется тайна.
Бейт-Хабад -- место, куда может прийти каждый еврей, чтобы получить помощь в исполнении заповедей. В Бейт-Хабаде можно незадорого купить мезузу, послушать урок Торы, получить помощь в подготовке Бар-мицвы и т.д.
Бейт-Хабад открывают люди уже женатые, но еще молодые, на свой страх и риск, получив на то благословение Ребе и помощь (если будет) местных толстосумов. В любом месте, где есть евреи и нет Бейт-Хабада, можно открыть Бейт-Хабад.
Битахон -- уверенность в доброй воле Творца и в том, что Он способен любую ситуацию повернуть в сторону добра.
Битуль. Труднопереводимое понятие, которое в хабадском воспитании занимает одно из главных мест. "Делать битуль" -- это значит устраняться, ограничивать свое большое "Я". Не умаляя при этом, однако, своих сил и возможностей. Иначе зачем ты Б-гу нужен?.. Можно сказать, что битуль -- это самоограничение ради Творца, в стремлении соединиться с Ним.
Гой внутри -- одно из любимых выражений Ребе. Имеются в виду "мидот" -- свойства животного начала у еврея, которые приняли законченную и самодовлеющую обрисовку -- этакий погромщик с тупой рожей, который, однако, уютно помещается в личности мудрого Эйнштейна или утонченного Пастернака. Этот "гой", захватив власть над еврейской душой, непогрешим и страшен. Он может заключить союз с арабскими убийцами, любоваться куском свинины, называть темноту светом. Когда мы видим на фотографиях, как Любавичский Ребе тепло беседует с Рабином, Пересом, Биби Нетаниягу и другими недоделками израильской политики, то мы читаем в глазах мудреца немую просьбу: "Ну, миленький, родной мой, стань наконец евреем!.."
Ехидут -- встреча Ребе с глазу на глаз, когда посетитель говорит о самом наболевшем и просит совета и благословения. У Любавичского Ребе был обычай принимать евреев на ехидут ночью, когда посетитель, зевая, освобождается от кандалов повседневной рутины и больше способен воспринимать мудрое слово (см. "мекабель").
С начала восьмидесятых годов Ребе перестал (за очень редкими исключениями) принимать отдельных посетителей. На то было несколько причин. Некоторые из них он открыл нам.
Во-первых, наплыв посетителей на "Севен севенти" стал огромен, и если бы Ребе беседовал с каждым, то был бы занят двадцать пять часов в сутки.
Во-вторых, многие проблемы, связанные с духовным ростом, бизнесом, здоровьем, Ребе советует решать в кругу товарищей или специалистов, которые подходят к делу неформально -- и дает на это свое благословение.
В-третьих (и тут мы упираемся в тайну), есть особая "маала", достоинство, когда евреи собираются вокруг Ребе вместе, сотнями и тысячами, создавая особое духовное поле. Так появился знаменитый "доллар Ребе", когда евреи выстраивались в длинные очереди, чтобы получить от Ребе доллар на счастье и благословение. А так же, если была в том нужда, попросить совет и помощь, отбросив при этом (очередь-то ждет!) все ненужные подробности. Чего греха таить -- переминаясь в очереди несколько часов, люди уставали. А как чувствовал себя Ребе, который тоже стоял? Одна женщина спросила его об этом. Он ответил: "Когда считаешь бриллианты, то не думаешь об усталости..." Он имел в виду души своих посетителей.
Ецер а-ра, или просто ецер -- дурное желание, т.е желание животной души еврея. У ецера есть два примечательных свойства. Во-первых, соблазняя еврея, он может быть замечательно умен. А во-вторых, он совершенно не думает о будущем (см. "гой внутри").
Машпиа и мекабель -- передающий Б-жественное влияние и воспринимающий его. Это могут быть учитель и ученик, муж и жена, старец и юноша, Ребе и хасиды. Значение первого лица в этих парах бросается в глаза, но и второй участник весит много. Ведь если "мекабель" откажется принимать, то "машпиа" задохнется от горя -- кому отдать заповедный свет?..
Месирут нефеш -- буквально "отдача души", самопожертвование. Вотхабадская песня советских времен на мотив "Утро красит нежным светом...": В окровавленные годы Мы, купиною горя, Веру нашего народа Пронесли сквозь лагеря...
Ради Б-га жертвовали всем: нормальным заработком, семейным счастьем, свободой, головою. Сталинские времена прошли, а самопожертвование осталось. Люди жертвуют свободным временем, насиженным углом, возможностью окончить престижный колледж. Многие свахи отказываются знакомить девушек с хабадниками -- кому нужен сумасшедший в доме... А что, другим евреям легче? Служат в Ливане -- рискуют, живут в Хевроне -- рискуют, кричат о торговле Святой землей -- рискуют получить дубинкой по кумполу от своего еврейского городового... В хабадских сшивах мальчишек учат, что проявлять месирут нефеш -- самопожертвование -- это хорошо. А охать другие научат.
Мивцоим. Мивца на современном иврите это "операция", зачастую с военным оттенком. На "языке ХАБАДа" означает постоянные усилия хасидов во вех частях света помочь евреям исполнить ту или иную заповедь, которая, по мнению Ребе, является в наше дикое время (его слова) ключевой, спасающей, помогающей вырваться из тупика. Например, хабадники охотятся за евреями, предлагая наложить тефиллин и прочесть в них короткую и самую главную молитву "Шма". А женщины убеждают других евреек, знакомых и незнакомых, зажигать субботние свечи.
Особенно бесчинствуют хасиды в местах, где еврей несколько выбит из привычной колеи и, стало быть, более склонен вспомнить о своем еврействе: в больницах, на военных базах, в аэропорту, на фронте...
"Мой учитель и тесть", "Глава нашего поколения" -- так Ребе постоянно называет своего предшественника, Ребе Иосеф-Ицхака Шнеерсона, шестого главу хасидов ХАБАДа. Их контакт не прервался в связи с кончиной последнего. Ребе несколько раз в неделю приезжает на место упокоения своего учителя. Там он молится и читает просьбы евреев со всего света, которым нужна помощь.
Тут нет ничего от туманных заплывов спиритов в потусторонний мир. Это контакт двух праведных душ, не очень стесненных рамками нашей докучной реальности. Но об этом нет сил много говорить.
Мошиах -- еврей, потомок Давида, повелителя нашего, который должен раскрыться и принести в мир Геулу, Избавление. Рамбам указывает три признака, по которым можно "разглядеть" Мошиаха. Он разобьет наших врагов, построит Третий Храм, соберет на Святой земле пропавшие десять колен и других изгнанников Израиля. Слова "царь" мы будем избегать, поскольку Ребе сказал, что оно перекликается со словом "цаар", несчастье. Ребе сделал борьбу за приход Машиаха главным делом своей жизни.
Нида -- состояние временной нечистоты, которое наступает у еврейской женщины после прихода месячных и не проходит, пока она не погрузилась в микву -- бассейн с проточной, "живой" водой. Любавичский Ребе не раз подчеркивал, что пожилой женщине (которая раньше не знала этих законов) достаточно один раз прогуляться в микву, чтобы приобрести чистоту на все оставшиеся долгие годы...
Она -- сезон, супружеские обязанности. Так называют время, наступившее после того, как у еврейской женщины закончились месячные и она погрузилась в микву, освободившись от временной нечистоты. После этого они с мужем дозволены друг другу.
Согласно Торе у еврея есть три главных обязанности по отношению к жене: кормить ее, одевать и поддерживать супружеские отношения. Более потаенный смысл слова "она" -- наслаждение...
Охель -- шатер. Цион -- место упокоения. Так Ребе часто называет в разговорах и письмах место, где покоится Ребе Иосеф-Ицхак Шнеерсон.
Спуск ради подъема. Согласно философии ХАБАДа полное преуспеяние, неважно, материальное или духовное, является несбыточной и эгоистичной мечтой. Буква "бейт" защищена с трех сторон, но с четвертой, распахнутой, в нее врывается "северный ветер", несущий тревоги, испытания и возможность проверить свои силы, раскрыть глубины своей души.
Этот процесс начинается с падения, с потери, которая может включать перемены тяжелые и даже трагические, вроде изгнания, или духовного сна, или даже отхода от еврейства.
Готовясь пережить очередной порыв северного ветра, хасиды шепчут: "ерида ле-цорех алия", спуск ради подъема... А подниматься, знаете, тоже тяжело. Спускаться было легче.
Таарат мишпаха - законы чистоты и святости еврейской семьи. Они включают микву, законы отделения и обязанность сближения и представляют невидимый, но мощный фундамент, на котором стоит еврейский дом. Любавичский Ребе не устает повторять, что здоровье детей и их хорошие качества, а также здоровье и счастье самих супругов во многом зависят от того, насколько серьезно еврейская женщина соблюдает эти законы.
Тания -- книга, написанная рабби Шнеур-Залманом, первым главой ХАБАДа. В ней говорится об основных моментах Творения, о взаимосвязи миров, об устройстве еврейской души, о внутреннем смысле заповедей Торы. Тания называется также "книгой средних", поскольку она предназначена для обычных евреев, которые, возможно, вообще никогда не держали в руках подобной литературы.
Танию также называют "Пятикнижием хасидизма", намекая на ее универсальность и глубину. Хасиды утверждают, что в ней нет ни одного лишнего слова и, значит (одно с другим связано), она хранит много глубоких тайн.
Тания -- это ключ, с помощью которого можно раскрыть и понять собственную душу.
Фарбренген (или "итваадут") -- встреча хасидов, которая сопровождается застольем, глубокими беседами, подначками, сниманием друг с друга лишней стружки, что на языке более серьезном называется "тикун мидот", исправление характера. Кто-то с хорошими мозгами и памятью пересказывает одну из бесед Ребе. Если на фарбренгене присутствует сам Ребе, то встреча проходит строго, скромно и приподнято. Ребе говорит, его слушают. Ребе дает знак, евреи делают лехаим и поют нигуним.
Два еврея, которые пьют водку не просто так, а произнося слова Торы и рассказывая хасидские истории -- это тоже фарбренген.
Хасидут -- выступления, рассуждения, сочинения хасидских Ребе, записанные ими самими или их учениками. В более широком смысле это одно из направлений "внутренней Торы", т.е. той ее части, где говорится о тайном смысле соблюдения заповедей, о влиянии еврейской души на ход событий в мире.
Другие виды внутренней Торы -- Мидраши, Агадот, Кабала. Есть немало людей, наделенных неординарными способностями, которые в последнее время стали преподавать кабалистические науки. Мнение Любавичского Ребе на этот счет однозначно: в нашем поколении есть лишь несколько людей, духовный уровень которых позволяет им заниматься Кабалою... Так же однозначно он высказывался по поводу хасидута: его должен учить каждый еврей и еврейка, чтобы разбудить свою душу, чтоб не из-под палки, а в радости служить Творцу.
Хасиды говорят -- это выражение нужно прежде всего понимать буквально. Хасиды толкуют между собой, рассказывая, что они услышали от Ребе, какую черту или привычку подметили в нем и так далее. Вроде бы просто. Но есть еще кое-что. Долгий опыт общения с праведником развивает у старых хасидов фантастическую интуицию, позволяющую им замечать духовные движения, идущие из заповедных глубин. И тогда "хасиды говорят", это уже чуть-чуть пророчество, это уже немного сам Ребе...
ХиТаТ -- Хумаш, Тания, Тилим (Псалмы). Один из многих спасательных кругов, которые Любавичский Ребе забросил в еврейство, чтобы помочь нам выбраться из водоворотов и омутов этого мира. Ребе советует всем ежедневно читать отрывки из этих книг, чтобы очистить душу и защитить тело.
Шлихут -- посланничество. Шалиах -- посланник.
Основой хабадского воспитания является сознание того, что Тора, которую ты учил, заповеди, которые ты выполнял, ничего не стоят, пока ты не поделился ими с другими евреями.
Поэтому студенты хабадских ешив прочесывают вокзалы, толкутся в больницах или на военных базах, чтобы помочь евреям наложить тефиллин, зажечь ханукальные свечи или выполнить еще какую-то заповедь.
Они же, женившись, просят у Ребе позволения отправиться в Россию, на Аляску, в Гималаи, чтобы учить и оберегать евреев, которые живут там. Теперь вы поняли, что такое шлихут?
"Шулхан Арух", "Накрытый стол" -- книга галахических предписаний, которая охватывает весь жизненный цикл еврея. Там написано, как молиться, и как торговать, и как жениться, и как воспитывать детей, и еще, и еще... Если еврей хочет действительно выполнять то, что написано в Торе, он должен открыть Шулхан Арух. Наш Ребе, мудрец и пророк, не раз писал о себе с гордостью: "Я -- еврей Шулхан Аруха.
Еврейская улица
Жена моя будущая мечтала об Израиле. Ее папа, благословенной памяти, сказал:
- Эй, послушай... Ты не торопись. Евреи, когда они вместе, это совсем не то, что по отдельности.
Он оказался прав, и как!
Множество индивидуалистов, чью спортивную форму поддерживал страх перед гоями, вдруг оказались среди сплошных своих.
И удивились, и ужаснулись, насколько нелегко, больно и напряженно из стольких одиночек сложить единый народ.
Процесс.
И Ребе, наклонившись, учит малышей со второй и третьей ученой степенью ходить среди своих, жить в еврействе.
Удачи нам.
У еврея есть особая душа. Из нее рождается то, что называют еврейским чувством и еврейским сердцем. Они обязаны получить практическое выражение в окружающем нас мире, иначе - зачем они?.
Високосный час
В високосный год месяц Адар в нашем календаре удваивается. Мудрецы потратили немало сил, чтобы выяснить, какой из этих двух Адаров считать основным, текущим, а какой дополнительным. Они пришли к выводу, что дополнительным является Адар-Алеф, тот, что идет сначала, а Адар-Бет -- основным.
Если следовать здравому смыслу, то все должно быть наоборот. Текущие дела мы обычно пускаем первым номером и, если можем еще что-то добавить к ним, -- добавляем. Но еврейский календарь учит нас, что иногда надо уступить дорогу "принципу високосности". Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее, необычное, то, что не сумеешь повторить потом, тогда текущие дела нужно отложить в сторону, тогда первым номером идет непредвиденный, високосный месяц -- или високосный час. Вследствие этого и в мире, и в душе еврея появляется то, что можно назвать "токеф ханхага това" -- "мощь хорошего поступка".
Предположим, вы идете по улице и встречаете приятеля, который собирает деньги на помощь бедняку, оказавшемуся в отчаянной ситуации. Друг просит вас пожертвовать приличную, может, очень приличную сумму денег. С помощью Галахи вы начинаете объяснять, почему не можете дать ему эту сумму. Во-первых, у вас есть долги, а в "Сэфер хасидим" написано, что еврей не может делать больших пожертвований, если он еще не рассчитался с долгами. Во-вторых, вам нужно расплатиться за обучение детей в хедере, а также выполнить то, что записано в "ктубе" вашей жены, а именно: "одевать и обувать ее так, как водится у мужей еврейских..."
Хорошо, когда человек живет в рамках. Но иногда эти рамки, даже если все идет по Галахе, могут оказаться слишком узкими. Например: еврей встал утром и плотно поел. Он обязан это сделать, иначе он не сможет произнести в благодарственной молитве слова "и ел и НАСЫТИЛСЯ"... Дальше он собирается на прогулку, ведь Рамбам настоятельно советует делать это, чтобы тело было здоровым и крепким на службе Творцу. А перед прогулкой надо просмотреть газету, иначе случится беда: встретишь в парке знакомых, завяжется беседа о политике, а ты не будешь "в курсе"...
Вернувшись домой, еврей вдруг хлопает себя ладонью по лбу. Да, он недавно поел, поел плотно. Однако есть галахические авторитеты, которые утверждают, что нельзя произнести благословение после трапезы, если ты не пил при этом. И он, чтобы избежать нарушения, поспешно выпивает задним числом...
Странно: за все с пользой проведенное утро наш еврей ни разу не вспомнил, что у него есть какие-то долги. Наверное, потому, что в Галахе не сказано, что долги нужно возвращать именно утром. Можно и вечером. Можно завтра или как-нибудь потом. Он вспоминает о долгах, лишь когда выпадает "високосный час" и нужно кому-то помочь, кого-то спасти.
Подобное состояние наши мудрецы называют "Мицраим де-кдуша", "святым Египтом", когда еврей живет по Галахе, а душа его в плену у желудка... Что же делать? Знать, что иногда нужно действовать "вне рамок". Тогда и текущие обязанности наши будут выполняться полностью, по-настоящему, по Галахе, без всякого "святого Египта".
Мы говорим "хотим Мошиаха сейчас!", не дожидаясь, пока все будет отмыто и отчищено, пока все плотно поедят, и прогуляются, и выпьют задним числом. Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее и необычное - не нужно ждать.
Миллиард в космосе
В 1969 году американские космонавты облетели вокруг Луны. Средства массовой информации откликнулись на это волной репортажей и интервью. Любавичский Ребе, верный хасидскому правилу использовать любое событие как урок для служения Творцу, тоже сказал пару слов о недавнем полете в космос...
ТОТ, кто устроил полет, он отобрал для этой цели троих людей и первым делом сказал им: вам придется отложить в сторону все личное, все свои желания и потребности. Вам придется подчинить каждую деталь жизни общему плану полета, в точности выполняя каждую мелочь. Вы будете есть тогда, когда вам скажут, и то, что вам скажут. Вы сможете заснуть только в назначенный час, и даже ботинки для вас мы подберем сами...
Им также объяснили: любое действие, которое будет отклоняться от плана, прежде всего поставит под угрозу миллиард долларов, который вложен в этот полет. А когда американец слышит слово "миллиард", он испытывает благоговейный трепет, хотя эти деньги не его, они все принадлежат дяде Сэму. И все равно: услышав про миллиард, он весь растворяется в этой мысли, забывая о собственном существовании...
Глядя на ситуацию глазами разума, космонавт также понимает, что любое отклонение от инструкций ставит под угрозу его жизнь, жизнь его товарищей по кораблю, жизнь всех тех, кто после них должен отправиться в полет. А кроме того, будет сорвана программа научных исследований. И зачем тогда нужно было посылать ракету к Луне?
Космонавт знает и верит в то, что небольшое нарушение может привести к огромным убыткам. При этом он совсем не обязан понимать ПОЧЕМУ это так. Ведь есть руководитель полета, человек, который всю жизнь посвятил исследованию космоса. Поэтому пилот не будет тратить время на споры. Ему сказали, что делать, и он верит, что так надо.
Конечно, он мог бы переложить ответственность на двух других космонавтов. "Я буду немножко нарушать, но они-то все строго соблюдают - чего же тогда бояться?" Но понятно, что он никогда так не скажет, потому что понимает: одно нарушение -- и все пойдет насмарку.
Какой урок мы можем извлечь для себя и для еврейства? Вот он: любой поступок или проступок влияет не только на самого человека, но и на его семью, на всех соседей и, в конечном счете, на весь мир. Надо ли говорить, что соблюдение заповедей Торы весит гораздо больше того миллиарда, который вложили в полет к Луне...
Пирог перед молитвой
(Судя по содержанию, Ребе пишет студенту ешивы, который живет "взахлеб" -- ест когда и что придется, спит по вдохновению и т.д.)
Из разговора с вашим уважаемым отцом я, к удивлению своему, узнал, что питаетесь вы совсем не так, как надо. Если нет порядка в еде, ослабевает тело, а это, в свой черед, мешает еврею учить Тору и соблюдать заповеди. Известно, как строго следил мой учитель и тесть, чтобы ученики его ешивы нормально питались и вовремя ложились спать. Известно также высказывание Ребе Цемах-Цедека: "Лучше сначала поесть, чтобы хорошо помолиться, чем быстро помолиться, чтобы потом поесть..."
Поскольку нынешнее поколение слабее предыдущих, есть авторитеты, которые разрешают подкрепиться перед молитвой куском пирога (с условием, что перед этим вы прочли первую часть молитвы "Шма"). Это разрешение относится к тем, кто, проснувшись, не сразу заканчивает молитву. Мне кажется, вам нужно воспользоваться этим и не идти на устрожение. Ведь известно, что в некоторых случаях ненужное устрожение приводит к неоправданному облегчению... Надеюсь, что, получив это письмо, вы сумеете навести в своих обыденных делах должный порядок.
Неуклонно, каждый день
Вы пишете о своем старшем брате, который не такой уж религиозный, и вы не знаете, как можно повлиять на него в нужном направлении. Самая лучшая пропаганда - это на своем примере показывать, каким должен быть еврей. Вы должны неуклонно, каждый день следовать во всем указаниям нашей Торы, которую называют "Торой жизни". Лучше способа воздействия не придумаешь. Впрочем, если у вас есть друзья или знакомые, ровесники брата или постарше, способные повлиять на него, то это тоже может помочь.
Лучше победить сейчас
Письмо Ребе известной певице на идиш Нехаме Лифшиц, которая и в Союзе, и в Израиле занималась распространением еврейства, организовывала празднества у синагог во время Симхат Тора.
Браха и шалом!
Был рад услышать о ваших успехах... Пусть их используют ваши друзья и вы сами для того, чтобы приближать евреев к еврейству -- к истинному еврейству. От этой близости зависит сила евреев и само их существование -- независимо от того, подвергаются ли они преследованиям и угнетениям извне или страдают от внутренних войн и раздоров. И в том, и в другом случае нужны сверхъестественные силы, чтобы выстоять и победить...
Понятно, мы видим это из нашей тысячелетней истории, что евреи в конце концов всегда побеждают. Но лучше победить сейчас, а не через сто лет. Жалко времени, жалко погибших душ, жалко наших тел, которые страдают в отрыве от еврейства.
У еврея есть особая душа. Из нее рождается то, что называют еврейским чувством и еврейским сердцем. Они обязаны получить практическое выражение в окружающем нас мире, иначе -- зачем они?.. Так же, как обычный человек живет -- час за часом и день за днем, так еврей должен быть самим собой всегда, не делая перерывов.
Прежде всего, должна постоянно быть видна связь с источником его души и силы -- с Творцом. Еврей ест не так, как все, а когда приходит суббота или праздник, то это для него не просто день отдыха. Сам отдых нужен для того, чтобы подчеркнуть особую святость этого времени.
Вы много пережили, много повидали, видели крах многих попыток спасти еврейский народ "по-другому", без Торы. Во время Симхат Тора евреи приходят в синагогу и радуются, что у них по-прежнему есть возможность обнаружить свое еврейство в изучении Торы, в соблюдении предписаний "Шулхан Арух", в открытом и гордом выполнении заповедей. Тогда откроется внутренний смысл этого праздника: что Тора -- не музейный экспонат, она сопровождает каждый шаг еврея, каждый прожитый день...
Я также хочу упомянуть одну деталь, о которой мне было неудобно говорить на нашей встрече, поскольку она происходила в присутствии посторонних. Вам нужно уладить ряд дел, связанных с обустройством на новой земле, в Израиле. Постарайтесь заняться этим прямо сейчас, пока вас чествуют и привечают. Вы ведь помните народную поговорку: куй железо, пока горячо...
Не злись, молись!
Если вы недовольны какими-то людьми -- разве это повод, чтобы, не дай Б-г, менять свое отношение к Всевышнему?! Такая позиция может принести вред как самому человеку, так и его близким, чтоб это никогда не случилось...
Что же касается недовольства... Надо помнить, что человек никогда не сможет объективно оценить ситуацию, в которой участвует он сам. Что же делать? Посоветоваться с друзьями, которые понимают в данном вопросе, и, конечно, попросить помощи у Всевышнего...
Второе дыхание
Отрывок из выступления Любавичского Ребе на открытии ешивы для пожилых людей.
ДОЛГОЛЕТИЕ -- это одно из самых больших благословений, которое содержится в Торе. Но в наше невероятное время, когда на тьму говорят, что это свет, а на горькое -- что это сладкое, некоторые пожилые люди не чувствуют, что их благословили. Войдя в преклонные года, человек знает, что он должен быть "ретрейт" -- выйти на пенсию, расстаться с ответственной должностью. Здесь, в Штатах, есть дурной обычай, который, к сожалению, начинают перенимать другие страны тоже. Когда человеку перевалило за 50 (а если за 60 -- так тем более), начальство начинает намекать ему, что пришла пора уступить свое место человеку более молодому, который (так они думают) сможет сделать больше, а платить ему, понятно, будут меньше.
Дома дела обстоят не лучше. Если дети не послали отца в дом престарелых, то, во всяком случае, навещают его довольно редко. Взрослый сын, позвонив в квартиру своих родителей, прямо с порога начинает рассказывать, скольких жертв и самоотречения стоил ему этот визит. Он пропустил партию в гольф, отложил поездку на море, не лег поспать... И все только для того, чтобы лично задать отцу вопрос: "Ну, как ты себя чувствуешь?" А услышать ответ у него уже нет времени, мчится дальше по делам. Все указанные перемены люди связывают с такими понятиями, как "культура", "развитие технологии", "прогресс". Поскольку работать (чтобы прокормиться) приходится меньше, то людей на пенсию спроваживают раньше, а для многих из них уйти с работы -- это почти то же, что перестать жить... Все, сказанное выше, совершенно противоположно тому, чему учит нас Тора! В Торе сказано: "Прожитые годы делятся мудростью..." А Галаха требует: "Встань перед сединою!" Иными словами, нужно оказывать уважение АЮБОМУ седому человеку, будь то мудрец Торы или человек неученый. Почему же нужно почитать неученого? Потому, что он прожил жизнь, много видел и много испытал. Благодаря этому у него есть знание (и на службе, и в быту), как найти выход из тупика, как извлечь из неблагоприятных обстоятельств двойную прибыль. Он может поделиться с молодыми не только своими "патентами", но и допущенными ошибками, рассказать о той цене, которую он за них заплатил.
И вот на место такого человека хотят посадить другого, более молодого, зачастую только потому, что у того крепкие локти, он громче кричит, и умеет не только выставить человека за порог, но даже вышвырнуть его в окошко... Надо знать, что ответить такому молодцу. Но для этого надо изменить свое отношение к временному отходу от дел, к тому, что называется "пенсия". Всевышний помогает еврею, вошедшему в года, ограничить занятия бизнесом и, сочетая спокойствие тела со спокойствием души, изучать Б-жественную мудрость, восполнив то, что не успел выучить в молодости.
Сидя над Торой, он узнает, что можно ответить детям, племянникам или незнакомым людям с крепкими локтями. Например: "Нет мудреца, подобного тому, кто прошел через испытания". Или: "Слабость тела усиливает мощь души". Или: "Старец -- это тот, кто приобрел мудрость".
Знайте: раскрыв Тору, вы стали настоящим хозяином собственного времени. Вам не придется бегать за чиновниками, крупными или мелкими, вам не придется думать, чем занять своих подчиненных, ломать голову, из чего выплачивать им зарплату. Надо только попробовать... И тогда с чистой душою вы повторите слова наших мудрецов: "Прибыль от Торы лучше всякой другой прибыли!.." Вы думали, что с выходом на пенсию ваша жизнь закончилась. Это ошибка. Только сейчас начинается самый светлый, самый глубокий ее отрезок.
Наслаждение от общения
Говорится, что все евреи "аревим", отвечают друг за друга. У слова "арев" есть три значения: сладость, ответственность, соединение. Надо научиться получать удовольствие от общения с другим евреем, тогда вам будет легче поддерживать его и отвечать за него. Если это вошло в привычку, то мы, части одного народа, наконец становимся единым целым...
В Техасе другая проблема...
В своем письме вы спрашиваете, может ли ваш сын переехать из Израиля в Нью-Йорк, Бруклин при условии, что он страдает от астмы и намеревается искать работу электрика.
Медицина - это не моя специальность. Однако мне приходилось слышать неоднократно, что для больных астмой Бруклин место неподходящее, для них больше подходит климат Техаса. Но там, в Техасе, другая проблема: трудно сохранять свое еврейство и получить необходимую помощь на этом пути. Что касается шансов устроиться электриком -- тут, к сожалению, я плохой советчик. Должен упомянуть еще одно обстоятельство. Если следовать Торе (а ее называют источником жизни!), то отъезд из Святой земли это вопрос совсем-совсем не простой. Еврей имеет право покинуть Эреи, Исроэль только имея на то весьма серьезные причины. А если таковых нет, то не стоит этого делать - ни с точки зрения духовной, ни с точки зрения материальной.
Простите, если огорчил вас...
Бифштекс на весах мироздания
Этой беседе предшествовало "ток-шоу" -- прямой эфир со слушателями на радиостанции Нешвилл, штат Теннесси. Ведущий, Барри Фарбер, объявил: каждый может позвонить и задать хабадскому раву, Залману Познеру, любой вопрос, связанный с иудаизмом. Посыпались звонки. Один из слушателей воскликнул в эфире: "Я понимаю, когда еврейский закон грозит наказанием тому, кто причинил вред другому человеку, например, ударил его. Но как можно заслужить удары ремнем -- не помню, сколько их, кажется, тридцать восемь, за то, что ты съел кусок некашерного мяса... Где же тут права человека? Где демократия?.."
За нарушение заповеди "не делай" полагается 39 ударов. Но главное в другом: Ребе узнал или услышал об этом вопросе и, спустя немногим больше суток, на субботней встрече с хасидами, дал на него свой ответ. Вот он.
НАКАЗАНИЯ ремнем за нарушение заповедей Торы в силу разных обстоятельств происходили не очень часто. Но все же имели место. Поэтому вполне уместен вопрос: какое право имеет Тора вмешиваться в личную жизнь еврея и наказывать его только за то, что он съел некашерное мясо? Есть поговорка наших мудрецов: "Обязан человек сказать -- ради меня создан этот мир..." Кроме прочего из этого следует: то, что еврей делает для себя, в своей личной жизни, неизбежно касается всего мироздания. Маленький грех, который совершает еврей, наносит ущерб материальному миру и вносит порчу во все духовные миры. И наоборот, если он выполняет любую заповедь, то это тут же изменяет в лучшую сторону все вокруг. Как сказал Рамбам: "Еврей выполнил всего лишь одну мицву, и чаша весов всего мироздания качнулась в сторону заслуги и добра перед Творцом..." Поняв это, начинаешь смотреть на вещи по-другому. Мы видим, что любой проступок, совершенный евреем, повергает опасности не только его самого, но и его семью, жителей его города (в том числе и неевреев), страну, в которой он живет и, в конечном счете, весь мир... И если вдруг находится человек, который, зная все это, все же не соизволил удержаться от нарушения и продолжает есть некашерную пищу, мы можем спросить: как, он подвергает опасности стольких людей и получает за это всего-навсего тридцать девять ударов?! В конечном счете, мы ведь не требуем от него, чтобы он рисковал головою или шел на большие жертвы. Мы только просим, чтобы во время обеда он вместо трефного стейка положил себе в тарелку стейк кашерный... И если такой еврей ставит свою прихоть выше, чем счастье многих, чем здоровье всего мира, я вынужден сказать: это против Торы и это бесчеловечно...
Какой же вывод? Он очень прост. Еврей должен знать, что, садясь за стол и кладя себе еду в тарелку, он каждый раз может заставить весы мироздания качнуться в сторону добра...
Минус "ецер а-ра"
Шалом и благословение!
В своем письме вы пишете, что хотели бы найти больше внутреннего смысла в соблюдении заповедей -- в противном случае в их исполнении, на наш взгляд, будет много притворства и ханжества...
Я хотел бы напомнить об одном галахическом постановлении Рамбама, который, как вам известно, был врачом и тонким психологом. Рамбам утверждает, что если еврея заставили выполнить некую заповедь, то это засчитывается, как если бы он выполнил ее добровольно. Добровольно, но из-под палки -- как такое может быть? Рамбам объясняет это так: любой поступок связан с природой человека, с его глубинными наклонностями. А еврей по своей природе всегда готов и хочет исполнять Тору и ее заповеди.
Конечно, это желание иногда может быть заглушено или задушено. Рамбам называет противодействующий фактор "ецер а-ра", дурное начало. Его функция состоит в том, чтобы мешать еврею следовать своей истинной природе. Когда еврея заставляют исполнить заповедь, угрозами или поступками, то насилию подвергается только "ецер а-ра", но не еврейская душа, и поэтому никто не может назвать его ханжою.
Ханжа -- это тот, кто из соображений побочной выгоды действует против своей природы и внутренних желаний. А еврей, который идет по дороге Торы и заповедей, удовлетворяет самое глубокое и истинное желание своей души.
Вы также просите объяснить, почему так важно соблюдать заповеди. Рамки почтовой переписки не очень этому способствуют, да и нет в том нужды. В городе, где вы живете, есть немало людей, с которыми вы могли бы подробно поговорить на эту тему и получить ясные, обращенные к уму и сердцу ответы. Поскольку вы упомянули Макгилъский университет, я бы советовал встретиться там с доктором (в оригинале названо имя -- ред.), а он, в свою очередь, познакомит вас с людьми из своего круга. Понятно, что, общаясь с ним, вы можете сослаться на меня. Но мне бы не хотелось специально писать на эту тему, чтобы обычная просьба не превратилась в обязательство.
Да, так было
Лекарство от страха
ОДИН бизнесмен, назовем его реб Залман, собирался лететь из Сан-Франциско в Японию и, прежде чем заказать билет, попросил у Ребе (он это делал всегда) совета и благословения. Ответ с благословением пришел очень скоро. Там была необычная приписка: "Вы можете отправляться в путь лишь тогда, когда получите посылку из Нью-Йорка".
Эта посылка пришла на следующий день. Реб Залман развернул конверт. Там лежали два экземпляра Тании. А что с ними делать? В той же приписке было сказано: "Приедете в Японию - поймете..."
И вот реб Залман оказался в Стране восходящего солнца. Покончив с делами, он захотел оказаться там, где еврейским духом пахнет. Покопавшись в справочниках, реб Залман нашел адрес некоего клуба, который одновременно служил синагогой.
Мучая прохожих расспросами, наш бизнесмен наконец добрался туда. Войдя в полутемное помещение, он обнаружил там только одного еврея, да вдобавок с отменно грустным и озабоченным лицом.
Оголодавшись по своим, реб Залман приветствовал его громким "Шалом алей-хэм!" Слово за слово, незнакомец рассказал свою историю.
"Я работаю торговым агентом. По делам нашей фирмы мне приходится ездить по всему белу свету. Не так давно я попал в страшную аварию, когда при посадке столкнулись два самолета. Многие пассажиры погибли, я сам чудом остался в живых. После этого случая я долгое время не мог заставить себя подняться на трап самолета, а ведь это моя работа, моя парнаса...
Друзья посоветовали мне попросить благословения у Любавичского Ребе, и я так и сделал. В своем ответе Ребе написал, что у меня появятся силы преодолеть страх, и посоветовал брать в каждое путешествие книгу под названием "Тания".
Эта книга действительно оказалась для меня лекарством от страха. Но сегодня, непонятно как, я умудрился потерять ее. И что теперь делать? В Японии не торгуют Таниями на каждом шагу! А я чувствую, что без этой книги не смогу заставить себя сесть в кресло самолета..."
Нужно было видеть, с каким выражением лица реб Залман расстегивал свой портфель и говорил, доставая чудесную книгу: "Итс фор ю, чэп..."
Вновь оказавшись в Штатах, реб Залман позвонил в секретариат Ребе на "Севен севенти" и задал вопрос: "А что мне делать со вторым экземпляром Тании?"
Вскоре пришел ответ от Ребе: "Это вам в награду за ваши труды..."
Еврей старинной работы
К СТОЛЯРУ привозят диван или комод старинной работы, из очень дорогого дерева и просят починить. Он очень осторожно начинает разбирать эту вещь, прикидывая, какие части в отличном состоянии, а какие лучше заменить. Может, что-то удастся спасти, если хорошо отреставрировать? Столяр осторожно постукивает молотком и стамеской, понимая, как легко испортить все дело. Когда же приходит черед собирать мебель заново, он тщательно продумывает этапы работы -- что к чему и как приладить. Все, что мы сказали про столяра, относится также к работе учителя. Прежде всего он должен ясно представить достоинства и недостатки каждого ученика и то, как они между собой соотносятся. Затем ему стоит оценить способы, с помощью которых он будет помогать молодому человеку в его становлении. Опытный учитель многого добьется на этом пути. Но, конечно, он должен постоянно пребывать в спокойном состоянии духа и являться образцом терпения. Что еще требуется? Уметь подмечать самые маленькие детали в поведении воспитанников и оценивать их -- как тот столяр...
"То, что еврей делает для себя, в своей личной жизни, неизбежно касается всего мироздания".
Дела семейные
Вот уж где не нужно множить слова. Еврей готов отдать все для своего ребенка. Только он, ребенок, то есть, не всегда хочет или может это взять. Есть и другие проблемы. Люди иногда (часто) разводятся. Муж и жена мечтают о счастье и не умеют поделиться им друг с другом. И вот порой (очень часто), оставив за кормой советы родных, соседей и психологов, евреи, чтобы разобраться в своих семейных делах, пишут Ребе. И он отвечает им, кратко и обстоятельно, вникая в детали, строго по существу. Как это совмещается - его секрет.
Корабль, построенный из крепчайшего дуба, где каждой планке долго подбирали место, где хитрый изгиб досок отразит удар любой волны, где матросы не испугаются беды, а капитан умеет видеть - вот что такое еврейская семья, отшлифованная столетиями скитаний, благословленная Творцом.
Как не развалить ее изнутри - об этом говорит Ребе в своих письмах.
Я не собираюсь укорять вас тем, что было в прошлом -- потому, что о прошлом не плачут. Исправить то, что можно исправить, начиная с текущего момента, -- в этом моя цель.
Свет в сосуде
1.
На третий день после обрезания Аврааму явился Всевышний. Наши мудрецы говорят, что на третий день болезнь усиливается, а каждый, кто навещает больного, уносит с собой одну шестидесятую от его недуга и, значит, тот страдает меньше. Один из комментаторов Торы добавляет: верно, больных принято навещать на третий день, но родственники могут это делать сразу. Если так, то непонятно, почему Всевышний не навестил Авраама и не облегчил его страдания сразу. Ведь Всевышний является родственником еврейского народа, как сказано об этом в Торе: "Ибо кто еще такой народ великий, к которому Всевышний был так близок?.." Итак: почему Авраам, который сделал обрезание седовласым старцем на сотом году жизни, должен был ждать целых три дня, пока Творец навестит его и облегчит страдания?..
2.
Поступки отцов -- пример для сыновей. Наш народ смог получить из рук Творца Тору у горы Синай только потому, что Авраам, Ицхак и Яаков за много лет до этого учили ее и соблюдали ее заповеди.
Их соблюдение отличалось от нашего и вот в чем. Отцы еврейского народа выполняли заповеди Торы на духовном уровне. Материальная сторона мира при этом не изменялась, не становилась чище. Предмет, с помощью которого делалась мицва, не приобретал после этого дополнительную святость. Единственным исключением было обрезание.
Авраам, отец наш, должен был сделать "брит-милу", обрезание, таким же простым, лишенным чудесного вмешательства образом, как миллионы его потомков после дарования Торы. Тем самым он перебрасывал мост во времени, сообщая нам с вами духовную силу заключить союз с Творцом в самой гуще житейских дел и забот.
В этой обыденности скрывается тайна. Каждая деталь природного по- рядка важна, незаменима и занимает строго для нее предназначенное место, чтобы служить ступенью для осуществления воли Творца.
Чудо не всегда допустимо, потому что оно "грабит" природный порядок, уничтожая "сосуды мира", способные принять Б-жественное влияние. И наоборот -- заповеди Торы исправляют и очищают "сосуды мира", делая их чистыми, привнося в них святость и при этом ничего не ломая... Общее правило таково: мицва делается в рамках обыденного порядка. Это также относится к подготовке заповеди и ее последствиям.
О первом главе хасидов ХАБАДа рабби Шнеур-Залмане из Ляд рассказывают такую историю. По ложному доносу он оказался в Петропавловской крепости. Однажды ночью его повезли на допрос на лодке через Неву. Рабби Шнеур-Залман захотел совершить "кидуш левана", освящение новолуния, и попросил, чтобы гребцы остановились. Но чиновник, сидевший с ним рядом, отказался передать матросам приказ. Тогда с помощью тайных сил узник сделал так, что лодка встала посреди реки. Матросы изо всех сил налегали на весла -- и без всякого толка. Спустя какое-то время рабби Шнеур-Залман "позволил" лодке плыть и снова повторил свою просьбу. На сей раз чиновник, пораженный случившимся, оказался более покладистым...
Можно спросить, почему рабби Шнеур-Залман не стал благословлять луну в первый раз, когда лодка была остановлена с помощью чуда? Мы уже знаем ответ: он хотел, чтобы даже подготовка к соблюдению заповеди совершалась в рамках природного порядка. И цель ясна: святость еврейских заповедей должна осветить самое дно этого мира, включая царскую Россию.
Теперь можно ответить на наш вопрос. Всевышний не мог навестить Авраама раньше, "по-родственному", потому что раскрытие Ш-хины, Б-жественного присутствия, приводит к чудесному исцелению от всех недугов. А природный порядок устроен так, что обычно самое скорое выздоровление может наступить только на третий день.
Поэтому -- из уважения к природе и к миллионам потомков Авраама, которым тоже предстояло сделать обрезание, -- Всевышний навестил первого еврея только на третий день после брит-милы.
3.
Одна деталь, впрочем, продолжает вызывать удивление. Если природный порядок был так важен в глазах Всевышнего, зачем к Аврааму был послан ангел Рафаэль, чтоб ускорить его исцеление?
Говорится в мидраше: "Нет такой травинки на земле, у которой не было бы корня в высших мирах..." Если человек покупает лекарство в аптеке, это не значит, что в его исцелении не принимают участие ангелы. Выздоровление человека включает следующие ступени. Всевышний принимает решение, что болезнь должна покинуть этого еврея. Ангел Рафаэль, получив приказ, "одевает" луч Б-жественного света в природные одежды, что включает в себя лекарства, визит к врачу и т.д. Больной, проходя курс лечения, начинает ощущать, что ему стало лучше... Это то, что дано видеть большинству людей.
Но Авраам, благодаря своей духовной силе, видел весь ход Б-жественного вмешательства в свое выздоровление, что включало раскрытие Всевышнего и потом появление ангела, которому было поручено исцеление. Природный порядок, однако, при этом не был нарушен. Аврааму было больно три дня.
Однажды рабби Шнеур-Залман, первый глава хасидов ХАБАДа, увидел, что его внук, Менахем-Мендл, плачет, и спросил его о причине слез. Мальчик сказал, что ему обидно: Всевышний открылся Аврааму, а нам, остальным евреям, не открывается... Дедушка подумал и сказал:
- Когда пожилой еврей, да к тому же праведник, на сотом году жизни делает себе обрезание, он достоин, чтобы ему открылся Всевышний...
4.
Можно задать еще один вопрос.
Почему глава Торы, где говорится об обрезании Авраама, начинается со слов: "И явился ему Всевышний..." Почему не называется имя первого еврея?..
Сказано в Талмуде, что мы должны подражать Творцу. Всевышний выполяет мицву "бикур холим", посещения больных, и мы тоже должны соблюдать эту заповедь. Но чтобы не подумал кто-то, что навещать нужно только великих мудрецов и праведников, подобных Аврааму, отцу нашему, Всевышний написал в Торе: "И явился ему..." То есть -- каждому еврею. Значит, отсюда и навеки лежит на нас заповедь навещать каждого, кто страдает, независимо от того, кто он и что...
Тогда природный порядок перестанет скрывать Б-жественный свет и, напротив, станет сосудом для Воли Творца. И свет в сосуде засияет ярко...
Да, так было
Корень дома
В ЕВРЕЙСКОМ мире вообще, а уж в свободной стране Америке особенно, строго действует правило "концензуса", то есть, говоря метафорой, подавать на стол надо то блюдо, которое едят в ближайших домах. С этой проблемой столкнулась жена рава Уриэля Циммера из Вильямсбурга. Весь просвещенный женский пол приходил в синагогу в париках и лишь она одна в платочке. Евреи не грубят. Они задают вопросы. "Миссис Циммер, у вас нет денег на парик?" "Душечка, вы так похожи на портрет моей бабушки, жены маляра!.." "Знаешь, дорогая, есть люди, которым надо любой ценой обратить на себя внимание..." Эти замечания делались в глаза, за глаза, слева, справа, как на хорошем боксерском матче. Наконец миссис Циммер с покрасневшими веками подошла к мужу и сказала:
-- Нету больше моих сил. Я перехожу на парик... Тем более, что Ребе сам советовал многим носить его! Муж ответил:
-- С точки зрения Галахи разницы нет, и в том, и в другом случае голова считается покрытой. Но давай на всякий случай посоветуемся с Ребе...
Через одного из секретарей Ребе рав Циммер послал записку с вопросом. На следующее утро раздался телефонный звонок:
-- Ребе хочет побеседовать с вами лично. Приезжайте вместе с супругой.
И в мыслях не было у четы Циммер, что Ребе удостоит их аудиенции по столь незначительному поводу. Они ехали на "ехидус", готовые принять любой совет: парик, так парик, платок, так платок. Но проблема повернулась вдруг под неожиданным углом, как парус от потока встречного ветра.
Ребе сказал:
-- Мой ответ мог вызвать невеселые чувства, поэтому я решил передать его с глазу на глаз... Известно из книги Зоар, что все три канала семейного благополучия -- здоровье, дети и парнаса -- зависят от того, насколько красиво и строго хозяйка дома покрывает свои волосы. Чтобы благополучие вашего дома не было нарушено, я советую миссис Циммер продолжать ходить в платке, даже если это кому-то может показаться старомодным.
Теперь супруга Уриэля Циммера поняла, почему ей хотелось ходить в платке. А ее муж глубже почувствовал, почему еврейская женщина называется "акерет а-байт", "корень дома". Сколько вещей потаенных, скрытых от обычного взгляда, зависят от того, как она ведет себя...
Когда супруги собирались прощаться, Ребе обратился к рав Уриэлю:
-- Я вижу, вашей жене будет нелегко последовать моему совету. Пожалуйста, будьте с ней внимательней и балуйте ее почаще!..
На расстоянии протянутой руки
Вы пишите, что у вашей супруги иногда бывают приступы тоски... Я не сомневаюсь, что вы могли бы хорошо объяснить ей, что такое иметь "битахон", т.е. полагаться на Всевышнего, Который сотворил мир, руководит им, следит отдельно и специально за каждым мужчиной и женщиной -- да и вообще, нет на свете места, где бы не было Его...
Так может ли грустить еврей или еврейка, если каждый из них ВСЕГДА находится рядом с Владыкой мира, повелителем великим и добрым по-настоящему? Нечего бояться и не о чем грустить, если ты всегда с Ним рядом, на расстоянии Его протянутой руки!
И это не метафора, не притча -- так оно и есть на самом деле...
Будет хорошо, если вы откроете "Танию" и прочитаете те места, где говорится об отталкивании и отрицании любой грусти. Нет сомнения, что вы сможете пересказать их своей супруге самым доступным и убедительным образом.
Стоит также проверить все мезузы в вашем доме. Есть хороший обычай у еврейских женщин -- перед зажиганием субботних или праздничных свечей отделять какую-то сумму для бедных. Ваша супруга тоже может следовать ему. А вам я советую отделять деньги для цдаки перед началом утренней молитвы.
Что касается вопроса, стоит ли вам поменять квартиру или оставаться на прежнем месте, то здесь прежде всего нужно учитывать мнение хозяйки дома. Известно, что красивое жилище благотворно влияет на душу и расширяет границы нашего разума. Если при этом придется залезать в долги -- не слишком большие, то не надо опасаться этого: так уж повелось в нашем мире.
Не сомневаюсь, что вы будете "распространять источники", т.е. знакомить людей с учением Торы и хасидизма, причем со временем начнете уделять больше времени этому занятию, поскольку нам заповедано "прибавлять к святости", а не уменьшать ее, не дай Б-г...
Благословляю вас и жду хороших вестей, а также желаю кашерно и радостно отпраздновать Песах.
Довериться в радости
Один раввин давал уроки по законам семейной чистоты и занимался тем, что называют "поощрением рождаемости", т.е. объяснял своим слушателям, насколько это важно и почетно -- дать возможность новой еврейской душе прийти в этот мир. Рассуждать о родах легче, чем рожать... В ответ ему приходилось выслушивать много колких и серьезных замечаний. Например, что женщине нужно прийти в себя после первых родов, а потом уже беременеть вновь, тем более, что, родив, она оказывается "выключенной" из общественной жизни.
Раввин записал некоторые замечания своих учениц и отправил их Любавичскому Ребе. Глава ХАБАДа отвечает.
Есть вещи, зависящие от воли человека, а есть такие -- и к ним относится беременность, -- где решение принимает Всевышний. От Него зависит, будет ли плод и ребенок на вершине здоровья и цельности. Может так статься, что если женщина не родит сейчас, то это состояние уже не будет достигнуто. Природа женщины такова, и с этим все согласны, что, чем моложе мать, тем это лучше для ребенка.
Трудно поверить, что женщина, которая уже изведала счастье материнства и знает, что такое беречь и воспитывать малыша, наслаждаясь его ростом и своей привязанностью к нему, откажется изведать это счастье снова. Кто-то, может, даже она сама, будет повторять, что трудно носить дитя, трудно рожать и потом придется существенно ограничить круг своего общения. Но нужно знать, что ответить тем, кто над тобой смеется -- об этом сказано в самом начале Шулхан Арух.
Вывод: нужно с радостью довериться Всевышнему, предоставив Ему решить, когда пришла вам пора родить новое красивое и здоровое дитя...
Нет места для стыда