Аннотация: Продолжение комментирования "Шань хай цзин".
ХАЙНЭЙ НАНЬ ЦЗИН
(ВНУТРИМОРСКИЕ ЗЕМЛИ ЮЖНОГО ТИНА).
Цзюань 10.
Обзор внутриморских земель по югу Цзюйлина происходит с Нань/дунь (юго/востока) к нань/си (юго/западу).
Оу и Минь обитают в приморье; ещё называют их Мин-чжун. К северу/западу от них на берегу моря возвышается гора. К западу от Минь, севернее моря (хай), есть гора Сань Тянь-цзы чжан (гора Оплота Трёх Сыновеё Неба). Другие говорят, что три горы оплота Сыновей Неба находятся в море (при море). Три горы, как три гнезда, есть три опорные точки Сыновей Неба (звёзд, луны, солнца). С горы стекает река Чжэ (Чже-цзян).
К востоку от Пань-юй есть Ба-му (восемь деревьев) Гуй-линь (Коричной рощи). С холма Сян, что в южных горах находится, вытекает Юй-цзян (река Юй); к югу от Юйцзяни, в Сянлюе находятся царства Ли-эр (Разрезанных ушей), Болюй-го, царство Татуированных, Байцюй-го. К западу от Байцюй, в царстве Сяо-ян, обитатели имеют человеческие лица с толстыми губами, чёрные тела, покрытые волосами и вывернутые ступни. В левой руке держат дудки. Хохочут, когда к ним приближаются люди.
К югу от Сян-цзяна (р. Сян), к востоку от Захоронения Шуня на горе Цянъ-У, обитают сы (носороги), схожие с быками син/ци хуа (зеленовато/чёрного цвета), с одним рогом. Шунь-Ди (Предок Шунь) захоронен на южном склоне Цанъ-у шани; Дань-чжу похоронен на северном склоне Цанъу-шани. К западу от захоронения Шуня, то есть западнее Цанъу-шани находится местообитание Син-син (или Бен-бен), понимающих человеческие имена; они имеют человеческие лица. Их тотемом является кабан, потому и сказано в тексте, что они созданы по образу и подобию животного, наименование которому есть кабан (Хаб-бан). К бэй/си (северо/западу) от местообитания Син-син, чьим тотемом является кабан, копытное животное, есть си (носороги), они схожи с волами чёрного цвета (ци-хуа или Хуа-ци).
У Ся-хоу-Ци (сяского владыки Ци) есть чэнь (сын, слуга) именем Мэн-Ту (Кровавый Ту); ведает он богами в Ба-го (царстве Ба; Ба-го-люша-цзин, богорождение, возрождение, Бахуристан, бугористыми). Люди Ба-го правят суд в капище (Хавите) Мэн-Ту (рана). Происходит ордальное ристалище, типа древнеязыческой корриды, где происходят бои с быками; у кого выступит кровь, подвергается допросу. Он винится перед судьями и просит пощады. Языческое капище Мэн-Ту находится на горе Дан (Киноварной), которая расположена южнее Дань-яна (Красного Света). Дань-ян заселён людьми Ба (Ба-шу).
Западнее Син-син, понимающих человеческую речь, у Жо-шуй (Мёртвой воды) находится вулканоподобный Яюй с телоогненной головой дракона; он пожирает людей, приносимых ему в жертву. Есть здесь, западнее Яюя, у Жо-шуй, Цзянь-му (вулканоподобное древо Цзянь), похожее на быка; оно как Цюй, потянешь кору дерева, она сползает лентой, подобно Хуан-шэ (жёлтой змее). Плоды подобны плодам луани (яблони), листья сетчатые. Считается, что Цзянь-му есть мифическое древо, растущее в "центре мира"; "Цзянь-му находится в Ду-Гуани (Великой Пустыне или Саредине мира). Там собираются все великие боги. Там они поднимаются и спускаются по вулканическим лестницам (восхождение на небо и нисхождение в преисподнюю, полюса вод-дянные). Солнце находится в зените; нет тени, нет эха. Это - середина (центр) тянь (неба) и земли. ("Хуайнаньцзы"). К западу от Цзянь-му есть Шу-Ди го (царство людей Ди); у обитателей этого царства на рыбьих телах человеческие лица и нет ног. Рыба как тотем этнического племени.
К западу от си (носорога) есть ци-шэ (чёрная змея) с син-шоу (зелёной головой), бывают змеи хуан/син и ци/чи хуа (желто/зелёного и чёрно/красного цвета). Протоводная Ба-шэ (Баллаба-баш-шан, прорва бездонная)- вулканический прообраз этих разноцветных змей; она глотает жертвенного слона и через три года выбрасывает его кости, требуя новую жертву.
К бэй/си (северо/западу) от Ба-шэ (змеи Ба), к югу от Гао-шани (горы Высокой) есть маома, схожая с конём; на ногах её четыре сочленения обросли шерстью. Царства Сюнну, Кайти и Ле-шу (людей Ле) находятся на северо/востоке Цзюлина.