Аннотация: Продолжение комментирования "Шань хай цзин".
ДАГУАН НЭЙ НАНЬ ЦЗИН
(ВЕЛИКИЕ ПУСТЫНИ ЮЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ ТИНА).
За Нань/хаем (Южным морем), восточнее Люша (Зыбучих песков), к западу от Чи-цзян (Красной рекой), есть сань-шоу (трёхголовое) животное, у которого справа и слева по голове, имя его Шути. Животное - это тотем этого племенного этноса, полное имя его - Нишутанан (Гермес трижды величайший, Керамик-ками глинистыми). Обитают здесь вулканоподобные сань син (три чёрных) зверя (Звери бездны), называют их Шуан-шуан (Сросшиеся), потому что, вулканические туловища их срослись вместе ниже пояса, в самой земле.
Дэ-лин шань (гора Большого холма) находится в Нань-хай (Южном море); вернее будет сказать, что гора Дэлин (Туелин) расположена на берегу Хай-Нань (Моря Нань). Здесь, у Сы-тянь шань (Буси-тиан шань - горы Небесный Берег или Пустынной горы) исчезает Чи-цзян (Галис-тон, Карас-санаиа река). Восточнее Чи-цзяна есть долина Цанъ-У (Лазоревого Платана); здесь были захоронены Шунь и Шу-цзюн.
Здесь водятся цюцзю (филин), ястребы/тетеревятники, вэй-вэй (змеи), слоны, бурые иедведи, тигры, леопарды, волки, шицзю (Дающий мясо), лиюй и крапчатые раковины (каури). Как мне кажется, все эти звери, растения и вещи, были тотемами, которые олицетворяли собою определённые племена, союзы племён и даже родовые кланы, проживавшие на территории Цзюлин/Таотана.
К югу от Ци-цзян (Чёрной реки) есть ци-шэ (чёрная змея), пожирающая жертвенных слонов. Западнее У-шань (Прародительниц/жриц) есть хуан-няо (желтая птица), она управляет Ци-шэ (Чёрной змеёй) на У-шань(горе У, Прародителниц-жриц). Здесь есть зелье Ди (Предка); оно служит для ба-чжай (восьми очистительных постов).
С горы Блестящей стекает Блестящая река; она исчезает у Бутин-шань (Вод-дной горы), в Дагуане. Есть здесь люди Сань-шэн (О трёх туловищах). Эхуан (Небесная дева), жена Ди-Цзюна (Предка Выдающегося) родила людей царства Сань-шэн (Трёхтуловищных, трёхтелых). Саньшэн-минь рода Тао (Тао-ши или Ши-Тяо) приручают четырёх птиц, питаются хоу (просом, самовыбросами вулканов).
Есть здесь квадратный омут; от четырёх его углов разбегаются дороги: северная подходит к Ци-цзянь, южная - к дагуни. Северная часть омута носит название Пучина Малого Покоя; южная - Пучина Исхода. Предок Шунь купается в этом священном источнике.
У Чэн-шань кончается река Гань (Гань-цзянь, Гань-шуй, река Благостная); здесь находится царство Цзи-юй (Тибул - Молодых обезьян). Здесь живут сыновья Чжуаньсюя (Чжуан-ниса, Шан-ниса), питаются хоу (самосбросом вулканов). Есть здесь царство ангелоподобных Юй-минь (Були-мин - Крылатых людей, вулкангелы); у всех людей здесь есть крылья. В царстве Яйцерождённых все люди родятся из яиц.
В Дагуани есть Буцзян-шан (гора Протовод-донная); здесь иссякает Ци-цзян (Си-тан). Ци-цзян истекает с Цзя-шани. Есть здесь, в Дагуани, горы Янь, Дэн-бэй, Цзяцзя. Здесь с Пу-шань (Камыш-горы)вытекает Ли-цзян (река Ли). На западном склоне Вэй-шань есть дан (киноварь), а на восточном - юй (нефрит). Южнее есть гора, с которой вытекает Пяо-цзян.
В царстве Изобилия люди рода Юй питаются хоу (просом, самосбросом вулканов). Есть здесь племена, питающиеся листьями деревьев. А в царстве Бессмертных рода Э-Да (Большого Холма) кормятся от Гань-му (Благостно/огненного Древа).
В Дагуани есть горы: Цюй-Чжи (Отврашающая зло), Нань-цзи (Южный Предел), Го-Бэй (Северный Фрукт), Бу-Чжоу (Неполная, Шербатая, Бушующая) и Цюй-Чжиго (Исцеляющий Плод).
В Нань-хае (Южном море), на острове есть человеколикий дух, зовут Ху-юй (Ху-бул) Бу-тин шань (Вод-донных гора); под ногами у него чоу чи-шэ (две красные змеи), в ушах - чоу син-шэ (две зелёно/чёрные змеи). Буситина Хубула - влаго вод-донная или вод-донная влага зелёно/чёрных змей; под-донная влага плавленой лавы красных змей вулкана Баллабас-сан (Баллахас-сан, Баллабас-тан, Баллахас-тан). Вулкан Баллабас-тан (Бездна Посейдонова) есть цивлизационно/языческий прообраз царства Бустина-бурга, города Посейдона, Пропастина; а Баллахас-тан есть прообраз града Хастинапура (или Бурхастина, Гештинианы, Гестии, Гешзиды).
Есть здесь дух, именем Инь-Инь-ху. Инь-Ху, олицетворяющий нань (юг) обитает в Наньцзы-шань (горе Южного Предела, южной опоре четырёх сторон света); он следит с этой горы за тем, чтобы во время выпускать и загонять обратно ветер в буррагганную вулканическую гору. Большой южный ветер, дующий оттуда, называется Ху-минь.
Люди, живущие вокруг гор Сян и Глубокой Тьмы, кормятся мясом животных, зовутся людьми Цзи-си (Счастливой юности); Ди-Цзюнь родил Цзиси (Тиси) и они, счастливые от осознания того, что их породил сам Цзюнь-Ди, назвали своё царство царством Цзиси.
Есть Хо-минь (Минь-Хо), пучина Минь. Шаохао родил Бэй-фа (Низкого вояку); Бэйф спустился на землю и поселился в Хо-минь. Есть здесь квадратный водоём, называемый Алтарь Цзюня.
Есть Ти-минь го (царство народа Ти); здесь Шунь-Ди (Предок Шунь) родил У-Инь (Праматерь Инь). По логике понятий выходит так, что Праматерь Ун (Ум) породила Праматерь Инь, праматерь инмира, мира физических величин природы и противопоставления материального мира миру идеальному, миру Прообразов Бытия и Ума. У-Инь (Ун-Ин) спустилась в Ти-го минь, поселилась там; назвали народ У-Ти (Ти-У-минь, Думный). Ти-У-минь рода Фэнь (Фэнь-ши) питается злаками. Думный Ти-У-минь "Не ткет, не прядёт, а одевается. Не пашет, не жнёт, а питается". Луань-няо, живущий здесь на вулканоподобном яблоневом древе, здесь поёт, а хуань-няо, с протоводно/плутонического древа - танцует. Водятся здесь всевозможные звери, живут вместе. Растут здесь все злаки. Иди и собирай.
В Дагуани есть Юн-Тянь шань (гора "Расплавленное Небо"); Хай-шуй (Океанская река), стекая к югу, доходит до Юнтянь-шань. Цзочи (Зубы-Лезвия) был убит И-хаем (Охотником).
В Юй-шань находится царство Юй-минь рода Сянь (шелковицы); Юй-минь питается хоу (просом). Стрелами убивают Юй (Ядовитую Жабу), и поедают её мясо. Есть здесь племена, которые "натягивают лук и стреляют в хуан-шэ (жёлтую змею)", зовутся людьми Юй. Юй (бал, Були) - распространённый в языческом Цзюлине тотем.
На сунн-шани есть чи-шэ (красная змея), зовётся Юй (Кормящая змея); на вершине той горы есть древо, называется фэн-му (фэн-дерево). Фэн-му выросло из брошенных Чию колодок. Живёт здесь вулканоподобный Ши Цзу-куан; у него квадратные зубы и хвост тигра.
Есть царство Цзяо-яо рода Цзи (Цзяо Ши-Цзи или Цзи-ши); они питаются благодатным зерном.
В Дагуани есть Сюту-шань; здесь кончается Син-цзянь (Зелёная или Чёрная река). Есть здесь Юнь-юй шань (гора Дождевых облаков); на этой горе растёт луань-му (яблоневое древо). Есть здесь чи-ши (красный камень), на котором произрастает Луань-му (Абл-луан-небо телебо). У вулканического дерева есть жёлтый корень, красные ветки (лавовые потоки) и зелёные или чёрмные (син) листья (Чжулун-сина). Здесь все Ди (Предки) собирают лекарственные травы. Священное место есть местонахождение самых действенных трав; так считали язычники. Здесь Юй напал на Юнь-юй шань.
В царстве "Чжуаньсюй родил Старшего Бофу (Дядю Фу)" люди питаются хоу (просом). Есть здесь царство рода Куницы (Ю-ши-го),Пу-шань (Камыш-гора), Цзун-шань (Сородичей), Син-шань (Родовые горы), Хо-шань,Чэнчжоу-шань, Дунчжоу-шань и гора Бай-цзянь. С Бай-цзянь шань вытекает Бай-цзянь (Белая река), рождающая Бай-хо (Белую пучину). В Бай-хо или Хо-бай купается Мастер Кунь-У (О-Гонь), бог гончарного мастерства, искусства изготовливать керамические изделия.
Люди царства Чжан-хун живут при море, приручают четырёх птиц и питаются рыбой, которую вылавливают в море. Люди с клювом и крыльями птиц (тотем птиц) тоже ловят рыбу в море, чтобы ею питаться.
В Дагуани (Великой пустыни) есть люди, зовутся Хуань-тоу (Хуан-ниту. Хан-ниш). "Гунь взял в жёны Ши-цзин (Почтенную Ши). Сын Шицзин по имени Пламенеющий Огонь родил Хуань-тоу. У людей Хуаньтоу человеческие лица, птичий клюв и крылья. Питаются рыбой из моря, ходят, опираясь на крылья. В пищу употребляют чёрное просо, латук и цзюян. Это царство Хуаньтоу (Лошадинных Голов)". Это есть царство, известное во времена Саргона Древнего, как царство со столицей в Пурушхан-ниде (Пурушханнде), царства керамики Гермес-сана (Хиланик-кана, Ниж-жная земля Цзюлин/таотана).
Яо-ди (Баллаотан), Ди-ку или Ку-ди, Шунь-ди похоронены на Юешани (Юй-шань - гора Священного Пика). Здесь находится гора Шэнь (Шэнь-шань - гора Вытянутая). Водятся здесь тигры, бурые медведи, леопарды, ястребы/тетеревятники,, филин цюцзю, змеи яньвэй, Шицзе, лиюй, крапчатые раковины (каури); растут чи-му (красное дерево) с красными ветвями (вулканическая лава), син-хуа (чёрно/зелёными цветами) и чёрными плодами (обсидиан, кремень, камни, металлы).
В Дагуани есть гора, которая носит название Вершина Храма Неба; Хай-шуй (Океанская река) подходит к этой горе, или, по другому, протекает мимо этой горы.
Царство Сихэ находится там, где течёт Ганьшуй (река Благостная), за Нань/дунь хай (Юго/восточным морем). Здесь обитает женщина по имени Сихэ. "Здесь солнца (жи) купаются в Гуаньцзи (в водоеме Благостном); Сихэ (Пламени-ситая Ситэ) купает солнце в двух гнёздах Ра, гнезде восхода и гнезде Захода, подобно тому, как Чань-У, богиня неба, купает луну. Сихэ - жена Ди-Цзюна; она родила ему десять солнц (10*36=360 ежесуточных купаний солнца).
На вершине Гайю-шани растёт сладкий боярышник; ветви и ствол его красные, листья жёлтые, цветы белые (Бай-Хуа или Хуа-Бай), а плоды чёрные. Восточнее Гайю-шани растёт дерево Сладких цветов; ствол и ветви красные, листья жёлтые. Водятся здесь три вороных коня в белых яблоках, обитает Шицзю (Дающий мясо).
Карлики называются Шу-цзюнь.
В Нань-Лэй шань водятся зелёные лошади, три вороных коня в белых яблоках; есть Шицзю, Сладкие цветы и растут все злаки.