Ивченко Жанна : другие произведения.

Тайны истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стоухендж и прочие памятники доисторических времен иногда не совсем то, чем кажутся. Или совсем не то.

  Июнь 923 года, поселок викингов на юге Норвегии
  
  Эйнар мог бы считать, что боги к нему благосклонны, если бы не младший брат Эгиль. Эгиль был столь же крепок телом, сколь скуден разумом. Ему ничего не стоило поднять теленка, но никакую работу он выполнять не мог. Да ладно работу: едва ли не каждый день Эгиль откалывал разные штуки, и вся семья с тревогой гадала, что взбредет ему в голову в следующий раз. Сегодня Эгиль с утра был подозрительно притихшим, а сейчас и вовсе куда-то подевался. Вздохнув, Эйнар отправился на поиски брата.
  
  Нашел он его на берегу. Пыхтя и раскрасневшись, Эгиль тащил огромный камень. Обычный человек не мог бы не только тащить его, но даже приподнять, и Эйнар с грустью подумал, что такая сила пропадает зря.
  
  - Что ты делаешь, Эгиль? - спросил он.
  
  - Это будет мой огород, - ответил брат, опустив камень на землю. - Мой огород!
  
  С этими словами он отправился за другим валуном, еще больше предыдущего.
  
  - Огород из камней? - удивился Эйнар. - Так не бывает.
  
  Эгиль, одержимый новой забавой, ничего не ответил. Эйнар постоял немного и вернулся домой, где рассказал о увиденном жене.
  
   - Может, попробовать его как-то отвлечь? - спросил он.
  
  - Зачем? - удивилась жена. - Пусть забавляется, собирая камни, лишь бы ничего в доме не ломал и не пугал людей.
  
  - И то верно, - согласился Эйнар.
  
  Сентябрь 1856 г., рыбацкая деревушка Н. на юге Норвегии
  
  Старик Юхансон сидел у окна и курил трубку. Сегодня вечером к нему опять должен был прийти Карл Швабе, или "сумасшедший немец", как он его называл. Швабе занимался очень странным, по мнению старого рыбака, делом: собирал песни, сказки, легенды и предания, записывая их в толстую тетрадь с переплетом из свиной кожи. Юхансон уже спел ему все песни, какие знал, и рассказал два десятка соленых рыбацких историй. Больше рассказывать было нечего, но старому рыбаку не хотелось расставаться с собирателем фольклора, потому что за каждый разговор он давал ему унцию табаку.
  
  Карл пришел ровно в семь, как и договаривались, сел, вытащил из холщовой сумки свою тетрадь, перо и чернильницу и спросил:
  
  - А что это у вас за валуны лежат полукругом на берегу моря? Их явно положил туда человек, а не природа.
  
  Старик Юхансон задумался. Сказать, что он не знает, что это за валуны и никогда ими не интересовался - значит, лишить себя очередной порции табачка. Но что ему рассказывать? Рыбак поскреб затылок и начал наобум:
  
  - О, это старая, чертовски старая история!
  
  - Отлично, герр Юхансон! - загорелся немец. - Поведайте мне ее во всех подробностях.
  
  - Это было очень, очень давно, лет сто назад, - начал Юхансон, импровизируя на ходу. - Жил тогда молодой рыбак по имени Гуннар, и наловил он как-то столько рыбы, что не смог выгрузить ее за один раз и вернулся к своей лодке на закате... то есть на рассвете. Подошел он к валунам и видит, что там танцуют очень красивые девушки. Он спросил их: "Кто вы и что здесь делаете?", а они ответили: "Мы русалки и приветствуем плясками восход солнца".
  
  Удивленный немец отложил перо.
  
  - Но ведь у русалок рыбьи хвосты вместо ног, как они могли танцевать?
  
  Юхансон мысленно выругался и начал выкручиваться:
  
  - Да это были не русалки, а девушки из соседней деревни! Они собрались у валунов в день летнего солнцестояния, чтобы поприветствовать восход солнца, разгоняющего тьму...
  
  Тут старый рыбак запнулся и, чтобы скрыть замешательство, закашлялся: черт его дернул упомянуть тьму, ведь в день летнего солнцестояния на юге Норвегии белые ночи! Но на этот раз немец не заметил ляп.
  
  - Очень интересно! Это такой обычай?
  
  - Да, да, - закивал Юхансон. - Был раньше такой обычай, но сейчас о нем все забыли. Я сам случайно вспомнил.
  
  Январь 1966 г., журнал "Проблемы современной фольклористики", из статьи "О солярных культах на юге Норвегии"
  
  "Таким образом, нет сомнений, что валуны, выложенные на берегу моря возле селения Н. на юге Норвегии, доказывают наличие в этом регионе солярного культа, уходящего корнями в эпоху неолита. По свидетельству видного немецкого фольклориста К.Швабе, его пережитки в виде ритуалов поклонения солнцу сохранялись вплоть до середины XVIII века".
  
  Наши дни, историко-археологический комплекс "Священные валуны" в селении Н.
  
  Пестрая толпа туристов столпилась у крайнего валуна, почтительно рассматривая камни, выложенные некогда полоумным Эгилем. Экскурсовод, рослая блондинка с хорошо поставленным голосом, уверенно начала экскурсию.
  
  - Вы видите уникальный памятник эпохи неолита, дошедший до нас из глубины веков. Он свидетельствует, что уже тогда люди поклонялись Солнцу и приветствовали его в день летнего солнцестояния. Валуны не случайно выложены полукругом: полукруг символизирует половину года, прошедшую к дню летнего солнцестояния. Недавно произошло событие, радостное для всех нас: "Священные валуны" внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поприветствуем это решение!
   С этими словами гид зааплодировала, и туристы захлопали в ладони вслед за ней.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"