Жайвороновский Роман Валерьевич : другие произведения.

Влияние мифов на население Западной Европы в период Ренессанса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В этой статье я попытаюсь указать на главные изменения мифологии населения Западной Европы в период Ренессанса и Реформации. Миф - это элемент, в который население верит и в какой-то степени в нем переживает. Со временем миф становится главным элементом, который оказывает влияние на направление жизни данного населения. Например, возникновение протестантизма привело к тому, что люди со временем начали думать о культе наживы финансовых и других средств, в основе которых лежит обогащение.
   Согласно Питириму Сорокину, в XIV столетии культура Западной Европы пережила переход: от идеационной (где в центре всего живого является Бог) к идеалистической (является смесью культур: чувственной и идеационной). Когда происходит этот слом, начинают постепенно меняться содержание мифов, которыми пронизано данное общество: так, начинает медленно возникать светская литература, которая поначалу еще имеет ярко выраженную религиозную привязку, но ее смысл уже включает элементы из других культур, чуждых христианству. А значит, меняется и наполнение содержания мифологии. Это четко отображается на литературных произведениях того времени. Так, в "Божественной Комедии" Данте появились языческие герои, места, которые не имеют никакого отношения к христианству. Например: "И он ответил: "Ты увидишь сам, когда мы шаг приблизим к Ахерону и подойдем к печальным берегам"" (3 книга, 76 строфа). Ахерон - это одна из рек в загробном царстве Аида, который является языческим богом Древней Греции. "Завидя нас, разинул рты, как мог. Червь гнусный. Цербер и спокойной части." (6 книга, 22 строфа). Цербер - это, согласно древнегреческой мифологии, трехглавый пес, охранник подземного царства Аида, где томятся души умерших. Также там можно встретить античных философов, поэтов. Это, в лучшем случае, искажает принципы пробуждения Духа, так как во внутренний мир христианина проникли сущности из других религий, но при этом данное произведение еще не отошло от западного католического христианства, что, в свою очередь указывает на принадлежность "Божественной комедии" к культуре идеалистического типа и при этом в нем слабо представлены элементы чувственной культуры, о которых будем говорить в соответствующей статье. Таким образом, в умы западноевропейской элиты того времени начала закладываться идея возможности одновременного сосуществования другой, нехристианской культуры с католицизмом, что в итоге и было указано на картинах, иконах западного христианства деятелями эпохи Возрождения (Например, Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Рафаэль "Афинская школа"). Таким образом, можно сделать вывод, что христианская мифология постепенно разбавлялась языческими идеями. Интересно отметить тот факт, что эпидемия большой чумы 1348-1350 г.г. произошла в эпоху окончательного слома культур, когда на место идеационной пришла идеалистическая культура. В результате данной эпидемии, которая в общей сложности длилась 20 лет (после 1353 года волна смертей значительно спала), Западная Европа потеряла около 60 миллионов человек.
   На примере таких работ, как "Божественная комедия" было создано соответствующее духовное поле для создания идей Гуманизма, которые предусматривали возведение в ранг божества человека и его психо-физических потребностей. Чтобы эти потребности элите обеспечить, необходимо сменить социально-экономический строй. Для этого нужна была соответствующая духовно-моральная база, которая оправдывала бы культ мамоны. Таким образом, после 1517 года на Западе возникла целая эпоха - Реформация: был основан протестантизм, сначала это было лютеранство, потом все остальные конфессии. Чтобы элита Запада приняла идеи протестантизма, надо было нивелировать понятие серьезности спасения в другом мире. В связи с этим, начиная с "Божественной Комедии" Данте, возникла целая серия такого типа произведений, будь то литература, живопись и т.д. К моменту Реформации западная элита была развращена, чем и объясняется успех протестантизма в Европе. Именно элита начала заставлять крестьян переходить в протестантизм. Действовал принцип: Чей сюзерен - такая вера. Обратим внимание на тот факт, что возникновение Реформации, капитализма и колоний Западной Европы на других континентах происходило приблизительно в одну и ту же эпоху. Капитализм при помощи добавочного процента давал возможность элите обеспечивать свои потребности, о которых я вспоминал выше. Колонии расширяли рынки, появление новых товаров и дополнительной рабочей силы, а также получение Западом богатства. Человек со средневековой мифологией, ненацеленной на культ мамоны, не смог бы этого сделать, в связи с чем требовалось создать новую религию, приспособленную под данный культ, пользуясь грехами и ошибками католицизма. Именно так и поступил Мартин Лютер в 1517 году, когда вывесил свои знаменитые "95 тез". Там он обозначил все главные преступления католической Церкви. Обратим внимание на тот факт, что в его "95 тезах" была сформулирована идея отказа от примата папы римского, а значит, и идеи индульгенций. Индульгенция - прощение за деньги грехов, даже будущих. Вторым важным постулатом протестантизма была идея о том, что только вера спасает, природа которой потом поменялась на логическую. Главным библейским основанием относительно значения веры в лютеранстве являются Послания апостола Павла к Римлянам и Евреям: "Человек оправдывается верою, независимо от дел закона." (Рим. 3:28) и "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11:6). Если человек чисто логически думает о спасении, а не переживает это своим духовным состоянием, то ему намного удобнее принять идеи стяжательства. Что касается кальвинизма, то он пошел еще дальше, объявив спасенными в вере тех людей, которые уже в этой жизни являются богатыми. Основанием было послание апостола Павла к Римлянам: "Кого Он предузнал, того он и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:30) с той разницей, что это касалось лишь богатых и успешных людей. Таким образом, люди забывали даже о попытке думать о вечности, пускай и неправильной с точки зрения Православия. А значит, постепенно менялась и мифология данных жителей в сторону земной жизни, качество и вектор которой было определено постулатами протестантизма и Гуманизма. Когда человек думает об обогащении, то стирается серьезность проблемы спасения человека в загробном мире, что в итоге на философско-интеллектуальном уровне привело к возникновению локковского сенсуализма, который считал источником познания мира и себя лишь при помощи органов чувств, при этом значение вопроса религиозного опыта было минимизировано.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"