Хазары исповедовавшие еврейскую религию - Иудаизм дали миру много замечательных личностей. Хазары как я показал - предки вайнахов и потомки евреев из Армении.
Политики - хазары:
Хазары среди приближенных арабских халифов появляются со времени прихода к власти халифа Абу Джафара ал-Мансура (754-75), в свите которого был Хаммат ал-Тюрки. При сыне ал-Мансура Мехти (775-85) выдвинулись Мубарак ат-Тюрки, Тунга ат-Тюрки, Шакир ат-Тюрки, Зухеир ат-Тюрки. Они происходили из "10 тысяч хазар лучшей фа-милии", попавших к арабам вместе с Хатун - дочерью хазарского хакана Багатыра, выданной замуж за арабского правителя Закавказья. С указанного же времени халифами практикуется формирование личных гвардий из хазар. Особенное распространение они получают при халифах ал-Мамнуне и ал-Муктасиме (833-842). Последний их разместил в предместье Багдада в Дижле, отстроенном по его приказу - в стиле хазарских городов. Широко известными среди них стали хазары Апшин, Ашнас, Инак, Васиф, Абу Муса Буга Младший и Старший, Исхак бину Кундажык ал-Хазари, Афшин бину Хайдар Кавус. При халифах ал-Васике (ум. в 849) и ал-Мутаваккиле (ум. в 861) хазарским полководцам принадлежала вся военная власть. При последних аббасидских халифах высшего влияния в халифате достигли Буга Младший, Васиф и Хакан бину Фатих (Завоеватель). Хакан, отец Фатиха, был правителем абассидского халифата в Азербайджане и Армении, он же явился основателем государства Саджидов. Французский ориенталист и тюрколог Жан-Поль Ру в 1961 указал, что "мамлюки в своей основной массе происходили из южной России, страны куманов и хазар". В армиях халифов IX и XI вв. довольно часто встречаются гуламы (мамлюки) с нисбой "ал-Хазари". 2 знаменитых мамлюкских султана - Бейбарс и Калаун - происходили из рода Бурчевичей, которые имеют прямое отношение и к кумыкам, а турецкий историк Зеки Велиди Тоган связывает их происхождение с хазарским родом Борчоглу (Борчалы, Барсил), который родом из Терско-Сулакского междуречья.
Внасеп Сурхан - царь хазар и басилов, упомянутый у Мовсеса Хоренаци между 193 и 213 в "Истории Армении", где говорится, что во времена царя Армении Вахаршака "толпы хазар и басилов, соединившись, прошли через ворота Джора под предводительством своего царя - Внасепа Сурхана, перешли Куру и рассыпались по сю сторону её". Вахаршак разбил хазар, и, преследуя отступавших, сам перешёл через Джору, где "пал от рук могущественных стрелков".
***
Куридах - вождь акацир (хазар) в войске Аттилы. Император Феодосий II (408-50), желая привлечь акацир на сторону Византии, послал им подарки, но раздал их не по иерархическому порядку: старший начальник акацир Куридах получил подарок вторым, обиделся и донёс Аттиле о заговоре. Тот, разбил и казнил изменников, а над уцелевшими акацирами, в т.ч. над Куридахом, поставил своего сына Эллака.
***
Какюм - дочь кагана хазар Истеми, жена сасанидского шаха Хосроя Ануширвана (529-79), мать его сыновей Нушизада и Хормуза. Последний известен под именем Тюрк-заде, правил в Иране после смерти своего отца. Его сын Хосров является героем поэмы Низами "Хосров и Ширин".
***
Тун-шеху - каган, разбивший армянского царя Смбата Багратуни.
***
Джебукаган Зиевил - лидер хазар во время Ирано-византийской войны 627-28, брат кагана Шегуя, отец Шада. Успех и богатая добыча, захваченная Шадом, сподвигли его лично выступить против Ирана. К нему присоединились армяне. Нападавшим, по Моисею Каганкатваци, удалось захватить Чору (Дербент). Разграмив Албанию, тюркюты вторглись в Иверию, осадили Тбилиси, встретились с Ираклием, но взять город не удалось.
***
Шад сын Джебукагана - глава хазарского войска, завоевал Кавказскую Албанию и обложил её данью (628-630), союзник императора Византии Ираклия, племянник кагана Шегуя, брата и приемника кагана Тун-шеху. Его войско опустошила Албанию и Атрпакан, захватило пленных, скота, золотой посуды, дорогой одежды и т.д. После этого он потребовал от Хосроя Парвиза оставить захваченные персами византийские земли и возвратить пленных, на что царь Ирана ответил угрозами.
Дуло - род тюрков, династия гуннов, булгар. Основатель первой Великой империи Хунну Мете (Модэ; Маодунь) происходил из рода хюен. Потомки Мете-кагана отождеств-ляемого с Огуз Ханом, правили у хуннов ок. 700 лет, т.е. с 220 г. до н.э. и до 46 г. н.э. К Мете-кагану восходит и род Ашина, который господствовал в Западно-тюркском каганате и Хазарии более 300 лет. К Мете-кагану/Огуз Хану и его отцу Тюменю восходят генеало-гии почти всех гуннских, тюркских каганов; об основателе Европейской Гуннии Баламире известно, что он в 15-м колене восходил к Мете, а в 5-м к Чичи-кагану, жившему в 46. По Прицаку правящий род гунно-булгар в восходящей линии связан с династией Tu-Ku вели-кохуннского императора Мете (фонетические изменения происходили так: Tu-ku ~ T'u-ko d'o-klak duo-klo Doulo. Младший сын Аттилы Ирнек, например, упоминается как среди предков булгарских ханов, так и венгерских королей династии Арпад. Кроме того, известно, что Арпады по своей узко-этнической принадлежности были из кунок (так названы они в венгерских источниках), пришедших с Кавказа на Дунай вместе с кабарами в IX в., см. ниже. Что род Дуло входил в элиту Хазарии говорит этноним таулас/тулас, которым называли одну из горных областей Хазарии. Ибн-Русте, Худуд ал-алам, Марвази называют "Тулас и Луг_р - 2 области у хазар", "тулас и луг_р - 2 раздела тюрок". Упоминаемых в этих источниках "туласов" И. Маркварт идентифицировал с названием булгарс-кого рода Дуло. Упоминается этот род X в. в письме царя хазар Иосифа в форме "Т_д_лу" как название страны, в которой находится Семендер. Ономастиконим Тулу сохраняется и в кумыкской антропонимии в форме Дулу, близкой к наименованию династии Дуло. По мнению И. Мизиева, в северокавказском топониме названии средневековых областей и городов - Джулат, отложилось "имя племенного объединения Дулат, которое было ещё сре-ди гунно-булгар, владевших в раннем средневековье районами Северного Дагестана, Терс-ко-Кумскими степями и Прикубаньем".
***
Ашина - хазарская тюркская (по другим данным согдейская, первый тюркский историко-био-графический памятник - мемориальная стела одного члена каганского рода Ашина [нач. 80-х VI в.] - написан на согдийском языке) династия, правящая Хазарией в 650-810-х. В 460 Ашины, попали под власть жужан и были переселены из восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз местных племён, принявший название "тюрк". В 545 тюрки разгромили уйгурские племена, а в 555 - жужан. Вождь Бумын в 552 провозгласил себя каганом. К 560 все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон (правый приток Селенги), отчего этот народ часто называют "орхонскими тюрками". Род Ашина до 439 проживал в Хэси (Ганьсу), где находились в составе последнего хуннского княжества, разрушенного сяньбийцами-тоба. Оттуда Ашина ушли на Алтай и принесли туда ряд этнографических признаков. Отсюда у алтайцев есть легенда, что их предки "тюгю" из хуннского рода Ашина ведут своё происхождение от волчицы, родившей 10 сыновей в одной из священных пещер Горного Алтая: "Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей. Впоследствии каждый из них составил особливый род". Их тяжелая латная конница - главная ударная сила армии называлась "бури" - волки (кит. "фули"). Само слово "турк", вероятно, означает сильный, крепкий. Хорошо известны аналогичные генеалогические сказания о пещере и волчице в Монголии. О высоком международном авторитете этого государства говорит тот факт, что на похороны его основателя Бумына прибыли дипломаты из многих стран, в т.ч. официальные делегации из Китая и от византийского императора Юстиниана. Как свидетельствуют орхонские рунические тексты, были там и представители уч-курыканского племенного союза - далекие предки современных бурят и якутов. В 576 племянник тюркского кагана Арслана полководец Бури-хан расширил западную границу государства до Крымского полуострова. В 567-71 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 Тюрского каганата. Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-93 хазары на время обрели независимость, но в начале VII в. вновь попали под власть тюрок. В Джунгарии танские власти создали два марионеточных каганата и во главе их поставили 2 принцев из рода Ашина, смертельных врагов - Ашина Мише и Ашина Бучженя. После распада Тюркского каганата (занимавший огромную территорию от Чёрного моря до Тихого океана, основателем нового этноса "тюрк" стал Шоно, "волк" по монг., кит. Ашина) в результате очередной междоусобицы 630-34 уцелевшие представители рода Ашина бежали к хазарам и основали там династию. Ок. 650 они подчинили образовавшийся в 635 в приазовских степях племенной союз болгар (булгар). Объединение хазар и болгар союзов привело к возникновению Хазарского каганата, во главе которого встал род Ашина; он занимал территорию Дагестана, бассейн Кубани, Приазовье и часть степей Северного Причерноморья. Его первой столицей был Семендер. Как пишет Гумилёв, Ашина женились на еврейках и приняли Иудаизм. После того, как власть перешла Буланидам, стали исполнять роль сакральных лидеров...
Род Ашина - один из важнейших в Истории, и не только из-за того, что из него вышли Чингисхан, знаменитейший врач Авиценна, арабский полководец Афшин (Ашина) Хайдар ибн Кавус, великий китайский полководец Ань Лу-шань и др., но и потому, что по имяни этого рода получа своё название величайшая имерия - Китай: в китайских летописях есть легенда, согласно которой, предки тюрок были уничтожены соседним племенем. Но уцелел один мальчик, которому враги отрубили руки и ноги. Этого мальчика спасла и вы-кормила волчица. В последствии волчица стала женой мальчика. Скрываясь от врагов (убивших всё-таки мальчика), волчица бежит в горы, севернее Гаочана, и в пещере, она рождает 10 сыновей. Сыновья волчицы уходят в Турфанский оазис Гаочан и женятся там на местных женщинах. Каждый сын становится основателем рода. Среди сыновей волчицы выделялся Ашина - человек с великими способностями. Его имя означает "блогородный волк" (шоно\чина - на монгольском языке означает "волк"; "А" в китайском языке - это префикс уважения). Отсюда и сам топоним Чин - Шин - China (Чайна). Хазарского проис-хождения (или огузского) и династия Позднее Тан (923-56) - из племенем шато. Да, наве-рное, хазарином был и тюрк Ли Юань, основавший в 618 династию Тан (во время дворцо-вых церемоний огузские послы сидели рядом с императором). При нём был составлен ки-тайско-тюркский словарь. В Чаньань переселилось свыше 10 тысяч огузских семей. Под влиянием огузов и кыпчаков в Китае в VII в. возникла мода на всё тюркское - музыку, одежду, вооружение. То, что под огузами понимаются хазары говорит тот факт, что к ним причислен и Ань Лушань из хазарского рода Ашина. Ань Лу-шань (Ань Лушань, Сюн Ву, Йен Ла Ван, настоящие имя Кан, 703-57) - китайский генерал из рода Ашина. Чингисхан - великий завоеватель. Родился на берегу Онона в Монголии около 1155. Элемент "чин" (Шин - Ашина) мы видим в обоих вариантах его имяни - Чингисхан и Темучин. Брата Чингисхана звали Хасар. Имя его отца - Есугай-бахадур, имеет элемент "богатырь", встречающиеся у хазар, и само это слово считается хазарским (хотя, конечно, оно может быть и общетюркским). Второй элемент его имяни "гиз", можно понять как ко-са (китайское наименование хазар). По легенде, Чингисхан был похоронен в пещере его родовой горы Бурхан - Халдун, что связано с мифом о происхождении рода Ашина от родившей в пещере волчицы. Л. Гумилев: "бурхан получилось из Бури-хан, т.е. "волчий хан". По его мнению, предками рода Чингисидов явился род Чесме переселённый в нач. н.э. из восточного Ирана в Забайкалье. В Китайск. и тюрск. источниках сохранились предания о племени Ашина численностью 500 семей выходцы из которого стали ханами Тюркского каганата. Сокровенное Сказание описывает как Борокул, когда он с 2 сопровождающими ехал верхом впереди основных войск среди густых лесов глубокой ночью, был схвачен и убит Туматовскими разведчиками. Борокул, родом из племени Ашин (Hushin), был найден ребенком в разоренном ауле племени Жаркын (Jurkin) и подарен матери (Чин-гиз хана) Оян (Hoelun). Л. Викторова в монографии "Монголы" пишет: "В имени предка-эпонима (Чино) исследователи справедливо усматривают связь с древнейшими тотеми-ческими представлениями, свойственными народам Центральной Азии, с родовым наиме-нованием династии Ашина (Шоно), основавшей, согласно данным китайских источников, I тюркский каганат (555-630)". Дальнего предка Чингисхана звали Борте Чино (Бури Ата, "волк-отец"). В Афганестане живут хазары (хазарейцы), считающие себя "потомками Чингисхана". Чингисхан описывался рыжеволосым, голубоглазым и бородатым. Ещё одним доказательством связи хазар с Чингисидами являются как булгарская летопись Бахши Имана, где Темуртамерлан назван с хазарским царём, а также монгольский эпос "Гэсэр". С.Ш. Чагдуров считает также, что само имя Гэсэр перекликается со среднеазиатским Кадыр/Хедыр/Хезыр - "добрый дух" (отсюда: Хазри, Хазар). К этому ряду следует добавить и тувинский "Кезер-Чингис" - имя героя одноименного героического эпоса, одновременно связанного и с именем Чингисхана. Само название "тюрки" (китайс. "ту-кю") изначально относилось к Ашина, но затем так стали называтся монгольские племена. Ханы "ту-кю" принадлежали к фамилии Ашина. В плане компании, составленном при дворе Гао-цзуна в Чанани, против западнотюркского хана Хэлу содержится знаменитая фраза: "Таковую следует употреблять меру: гнать кочевых и нападать на волков". Под волками подразумеваются князья рода Ашина и их личные дружины. Т.о. родословная Чингисхана восходит к князьям рода Ашина. Не исключено, что Чингисхан является дальним родственником гуннского вождя Аттилы. Из рода же Ашина происходит известный врач Авиценна.
***
Уобос -сын хазарского кагана, первый правитель осетин (овсов), в честь которого они и названы (ср. Леонти Мровели "Жизни картлийских царей").
***
Инал (Ак-йабгу) - хазарский родоначальник всех кабардинских и адыгских князей, полководец. Предок адыгов. Согласно грузинским источникам, кабардинцы происходят от хазар, выселившихся из Дагестана в Кабарду в 835. Согласно княжеской родословной ка-бардинских князей, у Инала 5 сыновей: Таусултан, Алхлау, Мудар, Беслен (Бий-Арслан) и Кумук. От Кумука и Бийарслана происходят князья Большой Кабарды. Кумук также считается прародителем кумыков.
***
Парсбит - правительница Хазарии в 730/731. Упомянута у армянского историка Левонда. Мать скончавшегося кагана Барджиля. Инициатор похода хазар на Армению и Азербайджан. По-видимому, была регентшей, упоминающийся одновремено с ней в других источниках сын кагана - Барджиль, очевидно, не имел прав на престол. В 732/733 хазар возглавил новый каган.
***
Барджиль (Барсбек, Башенк, Пашенг) - сын ханши Парсбит, правившей после его гибели. Вопреки Гумилёву, иудей, что зафиксировано в недавно опубликованных булгарских источниках, по которым его отцом был каган Айбат, матерью - еврейка из Буха-ры. Во время распри Айбат был убит пришедшим к власти племянником Кук-Куяном. Однако, став каганом, Кук-Куян усыновил его сына Барджиля сделав его своим наследником. Барджиль совершил в 731 вначале успешный, но кончившийся провалом поход в Азербайджан, по пути искореняя мусульман. Он несколько раз разбивал арабов, причём убил и их полководца - Джарраха: правитель области Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками, ранее уже неоднократно воевавший с хазарами, не имел достаточно сил для боя и отступил к Ардебилю. Там он сначала занял неприступную позицию у горы Сабалан, намереваясь дожидаться подкрепления из центральных областей Халифата. Но затем по каким-то причинам (возможно, из-за угрозы Ардебилю) он решился на вылазку. Противники встретились на равнине. Армия арабов составляла 25 тысяч человек. Сражение длилось 2 дня. Лучшие силы арабской армии погибли. Вечером 2-го дня с наступлением темноты многие из уцелевших в арабском стане покинули поле битвы. У Джарраха не осталось армии и утром на 3-й день хазары пошли в последнюю атаку, в результате которой арабы обратились в бегство. Военачальникам удалось остановить панику призывом умереть за Аллаха и воины бились насмерть. Джаррах погиб в бою. Хазарский предводитель отрезал ему голову и насадил её на пику в качестве трофея. Из всей арабской армии удалось спастись только нескольким сотням беглецов. Среди них был некто Скалаб (славянин), который лично доложил халифу о катастрофе. После разгрома арабов Азербайджан остался беззащитным. Хазары осадили Ардебиль, окружив его катапультами. После недолгого сопротивления город сдался. Хазары убили защитников и взяли множество пленных. Затем войско рассеялись по стране для грабежа. Хазарская конница двинулась дальше вглубь Халифата и достигла окрестностей Мосула и Дийар-Бакра!, - но была одолена Саидом ал-Хараши. Арабы захватили хазарское знамя.
***
Сабриэль (Булан, Савриил) - знаменитый хазарский полководец, политический и религиозный деятель. В 718 захватил у арабов Дербент. В 721-2 совершил поход на Армению и Азербайджан, одержав ряд крупных побед. Так, в Армении он разбил войско мусульман во главе с Зубайт на-Нахрани. После этого, он под влиянием своей религиозной же-ны Серах, решил восстановить еврейскую религию, во многом забытую (до этого хазары ограничивались лишь обрезанием и празднованием Шаббата). Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение "книг закона Моисеева". Вёл диспуты с христианами и мусульманами, из которых вышел победителем. Провозглашён царём. Заключил мирный договор с аланами. Этот первый хазарский письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией Сабриэлем для того, чтоб: "Как бы не возмутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам". Хазарский царь Иосиф в своём ответе на письмо Хасдаи ибн-Шапруту (960) сообщил, как за 340 лет до его времени один из предков Иосифа, Булан, стал царём хазар. Однажды Г-сподь явился Булану во сне и обещал ему славу и власть. После этого Булан направился через Даралан (Дарьял, Дербент?) к Арадавилю (Ардебилю), и одержал там ряд крупных побед. Тогда он решил принять Иудаизм. Император Византии и халиф, правитель мусульман, прислали Булану своих послов с богатыми и ценными дарами; в состав депутаций входили также учёные мужи, хорошо знакомые с вопросами своей веры и долженствовавшие склонить царя хазарского каждый на свою сторону. Однако Булан по личному почину пригласил еврейских учёных и выслушал доводы представителей трёх религий. Увидев, что как ислам, так и христианство зиждутся на основе веры Иудейской, он сказал, что мусульмане и назареяне признают еврейскую религию родоначальницею своих верований, и поэтому стал евреем. Решающую поддержку ему оказал наибольший хазарский князь, названный ха-гадол, с которым часто отождествляют кагана. Булан упоминается не только в еврейско-хазарской переписке, но и в булгарской летописи Бахши Имана, а возможно и у Якуби под именем Язида Булаша. Есть мнение, что Булан - наследник хорезмийского правителя, бежавшего в Хазарию.
***
Серах - жена хазарского князя Булана; религиозная еврейка, она, по легенде, способствовала укреплению Булана в истинной вере.
***
Буланиды - еврейская династия царей (беков? Каганов?) Хазарского Каганата (810 -965). Основателем её был Булан. Царь Обадия был внуком (?) Булана, за Обадией правили его сын Езекиил, сын последнего Манассия I, затем брат Обадии Ханукка и его потомки: Исаак, Завулон, Манассия II, Нисси, Аарон I, Менахем, Вениамин, Аарон II, Иосиф. Наивысший расцвет Хазарии достиг в период правления царей Вениамина, Аарона (900-920) и Иосифа (920-960). По Гумилёву Обадия не потомок Булана, а представитель "Мировой Закулисы", установивший режим, который в США называют Z.O.G. (zionist occupation government - сионистское оккупационное правительство).
***
Обадия (~780-800) - хазарский царь, при котором был окончательно введён равви-нистический Иудаизм. О нём сказано, что он "поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв (махзоры). Он (Обадия) был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа". Был не каганом, а царём (тюрк. бек, евр. хамалех), потомком Булана. Религиозно-политические реформы Обадии, свергнувшие как вра-гов Иудаизма, так и династию Ашина, вызвали гражданскую войну, в которой этот царь, по-видимому, погиб. Все, кто не принял Иудаизма, в т.ч. христиане и мусульмане, объединились против правительства, началась гражданская война, о которой спустя 100 лет писал Константин Порфирородный: "Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. - А.З.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров". Междоусобица ослабила государство в целом. Так, после репрессий, предпринятых против крымских христиан хазарским каганом, после ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии, и его присоединила к себе Византия. Хазарам пришлось с этим смириться, т.к. антииудейски настроенные феодалы и союзные с ними венгры тревожили царя даже на его собственной земле. В ответ на это каган разрушил один из самых великолепных замков в своём государстве - Правобережный, который принадлежал, видимо, болгарину-антииудею.
***
Урус - каган хазар после 820, тенгрианец, лидер антииудейского восстания против царя Обадии. Он был выходцем из знатного хазарского рода Кабана (не имевшего еврейских предков), был сыном Асанкула (Аскал), внуком Саксина и правнуком кагана Кук - Куяна. Мать Уруса была дочерью предводителя Кара - Булгар Тат - Утяка, а по матери принадлежала к урусскому роду Услан. В 805 не пожелавшие принять Иудаизм отец, дед и мать Уруса были убиты праведным Буланом. Урус спасся от смерти, скрывшись в Дима - Тархан, где под покровительством Византии правил сын Тат - Угека Тамьян, и куда бежа-ли от репрессий многие булгары. Урус и Тамьян помогали повстанцам, составляя оплот оппозиции. После прихода к власти Уруса его положение было трудным из-за неудачных войн с Кара - Булгаром его предшественников. Урус построил хазарский город Хин. Борясь с иудеями, Урус обратился за помощью к харасанцам и Византии, соответственно даровав большие свободы хазарским мусульманам и христианам. Хорасанцы вооружили войско Уруса, а Византия дала ему денег, на которые он нанял на службу баджанаков (печенегов) и построил крепость Саркел, которая в тексте летописи названа Хин. Это название закрепилось за крепостью потому, что в ней были размещены гарнизоны из наёмных баджанаков (или печенегов), которых иногда называли хинцами. Постройка крепости тенгрианцем Урусом, обращение за помощью в этой постройке к врагу его врагов - Византии, присутствие в крепости гарнизона из печенегов, настолько значительного, что они дали ей одно из её названий - все эти данные летописи, в значительной степени перекликающиеся с сообщениями Константина Багрянородного, делают понятными и результаты раскопок Саркела - присутствие на городище частей облицовки христианских храмов и свидетельства пребывания в крепости наемного гарнизона из печенегов, и полное отсутствие к.-л. следов Иудаизма. Старую резиденцию хазарских каганов - Итиль, в которой "удобно устроились" Бен-Амин (сын Булана) и другие каганы - иудеи, чёрные хазары -тенгрианцы называли "Собачьим городом" (Этиль). В 840 Урус был свергнут и убит. У власти был поставлен сын Карака (брат Бен-Амина) иудей Манас. Сведения об Урусе даны в булгарской летописи Бахши Имана.
***
Вениамин - царь Хазарии ок. 880-900. Воевал против коалиции печенегов, гузов, буртасов и чёрных булгар. Союз организовала и возглавила Византия, отказавшись от традиционной политики сотрудничества с каганатом после принятия хазарами Иудаизма. Вениамин одержал победу благодаря военной помощи полученной от царя Алании. В правление Вениамина хазары были вытеснены из ряда сфер своего традиционного влияния. Варяжский коннунг Олег подчинил Киеву славянские племенные союзы северян (884) и радимичей (885), ранее бывших хазарскими данниками. В 889 печенеги прорвались из-за Волги через хазарские владения в Северное Причерноморье, изгнав оттуда лояльных хазарам венгров.
***
Аарон II - правитель Хазарского каганата ок. 900-30. В период его правления Византия натравила на хазар Аланию - 2-е по силе государство в регионе, ранее являвшееся союзником хазар. Аланский царь напал на Хазарию, но Аарон нанял против него вождя "турок". Аланы были разбиты, а их царь пленён. Аарон, не желая превращать соседа в постоянного врага, не стал его наказывать, а оказал почётный приём и выдал за его дочь своего наследника Иосиф. После этого аланы временно вернулись в орбиту хазарского влияния и после 932 отреклись от христианства, изгнав греческого епископа и священников. Данные об алано-хазарской войне и роли в ней Аарона изложены в Кембриджском документе. В других источниках имя правившего в начале X в. хазарского царя не называется, но сообщается, что он лично стоял за несколькими важными событиями. В 901 он возглавил набег на Дербент, ознаменовавший начало последнего всплеска хазарской акти-вности на Кавказе. До 912 хазары в союзе с дагестанскими государствами совершил несколько походов на арабские владения. В 913/4 хазарский царь пропустил в Каспий русов, которые подвергли его берега грабежу. Царь получил от вернувшегося войска половину добычи, но затем хазарская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала у царя права отомстить за гибель единоверцев, и он не стал препятствовать. Русское войско было полностью уничтожено. В 922 Аарон в ответ на разрушение синагоги в Дар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет в итильской соборной мечети и покарать муэззинов.
***
Иосиф бен Аарон (Юсуф, 930-60) - последний или предпоследний царь Хазарии. Сведения о нём происходят из комплекса документов Еврейско-хазарской переписки, проводившейся по инициативе сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута. Младший современник императора Романа Локапина (919-44). Унаследовал престол от своего отца Аарона. По отцовскому настоянию был женат на аланской принцессе для укрепления хазаро-аланского союза. Правил как минимум до 961. Проводил политику помощи единоверцам. Добился временного успеха в удержании Алании. После 932 аланский царь отрёкся от христианства и перешёл в Иудаизм. Разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения. Начал ответные преследования христиан ("низверг много необрезанных"). Это привело к войне. Византийцы подговорили к нападению на хазар русского князя Хельгу. Ок. 939 Хельгу захватил хазарскую заставу на Таманском полуо-ве - Самкерц. Прибывший вскоре хазарский наместник ревнивный иудей Песах освободил город. Не застав там русского войска, он подверг грабежу крымские владения Византии, истребляя на своём пути христианское население. Он взял 3 города, много деревень, осадил Херсон. Затем Песах настигнул дружину Хельга и одер-жал над ней полную победу; по условиям мира, русы совершили поход на Византию (941). Однако, хазарам не удалось ликвидировать угрозу со стороны Русского государства. В 943 - 44 состоялся очередной крупный рейд русов в Закавказье. Он закончился смертью почти всех участников, и на 2 десятилетия известий об активности русов нет. Иосиф специально подчёркивал в своём письме, что русская проблема являлась для него первоочередной. Он писал, что постоянно не пускает русов в море, чтобы не дать им завоевать исламские стра-ны. Но русскую опасность для самой Хазарии он недооценил. О действующем кагане он ничего не сказал. Носил титул "царь Тогармский", что, вероятно, свидетельствует о претензиях на власть над "потомками" Тогармы - тюркскими и Кавказскими народами. Между 954 и 961 получил письмо от Хасдая ибн Шафрута, который попросил Иосифа рассказать о Хазарии. Иосиф ответил. Замечательны и укрепляют веру слова Иосифа: "И с того дня, как наши предки вступили под покров Шехины, Б-г по-дчинил нам всех наших врагов и ни-спроверг все народы и племена, жившие вокруг нас, так что никто до настоящего дня не устоял перед нами. Все они служат и платят нам дань - цари Эдома и цари исмаиль-тян". Заканчивая своё послание, царь хазар восклицает: "Наши взоры обращены к Б-гу, к мудрецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии. Да ускорит Б-г обещанное осво-бождение Израиля, да соберёт свой рассеянный народ ещё при жизни нашей!" По булгарским летописям Бахши Имана "Джагфар Тарихы" Иосифа (Юсуфа) сместил иудей Узбек. По этим летописям, каган Юсуф (правил 925-943, 944) борится со своим братом-близне-цом и политическим противником Аланом (918-925, 943).
***
Узбек (Угезбек) - хакан Хазарии с 944. Саманиды опасаясь присоединения Хазарии к Булгару, сделали хаканом своего ставленника - сына Моджара Узбека. Мать Узбека - дочь тюркменского хана Курука, служившего Саманидам. В 944 в Итиле Узбек стал хака-ном. Юсуф с Малом, сыном Алмыша, бежали в Кара-Булгар, но Кубар решил расправить-ся с ними руками Угыра Лачыни. Его послы передали Угыру, что хакан не будет противо-действовать захвату Угыром Кара-Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это. В Кара-Булгаре было много городов: Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы и др., и Угыр очень обрадовался. Для того, чтобы спровоцировать войну с Хорысданом он потребовал от Мала уплаты дани.
***
Багатур - каган Хазарии, правил в сер. 50-х - 60-е гг. VIII в. При нём возобновились набеги хазар на Закавказье. Ок. 759 выдал дочь Хатун (см.) за арабского наместника Армении Йазида ибн Усайда ас-Сулами, который посватался к ней по приказу халифа ал-Мансура, чтобы предотвратить угрозу хазарских набегов. За невесту был уплачен калым в 100 тыс. дирхемов, а она отправилась в сопровождении 10 тыс. свиты с богатым приданным в виде табунов лошадей, верблюдов, скота и 20 повозок с золотыми и серебряными вещами. Принцесса приняла ислам и стала женой наместника, родив ему 2 детей. Через 2 года и 4 месяца, в 762/763 она внезапно умерла. Каган приписал её смерть коварству тестя и пошёл на него войной. 200 тыс. хазарское войско разграбило Азербайджан и Грузию. Не смотря на полученное подкрепление, арабская армия была разбита, и хазары ушли, захватив огромную добычу и множество пленных. Война продолжилась в следующем 764. Армией хазар командовал полководец Растархан (см.), а силами, вторгнувшимися в Грузию - Блучан (см.). В грузинских летописях это поход связывается с неудачным сватовством самого кагана к картлийской принцессе Шушанне. Нашествие хазар стало первым после двадтипятилетнего перерыва и первым в правление Аббасидов.
***
Хатум - дочь кагана Багатура, жена халифа Язида II. Через 2 года после замужества она умерла, что вызвало в 762-763 набег и избиение мусульман хазарами.
***
Шонтай - хазарка, сбежавшая от арабов в горы и основавшая селение на месте нынешнего Аракани (Унцукульский район). Здесь в Араканах в 80-е гг. ХIХ в. при разрушении одной древней стены был раскопан плотно закупоренный кувшин, в котором оказался сверток пергамента, покрытогро еврейскими письменами. Этот пергамент был переправлен правителю канцелярии Дагестанского губернатора кн. Накашидзе, где и затерялся.
***
Ибузир Гляван - хазарский каган, правивший в нач. VIII в. Имя приводится в Анонимной византийской хронике X в. Единственный каган, о котором сохранилась относительно подробная информация, что связано с его вмешательством в борьбу вокруг византийского трона. Оказал помощь свергнутому византийскому императору Юстиниану II, когда тот бежал из Херсона, где находился в ссылке. Выдал за него свою сестру Феодору и предоставил убежище на хазарской части Крыма - в Фанагории. Затем под уговорами действующего императора Анапсимара Тиверия изменил своё решение и попытался убить Юстиниана, но тот был предупреждён женой. Отослав беременную жену обратно к брату, Юстиниан бежал к дунайским болгарам и с их помощью в 705 воцарился в Константинополе. Дальнейшие отношения между странами не совсем ясны. Каган вернул сестру и родившегося сына, за которыми Юстиниан прислал целый флот. Он также посетил Константинополь, где был с почётом принят. В это же время он принял под протекторат Херсон, жители которого опасались гнева Юстиниана. В городе при сохранении местного самоуправления появился хазарский чиновник - тудун. В 710 Юстиниан захватил Херсон, казнив местную знать, а тудуна отослал в Константинополь. Опасаясь его дальнейших планов, жители других крымских городов обратились к кагану за помощью. В 711 он остановил разгром Херсона византийской армией. Попытка Юстиниана примириться, вернув тудуна, потерпела крах, поскольку тот был захвачен мятежниками и погиб в пути, что вызвало гнев хазар. К хазарам бежал херсонский ссыльный Вардан, провозгласивший себя императором. Каган отпустил его, получив за него от восставших большой выкуп. После чего Вардан воцарился в Константинополе. Эпизод является наиболее ярким проявлением политического влияния Хазарии, хотя в дальнейшем вмешательства подобного рода не повторялись. Полагают, что его результатом стало упрочение союзных хазаро-византийских отношений и восстановление сфер влияния в Крыму (уход хазар из Херсона). Конец правления Ибузира Глявана не известен, оно могло длиться до 730, когда в источниках упомянута регентша Парсбит, а двумя годами позже каган Вирхор.
***
Феодора - сестра хазарского кагана Эльбузара, настоящее имя, очевидно, - Кутлу-бике. В 695 опальный византийский император Юстиниан II бежал сначала в Херсон, за-тем в крымскую Готию, которой владели хазары (698). Каган Ибузир Гляван его любезно принял, и выдал за него Феодору. С ней он поселился в Фанагории на Таманском п-ове. Под давлением Византии, каган намеривался убить Юстиниана, что было поручено представителю кагана Папацию и архонту Боспора Болгицию, но Феодора узнала об этом, и спасла мужа. Он бежал в Болгарию, и с помощью болгар вернул себе трон (705). После этого к нему приехала и его жена с сыном Тиверием, объявленным соправителем. В Константинополе была воздвигнута ей статуя. Сюда же приезжал навестить любимых родственников и сам каган, который на время взял Херсон. Юстиниану пришлось брать город штурмом, но в нём затем вновь произошло восстание во главе с армянином Варданом. Победить его долгое время не удавалось. Наконец, Вардан бежал к кагану, который признал его императором. После этого, Вардан назвавшись Филиппом, захватил Константинополь, убил Юстиниана и его семью (711), стал императором.
***
Вирхор - хазарский каган, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за византийского императора Константина V. Его имя, не называемое в византийских источниках, сохранилось в армянской редакции жития Стефана Сурожского. Там он представлен как правитель Керчи. Царствовал как минимум до 50-х гг. VIII в. Если это так, то именно Вирхор был тем каганом, который потерпел поражение в войне с арабами. В 732/3 был ранен в сражении у Дербента. В 737 бежал от превосходящих сил арабов, вторгнувшихся в Хазарию. После захвата его ставки и разгрома основной части хазарского войска, капитулировал в обмен на сохранение трона и принятия ислама. В результате хазары оказались вытеснены из Закавказья, и их набеги на это регион временно прекратились. Как предполагают современнные исследователи, этот эпизод стал началом кризиса завоевательной политики Хазарии, неспособность его преодолеть привела в дальнейшем к утрате каганами реальной власти. Тот ли это самый Багатур что и предыдущий?
***
Ирина Чичак (Цветок) - дочь (по данным Феофана) или сестра (по данным Никифора) хазарского кагана Багатыра (Бихара), в 732 вышла замуж за византийского импера-тора Константина; мать императора Льва Хазара. Династический брак стал кульминацией хазаро-византийского союза, вызванного необходимостью совместной борьбы с арабами. Ирина прибыла в Константинополь, крестилась и изучила священное писание. Проявила себя как благочестивая христианка. Покровительствовала епископу Сугдеи Стефану. Необычный фасон её свадебного платья установил при византийском дворе новую моду. Изобрела особую парадную одежду - чичакион. Умерла в 752.
***
Лев IV Хазар - император Византии (750-80, соправитель с 751, император с 775), сын императора Константина Копронима и хазарской принцессы Ирины Чичак. При нём, поначалу, прекратилось активное иконоборчество. По словам Феофана, он обратил на добрые дела деньги, оказывал милости войску и населению. Весной 776 его младшие братья - кесари Никифор и Христофор пытались его сместить, но были сосланы. Померил свою страну с болгарами. Собрал в 778 стотысячное войско, одержавшее несколько побед над арабами. Летом 780 он обрушился на иконопочитателей. Был отравлен честолюбивой женой Ириной. Его сын - Константин VI - император Византии (771 - после 797, соправитель, с 776, император с 780-97).
***
Лев (Леон) II - царь Абхазии (758-98), сын царя Феодосия и дочери кагана хазар. Опираясь на поддержку последних, объявил в 787 Абхазию независимой от Византии, а также присоединил к своим владениям Эгреси (западную часть Грузии).
***
Сабас - вождь лезгин (VIII в.), действующий вместе с хазарами против арабов.
***
Суб-т (С-бу-т) - дочь кагана хазар. По сведениям Я'куби, назначенный в 791 правителем Азербайджана, Армении, Каспийских провинций, Мидии и Хорасана ал-Фадл ибн Яхья ибн Халид ал-Бармаки сын Харун ар-Рашида (786/809) напал на хазарскую крепость Хамзин, но был обращён в бегство. Тогда он решил жениться на дочери кагана. Последний, в 798/9 отправил Суб-т в Закавказье, но дорогой она умерла или была убита. Разъярённый каган вторгся в Закавказье, убивая по пути всех арабов.
***
Захария - каган хазар, который в 860/1 принял посольство Кирилла (кой вместе с Мефодием создал славянскую письменность) в Хазарию, участвовал с ним в религиозном диспуте. Зачем-то отпустил 200 пленных греков.
***
Абдаллах ибн Башт ал-Хазари - глава булгарского посольства к халифу аль-Му-ктадиру в 921, упомянутый Ибн-Фадланом. Прозвище "ал-Хазари" говорит о том, что, Камско-волжская Булгария не только была вассалом Хазарии, но сами хазары делали в ней чиновничью карьеру. С другой стороны, булгарский хан Альмуш, явно хотел показать халифу, что и среди самих хазар есть мусульманская оппозиция.
***
Адзар-Нарса (Адар, Адур-Нарсе, Атрнерсех) - царь Хайзана/Кайтага, Семендера (?), по Ибн-Русте исповедовал 3 религии - "по пятницам он молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что [предводители] каждой из этих религий зовут [людей] в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной", несостоятельна, "поэтому я и придерживаюсь их всех, для того чтобы достигнуть истины всех религий". Может быть он сын К-са (см. ниже).
***
Салифан (Сари Хан) - царь Семендера принявший в Х в. ислам. После 916 преемник эмира Дербента Мухаммеда, его брат Абд ал-Малик, вскоре после своего прихода к власти повздорил со своим племянником который в качестве сына старшего брата Мухаммеда претендовал на престол. По-видимому, местное население поддержало претендента, и Абд ал-Малик бежал к правителю Азербайджана Йусуфу ибн Абу-с-Саджу, который ут-вердил его правителем ал-Баба и послал нa помощь 6 тыс. воинов. В ходе дальнейшей распри на помощь Абд ал-Малику прибыло хазарское войско во главе с Салифаном. В.Ф. Минорский полагает, что речь идёт о главе кайтаков, носившем титул "салифан" и подчинён-ный хазарам. Хазары помогли Абд ал-Малику победить племянника и закрепиться в Дер-бенте. По религии он придерживался то Иудейства, то христианства, а в конце перешёл в ислам. По Масуди, к 943 Салифан, глава Семендера, оставаясь вассалом хазарского кага-на, уже не только не принял ислам, но и успел приобрести мусульманскую генеалогию. О нём Масуди сообщает: "...Царь-мусульманин, который заявляет, будто он араб из Кахтана. В настоящее время, а именно в 943 в его государстве нет других мусульман, кроме него, его сына и семьи...". Утверждение о принадлежности Салифана к арабскому роду В. Минорский считает "чистой выдумкой арабов, основанной на простом созвучии". Не исключено, что он правил в Семендере до его разгрома русами в 965.
***
Сакнан - сын Салифана, правитель Семендера, Масуди упоминает его в 943. Он, очевидно, носил имя Сакнан или Сакбан, а может быть и Сакбал, ибо в 1065-67 здесь фигурирует уже правитель З_м_з_м бину Сакнан (Сакбан) "ал-Хайдаки". В отношении упомянутого лакаба (прозвища) необходимо отметить, что до конца XIV в. название Кайтаг или Хайдак в исторических источниках не употребляется. Остается признать, что здесь мы имеем дело с неправильно прочитанным термином Дж_ндан, что допустимо при особенностях арабской графики. Можно предположить, что Сакнан царил в Семендере в конце X - нач. XI вв., может быть, до 1030, т.е. до разгрома Семендера эмиром Гянджы Фад-луном (985-1032). В 1030 Фадлун предпринял грабительский поход против кумыков и хазар, разгромил 2-й раз их столицу Семендер. В результате возникла вражда между кумыками и мусульманами-шедадидами.
***
З_м_з_м бину Сакнан (Б_рум, Фируз?) - Ш. Эрелем его имя прочитана как Земзем. Эта форма имени обнаруживает поразительное сходство с именем хазарского военачальника Самсама, упоминаемого в "Ахты-наме" и с названием одного из областей Золотой Орды на Восточном Кавказе времен тимуровских походов Симсимом. Близко это имя и к имени султана Джумджума, могила которого, как известно, находилась под Дербентом. Земзем, по всей вероятности, царствовал в Семендере в 1031-70. На сколько поз-воляют судить источники, ему, очевидно, удалось вступить в союз с сельджукским султа-ном Алп-Арсланом, предки которого долгое время находились на службе хазарских кага-нов. Для укрепления своей власти на Кавказе Алп-Арслан и впоследствии его сын Мелик-шах расселяют на Восточном Кавказе ряд тюркских племён, покровительствует семендер-цам. В 1064 три тыс. хазарских семей (ок. 20 тыс. чел.) возвращаются в Семендер который вновь отстраивается после погрома, учинённого мусульманами-шедадидами в 1030.
***
Царевна Сарирская (имя неизвестно) - жена арабского наместника Тифлиса Исхака ибн Исмаила (IХ в.). Исхак ибн Исмаил в 841 провозгласил свою независимость от Арабского Халифата. Халиф аль-Муттавакиль в 843 на усмирение своего наместника направляет войско под командованием Абу Мусы Буги Афшина. Последний штурмом захватывает Тифлис и казнит Исхака ибн Исмаила, жену его, царевну Сарирскую с детьми, он отсылает ал-Муттавакилю в Багдад в качестве подарка. Дальнейшяя судьба царевны и её детей не известна.
***
Эрпели (Арпалы) - один из родов кумыкско-хазарского происхождения в составе хазаро-кипчаков Азербайджана, Ирана и Турции. Представители этого хазарского рода в VIII-IX вв. переселились вместе с кабарами к венграм и дали там дали начало династии венгерских королей Арпадов (см. ниже).
***
Oгe Хан - потомок Батбая, сына Кубрат Хана; был вождём восставшего хазарского рода кабар.
***
Эдил-Хас (Этелкоз) - сын Oгe Хана и его сын Алмас (Алмош) были предводителями венгров (маджар), пробивавших в междуречье Дона и Днепра. Алмас был женат на знатной хазарке.
***
Джила - венгерский главнокомандующий, деливший власть с царём. В конце Х в. "святой" Стефан перешёл в католическую веру и победил восстание Джыла, который был хазарином "держащимся своей веры и отказывающимся стать христианином".
***
Самуил Аба - король венгерский (1041-44), из хорезмийско-хазарского рода Аба, был женат на сестре короля Стефана I Св. В 1041 он стал во главе восставших против ко-роля Петра, и после изгнании последнего стал королём. Но скоро против него образовалась могущественная партия, домогавшаяся возвращения короля Петра. Т.к. Аба не выпо-лнил условий мира, заключенного с императором Генрихом III, то последний вместе с изг-нанным королём Петром вторгся в Венгрию в 1044 и разбил Аба при Раабе. Побеждённый был схвачен и обезглавлен. От него производит свое происхождение один венгерский дворянский род, именем которого называется комитат Абаньи.
***
Тека - венгерский олигарх, граф, дипломат и финансист XIII в., родом хазарский еврей. При короле Андре II он был хранителем доходов королевской казны и богатым землевладельцем. Его подпись имеется на различных мирных договорах и финансовых соглашениях, в т. ч. на том, которое гарантировало выплату 2000 марок австрийским монархом Леопольдом II венгерскому королю. Когда в 1222 взбунтовавшаяся знать вынудила Андре II издать "Золотую Буллу" согласно которой евреям запрещалось выступать в роли чеканщиков монеты, сборщиков налогов и контролеров королевской соляной монополии, граф Тека, тем не менее, остался при своей должности. Королевский казначей исполнял прежние обязанности ещё 11 лет, пока из-за о папском давлении на короля, не подал в отставку и уехал в Австрию. Сын короля Андре Бела IV добился от папы разрешения снова призвать его к венгерскому двору. Тека возвратился и погиб оказывая в большие услуги королю во время монгольского вторжения. В воздаяние за Теке Бела IV издал 5 декабря 1251 в защиту евреев законы и возвёл отдельных евреев в дворянство, отдав камер-графу Герулу (Генуку) в подарок крепость Комморн с округом и наделив его наследственным титулом comes'a (обер-гешпана).
***
Мариде (Мураджил) - жена халифа Аббасидов дубового антисемита Харуна ар-Рашида (786-809), родом из хазарских пленниц, была матерью его сыновей аль-Мамуна и аль-Мутасима, также бывших халифами после смерти Харуна ар-Рашида.
***
Утамиш - вазир при халифе ал-Мустаине, ум. 863.
***
Васиф ибн Сувартегин - хаджиб (камергер) халифа аль-Мутаваккиля, ум. 865.
***
Абу Мухаммат Фатих б. Хакан бину Ахмат бину Ортач Ат-Тюрки - возглавлял внутреннюю и внешнюю разведку халифата при халифах Мутасиме, Васике и Мутаваккиле. Он - сын одного из приближенных людей халифа Мутасима, Хакана бину Ортача (Ахмеда), о котором Ибн Тагриберди даёт следующее сообщение: "Отец Фатихабину Хакана, Хакан, был неразлучным другом халифа Мутасима. Он происходил из тюркской аристократической семьи и халиф его очень высоко ценил. Фатих же рос и воспитывался при дворе халифа вместе с его детьми". По словам ал-Исфахани, халиф даже "усыновил" Фатиха. По сведениям источников, Фатих был мужественным, добродушным, человеком огромного ума и познаний. Он проявил себя не только как государственный деятель, но и как высокоталантливый поэт, писатель, хатип и библиофил. Поэтому его дом былс воеобразным салоном, где часто встречались знаменитые учёные и поэты того времени. Он имел огромную по тем временам библиотеку. Впоследствии эта его библиотека сослужила хорошую службу для многих учёных мусульманского мира. Многие учёные того времени (Джахиз, Абу Джафар Мухаммад б.Хабиб, ал-Бухтури, Мухаммад б.Харих и др.) свои труды написали, посвятив Фатиху б.Хакану: Джахиз, например, для него написал свой знаменитый труд "Фазаил,уль-Этрак" (Достоинства тюрков). Фатих сам, будучи поэтом, помогал и своим собратьям. Так, благодаря его рекомендации во двор халифа Мутаваккиля попал ал-Бухтури, ставший впоследствии самым известнейшим поэтом арабо-мусульманского мира. Последний, любивший Фатиха как своего брата, посвятил ему около 30 своих непревзойденных касыд. О литературном наследии Фатиха известно лишь по названиям его произведений: Китаб Ахлак,л-Мюлюк; Китаб,с Сайд ве,л-Жевахир; Китабу,р-Равзе ве,з-Зухр; Дивану,ш-Шиир; Китабу,л-Бустан. Следует также отметить, что Китабу,л-Равза ве.з-Зухр содержал стихотворения самого Фатиха, а Китабу,л-Бустан же был его литературоведческим трудом, об этом сообщает Мас'уди. Фатих был убит вместе с халифом Мутаваккилем в результате дворцового переворота 10 декабря 861. Он заслонил собою халифа и принял первый удар заговорщиков во главе с сыном халифа Мунтасиром на себя. Ибн Тагриберди сообщает: "Тела Мутаваккиля и Фатиха, без совершения мусульманского омовения и на скорую руку были завернуты заговорщиками в один и тот же ковер и похоронены в общей могиле".
***
Мубарак ат-Тюрки - арабский государственный деятель хазарского происхождения, назначенный халифом Мехти (775-85) наместником в г. Казвин (Иран); основал город Мубарак (Мадинат ал-Мубарак). Его сын Абдулла бину Мубарак был известным во всём мусульманском мире учёным.
***
Убейдуллах бину Йахйа б. Хакан ат-Тюрки - выдающийся государственный деятель Абасидского Халифата, долгие годы при халифах Мутаваккиле, Муктемиде и Мустаине занимавшим должность халифатского визиря. Отец Убейдуллаха Яхъя бину Хакан был секретарем главного визиря халифа Мутаваккиля, Хасана б. Сеха. Убейдуллах умер в 876. Намаз на его могиле творил сын халифа Мутаваккиля Абу Ахмед Муваффак. Его тело было предано земле в Самарре на хазарском кладбище. Сын Убейдуллаха Абу Али Мухаммат б. Убейдуллах и внук его Абу ал-Касым Абдуллах б. Мухаммат в период правления халифа Муктадира были его визирями. Другой сын Убейдуллаха Абу Музахим Муса б. Убейдуллах был известным поэтом, специалистом по тажвиду и арабскому языку.
***
Бейбарс I (1260 - 30 июня 1277) - 4 султан из династии багаридских мамлюков в Египте, родом из Кипчака. Проданный в рабство Икдыну, начальнику стрелков (бондукдар) султана Мелик-эс-Салеха, он обратил вскоре на себя внимание и быстро занял влиятельное положение. Во время междоусобий после смерти султана Медик-эс-Салеха Бибарс убил султана-узурпатора Котуза и сам сел на престол под именем Эль-Мелик-эд-Дагера. Сильной рукой он усмирил возмутившиеся города Дамаск и Алеппо и прогнал татар далеко от своих границ. Жестокое, но полное славы царствование его продолжалось недолго: отравив одного из неприятных ему князьков и желая показать, что в чаше не было яду, Бибарс налил себе туда же вина, не сполоснув её предварительно. Спустя несколько часов он умер в ужасных мучениях. Подобно всем восточным государям, Бибарс был очень щедр: ежегодно раздавал бедным массу хлеба из своих житниц, воспитывал детей павших воинов, строил школы, караван-сараи и пр. За многочисленные победы получил прозвание Абуль-Футух - отец побед.
***
Калаун - мамлюк, эмир султан Сирии и Египта (1279 или 1280-90). Единственный мамлюкский султан, в чьём роду наследование продолжалось до 4-го поколения. Его правление отмечено строительством самых красивых мечетей, мавзолеев, медресе. Калаун - единственный султан из мамлюков, построивший у себя на родине в Крыму мечеть на личные деньги.
***
Сельджукиды - различные мусульманские династии, восходящие к Малику аль-Гази Сельджуку, сыну хазарского чиновника Дукака. Известный средневековый историк еврейского происхождения Григорий Бар Гебрей сообщает, что отец Сельджука Дукак был полководцем в войске хазарского кагана и что после его смерти сам Сельджук, основатель династии, воспитывался при дворе кагана. Но необузданный юноша был непочтителен с каганом, вызвал гнев катун (царицы) и был изгнан от двора. Другой источник того же времени, "История Алеппо" Ибн ал-Адима также сообщает об отце Сельджука, как об "одном из выдающихся тюрок-хазар". Поссорившись с каганом, Сельджук, захватив с собой 100 всадников, двинулся в низовья Сыр-Дарьи, а затем в Бухару. На его хазарско-Иудейские корни указывают и имена его детей - Израил, Муса, Микаель, Юнус и имя внука - Дауд (Давид). Основной костяк сельджуков составляли кыныки, ранее отколовшиеся во главе со своим предводителем Туганом (Дукаком) от хазарского союза племён. По этой причине сельджукские султаны рассматривали здешних тюрок как своих сородичей и старались привлечь на свою сторону. Так, в 1064 более 3 тыс. семей кафыр-комуков, хазар проникают через Дербент в Закавказье и расселяются в районе Кахтана (Азербайджан) под покровительством сельджукского султана. Вениамин Тудельский говорит, что евреи Нишапура (северо-восток Ирана рядом с Туркменией) в большой дружбе с огузами (причём те - ещё не мусульмане), и что они вместе воюют с Ираном и Кушем (здесь север Индии-Пакистан-Афганистан).
Сельджук поселился, по преданию, в 955 в Дженде на Сыр-Дарье; завоеватели Тогрул-бек и Чакыр-бек были его внуками. Единовластными султанами были Тогрул-бек (1035, 1058-63), сын Чакыр-бека Алп-Арслан (1063-72), Мелик-шах (1072-92). Ветви Сельджукидов: 1) главная - потомки Мелик-шаха - царствовавшая в центре и на востоке государства, но постепенно уступавшая свою территорию атабекам; султаны: руководимые своею матерью Туркан-хатуной Махмуд (1092-940), его брат Баркиярок (1092-1104) и его сын Мелик-шах II (1105), 3-й брат - Мохаммед I (1105-18) и его дети Махмуд II (1118-31), Тогрул II (1131-34) и Масуд (1134-52), оттесненные 4-м сыном Мелик-шаха I Синджаром Хорасанским (1097, 1119-1157); далее ряд султанов, ставимых атабеками: Мелик-шах III (1152-1153), Мохаммед II (1153-1160), Солейман-шах (1160), Арслан ибн-Тогрул (1160-1177), Тогрул III ибн-Арслан (1177-1194), низвергнутый Пехливанидами; в Хорасане племянник Синджара, Махмуд ибн-Мохаммед (1157-1162), был свергнут и ослеплён эмиром Моайядом. 2) Кирманская - потомство Али-Арсланова брата Кавурда (убит за восстание в 1074) и его сына Тураншаха, пользовавшегося значительной зависимостью ещё при Мелик-шахе I. Миролюбивые государи этой ветви доставили Кирману покой до 1170, но затем здесь начались междоусобицы, и в 1198 Кирманом завладели хорезмийцы. 3) Сирийско-месопотамская - потомки Тутуша Дамасского (убит 1095), верного брата Мелик-шаха, но врага Баркиярова. Междоусобия детей Тутуша - Рыдвана Халебского (ум. в 1114) и Докака Дамасского (ум. в 1128) - погубили династию и позволили мелким эмирам приобрести; полную самостоятельность. 4) Малоазийская (Иконийская) - потомки Кутулмыша (двоюродного брата Тогрул-бека) и его сына Сулеймана (1081-1086): Кылыдж-Арслан I (1092-1107); его сын, воевавший с Барбаруссой, Кутбеддин (1190), Гияседдин Кейхосров I (1192-1211), погибший в войне с Феодором Ласкарисом; временно его изгнавший Рукнеддин Сулейман (до 1204); победитель Ласкариса и императора Алек-сея Кейкаус (1211-1219); соперник Мелика-Ашрафа и Камиля Кейкобад (1219-1234); подчинившийся монголам Кейхосров II (1237-1244). Его враждующие дети - раболепный перед монголами Иззеддин (до 1262) и Рукнеддин (до 1265) - утверждались монголами то одновременно, то попеременно. Сын Рукнеддина Кейхосров III (1265-1284) умерщвлён при ильханиде Аргуне, а сын Иззедина, последний Сельджукид Масуд II, погиб в нищете ок. 1309; по другим известиям, он смещён ханом Газаном в 1295, а в 1297 Иконийское царство передано Алаэддину II Кейкобаду III, судьба которого совсем неизвестна.
При Мелик-Шахе I (Джелаледдин, - "Слава веры"; 1054-1092) власть Сельджукидов распространилась на всю мусульманскую Азию, от Средиземного моря до Китая и от Кавказа до Йемена.
***
Ефрем Моизич - придворный Андрея Боголюбского, и его убийца.
***
Анбал Ясин - ключник князя Андрея Боголюбского, занимался подрывной работой в пользу Сиона. Родом из Осетии. Анбал и шурин Андрея, Кучков, были вдохновителями и руководителями заговора против князя. Они убили его в ночь на 29 июня 1174. Когда обнаженный труп был выброшен в княжеский сад, Кузмище, один из слуг, оставшийся верным князю, умолял Анбала дать ему, чем прикрыть труп, напоминая тому, что он (Анбал) при вступлении на службу к князю был одет в лохмотья и только благодаря щедрости последнего теперь ходит в бархате. Анбал, в конце концов, исполнил просьбу.
Самхан Зерубавель - князь евреев Дагестана, купец. К нему бежал Георгий, сын убитого Андрея Боголюбского. Зерубавель сосватал Георгия известной грузинской царице Тамаре.
***
Шаухалы - правители кумыков. Турецкий путешественник Эвлия Челеби связывал их происхождение с родом Огуза - "Огуз тайфеси". Согласно сочинению Муслихитдина Лари "Миратуль-Эдвар ве Миркаатулъ Ахбар" (1566), использованному и Мюннеджим-баши (XVI в.), правители кумыков происходили из гуннов (канклы), коим Огуз-ханом было вменено в обязанность быть стражами Каспийских ворот. С того времени правители кумыков носили титул "Сахиб ас-Сарир" в значении обладатели трона. Исходя из этих и других исторических данных, турецкий историк Ф. Кырзы-оглу приходит к выводу о том, что "шаухалы происходят из рода хазарских и савирских правителей". согласно сведениям "Истории Маза", шаухалы - "ветвь ханско-хаканских поколений".
***
Карчи-беки - представители высшей кумыкской родо-племенной аристократии. По происхождению они являлись потомками хазаро-кипчакской знати. Согласно преданиям, их родоначальники пришли "во главе племени, которое населяет владение Тарковское, за несколько веков ранее появления в Дагестане арабов". Находились на службе у шаухала и использовались в качестве послов, предводителей войск и в т.д. "Они суть потомки кумыкских князей, когда-то знаменитых, но влиянием шаухала ныне униженных". В первой половине ХIХ в. были известны карачи-беки: Уллу-бий Эрпелинский и Юсуф-бей Каранайский. По А.-К.Бакиханову, карачи-беки в Губдене и Карабудахкенте являются потомками одного из кумыкских эмиров по имени Гобден, которому Тамерлан во время своего пребывания в Кумыкии подарил землю, ныне занимаемую деревней Губден и куда этот эмир и переселился со своим племенем.