Кто читал мою статью "Финикийцы - это евреи", знают, что финикийцы (хананеи) и евреи - один и тот же народ.
Народ это был один, с одним языком, жили они на одной земле, и религия была одна, и только царь Иосия уничтожил у культы Астарте и Балу.
Финикийцы дали много замечательных личностей. Они изобрели краску, стекло, морское мореплавание и т.д.
Здесь кратко даны сведения о знаменитых финикийцах-политиках.
***
1) Гиксосы ("цари пастухи", ср. словам Иосифа Флавия: "ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец", либо греческая трансформация египетского hekau khoswe - `владыки чуждых стран`) - ХV и XVI египетские династии (1785-1580 гг. до н.э.). В период хаоса, ознаменовавшего конец Среднего царства (ок. 1720), гиксосы произвели неожиданное нападение с востока, египтяне не успели собраться с силами и оказать сопротивление. Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Предметы, принадлежавшие одному из их правителей, были обнаружены даже на Крите и в Месопотамии. Разрушение нескольких "палестинских" городов в XVI в. до н.э., свидетельствует о египетской военной кампании, последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из Египта. Власть гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков. Значительного размаха достигла держава гиксосского царя Хиана, находки с именем которого сделаны в Кноссе и в районе Багдада. Около 1570 гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены на юг Ханаана, где их власть просуществовала ещё несколько десятилетий. По книге Мане-фона (ум. в III в. до н.э.) "Египтик", они были финикийцами из Иерусалима. "Сати" (жители восточной Сирии) египетских памятников, они поклонялись богу пустыни и зла - Сету, что напоминает тогдашнее название евреев - суту, сутии. Столицей гиксосов был сначала Мемфис, затем Аварис (на востоке дельты Нила). Были отрыты некоторые укрепления гиксосов и стела или монумент, сооруженный при Рамсесе II в память о 400-летней годовщине основания города гиксосским правителем. Стела была возведена в 1320-1300, значит город был основан в 1720-1700. Манефон называет гиксов людьми мужественными; они сжигали города, разрушали храмы, жестоко и надмено обращались с туземцами. "Не-известно, за что прогневался на нас Бог: явились с востока неожиданно люди неизвестного происхождения. Дерзко пошли они против нашей страны и легко покорили её без битвы. Одолев князей страны, они беспощадно сожгли города и разрушили храмы. Со всеми местными жителями они обращались крайне неприязненно: одних убивали, других с жёнами и детьми обращали в рабство..." Данные археологии подтверждают эти разрушения. Восстановлением разрушенных храмов гордилась царица Египта Хатшепсут. Вообще они принимают именно египетскую культуру, а не пытаются навязать свою. По словам Манефона, первый из этих царей-гиксов назывался Салатисом, что по-финикийски означает "властелин", ;;;;, а это доказывает, что гиксосы - финикийцы. Поводом к войне явилась религиозная реформация, задуманная гиксом Апепи (Апофис), принуждавший египтян отказаться от своих богов и поклоняться Сутеху (Сету). Война продолжалась три царствования: Разекенен I Тааа и Разекенен II Тааа успешно начали её, Разекенен III Тааа Победоносный изгнал гиксов из Дельты и заставил их запереться в Аварис, откуда изгнал их, в количестве 240 тысяч, первый царь следующей XVIII династии, Аагмес I (описание этой войны сохранилось в надгробной биографии и адмирала Аагмеса, участвовавшего в ней). Гиксосы оставили после себя в Египте самую светлую память и в текстах они называются именами вроде: "бичи", "язва", "злодеи" и т.п., хотя Апопифис и признается законным фараоном. Этот Апофис - фараон, в правление которого, по данным древних писателей, патриарх Иосиф Прекрасный прибыл в Египет и который, возможно, жил в XVI в. Иосиф Флавий считает его 2-м, Юлий Африканский же - 6-м царём XV династии (гиксов). Памятники, впрочем, объясняют это разногласие: оказывается, что существовало 2 правителя гикса этого имени с царскими титулами 'A-knon и 'А-userr;, очевидно соответствующими 2-му и 6-му правителям династий гиксов. Его правление продолжалось, согласно памятникам, по крайней мере, 33 года, а по свидетельству Манефона - 49 лет, приблизительно до 1570. Могилы гиксосов очень напоминают могилы, обнаруживаемые в южной части Израиля. После изгнания, сообщает Манифон, гиксосы поселяются в Иерусалиме и Иудее. Христианская традиция ангела Самаэля (Шмуэль / Шем-эль) отождествила с Сатаной. Обнаруживается и тождественность словообразования: Сим (Шем) и Сим-Эль (Самаэль), с одной стороны, и египетское название бога гиксосов Сет с добавкой ан - Сетан ("бог Сет" или Сатан, по-еврейски Шетн ;;; "Сатана"), или Сатн, Сатурн, с другой стороны. Строго говоря, имя библейского патриарха не Сим (Шем), а Шет, или, как переведено в Септуагинте, - Сиф, от которого и произошёл Ной. С. Лурье признавал в гиксосах евреев.
При гиксосах продолжали процветать египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское. Т.о., появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями. Египтяне заимствовали у гиксосов и крылатый сфинкс (мотив, присущий искусству Месопотамии - образ Шедду).
Существует мнение, что гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа. Считается, что "пастухи овец и коз (hик(у) амеу)" занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. Обнаружена зависимость египетской системы мер и весов (приспособленной к десятеричной системе исчисления) от шумерской, - двенадцатеричной. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. "Пастухи" занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).
Салитис - 1-й царь гиксосов, 1-й фараон XV династии (1680-1642 либо 1630-1615 гг. до н.э.), по Манефону построил Аварис.
Апопи II (Ра-аа-аб-тауи) - по Манефону 4-й царь гиксосов (XV династия). Соглас-но Папирусу Салье I "царь Апопи построил (в Аварисе) ему (богу Сетху) храм".
Хиан (Свесер-ни-Ра) - царь гиксосов, властвовал над всем Египтом; был известен за пределами долины Нила; его скарабеи найдены в развалинах "палестинского" Гезера; на Крите, в Кносском дворце среди микенских Древностей Эванс нашёл алебастровую пластинку с картушем: "Бог благой Свесернира, сын Ра-Хиан". В своей титулатуре он употреблял в числе прочего эпитет "объемлющий страны" - что-то вроде притязания на всемирное владычество. Не менее важна находка в Багдаде небольшого каменного льва с картушем Хиана. При Киане были установлены тесные торговые и культурные связи с Месопотамией.
Хар - гиксосский вельможа, казначей царя и начальник казначеев, его скарабеи встре-чаются в различных местах по всему Египту.
2) Кхумет-нофр-Нех и Ита - жёны фараона Сенусерта (Сесотриса) II (1906-1887), сидящая фигура 1-й обнаружена в Угарите, сфинкс 2-й - в Кветне. Как полагает профессор Шеффер, обе эти царицы были местными ханаанейскими принцессами. При XVIII династии также зафиксированы подобные браки.
3) Абдиаширта - глава восстания т.н. хапиру (отсюда - этноним "евреи") против своих и иноземных угнетателей при фараоне Аменхотепе III. Финикийцы в те времена сильно страдали из-за войн и дани, выплачиваемой Египту. Многие финикийцы уходили из городов в горы занимаясь разбоем и наёмничеством. Их то и называли хапиру. Абдиаширту удалось их возглавить и создать своё государство Амурру, с базой в северном Ливане. Вскоре он, вопреки клятве верности фараону, начал захватывать города средиземноморского побережья, используя конфликты между ними. Он сумел привлечь на свою сторону власти Арвада, но главной его опорой были "низы", которых призывал к восстанию и убийству правителей: по словам библского царя Рибадди, Абдиаширта призывал жителей Аммии "Убейте своего правителя, и тогда будите, как мы, и будите иметь покой!". Абдиаширта захватил даже Цумур, принадлежавший фараону, и др. города в этом районе. Далее, он воюет с Библом, причём сумел привлечь на свою сторону ряд городов. У Рибадди остался лишь Библ и Бируна (Батруна). Но и в последнем Абдиаширту удалось поднять против царя жителей, которые присоединились к хапиру. Рибадди привлёк на свою сторону царя Тира, т.к. тот был женат на его сестре. Но и против тирского царя Абдиаширта поднял народ: тирийцы восстали и убили царя, его жену и детей. Рибадди, конечно, посылал просьбу о помощи и фараону, но тот лишь приказал царям Тира, Берита и Сидона помочь Рибадди, но те не стали выполнять это распоряжение. Сам Абдиаширта пошёл на союз с царями Вавилона и Митанни. Рибадди обвинил этих царей в захвате владений фараона, и тот (Аменхотеп III или Эхнатон) выступил против мятежника, захватил у него Цумур и города вблизи него. Союзные Абдиаширту финикийские города вновь признали власть Египта. В Амурру к власти пришли сыновья Абдиаширты, среди которых вскоре выделился Азиру, который повторяет путь своего отца.
4) Азиру - сын и приемник Абдиаширты. С юных лет он и его братья боролись против владычества Египта: "Азиру с братьями находится в Дамаске. Пошли лучников, чтобы захватить его... (ибо) сыновья Абди-Аширты захватили лошадей и колесницы царя. Они говорят враждебные слова против царя, и я об этих словах написал царю", ; говорит фараону Рибадди, см. выше (письма ЉЉ107,108). Азиру убил и специального посланника фараона ; "глаза царя... уши царя... в мерзкой стране Рутену (Сирия)" (письмо Љ139). Один из текстов Богазкёйского архива повествует об отношениях Азиру с хеттами: "Во времена Суппилулиума... Азиру, царь Амурри, отпал (переметнулся) к Египту, но потом пал к ногам Суппилулиумы. Он (Суппилулиума I) простил его и заключил с ним договор; границы Амурри, как и при его отце, он определил и поручил ему". Более Азиру не менял политической ориентации. Об этом говорится в письме царя Мурсилиса II (сына и 2-го преемника Суппилулиумы) к последующему правителю Амурру, вероятно, только взошедшему на трон: "Азиру, твой дед (будучи правителем)... когда мой отец вёл войны с врагами, также воевал с врагами его (царя хеттов). Он никогда не раздражал моего отца, и мой отец охранял Азиру и его землю... Он (Суппилулиума I) наложил на него (на Азиру) 300 сиклей золотом, как дар и дань. Он всегда платил ежегодно и никогда не уклонялся... А когда цари Нухаши и Кенза (видимо, хабиру) снова восстали против меня, твой дед Азиру и твой отец... не примкнули к ним". Азиру инициирует антиегипетские восстания в городах Иркате, Аммии и Ардате, в результате которых их жители убивают своих проегипетски настроенных правителей и городскую верхушку, и присоединяются к Азиру (письмо Љ 140). В союзе с Арвадом Азиру разворачивает наступление на резиденцию рабицу (египетского наместника) провинции, город Симиру: флот Арвада осадил Симиру с моря, а армия Азиру - с суши (письмо Љ105). Желая помочь рабицу в осаждённом городе, престарелый правитель Библа, верный слуга Египта Рибадди послал часть своего флота к Симире, но его корабли были перехвачены арвадскими судами. Неудачной оказалась и 2-я попытка Рибадди помочь осаждённым в Симире: его флот был встречен кораблями Тира, Берита и Сидона (письмо Љ114), правители которых присоединились к Азиру (письма ЉЉ 103,106,114). Как известно (письма ЉЉ 106,132), в ходе упорных боёв, когда силь-ный египетский гарнизон резиденции провинции противостоял отрядам хабиру, Симира была взята, а рабицу погиб. Поскольку город был сильно разрушен, фараон Аменхотеп IV Эхнатон потребовал от Азиру проведения восстановительных работ (письмо Љ160). По-видимому, в этот период Азиру, как и его отец, регулярно платил дань Египту. Под натиском войск Азиру Библ вновь потерял свои северные владения поселения Батруна, Шигата, Амбия и сельские территории. Имущество библян, находившееся вне стен города, перешло в руки хабиру, что вызвало всеобщее недовольство его жителей политикой правителя города (письмо Љ138) и породило сильную оппозицию даже среди членов семьи самого Рибадди (письмо Љ136). Правитель Библа предупреждает фараона: "Если не найдётся человека, чтобы освободить меня из рук врага, и мы, правители (преданные Египту), будем изгнаны с земель, тогда все земли объединятся с разбойниками ("са-газ")... И если царь прикажет им (правителям) выступать, все земли будут ему враждебны (на стороне хабиру)". Рибадди осознавал намерение жителей Библа объединиться с хабиру в их борьбе против египетского владычества, которое в Библе он и представлял, (письмо Љ74). В конечном итоге, младший брат правителя Рибадди совершил дворцовый переворот, Рибадди был свергнут и бежал в Берит (письмо Љ137), а затем в Сидон, откуда он пытался уехать в Египет, но вскоре погиб (письмо Љ162). Один из правителей городов-государств доносил Аменхотепу IV Эхнатону (письмо Љ 179): "И смотри, мой брат, который в Тубихи, мятежник (Азиру); он принялся захватывать города царя, моего господина, моего бога, моего Солнца. Он сделал землю Амурри враждебной, и люди, которые (правят) в городах царя, моего бога, моего Солнца, принадлежат полностью (к) людям "са-газ" (хабиру) и, в особенности, равнина" (этот правитель-хабиру знал о религиозных реформах Эхнатона). Азиру продолжал упрочнять и множить союз противников Египта. "Зимрида из Сидона и Азиру, враги царя, и люди (города) Арвада поклялись, и они повторили соглашение друг с другом, и они объединили свои корабли, свои колесницы, свою пехоту, для того, чтобы захватить Тир" (письмо Љ149). Правитель Арвада был верным союзником дома Абдиаширты: когда последний умер, город сохранил имущество покойного и передал его сыновьям (письмо Љ 105). Азиру заключил союз и с "господином Кадеша" (письмо Љ151) Итакамой. "Зачем, - урезонивает фараон Азиру, - ты соединился с человеком Кадеша... зачем вступаешь ты в союз с человеком, с которым царь во вражде?". Правитель Кадеша-на-Оронте Итакама (вероятно, хабиру) уже при Аменхотепе III состоял в сговоре с хеттами и теснил вассалов фараона (например, правителя Катны Аккизи (имя аккадское)). Итакама владел областью между горами Ливана и Антиливана. Все окрестные вассалы, жалуясь, писали фараону письма тождественного содержания: "Пусть царь напишет Итакаме (приструнит). Пусть позаботится царь и пришлёт войска, чтобы мы вернули города царя". Азиатская часть империи фараонов (до воцарения Сети I) постепенно разваливалась под ударами Азиру, Итакамы и правителя Дамаска, окружившего себя отрядами хабиру. При Азиру, принявшем титул царя, Амурру сделалось крупнейшим государством Рутену и Сирии. Под его непосредственной властью оказалась вся северная часть Финикии вплоть до Библа (кроме Арвада), а также долина Аккар (в результате действий хабиру Сидон также потерял некоторые свои владения - письмо Љ 144). Важнейшие пути, связывающие побережье с Внутренней Сирией, находились под контролем Азиру. Обеспокоенная действиями Азиру, египетская администрация потребовала его прибытия в Египет (письмо Љ162). Азиру, опасаясь не только за свою власть, но и за жизнь, всячески уклонялся от этой поездки, ссылаясь на опасность войны с хеттами и другими соседями (письмо Љ165). Настойчивое, ультимативное стремление администрации фараона добиться приезда царя Азиру или его сына в Ахет-Атон, вызвало интриги при дворе мятежника. Именно усилия сына Азиру (страх за свою жизнь и желание поскорее занять престол) привели в конечном итоге к поездке Азиру в Египет. Враги наследника распространили слух, что тот за золото продал своего отца (письмо Љ169). Сколько времени продолжалось пребывание Азиру в Египте - неизвестно. Однако при египетском дворе у Азиру был сильный покровитель - вельможа Дуду, - "начальник северных стран". Азиру, по-видимому, при поддержке Дуду, удалось доказательно заверить фараона Аменхотепа IV Эхнатона в своей преданности, и он был отпущен. М. Зильберман считает Азиру главой израильского колена Асир.
5) Лабайи (Лабайя, акк., уменьшительное от Леби / Леви) - вождь хабиру, в Амарнский период создавал своё государство в земле Хар (Сирия). Об экспансионистской политике, проводимой правителем Леби (Лабайя), регулярно доносил Египту правитель Иерусалима Абд-Хеба (1-я часть имени - хананейское, 2-я - хурритское), вероятно, ставленник Аменхотепа III, писавший о себе следующее: "Я не князь. Я - чиновник царя, я царский офицер, приносящий ему дань. Не мать и не отец, а крепкая рука царя посадила меня... Некогда я снаряжал корабли на море (и воевал в Нахараине)". Наверное, первоначально доносы Абд-Хебы, которого его соседи сильно недолюбливали, не воспринимались всерьёз: "Клянусь жизнью царя, я всегда буду говорить рабицу царя: "Зачем ты любишь хабири и ненавидишь туземных князей?" Вот поэтому-то и клевещут они (ханаанеи) на меня перед царём... Да печётся царь о своей земле: отпали все царские области. Милкиил (южный сириец) губит всю царскую провинцию... Я говорю: погибает царская земля, но меня не слушают! Потеряны и все вассалы, нет их больше на стороне царя... Царь не владеет страной: хабири опустошают всю провинцию царя. Если бы войска прибыли в этом году, страна (земля Хар в провинции Ханаан) удержалась бы за царём, но их нет, и земля потеряна". Абд-Хеба доносил фараону (письмо Љ288): "Хабиру захватывают города царя"; "они теперь стремятся взять Урушаллиму" (письмо Љ289). Правитель Лабайя, упрочивая своё положение, вступает в сговор с князьями важнейших ханаанских городов - Гезера, Лахиша и Аскалона (письмо Љ287): "Да ведает царь: все земли гибнут; против меня вражда; области Гезера и Аскалона и город Лахиш дали им (хабири) пищу, елей и всё необходимое... Это - дело Милкиила (Илимилку) и сыновей Лабайи, которые предают царскую землю хабири". Состоял Леби в дружественных отношениях и с царём Хацора (Ацор, Хазор), могущественным ханаанейским монархом. Однако в провинции Ханаан рабицу обладал большими возможностями, нежели его коллега в Амурру. Поэтому всё имущество и земли Леби были по доносам конфискованы египетской администрацией. Последующий же захват Гезера переполнил чашу её терпения: Леби грозит смертная казнь. И тогда Лабайя пишет фараону верноподданническое письмо: "Я воспринял слова, написанные мне царём. Кто я такой, что царь из-за меня теряет свою землю? Я верный раб царя, я не преступал и не грешил, не утаивал дани и не оказывал неповиновения моему рабицу. На меня клевещут... Моё преступление - это то, что я вошёл в Гезер и сказал: царь отнял у меня всё, что у меня было, а где то, что принадлежит Милкиилу? А ведь я знаю, что сделал против меня Милкиил (предыдущий владыка Гезера и прежний союзник Лабайи)... Если бы царь написал мне: "Вонзи бронзовый кинжал в сердце и умри", (разве) я бы не исполнил воли царя?" (письмо Љ254). Когда Леби захватил несколько городов в Изреельской долине, правитель Мегиддо Беридийя сообщил фараону: "Пусть царь, мой господин, знает, что с того времени, как лучники возвратились (в Египет), Лабайя создал враждебность против меня. И мы не можем косить траву, и мы не можем выйти за ворота (города) из-за Лабайи. Но, воистину, пусть царь спасёт свой город, чтобы Лабайя не мог захватить его... поскольку Лабайя не имеет другой цели, кроме как желания разрушить Мегиддо" (письмо Љ244). Для оказания противодействия отрядам хабиру Лабайи, несколько проегипетски настроенных городов-государств Ханаана объединились; в результате Леби не только не смог взять Мегиддо, но и сам попал в плен к Беридийе. Последний передал неблагонадёжного Леби и его людей Зурате, правителю Акко, чтобы тот отправил пленных морем в Египет. Однако сам Леби был выкуплен из плена и освобождён, но его многочисленные соратники - сородичи из рода "Леви", попали в египетское рабство, где и пробыли до конца своих дней. В одном из сражений в долине Йизреэля Леби создавший царство, простиравшееся до Средиземноморского побережья, погибает. Некто Шувардата (хуррит) сообщил фараону: "Умер Лабайя, отнимавший наши города".
6) Шумадд бен Балумма из Хиннатуну и Шутатн бен Шаратум из Акко по словам вавилонского царя Буррабуриаша II, писавшего фараону Аменхотепу IV (серед. 2 тысяч.), убили и ограбили его купцов.
7) Кадм - изобретатель греческого алфавита, основатель и первый царь Фив, сын сидонского царя Агенора. Его сестру Европу похитил Зевс. Агенор послал сыновей своих Кадма, Финика и Килика, искать её, воспретив им возвращаться без Европы. Финик и Килик скоро прекратили странствования, поселившись в Финикии и Киликии, а Кадм, после долгих странствований, прибыл в Дельфы, вопросить оракул. Оракул отвечал, что Европу найти ему не суждено, и приказал следовать за коровой, которая встретится ему по выходе из храма, и где она ляжет - основать город, а её принести в жертву. Следуя этому приказанию, Кадм пришёл на место будущего города Фив, к источнику, охраняемому драконом. Кадм, вспомоществуемый Афиной, убил дракона и посеял его зубы. Из зубов выросло вооруженное войско. Оно бросилось на Кадма, но последний, по совету Афины, бросил в середину воинов камень; тогда они стали рубить друг друга. Осталось только 5 воинов, которые помогли Кадму заложить город и стали родоначальниками пяти знатнейших фиванских родов (они назывались спартами, т.е. посеянными). Став царём Фив, Кадм женился на Гармонии, дочери Арея и Афродиты. Боги присутствовали на свадьбе и одарили невесту. Следы мифа о Кадме попадаются ещё на Евбее, Цикладах, Родосе, в Спарте, Милете, Сидоне и др. местах. Кадму приписывалось принесение в Грецию финикийских письмён, называвшихся "кадмейскими". Кадма считают мифическим героем. Однако в основе мифа лежат вполне реальные сведенья: например, Кадм оказывается сыном тирского царя. А почему это неправдоподобно? Цари были главными торговцами, и конечно правителем колонии мог стать человек царского рода (ср. ниже, Элисса). Историчность Кадма доказывает и надпись на одной из печатей с именем некоего Кидим (Кидин) Мардука, связанного с вавилонским царём XIV в. до н.э. Бурна-Буриашем. На историчность Кадма указывает и генеалогия потомков Кадма - фиванских царей, приведённая Павсанием, в которой нет мифических персонажей.
8) Арибас - богач, чья дочь финикиянка упомянута из гомеровской "Одиссеи".
9) Федим - царь сидонян из гомеровской "Одиссеи".
10) Фалант (Паллант) - глава финикийской колонии на Родосе. Афиней говорит, что финикийцы заняли город Ялис на севере острова, вытеснив микенцев. Греки по словам Афинея во главе с Ификлом высадились на Родосе и напали на финикийцев. Последние укрепились в Ахее и упорно сопротивлялись. Лишь с помощью хитрости и подкупа грекам удалось убедить Фаланта уйти с о-ва.
11) Баалмильк, Осбаал, Баалрам и др. - цари Кипра.
12) Фера - греческий спартанский деятель, сын Автесиона, внук Тисамена, правнук Ферсандра, праправнук Полиника. Фера происходил из рода Кадма (см. выше) и был дядей по матери сыновей Аристодема - Еврисфена и Прокла. Во время несовершеннолетия последних Фера, как их опекун, был царём Спарты. Когда племянники выросли, Фера решил уехать к родственникам на финикийский о-в Каллист (Санторин), где уже 8 поколений жили потомки сподвижников Кадма, который оставил здесь своего родственника - Мемблиара бен Пойкила. Фера отплыл на о-в на трёх 30-весельных кораблях и завоевал его, о-в же по имени основателя колоний был назван Ферой. Сын Феры Эолик не захотел плыть вместе с отцом. Сыном Эолика был Эгей, по имени которого называются Эгеиды - многочисленная фила в Спарте. Сподвижник потомка Феры - Гринна, сын Эсания, царя о. Феры, Батт основал в Ливии Кирены.
13) Фас - под его руководством финикийцы, по словам Геродота, заселили о. Фасос, в честь него и названный.
14) Гармодий и Аристогитон - афинские тираноубийцы. Происходят из рода Гифереев (Гифиреев), древнего финикийского рода, переселившегося издавна в Грецию. В 514 г. до н.э. составили заговор против тирана Гиппия, сына Писистрата, но убить сумели только его брата Гиппарха. Гармодий был любовником Аристогитона; согласно афинским рассказам, именно любовная история и послужила толчком к заговору. Именно, Гиппарх начал ухаживать за Гармодием, но получив его отказ, оскорбил его сестру. После этого Гармодий решился убить Гиппия из мести за сестру, а Аристогитон - из-за любви к Гармодию и ревности. Им удалось составить довольно обширный заговор; убийство было намечено на праздник Великих Панафиней. Однако оно сорвалось из-за того, что перед праздничной процессией один из заговорщиков подошёл к Гиппию и стал с ним мирно беседовать. Решив, что он доносит на заговор, Гармодий и Аристогитон поспешили кинуться на поиски Гиппарха, и найдя его в другом районе строящим праздничную процессию, закололи. Гармодий был тотчас убит телохранителями; Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен и убит после пыток. Согласно рассказам (может быть легендарным), под пытками он не оговорил никого из реальных заговорщиков, но многих приближенных тирана. Фукидид описывает мотивы и обстановку убийства, и расправу над убийцами (VI, 56-59). Фукидид говорит о тройном мотиве убийства тирана: "Гиппарх нанёс оскорбление отвергнувшему его поползновения Гармодию в таком виде, как он замышлял. Писистратиды пригласили было сестру Гармодия, девушку, нести корзину в какой-то процессии, а потом устранили её, говоря, что она как не достойная этой чести вовсе и не была приглашена". У Фукидида и появляется странное: "напасть на телохранителей [Гиппия]". Зачем было нужно заговорщикам нападать на Гиппия и его телохранителей? Ведь речь шла о личной обиде нанесённой не Гиппием, а Гиппархом. Хотя и говорится, что Писистратиды отказали сестре Гармодия в приглашении, то в первую очередь инициатива принадлежала бы Гиппарху, который, как мы знаем, принимал самое деятельное участие в устройстве Панафинейского праздника. А по Фукидиду получается, что бесчестное поведение Гиппарха, было только поводом к заговору, целью которого в первую очередь ставилось устранение Гиппия. Фукидид противоречит самому себе. Чуть ниже (VI. 57, 3): "Поэтому они решили, если окажется возможным, отмстить прежде своему обидчику [Гиппарху], из-за которого, собственно, они и пошли на такой риск". Если с самого заговорщики хотели только расквитаться с Гиппархом, то зачем им нужно было готовить настоящее вооруженное восстание? Аристотель особую роль определяет Фесалу, брату Гиппия и Гиппарха. "Фессал же был значительно моложе и в обращении дерзкий и надменный, из-за него-то и начались у них [Писистратидов] все беды. Он был влюблён в Гармодия и, не добившись его дружбы, не мог сдерживать своего гнева, но во всём выражал своё раздражение; наконец, когда сестра Гармодия должна была исполнять обязанности канефоры на Панафинеях, он не позволил ей, сказав какую-то брань про Гармодия, будто он трус" (Ath. Pol. XVIII, 3). Аристотель пишет, что пойманный Аристогитон был схвачен и подвергся пытке, оговорив многих якобы своих сторонников, а на самом деле, Аристогитон специально оговаривал тех, кто хранил верность тирану с тем, чтобы навлечь на них гнев правителя.
После свержения тирании Гармодий и Аристогитон почитались как величайшие национальные герои. Им была поставлена парная медная статуя на Акрополе, и их потомки были освобождены от большинства налогов и повинностей, пользовались многочисленными почестями. Симонид Кеосский написал о них эпиграмму:
День, в который Гиппарх убит был Аристогитоном
И Гармодием, был светлым по истине днём.
Для афинянина существовала прямая связь между убийством Гиппарха и благополучием и свободой родины. Диоген на вопрос какая медь наилучшая: "та, из которой сделаны статуи (тираноубийц) Гармодия и Аристогитона", - имея ввиду шедевр скульпторов Крития и Несиота. В честь тираноубийц был сочинен сколий (застольная песнь) "Гармодий", бывший чем-то вроде неофициального гимна афинян:
Под листьями мирта мечи понесём
Подобно Гармодью с Аристогитоном
Когда поразили тирана мечом
И равными сделали всех пред законом.
О, милый Гармодий, не умер ты, нет! -
На острове ныне живёшь ты блаженных -
В стране, где Ахилл быстроногий живет,
И вечно витает Тидид благородный.
Под листьями мирта мечи понесём
Подобно Гармодью с Аристогитоном
Как в праздник Афины великой вдвоём
Тирнана Гиппарха они поразили
Да, вечная слава вас ждёт и потом,
О, милый Гармодий с Аристогитоном,
За то, что тирана сразили мечом
И равными сделали всех пред законом.
Геродот говорит, что Гармодий и Аристогитон, потомки Гефиреев - рода, пришедшего в Аттику из Беотии, афиняне приняли его в число граждан с определёнными ограничениями, т.ч. причина убийства Гиппарха - ущемление политических прав новых граждан, не греков.
15) Адони-Цедек - царь иерусалимский во время вторжения евреев в "Палестину". Он организовал коалицию из 5 соседних аморейских городов, чтобы противостоять вторжению, но союзники были разбиты в Габаоне и жестоко потерпели в Бет-Харане. 5 союзных царей нашли убежище в пещере в Маккеде и были там заключены до окончания сражения, когда Иошуа приказал привести их: они были приведены, подвергнуты унижению и преданы смерти. Имя А.-Ц., по-видимому, искажено в Адони-Безек в Суд., 1, 5-7; последний - также хананейский царь в городе Безеке; был разбит коленом Иудиным, бежал, но был пойман. Ему отсекли большие пальцы на руках и ногах как божеское наказание за подобную же жестокость, совершенную им некогда над семьюдесятью царями, которые потом собирали крохи под столом его.
16) Меша - царь Моаба. В найденной в 1868 надписи царя Меши к моабитскому богу Кемош, который ему помог в борьбе с врагами и с помощью которого Меша расширил и укрепил свое государство. В благодарность за это он, Меша, построил ему "это святилище", то есть, вероятно, капище, в котором был воздвигнут камень. Вместе с тем, царь пользуется случаем и перечисляет все, что он сделал для своего народа на войнах и в мирное время. Среди врагов своих Меша называет израильского царя Омри, который притеснял моабитов долгое время, "ибо Кемош гневался на свою страну". Современный Меше потомок Омри, Иегорам, также продолжал притеснять Моаб, но Меша "наслаждался зрением [гибели] его и его имени, и Израиль погиб навеки". Покоренную Омри область у Медебы, где поселились израильтяне "в дни Омри и в половину дней его сына - в продолжение 40 лет", Меша отвоевал обратно с помощью Кемoшa; укрепленный израильским царем город Атарот, в области которого жили "люди Гад" с древних времён, Меша покорил и истребил все население, какое приятное зрелище для Кемоша и Моаба, после чего он поселил других жителей в Атарот. Он возвратил также (завоеванные израильтянами) принадлежности алтаря в святилище Кемоша в Кериот. Он завоевал город Небо у израильтян и истребил всё население как посвящение (анафема) богу; принадлежности алтаря Jhwh, которые находились в этом городе, он перенёс в святилище Кемоша. Он также завоевал города Иагац и Хоронаим и присоединил их к своему государству. Кроме того, он восстановил и укрепил ряд городов, прежде всего - главный город Дибон, где построил стены, ворота, башни и цитадель; он также позаботился о водоснабжении города. Этот памятник сообщает об отношениях между моабитами и израильтянами, но как раз здесь встречаются некоторые трудности, если сопоставить эти данные с сообщением Библии. О завоеваниях Омри в Моабе Библия ничего не рассказывает, - относительно его военных подвигов она ограничивается указанием на Хронику израильских царей (I Цар., 16, 27). Но обстоятельно рассказывается в книге II Цар., 1, 1 (ср. 3, 4 и сл.) о том, что после смерти Ахаба Меша восстал против владычества израильтян над Моабом и не платил больше дани овцами и баранами. Вследствие этого израильский царь Иегорам предпринял в союзе с Иегошафатом иудейским поход против Моаба; судьба вначале благоприятствовала евреям, пока осажденный в одной крепости моабитский царь не принес в жертву своего первородного сына, - вслед за тем "был большой гнев над Израилем" (то есть, вероятно, вспыхнула эпидемия в лагере израильтян), и война должна была прекратиться (II Цар., 3). Что Меша в своей надписи ни словом не упоминает об этой войне и о средстве, к которому он прибег, - вполне понятно, но странным может показаться то, что по этой надписи отпадение Моаба от Израиля произошло не после смерти Ахаба, а ещё при его жизни. Но слова надписи: "И заменил его его сын и сказал также он: порабощу Моаб" можно толковать, что это относится не к сыну Омри, а к его потомку. Это даже подтверждается надписью: "Израиль жил в Медебе в дни Омри и [половину] дней его сына 40 лет", и это может относиться только ко времени царя Иегорама, правнука Омри (последний царствовал 12 лет, Ахаб - 22, Ахазия - 2 и Иегорам - 12, всего 48 лет). Меша упоминает, т.о., для краткости только основателя династии, Омри, и своего современника, Иегорама. Число 40 он берет как круглое, точнее было бы сказать: 42, или же возможно, что Омри покорил Моаб не в самом начале своего царствования, а немного спустя. Надпись была, по-видимому, сделана позже, т.к. Меша говорит уже о гибели дома Омри, которому положил конец Иегу. Надпись эта важна также для истории развития семитского алфавита, правописания и языка. Письменные знаки те же, что финикийские и древнееврейские. Язык очень близок к ивриту.
17) Двир - царь аморрейского города-государства Эглон, расположенного южнее Иерусалима. Двир входил в состав коалиции, пытавшейся остановить вторжение евреев под предводительством Иехошуа бин Нуна (ИбН. 10:3).
18) Руфь - героиня книги "Руфь". Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему мужу, еврею из Вифлеема, что после смерти его не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью, приняла Иудаизм и переселилась из Моава (куда Ноемин с мужем временно удалялись из "Палестины" по случаю голода) в Вифлеем, где они и поселились. Добродетельная жизнь и красота молодой Руфи были причиной того, что она сделалась женой богатого Вооза и стала, т.о., бабушкой царя Давида.
19) Тои - царь Хамата, главного ханаанского города, современник Давида. Он вёл войны с Гададезером (см.), царём Цобы; узнав, что израильский царь разбил войско Гададезера, он послал к Давиду своего сына Иорама с драгоценными подарками.
20) Гададезер - царь арамейской области Арам-Цобы и современник Давида; между ними некоторое время происходила война, в результате которой Давид одержал победу над Г. и взял y него большую добычу.
21) Абишему - царь Библа; сохранились его превосходные золотые украшения.
22) Абибал - царь Библа; подчинился фараону Шешонку.
23) Ахирам - царь Библа, известен по саркофагу.
24) Абдэл - царь Арвада, подчинился после неудачного мятежа (?) Синаххерибу.
25) Меттенба'ал (Матанба'ал) I - царь Арвада, со своими 200 войнам сражался против Салманасара III в битве при Каркаре (853 г. до н.э.).
26) Йакинлу - царь Арвада (ок. 669 г. до н.э.), которого Ашшурбанипал убил, сменив на старшего сына Й. Азибаала (ок. 620).
27) Мербал (Магарба'ал) бен Агбал - царь Арвада (ок. 480 г. до н.э.), во главе своего флота участвовал в походе Ксеркса на Грецию.
28) Абдемон - авантюрист, политический деятель из Тира, в эпоху Греко-персидских войн захватил кипрский Саламин, изгнав его владетеля грека Эвагора. Исократ намекает, что ещё до этой экспансии Абдемон был влиятельным человеком в Саламине. Он рассказывает, что финикийцы не допускали в Саламин греков. Однако Эвагор вернул себе Саламин, и подчинил себе другие города Кипра. Успех греков связан с политикой персов: Эвагор был их союзником в борьбе со Спартой. Персы даже дали афинянину Конону финикийскую эскадру во главе с сидонским царём. Но дальнейший захват Эвагором Кипра вызвало озабоченность царя Персии Артаксеркса II. Жители финикийских городов о-ва, например Кития, не признали власть Эвагора. Артаксеркс II отправил против Эвагора армию и флот. Однако и грек не сидел сложа руки - он заключил союз с фараоном Египта Ахорисом, который помог ему укрепить армию и создать флот, и сам вторгся в Азию, о чём говорят его надписи о подчинении Акко и Сидона. Исократ говорит, что даже Тир подчинился Эвагору, и стал поставлять корабли в его флот. Однако когда в 385 г. до н.э. персидский генерал Тирибаз победив Эвагора предложил ему мир, то потребовал подчинения персидскому царю, уплаты подати и отказ от городов Кипра кроме Саламина. В условиях мира не говорится о Тире. Да и по другим источникам мы знаем, что Тир впервые взял Александр.
29) Зимриду - царь Сидона (ок. 1450 до н.э.), воевал с царём Тира Абимилки (см.).
30) Абдмилькат - царь Сидона (ок. 700-678), по-видимому приемник Итобаала. Поднял мятеж против царя Ассирии Асархаддона. Не поддержанный другими финикийскими царями, он выступил с царём Кунди и Сизу (Киликия) Сандуарри. Асархаддон, назвавший себя "завоевателем Сидона", разбил мятежников; А., бежавший в море, был схвачен и обезглавлен, как и Сандуарри. Сидон был разграблен и разрушен, из него были выселены многие граждане. На месте Сидона был построен Кар-Асархаддон ("Порт Асархаддона"). Сидонское царство упразднялось, его территория стала управляться чиновником. Вероятно в этой войне Асархаддону помог (видимо, флотом) царь Тира Ба'ал I (см.), т.к. Асархаддон передал ему сидонские города Маруб и Сарепту.
31) Тетрамнест бен Анис - царь Сидона (ок. 480 г. до н.э.), во главе своего флота участвовал в походе Ксеркса на Грецию.
32) Абдастарт I (Стратон) - царь Сидона (ок. 374-62 г. до н.э.). В 367 народное собрание Афин приняло декрет о предоставлении А. проксении: теперь все сидонские граждане, прибывающие для торговли в Афины освобождались от уплаты налога на иностранцев - метекиона и чрезвычайного налога - эйсфоры. Вероятно, столь выгодный договор был обусловлен вовлечением Сидона в антиперсидскую коалицию. Фараон Тах установил контроль над Тиром и Сидоном, но против него выступил его сын или племянник Нектанеб, к которому присоединился царь Спарты Агесилай, за которым ушли почти все греческие наёмники. Оставшись без них, Тах бежал в Сидон, а позже сдался персидскому царю Артаксерксу II, который его простил и даже якобы поставил во главе войска, посланного против Египта. Тогда же персы обрушились и на мятежную Финикию, - сидонский царь А. был смещён, а сам город был лишён, вероятно, автономии (хозяином монеты города стал не его царь, а сатрап Киликии и Заречья Маздай; в 357, однако, чеканка собственной монеты Тиром возобновилась, на сидонских монетах появляется имя своего царя Теннеса, - это результат того, что новый царь Артаксеркс III не доверял сатрапам).
33) Теннес - царь Сидона (362-46 гг. до н.э.), гнусный предатель собственного народа, авантюрист. Он был инициатором восстания против персов в 351. Вместе с Тиром и Арвадом он построил в знак общефиникийского союза новый город Триполис, где финикийцы создали совместный совет Синедрион, в котором заседали цари и лучшие граждане, и на которых обсуждались общефиникийские дела. Финикийцы решили выступить против персов и отправили послов к Нектанебу (см. Абдастарт I), который прислал в Сидон 4000 греческих наёмников во главе с Ментором. Сами мятежники принялись снаряжать флот, изготовлять оружие и уничтожать следы персидского присутствия. Артаксеркс III направил против Сидона армию во главе с сатрапами Киликии Маздаем (см. Абдастарт I) и Сирии (Заречья) Белесием. Обе армии были разбиты сидонским войском и выброшены из Финикии. Это привело и к восстанию Кипра. Направив против киприотов вассала карийского царя Идрия, Артаксеркс сам возглавил армию против Сидона. И тут-то, у Т. толи не выдержали нервы из-за страха перед огромным войском персов, толи он решил начать новую игру, как бы то ни было, Т. отправил к Артаксерксу своего слугу Фесалиона с обещанием сдать Сидон и помочь персам в походе на Египет. Получив согласие от царя царей, он склонил на сторону персов и Ментора. Под предлогом отправления на общефиникийское собрание он увёл из Сидона 100 видных граждан, которых передал персам на расправу. Остальная сидонская элита трусливо умоляла персов о пощаде. Народ же Сидона, узнав о предательстве, сжёг корабли, дабы ни кто не бежал из города и стал готовиться к обороне, но Т. приказал открыть перед врагом ворота. Содоняне предпочли позору рабства и окупации поджечь свои дома и погибнуть вместе с жёнами и детьми, ; погибло более 40 тысяч человек. Выжившие были отправлены во внутренние области Персидской державы - в Вавилонию и Сузы. Но предателя постигла кара - Артаксеркс приказал убить его. Ментора, который сдал Сидон персам, Артаксеркс принял на службу и поручил возглавить 3-й корпус персидской армии, состоящий из наёмников которыми он командовал в войне с Египтом. Остальные города Финикии капитулировали перед кровелюбивом царём Персии. Арвад перестал чеканить собственную монету; на сидонских монетах вновь появился протрет Маздая. На престоле Тира - новый царь Азимилк (см.). Египет подчинён персам.
34) Абдастарт II - царь Сидона (346-32 гг. до н.э.), правил после Теннеса (см.). В 334 А. - в числе начальников флота персов в войне с Александром Македонским. По воле народа, вынужден был сдать Сидон Александру, который заменил его Абдалонимом (см.).
35) Абдалоним - царь Сидона (332-12 гг. до н.э.). На престол посажен Александром Македонским вместо Абдастарта II (см.). Найденная греко-финикийская надпись конца ;V в. до н.э. его сына Тима (финикийск. "военный командир") с упоминанием сидонского царя А. подтверждает рассказы о нём Курция Руфа и Диодора, которые говорят, что Александр поручил Гефестиону найти нового царя Сидону (и тот предлагал трон любовникам), но по традиции трон достался А., который хоть и был бедняком, даже сам обрабатывал свой сад, но был членом царского рода.
36) Табнит (ок. 300-280) - царь Сидона, отец Эшмуназора II, правивший, вероятно, в конце IV в. до н.э. Имя его известно потому, что в 1887 Хамдибей нашёл в окрестностях Сидона его саркофаг египетского происхождения с надписью. Последняя ; одна из немногих финикийских надписей, найденных в самой Финикии. В 8 строчках царь называет себя сыном Эшмуназара I (жрец Астарты, захвативший власть ок. 310-300), царём Сидона и жрецом Астарты, заклинает не открывать его гробницы, т.к. в ней нет никаких драгоценностей, грозит посягающим на его гроб карой Астарты, лишением потомства и могильного покоя. Над финикийским текстом ; иероглифическая египетская надпись, воспроизводящая 72 гл. Книги Мёртвых и написанная для египетского генерала Пенпта, который был погребён в саркофаге до Табнита. Последний приобрел саркофаг, вероятно, после разгрома Египта при Артаксерксе III Охе, когда многие храмы и гробницы были разграблены, египетские святыни ; выброшены и попали на рынки. Это и служит критерием для датировки Табнита. Кроме того, она подтверждается монетами Птолемея I, найденными близ его гробницы и в ней самой. Его сестра и жена - жрица Амаштарт.
37) Филокл сын Аполлодора - царь Сидона, влиятельный член союза несиотов, объединявшего о-ва Эгейского моря; правил при Птолемее II Филадельфе (царь Египта 285-47 гг. до н.э.), его упоминают греческие надписи 280 и 279. До своего воцарения, Филокл был одним из полководцев Птолемея I Сотера (322-307) и активно участвовал в его войнах. Филокл вместе с главой союза несиотов несиархом Вакхоном был инициатором поддержки несиотами установленного Птолемеем II праздника в честь своего отца. Птолемей не хотел лично потребовать этого от "островитян", и предпочел действовать через Филокла, причём в соответствующем декрете союзного совета Филокл, а не Вакхон назван первым. В Сидоне никакой царь после Филокла, умершего, вероятно, в 262-261 неизвестен.
38) Абимилки (Азимилк) - царь Тира (ок. 1375 г. до н.э.). Написал фараону Эхнатону (ХIV в. до н.э.) о своей борьбе с Сидоном, и о захвате царём последнего Зимридой (см.) материкового Ушу, лишив т.о. Тир пресной воды и ливанского леса; но нападение сидонян было отбито. А. объявил себя слугой дочери Эхнатона Меритатон.
39) Хирам (Ахирам) I Великий (ок. 978-944) - знаменитый царь Тира, современник и друг израильских царей Давида и Соломона. По тирским преданиям, дошедшим до нас только в позднейшей форме по извлечениям из сочинений Диоса и Менандера (у Иос. Флавия, Древн., V;;;, 5, 3; Против Апиона, I, 17, 18), - он был сыном и преемником Авибаала, царствовал 34 года и умер после 54-летней счастливой жизни. Его царствование было для Тира периодом самого пышного расцвета. Он вновь покорил киттийцев на Кипре или жителей Утики (разночтение), отказавшихся платить дань. Воздвиг огромные здания и укрепления на о-ве Тир, соединил с городом храм Баал-Шамеша, стоявший до того на о-ве, и украсил его золотыми колоннами, которым удивлялся ещё Геродот; построил новый храм в честь Мелькарта и Астарты. Хирам утвердил за Тиром недавно перешедшую к нему гегемонию от Сидона. Как в любви к постройкам, он соперничал с Соломоном также в премудрости. Победоносные войны Давида расширили границы соседа Тира и доставили ему значительное могущество. Израильское государство господствовало над торговыми путями из Месопотамии, Египта и Аравии к финикийским гаваням, а главное, давало финикийцам путь к Красному морю. Израильтяне нуждались в искусных моряках и также ремесленниках, зодчих, плотниках, каменщиках и т.д., каковыми были финикийцы. Xирам вступил в дружественные сношения с Давидом. Он послал к Давиду плотников и строительный материал (кедровые деревья) для построения его дворца в Сионе (II Сам., 5, 11; I Хрон., 14, 1). При воцарении Соломона, Хирам прислал к нему посольство (I Цар., 5, 16). Соломон возобновил прежний союз с тирским царём, и, пользуясь этим случаем, он, приступая к постройке Храма, писал об этом Хираму и просил его содействия в этом деле. Xирам прислал ему кедры и кипарисы с Ливана, плотников, каменщиков и зодчих для построения Храма и царских дворцов. Соломон, со своей стороны, дал Xираму взамен этого пшеницу и оливковое масло и 20 городов в Галилее (I Цар., 5, 22-25; 9, 11-14). Города эти не понравились Хираму, но это не нарушило дружбы его с Соломоном. И прибыльная морская торговля на Средиземном и Красном морях также производилась при содействии моряков Тира.
40) Абдастарт I - царь Тира, сын Баалезора I, внук Хирама (см.). Убит ок. 910 г. до н.э. в результате заговора, организованного сыновьями его кормилицы, старший из которых Метастарт (Метуастарт) захватило власть. Его сменил Астарт (Абдастарт II) бен Леостарт, законный царь. Астарта убил собственный брат Фелет; последнего сверг и убил Итобаал I (см.).
41) Итоба'ал I - царь Тира. До того как сверг Фелета, был жрецом Астарты. При нём начинается новый расцвет Тира. Он основал города Ботрис в Финикии и Аузу в Африке. Для укрепления на торговых путях, кроме основания колоний, он также действовал дипломатией: так он заключил союз с царём Израиля Омри и выдал за его сына Ахава дочь Изабель / Иезавель (см.). Оказал помощь Израилю в строительстве новой столицы Самарии и стратегически важном Мегиддо. Царицей Иудеи стала внучка И. Гофолия (Аталия, см.). Для целей мировой торговли И. строит новый порт в самом Тире; этот искусственный порт был более укрыт от действий стихии и открывал путь к Кипру и Египту. Ассирийский царь Ашшурнасирапал II в 876 или 882 г. до н.э. совершил поход на запад, ему подчинилась вся Финикия, в т.ч. Тир.
42) Изабель - дочь Итобаала, тирского царя, жена израильского царя Ахаба и мать иудейской царицы Аталии. В качестве жены Ахаба, а затем, после его смерти, царицы-матери, она имела огромное влияние на Израильское царство, а через свою дочь Аталию также и на царство Иудейское. Изебель была гордой, властолюбивой и тщеславной женщиной, в преследовании намеченной цели она никогда не останавливалась ни перед чем - даже перед убийством; от своих подданных она требовала безграничной преданности династии и слепого повиновения. Дочь Этбаала, который до избрания в цари Тира был, по-видимому, главным жрецом в храме богини Астарты (Менандр Эфесский; ср. Флавий, Прот. Апиона, I, 18), она и сама была страстной поклонницей культа Астарты, и главной её целью, с момента её появления в Израильском царстве, было установление среди израильтян культа Баала и Астарты. Её влияние на Ахаба было столь сильно, что он подчинялся ей беспрекословно как в религиозных, так и в политических делах. Под её влиянием Ахаб отпал от своей религии и ознаменовал свой переход к идолопоклонству сооружением в Самарии роскошного храма и различных "маццебот" в честь Баала и Астарты и назначением огромного числа священников и лжепророков, которые получали содержание от Изебели. Последняя, покровительствуя им и той религии, которую они насаждали среди израильтян, систематически преследовала пророков Йяхве и других богобоязненных людей и разрушала жертвенники, воздвигнутые в честь Единого Б-га. Особенную ненависть Изебель питала к пророку Илии, который осмелился вступить в открытую борьбу с ней в защиту попираемой религии; врагом его она сделала и безвольного Ахаба. Эта ненависть достигла апогея, когда Илия всенародно доказал бессилие лжепророков и обнаружил ту опасность для народа, которая скрывалась в их деятельности. Жизни пророка грозила большая опасность, и, не скройся он вовремя из пределов Израильского царства, царица предала бы казни его, как многих других пророков. Изебель, по-видимому, принимала также деятельное участие в государственных делах, причём она попирала закон и право, и, как это проявилось в знаменитом деле Набота, никто из израильских старейшин не осмелился поднять свой голос против еёсвоевольного насилия, хотя все отлично понимали, что с Наботом совершалось явное беззаконие. После смерти Ахаба библейский летописец уже ничего не сообщает о деятельности Изебели; но её влияние, в особенности в делах религиозных, остается ещё весьма могущественным и в это время. Сын Изебели Ахазия, по-видимому, находился под её влиянием, и его религиозная политика ничем не отличалась от той, которую преследовала его мать; несколько, по-видимому, ослабевает непосредственное влияние Изебели в царствование её второго сына, Иегорама, но тем не менее и в это время она ещё продолжает считаться главной виновницей религиозного падения израильского народа, и Иегу справедливо бросает Иегораму в лицо упрек, что в Израильском царстве не установится спокойствие до тех пор, "пока будут существовать разврат Изебели, твоей (Иегорама) матери, и множество её чародейств". Своему характеру, заносчивому и мрачному, Изебель остается верна и в тот момент, когда над ней должна свершиться Божья кара, предсказанная ещё пророком Илией. Гордая, с подкрашенными сурьмой глазами, в царственном одеянии, Изебель встала у окна своего дворца в Изрееле, когда новый победитель Иегу должен был вступить в него, для того, чтобы явиться в глазах мятежника Иегу, человека незнатного происхождения, во всем блеске своего высокого происхождения и тем, хотя бы на короткое мгновение, смутить победителя. Изебель знает, что за ироническое приветствие "Как поживаешь, Зимри, убийца государя своего?" её ждёт неминуемая смерть, но Изебель её не страшится и вкладывает в это приветствие столько сарказма, что оскорбленный и разгневанный Иегу приказывает тут же выбросить её из окна, и она умирает. Летописец прибавляет, что, когда, по приказанию Иегу, явились люди, чтобы похоронить Изебель, ибо "она все же была царской дочерью", то от неё остались только голова и конечности, остальное успели съесть собаки; т.о., исполнилось то, что некогда было предсказано пророком Илией.
43) Аталия - дочь Изабели и Ахаба, которая, выйдя замуж за иудейского царя Иорама, сына Иосафата, перенесла на иудейскую почву то финикийское влияние, которое широко распространили её родители в Израильском царстве. Появление А. в Иудее сопровождалось пышным расцветом идолопоклонства, преследованиями культа Иеговы, кровавыми ужасами и казнями. Подобно своей матери, жестокой и своенравной Изебели, А. ещё при жизни мужа начала вмешиваться в государственные дела; когда же он умер, то фактически управление государством перешло в её руки, сын же её Ахазия исполнял, по-видимому, только её волю. После смерти Ахазии от меча Иегу А. окончательно захватила власть и перебила тех, кто мог претендовать на престол. Спасся один только маленький сын Ахазии, Иоаш, которого спрятала Иегошеба, дочь Иорама. В течение 6 лет Иоаш скрывался Иегошей и её супругом, первосвященником Иоадой, в Храме. Всё это время А. единолично правила государством (884-878 гг. до н.э.). На 7 году, склонив на сторону Иоаша не только дворцовую стражу, но и левитов, которые были специально вызваны в Иерусалим из всех городов Иудейского царства, Иоада произвёл переворот и Иоаш был провозглашён царём. По приказу Иоады, А. изгнали из Храма, где она думала найти "убежище", и убили.
44) Итоба'ал II (Эшба'ал II) - царь Тира (750-39 гг. до н.э.), который ок. 740 вмсесте с библским царём Шипитбаалом заплатил дань Тиглат-Паласару, чьи походы положили начало Ассирийской империи.
45) Хирам II - царь Тира (739-30 гг. до н.э.). Вследствие непомерной дани в 733 против Ассирии восстал дамаскский царь Резон; его поддержал Тир и некоторые другие страны региона. Но Тиглат-Паласар III разбил изменников, Дамаскское царство было ликвидировано, а Х. поцеловал ноги ассирийского царя и согласился на дань; тем не менее, Х. был смещён, на трон царя Тира был поставлен Маттан II (730-29), который заплатил Тиглат-Паласару III 150 талантов золота.
46) Элулай (Лули) - царь Тира (729-694 гг. до н.э.). После неудачного антиассирийского восстания подчинился Салманасару V (убит заговорщиками во время осады Самарии) или Саргону II. Перемена на ассирийском троне вновь привела к брожению умов, ; вспыхнуло новое восстание во главе с царём Газы Ганноном, вступившим в союз с Египтом; участвовал Дамаск, Арвад, Цумур. Египтяне были разбиты при Рафии. Дамаск был разрушен. Саргон подчинил Ассирии какие-то о-ва и другие территории с в т.ч. тирским населением , а также часть Кипра. После занятия ассирийского трона Синаххерибом, отпал Вавилон, что вызвало новый всплеск сепаратизма в Финикии. Э. готовился к схватке с врагом - укреплял материковые города, где размещал гарнизоны. В 701 Синаххериб выступил в поход гл. обр. против Э. и захватил материковые тирские города. Э. убёг на Кипр, но был схвачен и отфигачен. На его место посажен Итобаал (?). Цари Сидона Итобаал, Библа Урумилк и Арвада Абдэл и др., кроме царя Асколона Сидкии, преклонились к ногам царя Ассирии. Часть финикийцев была переселена в Месопотамию, где строила суда, и помогала в качестве моряков в завоевании южной Месопотамии.
47) Ба'ал I - царь Тира, которому царь Ассирии Асархаддон передал города Маруб и Сарепту мятежного сидонского царя Абдмильката (см.). Однако сам Б. завёл сношения с фараоном Тахаркой - главным врагом тогда Ассирии. Циркин полагает, что поворот царя Тира от Ассирии - следствие неудачного похода Асархаддона на Египет в 674 г. до н.э., поколебавшего миф непобедимости Ассирийской державы. Б. перестал платить дань последней. Его союзником явно выступил и иудейский царь Манассия, который воздвиг статую Астарты и ввёл финикийский культ, - тоже, что делал и царь Израиля Ахав. Но Манассия был пленён, и принужден уже в Месопотамии вернуться к Иудаизму, после чего был прощён. В 671 Асархаддон вновь пошёл на Египет, - по пути остановился у Тира, но Б. не покорился ему. Оставив часть своего войска осаждать Тир, Асархаддон продолжил египетский поход. Египтяне, проигравшие битвы ассирийцам не могли помочь Тиру, терпевшему нужду в продовольствии и воде, и Б. сдался. Он заплатил дань за то время, что не платил, а также послал в Ассирию 2-х дочерей с богатым приданным; Асархаддон лишил Тир всех его материковых владений, из которых создал новую провинцию Тир (Цури), - известно имя одного правителя этой области - Бел-Шадуа. Однако, Асархаддон разрешилтирийцам торговать в их бывших городах Акко и Дор. Даже Ушу был присоединён к Ассирии - это видно из восстания в нём против ассирийского наместника. Да и в сам Тир был послан чиновник, следивший за политикой тирского царя.
48) Итоба'ал III (Эшба'ал) - царь Тира (591-73 гг. до н.э.). Иосиф Флавий сообщает о тринадцатилетней (585-573) осаде Тира Навуходоносором в правлении И. Иезекиил в своих пророчествах сначала злорадно предрекает разрушение Тиру, но через 15 лет уже говорит, что уж оплешивели головы вавилонских воинов, а результата всё нет. Хотя город так и не был взят, тем не менее, Тир вновь подчинился Вавилону.
49) Ба'ал II - царь Тира (573-64 гг. до н.э.), посаженный на трон Навуходоносором вместо мятежного Итобаала (см.); участвовал в неудачном походе Навуходоносора на Египет. По смерти Б., Навуходоносор ликвидировал монархию Тира, во главе которого поставил судьей, т.е. суффетов (ок. 564 или 563).
50) Абдастрат (Старатон) - вождь восстания рабов в Тире. Мятежники перебили всех рабовладельцев мужчин, а их жён и детей поделили между собой. Возможно, эта история выдумана греками для оправдания зверств Александра, который уничтожил жителей Тира - мол те были потомки рабов.
51) Азимилк - царь Тира, при нём Тир был разрушен Александром Македонским. Осада Тира (январь-июль, 332 до н.э.) - семимесячная осада и штурм Александром Тира явилось не только одной из самых ярких побед в послужном списке Александра, но и вошло в анналы мировой военной истории. Царь Адземилк воевал на стороне персов, а тирская флотилия была одна из самых многочисленных в Средиземном море. Город защищали 8-9 тыс. мужчин, граждан Тира. Согласно Юстину (11.10) , Курцию (4.3.19) и Диодору (17.41) тирийцы вывезли в Карфаген небоеспособное население, хотя большая часть женщин и детей осталась в городе. Тирийцы рассчитывали на свой флот, неприступность о-ва и помощь Карфагена. Александр решил соединить насыпью материк с городом, а затем по насыпи подвести осадные машины к стенам Тира. Десятки тысяч людей занялись строительными работами: вбивались колья в илистое дно, насыпались камни, поверх них валили лесной материал. Развалины старого Тира на материке предоставили в изобилии камень, дерево подвозилось с Ливанских гор. Мол, шириной в 60 м, медленно подползал к городу. Для защиты строителей от вылазок тирских триер македонцы установили на насыпи 2 деревянные башни, прикрытые шкурами и кожами от огненных стрел. Тирийцы подвели судно, до краёв наполненное горючим материалом, прямо на башни. Пожар не дали тушить, обстреливая македонцев с триер, а затем, выплыв из города на множестве челноков, тирийцы разрушили насыпь. Усилившийся в тот же день ветер нагнал волны, которые довершили уничтожение мола. Труды и месяцы работы пропали напрасно. Александр распорядился о строительстве новой насыпи, шире прежней, а сам отправился в Сидон собирать свой флот, без которого осада Тира выглядела безнадёжной. Цари Арада и Библа, узнав, что города их во власти Александра, отпали от персов и приплыли к македонскому царю. Вместе с флотилией Сидона количество финикийских кораблей под началом Александра составляло 80. Ещё около 25 кораблей прислали союзники из малоазийских государств. Кипрские цари со 120 кораблями также присоединились к Александру. Т.о. флот Александра составлял ок. 225 кораблей по Арриану (2.20), 190 по Курцию (4.3.11). Тирийцы не приняли морского сражения и укрылись в гаванях. Кипрская флотилия блокировала северную гавань, обращённую в сторону Сидона, а финикийский флот южную, обращённую в сторону Египта. Ремесленники изготовили множество осадных орудий, одни из которых подвели к стенам Тира по восстановленной насыпи, другие установили на кораблях, вставших на якоря вдоль стены. Таранами прямо с кораблей пытались пробить стену. Прежде чем подвели корабли, пришлось вытащить большие камни с мелководья возле стен. Тирийцы постоянно устраивали вылазки, подрезая якорные канаты, пока македонцы не стали использовать цепи для якорей. В одну из вылазок тирийцы внезапно атаковали флот киприотов и пустили ко дну несколько их кораблей, а ещё больше повредили. Правда и сами они понесли тяжёлые потери при отступлении. Александр приступил к штурму окруженного со всех сторон города: "Так как теперь от флота тирийцам не было никакой пользы, то македонцы смогли подвести машины к самым стенам. Машины, стоявшие на насыпи, не нанесли стене никаких значительных повреждений: так она была крепка. Подвели некоторые суда с машинами и с той стороны города, которая была обращена к Сидону. Когда и здесь ничего не добились, Александр, продолжая всюду свои попытки, перешел к южной стене, обращенной в сторону Египта. Здесь, наконец, стену на значительном пространстве расшатали; часть её обломалась и рухнула. Там, где она обрушилась, навели, как было возможно, мостки и в течение короткого времени пытались идти на приступ; тирийцы, однако, легко отбросили македонцев" (Арриан, 2.22). Диодор добавляет, что пролом был около 30 м в длину, но за ночь тирийцы восстановили стену. Через 3 дня Александр возобновил штурм. Сначала расшатали стену возле южной гавани, затем к проделанному пролому подошли корабли с мостками и пехотой. 1-м взошёл на стену Тира македонец Адмет со своими щитоносцами. Вскоре македонцы захватили все стены с башнями и проникли в город. Одновременно корабли киприотов и союзных финикийцев ворвались в обе гавани Тира. Началась резня защитников города. За время осады погибло ок. 400 македонцев. Тирийцев пало 8-9 тыс.: 6-7 тыс. мужчин погибло во время штурма, ещё 2 тысячи были распяты на крестах вдоль моря (Арриан,2.24; Диодор, 17.46; Курций, 4.4; Юстин, 18.3). По словам Арриана в рабство было продано 30 тыс. захваченных жителей Тира, Диодор пишет о 13 тыс. пленников, Курций - что 15 тыс. жителей было спасено союзниками из Сидона, которые тайно переправили тирийцев в Сидон. Александр заселил Тир населением из окрестных мест, назначил им нового царя, а сам двинулся в Египет через "Палестину", где ему пришлось осаждать филистимский город Газу. Находки тирских монет показывают, что А. царил в Тире до 309 или 308.
52) Соэм из Эмесы - правитель Софены близ Эдессы (Флавий, "Древн.", XX, 8, 4, "Иуд. в.", II, 18, 9; III, 4, 2; VII, 7, 1, Тацит, "Ист.", II, 81; V, 1; "Анн.", ХIII, 7), возможно он одно лицо с Соэмом, тетрархом на Ливане, который в свою очередь - отец Вара, династа Ливана (И. Флавий,"Жизнеописание", гл. XI). После смерти Соэма, Вар, по-видимому, сохранил часть владений своего отца, которую он удержал до 53, когда они были подарены Агриппе. Его имя встречается также в начале Иудейской войны, когда Агриппа на время своего отсутствия поручил управление государством некоему Ноару, или Вару, который проявил на этом посту большой произвол, a потому был смещён Агриппой II и заменён другим правителем (Флавий, "Иуд. в.", 18, 6; "Жизнеопис.", 11 и 36; ср. 24). Имена Вар и Ноар встречаются У Флавия попеременно (Вар - "Иуд. в.", II, 12, 8; "Жизн.", 11, 36; Ноар - "Иуд. в.", II, 18, 6).
53) Ариш бен Йаэль - известный по надписи лидер финикийцев Мальты.
54) Ваалшиллек бен Ганнон бен Абдэшмун - известный по надписи надзиратель за каменоломней (Мальта).
55) Элисса (Дидона) - жена тирского жреца Мелькарта Ахерба (Закарбаала), сестра царя Тира Пигмалиона (Пумийтон, ок. 820-774 до н.э.), дочь царя Маттана I (Мутона, ок. 829-820). Ахерб был очень богат, и Пигмалион решил отнять у него богатство, Ахерб же спрятал их, после чего был убит взбешённым Пигмалионом. После убийства мужа, Элисса бежала с верными людьми сначала на Кипр, а затем в Африку (прихватив с собой баснословные богатства). С цариќцей бежали из Тира также "сенаторы" ( lust . XVIII , 5, 15), т. е. те представители правящих кругов, которые, видимо, выступали против Пигмалиона.Покончила самоубийством из-за измены Энея или из-за притязаний царя аборигенов Гиарба. У последнего она выкупила землю, где основала Карфаген и кремль Бирсу. При этой покупке была решена исторически первая задача вариационного исчисления, получившая название "задачи Дидоны". Элисса попросила у местного племени участок земли, который можно охватить шкурой быка. Местные жители предоставили шкуру, которую Дидона разрезала на узкие ремни и связала их. Получившимся канатом охватила территорию у побережья. Возникает вопрос о том как можно захватить максимальную площадь. Датировка этих событий спорна, вероятно Карфаген был основан либо в 814/13 либо в 825/23 (последние даты Шифман и Циркин считают временем смерти Э.).
56) Анна, сестра Дидоны-Элиссы, её помощница.
56) Битий - один из спутников Элиссы; Сервий со ссылкой на Ливия называет Б. командиром пунического флота и одним из "принцепсов" Карфагена, т.е. он из числа 10 первых лиц государства. Именно он командовал флотом беглецов из Тира, переселившихся сначала на Кипр (часть кипрских финикийцев последовала с ними), а затем в Африку.