Аннотация: Магомед и Евреи. Евреи в истории ислама
(Евреи вокруг пророка Магомеда; Евреи и возникновение ислама; Евреи в Аравии в эпоху Магомеда)
1) Абу-Афак - литератор времён Магомета, упорно противившийся исламу, престарелый еврей. Он написал сатиру на подчинение когда-то гордых арабов Ясриба (Медина, см.) чужестранцу Магомету. Зарезан во время сна незадолго после убийства Асмы (см.).
***
Абу-Иса Исфахани (действовал между 685-92) - первый крупный еретик, чьё учение переросло в караимство. Объявив себя пророком - предшественником Мессии, он собрал войско, чтобы освободить евреев от угнетателей. Во главе 10 тысяч еврейских воинов он сразился с халифом, однако был убит в сражении. Он учил, что Иисус и Магомед были истинными посланниками Бога.
***
2) Абу 'Убайд (ум. ок. 825) - один из проиранских вождей шу'убии - литературного националистического движения, которое захватило почти всю восточноарабскую литературу на протяжении последующих двух столетий и отразилось даже на богословских и юридических трудах. Шу'убиты, преимущественно иранцы, оспаривали ведущую роль арабов и их языка, высмеивали их поэзию и претендовали не только на равенство, но даже на превосходство иранцев и других неарабов почти во всех сферах жизни. Родом еврей. Его можно считать первым энциклопедистом, в 200 его сочинениях, "сосуда, наполненному знанием", как восхищенно называл его Абу Нувас, с исчерпывающими знаниями арабской истории, как до, так и после возникновения ислама, служило главным источником для многих позднейших историков.
***
2) Абдулла ибн Саба' (ибн Сауда; Абдулла ибн Саба Аль-Яхуди) - основатель секты шиитов в исламе, родом еврей из Йемена, живший при халифе Османе (Усман; 646-656) в Медине и принявший ислам.
Его мать была абиссинкой. Этот еврей принял ислам лишь с одной целью - разрушить его изнутри. Он был первый, кто сказал о том, что Коран всего лишь девятая часть откровений, а все остальное знание у Али ибн Абу Талиба. Он был первым, кто приписал Аллаху человеческие свойства - как, например, забывчивость. Он первым заявил, что Али - Аллах на земле, за что и был казнен повелителем правоверных Али Ибн Абу Талибом вместе с семьюдесятью своими адептами. Он был также главным заговорщиком против Усмана Ибн Аффана, спланировавшим его убийство.
За плохой отзыв об управлении Османа он был изгнан из города. Абдалла отправился в Египет, где с целью поддержать интересы Османова соперника, будущего халифа Али, основал антиосманскую секту. Благодаря своей учёности он скоро приобрёл большое влияние и выступил с учением следующего рода: подобно тому, как всякий пророк имел своего помощника, который потом наследовал ему, так и Магомед имел своего визиря Али, который, однако, был обманут и лишен халифата. Осман, уверял Абдаллах, не имел никаких законных прав на халифат.
Всеобщее недовольство управлением Османа в значительной степени способствовало распространению учения Ибн-Саббаха.
Предание рассказывает, что, когда к Али перешла власть, Абдаллах оказывал ему божеские почести, обращаясь к нему со словами: "Ты еси Ты!" Вслед за тем, однако, Али сослал его в город Мадайн. После умерщвления Али Абдаллах поучал, что халиф правоверных жив и никогда не был убит, что в нём живет часть Божества и что через некоторое время он ещё вернется, дабы "наполнить землю справедливостью"; до того времени божественность Али должна перейти к имамам, которые временно заступают его. Легко заметить, что все это учение покоится на мессианской идее в сочетании с легендой о пророке Илии. Оказание Али божеских почестей было, вероятно, позднейшей прибавкой, основанной на том обстоятельстве, что в Коране Аллах часто называется "Али-Али" (Высочайший).
Абдулла ибн Саба' сказал: "Насколько странны те люди, которые утверждают, что 'Иса (Иисус, мир ему) возвратиться, но отвергают, что возвратится Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), а он больше заслуживает второго пришествия чем 'Иса!"
Абдулла ибн Саба' также заявлял о том, что 'Али ибн Абу Талиб был Махди: "Если бы вы принесли мне его мозг в семидесяти свертках, я бы все равно не поверил, что он умер". Он утверждал, что 'Али возвратится и наполнит Землю справедливостью также, как она была наполнена несправедливостью.
***
3) Абдалла ибн-Салам (Абу Иусуф 'Абдаллах ибн Салам ибн ал-Харис ал-Исра'или; Абдаллах ибн Салям; до перехода в ислам - эль-Хуссейн) - еврей, перешедший в ислам во времена Магомеда; ум. в 663. По рассказам мусульман, он был одним из самых видных еврейских деятелей в мединский период жизни Магомеда. Его репутация у правоверных настолько велика, что самые авторитетные сочинения по мусульманской традиции содержат специальные главы, посвященные "высоким качествам Абдаллаха ибн-Салама".
Абдаллах принадлежал к племени Бену-Кайнука (см.), и он выдавал себя за потомка Иосифа. После своего обращения он принял имя Ибн-Салама. Существует множество более или менее фантастических повествований о его обращении, но на них нельзя полагаться, потому что Абдаллах там фигурирует уже как мусульманин, ставший таковым по вступлении Магомета в Медину, тогда как на самом деле он был обращён только 8 лет спустя, или за 2 года до смерти Магомеда.
Aбдаллах принимал участие в составлении мединской части Корана. Абдаллах мог доставлять Магомеду в этот период сведения из еврейских источников, которые впоследствии обращались в виде речений, приписываемых пророку. Поэтому на него можно смотреть как на одного из творцов "хадиса" и в особенности как на автора многих легенд, стремящихся возвеличить Магомеда в юности. Абдаллаху приписывается маленький катехизис, напечатанный в Каире под названием "Вопросы Абдаллы ибн-Салам" и содержащий те запросы, с которыми он будто бы обращался к Магомету.
Имя "Абдулла" дал ему сам Пророк, когда Ибн Салам, знавший из Торы о скором появлении нового пророка, пришел к Мухаммаду и провозгласил о своем принятии Ислама. Затем Посланник Аллаха по совету Абдуллы устроил проверку его соплеменникам.
Он спрятал Абдуллу в одной из своих комнат, после чего пригласил к себе иудейских вождей и старейшин, призвал принять Ислам, а после их отказа спросил: "А какое место у вас занимает Хусайн ибн Салам?" Они ему ответили: "Это наш духовный руководитель и сын нашего вождя. Он наш духовный наставник и ученый-богослов, а также сын наставника и ученого".
После этого Посланник Аллаха спросил: "А если вы узнаете, что он принял нашу веру, то тогда сами перейдете в Ислам?" На что ему иудейские старейшины ответили: "Упаси Бог! Не мог он принять Ислам... Господь уберег его от того, чтобы стать мусульманином".
Однако, когда ибн Салам вышел из своего укрытия и объявил своим соплеменникам о своем принятии Ислама, они воскликнули: "Да ты лжец! Клянемся Богом, что ты - наше зло и сын зла! Ты - наш невежда и сын невежды!" А затем они начали обвинять его во всех прегрешениях.
Когда приняли ислам Абдаллах ибн Саллям, Саалаба ибн Саайа, Усайд ибн Саайа, Асад ибн Убайд и другие евреи вместе с ними, то они уверовали, поверили, пожелали принять ислам, укрепились в своей вере, а Иудейские священники сказали: "Мухаммаду поверили и последовали только самые плохие из нас. Если бы они были лучшими из нас, то не бросили бы религию своих предков, не ушли бы в другую религию".
В битве между 'Али и Му'авией вышел на поле брани с деревянным мечом, отказавшись проливать кровь братьев по вере.
***
4) Абдалла ибн-Саура (Абдаллах ибн Сура) - одно из тех лиц, которых мусульманская традиция причисляет к противникам Магомеда в Медине. Он был духовным пастырем клана Бену-Та'лаба и, согласно преданию, одним из учёнейших еврейских законоведов. Всякий раз, как только Магомед начинал богословский спор, евреи тотчас выставляли Абдаллу; он, полагают, вызвал откровение Суры 2, 129 тем, что предлагал Магомеду перейти в Иудаизм - он сказал Пророку: "Только наш путь является праведным. Следуй нам, о Мухаммад, и ты будешь на правильном пути!"
Однажды, когда уже Пророк находился в Медине, еврейская знать собралась в Бейт аль-Мидрасе. Один еврей совершил прелюбодеяние с еврейской женщиной, и тем самым они нарушили супружескую верность. Евреи сказали: "Обратитесь по поводу этого мужчины и этой женщины к Мухаммаду и спросите его, как поступить с ними. Пусть он судит их. Если он поступит с ними так, как поступаете вы (т. е. бьёте плетью, мажете лицо грязью, возите на двух ослах, посадив лицом назад), то следуйте, ему, ибо он - царь, и поверьте ему. А если он решит побить их камнями, то он - Пророк, и берегитесь его, он может отнять то, что у вас имеется!"
Пришли к нему и сказали: "О Мухаммад! Этот человек совершил блуд, будучи женатым, с женщиной замужней. Ты суди их: суд над ними мы поручаем тебе". Пророк отправился к Иудейским главам в Бейт аль-Мидрас (местная еврейская академия). Пришёл к ним и сказал: "О собрание иудеев! Пусть выйдут ко мне ваши знатоки".
Вышел к нему Абдаллах ибн Сура. Пророк уединился вместе с ним. А он был юношей, самым младшим среди них по возрасту. Пророк стал обсуждать с ним проблему. Говорил ему: "О ибн Сура, заклинаю тебя Аллахом, напоминаю тебе о днях Его у Бану Исраиль! Знаешь ли ты, что Аллах в Торе осудил тех, кто совершил прелюбодеяние после супружества, на побитие камнями?" Ответил: "Да, правда. Но ведь, о Абу аль-Касим, они знают, что ты - посланный Пророк. Но они завидуют тебе". Тогда Посланник Аллаха вынес свое решение, и они были побиты камнями у дверей его мечети в квартале Бану Ганм ибн Малик ибн ан-Наджжар. После этого случая Ибн Сура стал неверным и отрицал пророчество Посланника Аллаха.
Об этом в Коране говорится: "О Посланник! Не печалься ни о тех, которые спешат к неверию, ни о тех, которые своими устами говорят: "Мы веруем", тогда как сердца их не уверовали; ни о тех, которые иудействуют, внимательно слушают ложь, внимательно слушают других людей, не приходящих к тебе". То есть тех, которые послали людей, а сами остались, и приказали тем, кого послали, извратить решение суда. далее говорится: "Они переставляют эти слова из своих мест, говорят: "Если вам дается это, то принимайте это, а если вам не дается этого (то есть: побитие камнями), то будьте осторожны" (5:41). И до конца рассказа.
Рассказал Салих ибн Кайсан со слов Нафии, вольноотпущенника Абдаллаха ибн Омара, передавшего рассказ Абдаллаха ибн Омара. Он рассказывал: "Когда евреи поручили Пророку совершить суд над этими двумя людьми, Пророк призвал их обратиться к Торе. Тогда один из судейских священников сел и стал читать нараспев. А стих, где говорится о побитии камнями, прикрыл ладонью. Тогда Абдаллах ибн Саллям ударил по руке священника и воскликнул: "Это, о Пророк Аллаха, стих о побитии камнями. Он не хочет прочитать тебе". Тогда Посланник Аллаха им сказал: "Горе вам, о собрание иудеев! Почему вы отказались от решения Аллаха, между тем оно в ваших руках". Они сказали: "Ей-богу, мы руководствовались им, пока не совершил прелюбодеяние один из нас после женитьбы из царствующего дома и знати. Царь защитил его от битья камнями. После него совершил прелюбодеяние другой человек. Царь захотел побить его камнями. Люди сказали: "Нет, ей-богу, пока не побьешь камнями того-то". Когда они это сказали ему, собрались и договорились применить "Таджбия" - бить плетьми, измазать лицо грязью и возить на осле назад. Перестали вспоминать о побивании камнями и применять его". Пророк сказал: "Я первым оживил решение Аллаха, запись и применение этого решения". Потом он вынес свое решение относительно их двоих, и они оба были побиты камнями у дверей мечети Пророка. Абдаллах ибн Омар говорил: "Я был среди тех, кто кидал на них камни".
Рассказал Дауд ибн аль-Хусайн со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, что аяты из суры "аль-Маида" "Суди их или удались от них; если и удалишься от них, они никакого вреда не сделают тебе; а если будешь судить, то суди их справедливо, потому что Аллах любит справедливость" (5:42) были ниспосланы по поводу спора между Бану ан-Надир и Бану Курайза о выкупе. За убитых из Бану ан-Надир выплачивался выкуп полностью, а Бану Курайза платили лишь половину выкупа. Они обратились к Пророку с просьбой рассудить их по этому вопросу. От Аллаха по этому поводу пришло это откровение. Пророк решил справедливо: сделал выкуп одинаковым.
Ибн Исхак добавил: "Один Аллах знает, что из этого было на самом деле!"
Кааб ибн Асад, ибн Салуба, Абдаллах ибн Сура и Шас ибн Кайс сказали друг другу: "Пойдемте к Мухаммаду, может, отговорим его от своей религии, обманем его. Он ведь - человек". Пришли к нему и сказали: "О Мухаммад! Ты знаешь: мы священники евреев, их знать и их господа. Если мы последуем тебе, тебе последуют евреи. Они нам не противоречат. Между нами и частью нашего народа существует спор. Давай мы предадим их на твой суд, а ты решишь спор в нашу пользу. Тогда мы уверуем в тебя и поверим тебе!" Пророк отказал им в этом. В Коране сказано о них: "Суди их по тому, что ниспослал Аллах; не следуй их желаниям, остерегайся, чтобы они коварно не отклонили тебя от чего-либо из того, что ниспослал тебе Аллах. Если они отвернутся от тебя, то знай: это потому, что Аллах хочет поразить их за некоторые грехи их. Действительно, многие из этих людей нечестивы. Может, они хотят суда времен язычества? Кто же может быть для людей убежденных лучшим судьей, чем Аллах?" (5:49-50).
***
5) Абдаллах ибн Дайф, Адий ибн Зайд, Аль-Харис ибн Ауф сказали: "Давайте, уверуем в то, что ниспослано Мухаммаду и его друзьям, утром, а вечером откажемся, чтобы запутать их в своей религии. Может, они станут делать так же, как и мы, и откажутся от своей религии".
***
6) Абу-Кариб Ас"ад (385-420) - царь Химьяра, "царь Саба' и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине" (390-420), последний из йеменских правителей династии Тобба. Сын Маликкариба Йуха'мина (378-390). Когда Абу-Кариб осадил Ятриб (Медину), два раввина Ка'аб и Асад (из клана Бану-Курайза, см.), не только убедили его снять осаду, но и уговорили принять Иудаизм (391). Взяв с собой этих 2-х раввинов, царь обратил в Иудаизм сначала армию, а затем и весь народ. Вёл успешные войны с Аксумом, пытавшимся восстановить контроль над Химйаром. Его деятельность послужила примером войны за веру Юсуфа Зу-Нуваса, см., повлиявшего и на возникновение ислама, особенно идеи священной войны против иноверцев.
***
7) Абу аль-Дийал - еврейский поэт эпохи Магомеда из Медины.
***
8) Абу Нафиа аль-Курази - раввин. Когда учёные-богословы иудеев и христиан Наджрана собрались у Пророка, и он призвал их к исламу, Абу Нафиа аль-Курази сказал: "Ты хочешь от нас, о Мухаммад, чтобы мы поклонялись тебе так, как поклоняются христиане Исе сыну Марьяма?" Пророк отрицал это.
***
9) Абу Рафи"а Саллама ибн Абу аль-Хукайка (Салама б. Абу-л-Хукайк; Салям ибн Абу аль-Хукайка) - глава еврейского клана Бану ан-Надир (см.), крупный купец из Хиджаза (см.), глава евреев Хайбара (см.) и один из главных инициаторов и подстрекателей нашествия антимусульманских племён на Медину, он был среди тех, кто собирал войско против Пророка. После того как мусульмане вышли победителями из Битвы у рва (см.) и покончили с Бану Курайза (см.), пятерым хазраджитам, желавшим снискать себе такую же славу, какую снискали ауситы, убившие в своё время Ка"ба Ибн аль-Ашрафа (см.), Магомед поручил убить этого человека за подстрекательство гатафан и их соседей к враждебным действиям против мусульман.
Эти хазраджиты прибыли к укреплению, в котором жил Абу Рафи"а и которое находилось в окрестностях Хайбара, когда солнце уже зашло. Там назначенный старшим над ними Абдулла ибн Атик велел им: "Оставайтесь здесь, а я пойду и постараюсь поговорить с привратником, может быть, мне удастся войти". И потом он приблизился к воротам укрепления, прикрываясь своей одеждой так, будто хотел справить нужду, и привратник сам обратился к нему, сказав: "О Абдулла, если ты хочешь войти, то входи, так как я собираюсь запереть ворота".
Воспользовавшись этим, Абдулла вошел внутрь и прятался, пока все не заснули, а потом он взял ключи и открыл ворота, чтобы облегчить себе путь к бегству в случае необходимости. После этого он направился к дому Абу Рафи"а и каждый раз, как он открывал какие-нибудь двери, то сразу же запирал их изнутри, чтобы никто не мог добраться до него, пока он не убьёт Абу Рафи"а, если бы его обнаружили. Проникнув в его дом, он оказался в тёмном помещении среди его домочадцев, не зная, где именно находится сам Абу Рафи"а. Тогда он позвал его: "О Абу Рафи"а!" Тот спросил: "Кто здесь?", и Абдулла пошёл на его голос и нанёс ему удар мечом, но промахнулся. Ему пришлось выскочить из дома, но он тут же вернулся, будто бы желая ему помочь, и спросил его, изменив голос: "Что это за шум, о Абу Рафи"а. Он отозвался: "Горе твоей матери! Какой-то человек проник в мой дом и ударил меня мечом!" Тогда Абдулла снова пошёл на голос и опять нанёс Абу Рафи"а удар, ранив его, но не убив, после чего он ещё раз ударил его в живот и вышел наружу, открывая одну дверь за другой.
Убийство Салама вызвало в Хайбаре большой переполох. Его преемник продолжил ту же деятельность и тоже был уничтожен. (шаввал 6/13.II - 12.III.628 г.).
***
10) Авраам - некий еврей, современник Магомеда, свидетельство которого о последнем содержится в греческом (византийском) документе "Доктрина Якова", обнаруженным докт. П. Кроне и датируемым последними годами жизни Магомеда (ок. 630). В документе приведена выдержка из письма некоего еврея Авраама к соплеменникам в Карфагене. Он сообщал: "Лжепророк появился среди сарацинов... Я, Авраам, спросил учёного человека: "Рабби, что ты думаешь о пророке, который явился среди сарацинов?" - "Он лжепророк, - ответил рабби со вздохом, - "Разве пророки приходят с мечом и на колесницах? Но ты, Авраам должен пойти и расспросить людей об этом пророке". Поэтому я стал расспрашивать, и те, кто встречал его, сказали мне: "В нем нет правды, в этом пророке, одно кровопролитие. Ибо он говорит, что держит ключи от Рая, а этого не может быть".
***
11) 'Ади ибн Зайд -враг ислама из числа евреев Медины, причина ниспослания айата (3:72). Адий ибн Зайд и Сукайн сказали: "О Мухаммад! Мы не знаем, чтобы Аллах ниспослал после Мусы что-то человеку". Пророк указал, что Аллах давали откровения Ною и пришедшим после него пророкам: Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и коленам, Исе, Аюбу, Йунису, Харуну, Сулейману, Дауду.
***
12) Аззал ибн Самвал - военный вождь еврейского клана Бану-Курайза (см.). Убит мусульманами в ходе расправы с его кланом.
***
12) Айла - город у берегов Красного моря, населённый евреями. По преданию, евреи однажды вздумали заняться в субботу рыбной ловлей и, осквернив таким образом день Господен, оскорбили Аллаха. Тщетно некоторые благочестивые люди противились этому грешному делу, их не послушались. Тогда праведники покинули город. Три дня спустя они вернулись и, найдя ворота запертыми, перелезли через стену. Там их ждало необычайное зрелище: вместо людей, весь город был полон обезьянами.
Сура 2:
65. Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: "Будьте обезьянами презренными!"
66. Мы сделали это примерным наказанием для них самих и для будущих поколений, а также назиданием для богобоязненных.
***
13) Аль-Кагинан (аль-Кахинан) - 2 еврейских клана, занимавшие восточные пригородные части Медины (см.): Бану ан-Надир (см.) и Бану-Курайза (см.), которые занимали восточные пригородные части Медины. Эти два клана вели своё происхождение от Аарона, почему и называли себя "Аль-Кагинан" (2 священника).
***
14) Аль-Раби ибн-абу-аль-Хукайк - еврейский поэт из мединского племени Бану Надир (см.); время его наибольшей славы почти совпадает с Хиджрой (622). Его племени принадлежала крепость Аль-Каммуз вблизи еврейского города Хайбара (см.).
Подобно большинству евреев Медины, Аль-Раби принимал участие в распрях двух местных арабских кланов, а также в битве при Буате (617), которая произошла на территории Бану-Курайза (см.).
Аль-Раби был выдающимся стихотворцем. Он участвовал с знаменитым арабским поэтом, Аль-Набигой, в стихотворном состязании: пока Набига декламировал одну половину стиха, Аль-Раби импровизировал вторую в том же самом размере, моментально подбирая нужную рифму. Аль-Раби приписывается много разных стихотворений. Одно из таких произведений часто читалось Абуном, сыном халифа Османа. В нём обличается безумие собственных соплеменников. Стихотворение это, быть может, было сочинено после покорения Бану-Курайза.
Брат Аль-Раби, Саллам, и его 3 сына были в числе наиболее ожесточенных противников Магомеда.
***
15) Амир ибн Джихаш ибн Ка"аб - еврей из клана Бану ан-Надир (см.), когда его клан составил заговор против Магомеда, с целью убить пророка, Амир взялся исполнить теракт. Пророк, однако, раскрыл направленный против него заговор, что дало повод к изгнанию Бану ан-Надир.
Мухаммед должен был заплатить так наз. "кровавые деньги", родственникам человека, убитого одним из его сподвижников. Так как мусульманское государство в Медине было очень бедным, он отправился к еврейскому племени бану Надир просить у них деньги. Он попросил их вождей внести свою долю в "кровавые деньги", которые ему надо было заплатить. Когда он разъяснил свою просьбу, они проявили заинтересованность удовлетворить её. Они были вежливы с ним, оказав ему уважение, и называя его Абу-Аль-Кассим, что означало, отец своего старшего сына Аль-Кассима, умершего в детском возрасте в результате несчастного случая. Они сказали ему: "Конечно же мы поможем тебе в этом деле".
Однако вожди Бану ан-Надир ушли от Пророка и его спутников, сделав вид, что идут собирать для них деньги. Когда они оказались одни, некоторые из евреев стали говорить: "Вы не найдете лучшей возможности, чтобы этот человек стал бы еще раз такой легкой добычей. Пусть сильный человек взберется на крышу дома, возле которого сидит Мухаммед, скинет ему на голову большой камень или жернов и избавит нас от него". Один из евреев Амир ибн Джихаш ибн Ка"аб вызвался совершить это. Но пророк узнал замысел племени Бану Надир, поэтому он покинул своих сподвижников, сделав вид, что сейчас вернется назад, и направился прямо в Медину.
Магомед направил к Бану Надир одного из своих сподвижников со следующим посланием: "Убирайтесь немедленно из моего города. Вам не дозволяется больше делить его со мной после того, как вы замыслили предательский заговор против меня. Я даю вам 10 дней на выполнение ультиматума. Любой из вас, замеченный после этого в Медине, будет казнён". Начались уличные бои, в которых евреи опять проиграли Магомеду.
***
16) Амр ибн Суада аль-Курайзи - один из евреев клана Бану-Курайза (см.). Он отказался участвовать во враждебных действиях Бану Курайза против Пророка во время Битвы у рва (см.), говоря: "Я не изменю Мухаммаду никогда!"
***
17) Ан-Нуман ибн Амр и аль-Харис ибн Зайд - раввины. Однажды Магомед пришёл в Бейт аль-Мидрас (см.), обратился к группе евреев, призвал их к Аллаху. Ан-Нуман ибн Амр и аль-Харис ибн Зайд сказали ему: "Какую религию ты исповедуешь, о Мухаммад?" Отвечал: "Следую общине Ибрахима и его религии". Они сказали: "Ведь Ибрахим был евреем". Пророк им ответил: "Давайте обратимся к Торе, она и рассудит нас с вами". Они отказались. О них в Коране сказано: "Разве ты не видел тех, которым была дана часть Писания? Их призывают к писанию Аллаха, чтобы оно решило спор между ними; потом некоторые из них отворачиваются, отказавшись. Это - потому, что они говорили: "Никогда не коснется нас огонь, разве что на ограниченное число дней". И они обольщались в своей религии тем, что сами выдумывали" (3:23-24).
***
Арабо-Израильские войны - войны между Израилем и арабскими странами (с 1948 по наше время), выиграны Израилем.
***
Арабо-Хазарские войны - войны между арабами и Иудейским государством Хазарский каганат, по общему мнению в целом закончились вничью. Происходили в 8-10 вв. н.э.
***
Асад и Ка'аб - два раввина из Медины, о которых повествуется, что они наставили Тобба Абу-Кариба (царя йеменского) в Иудаизм; оба раввина принадлежали к клану Бану-Курайза (см.). Табари ("Летопись", I, 902), рассказывающий об эпизоде с йеменским царем, присовокупляет, что эти раввины были наиболее учеными евреями своего времени. Кроме того, достойно замечания, что ни один из других древних историков, вроде, напр., Ибн-Исаака и Ибн-Гишама, ничего не упоминает об именах их.
***
Асад Мухаммад (Леопольд Вайс; 1900, Львов, - 1992, Марбелья, Испания) - политический деятель, учёный и журналист. В гимназии он увлекался польской и немецкой литературой и историей. С домашними учителями изучал иврит и арамейский языки, а также Библию и Талмуд, однако воспринимал иудаизм гл. обр. как лишенный содержания ритуал. Поступив в Венский университет, Асад 2 года изучал историю искусства и философию. В 1920 он оставил университет и занялся журналистикой; вращался в артистической среде Праги и Берлина, писал сценарии для кинематографа.
Летом 1922 по приглашению дяди отправился в Иерусалим. Устремления сионистов не вызвали у него сочувствия; по его мнению, сионизм противоречил требованиям морали, поскольку не учитывал интересов арабского населения Эрец-Исраэль. При встречах с Х. Вейцманом и М. Усышкиным, а также в печати (в этот период Асад становится специальным корреспондентом одной из ведущих немецких газет "Франкфуртер цайтунг") он вёл острую полемику с сионизмом. Арабы и их образ жизни, напротив, произвели на Асада сильное впечатление, он увидел в них естественное продолжение традиции библейских патриархов.
В 1923 Асад совершил второе путешествие на Восток, во время которого познакомился с эмиром Трансиордании Абдаллахом ибн Хусейном и другими видными представителями арабского мира, начал углубленно изучать арабский язык и ислам, усматривая в последнем универсальную религию в отличие от "узкоплеменной" основы Иудаизма. Статьи Асада по вопросам ислама, где наряду с богатым фактическим материалом предлагается оригинальная концепция отношений между народами и религиями, построенная на принципах психоанализа, принесли ему значительный успех. Молодого журналиста пригласили читать лекции в берлинской Академии геополитики.
В 1926 Асад принял ислам и вскоре совершил свое первое паломничество в Мекку. Познакомившись с королем Саудовской Аравии Абд ал-Азизом ибн Саудом, Асад выполнил несколько его секретных и опасных поручений. Затем, видимо, вследствие осложнившихся отношений с королем, Асад переехал в Индию, чтобы бороться там за права мусульманского меньшинства. Он помогал своему другу Мухаммаду Икбалу редактировать газету на языке урду, который выучил после приезда в Индию. В годы Второй мировой войны Асад как австрийский подданный был интернирован и находился в лагере для перемещенных лиц. После войны он продолжил борьбу за изгнание англичан и образование мусульманского государства, а с возникновением Республики Пакистан стал ее представителем в ООН. В Нью-Йорке он написал книгу воспоминаний "Путь в Мекку" (1954), имевшую большой успех и переведенную на несколько языков. Кроме того Асад опубликовал один из лучших комментированных переводов Корана на английский язык, труд по государственным аспектам шариата и ряд других работ. Он был профессором Каирского университета ал-Азхар. Всю жизнь Асад оставался непримиримым противником сионизма и Государства Израиль.
***
18) Асма (Эсма) - еврейка, арабская поэтесса эпохи Магомеда из Медины, дочь Мервана. После битвы при Бадре она сочинила стихи о глупости мединцев, которые ждут добра от чужестранца, уже принявшегося за казни. Пророк поручил тогда Умейру ибн Адия, единственному лицу из племени Бану-Хатма, принявшему ислам, наказать её за эти насмешливые стихи против него, и Омейр убил Асму в то время, когда она спала, окружённая детьми своими. Родственники её немедленно после того обратились в ислам, так как, по наивному замечанию арабского биографа, "увидали силу веры".
***
19) Атия аль-Курайзи - еврей из клана Бану-Курайза (см.). Он рассказал: "Пророк приказал убить всех курайзитов, достигших совершеннолетия. Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним и отпустили".
***
20) Аус - еврейский поэт в Медине из клана Бану-Курайза (см.), современник Магомета (VII в.). Когда последний разбил и подчинил Бану-Курайза, жена Ауса купила себе свободу ценой перехода в ислам. На предложение последовать её примеру Аус ответил прекрасным трехстрофным экспромтом, в котором прославлял Бога Израиля и закон Моисея и поклялся оставаться верным учению предков. Стихотворение Ауса приобрело популярность среди арабов, которые переменили в нём лишь одну строку, посвящённую Моисею, заменив её прославлением ислама и пророка Магомеда. Аусу приписывается несколько других, также чрезвычайно популярных стихотворений, в том числе поэма апологетического содержания.
***
21) Бану-Бахдал - еврейский клан в Медине (см.), живший вместе с Бану-Курайза (см.).
***
22) Бану Кайнука - еврейский клан в Северной Аравии, по-видимому, первые евреи, поселившиеся в Медине и наиболее могущественный из всех аравийско-еврейских кланов до введения ислама. Представители Бану-Кайнука составляли цех золотых дел мастеров, а также занимались производством оружия. У них был в городе особый рынок, называвшийся "базаром Бану-Кайнука" и бывший центральной торговой площадью города до того, как Магомет устроил свой большой рынок в Медине. Кроме того, клану Бану-Кайнука принадлежало также 2 сильных укрепления в северной части города.
Бану-Кайнука брали за право торговли на своём рынке платить пошлину. Мухаммад, считая её незаконной наживой, решил противопоставить этому базару свой беспошлинный рынок. Сначала он установил на базаре Кайнука шатер, объявив его рынком мусульман, но когда Ка'б б. аль-Ашраф (см.), халиф Бану Надир (см.), повалил его, подрезав верёвки, то Мухаммад выбрал другое место в пределах владений Бану Са'ида, на котором постепенно сложился центральный рынок Йасриба.
Магомет в Медине пытался обратить всех местных евреев в ислам. По преданию о Бану Кайнука, Пророк собрал их на их рынке Бану Кайнука и сказал: "О собрание евреев! Берегитесь Аллаха, той мести, которая обрушилась на курайшитов! Покоритесь (т.е. примите ислам), вы уже знаете, что я - пророк посланный: об этом найдете в вашем Писании и в обещании Аллаха вам". Они ответили: "О Мухаммад! Ты думаешь, что мы - такие, как твой народ?! Не обольщайся тем, что ты нашел народ, не умеющий воевать, и что ты выбрал удобный момент. Мы, ей-богу, если будем с тобой воевать, то ты еще узнаешь, что мы за люди!"
Евреи сказали пророку: "О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты одолел курайшитов, неискушённых в делах войны, а мы - дети войны. Если ты пойдёшь против нас, то узнаешь, что мы за люди!"
Передал вольноотпущенник рода Аль Зайд ибн Сабит со слов Сайда ибн Джубайра или со слов Икримы или со слов ибн Аббаса, который сказал: "Эти аяты ниспосланы о них: "Скажи неверным: "Скоро вы будете побеждены и собраны в аду. Какое это мучительное место! Вам уже было знамение, когда столкнулись две группы: одна группа сражалась за путь Аллаха, а другая была неверующей. Они (неверующие) увидели их на взгляд вдвое больше, чем они сами. Аллах оказывает помощь тому, кому хочет. В этом и заключается назидание для тех, кто прозорлив" (3:12).
Рассказал Асим ибн Амр ибн Катада, что Бану Кайнука были первыми евреями, нарушившими договор с Пророком и враждовавшими с ним между битвами Бадр и Ухуд.
Вражда между Бану Кайнука и мусульманами началась с того, что одна женщина-арабка со своим товаром пришла на рынок Бану Кайнука и продала свой товар. Села у лавочки ювелира на рынке. Хотели открыть её лицо, она отказалась. Тогда ювелир незаметно привязал край её платья к спине. Когда она встала, открылась её нагота. Она начала кричать. Один из мусульман набросился на еврея-ювелира и убил его. Евреи напали на мусульманина и убили его. Родственники мусульманина позвали на помощь мусульман против евреев. Мусульмане разгневались, и началась стычка между ними и Бану Кайнука.
После этого, в субботу, в середине месяца шавваль 2 года Хиджры (апрель 624) Магомед подверг осаде, которая длилась 15 дней, укреплённый квартал Бану-Кайнука, и в середине месяца зуль-ка"да евреи сдались.
Пророк во время осады Бану Кайнука оставил во главе Медины Багира ибн Абд аль-Мунзира.
Магомет заковал всех в оковы и уже собирался перебить мужчин племени. Но...
Ибн Исхак сказал: "Рассказал мне Асим ибн Омар ибн Катада: "И заблокировал их Пророк, пока они не признали его власть" К Пророку обратился Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль (глава жителей Медины, точнее кланов Аус и Хазрадж, см. Медина, когда в неё приехал Магомед), когда Аллах дал ему власть над ними, словами: "О Мухаммад! Поступай по-доброму с моими подзащитными (иудеи были союзниками племени аль-Хазрадж)". Пророк не ответил ему. Он еще раз обратился: "О Мухаммад! Поступай по-доброму с моими подзащитными!" Пророк отвернулся от него. Тогда Абдаллах схватил за халат Пророка. (Ибн Хишам отмечает, что халат назывался "Зат аль-Фудул", т.е. "с длинными полами".)
Пророк ему сказал: "Отпусти меня!" Пророк рассердился, и его лицо стало мрачным, потом сказал: "Горе тебе! Отпусти меня!" Абдаллах воскликнул: "Нет, ей-богу! Не отпущу тебя, пока ты не поступишь по-доброму с моими клиентами - четырьмястами людьми без кольчуги и тремястами в кольчуге. Они защитили меня от всякого. Ты что, хочешь их всех убить разом? Боюсь, что от этого мне будет большая беда". Тогда Пророк сказал: "Ладно, они - твои!"
Ибн Исхак передаёт: "Мне рассказал мой отец Исхак ибн Йасар со слов Убады ибн аль-Валида ибн Убады ибн ас-Самита, который говорил: "Когда Бану Кайнука стал воевать с Пророком, за их дело взялся Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль и стал их защищать. Тогда Убада ибн ас-Самит пошел к Пророку - он был из рода Бану Ауф, которые были в союзе с евреями, как и Абдаллах ибн Убайй, - и отрекся от них, отказался от союза с ними в пользу Аллаха и Его Посланника. Он сказал: "О Посланник Аллаха! Я полностью отдаюсь Аллаху, Его Посланнику и верующим! Отказываюсь от союза с этими неверными и от опекунства над ними!"
Таким образом, благодаря заступничеству Абдаллаха ибн Убайй ибн Салуля, евреи были пощажены под условием, чтобы они покинули город и предоставили победителям все своё недвижимое и движимое имущество. Бану-Кайнука поселились в Адраате.
***
23) Бану-Курайза (Бану-Курайдза, Бану-Карейза) - один из еврейских кланов в Медине, подобно Бану ан-Надир (см.), состоявшее, по-видимому, главным образом из потомков Аарона. Представители его жили в деревушках Махзур, Бир-Абба и Буат в восточной части Медины; по соседству с городом у них были свои укрепления. В конце V в. множество знатных евреев, большинство которых, вероятно, принадлежало к племени Бану-Курайдза, были перебиты благодаря измене одного из арабских шейхов. Курайзитка Сарра (см.) оплакала этот случай в элегии, сохранившейся до настоящего времени.
Бану-Курайза были последним племенем, на которое посягнул Магомет; так как это случилось в момент апогея славы пророка, они не могли найти союзников в борьбе. Ища повода к войне, Магомет обвинил их в измене во время Битвы у рва (см.) и немедленно приступил к военным действиям (хотя сам знаменитый ров строился арендованными у этого еврейского клана интсрументами).
В походе против Бану Курайза Магомет вручил своё знамя Али ибн Абу Талибу. Люди пошли за ним. Когда Али ибн Абу Талиб приблизился к замкам евреев, услышал оттуда ругательства в адрес Посланника Аллаха.
Бену-Курейза, у которых было 600 человек, способных носить оружие, заперлись в своём квартале, надеясь на поддержку со стороны арабов. Когда племена Курайш и Гатафан отступили от мусульман, Хавай ибн Ахтаб (см.) вошёл вместе с Бану Курайза в их замок, исполняя данное обещание Каабу ибн Асаду (см.).
Кааб ибн Асад обратился к осаждённым: "О евреи! Вы видите, какая напасть напала на вас. Я предлагаю вам 3 варианта, выбирайте, который хотите!" Они спросили: "Каковы они?" Кааб сказал: "Последуем этому человеку и уверуем в него. Ей-богу, вам уже стало ясно, что он - пророк посланный, что он - тот, о котором упоминается в вашем Писании. И вы сохраните свою жизнь, свое имущество, своих детей и жён". Они ответили: "Мы никогда не разлучимся с учением Торы и не заменим его ни на что!" Кааб сказал: "Если вы отвергаете это, то давайте убьём наших детей и женщин, потом выйдем к Мухаммаду и его сторонникам, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот. Пусть рассудит Бог нас с Мухаммадом! Если погибнем, не оставим за собой никого, за которых нам нужно бояться. А если мы победим, то найдем себе и женщин, и детей". Ему ответили: "Как убьем этих несчастных?! Какой смысл жить после этого без них?" Кааб продолжил: "Если вы отвергаете и это, то сейчас ночь на субботу. Возможно, что Мухаммад и его приятели не ждут нас сегодня. Они располагаются лагерем. Может, мы нападем на Мухаммада и его приятелей и застанем их врасплох?" Они ответили: "Тогда мы нарушим нашу субботу, совершив то, чего не совершали наши предки, кроме тех, кого, как тебе известно, постигло переселение душ". Кааб воскликнул: "Никто из вас с тех пор, как родила вас мать, не был решительным хотя бы раз на один день!"
После 25 дней осады евреи отправили к Пророку посланцев с просьбой направить к ним Абу Лубабу ибн Абд аль-Мунзира из Бану Амр ибн Ауф (они были союзниками племени аль-Аус), чтобы посоветоваться с ним. Увидев его, его окружили мужчины, женщины разразились рыданиями, перед ним плакали дети. Ему их стало жалко. Его спросили: "О Абу Лубаба! Ты считаешь, что нам нужно сдаться Мухаммаду?" Он ответил утвердительно и указал рукой на свое горло, намекая на то, что они будут зарезаны.
Тем не менее, евреям пришлось сдаться.
В тот день, когда Бану Курайза сдались Посланнику Аллаха, приняли ислам Саалаба ибн Саайа, Усайд ибн Саайа, Асад ибн Убайд - люди из Бану Хадаль, а не из Бану Курайза и не из Бану ан-Надир
В прежние времена это племя находилось в особом союзе с одним из двух арабских племен в Медине, приставших к Мухаммеду, именно с племенем Аус. И теперь евреи надеялись, что старые союзники заступятся за них перед Мухаммедом и выговорят им право свободно удалиться из Медины, подобно тому, как это было сделано относительно Бену-Надиров их прежними арабскими союзниками, Хазраджами.
Ауситы обратились к Мухаммаду с просьбой решить судьбу союзных с ними Бану Курайза так же, как он решил судьбу Бану Надир, союзников хазраджитов. Мухаммед предоставил судьбу евреев на решение одному из наиболее фанатичных последователей своих, вождя Аусов, Саада Ибн-Моада. Но он знал, что этот вождь, смертельно раненный в окопной войне, выражал крайнее ожесточение против всех врагов ислама и, в особенности, против изменников евреев. И тот приговорил всех взрослых мужчин к смерти, а жён и детей к рабству. Этот приговор был немедленно исполнен: 600-750 евреев было зарезано; только один перешёл в ислам и тем сохранил жизнь. В числе убитых был и рабби Хукайк из племени Бану ан-Надир, и даже 1 женщина, убившая ансара (последователя Магомеда из Медины) жерновом, сброшенным с крыши.
Разгром Бану Курайза послужил темой для стихотворения еврейскому поэту Джабалу бен-Джаувалю (см.). Захваченные в плен дети евреев были обращены в ислам, а одна из евреек, Рейхана (см.), стала женой пророка. Приняла было ислам одна женщина, старавшаяся склонить и мужа своего к перемене религии, чтобы спастись, но тот отверг это и при помощи сохранившегося стихотворения убедил её вернуться к вере отцов.
Добыча мусульман, взятая у Бану-Курайза, оказалась значительной, и выгода, извлеченная из этого дела, стала ещё больше, когда некоторые евреи явились для выкупа пленных женщин.
Разделил имущества Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман начался после резни. Было захвачено 1500 мечей, 300 кольчуг, 1000 копий, 1500 щитов с деревянной основой и без неё. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена 5-я часть добычи. Всаднику полагалось 3 доли: лошади - 2 доли, а всаднику - одна; пешему воину - одна доля. Во время осады Бану Курайза 36 всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из неё 5-я часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов.
Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие.
Из Бану-Курайза вышел мусульманский учёный Мухаммад ибн Каб аль-Курайзи (см.).
См. также Поход на Бану Курайза.
***
24) Бану ан-Надир (Бану-Надир) - еврейский клан в Медине (см.). По-видимому, состоял преимущественно из священнических семейств, так что вместе с Бану-Курайза (см.) называлось "Alkanihan" (2 священнических рода). Бану-Надир жили в окрестностях Медины к северу от города, занимая, главным образом, поселения Буайру, Аль-Наваим, Мудайниб и крепости Аль-Бувайлу, Барадж, Джарс и Фадиджу. Во времена Магомета во главе племени Бану-Надир стояли следующие лица: Хуяйя ибн-Актаб, его братья Абу-Джазир и Иудаи Саллам ибн-Мишкам и др. Поэт Кааб бен-аль-Ашраф, принадлежавший к этому племени по матери, был врагом Магомета и составил ряд враждебных последнему стихотворений. Пророк, задетый за живое, задумал избавиться от него и согласился на предложение одного араба, изъявившего готовность убить стихотворца. Метафора в Коране (VII 175): "Его образ подобен внешности собаки (kalb) и т.д..." - по всей вероятности, относится к Каабу. После смерти поэта Магомет решил истребить все его племя. Ему удалось разбить Бану-Надир, и он сжёг их пальмовые деревья, что было противно военным обычаям в Аравии. Евреи капитулировали, но получили разрешение выселиться из страны. Их угодья, движимое и недвижимое имущество были при этом конфискованы, и на каждых три лица было позволено нагрузить скарбом одного верблюда. Затем Бану-Надир направились к северу и основали новые поселения отчасти в Хайбаре, отчасти в Сирии, по соседству с беглецами племени Бану-Кайнукаа. Главной причиной постигшего их бедствия было отсутствие единодушия.
После удачной для мусульман битвы при Бадре (624), в которой Магомед разбил мекканцев во главе с Абу Суфьяном; и когда последний выкупил и обменялся с победителями пленными, то, решив взять реванш, в одиночку отправился на разведку в селение Бану Надир, где один из предводителей клана снабдил его необходимой информацией. После этого мекканцы удачно атаковали мусульман и война возобнавилась.