О Колумбе сказано в дореволюционной Еврейской энциклопедии: "В заседании мадридского географического общества учёный Don Celso Garcia de la Riese в своём сообщении о жизни и деятельности К. указал на то, что Христофор Колон (Colon), а не К., как не-правильно произносят, был испанцем, а не итальянцем, причём со стороны матери происходил из евреев. На основании епископских актов в Понтеведре (пров. Галиция) установлено, что между 1428 и 1528 гг. в этом городе проживало семейство Колон, члены которого вступали в брак с членами семейства Фонтерозас, несомненно, евр. происхождения. Мать К. называлась Сусанна Фонтерозас. Гарсия указал также на то, что в своих сочинениях К. пользовался еврейской письменностью. Судя по ранним портретам, черты К. носят еврейский тип".
Вокруг Колумба было много евреев. Кроме того, он сам считал себя потомком царя Давида.
Его фамилия, как это записано в материалах короля Фердинанда и Изабеллы, была "Колон", еврейская вариант более распространенного в Испании имени "Колом" или "Коломбо".
В его записях есть упоминания о евреях. Например, вместо "разрушения" или "падения Иерусалима" он использовал фразу "падение Второго дома" для описания разрушения II Храма, при этом применяя буквальный перевод с иврита "Байит". Колумб также упоминал еврейскую дату - 68 г. н.э., а не 70 г. н.э.
Описание своей 1-й экспедиции (1492-93) Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании (завершено 31 июля 1492), а отплытие он перенёс с 2 на 3 августа 1492, не желая, возможно, отправляться в путь 9 Ава, которое приходилось в тот год именно на 2 августа.
Исследователи подчеркивают тягу Колумба к обществу евреев и марранов (крещённых евреев, в тайне исповедующих Иудаизм).
Крещённый еврей Люис де Сантагель (ум. в 1498; канцлер Арагонский; ссудил деньги на 1-ю экспедицию Колумба), олигарх, дал короне 17 000 дукатов в кредит, дабы корабли Колумба смогли выйти в плавание вовремя, до 2 августа. Вообще покровительства императорского двора Колумб добился благодаря поддержке "новых христиан" - вышеназванного Л. де Сантанхеля и государственного канцлера Г. Санчеса (ум. в 1505).
Переводчик экспедиции Л. де Торрес, принявший христианство незадолго до отплытия, 1-м ступил на землю нового континента. В плавании Колумб пользовался астрономическими таблицами еврея А. Закуто и навигационным прибором его ученика еврея И. Висиньо (конец XV в.). 1-е официальное письмо Колумба о его путешествии в Америку королю Фердинанду и Изабелле начиналось так: "Таким образом, после изгнания всех евреев из всех ваших королевств и доминионов, в месяце Январе, Ваше величество".
Он не умел писать по-итальянски. Он никогда и не считал себя генуэзцем, даже воевал против Генуи при мысе Св.Винсента в 1497.
Колумб писал: "Пусть называют меня как им угодно. Ведь Давид, благоразумнейший из царей, будучи простым пастухом, стал царем Израиля. А я служу тому самому Богу, который возвысил его".
Из его завещания: "...половину серебряной марки - тому еврею, что живет у ворот Лиссабонского гетто".
Некоторые испанские биографы Колумба (Гарсиа де ла Рис, С. де Мадарьяга и другие) считают, что Колумб был выходцем из семьи марранов (тайных евреев), бежавшей в конце XIV или начале XV вв. из Испании в Италию. Они основываются главным образом на обнаруженном в конце XIX в. документе, из которого можно заключить, что мать Колумба, Сусанна Фонтеросас, происходила из марранов.
В середине XX в. был найден новый документ о возможном происхождении семьи Колумба с о. Мальорка и её принадлежности к марранам.
В. Бласко Ибаньес в романе "В поисках Великого хана" (1928) пытается объяснить негативные черты Колумба еврейским происхождением, рисуя его невежественным, жадным авантюристом и узурпатором испанской национальной славы.
Сын Колумба, Фернандо (от жены из семьи марранов Энрикес) писал в биографии отца, что тот происходил из "царского дома в Иерусалиме".
Международный симпозиум "Родной язык Колумба" прошедший не давно в испанском городе Ибица (на о. Ибица), по мнению журналиста и исследователя Нито Вердеры, окончательно подтвердил версию о еврейском происхождении великого мореплавателя.
Будучи родом с Ибицы, говорит Вердера, и по происхождению евреем Колумб "В труде "Пророчества", который он написал в конце жизни, исследователи выявили закодированную информацию, которую мог понять только иудей. Сын Колумба смог ее понять и углубился в изучение иудаизма, не посещая синагогу, потому что католические короли никогда бы это не приняли".
Генеалогия Колумба и его герб стали другими важными темами симпозиума. Вердера сообщил, что личный герб Адмирала не был изобретен с нуля, что символика приводит исследователей к еврейской семье, проживавшей на юге Франции.
В рукописях Колумба часты ссылки на Ветхий Завет (что не типично для католической традиции тех времён). В сохранившихся фрагментах последней книги Колумба (т.н. "Книга пророчеств") имеется утверждение, что ключом к его экспедиции является стих псалма (14:7): "Кто даст с Сиона спасение Израилю!", который в глазах марранов имел особый мистически-мессианский смысл. Уникальна подпись Колумба - треугольная, очень похожая на надписи, выгравированные на многих еврейских кладбищах в Испании и Южной Франции. В верхнем левом углу своих писем сыну Диего Колумб писал буквы на иврите, означающие еврейское благословение "Ба Эзрат ха-Шем" ("Да поможет тебе Господь").
см. также http://www.sem40.ru/politics/journalist/23352/
"особенности его письма и другие лингвистические аспекты, связанные с использованием ладино - этнического еврейского диалекта, существовавшего в средневековой Испании - наводят на мысль о том, что Колумб был иудеем".