То, что предположение Ювенала о внеземном происхождении заповеди "Познай самого себя", которая некогда была высечена на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, венчая многие другие заветы, высеченные на этого храма стенах, не лишено основания, доказывается абсолютной неспособностью землян в течение уже многих тысяч лет понять и решить сформулированную в этой заповеди задачу.
Конечно, за эти тысячи лет заповедь эта практически стерлась из памяти землян. Но дело то в том, что во все времена сама ежедневная практика всех землян постоянно ставит перед ними эту самую задачу во множестве различных формулировок и редакций. Например, практически каждый человек на нашей планете сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться с задачей уважения самого себя и других, отстаивания своей или других чести.
Поэтому некоторые немногие люди, даже обладая всего лишь земным разумом, понимали необходимость познания самих себя и других.
Познай себя, познать себя стремись, --
Таким стремленьем отчеканишь мысль.
Низами. "Лейли и Меджнун".
Высшая мудрость -- знать самого себя.
Г.Галилей
Но уже только по пальцам одной руки можно пересчитать людей, которые оставили землянам найденное ими решение упавшей с неба задачи. Наиболее определенно и точно, с указанием способа решения, это решение представлено в произведениях великого английского поэта и драматурга В.Шекспира. Содержание этого решения раскрывает узбекская пословица: "Человек -- зеркало человека". И остается только сожалеть, что мы, наверное, никогда не узнаем имя человека, завещавшего людям это понимание.
Как некогда сказал Гомер: "Сделанное и дурак поймет". И если до сих пор люди не могут понять сделанного Шекспиром, то происходит это вовсе не вследствие их глупости, а вследствие того, что для земного разума оказывается недоступным понимание необходимости вдумываться в условия задач раньше, чем приниматься за их решение. "В момент, когда вам становится понятной задача, она перестает быть для вас проблемой" (Йогин Махаджан).
Недаром В.Шекспир написал в пьесе "Мера за меру" (IV,2): "...all difficulties are but easy when they are known -- все трудности становятся легкими, когда они поняты". И сказал это он после слов в этой же пьесе о том, что самое главное его стремление -- это стремление познать самого себя.
И все же земной разум уступает разуму внеземному именно в абсолютной неспособности понять то, на что В.Шекспир специально указывал в своих произведениях неоднократно: "Добром не кончишь, если начал худо". Конечно, кроме В.Шекспира на это указывали и многие другие люди. Об этом же говорят многие пословицы всех народов мира. "Плохое к хорошему не приводит" (Мордовская пословица). "Если первый камень будет положен криво, то стена до самого верха будет кривая" (Таджикская пословица). Но, в отличие от В.Шекспира, даже те люди, которые об этом говорят, не понимают того, что они говорят, если они не понимают и, соответственно, не говорят, что лежит в основе, начале всех действий всех людей и, естественно, о качестве этой основы. "Враг есть и там, где никого вокруг" (В.Шекспир). "Не говори, что волка нет, -- он в овраге скрылся; не говори, что врага нет, -- он под шапкой скрылся" (Узбекская пословица).
К сожалению, самым ярким примером этого является пример выдающегося российского политика, отождествлявшего задачу познания самого себя с "интеллигентским самокопанием". А ведь он сам указывал другим: "Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы". И именно таким образом он, выступая перед молодежью, "наткнулся" на вопрос о нравственности, и, скорее всего, надорвался именно на нем. В результате, дело, которому этот политик отдал свою жизнь, в этом же веке рухнуло под натиском именно безнравственности, для которой, как тысячи лет назад указывал в песне Ксенократу Акрагантскому Пиндар: "В деньгах, в деньгах -- человек!"
Пример этот показывает, что внеземным разумом обладают те люди, которые способны понять, что заповедь "Познай самого себя" потому и венчает все другие заповеди скрижалей храма Аполлона, что в ней сформулирован самый общий вопрос, на который люди неизбежно будут бессознательно "натыкаться" при решении всех многочисленных и многообразных частных вопросов своей жизни. А, перефразируя упоминавшегося политика, натыкаться слепо на этот самый вопрос в каждом частном случае значит обрекать свою жизнь на худшие шатания и беспринципность. То есть, опять же, добром не кончишь, если начал худо.
И только неземному разуму дано понять, что действительная, истинная оценка прожитой частным человеком жизни может быть дана, только исходя из действительного, истинного решения задачи познания самого себя.
Поэтому, подводя итог своей жизни и своего творчества, В.Шекспир и написал в своей "лебединой песне" -- пьесе "Генрих VIII":