Каждый здравомыслящий человек не может не согласиться с положением А.И.Герцена, хотя бы во второй его части: "Истина всегда бывает проще нелепости, но ум человека вовсе не одна возможность понимания, не tabula rasa; он засорен со дня рождения историческими предрассудками, поверьями и проч., ему трудно восстановить нормальное отношение к простому пониманию".
На эту же трудность указывал и Ф.Бэкон: "Никто еще не был столь тверд и крепок духом, чтобы предписать себе и осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум. А потому наш человеческий рассудок есть как бы месиво и хаос легковерия и случайностей, а также детских представлений, которые мы первоначально почерпнули".
При этом каждый здравомыслящий человек не может не согласиться, что если уж не подавляющее и решающее, то уж точно значительное количество мусора и каши вносится в головы и умы людей именно литературой.
При этом и в головы самих писателей, в которых уже не остается места для мыслей о том, а как могут отозваться их слова, какие из этих слов могут найти отклик в душах читателей, а какие они пропустят мимо ушей.
Например, "наше все" - А.Пушкин сумел разглядеть:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Но вот почему он не сумел увидеть и осмыслить, что у подавляющего большинства детей и людей в голове остается только ложь, а намеки по усам текут, да в рот не попадают, - вот в чем вопрос.
За всю историю человечества и литературы только у одного литератора и человека хватило ума понять, что "Истина любит действовать открыто", а не через сказки, притчи, пьесы, романы, сценарии и т.п., и поэтому хватило сил с литературой покончить окончательно и бесповоротно.
Э.Берджес в книге об этом человеке - В.Шекспире - заметил: "Писатели в отставку не уходят".
В.Шекспир же видел и даже предвидел: "Как каждый глупец может теперь острить и играть словами. Я думаю, что скоро действительное остроумие будет выражаться в молчании и что разговорчивость будет вменяться в заслугу только попугаям".
Конечно, по идее, чтобы не допускать замусоренности голов детей, задерживать, концентрировать внимание их на намеках читаемых им сказок и рассказов должны родители и воспитатели этих детей, а способность взрослых читателей видеть, какие писатели-дурачки только играют словами, а какие писатели несут читателям истину, должна литературная критика.
Да вот вопрос: где таких некаше-мусоро-головых родителей, воспитателей и критиков можно найти?
То есть, как это довольно часто бывает в жизни, проблема принимает характер вопроса, что раньше: курица или яйцо.
Для себя автор этой заметки решил этот вопрос так: первое всегда то, что способно учиться, изменяться и т.д., а потому всегда второе - это яйцо, которое только передает накопленные знания, умения, изменения и т.п. следующему поколению куриц.
Поэтому, например, ученики - это курицы, а учителя - только яйца, всего только передающие накопленные знания, но сами изменяться и учиться уже неспособные. И потому, например, поныне ни перед одним учителем не встает вопрос, как разумно сеять разумное, доброе, вечное.
Соответственно, в паре читатели - писатели первыми является именно читатели, потому что сначала некто начал читать книгу жизни, и только потом стал делиться с другими прочитанным в ней.
То есть, написана эта заметка не для писателей, уже превратившихся в яйцо, уже неспособное к пониманию и изменению, а к читателям, еще способным видеть и делать выводы из увиденного и прочитанного.
Некоторые из них можно привести прямо сейчас.
"Заблуждения хранятся в библиотеках, истина живет в человеческом духе".
"Жизни верь; она учит лучше всяких книг". И это, пожалуй, все, что достаточно прочитать у И.В.Гете, чтобы дальше не залезать в мусор, которого у него тоже более чем достаточно.