Как говорится, медицинский факт состоит в том, что за исключением куцей кучки людей, многие сотни миллионов читателей произведений В.Шекспира ничего в них не поняли, и по сей день не понимают. И каждый из этих сотен миллионов читателей, независимо от пола и возраста, расы и национальности, уровня образованности и достатка, ранга и должности, и т.д. и т.п., может гордиться тем, что их компанию украшает множество замечательных и выдающихся людей, с которыми в этом отношении (в непонимании Шекспира) они оказываются равными, и наоборот.
Классическим примером такого равенства невежды и гения является пример Л.Н.Толстого, который не постеснялся оставить нерукотворный памятник своей неспособности разглядеть в произведениях Шекспира хоть какую-то мысль. При этом он даже попенял И.В.Гете за то, что тот обратил внимание людей на эти, уже порядком людьми подзабытые произведения.
Но и сам И.В.Гете находится в одной с Л.Толстым компании и, заодно, в компании с Вольтером, которого сам Гете порицал за его отзыв о Шекспире: "пьяный варвар". Самое анекдотическое тут заключается в словах Гете, которыми он ясно и точно показал, что ни один из многих сотен миллионов читателей Шекспира, и на деле он сам, понять абсолютно не способен: "Это он (В.Шекспир -- Авт.) говорит устами своих героев".
Перечислять всех подобных континентальных знаменитостей всех времен и народов можно до бесконечности, но вдумчивых читателей, конечно, больше всего интересует вопрос, а как обстоят дела на самом острове.
Здесь самым, пожалуй, ярким является пример Т.Карлейля, безусловно, читавшего хотя бы некоторые произведения В.Шекспира, но и даже после прочтения их, так и не понявшего смысла и значения задачи познания самого себя. Впрочем, не менее замечательным является пример и О.Уайльда, оставившего в одном из своих очерков нерукотворный памятник своему непониманию, к кому и о какой любви писал В.Шекспир в своих сонетах.
Конечно, прежде всего надо было бы сказать о причинах такого положения. Но, учитывая, что "каково начало, таков и конец", можно сразу же к этому концу и перейти. В конце же мы имеем то, что по прошествии веков после написания В.Шекспиром своих произведений, для всех многих сотен миллионов читателей его произведений, от школяров до убеленных сединой нобелевских лауреатов, жизнь остается, как писал В.Шекспир, "сказкой, рассказанной глупцом".
Впрочем, можно сказать, что начинается все, конечно, со школы: "Смолоду прорешка, под старость дыра". И если человек в школе не понял, что первой и главной предпосылкой правильного решения любой задачи жизни является ясное, полное и точное понимание ее условий, то каких бы, в представлении непонимающих этого людей, "высот" такой человек не достиг при решении ее отдельных частных задач, он, при решении самой общей задачи, остается на уровне школяра.
В статье о Шекспире И.В.Гете есть еще одна замечательная фраза: "В нас есть ростки тех заслуг, которые мы умеем ценить". И все прошлые и нынешние компании читателей произведений В.Шекспира как раз и отличаются неспособностью понять, оценить, что В.Шекспир явился первым и на века единственным человеком, ясно и точно уяснившим себе выдвинутое в предыдущем абзаце положение. Он века остается единственным человеком, на деле вдумавшимся в условие самой общей стоящей перед человеком задачи, и потому сумевшим успешно справиться с трудностями ее решения: "...all difficulties are but easy when they are known -- ...все трудности становятся легкими, когда они поняты" ("Мера за меру".IV,2).
Поэтому-то каждый простой, не понявший этого читатель Шекспира может гордиться тем, что он, в общем, оказался не глупее множества именитых и знаменитых читателей, составивших ему в этом отношении компанию, что, естественно, значительно украшает его жизнь.