Между прочим, впервые интерес к заявленной в заголовке проблеме появился у автора именно после прочтения чеховского рассказа "Крыжовник".
Позже ему попались на глаза и запали в память и приведенные в эпиграфе сентенции. К моменту же написания этой заметки материалов, доказывающих связь счастья с умом, накопилось уже более чем достаточно.
И весь этот материал показал автору, что уже из материала упоминавшегося чеховского рассказа вполне можно было сделать необходимое обобщение.
То есть, образно, счастье можно выразить как время равновесного состояния весов, на одну чашу которых положены собственные, "слизанные" или навязанные ему представления человека в это время о жизни, а на другую - те условия и обстоятельства действительной жизни, в которых он в это время находится.
Умным людям можно не говорить о том, какое количество и каких вариантов и коллизий выражает такой образ. Наверное, стоит обратить внимание только на то, что счастье некоторой группы людей может состоять именно в том, чего достаточно для счастья другой группе людей. Например, хлеба и зрелищ.
Но главное, из этого образа счастья вытекает, что действительное, разумное и долговечное счастье возможно только тогда, когда общее представление человека о жизни наиболее полно и точно совпадает с действительной жизнью.
Например, тогда, когда человек понимает, что жить - значит "все испытывать, хорошего держаться", потому что именно таким образом действует сама жизнь. И, кстати, развиваются науки о некоторых ее частных проявлениях.
То есть, например, А.П.Чехов не понял, в чем состоит истинное счастье только потому, что не продолжил до логического конца свои собственные слова в письме А.С.Суворину:
"Вы усвоили себе общее понятие, и поэтому газетное дело удалось Вам; те же люди, которые сумели осмыслить только частности, потерпели крах. В медицине то же самое...То же самое и в беллетристике. Термин "тенденциозность" имеет в своем основании именно неумение людей возвыситься над частностями".