Этот вопрос может возникнуть у тех читателей сонетов В.Шекспира, которые не поленятся посмотреть, как многие переводчики переводят первую строку оригинала сонета 85:
My tongue-tied Muse in manners holds her still...
Самому автору этой заметки терпения хватило только на такой вот скромненький перечень.
Возможно, кто-то из читателей, рискнувший на дальнейшее исследование будет более удачлив, но автор этой заметки обнаружил только одного автора, чей перевод первой строки оригинала, скажем так, более оригинален своей близостью к первоисточнику.
А.Кузнецов: Косноязычна Муза у меня...
Но этот же А.Кузнецов девятую строку сонета 66 - And art made tongue-tied by authority -- переводит так: И творчества зажатый властью рот. То есть практически так же, как и все перечисленные выше переводчики.
С.Маршак: И вдохновения зажатый рот...
А.Финкель: Искусство, присужденное к молчанью.
Н.Гербель: Искусство, свой огонь влачащее в цепях...
С.Степанов: И рот искусства, заткнутый жестоко...
И.Фрадкин: И Музу в лапах палача-Молчанья..
В.Микушевич: Как рот искусству затыкает власть...
М.Чайковский: Раз произвол глумится над искусством...
И.Ивановский: И рот Искусству зажимает власть...
А.Шаракшанэ: И власть искусству заперла уста...
Ю.Лифшиц: и творчество у власти под пятой...
Картина получается интересная. Получается, словосочетание tongue-tied в первой строке сонета 85 значительно более красноречиво, чем это пытаются представить все его переводчики, за исключением А.Кузнецова.
Если исходить из того значения слова tongue-tied, которое ему приписывают уже все, коих уже сотни, переводчики при переводе его в сонете 66, то первая строка сонета 85 начинается если уж не трагично, то уж точно драматично. У Музы В.Шекспира связан язык, у нее заткнут рот, над ней творится произвол, она под пятой и т.д.... Но, несмотря на все эти, творящиеся над ней безобразия, она, в точном соответствии со значением слова "manners - манеры", "скромна" и "учтива".
Кстати, некоторые недоумки видят в слове "manners" некий намек на некого конкретного человека, носившего фамилию "Manners". Когда-то, возможно, их можно было бы понять и простить, но только не в наш информационный век, когда за считанные минуты можно убедиться, что слово "manners" употреблялось в произведениях Шекспира более сотни раз.
И в этом сонете оно употреблено именно для того, чтобы указать на недомыслие еще и переводчиков сонета 85 и анекдотичность ситуации, в которую они себя в обоих случаях, и сонета 66 и сонета 85, загоняют, естественно, не без помощи самого В.Шекспира.
Но драма в первой строке сонета 85 все-таки есть. Вовсе не скромность В.Шекспира продиктовала ему написать прилагательное "tongue-tied - косноязычная" по отношению к его Музе. Это прилагательное, и в этом сонете и в сонете 66, является всего-навсего указанием на то отношение к его Музе и его искусству, которое формировалось и сформировалось в современном ему обществе.
То есть, по мнению автора этой заметки, переводчики халтурят при переводах обоих сонетов, и не только их.