Вообще-то, каждому нормальному человеку, и без всяких специальных исторических исследований и изысканий, должно быть ясно, что весь кошмар дохристовых времен заключался во всеобщей нелюбви людей друг к другу.
Единственное, наверное, стоило бы посмотреть, как эта самая нелюбовь распределялась по различным широтам и долготам тогдашней земли. И почему наивысшей концентрации она достигла именно на родине Христа. Но это уже частности.
Самым отвратительным проявлением этой всеобщей нелюбви, скорее всего, было полнейшее отсутствие любви детей к родителям. Недаром незадолго до появления Христа некий Цицерон сетовал: "Любовь к родителям - основа всех добродетелей".
Конечно, детям сложно и трудно было любить родителей, которым было абсолютно наплевать, какую, завариваемую ими кашу придется их детям расхлебывать. Ведь сам Господь Бог уже и не чаял, что когда-нибудь перестанет действовать пословица: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах - оскомина" (Иер. 31, 29).
То есть, что родители, что дети оказывались одинаково неспособными понять описываемую этой пословицей связь времен, то есть сделать из нее очевидный закономерный вывод: "Глупый повторяет глупость". И не только свою. Ну и, кроме того: "Глупый верит всякому слову" (Пр. 14, 15).
Соответственно, все они оказывались неспособными "усвоить правила благоразумия и правоты" (Пр. 1, 13), первое и главное из которых гласит: "...один источник не может изливать соленую и сладкую воду" (Иак. 3, 12).
Поэтому никому из них и в голову не приходило, что источником всех творимых ими глупостей и подлостей является не что иное, как нелюбовь и неуважение ими к самим же себе. "Я никогда не встречал человека, который бы знал, как любить себя" (В.Шекспир).
И потому им оставалось только ждать человека, который бы их этим самым любви и уважению к самим себе - истинному знанию самих себя научил.