Зелендинов Александр : другие произведения.

Разговор о правилах турниров. Часть 8. "До первой крови"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На этой неделе поговорим о том, каким образом из боевого, прикладного фехтования появилось спортивное, и почему оно стало именно таким.


Разговор о правилах турниров.

Часть VIII.

"До первой крови"

  

А. Зелендинов

  
   На этой неделе поговорим о том, каким образом из боевого, прикладного фехтования появилось спортивное, и почему оно стало именно таким.
  
   Эта статья представляет собой сильно переработанный и существенно дополненный текст, первоначальная версия которого в 2006 году была опубликована в ЖЖ в сообществе "ru_rapier".
  
   Пожалуйста, примите во внимание, что это - именно статья, а не монография, поэтому многие нюансы и подробности в ней не отражены - указан только основной вектор развития.
  
   Итак, каким же образом боевая техника фехтования трансформировалась в современную спортивную? Выскажем свои предположения. Возможно, они и неверны, но лучшего объяснения мы пока не нашли, как не искали.
  
  
   Когда-то существовала боевая техника, посредством которой народ не без успеха рубил, резал, протыкал и иными способами выводил друг друга из строя. Об отличительных особенностях этой техники мы уже много говорили в предыдущих статьях.
  
   Во-первых, сильный хорошо поставленный удар (укол), не имея которого пытаться рубить (колоть) противника малоосмысленно.
  
   Во-вторых, поскольку у потенциального противника удар тоже поставлен, защита должна быть адекватна этому удару - лёгкие подставки и парирования тут не всегда помогут, поскольку будут проламываться сильными ударами.
  
   В-третьих, раз удары сильные, нужно, по возможности, беречь рубящую кромку - иначе выщербится, а то и клинок сломается, а ведь он ещё пригодится, чтобы противника рубить. Тем более, что качество клинков, чем глубже в историю, тем, скажем так, неоднозначнее.
  
   В-четвёртых, поскольку всем хочется жить, бойцам приходится заботиться не только о том, чтобы попадать по противнику, но и о том, чтобы противник ни в коем случае не попадал по ним.
  
  
   Эти особенности являются необходимым условием боевой техники, причём, их необходимость никуда не исчезнет, даже если мы возьмём в руки, скажем, деревянные палки. Конечно, будут отличия в нюансах, но основа останется той же самой. Ведь без мощного рубящего удара травмировать противника палкой ещё труднее, чем клинком. А если жёстко лупить одной палкой по другой, то довольно скоро одна из них сломается.
  
   В своё время на это возражали, что в работе палкой можно обойтись и без рубящего удара - чтобы ткнуть палкой в глаз, особой силы не надо. Однако, согласитесь, строить всю технику на одном единственном тычке не слишком предусмотрительно. По крайней мере, если не обладаешь выдающимися способностями, как какой-нибудь Мусаси. Но большая то часть бойцов - не Мусаси, а им тоже как-то драться было надо.
  
  
   Если посмотреть на письменные источники XIX - начала XX века, то хорошо заметно, что при обучении боевой работе холодным оружием, первым, чему обучали как кавалеристов, так и пехотинцев, была не техника, а именно постановка ударов по мишеням.
  
   И это логично, потому что, во-первых, без поставленного удара вся остальная техника, какой бы замечательной она не была, теряет смысл - ты перефехтуешь оппонента, но существенного вреда ему нанести так и не сможешь. А во-вторых, если сначала учить технике, то потом, после постановки удара, технику придётся переучивать заново, потому что весь рисунок боя изменится: и удары станут другие, и защиты от таких ударов придётся ставить мощнее.
  
   Что касается заботы о лезвии своего клинка - то тут тоже всё очевидно. По крайне мере тем, кто сам точит ножи или топоры.
  
  
   Но это - свидетельства достаточно поздние, можете возразить вы.
  
   И действительно, в средневековых фехтбухах эти вопросы подробно не освещаются. Мы склонны трактовать это умолчание в том смысле, что вышеприведённые тезисы были тогда настолько очевидными, что не нуждались в отдельных упоминаниях. Фехтбухи были не букварями, а скорее ВУЗовскими учебниками. И многие средневековые практики обучались первым фехтовальным навыкам раньше, чем умению читать (это если вообще учились грамоте).
  
   В одной из предыдущих статей мы уже отмечали, что в фехтбухах так же обычно не упоминают о том, что клинки нужно точить и беречь от ржавчины - не потому, что этого не делали, а потому, что подобные вещи были самоочевидны и известны всем задолго до поступления в ученики к прославленному фехтмейстеру или приобретения фехтбуха.
  
   Читать дальше: http://www.fecht.ru/statji/pravila-8-do_pervoj_krovi

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"