Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Метафизика Свободы. Воля к жизни или воля к небытию -диалектика и сущностное определение Свободы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Свобода кажется совершенно простым и общепонятным словом, кто же не знает, что такое Свобода, но эта иллюзия простоты тут же исчезает, как только попытаешься дать рациональное ей определение. В русской культуре слово Свобода имеет, по меньшей мере, два значения: в соответствии с первым, Свобода есть добровольное следование осознаваемой необходимости, правде жизни и Истине, всегда сопряженное с ответственностью, жертвами и самопреодолением. В соответствии со вторым, Свобода это отказ от каких-либо усилий и жертв и следование той логике жизни, которая освобождает человека от ответственности за последствия своих мыслей, слов и поступков. То и другое, одновременно, именуется Свободою... Последние столетия истории прошли под знаменем Свободы, Свобода стала культовым божеством человечества, но человечество не дало себе достаточного труда осмыслить природу и сущность этого своего идола. Принося ему бесчисленные жертвы, оно как будто не замечает, что эти жертвы пожираются лукавыми и бессердечными жрецами ложной Свободы, которые захватили ее алтарь и во имя ложной Свободы толкают человечество в братоубийственные войны и в саморазрушительное распутство. А сами в это время устроили за закрытыми дверьми ее храма свой дьявольский пир. Но жизнь, по крайней мере, человеческая жизнь, давно прекратилась бы на Земле, если бы на фоне тотального растления и умопомрачения не происходила другая работа, не так заметная, как войны и революции, но благотворная в своих конечных целях и результатах. Семена Духа прорастают среди бездуховного хаоса и они сохранили память о подлинном и изначальном смысле Свободы. Спор об этом смысле Свободы, который столетиями определяет зигзаги человеческой истории, является судьбоносным для человечества. От его исхода всегда зависело и зависит сегодня более, чем от исхода борьбы за жизненные пространства и энергетические ресурсы планеты. Но чтобы понять Свободу человеческую необходимо понять Свободу, как сущностное свойство Мироздания.

  
   Метафизика Свободы.
   Воля к жизни или воля к небытию -диалектика и сущностное
   определение Свободы.
  
  
   Вот несколько слов о Свободе, сказанных известными мудрецами:
  
   "Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее с в о б о д ы..." Гегель.Г.Ф.
   'Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.' Пришвин М.
   'Свобода - это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома.' Зенон из Кития.
   'Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.' Ясперс К.
   'Что такое свобода? - Чистая совесть.' Периандр.
   'Когда слова теряют свой смысл - люди теряют свободу.' Конфуций.
  
  
   Человечество столько раз оказывалось заложником борцов за свободу и жертвою спекуляций на ее счет, что это должно было бы заставить прислушаться к мудрости мудрецов, однако, сбываются слова еще одного мудреца, что человечество не ранее приходит к правильному решению, чем испробует все неправильные.
  
   Свобода кажется совершенно простым и общепонятным словом, кто же не знает, что такое Свобода, но эта иллюзия простоты тут же исчезает, как только попытаешься дать этому слову и понятию рациональное определение.
  
   В русской культуре слово Свобода имеет, по меньшей мере, два взаимоисключающие, по крайней мере формально, значения: в соответствии с первым Свобода есть добровольное следование осознаваемой необходимости, правде жизни и Истине, всегда сопряженное с ответственностью, жертвами и самопреодолением. Так понимает свободу религиозный человек и каждый кто смысл своей жизни видит в служении чему-то более высшему, чем свое физическое существование. В соответствии со вторым, Свобода это отказ от каких-либо усилий и жертв и следование той логике жизни, которая освобождает человека от ответственности за последствия своих мыслей, слов и поступков. Так мыслит Свободу человек, для которого существование и благополучие своего 'я' превыше чьего бы то ни было блага и бытия. Но то и другое, одновременно, именуется Свободою.
  
   Появляется требующий ответа вопрос: что же: есть две Свободы, отрицающие друг друга, но называемые одним словом или это одна и та же Свобода, совмещающая несовместимые определения? Возможно ли примирить два столь разных понятия в одном слове?
  
   Не требует доказательства, что есть люди и этих людей весьма много, которые исповедуют Свободу равнодушную к духовным ценностям, к моральным и физическим страданиям других людей и к разрушительным последствиям их деятельности в организме живой природы. Когда такая Свобода становится императивом человеческой воли она превращает человека в исчадие ада и в самое разрушительное орудие зла. Разум таких людей приобретает качества мыслящего хаоса не совместимые с положительным жизнетворчеством, а их воля как бы попадает в рабство танатосу. Каждый шаг таких людей по жизни и каждое их деяние оборачивается торжеством смерти. Порождается такое понимание Свободы эгоцентризмом воли и разума человека, который в свою очередь является следствием отмирания в душе человека его природных и духовных связей с целостной жизнью духа, общества и природы.
  
   И есть Свобода, хранящая верность нравственному закону, предполагающая нелегкий труд самопреодоления и жертвенного служения, который переживается, однако, не как насилие над своею волею, а как свободное и возвышающее человека изъявление его сердечного желания и стремления. Это стремление к сыновнему единению с мирозданием и желание служить ему является естественным выражением того чувства, которое называется любовью и которое удивительным образом чувство свободного волеизъявления когда он отказывается от своих жизненных благ и даже приносит в жертву свою жизнь в пользу того, что он любит.
  
   Проблема, однако, состоит в том, что оба эти переживания Свободы уживаются в одном сердце, в одной воле и в одном разуме человека. Как это возможно? Растут ли они из одного корня или имеют разную природу, но тогда почему они так тесно переплетаются в сознании человека? Из самой констатации этого двойственного противоречивого смысла Свободы мы должны сделать вывод, что истинная сущность того, что мы называем Свободой находится где-то значительно глубже, чем о ней мыслят обыденное сознание и чем это изъясняется в наиболее популярных философских доктринах.
  
   Рассудок человека, будучи инструментом его воли, быстро находит оправдание любому устремлению и желанию человека. Поэтому не удивительно, что философские учения всецело полагающиеся на эгоцентричное самосознание человека заняты исключительно апологией его природных, чтобы не сказать животных стремлений. Стремление человека к отрицательной Свободе они с такой же изобретательностью облекают в формы благозвучных теорий, как и стремление благочестивого человека к Свободе святой, божественной, жизнетворческой.
  
   Разнузданной Свободе они не безуспешно стремятся придать видимость некоей теологии, практический смысл и идейная сущность которой сводится к простой и гибельной для человечества мысли, будто свободный человек - это тот, кто выше любой природной и жизненной необходимости, а также любой нравственной ответственности. Свободный человек, с такой точки зрения, это некое избранное существо, имеющее право пользоваться всеми ресурсами бытия для обеспечения своего беззаботного и безответственного существования и освобожденное от повседневного труда для удовлетворения своих потребностей.
  
   На основе учения о такой паразитарной свободе в недрах человеческого общества возникает антикультура и сообразная этой антикультуре антицивилизация, которые подобно раковой опухоли в исторически короткий срок овладевают сознанием и волей огромной части человечества.
  
   Причем, на этой основе могут возникать не только маргинальные, то есть преступные потаенные сообщества, но это могут быть племенные, государственные и даже международные образования, чья философия и мораль в корне враждебна заповедям и ценностям положительных религиозных культур и фундаментальным законам Мироздания. Но при этом они вполне легальны и не редко претендуют на особую исключительность своих прав. Это кажется невероятно, но это такой же факт, как и то, что раковые клетки в организме почему-то пользуются его особым о себе попечением.
  
   В среде этих сообществ зарождаются такие уродующие и убивающие в человеке его душу явления зла, как разнообразные формы насилия, войн, рабства и нравственного растления. Чтобы самодовольно жить, не прикладывая к тому усилий и не принося ради этого своих жертв, человек антикультуры начинает приносить в жертву своему свободному от усилий существованию жизненные силы, ресурсы и достояние других участников жизни, в том числе других людей и народов. Положительные религии всех народов называют это бесовством и генеалогически объясняют проповедь такой "Свободы" действием сатанинских сил.
  
   Отрицательной Свободе противостоит другая, которую знают мудрецы, проповедуют мировые религии и пример которой показывают праведники. Она родилась не в философских учениях и не в религиозных культах. Эта положительная Свобода есть фундаментальное свойство и сущностное условие жизни во Вселенной. Эта Свобода повелевает человеку познавать Истину Бытия, в трудной работе созидать Красоту жизни и жертвенною Любовью согревать одухотворенную плоть Бытия. Плодами этой Свободы наполнено Мироздание, более того, Мироздание в своем совершенстве и красоте, в своей разумной истинности и живой сущности и есть подлинный и истинный плод этой Свободы. Эту Свободу даровал Бог человеку, как своему помощнику в деле творения, эта Свобода делает человека ответственным за свои поступки и за судьбу мироздания.
  
   Судьба человечества всецело зависит от того, какая из этих двух пониманий Свободы одержит верховенство. От этого зависит, кем становится человек - посланником Божьего мира или исчадием тьмы. Но почему этот выбор нередко заводит человека в тупик? Причина этого, очевидно, в том, что та и другая Свобода имеет свои онтологические корни в Бытии, но где проходит между ними граница и почему человек вынужден выбирать между ними?
  
  ***
  
  
  
   Спор об истинном смысле Свободы, который столетиями определяет зигзаги человеческой истории, является судьбоносным для человечества. От его исхода всегда зависело и зависит сегодня более, чем от исхода борьбы за жизненные пространства и энергетические ресурсы планеты. Но чтобы осмыслить Свободу, как проблему человеческого бытия необходимо понять Свободу, как сущностное свойство Мироздания.
  
   Вопреки широко распространенному предрассудку, будто только человеку дарована Свобода, в качестве особой милости и исключительной прерогативы, необходимо со всей определенностью сказать, что все живое в мироздании, а отнюдь не только один человек, живет и движется, в доступной для каждого существа мере, духом Свободы.
  
   Свобода - это не исключительно человеческое качество или достоинство, она есть свойство и абсолютное условие жизни вообще. Другое дело, что только в человеке она находит потенциальную возможность разрешения и преодоления своей главной трагической внутренней коллизии и только человек способен достичь той высоты своего разума и духовной зрелости, когда он может сознательно строить свою жизнь по закону истинной Свободы.
  
   Кто никогда не думал о Свободе по существу, тот должен сделать для себя удивительное открытие: все живое рождается на свет, учится жить, преодолевает невзгоды и испытания своей жизни исключительно и только своим свободным внутренним стремлением жить.
  
   Ничто и никто не может приказать живому жить, или быть не тем, чем оно само хочет быть. Свобода живого существа есть нечто такое, без чего оно вообще не может существовать и, даже если бы оно этого захотело, оно не смогло бы отнять у себя свою Свободу, разве только, вместе со своею жизнью.
  
  Из этого следует, что главное противоречие и вся проблематика Свободы сокрыта не в вопросе о том, нужна ли человеку Свобода и должен ли он ею дорожить, а в вопросе о том, какая Свобода соответствует его человеческому достоинству и какая Свобода делает его человеком?
  
   Хотя каждое живое существо и рождается по образу и подобию своего родительного начала и поэтому кажется, что оно не свободно в выборе своей жизненной формы и своего жизненного пути, однако, все живое начинает свой жизненный путь не внешним принуждением, а исключительно тем, глубоко внутренним импульсом воли к жизни, который, хотя и передается по наследству, но лишь тогда пробуждает в живом существе новую жизнь, когда этот импульс становится внутренним волеизъявлением (волением жить) самого рождающегося живого существа.
  
   Никто и ничто не властно над волею живого существа к жизни, кроме существа самой этой воли. Вопрос только в том, что представляет собою и чем является эта воля. Ответ на этот вопрос будет ответом и на вопрос о том, что есть Свобода и в чем ее сущность.
  
   То, что мы называем Свободой немыслимо и необъяснимо вне ее сущностной связи с волею живого существа к жизни, поэтому совершенно не случайно, что на Русском языке слово Воля является синонимом понятия Свобода.
  
   Воля есть то энергетическое чувствилище жизни, где зарождается и находит свое проявление сокровеннейшее стремление живого существа к жизни, его предвкушение жизни и его, на начальных ступенях жизни, еще неосознанная любовь к ней.
  
   Воля есть безусловное свойство жизни, по качественным проявлениям которого можно судить об уровне развития всякого живого существа и о его внутреннем состоянии. Более того, именно воля к жизни есть якорь, который в крайних обстоятельствах удерживает живое существо в мире жизни, а также парус, который гонит его искать свою гавань в океане жизни и тот руль, которым он управляется в этом плавании.
  
   Эта искра врожденной воли к жизни и есть семя Свободы. Чем совершеннее живое существо на живом древе мироздания, тем совершеннее его воля, тем совершенней и его Свобода. Абсолютно каждое живое существо, носит в себе эту искру Свободы, без которой оно не могло бы даже войти в мир жизни.
  
   В самом непосредственном и обобщенном определении - Свобода это самореализация воли к жизни, хотя в реальных проявлениях живой природы свободная воля едва различима под тяжким бременем злейших принуждений Бытия и видима, как правило, своей обратной стороной, которая именуется Необходимостью.
  
   Осмыслить Свободу в ее истинном существе и разрешить ее глубинное внутреннее противоречие можно только в контексте всех сущностных и основных условий жизни. Это вполне очевидно из того обстоятельства, что как всякая другая универсальная онтологическая категория, например, Любовь, Красота, Истина, Время, Пространство и т.д., Свобода не существует в качестве обособленной и самодостаточной сущности. Будучи одним из сущностных определений этой реальности, Свобода только в контексте всех других сущностных ее определений обретает свой подлинный, полный и совершенный смысл.
  
   Современная научная и философская мысль удивительным образом прошла мимо метафизических, то есть сущностных определений жизни, сосредоточив свое внимание на ее внешних физических свойствах и феноменах. В этом состоит причина всех величайших заблуждений современности и этим равнодушием к метафизическим основам Бытия открываются врата всех злоупотреблений человеческим невежеством.
  
   Не разумея метафизической сущности жизни, человек не может разуметь и ее физической природы, он оказывается слепым, беспомощным и бессмысленным участником ее действа.
  
   Вопреки нелепым предубеждениям рационалистических учений, будто разум человека осмысливает реальность, как бы переходя от частного к общему, от наблюдения за единичными и локальными феноменами к их обобщению и универсальным умозаключениям, в действительности все происходит едва ли не противоположным образом.
  
   Новорожденный младенец действительно в состоянии наблюдать и запоминать лишь отдельные единичные впечатления, которые мало по малу складываются у него в некую динамичную картину повторяющихся и вновь совершающихся событий. Этот калейдоскоп почти идентичен тому способу восприятия, который свойственен и животным. И именно поэтому он совершенно не способен к саморазвитию. Как и животное человеческий младенец, если не получит дополнительный качественно иной импульс к развитию своего мышления, обречен остаться и быстро закоснеть в этом врожденном животном образе восприятия мира.
  
   Его вхождение в человеческий мир обусловлено и начинается с того, что его родители и учителя, пользуясь его полной беспомощностью и его зависимостью от них, почти насильственно, начинают, если так можно сказать, заманивать и обучать его ими уже освоенному видению, восприятию и осмыслению мира.
  
   В этом собственно человеческом мышлении, которому человек обучается исключительно и только от своих учителей и родителей разумным Словом и через Слово все совершается иначе, чем в лаборатории природного (животного) мышления. Здесь единичные факты, частные проявления и локальные события изначально воспринимаются как элементы и части некоего целого, которое, по крайней мере в самом мышлении, предшествует этим частностям. И только в контексте целостного образа мира локальные события и факты получают свой смысл, свое место в жизни и становятся содержанием мышления человека.
  
   Конечно, освоение целостного образа бытия не происходит и не может произойти отдельно и прежде физического опыта восприятия этого бытия в его разрозненных единичных фактах, но верно и то, что эти факты никаким образом сами собой не сложились бы в целостный образ. Этот целостный образ формируется только и только с помощью учителей, которые его уже осмыслили для себя и только на языке, на котором они усвоили это знание.
  
   Таким образом, человек есть дитя не самостийного самоосмысления, а дитя наследственного культурного генезиса. И все его дальнейшее развитие после физического рождения становится в полную зависимость от того, какую целостную картину мира он унаследует, а в последующем, может быть усовершенствует и разовьет.
  
   Сказанное здесь не может считаться чем-то новым и неожиданным. Любой пример живого мышления очевидно подтверждает ту мысль, что частные явления и факты действительности не сами по себе имеют умозрительный смысл и онтологическое содержание, а приобретают его в зависимости от того, в какой целостной картине действительности мы их мыслим. Изменяется эта картина изменяется и смысл частных явлений, которые ее наполняют.
  
   В конечном счете, образ мироздания, который усвоил человек в процессе своего образования и из опытов жизни решительно определяет понимание им всех частных проявлений этого мироздания, а также и всех категорий и понятий, описывающих и объясняющих это мироздание.
  
   Вот почему мировоззрение человека, то есть его философия жизни существеннейшим образом определяется тем, как он мыслит и представляет себе Мироздание в его всеобъемлющей целостности и полноте.
  
   Люди мыслящие свой мир в образе плоской земли, люди, мыслящие его в образе гео - или гелиооцентричекого космоса и люди мыслящие себя частью вечной и бесконечной сущности не только по-разному представляют себе этот мир в целом, но по-разному мыслят каждый его элемент и по-разному понимают свое собственное в нем место.
  
   Представление и понятие человека о Свободе не является исключением. Римский раб язычник мечтает о Свободе, но что для него Свобода? - самому стать полноправным римлянином и самому иметь право иметь рабов, ради этого он стремится к Свободе и эта Свобода для него священна потому что она тождественна его идеалу счастливой и правильной жизни. Но эта его Свобода отлична от той, о которой мечтает, например, ученик И. Христа, который с радостью готов отдать свою жизнь за жизнь любого раба, чтобы таким образом исполнить свой долг и заслужить право на посмертное прощение грехов и на освобождение от пут этого мира. Он также ищет освобождения, как и римский раб язычник, но сколь различны у них представления о вожделенной Свободе, как будто бы они люди совершенно разных миров.
  
   Если вдумчиво выслушать исповедь каждого человека на земле по поводу его представлений о самых важных понятиях и ценностях его жизни, в числе которых несомненно окажется и Свобода, то невозможно будет не придти к убеждению, что на земле живут множество инопланетных и разномыслящих цивилизаций, находящихся на разных ступенях своего развития и совершенно по-разному до полного взаимного неприятия чуждые друг другу. И каждая из них уверена в своей правоте, то есть в правильности своего виденья мира и понимания законов, которым он подчиняется в своем бытии.
  
   Чтобы стал возможен хоть какой-то диалог между ними по поводу этих главных понятий и ценностей бессмысленно пытаться договариваться об определениях (дефинициях) относительно последних, как это обыкновенно советуют и на чем настаивают философы. Такой консенсус по поводу понятий и слов ни на йоту не приближает их к взаимопониманию, скорее напротив, затрудняет им и без того не простое общение.
  
   Слова, как знаки и обозначения сами по себе не имеют и не могут иметь какого-либо за ними закрепленного содержания и смысла независимо от того мыслимого контекста, внутри которого они только и приобретают свой смысл. Слова это знаки и символы мыслимой человеком реальности, иначе говоря, имена этой реальности. Поскольку мыслимая человеком реальность это не материальный или духовный мир сам по себе, а его образ или его понятие в сознании человека, то и слова не имеют непосредственного отношения к мыслимому человеком миру, их связь с объективным миром опосредована сознанием и мышлением человека. Слова это сигналы или клавиши пробуждающие те смыслы и то содержание в сознании человека, с которыми они сопряжены опытом, знанием и воспитанием человека. Как одни и те же клавиши музыкального инструмента производят различные звуки в зависимости от его настройки и различий в конструкции, так и одни и те же слова в сознании разных людей могут иметь совершенно различный смысл.
  
   Мы хотим понять что такое Свобода в некоем изначальном и истинном смысле этого слова и мы тут же обнаруживаем, что в зависимости от веры, убеждений, образования, жизненного опыта и характера каждого человека его понятие Свободы наполняется субъективным только ему одному ведомым содержанием и смыслом. Другому человеку смысл слова Свобода может быть сообщен лишь вместе с тем содержанием сознания, в котором это понятие мыслится тем, кто пытается его сообщить. Вот почему как только два мыслящих человека вступают в разговор по поводу важнейших философских слов и понятий их разговор почти неизбежно перерастает в бесконечную дискуссию или заканчивается их полным взаимным непониманием. Такие дискуссии именно и представляют собою более или менее искусную и успешную попытку сообщить и передать друг другу тот целостный образ своего мировидения, в котором данное понятие наполняется особенным и только данному человеку ведомым смыслом.
  
   В сущности любой спор о словах и понятиях это спор о мировоззрениях, о верах, об убеждениях. И только достигая взаимопонимания в содержании этих умопостигаемых и умозрительных миров люди приходят к взаимопонимании и в словах и в понятиях.
  
   Таким образом, желая прояснить для себя истинный смысл и истинное содержание понятия Свободы, мы вынуждены пуститься в долгое плавание по туманному и безбрежному океану познания жизни и Бытия вообще, чтобы попытаться хотя бы в самых общих чертах описать его умопостигаемый образ, одним из важнейших и сущностных условий которого является то, что мы называем Свободою. Насколько близким к Истине будет найденный нами образ Мироздания, настолько близким к Истине будет и то определение Свободы, которое мы сможем уяснить для себя.
  
  
   ***
  
   Все религиозные традиции, научное мировоззрение и обыденный опыт человека согласны в том, что мироздание, с определенной долей условности, можно представить, как три сосуществующие в одном пространственно-временном континууме, друг с другом не тождественные и в тоже время друг от друга неотделимые, мира: мир мертвой материи, где космическая субстанция находится в состоянии неуправляемого огненного самораспада, мир природной жизни, где эта субстанция снова возвращается в состояние волевой творческой самоорганизации, а также сфера Духа, где происходит творческий синтез этих противоположностей, где господство Духа созидает их взаимодополняющее единство.
  
   Мир мертвой материи, где самораспад является ее, так сказать, естественным состоянием нагляднее и очевиднее всего предстает нашим глазам в образе разлагающихся трупов, гниющих или сгорающих останков биомассы различного происхождения, а также окаменелых останков этой материи в мегалитических кладбищах земной литосферы, но мы редко думаем о том, что самое великое зрелище смерти предстает нашим глазам через панорамное окно ночного неба.
  
   Все видимые звезды Вселенной это бесчисленные реакторы ядерного самораспада материи Космоса. Звезды, питающие своим теплом и светом Вселенную это ее воплощенная смерть и, потому, с точки зрения обыденного сознания, можно сказать, воплощенное зло Мироздания.
  
   Поэтому мудрые египтяне тем же словом называли Солнце, каким именовали понятие "зла" ("РА"). В Библии то же слово "РА" имеет значение зла, но не надо думать, что зло понималось, как нечто не должное быть, оно понималось, как нечто запредельное земной жизни и только в пределах этой жизни враждебное ей.
  
   Но то, что враждебно живым существам в пределах их временной жизни совершенно и абсолютно необходимо, как условие вечного воспроизводства этой жизни. То, что является злом в пределах жизни природной временной и смертной совсем не является таковым в вечном Бытии Сущего, где нет абсолютной смерти, где есть лишь круговорот жизни в бесконечности времен и пространств, а поэтому нет и самой возможности абсолютного зла.
  
   Эта диалектика добра и зла вполне удобоварима даже для обыденного ума. Вся жизнь вокруг человека это принесение в жертву будущей жизни того, что изжито ею или что созрело для этого. Грядущая жизнь может занять место предшествующей только пожрав ее в том или ином смысле этого слова. Другое дело, что в одном случае эта жертва одной жизни ради другой происходит как добровольное и свободное жертвоприношение, а в другом как хищническое ее истребление. Разница между тем и другим огромна, но очевидно, что есть нечто и общее.
  
   В звездных топках Вселенной, где сгорают останки отживших свой век временных жизней, материя освобождается от всех форм, в которых она пребывала на путях своей эволюции, так что итогом ее тотального самораспада в недрах звездных реакторов оказывается возвращение в ее первозданное состояние, с которого вообще все начинается в этом мире и в котором она вновь становится пригодна к новому витку эволюции - в состояние Света.
  
   Именно этот конечный итог внутреннего горения звезд мы и видим в просторах Космоса. Именно Свет есть альфа и омега вселенского Бытия. Из Света рождается все, что имеет родиться к жизни в Мироздании и в Свет возвращается все снова, когда покидает оно мир живого бытия. Именуя Солнце именем РА, то есть Зло, древние, в то же время, поклонялись ему, как божеству, потому что ясно понимали: без этого огнедышащего светила жизнь была бы невозможна.
  
   Между Добром и Злом (ТОВ и РА - в Библии) нет переходного мостика в пределах земной жизни, но, когда наступает смерть, все вдруг меняется и то, что было злом для живого становится добром для умершего. Умерший отправлялся к РА, как к своему вечному отечеству, в горниле (если угодно, в утробе) которого он только и может обрести или вечный покой или путевку в новый цикл жизни.
  
   Добро и зло, таким образом, это антиподы внутри земной жизни, но они отнюдь не антиподы внутри вечности. Добро с точки зрения земной жизни человека есть то, что благопоспешествует жизни в ее природных земных условиях, но когда в ее пределы случайно или намеренно вторгается огонь кромешного пламени, этот огонь во всех его проявлениях, от медленного гниения до реакции ядерного самораспада, есть зло для живой плоти. Однако природная жизнь не вечна и не абсолютна, она имеет свой срок, свое время и свой ресурс, когда время ее проходит, ее плоть становится законным и естественным достоянием этой самой геены.
  
   Мироздание в мгновение ока превратилось бы в сплошную и бесконечную свалку трупов, если бы эти трупы не сгорали и не превращались в свет новой жизни в мировом огне. Такова диалектика и такова метафизика добра и зла. Когда побеждает добро, свет мироздания превращается в живую плоть Бытия, которая расцветает и плодоносит на лугах и полях вселенской жизни. Одним из таких полей является и земная жизнь. Когда побеждает зло, живая плоть сгорает в огненной печи вечности и вот она уже снова готова напитать собою новую жизнь.
  
   Физика будущего в корне пересмотрит свой взгляд на природу мироздания и главным объектом этой будущей физики станет Свет. Но это уже будет не физика вещества или даже физического Света, которую знает современный мир. Это будет духовная светофизика мироздания.
  
   Сознание древнего человека, хранимое ныне в религиозных культах, как само собой разумеющееся принимало ту мысль, что в основе мироздания находится сверхматериальная сила, которая, будучи не связана законами и ограничениями вещества, способна творить сверхъестественное и именно она господствует над материей.
  
   Но сознание древнего человека не задавалось вопросом и не имело способности рационального объяснения природы и сущности этой сверхматериальной духовной Силы. Оно жило верою и эта вера заменяла ему знание, она и была его знанием, но не знанием ума, а знанием опыта и доверия. Опыта, который накапливался и передавался из поколения в поколение в непрерывной их череде и скреплялся взаимным доверием между учителями и учениками этой живой эстафеты человеческой истории.
  
   Гипертрофированное развитие самостийного, отпавшего от Божественного послушания рационального знания, спровоцированное, согласно библейскому преданию, грехопадением Адама, разрушило доверительную передачу опыта, то есть веру, а вместе с нею лишило человечество его духовного Света. Лишенное мудрости Божественных наставлений, оно стало похоже на слепого, которого ведут по жизни слепые поводыри.
   Выйти из этого порочного круга человечество не может, повернув обратно в свое прошлое, потому что жизнь не имеет обратного движения, так что спасение человечества возможно лишь тогда, когда в свете разума ему вновь откроется та высшая Мудрость Бытия, которая на языке религий именуется Духом Божиим. Лишь тогда вся Вселенная вновь предстанет его мысленному взору не физической массой вещества, как ее видит современная атеизированная наука, а одухотворенной божественной сущностью.
  
   Человек будущего будет жить не в мире, который образовался в результате слепого термоядерного взрыва и существует пока продолжается распад его ядерных останков, но в мире бесконечного Света, одухотворенного вечным и бесконечно разумным Духом Истины, Красоты и Любви.
  
   Мир Духа совершенно не доступен физическому зрению человека или каким-либо иным его чувствам. Он существует как бы в ином - запредельном мире, то есть за пределами физического бытия и восприятия человека. Однако, этим Духом пронизано все мироздание, подобно тому, как мыслью пронизан человеческий мозг, подобно тому, как всякая живая тварь пронизана разумным замыслом своего Творца. Свет звезд, энергия жизни и все бытие Вселенной подчинено и управляемо этим Духом и человечеству дано будет, в конце концов, познать Его своею свободною волею, чувством и разумом.
  
   Мир Духа и только он является родиной Свободы, отрицая существование Духа, как реальности современная наука и философская мысль уничтожают самый фундамент Свободы и поэтому не могут объяснить ее природу и сущность. Именно поэтому современное человечество оказалось так беспомощно перед лицом спекуляций и злоупотреблений на счет Свободы.
  
   Апеллируя к ее природным основаниям, оно попадает в ловушку, из которой нет выхода. Физический космос, не одушевленный Духом, подчиняется физическому закону энтропии, потому что материя сама по себе не может произвести в себе волевого импульса стремления к жизни. Для материи, лишенной присутствия Духа именно небытие есть более естественное состояние, чем Бытие, а жизнь вообще противоестественна для бездуховной материи.
  
   Нет поэтому ни возможности, ни смысла исследовать сущность Свободы и свободной воли, если в основание этого исследования не положено безусловное бытие Духа и субстанциальная сопричастность этого Духа той материи, которая оказывается способна его вместить и за ним следовать.
  
   Поэтому возникает необходимость понять, как живые сущности, воплощенные в косной материи, могут производить и сохранять внутри своего существа этот импульс и сознание своей Свободы, как косная материя может слышать и подчиняться духовным воле и разуму. Может быть, материя это не совсем то, что о ней думают научная физика и научная философия?
  
   Здесь на пути метафизических умозаключений, без которых невозможно проникнуть в тайны Бытия, от нас требуется высочайшая умственная дисциплина, потому что очень легко на этом пути стать их жертвою.
  
   Праматериальной основой сущего, а значит и самой, так называемой материи, является Свет. Это утверждение, конечно, не является общим местом в современной физике Мироздания, однако, едва ли у физики найдется хотя бы один аргумент против него. Свет представляет собою то запредельное состояние вещества, которое уже прошло через огонь тотального очистительного самораспада до стадии первоначальной субстанции, что бы ни называли мы этой субстанцией и над ним уже не довлеют законы физической материи. Вследствие этого Свет становится потенциальным носителем имматериальных - нефизических свойств и качеств. Для современной физики Свет представляет собою абсолютно не разгаданную тайну. Между тем, его место в Мироздании таково, что все существующее в природе вещей, все обязано ему своим материализованным существом и является его - Света формами проявления. Свет это поистине Матерь Вселенской жизни, в то время, как Дух есть ее Отец.
  
   Волны этого Света плещутся в океане Вселенной и оплодотворяясь духовными энергиями вовлекаются в эволюционный поток жизнетворчества, послушно отдавая себя в их власть.
  
   Когда же одухотворенный Свет оказывается в микроскопических лабораториях биосинтеза, каковыми являются все живые организмы, он не изменяет своей свободной сущности, но ищет ей удобную и свободную форму жизненной организации. Будучи субстанциальной основой Мироздания, Свет может служить материалом для любой формы бытия и возможным это становится именно потому, что он, будучи праматериален, одновременно, является носителем информационно-волевых импульсов Духа. Дух овладевает его неуправляемой ни каким иным образом свободной и бесконечной мощью и реализует внутри нее свой духовный замысел о мироздании.
  
   Все тайны мироздания заключены в отношениях и свойствах этих двух его ипостасей и божественных сущностей - Света и Духа. Из их творческого союза рождается все, что наполняет Вселенную и им обязано своим существованием все сущее. Религиозные школы, описывают духовный мир, как многосложную иерархию духовных сущностей от элементарно простейших до высших степеней славы и богоподобия. Совершенно очевидно, что степень совершенства духовных сущностей определяется, равным образом, как полнотой воплощенного в их существе Света, так и полнотой воспринятого ими Духа.
  
   Из сказанного следует фундаментальный вывод, имеющий определяющее значение для понимания природы и сущности Бытия вообще. Не физические свойства той материи, которую изучает современная физика и которая представляет собою связанный и как бы обездушенный Свет, окаменевший и застывший в формах природной материи, а имматериальные духоносные свойства Света определяют фундаментальную природу и предвечные законы бытия Вселенной и прежде всего, живого ее Бытия.
  
   Можно сказать, что человечество имеет столько истинного знания о природе вещей, сколько оно имеет истинного знания о природе этого невидимого и недоступного физическому наблюдению Света. В тайнах Света заключены все тайны природы. Но самым важным и жизненно значимым свойством Света является его сверхприродная одухотворенность и его неслиянное единство с Духом Божиим.
  
   Не принимая во внимание духоносное существо Света, бесполезно рассуждать о его природе и свойствах, а в следствие этого, бесполезно рассуждать и о природе Мироздания. Однако, здесь именно находится камень преткновения для современного философского сознания. О природе Духа оно имеет такие же неопределенные представления, как и о духовной природе Света и в этом, можно сказать, корень всех недоразумений рационального знания.
  
   То, что на сакральном языке религий называется Животворящим Духом может иметь свое воплощение исключительно и только в субстанции Света, ибо только Свет имеет сообразную Духу природу и сущность. Только Свет объемлет и объединяет своею бесконечностью Вселенную, только Свет со скоростью мысли сообщает жизнетворческие импульсы Духа на все бесконечное ее пространство и каждому наималейшему живому существу в мироздании. Чтобы составить себе хотя бы некоторое представление о том, как это происходит во вселенском масштабе достаточно наблюдать за жизнедеятельностью земного биоценоза. Вся жизнь на Земле представляет собою круговорот Света, то есть длинную цепь перерождений и эволюций, в начале и конце которой находится один и тот же животворящий Свет Бытия. Все живое от Света рождается, Светом питается и в Свет возвращается, когда заканчивается его жизненный цикл. Это субстанциальное и духовное единство Света и Духа делает живой космос единой духовной Вселенною Бога.
  
   Этот краткий экскурс в метафизику Света необходим потому, что невозможно понять и изъяснить сущность Свободы иначе, как только отталкиваясь от универсальной и субстанциональной ее основы. Любые рассуждения о Свободе, если они не опираются на этот онтологический фундамент, могут быть или ученическими опытами или сомнительной спекуляцией на ее счет. Истинная Свобода обусловлена сущностными свойствами Бытия и поэтому не имеет ничего общего со схоластическими спекуляциями, так называемой, позитивной философии и политизированной риторики.
  
   Свет и Дух составляют онтологическое основание Мироздания, его, так сказать, родительные начала и оба эти начала суть свободные Сущности, так что риторическим был бы вопрос о том - может ли быть не свободным, по существу своему, то, что является продуктом сотворчества двух абсолютных и абсолютно свободных Сущностей.
  
   Однако, простая констатация этого факта еще не разрешает нам всех внутренних противоречий Свободы и не развязывает ее гордиевых узлов. Требуется глубокий метафизический анализ Свободы, прежде чем станет возможно узнать ее самою в ее физических проявлениях в природной и человеческой жизни.
  
   Если поставить задачу сформулировать сущностное определение Свободы, оно должно включать в себя, во-первых, ее онтологическое основание, во-вторых, закон ее проявления в природных формах жизни и, в-третьих, ее отношение к самой таинственной инстанции живых существ, которая суть их воля к жизни. Три слова в Русском языке вмещают и открывают всю полноту этого определения: Красота, Истина и Любовь. Невозможно переоценить сколь важны для понимания Свободы эти онтологические духовные категории.
  
   Все в живой природе, сознательно или бессознательно, стремится и хочет воплотиться в такую форму бытия, где Красота, Истина и Любовь царствуют и творят свой мир. Даже носители злой воли и идеологи отрицательной Свободы, будь дана им такая возможность без усилий и без отказа от их дурных привычек, стремились бы к этому. Причина этого в том, что живое существо ровно столько способно вместить и реализовать Свободы в своем бытии, сколько оно вместило истинной Красоты, истинной Разумности и истинной Любви.
  
   Любое отступление от этих абсолютных норм Бытия разрушает, как внутреннюю гармонию каждой жизни, так и согласие ее с остальным (внешним) миром и, как следствие, делает его не свободным. Только преодолевая отрицательное влечение к самораспаду и те тенденции, которые чужды истинной сущности Бытия, живое существо может продолжать свою жизнь в согласии с волею Духа и законами природы. Без такого согласия Свобода порождает конфликт человека с природой и Духом, в котором у человека нет ни одного шанса выйти победителем.
  
   Современная философская мысль послушно следующая, как на поводке, за естествознанием, априори исключает из своего словаря такие категории, как Любовь, Красота и Разумная истинность, поэтому она безнадежно лишает себя возможности осмысления истинного естества жизни и сущности Свободы.
  
   По этой же причине она фатально отчуждается от религиозного чувства и религиозного взгляда на Мироздание. Но именно поэтому она так бесплодна в своих опытах познания действительности и так беспомощна в объяснении ее фундаментальных определений.
  
   Поразительно, что, так называемые, "борцы за Свободу", отрицающие Бога, Истину и мир Духа, как сущую онтологическую реальность, не домысливают этого простого следствия. Если в мироздании нет ничего иного, кроме субстанции вещества, а сфера Духа это лишь некая форма эманации этой субстанции, то по логике и по законам этой материи, в природе мироздания нет и не может быть места Свободе иной, кроме Свободы самораспада и самоуничтожения.
  
   Причинно-следственная предопределенность явлений и процессов материального мира, как его понимает материалистическая философия, не допускает каких-либо исключений. Законы физики, которые так абсолютизированы научным сознанием, исключают возможность Свободы и превращают Мироздание в тотально несвободную механистичную сущность. Свобода возможна в природе вещей только в том случае, если та внутренняя сила, которая противостоит инерциальной энергии природного мира и преобразует ее в энергию жизнетворчества существует в ином, не материально-вещественном измерении, а как бы над ним.
  
   Это подобно тому, как, например, в обычной человеческой жизни многое, если не все, определяется и разрешается доводами, повелениями и предопределениями разума, но ведь разум не существует в качестве вещественной субстанции и именно поэтому он имеет возможность свободно управлять материальными процессами человеческой жизни. Так же компьютерная программа, потому может свободно использовать компьютерное "железо", т.е. его материальное тело для решения своих нематериальных задач, что сама программа существует не в качестве агрегата, как компьютер, а в качестве смысловой знаковой системы в сознании программиста и на носителях компьютерной памяти. Конечно, эта аналогия условна, однако, для разумеющего это вполне разумная аналогия.
  
   Дух Божий, с точки зрения его онтологической сущности это смысловая, разумная и ценностная реальность и поэтому она свободна от его реальности физической. Этим объясняется и то, что именно от качеств Духа зависит, каким образом Он воспользуется своей свободой: во благо жизни или во зло ей. Хорошо известно, что сама по себе вера в существование Духовного мира не делает человека автоматически благочестивым или злочестивым, а зависит это исключительно от того, в какого Духа верует человек и какому Богу хранит свою верность.
  
   В этой связи становится совершенно понятно, почему вся религиозная жизнь человечества от начала времен представляет собою, с одной стороны, постоянный драматический выбор между разными духами и богами, с другой стороны непрерывную войну всех ложных богов и духов с Единым и Истинным Богом и Духом Божиим. Борьба идет за свободную волю человека, потому что, только покорив эту волю, можно превратить человека в соучастника и со-творца своих планов. Ложные духи судорожно хватаются за человека, чтобы его жизненной энергией питать и продлевать свое существование. Бог истинный терпеливо дожидается, когда разумная душа человека научится различать добро и зло этой жизни и когда она не принуждением, а собственным разумением вернется в лоно своего истинного духовного отечества.
  
   Ложный дух соблазняет человека легким, то есть свободным доступом к благам жизни, требуя взамен только одного: полного равнодушия к чужим страданиям и отречения от следования заповедям истинного Бога.
  
   Человек умудренный жизнию, конечно, сразу различит заключенную в этой легкости и "Свободе" ложь, но чем менее зрелым духовно является человек, тем более опасен для него этот соблазн. Ведь блага земной жизни так прекрасны и так влекут его своими райскими наслаждениями, а жизнь так коротка и неверна, что устоять перед этим соблазном почти невозможно, если не знать истинной красоты и истинных благ жизни и не знать куда ведут соблазнительные обещания лжебогов и лжедухов.
  
   Бог истинный - Тот, Кому принадлежит не призрачная, а реальная власть над Вселенною, Который творит и блюдет ее Бытие своею державою Духа, не обещает человеку легких путей жизни и легкого доступа к ее благам. Он знает, что любое нарушение правильного устроения жизни ведет к ее разрушению, а насильственное хищение ее благ, рано или поздно, обернется тяжкой расплатой. Бог предлагает человеку трудный путь, но надежный, ведущий к такому устроению жизни и к такому устроению себя самого, при котором истинные блага жизни не только не могут быть отняты у человека, но сам человек становится их необходимым условием и поэтому жизнь будет нуждаться в таком человеке, защищать его и примет его в качестве своего благодетеля.
  
   У Бога есть только одно условие к человеку. Человек должен сделать выбор между тем и другим путем жизни свободно и добровольно. Только такое приятие Истины делает человека не рабом Божьим, а Его сопричастником, наследником и другом, который никогда не предаст Его Правды, не отступит от Его пути и не упрекнет Бога в тяготах избранного пути. Из таких людей созидает Бог свое царство и на таких Его слугах держится мир Божий.
  
   Что же дает человеку выбор истинного пути жизни, что взамен свободы распутства и безответственности обещает ему Благодать Божья? Это кажется удивительным и невероятным, но то, что предлагает Бог верным своим последователям, отнюдь, не представляет собою нечто пугающее или сверхтрудное, почему можно было бы предпочесть бесовские соблазны этой Божьей милости. При всей кажущейся суровости Божественного вероучения оно исполнено милосердия и благожелательности. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.".Матф.11.28-30.
  
   Путь человека к Богу сам по себе пролегает не через тернии и волчцы жизни, а через Благодать Любви, Красоты и Истины Бытия. Если бы человек без задней мысли с открытым сердцем и послушным разумом впитывал эту Благодать, его жизнь от первого своего шага была бы окутана этой Благодатью, душа его была бы наполнена ее Светом. Путь Божий поэтому, это не только путь свободных людей, но это путь людей радостных, светлых, благожелательных и счастливых.
  
   Тернии, которыми устланы их дороги это не Богом взращенные для них испытания и трудности. Это злые всходы жизни тех, кто был соблазнен сатанинскими посулами и предался их грешной свободе. Рожденный и живущий на земле, человек не может быть извлечен или отделен от нее искусственным образом, ему приходится, как бы вылупляться из ее пораженного грехом тела и нести на себе ее язвы до своего полного очищения. Но даже неся на себе эти язвы, человек свободно приобщившийся к Благодати Божьей среди волчцов и терниев уже счастлив, свободен и радостен предвкушением и уже реальным переживанием своего освобождения и спасения от этих язв. Это похоже на то, как пораженный болезнью человек, но нашедший хорошего врача и начавший свое излечение, еще страдает от болезни, но уже счастлив, замечая признаки своего избавления.
  
   Признаками физического выздоровления являются хорошее самочувствие, здоровый запах и цвет лица, умственное просветление человека, есть такие признаки и духовного выздоровления человека, они аналогичны первым: прежде всего к духовно выздоравливающему человеку возвращается любовно-трепетное отношение к жизни, он начинает чувствовать ее Красоту и у него появляется желание участвовать в сотворении этой Красоты и следом у него рождается желание познать истинный смысл и истинную цену этой жизни, ее природу и сущность.
  
   Когда это случается с человеком он становится истинно свободен в своей воле, в своих желаниях, в своих поступках и во все своей жизни, потому что эти его стремления находят радостную поддержку и встречный отклик в душе и в дыхании каждого живого существа, в благодатной воле Божественного Провидения и во всей живой природе. Воля такого человека становится единой с волею Мироздания и с волею Бога, поэтому нет ничего, что могло бы ее опротестовать или противостать ей и победить ее.
  
   Призывая человека в Свой мир Бог в некотором положительном смысле тоже "соблазняет" его, как родители "соблазняют" младенца обещаниями его будущих успехов и достижений. Такими магнитами влекущими каждую живую человеческую душу на путь праведной жизни являются Красота этой жизни, которая буквально разлита по всему пространству Вселенной и ею светится каждое живое создание. Красота обладает такою же силою притяжения для неиспорченной души, как Земля для свободно парящего над нею тела. Другая сила покоряющая человека и превращающая его в самого свободного раба во Вселенной это Любовь. Если она находит себе место в душе человека, то действует в ней подобно очагу в доме, освещая, согревая ее и собирая вокруг себя вех домочадцев.
  
   Кода Любовь и Красота овладевают сердцем и чувствами человека его разум не может остаться к ним равнодушен и он начинает искать ответ на вопрос об их подлинной природе и сущности, то есть он начинает познавать Истину и этим завершается формирование истинного и истинно свободного человека.
  
   Такой человек становится во всем подобен своему Творцу, внутренний мир Которого как раз и описывается этими абсолютными духовными категориями. Таким образом, желая понять истинную сущность и подлинный смысл того, что есть Свобода, мы приходим к тому, с чего начинается духовная наука. Истинно свободен тот, кто познал Истину, кто вошел в ее мир и научился жить по ее законам. Любое уклонение от Истины есть уклонение и от истинной Свободы. В Красоте, в Любви и в Истине Мироздания заключена его истинная Свобода.
  
   Красота. Есть такое единство внутренней организации целого, все составляющие элементы (части) которого объединены общим смыслом, общей мерой и общим законом. Красота, поэтому ставит все составные части целого взаимозависимыми друг от друга. Однако, созерцаем ли мы красоту со стороны или в качестве непосредственного участника того целого, которое ознаменовано явлением красоты, будем ли сожалеть, что красота явилась вместо, как бы утраченной свободы частей этого целого? Торжественное явление Красоты это не победа над Свободой, это торжество самой Свободы.
  
   Любовь. Также как и Красота, всем своим существом утверждает не взаимную отрешенность и отчуждение, а полную взаимную зависимость и неразрывность всего, что входит в сферу и поле ее тяготения, однако, и Любовь не дает повода сожалеть об утраченной свободе друг от друга частей данного целого. Именно Любовь переживается "рабами этой несвободы", как высшая и абсолютная их Свобода.
  
   Разум Истины, то есть истинный разум - это разум, который на пределе своих возможностей стремится к познанию Истины и чем ближе он к своей цели, тем более он сознает всеобщее и совершенное единство содержания, смысла и судьбы всего познаваемого им целого, в конечном счете, всего мироздания. Это всеединство не совместимо со свободой, как автономностью всего и вся, оно, напротив, лишает всех участников этого всеединства их стихийной независимости, тем не менее, познание этого всеединства как раз и делает человека истинно свободным, потому что открывает ему путь жизни согласный с подлинной, т.е. истинной Сущностью бытия.
  
   Таким образом, путь к Свободе подлинной, истинной и согласной с высшей Правдой жизни это путь последовательного преодоления и отказа от свободы элементарной, той, которая свойственна природе бытия в ее самом примитивном не освященном токами Любви, не излучающем света Красоты и не сообразованном Разумом Истины хтоническом состоянии. Это путь от смерти к живому бытию Духа.
  
   Будучи неотъемлемым атрибутом жизни, Свобода, кроме прочего, обуславливает то исключительное свойство жизни, в соответствии с которым живой организм, как целое и любая его составляющая часть, движимы только внутренним источником мотивации своей жизнедеятельности и не могут быть объектом, внешнего т. е. насильственного, воздействия. Любое внешнее насилие, которое совершается над живым существом, есть насилие над высшим Законом и высшей Правдой жизни.
  
   В сущности, что есть зло в подлинном и жизненном смысле этого слова? Все, что разрушает единство жизни, что мешает ее свободному самопроявлению и творчеству - все это есть зло. Однако, жизнь одинаково терпит ущерб и в том случае, когда ее внутреннее единство разрушается насильственным образом, и в том случае, когда это единство насильственным образом удерживается в противоестественном (несообразном ее природе и сущности) состоянии.
  
   Эта непростая диалектика добра и зла, свободы и несвободы предполагает, что в реально жизни должно быть место какой-то особой сущностной силе, которая способна разрешить это противоречие, преодолевая его более высокой степенью внутреннего согласия и единства, чем это доступно природному разуму жизни. Эта сила есть та, которая именуется Мудростью. Именно Мудрость есть разрешитель всех уз и родительница истинной Свободы человека. Она есть высшая инстанция Бытия и его высший Судия.
  
   Именно Премудрость, то есть Высшая Мудрость Бытия, она же Разум Истины и сама Истина, она же Дух Божий, она же и Сам Бог, является творящей инстанцией Мироздания, которой оно обязано самим своим бытием. Если бы этой силы не существовало, жизнь не имела бы возможности разрешить свои внутренние коллизии, она неизбежно угасла бы по причине своей естественной энтропии и неразрешимых противоречий между ее участниками. Всякие попытки понять и объяснить жизнь без этой умной силы - абсолютно обречены.
  
   В этом причина, почему атеизированная наука в полной беспомощности останавливается перед сфинксом живого бытия. Она пытается объяснить жизнь ее исключительно природными свойствами и причинами, а это невозможно. Между тем, ключ к тайне жизни находится в духовном существе человека, конечно, если в этой душе были посеяны семена Божественной мудрости.
  
   Разумная живая душа человека в период его духовного роста оказывается как бы между двумя огнями: между насущными потребностями своего природного естества, которые побуждают его к простому (животному) удовлетворению этих потребностей и нравственным законом, который сообщается человеку вместе с его разумной сущностью духовным воспитанием и образованием в религиозной школе.
  
   Внутренняя жизнь человека осложняется, при этом, тем, что его выбор между природной необходимостью и нравственным законом осуществляется на основании доводов разума и поэтому существенно зависит от меры его формирующейся и еще не окрепшей разумности. От того, в чью пользу склоняется разум человека, в пользу нравственного закона или природной необходимости, туда и склоняется человек в своих действиях.
  
   Таким образом, та Свобода, которая присуща любому живому природному существу и реализуется в до разумной природе на основании бессознательного инстинктивного выбора, человеком может быть реализована исключительно и только на основании его разумного решения. Вся жизнь человека, с антропологической точки зрения, в этот период это воспитание его разума. От успеха или неуспеха этого воспитания зависит вся его судьба.
  
   До-разумное существо, какой бы выбор оно ни сделало и к каким бы последствиям его не привел этот выбор, не имеет возможности сожалеть об этом и не несет за это моральной ответственности, кроме, разумеется, той, что в полной мере само расплачивается за свои поступки их естественными результатами.
  
   Другое дело человек, он сознательно делает свой выбор и в той же степени сознательно должен нести за это свою ответственность. Муки совести, отличающие духовно-разумного человека от существа бездуховного есть, как раз, проявление и свидетельство присутствия в его душе Духа. Свобода становится для человека проклятием, если она не оплодотворена светом Премудрости, т.е. Разумом Истины, и она же становится для него благословлением, если Дух Любви Истины руководит им на его пути свободного жизнетворчества.
  
   Свобода выбора для человека это не только свобода выбора своих желаний и целей, вместе с ними это свобода выбора способа достижения и последствий (конечных результатов) своего выбора, за которые он несет полную меру ответственности. Поэтому Свобода для человека - это тяжкое бремя ответственности, такое, что человек не всегда находит силы его нести и нередко пытается от него убежать.
  
   По существу у человека есть только два возможных пути жизни. Он может отречься от своей ответственности за свою жизнь и свои поступки, тем самым, низведя себя до уровня бессознательного животного существа, что, конечно, неизбежно приведет его к внутреннему конфликту со своей подлинной человеческой сущностью, или принять на себя всю меру своей человеческой ответственности за каждое свое слово и за каждый свой поступок.
  
   В последнем случае, он снова оказывается перед дилеммой: если он, сознавая всю меру своей ответственности за свой жизненный выбор, сообразуется только со своими эгоцентричными желаниями и целями, он вступает в сознательный конфликт с теми законами мироздания, на которых само это мироздание держится и навлекает на себя гнев тех сил, которые творят мир и хранят его от разрушения.
  
   Так поступил сатана и, вследствие этого, оказался в противоборстве с Божественной Сущностью Бытия.
  
   Делая тот же выбор, что и сатана человек наносит большой урон миру, но себе самому он наносит еще больший урон, т.к. обрекает себя быть отлученным от мира одухотворенной и разумной жизни, причем, навечно. Такой итог следования путем сатаны неизбежен, потому что Силы, творящие этот мир и удерживающие его от зла, бесконечно более могущественны, чем все, что им может быть где-либо и кем-либо противопоставлено.
  
   Есть только один путь жизни, который позволяет человеку сохранить свое человеческое достоинство, нести на себе все бремя ответственности за все последствия своих поступков, не вступать в смертельно опасный конфликт с высшими силами и законами Бытия и, при этом, не только сохранить свою Свободу, но возвыситься в качестве свободного существа до высших степеней и форм ее проявления - это путь познания законов Бытия, сообразования с ними своей воли, своего разума и своего образа жизни. Это путь Мудрости Благочестия, которым следуют Боги, он возводит человека на высоту его божественного призвания и служения.
  
   "...без свободы - гаснет дух; без духа - вырождается и гибнет свобода. О, если бы люди увидели и уразумели этот закон!" И.А.Ильин.
  
   Свобода всегда была камнем преткновения для философов, богословов и людей участвующих в социально-политическом творчестве. Ее кажущееся неразрешимым внутреннее противоречие порождало трагические конфликты, как в сознании, так и жизни. Это приводило либо к абсолютизации Свободы, как тотальной независимости всего от всех и, как следствие, к отрицанию любых форм человеческой солидарности и жизненной гармонии в пользу ни чем не ограниченного индивидуализма, либо, напротив, к абсолютизации солидарности и связанных внешним единством форм жизни, что вело к отрицанию Свободы личной воли и к культу насилия над этой волею, во имя абстрактного единства целого.
  
   Поскольку и та, и другая крайность, очевидно, обречены вступить в противоречие с благом и правдой жизни, то на почве этого противоречия махровым цветом процветала и процветает спекуляция на Свободе. Свобода стала самым ходовым спекулятивным товаром, а торговцы Свободой самыми богатыми купцами на планете. Все зло мира веками кормится от дивидендов с этой торговли. Так что сегодня нет более запутанной и более важной проблемы на земле, чем проблема Свободы. Как никогда ранее актуально и злободневно звучат сегодня слова Евангелия: "Познайте Истину и Истина сделает вас свободными!".
  
  А.З. Москва. 2007г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"