Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Исторические грехи России?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одинаково не любят свою страну и свою церковь, как те, кто лицемерно ей льстит, так и те, кто злорадствует по поводу ее болезней и недостатков. Те и другие наносят ей неизмеримый ущерб. Человек не должен превозносить свой народ перед другими народами и не может брать на себя роль его судьи, как сын не может ни судить, ни восхвалять своего отца и свою мать. То и другое ложь и надмение, опасные для их обоих. Но тогда что же остается людям, которые не могут мириться с пороками и слабостями своей церкви и народа, потому что страшатся последствий их, но не могут и не желают быть Хамами? Они должны возвыситься, но не над своим народом, а над своими чувствами и страстями. Они должны подняться своим духом из сферы физических реалий в сферу метафизической реальности, чтобы с ее высоты и из ее глубины увидеть первопричины гнетущих недугов. Там в сфере Духа уже нет ни отдельных народов, ни отдельных людей с их страстями, человеческими пороками и болезнями, там лишь их отражения и их метафизические корни и ветви. Дух это живое зеркало мироздания, только в отличие от зеркала физического он отображает не его оболочку, а его душу и не извращает ее, показывая правое левым, а левое правым. Дух каждому позволяет увидеть то, что он хочет и может в истинном свете, но каждому предоставляет решить: принять это на свой счет или нет.

  
  Исторические грехи России?
  
  
   Почти весь двадцатый и начало двадцать первого века стали для России временем Страшного Суда. Она словно выставлена была кем-то на великий вселенский позор и поругание. Вся ее многовековая слава, гордость и честь были поруганы, втоптаны в историческую грязь и пропитаны кровью, потом и слезами всего народа.
   Эти испытания еще не кончились, более того, подобно библейскому Иову, когда он, утративший все свое богатство, своих сыновей и сидящий в струпьях своей неизлечимой и невыносимой болезни, выслушивал от своих бывших друзей и тех, кому он некогда покровительствовал незаслуженные и бессердечные обличения, так же и Россия выслушивает со всех сторон обличения и призывы к покаянию в ее исторических прегрешениях.
   Призывы к покаянию слышатся со всех сторон, причем, в большинстве случаев от тех, на ком, как говорится, печати ставить негде, ибо все изъедено пороком. Праведные люди, как правило, молчат, даже если бы и имели что предъявить в качестве обвинений.
   Поэтому насущнейшей необходимостью становится объяснение с миром и с самими собою по поводу того, в чем же есть подлинная историческая вина и исторические грехи России перед собою, перед другими народами и перед Богом.
   Начать этот разговор лучше всего со слов людей, в чьем личном благочестии, в жизненной мудрости и любви к своему народу нет возможности сомневаться.
  
   ..."истины боятся, потому что она кафолична, то есть вселенская. Во что бы то ни стало хотят иметь свою особую религию, русскую веру, императорскую Церковь. Она не является ценной сама по себе, за нее держатся как за атрибут и санкцию исключительного национализма. Но не желающие пожертвовать своим национальным эгоизмом вселенской истине не могут и не должны называться христианами.
   Бывали случаи, что великие нации в течение долгого времени одерживали победы в неправом деле. Но Провидение в особой заботливости о спасении нашей национальной души спешит, по-видимому, показать нам с полной очевидностью, что сила, даже победоносная, ни на что не пригодна, когда ею не руководит чистая совесть. Наш исторический грех отнял у последней нашей войны ее практические результаты, а вместе с ними ее моральную ценность;... отняв у нас уверенность и порыв народа, верного своей миссии, этот грех навязал нам вместо триумфа, купленного столькими героическими усилиями, унижение ..."
   Вл. Соловьев. Русская идея.
  
   "Мы должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши дары, наши упущения; признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению. После того, что произошло в России, мы, русские люди, не имеем никакого основания гордиться тем, что мы ни в чем не передумали и ничему не научились, что мы остались верны нашим доктринам и заблуждениям, прикрывавшим просто наше недомыслие и наши слабости. России не нужны партийные трафареты? Ей не нужно слепое западничество! Ее не спасет слафянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые религиозные укорененные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры"
  И.А.Ильин, "Что нам делать".
  
   Русские философы, беря пример с русских святых, не щадили национальное честолюбие. Их горькая умственная микстура не у всех вызывала желание ее отведать и поэтому часто оказывалась бесполезной, чтобы предупредить нацию от крушений и катаклизмов. Но у Провиденья достаточно времени и терпения, оно снова и снова преподносит тем, кого любит тот же самый горький урок. Читая историю в этом очень легко убедиться.
  
   Однако, есть две крайности и две опасности, которые обе порождают одни и те же последствия. Как ни опасно замкнуться в своем национальном эгоизме и, вопреки всякой очевидности, настаивать на своей национальной праведности и неподсудности, но не менее опасно ополчиться на свой народ и свою религию, перетряхивая грязное белье своей церкви и своего национальной истории перед лицом враждебных им сил.
  
   Одинаково не любят свою страну и свою церковь как те, кто лицемерно ей льстит, так и те, кто злорадствует по поводу ее болезней и недостатков. Те и другие наносят ей неизмеримый ущерб. Человек не должен превозносить свой народ перед другими народами и не может брать на себя роль его судьи, как сын не может ни судить, ни восхвалять своего отца и свою мать. То и другое ложь и надмение, опасные для их обоих. Но тогда что же остается людям, которые не могут мириться с пороками и слабостями своей церкви и своего народа, потому что страшатся последствий их, но не могут и не желают быть Хамами?
  
   Они должны возвыситься, но не над своим народом, а над своими чувствами и страстями. Они должны подняться своим духом из сферы физических реалий в сферу метафизической реальности, чтобы с ее высоты и из ее глубины увидеть первопричины жизненных трагедий и катастров. Там в сфере Духа уже нет ни отдельных народов, ни отдельных людей с их страстями, человеческими пороками и болезнями, там лишь их метафизические корни и ветви.
  
   Дух это зеркало мироздания, только в отличие от зеркала физического он отображает не его оболочку, а его душу и сущность и не извращает ее, показывая правое левым, а левое правым. Дух каждому позволяет увидеть то, что он хочет и может видеть в истинном свете, но каждому предоставляет решить: принять это на свой счет или нет.
  
   Трагедии последнего столетия, кажется, надломили дух и волю России тем, что уничижили ее перед всей землею. Уничижение это, конечно, болезненно и не удивительно, что оно ввергает в отчаяние ее горделивую и самонадеянную волю, потому что именно этой воле оно адресовано. Однако, это, попущенное Провидением, уничижение очистительно и умудряюще, если Россия сумеет оценить высокий смысл его уроков.
  
   Уничижение, пережитое Россией, это неизбежное и закономерное следствие ее исторических грехов и ее вины. Но, произнеся это слово - "вины", под какую же юрисдикцию определить столь многовиноватую грешницу: вины перед кем и за что? Сегодня взыскующих с России покаяния за ее вины, так много, что и многострадальный Иов изумился бы их количеству.
  
   Вина и грехи России - это вина и грехи ее за небрежение и частое попрание ею же взятого на себя обета перед Тем, кого она назвала своим Богом. В кодексе человеческого права эти грехи не перечислены и поэтому не имеют ни юридической квалификации, ни соответствующих санкций. Человек безрелигиозный не имеет органа, которым он мог бы осмыслить и пережить чувство вины за подобные проступки и никогда не признает их за собою, поэтому он не подсуден по ним. Совсем другое дело человек (или народ), который не мыслит себя вне своих взаимоотношений с Богом. Суд Божий для такого народа (и человека) не пустой звук, это поистине Страшный Суд, потому что он взывает к самой духовной сущности религиозного человека и требует от нее отчета.
  
   Истинная Религия начинается с исповедания человеком Живой Истины, которая есть Абсолютная, не имеющая ни альтернативы ни равносоответствия, Сущность Вселенского Бытия. Отверженность или причастность этой однажды поверенной и узнанной Истине для человека религиозного значит нечто большее, чем причастность или непричастность самой жизни. Поэтому любое отступление от Истины, от Ее обетований и образа переживается не столько, как формальное правонарушение, сколько как реальное разрушение своего бытия, отсюда не придуманный, а реальный страх, подобный тому, который испытывает человек, совершающий роковую ошибку, ведущую его к гибели, и вдруг осознающий это.
  
   Вина такого человека это не столько вина перед людьми, сколько вина перед Сущностью своего Бытия. Грешник, осознавший свой грех, чувствует себя человеком, который не только наносит моральный и материальный ущерб себе и миру, но, что много хуже, он теряет право на свою принадлежность к самому существу этого мира.
  
   Человек социальный тяжело переживает "потерю своего лица", т.е. такой свой проступок, который лишает его права на уважение и признание в глазах общества, к которому он себя причисляет в качестве неотъемлемой части. Иногда такая "общественная (политическая) смерть" ставит человека на грань физической жизни и смерти.
  
   "Потеря лица" для религиозного человека наступает тогда, когда его нравственное духовное чувство изобличает его в отступлении от Истины, иначе говоря, в отступлении от того идеала, который данным человеком, на данном уровне его духовного развития, осознается, как Высшая Сущность и Высшая Правда Бытия. Такое отпадение от Истины равносильно утрате человеком своего высшего человеческого звания, но, что еще более важно, оно равносильно предательству по отношению к своей истинной сущности.
  
   Однако, тяжкими душевными переживаниями последствия грехопадения не ограничиваются, поскольку они затрагивают не мнимые и не второстепенные жизненные ценности, а сущностные, онтологически подлинные и для человека наивысшие ценности и условия его жизни. Грех извращает нравственные отношения человека с миром, но, что еще трагичнее, он разрушает его внутреннюю связь с Духом, что неизбежно ведет к разрушению правильного строя жизни, с долговременными и катастрофическими для нее последствиями.
  
   С каким бы пиитетом и сыновними чувствами мы не относились к Российскому государству, Русскому народу и его церкви, мы не можем отречься от тех обвинений и тех действительных грехов, в которых изобличают их многочисленные недруги и 'доброжелатели' России. Слишком очевидны последствия и слишком глубоки раны нанесенные духовной и практической жизни самой России и всех тех народов, которые были втянуты в ее историческую ойкумену предательствами ее элит, преступлениями и слабостями ее царей и грехами ее народа.
  
   Слишком многое было результатом неправедных и неправильных деяний ее самой, чтобы отрицать ее ответственность за это. Но самое главное, почему она не имеет ни какой возможности отказаться от этой ответственности, состоит в том, что она сама взяла на себя эту ответственность еще тогда, когда только начинала свой исторический путь. Бремя исторической ответственности, которое лежит на совести Российского народа точно соответствует его праву на свою историю, а бремя ответственности каждого отдельного человека - участника этой истории точно соответствует его праву принадлежать этому народу.
  
   Основной пафос и смысл той идеи, которою была вдохновлена Русская Православная церковь, государство Российское и самая активная и самосознательная часть народа был сформулирован в самом начале Русской истории первым русским митрополитом Русской Православной Церкви Илларионом в 'Слове о законе и благодати...'. В этом манифесте была изложена и, что особенно важно, была принята Русским народом его историческая программа жизни.
  
   Православная церковь брала на себя просветительскую миссию Православной веры среди народов России, государство Российское брало на себя охранительную миссию по отношению к своему народу и церкви, а народ русский стремился к тому, чтобы стать Божьим народом среди других народов земли. Кто претендует на такое достоинство не имеет права возлагать на других ответственность за свои собственные и даже за чужие грехи, преступления и промахи.
  
   Какова же природа вины и ее последствий, которые заслуженно и все более осознанно переживает Россия? Прежде всего, необходимо сказать, что было бы неправильно возлагать эту ответственность равно на все народы России и на каждого ее члена. Полная тяжесть этой вины ложится на тех, кто в глубине души сознает всю меру своей личной ответственности перед Богом за себя самого и за свой народ. Те, кому неведомо это чувство, на том нет и этой вины, но на том нет и печати его принадлежности к этому народу, государству и церкви, исторический и духовный компас которых всегда и непреложно указывает одно направление - к Истине.
  
   Божественная 'юриспруденция' в корне отличается от человеческой. Целью последней, в лучшем случае, является восстановление справедливости, а в худшем - наказание виновного. Целью Божьего суда является поучение, покаяние и исправление грешника. Говоря о грехах и духовной ответственности России за ее исторические деяния, мы не имеем права ни на мгновение забывать это, иначе мы сами себя поставим в положение судей своих отцов и своего народа.
  
   Надо быть безумцем, чтобы, беря на себя миссию служения Богу и Истине, не понимать при этом, что нет такого человека и не может быть такой земной церкви, тем более государства, которые могли бы в полной мере выдержать предъявляемые к ним требования в качестве свидетелей и служителей Истины. Служить Богу можно только с надеждой на Его милосердие и прощение. Как ученик, начинающий свое обучение у совершенного учителя, не может не рассчитывать на то, что учитель будет снисходителен к его ошибкам и даже к его сознательным прегрешениям, иначе он просто не выдержит преподанных ему уроков, так и верующий человек не может не рассчитывать на Божие милосердие, потому что собственными силами ему не выдержать предъявляемых к нему требований.
  
   В полной мере осознать и оценить сказанное, можно только принимая во внимание истинную природу Духа и Его истинное взаимоотношение с человеком. Дух вечен, Он творит человека по своему образу для своей вечной духовной службы и дружбы, поэтому для Духа имеет значение не то, чтобы соблюсти равную и справедливую меру наказания или возмездия по отношению к человеку, как, впрочем, и к народу, который уже был принят и освещен Им, а исключительно и единственно, чтобы грешное Его творение самосознательно, свободно, на основе собственных опытов и ошибок доросло до той степени духовной зрелости, когда оно станет достойно своего Божественного предназначения.
  
   Эта логика и воля Духа более чем понятны и согласны со здравым смыслом живого разума и живого чувства. Так рассуждает и чувствует любой родитель по отношению к своему ребенку, так рассуждает и чувствует любое любящее сердце по отношению к тому, кого оно любит и на кого возлагает свои высшие упования.
  
   Драма Духа состоит в том, что достичь этой цели Он может, только дав человеку полную свободу действия, мысли и чувства. Такая свобода предполагает, что Бог смотрит на человека как на свое чадо и наказывает его не мерами справедливого воздаяния, а предоставляет человеку самому наказывать себя закономерными последствиями собственных деяний, соответственно и исправиться человек может также только на основе личного опыта, свободным внутренним покаянием (преображением) своего существа, осознанием и отвержением ложных путей, не сообразных воле и заповедям Истины.
  
   Высший закон воздаяния, поэтому, в юриспруденции Духа звучит так: что посеешь, то и пожнешь. Страшный смысл этого закона становится ясен только тогда, когда понимаешь, что каждая мысль, каждое слово и каждое деяние, если они были совершены сознательно и убежденно, неотвратимо прорастут в грядущей жизни и сторицей вернутся своему сеятелю.
  
   Юриспруденция Духа, по этой причине, не имеет нужды в органах правопорядка и исправления наказаний, потому что грешник сам наказывает себя, причем, самым самоубийственным и неотвратимым образом. Подобно тому, как мореплаватель в одиноком свободном плавании сам выбирает свой путь, способ действий и время плавания, при этом, он может считаться с учебниками навигации, с заветами своих учителей или не считаться с ними, но также и сам пожинает результаты своего выбора. Так и человек в плавании по океану жизни, даже получив Божественные наставления и уроки, сам совершает свои грехи, сам пожинает их плоды и сам учится или отказывается учиться на этих уроках.
  
   Дух долготерпит эти уроки жизни своих, иногда испорченных и неразумных детей, потому что у него есть для этого достаточно времени и потому что не существует иного пути в мир Духа, кроме доброй и свободной воли, следующей за Истиной.
  
   Только с высоты этой жизненной философии становятся понятны судьбы тех народов, которые поставили себя под сень священных заветов и обязательств. Посторонний взгляд не может уразуметь, почему именно те народы, которые ближе всего были к Богу, давшие миру наибольшее количество примеров святости и служения Божественному Провидению, как правило, оказывались наиболее наказанными и даже несчастными по сравнению с теми, кто не слишком утруждал себя угождением Богу и Истине. Это также непонятно человеку, не посвященному в тайны Духа, как непонятно человеку со стороны, почему в доме хорошего хозяина его дети содержатся в суровой дисциплине и строгости, их наказывают за каждую провинность, а дворовым детям позволяются всякие вольности и им прощается даже весьма важные проступки.
  
   Народная наблюдательность давно заметила: Бог, кого любит, того наказывает. Но наказывает Господь всегда иначе, чем это делаем мы люди. Когда у мудрого человека случается несчастье, он говорит странные слова: 'Господь посетил', потом идет в храм, кается и просит у Бога вразумления. Это логика верующего человека, который понимает логику Божьего милосердия. Когда случается нечто плохое, человек религиозный рассуждает так: мои родители, мои учителя и настоятели терпеливо учили меня истинным законам жизни и многократно напоминали мне о моих недостатках, но я не всегда слушал их или что-то не понял в их наставлениях, вот, случилась беда, которую я мог бы избежать, если бы следовал их урокам с большим усердием. Но, может быть, думает он, не я, но кто-то из моих близких или мой народ совершили прегрешение и я оказался одним из тех, на кого пришелся выбор расплачиваться за эти грехи, тогда я должен принять это смиренно ради близких мне людей, ради моей любви к ним. Наконец, думает он, может быть, мне и не дано понять истиной причины случившегося, но если Господь попустил этому случиться, то я перенесу это с благодарностью ради моей веры в Него и любви к Нему. Так рассуждал и так чувствовал Иов, когда Господь попустил сатане испытать Иова, так думает любая верующая душа.
  
   Человеку неверующему, жестокосердному и горделивому этого понять невозможно, он в любом своем бедствии и несчастье ищет виноватого, от которого нужно защититься и отомстить. Смирение кажется ему проявлением слабости и безволия. Но этим он лишь доказывает свою ограниченность и не понимание фундаментальных основ и законов жизни. Такое смирение отнюдь не является каким-то исключительно религиозным (например, христианским) требованием, это необходимое условие для любого человека, который хочет научиться чему-либо более высокому и лучшему, чем он может и умеет сам.
  
   Любой ученик, тем более благодарные сын или дочь, так должны относиться к своим учителям и родителям, чтобы научиться и перенять от них лучшее. Нельзя представить себе ученика, который бы достиг заметных успехов в том искусстве или науке или ремесле, которому он обучается, если этот ученик не доверится полностью своим учителям и родителям и не примет с благодарностью их уроки, их назидания и любое их к себе требование. Человек религиозный это ученик Бога и поэтому он заранее принимает все, что от Него исходит приятное оно или неприятное, сладкое или горькое.
  
   Народ, избравший своею судьбою путь к Богу, тем более к Богу любви и спасения человеческого, как это сделал Русский народ, выбрав Христианскую веру в качестве своей национальной религии, должен был быть готов к трудным испытаниям и урокам истории. Беспощадными и, в то же время, светлыми словами характеризует митрополит Илларион состояние народа Русского в период, когда его князья выбирали ему Веру на вечные времена: "Когда мы были слепы и истинного света не видели, но во лжи идольской блуждали, к тому же были глухи к спасительному учению, помиловал нас Бог, и воссиял в нас свет разума, чтобы познать Его, по пророчеству: "Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат". И когда мы претыкались на путях погибели, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же бормотали языками нашими, молясь идолам, а не Богу своему и Творцу, - посетило нас человеколюбие Божие. И уже не последуем бесам, но ясно славим Христа, Бога нашего, по пророчеству: "Тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык гугнивых". И когда мы были подобны зверям и скотам, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились, послал Господь и нам заповеди, ведущие в Жизнь Вечную, по пророчеству Осии: "И будет в день оный, говорит Господь, завещаю им Завет с птицами небесными и зверьми земными, и скажу не Моему народу: "вы Мой народ", а он скажет Мне: "Ты Господь Бог наш!" (Слово о Законе и благодати).
  
   Надо представить, какой путь надлежало пройти тем, кто: 'были подобны зверям и скотам, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились', чтобы обрести, хотя бы только первые признаки, богочеловеческого достоинства. А ведь это не один человек, это даже не одно племя, это множество племен и народов, о каждом из которых можно было сказать этими словами митрополита Иллариона. Какую же школу, какие испытания, какие уроки, какие падения, какие прегрешения, какие назидания и откровения предстояли ему впереди!
  
   Представить, понять и оценить это может лишь тот, кто знает истинную цену этой жизни и ее труд. Все народы, когда либо стававшие на этот путь и шедшие им, не иначе достигали каких-нибудь результатов, как только через долгие и тяжкие испытания. Преображение души народной происходит в горниле огненной школы жизни.
  
   Кто, как не Сам Господь знает об этом лучше, чем кто-либо, поэтому Он заранее предполагает все падения и прегрешения своего народа и заранее прощает ему их. Но Бог не может освободить свой народ от самих испытаний и падений, потому что он хочет видеть не искусственно ряженное и внешне уподобленное оригиналу собрание верующих, а истинное духовное золото, которое блестит потому что ни в каких обстоятельствах оно не доступно окислению и тлению, то есть тлетворному влиянию греха. Чтобы вырос такой народ он должен пройти все огни и воды и медные трубы и выйти из них очищенным, умудренным и сильным.
  
   Грехи и преступления, которые совершают люди в продолжение своей истории имеют разное происхождение и разный смысл. Одно дело, когда народ или человек не ведающий Бога и не посвященный в его Правду живет по своим звериным законам и инстинктам, совсем другое, когда те же преступления совершает народ и человек уже посвященный в тайны Божии. В первом случае на преступнике нет греха и на него не распространяется нравственная ответственность за его деяния, его не прощают и не наказывают, его укрощают или уничтожают - это закон дикого общества. Врагов уничтожают! - так гласит заповедь безбожных людей.
  
   Народ и человек одухотворенный религиозным воспитанием знает, что делает и поэтому несет всю меру духовной ответственности за свои деяния и прегрешения. Однако, именно потому, что он знает закон Божий, он уже не есть дикое животное, а человек, хоть и совершивший преступление, но имеющий в своей душе хотя бы маленький островок или искру Божьего света и потому имеющий возможность покаяния и исправления. Поэтому Бог не предусматривает для своих даже самых грешных детей смерти, как наказания. Он оставляет им возможность к спасению, в крайних случаях отлучая их от себя и оставляя их, таким образом, перед лицем природных сил и стихий, в том числе и перед лицем диких бездуховных народов.
  
   Такова юрисдикция Бога. Кто признает ее праведность и милосердие и распространяет ее действие на себя, тот божий. И он в каждом событии своей жизни - плохом или хорошем, видит посещение Божие, то есть урок Божией Правды и Мудрости и поучается на них и таким образом, совершенствуется в Его науке жизни.
  
   Россия пережила великие испытания и великие искушения, она познала Вавилонское пленение и ад богооставленности, предательства и братоубийственную войну, отчаяние и позор. Вопрос в том, что она вынесла из этих испытаний и прегрешений? Уроки божией Благодати и Истины или той лжи и растления, которые сводили ее с ума? Уроки милосердия и прощения, которым учило ее Евангелие или отмщения и ненависти, которые преподавали ей слуги дьявола?
  
   Окончательный ответ на этот вопрос даст время, но уже сегодня можно сказать, что внутреннее стремление ее народа, его сердечная воля и вековая Мудрость рождают в душе его чувство очищающего и преобразующего раскаянья. Грехи это неизбежное зло ученичества, а преступления это неизбежные рудименты дочеловеческого дикого (звериного) состояния человека и человечества. Их надо ненавидеть в себе всеми силами души и ума, но так же точно, их надо прощать, как в себе, так и в других теми же самыми силами, потому что спастись от них можно только круговой порукой добра. Как круговой порукой зла мир гибнет, так круговой порукой прощения и милосердия он спасается.
  
  
  
   А.З. Москва.2005 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"