- Тоже хороший вопрос. Как теоретически объяснить уход подвижников из мира? Почему все подвижники выбирали аскезу, предпочитая бедное, практически нищее существование богатству и славе?
Здесь стоит вспомнить причину грехопадения - ослушание. Что есть ослушание - выбор иного жизненного пути, чем тот, который имеет человек. Идти своим путём, значит соблюдать определённые правила. В случае Адама этим правилом было - не вкушать определённые плоды. Адам предпочёл иной жизненный путь, чем тот который ему был уготован свыше, так как на новом пути он увидел для себя определённые блага, которых он был лишён.
Гораздо позже человеку были даны правила, которые он должен был соблюдать, чтобы идти тем жизненным путём, который уготован человеку свыше. Да, да, не укради, не убий, не прелюбодействуй и тому подобное. Эти правила были на физическом уровне. Позже эти правила были дополнены духовными правилами - возлюби, не возжелай, не помысли и так далее.
На протяжении всей истории человечества каждый индивидуально отвечает за то, что он делает в жизни. Как видите, именно из этого корня растёт и ваш змей по имени Пцирукор. Из этого корня растёт много разного, вытекающего из противоположного следования заповедям.
В хоромах не может быть подвижника, так как подвижник должен быть лишён мирских забот и развлечений. Подвижник устраняется от них и их для него практически не существует. Именно поэтому они уходили в пустыни, чтобы не иметь напоминаний о мирских прелестях. Один раз, сумев преодолеть мирские желания и забыв о них, подвижник продолжает свой путь восхождения. Для совершенного подвижника уже не имеет значения, где ему находиться, так как он сумел победить в себе всё мирское. Для неопытного подвижника любое соприкосновение с мирским является искусом, который в его голове начинает рисовать самые разнообразные удовольствия и ему необходимо постоянно прикладывать много сил, чтобы с этим справляться вновь и вновь.
Может ли быть подвижник лицом начальствующим? Совершенный подвижник может, но заниматься он этим станет только из крайней нужды или в качестве послушания своему лицу начальствующему.
Начальник и подчиненный, кто спасается? Как правило, ни тот ни другой. В качестве исключения, когда лицо начальствующее является совершенным подвижником, то такое лицо начальствующее спасается тем, что, будучи лицом начальствующим, борется со всеми искусами, дабы стать еще совершеннее. Здесь, как говорится, не место красит человека, а человек место. К тому же подвижник пребывает начальствующим лицом ни по собственной воле, а вынужденно преследуя определённые духовные цели.
Подчинённый имеет много возможностей для подвижнического труда. Если лицо начальствующее не стесняется демонстрировать нетерпимость к подчинённы м, и даже уверено, что иначе быть не может, то лицо подчинённое вынужденно демонстрировать послушание и терпимость. С одной стороны это может вынужденное послушание и терпимость, а с другой, если подчинённый практикует подвижничество, то в подобной роли для него много поводов для совершенствования на этом поприще.