- Вот у меня вопрос. Ау! Прошу минуточку внимания.
- Ну, вот не вовремя, вообще. Я же работаю.
- Значит нужно прерваться.
- Ладно, что там у тебя?
- Дожились. Раньше значит он мне покоя не давал, а теперь видите ли он мне одолжение делает. Неблагодарный.
- Не пыжься.
- А я не пыжусь.
- Ну, не обижайся.
- А я и не думал обижаться.
- Хорошо. Прошу прощения.
- Так я это, чего хотел спросить?
- Весь во внимании.
- Так-то вот. Мы же были атеистами?
- Были.
- А что нужно было бы, чтобы мы из атеистов стали бы верующими?
- Так мы и стали.
- Не понял значит. Ладно, попробуем попроще.
Да, мы стали, но это был путь собственного нашего духовного становления и прихода к вере. Я же имею ввиду - когда мы были атеистами, что должно было произойти, чтобы мы изменили неверие на веру?
- Давно это было. Верующие в моих глазах выглядели такими же людьми, как и я - неверующий. Мне думалось, что они на самом деле не верят, а просто притворяются, что верят. Они мне казались недалекими что ли. Ведь человек уже летал в космос и Бога там не видел и вообще не было никаких доказательств ни Бога ни каких других библейских духовных персонажей. Если бы они были на самом деле, то уже кто-нибудь бы сделал фотографию или снял на кинопленку.
- А как тебе теперь то, твое размышление в подобном духе?
- Чего можно ждать от ребенка, который еще и азбуки не знает и считать не умеет?
- Так что должно было случиться, чтобы ты тогда вдруг раз и стал верующим?
- На самом деле это сложный вопрос. Я же был тогда очень самоуверенным и у меня на все был свой ответ. А чтобы так раз и верующий - на мне бы это, наверное, не сработало, разве что лично мне кто-то из духовного мира явился бы.
- Как отцу Силуану?
- Думаю, такие явления приходят к избранным. Я же шел к вере годами.
- Или нас вели к вере?
- А может и вели. Разве можно в чем-то быть уверенным, когда от тебя все сокрыто в жизни? Мой атеизм давал трещину за трещиной, а потом просто исчерпал себя, атеистические доводы просто перестали быть убедительными.
- А как же проповедники?
- Проповедник должен быть от Духа, это призвание свыше. Когда проповедник проповедует вместе с его проповедью в слушающих должен входить и Дух с благодатью, он как бы делится этим духовным даром.
- Не слишком сложно.
- Я тут случилось, общался с девятилетним отроком. Говорю значит ему, что Бог сотворил все и всех, а он мне сразу так - а кто сотворил Бога, а что было до сотворения мира, а что было до Бога. Я было начал объяснять, но потом понимаю, что мои доводы - это доводы верующего человека с мировоззрением верующего человека, а следовательно для неверующего человека они звучат неубедительно и даже глупо. Вера входит в человека только через Духа Святого, а тут еще этот отрок не так прост - стоит за этими вопросами, как за каменной стеной и пробиться через эту стену с наскоку не получится. Он мал, да убежден в своем неверии, а это тоже вера. У него свой путь к Богу и вполне возможно, что ни я тот, через кого он придёт к вере.
Другое дело проповедник от рождения, тот кто имеет дар проповедовать, с кем Дух Святый пребывает и кто ходит в благодати. Такому и говорить не надо. Достаточно побыть с ним рядом и уже только от этого твое сердце смягчится и преобразится.