Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Современное российское искусство создания памятников. В связи с памятником к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Размышления культурного обозревателя Владимира Залесского. Культурологический очерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современное российское искусство создания памятников. В связи с памятником к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Размышления культурного обозревателя Владимира Залесского. Культурологический очерк.

  Современное российское искусство создания памятников. В связи с памятником к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Размышления культурного обозревателя Владимира Залесского. Культурологический очерк.
  
  
  Мы уже высказывались насчет памятника, установленного подо Ржевом.
  
  Одно из наших замечаний состояло в том, что в современной европейской культуре отсутствуют устойчивые традиции изображения животных. Исключением являются изображения орлов и коней (всадник верхом на лошади).
  
  В этой связи изображения животных - как элементы памятников - являются весьма рискованными проектами.
  
  Какие птицы изображены на памятнике подо Ржевом? Знающие люди через СМИ объясняли гражданам, что это журавли, устремленные в небо.
  
  А если человек не слышал этих объяснений? Каких птиц он мог увидеть? Будем надеяться, что не диких уток.
  
  В то время на космической орбите вращался российский космонавт Вагнер...
  
  Памятник подо Ржевом отчасти оказался в нейтральном культурном пространстве, отчасти - между устойчивых художественных традиций.
  
  Спасибо и на том, что он не был выполнен в модной современной традиции нарочитого кокетливого (языческого?) уродства..
  
  После создания военного и исторического Общества (это произошло через некоторое время после великолепного празднования двухсотлетия Бородинской битвы; некоторым руководящим успешным деятелям движения военно-исторической реконструкции в результате создания Общества пришлось подвинуться, переместиться на второстепенные позиции), после начала активной деятельности под масштабом Общества различных фигур, - после всего этого периодически вспыхивали острые ситуации. Наиболее известны дискуссионные попытки увековечить память Маннергейма и Колчака.
  
  Памятник подо Ржевом острой критики не вызвал.
  
  Во-первых, была развернута огромная информационная компания, и высказывания, отчасти нелояльные, могли быть слегка опасны.
  
  Во-вторых, не каждый культурный обозреватель современного типа способен обсуждать вопросы художественной стилистики. До таких тонкостей мало кто доходит. 'Дискуссия' ведётся в форме восхвалений огромных финансовых потоков, изливающихся из российской казны на российскую культуру. (При этом отметить роль влиятельных деятелей желательно, даже обязательно).
  
  Поначалу мы перед написанием этого очерка планировали предварительно посмотреть на фотографии нового памятника Александру Невскому, установленному на берегу Чудского озера.
  
  План был такой: рассмотрим фотографии и определим место этого памятника в пространствах существовавших и существующих художественных и культурных традиций.
  
  Примерно предощущался и результат рассуждений - сопоставление с древнегреческими традициями создания скульптур.
  
  Но потом мы передумали...
  
  Ограничимся той информацией, которую мы слышали по радио.
  
  Что нас остановило?
  
  Насколько, вообще, тактично изображение людей - при изготовлении такого памятника?
  
  Православные святые изображены на иконах...
  
  Если повторять изображения на иконах, то получается бестактность.
  
  Если не повторять изображение на иконах, то получается новаторство. А новаторство в таком вопросе - не является ли дерзостью?
  
  Отметим, что празднование дня рождения не было древнерусской традицией.
  
  Кроме того, во времена Александра Невского летосчисление велось по-иному - не так как сейчас...
  
  Памятник мог бы быть символическим, но ни триумфальная колонна, ни стела, ни иные типы символических монументов в данном случае не подходят: они не соответствуют культуре, культурной атмосфере, культурной стилистике Древней Руси.
  
  Итак, какой бы памятник нам показался тактичным и органичным?
  
  Возможно, подошел бы нейтральный, но узнаваемый символ - например, изображение вечевого колокола.
  
  (Тем более, такой колокол нейтрализовал бы впечатление от расколотого Царь-колокола, находящегося на территории Московского Кремля).
  
  Да, вечевой колокол был бы хорошим символом и хорошим памятником.
  
  Вечевой колокол - это, например, символ готовности к опасной исторической ситуации.
  
  Вечевой колокол соответствует стилистике памятника 1000-летию России. На памятнике тысячелетию России Александр Невский изображен в числе 109 исторических деятелей, что создает надлежащий контекст.
  
  Конечно, эта идея (вечевой колокол) может кому-то понравиться. Но мы обращаем внимание на низкие шансы ее реализации.
  
  Дело в том, что вечевой колокол - это символ реальной демократии. И вечевой колокол гораздо больше говорит о характере и культуре Древней Руси, нежели восхищенные рассказы слегка пониженным тоном о повергнутых западных оккупантах и о смиренных визитах покоренных данников в деспотическую языческую Орду...
  
  
  12 сентября 2021 г. 17:35
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"