Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Белинский, императоры Александр Второй, Александр Третий, феномен верификации культурной значимости, фигура Максима Горького, Первый Съезд советских писателей. Культурно-исторический очерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Белинский, императоры Александр Второй, Александр Третий, феномен верификации культурной значимости, фигура Максима Горького, Первый Съезд советских писателей. Культурно-исторический очерк.

  Белинский, императоры Александр Второй, Александр Третий, феномен верификации культурной значимости, фигура Максима Горького, Первый Съезд советских писателей. Культурно-исторический очерк.
  
  
  Как в русском обществе относились к Пушкину?
  
  Кто-то читал произведения Александра Пушкина, кто-то играл с ним в карты, кто-то танцевал с его женой на балах... В общем, психологически Александру Пушкину жилось не так-то просто.
  
  Однако, когда он умер, Михаил Лермонтов, лично практически не знакомый с Пушкиным, написал прекрасные стихи, а русское общество погрузилось в глубокую печаль...
  
  Именно после злосчастной дуэли всем стало ясно, каково значение творчества Пушкина для русской культуры.
  
  Иным путём пошел Виссарион Белинский. Он совершил гениальный шаг: он объявил Николая Гоголя главой русской литературы (1835). (От Гоголя лидерство перешло к Тургеневу. От Тургенева - к группе культурных деятелей (Некрасов, Григорович...), от Григоровича - к Чехову... Чехов признал талант Бунина...
  
  Конечно, не у каждого были энергия и талант Виссариона Белинского...
  
  А зачем был нужен Белинский с его гениальным заявлением о главе русской литературы?
  
  Мы обнаруживаем в русском обществе феномен верификации культурной значимости и заявляем о его существовании.
  
  В культурном отношении русское общество императорской эпохи было резко поляризовано. Незначительный слой культурных и образованных людей существовал в окружении огромной массы неграмотных, необразованных, хотя и культурных, - но лишь в аспектах народной и религиозной культуры, - 'простых' людей.
  
  Кто-то, какая-то личность, должен объявить граду и миру... Кто-то - авторитетный - должен верифицировать культурную значимость того или иного культурного деятеля.
  
  Кто объявил Александра Пушкина главой русской литературы при жизни Пушкина?...
  
  Итак, есть Белинский с его гениальной локальной культурной революцией.
  
  В русском обществе доминирующее значение играла фигура императора (императрицы).
  
  Эта фигура оказывала культурное влияние. Императрица Екатерина Вторая переписывалась с Вольтером, император Александр Первый курировал написание 'Истории' Карамзина...
  
  В то же время, в русской интеллигенции после 1795 года появился слой, начало культурной истории которого условно датируется 1364 годом...
  
  И если Виссарион Белинский объявил Николая Гоголя главой русской литературы, то и императорам нельзя было отставать от Белинского.
  
  Согласно легенде, император Александр Второй плакал, читая 'Севастопольские рассказы' Льва Толстого. Важно, что эту легенду никто не оспаривал... Наоборот, она получала распространение... Это была удобная легенда, верифицирующая культурную значимость 'Севастопольских рассказов' - произведения исключительно важного для политики, русской истории. ''Севастополь' имел бОльший успех, чем 'Детство' и 'Отрочество', журналы отмечали, что это работа мастера, сурово выверенная и просчитанная, энергичная и сжатая. Императору рассказ так понравился, что он приказал перевести его на французский и опубликовать в издававшемся в Брюсселе на французском языке русском журнале 'Le Nord'. Молодая императрица плакала над этим полным искренности отчетом о несчастьях своего народа. Эти слезы многое значили для известности того, кто подписывался Л.Н.Т. 'Я, кажется, начинаю приобретать репутацию в Петербурге', - заносит Толстой в дневник.' (Анри Труайя 'Лев Толстой').
  
  'В конце 1889 года в руки Александра III попало одно из произведений Короленко. Царь прочел и заинтересовался личностью писателя. Вскоре ему был представлен пространный доклад. Здесь сообщались основные факты биографии Короленко в период отбывания им ссылок, особо отмечался отказ от присяги...
  
  По прочтении доклада император всероссийский, которому Короленко так и не принес верноподданнической присяги, начертать изволил глубокомысленную резолюцию: 'По всему этому видно, что личность Короленко весьма неблагонадежная, а не без таланта'. (Г.М. Миронов. Короленко).
  
  Казалось бы, зачем юному Алексею Пешкову Владимир Короленко?
  
  Пешков опубликовал свое первое произведение при поддержке двух восточно-республиканцев (Александра Калюжного и Владимира Цветницкого) в 1892 году в далеком Тифлисе. (После общения с Короленко и получения от него отзывов Пешкову писать не хотелось)...
  
  Такой вопрос является естественным для человека, не знакомого с феноменом верификации культурной значимости.
  
  Наоборот, для человека, который формально-логически или интуитивно знаком с существованием этого феномена, полу-реальная, полу-мифическая поддержка Короленко имела принципиальное значение.
  
  'Короленко и Николай Константинович Михайловский числились в цензурном ведомстве только официальными издателями журнала - департамент полиции не разрешил иметь редактором 'неблагонадежного' литератора... ... Михайловского и Короленко крепко связала совместная работа в 'Русском богатстве'. ... Полгода тянул Михайловский с напечатанием рассказа и, наконец, уступил; Короленко отзывался о 'Челкаше' восторженно.' (Г.М. Миронов. Короленко).
  
  Работает редакция 'Русского богатства'... Короленко восторженно отзывается о 'Челкаше', а Михайловский тянет, тянет...
  
  Была и другая сторона вопроса. И без помощи Короленко Максим Горький получил в Тифлисе свою первую публикацию, и без публикации 'Челкаша' в 'Русском богатстве' Максим Горький превращался во все более авторитетную литературную фигуру. Так что пришлось 'Русскому богатству' поступить дипломатично... уступить, так сказать, потоку событий...
  
  Но, тем не менее, несмотря на весь свой литературный авторитет, Горький биографически настойчиво связывает себя и свою творческую судьбу с Короленко.
  
  Зачем?
  
  Горький формально-логически или интуитивно понимает действие феномена верификации культурной значимости.
  
  Короленко - писатель несомненно значительный, талантливый. Это подтверждено резолюцией Александра Третьего... Мнение такого уровня критике не подлежит и под сомнение не ставятся. Что с того, что произведения Короленко ныне никто не читает? А если кто-то и соберется прочитать, то должен проявить настойчивость - не интересно и не привлекательно ...
  
  Максиму Горькому важно получить верификацию от Короленко. В реальности или посредством искусного выстраивания собственной биографии Максим Горький такую верификацию получает.
  
  Интуиция Максима Горького ведет его по правильному пути. Он примерно треть своей сознательной жизни проводит в Европе (главным образом в Италии) в обществе свой фактической жены Юрковской - Желябужской - Андреевой.
  
  В конце 20-х годов 20 века - Максим Горький общепризнанный европейский культурный деятель, имеющий бесспорную верификацию культурной значимости.
  
  Тем временем, феномен верификации культурной значимости проявляет себя в Советской России.
  
  Культурой там занимаются Надежда Крупская, нарком Анатолий Луначарский и другие мощные культурные фигуры. Но нет фигуры с общепризнанной культурной верификациией.
  
  Владимир Короленко неприятно критикует и вскоре умирает в 1921 году. Бунин уклоняется от возвращения в Советскую Россию. (Талант Бунина призначал Чехов, а талант Чехова признавал Григорович, а Некрасов, Григорович... - наследники Тургенева, а Тургенев - наследник Гоголя, а Гоголя признал главой русской литературы Виссарион Белинский). Куприн возвращается в Советскую Россию, но он или болен, или изображает из себя больного - и в культурной жизни активного участия не принимает.
  
  Возвращается писатель Алексей Николаевич Толстой. Хорошо, что у него фамилия - Толстой...
  
  Максим Горький и по фактическому культурному влиянию, и по наличию верификации (Александр Третий - Владимир Короленко - Максим Горький) бесспорно признается всеми культурными кругами и слоями Советской России (СССР).
  
  Надо признать огромную роль Максима Горького для русской советской литературы. Он организовал проведение Первого Съезда советских писателей в 1934 году. Под его патронажем две недели писатели выступали на Съезде. Огромное количество ЖИВУЩИХ, ЖИВЫХ писателей было упомянуто в выступлениях Максима Горького на Съезде (с положительными оценками).
  
  Горький не только спас множество писателей (их ждала бы судьба Александра Грина), но он осуществил верификацию культурной значимости огромной массы советских писателей. Эти писатели составляли важнейший культурный слой в период существования СССР. (Заметим, что верификацию Юрия Трифонова осуществил Иосиф Сталин...).
  
  Завершая этот очерк, мы, во-первых, констатируем существование и важнейшую роль феномена верификации культурной значимости (для русской и советской культуры), и, во-вторых, отмечаем огромную роль Максима Горького для русской, советской культуры, для русской, советской литературы, его качества филантропа, мецената, всероссийского культурного патрона.
  
  
  [37. Диалог о первой публикации М. Горького. - 17 июня 2017 года.
  1332. Первый Съезд советских писателей. Литературно-историческая заметка. - 18 февраля 2020 г.
  1522. Виссарион Белинский. Литературный маршал. Литературный теоретик. Литературный патрон. Очерк. - 9 июня 2020 г.
  1560. Ликвидация надзорно-интеллектуальной, космической и литературной интеллигенции. Общие черты и различия. Очерк. - 30 июня 2020 г.
  1628. Ленин, Сталин, Михаил Дегрярев и европейский интеллектуальный потенциал. Опыт биографо-политологического сравнения. - 28 июля 2020 г.]
  
  
  30 августа 2020 г. 07:20
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"