Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Краткая история военкоров в России. Культурологический очерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    3591. Краткая история военкоров в России. Культурологический очерк. - 1 ноября 2024 г.

  Краткая история военкоров в России. Культурологический очерк.
  
  
  До 1905 года (до Октябрьского Манифеста) в России отсутствовала свободная пресса. Соответственно, отсутствовали и корреспонденты, пишущие сравнительно свободно, живущие на средства читателей.
  
  Между 1803 годом и продажей Аляски в 1867 году в России развивалось дальнее (кругосветное и суб-кругосветное) мореплавание. Однако, за пределами этого периода культура ведения судовых журналов существовала в элементарном состоянии, условий для широкого развития дневникового творчества не было. Взглянем на дневники Александра Пушкина: ощущается мощная 'тень', стоящая за спиной, длительные периоды дневник не велся.
  
  В Западном Мире ощущалось и влияние Древнего Рима с его развитым эпистолярным творчеством, и влияние кругосветных экспедиций, в ходе которых требовалось ежедневное занесение в судовой журнал актуальной информации.
  
  В условиях парламентаризма появлялись газеты и корреспонденты, жившие на средства читателей.
  
  Из Судана или из Южной Африки или из Манчжурии в ходе военных действий было затруднительно передавать информацию. Деятельность военных корреспондентов переплеталась с ведением дневников (приобретавших форму изданных книг), написанием художественных произведений.
  
  Тем не менее, в дореволюционной России периодически появлялись творческие люди, которых прямо или косвенно можно отнести к военным корреспондентам: например, Лев Толстой, Василий Верещагин.
  
  Из их произведений публика получала информацию о ходе дел в период Крымской войны (1853-1856) или в периоды других военных кампаний.
  
  Однако, об Отечественной войне 1812 года или о кампаниях, связанных с разделом Речи Посполитой, никаких системных публикаций в СМИ не было.
  
  Как, например, происходило ограбление местных состоятельных слоев населения в ходе раздела Речи Посполитой?
  
  Мы читаем, например, биографию Фёдора Достоевского. Его отец был врачом, заведовал одной из столичных больниц. А откуда он взялся, Достоевский-старший? Словно ниоткуда. Как-то он выучился на врача, делал своим горбом служебную карьеру, заработал какие-то деньги, вроде бы даже приобрел что-то вроде поместья.
  
  Но откуда же он взялся? Почему он начинал свой жизненный путь как бы с нуля? Этого история не говорит: об массовом ограблении в период раздела Речи Посполитой сведений сохранилось предельно мало. Да и кто из грабителей заинтересован в распространении информации о совершенном грабеже?
  
  Откуда взялся Пушкинский Дубровский? Как-то не очень-то понятно. Так и не завершил гениальный Пушкин своего 'Дубровского'.
  
  Роман 'Дубровский' датируется 1833 годом. К этому времени был составлен Свод Законов Сперанского (1830 год - подготовлен, 1832 год - издан в 15 томах), способный оказать Дубровскому существенную помощь, стать для Дубровского надёжной опорой. К сожалению, в романе Пушкина полезный Свод Законов не упомянут.
  
  Так что если и не было культуры публикаций в СМИ в ходе военных кампаний, то, возможно, была культура тайных (темных) исторических ограблений (в исторической темноте и в исторической тишине, в глубине исторической ночи, практически без внешних свидетелей).
  
  Не долго длился период после 1905 года. Газету Максима Горького закрыли большевики. Но люди (в некотором количестве), получившие опыт свободной прессы, остались. Кроме того, власть после-ленинского периода выталкивала на передний план людей, обладавших дореволюционной культурой (Максима Горького, Алексея Толстого ...). Можно назвать, также, Крупскую, Кржижановского, Дзержинского, Бонч-Бруевича...
  
  Таким образом, не Демьян Бедный определял культурную атмосферу в период 1941 - 1945 годов. Существовали условия для того, чтобы 'вышли на поверхность' Паустовский и Твардовский.
  
  После 1945 года история не закончилась. Были, например, военные кампании во Вьетнаме и в Корее. В Афганистане. Кто-то может вспомнить фамилии военных корреспондентов, которые бы системно писали интересные журналистские работы об этих военных событиях?
  
  Но вот приходят 'святые' девяностые. Оказывается, разрешено издавать газеты и прочие СМИ. А некоторые люди даже зарабатывают на этом деньги.
  
  Появляется сравнительно небольшая группа людей, которые подышали этим воздухом.
  
  Наступает время, начинаются события на южных и западных границах. Кое-где появляются сравнительно свободные политические фигуры, которые готовы принять корреспондентов, что-то им рассказать, создать им хотя бы минимальные условия для работы.
  
  Человек с медиа-опытом 'святых' девяностых и с природным нюхом, возглавляющий крупную медиа-компанию, направляет в известные районы нескольких людей, которые получают название 'военных корреспондентов'.
  
  Эти люди не особенно нужны, не очень-то читают их публикации.
  
  Но в какой-то момент события выходят на новый уровень.
  
  'Всё идет по плану'. Человек в мундире каждый день зачитывает оптимистический текст. И нужны ли те самые 'военные корреспонденты'? Что они могут прибавить к оптимистическому тексту?
  
  Но, в то же время, им никто не мешает. Они получают опыт вращения в определенных кругах, среди определенных людей, опыт проникновения на недоступные (или малодоступные) для других людей территории.
  
  Когда идея, что 'все идет по плану' исчерпывает себя, и когда все устают от оптимистических текстов, внезапно эти самые военные корреспонденты приобретают широкую популярность: они работают под самыми разнообразными рисками, они общаются с самыми разными людьми, они имеют свое собственное мнение...
  
  Самых главных вопросов (вопросов планирования, материально-технического обеспечения, кадровых, вопросов квалификации, ответственности...) они не поднимают: их никто не осмеливается поднять (публично) (по ряду причин). Но они хотя бы как-то удовлетворяют огромный общественный интерес к происходящим событиям.
  
  Кроме того, они становятся чем-то вроде агентов благотворительности: доставляют нужные предметы из одних территорий на другие. А это очень нужно!
  
  Постепенно эти люди 'обтираются' ('адаптируются'), но адаптируются они медленно. Сказывается их опыт журналистского существования в период 'святых' девяностых. Они имеют свою собственную репутацию, свои собственные связи, какие-то собственные ресурсы, свое собственное мнение.
  
  Общественное мнение - вещь важная. Если они медленно адаптируются, то следует на них повлиять: ускорить процесс адаптации.
  
  Однако, они привыкли к собственной значительности, к наличию у них собственной репутации, собственных связей, собственных ресурсов. Единодушно встать в строй и придерживаться 'правильной линии' они не совсем готовы.
  
  На всех красных дорожек, ощутимой близости к верхам и значительных доходов (прямых и косвенных) не хватит.
  
  Не так уж трудно минимизировать допуск излишне самостоятельных фигур в наиболее широкие СМИ.
  
  Если военкоры популярны, то в чем трудность создать нужное количество военкоров?
  
  И вот новые фигуры выходят на передний план: 'вы имеете соответствующее специальное образование?' 'да! я учился, я слушал специальные лекции, я вёл конспекты, у меня есть специальное образование и специальная подготовка!', 'вы сейчас состоите на службе?' 'да!', 'у вас горят глаза?' 'да!'.
  
  Немного жаль: привыкли люди (читатели, слушатели, зрители) к некоторым фамилиям. Конечно, мелкотемье, конечно, камуфлирование (или избегание) главных проблем... Но они, вроде бы, такие искренние, они, все же, хоть сколько-нибудь самостоятельные, они были 'там', они рисковали, они помогали...
  
  Но что делать... Меняются времена, меняется и типаж медиа-фигур, имеющих доступ к широким СМИ.
  
  
  31 октября 2024 г. 23:59
  
  
  { 3591. Краткая история военкоров в России. Культурологический очерк. - 1 ноября 2024 г.
  MMMDLXII. A brief history of war correspondents in Russia. A culturological essay. - November 1, 2024.
  
  Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского. }
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"