Беда не приходит одна. Обычно прихватывает с собой пару-другую неожиданностей, да еще, по обыкновению, не совсем приятных. А ты уж сам потом разбирайся, какого черта это все на тебя навалилось....
Утро Хосепа началось с того, что он потерял правую руку. Вернее почти потерял. Рука-то на месте! Только вот как чужая. Не слушается. Болтается, и только.... Вначале подумал: "Отлежал". Решил подождать. Ничего. Висит плетка-плеткой и не думает оживать. Попытался растереть её левой - без изменений.
Хосеп побледнел. Тут же опережая друг друга, в тело проникли страх и злость. Всюду, кроме правой руки. Хосеп схватил со стола вилку и с силой воткнул в онемевшее плечо. Никакой боли. Только кровь тихонько четырьмя маленькими струйками устремилась вниз к локтю, где, соединившись в единый ручеек, полилась на пол. Не переставая чертыхаться, Хосеп взял кухонное полотенце и как мог, затянул рану. Если рука не оживет - беда. Именно она - правая рука, была его самой большой ценностью наравне с глазами. Его главным инструментом, его незаменимым помощником, его кормилицей....
Как не хотелось, но пришлось идти к врачу. Страховку он не платил, давно махнув рукой на здоровье, и вот теперь пришла пора расплачиваться за скупость и беззаботность давно минувшей молодости.
-Евро шестьдесят сдерут, пройдохи, не меньше! - бурчал Хосеп, спускаясь по лестнице.- И это ведь только за один осмотр! Потом таблетки, мази, микстуры, прочая дрянь.... А это уже никак не меньше сотни! Живодеры!
То, что он сам пытался содрать на Рамбле за простенькие пейзажики, накиданные за пару часов, по сорок, а то и по семьдесят евро, Хосеп конечно не думал. Думал лишь об одном - что делать, если рука вновь не начнет работать. Конечно, на первое время хватит - около ста готовых картин ждут - не дождутся своих счастливых обладателей. А что потом? Уходить с Рамблы?!
Левая рука категорически отказывалась рисовать. Даже не умела держать кисть. Одним словом - бездарность. А ведь ему уже за пятьдесят. Ни жены, ни детей. Накопленных денег хватит в лучшем случае года на два. А дальше? Нищенская пенсия по инвалидности и мучительное ожидание своих собственных похорон за счет муниципалитета?
Хосеп который раз попытался заставить двигаться правую руку - безрезультатно....
- Черт с ними с деньгами! Руку надо лечит, сколько бы ни содрали! Лишь бы вернуть подвижность....
-2-
И зачем, спрашивается, он провел полдня у этого шарлатана?! Охи, вздохи, сомнения, качание головой и никакого точного диагноза! Чек за услуги на семьдесят (семьдесят!) евро, пара рецептов на ту же сумму, направление на рентген и сочувственное похлопывание по здоровому плечу - вот все, что получил Хосеп от великой Медицины в лице доктора Мануэля. Как в семнадцатом веке, ей богу! Вымогатель!
Не переставая бурчать, Хосеп все же зашел в фармацию и купил лекарства.
"Если не поможет - гореть тебе в аду, жулик белохалатный!"
На рентген он пойдет завтра, а пока домой - лечиться. О Рамбле не могло быть и речи. Не тот день, и не то настроение. Да и пару дней, пожалуй, стоит посидеть дома и хорошенько обдумать, что делать дальше. Надо будет позвонить Раулю, сказать, что бы временно на его месте поработал. И парню доход, и никто чужой не сунется. Место у Хосепа хорошее, прибыльное. По деньгам - почти на вершине местной иерархии. Да и сам он человек заслуженный, авторитетный. Почитай четверть века на Рамбле! Картинки берут охотно - меньше чем по триста- триста пятьдесят евро в день никогда не получалось. Конечно, почти половину приходиться отстегивать разным нахлебникам, но в остатке всегда хорошие деньги, и на жизнь и на всякие неожиданности.
"К черту такие неожиданности!"
Придя домой, Хосеп принял все микстуры, натер руку мазью и целый час провалялся на кушетке, пытаясь поймать хоть какие-нибудь ощущения. Ни зуда, ни покалываний. Ничего.
Хосеп вздохнул. Что ж. Теперь может всю оставшуюся жизнь придется жить одноруким. Значит надо как-то приспосабливаться.
Во время обеда пришло решение. Хочешь - не хочешь, а левую руку надо тренировать. Пожалуй, стоит начать с разведенной туши. Что-нибудь простенькое, в псевдояпонском стиле - пара крестьян убирающих рис, да Фудзи на заднем плане.
Хосеп навел тушь, закрепил на мольберте лист белоснежной бумаги, и, сев напротив, закрыл глаза. Сначала нужно полностью увидеть картину внутри себя и только потом приниматься за работу. Иначе ничего хорошего не выйдет.
Картинка сложилась довольно быстро, и Хосеп непривычно потянулся за кистью левой рукой. Мягких кистей не оказалось. Лишь щетина для масла. Пришлось ползти в кладовку....
По пути зазвонил телефон.
-Пеп, старина! Ты даже не представляешь, как я тебе благодарен!
-С чего так?
-Твое место и впрямь - золотая жила!
- Нисколько не сомневался. Но с чего так орать?
- Представляешь, я и часа не просидел, а тут подваливает группа японцев, и каждый берет у меня по картине! Весь "Готический Квартал" разобрали! Весь! Вся мазня за три года, ушла в один день!
"Хм. Действительно - мазня!"
-Четырнадцать работ по сорок пять, не торгуясь! Шестьсот тридцать евро за пять минут! Еще каждый поклон отвесил и попросил разрешения сфотографироваться! Ну, дела!
-Повезло!
-Не то слово! Спасибо! С меня ужин в ресторане! В любой день! Слово Рауля!
И повесил трубку...
"Вот черт! А ведь эти япошки могли быть моими! И заплатили бы не по сорок пять, а по семьдесят!"
Отыскав нужные кисти, Хосеп вошел в мастерскую, да так и застыл на пороге.
На мольберте, уставившись немигающим взглядом на лист, сидела огромная серая крыса....
-3-
Первое, что пришло в голову, было снять тапок и запустить им в гадину. Но Хосеп, как стопроцентный правша, левой рукой попал бы во что угодно, но только не в крысу. Оставалось взять швабру и ринуться в бой. Он уже было отправился на поиски швабры, как вдруг крыса, аккуратно обмакнув хвост в баночку с тушью, нанесла им короткий резкий удар по бумаге. Затем еще один, еще и еще...
Хосеп замер в ожидании, что будет дальше.
Крыса придирчиво склонила голову набок, затем привстала на задние лапы и понюхала лист. Похоже, ей что-то не нравилось. Хосеп был полностью с ней согласен. Что может быть хорошего в ужасной чернильной размазне?
В следующее мгновение хвост вновь на секунду нырнул в тушь и, вылетев из банки, принялся лупить направо и налево, оставляя причудливые полосы по всему листу. Буйство длилось около минуты, после чего крыса сделала маленький шаг назад, фыркнула и, подняв хвост, сиганула на пол.
Хосеп топнул ногой и крикнул какую-то ерунду, в надежде напугать нахалку. Та, похоже, была очень удивлена подобным поведением хозяина помещения. Села на задние лапы, передними забавно почесала щеки и лишь потом, напоследок фыркнув, юркнула под стеллаж с рамами.
Первым желанием Хосепа было отодвинуть стеллаж и заделать дыру в стене. То, что она там была - художник не сомневался. Иначе как крыса могла проникнуть в комнату? Не жила же она здесь, в мастерской, все это время?! Хосепа передернуло. Он терпеть не мог крыс, особенно после того, как у его соседа по Рамбле крысы в буквальном смысле сожрали пять готовых к продаже работ. Пять картин маслом, которые тот писал почти полгода!
Лишь подойдя к массивному стеллажу, доверху груженому толстыми рамами и старыми картинами, Хосеп вспомнил, что правая рука ему больше не помощник.
"Вот черт! Даже крысоловку не поставить! Придется кого-нибудь звать.... Да хоть того же Рауля! Пусть отрабатывает свою удачу!"
Махнув с досады здоровой рукой, Хосеп сел напротив мольберта.
Лист безнадежно испорченной бумаги уже подсох. Кляксы и полосы от хвоста чем-то напоминали абстракции Кандинского, у которого вдруг закончились все краски, кроме фиолетово-черной.
"Кому рассказать - не поверит!"
Скомканная размазня полетела в мусорное ведро. Новый лист занял её место, в надежде на лучший исход...
-4-
Не сказать, что левая рука оказалась намного лучше крысиного хвоста, однако Хосеп остался доволен. Фудзи даже местами угадывалась. Вот с крестьянами - беда. Головы - в лучшем случае пара кочек, а уж о телах и говорить нечего....
Ну да ничего! За полгода упорных тренировок - талант, опыт и "набитый" глаз сделают свое дело, и он снова вернется на Рамблу, даже если правая рука откажет ему до конца дней.
Близился вечер. Художник покинул мастерскую, оставив рисунок сохнуть. Порывшись на полке, нашел ключ и закрыл дверь комнаты. "Еще не хватало, что бы крыса стала разгуливать по дому!"
После недолгих раздумий решил позвонить "кумиру японской нации" и воспользоваться дармовым ужином, пока "слово Рауля" не затерялось в каждодневной суете.
"Заодно поделюсь невеселыми новостями. Рано или поздно все равно придется..."
В медицину он больше не верил.
Все-таки Рауль - толковый малый! Не тратя время на пустые причитания и сочувствия, тут же предложил неплохой вариант: для всех Хосеп уезжает на пару месяцев в "творческую командировку" - куда-нибудь в Севилью или Малагу, на самом же деле обстоятельно лечится и "договаривается" с левой рукой. Рауль пока работает на его месте. Платит аренду и подоходный "контролерам", да еще честно отваливает Хосепу 20% от оставшейся прибыли. За это время становиться окончательно ясно, что с рукой. Ну а там видно будет. По крайней мере, вопрос ближайших месяцев снимается.
Соглашение закрепили весьма недурным коньяком.
После настала очередь истории про крысу. Рауль слушал с открытым ртом и наотрез отказывался верить. Хосеп даже пожалел, что выбросил каракули в ведро. Впрочем, если Рауль настаивает, то он может достать из ведра смятую бумагу, если, конечно, не побрезгует.
Тот не брезговал и подвыпившие приятели отправились к Хосепу, предварительно захватив бутылку "Карлоса Третьего"
Рыться в мусорном ведре не пришлось. Когда Хосеп открыл дверь мастерской и включил свет, перед глазами предстала следующая картина: крыса, не обращая внимания на людей, придирчиво разглядывала "японские потуги" левой руки и лениво похлопывала фиолетовым хвостом по бумаге, внося одной ей понятные коррективы.
Рауль первым пришел в себя и, выхватив из кармана камерофон, включил видеозапись....
Повозившись несколько минут, крыса в последний раз обнюхала получившийся рисунок и, соскочив с мольберта, под бурные аплодисменты Рауля скрылась за стеллажом.
Пока Хосеп ходил за бокалами и неуклюже одной рукой резал хамон, Рауль успел несколько раз пересмотреть видеозапись и теперь как заведенный метался по мастерской, не находя себе места.
- Еще не известно, потерял ты сегодня или приобрел! Эта крыса - дар Господа, и твоя рука лишь малая плата за его щедрость!
- Тоже скажешь - дар! - усмехнулся Хосеп и поставил тарелку с мясом на стол.- Однорукий инвалид с бездарной крысой в придачу!
-Э! Не скажи! Эта крыса за очень короткий срок принесет тебе много больше, чем все твое творчество! И моли Бога, что бы не сбежала!
Хосеп засмеялся. Впервые за день. И чем дольше разглагольствовал Рауль, тем веселее ему становилось.
-Ну что ж, если все так, как ты говоришь - будь добр, окажи любезность - попробуй продать это гениальное творение крысиного Пикассо!- сквозь смех выдавил Хосеп. - Пятьдесят процентов твои.
-Договорились! - кивнул Рауль, осторожно снял рисунок, и даже не пригубив из бокала ушел, на прощанье, крикнув - Не забудь поставить чистый лист и налить тушь!
-5-
Новый день был богат во всех отношениях. Во-первых, крыса одарила мир своим новым шедевром. Во-вторых, рентген не дал никаких результатов, кроме потерянных пятидесяти евро. Невропатолог только руками развел. Никаких защемлений или разрывов.
"Говорил же - шарлатаны!"
Ну а в-третьих, поздно вечером завалился сияющий Рауль, и первым делом спросил, рисовала ли крыса. Получив утвердительный ответ, в восторге щелкнул пальцами, а затем залез в карман и небрежным движением бросил на стол несколько пятисотенных купюр. Хосеп взял и пересчитал.
- Три тысячи за крысиную мазню??!!!
- Не три, а восемь!!! Шесть тысяч прибыль - по три на двоих, тысяча на покупку хорошей видеокамеры, и тысячу пришлось отдать хозяевам Интернет - аукциона!
Хосеп медленно опустился на стул.
-Восемь тысяч? Но какому идиоту тебе удалось спихнуть листок бумаги, испачканный тушью?!!!
- И вовсе не идиоту а вполне известному коллекционеру! Ты даже не представляешь, как тот был счастлив!
Выяснилось, что Рауль, не теряя времени даром, выложил крысиное видео на YOU TUBE.
"Более десяти тысяч просмотров за ночь!"
Утром зарегистрировался на Интернет-аукционе, где поместил рисунок с начальной ставкой в двести евро. А ссылку на аукцион бросил к видео. Что тут началось! Сотни желающих изъявили приобрести рисунок.
"Даже из штатов и русские!"
Но с этими Рауль решил не связываться, и как только появился испанский покупатель с хорошей ценой, остановил торги. Деньги были переведены незамедлительно. Клиент оказался большой любитель авангардной живописи из Мадрида. Богатый человек. Не поленился лично прилететь за картиной. Придирчиво рассматривал оригинал видеозаписи на предмет монтажа. Остался доволен. Долго восхищался мазком хвоста.
-Чем?!!! - Хосеп чуть не поперхнулся коньяком.
-Мазком хвоста!!!!- рассмеялся Рауль. Я предупреждал, что крыса уделает тебя! Когда в последний раз ты получал восемь тысяч за картину?
-Никогда...
-Ну, будем считать, что теперь получил. Ведь там была и частичка твоего творчества! Что-то похожее на Фудзи, кажется?
Хосеп молчал...
-6-
Теперь мольберт безраздельно принадлежал крысе. Японская видеокамера, работая сутки напролет, фиксировала все новые творения "живописца". Хосеп лишь менял кассеты и листы бумаги. В мастерской появилась небольшая столовая для нового художника, где всегда было свежее мясо, фрукты, сыр и вода.
Рауль успешно торговал работами в Интернете и на Рамбле, где с ноутбука демонстрировал, как крыса шлепает свои рисунки. Даже название им придумал - Крысографика! К каждому проданной крысографике прилагалось оригинальное видео создания "шедевра". Иностранцы, визжа от восторга, без раздумий выкладывали по семьсот евро за комплект.
Цены на многочисленных Интернет - аукционах несколько упали, но все же держались стабильно высоко - по тысяче - полторы за картинку.
Рисовала крыса охотно и, если можно так выразиться, "с душой". Каждое видео превращалось в маленький фильм со своей предысторией, внутренним конфликтом и искрометным финалом...
И все же Хосепу было как-то не по себе. Отказываться от денег, конечно, было глупо, особенно в такой ситуации. Рука так и беспомощно болталась, несмотря на все старания врачей. И все же ему иногда казалось, что крыса - не подарок господа, а результат сделки с дьяволом за его правую руку.
Тренировки левой были заброшены. Да и кому теперь нужно его никчемное творчество? Доход от продаж картин Пикассо (так они прозвали крысу) за три месяца составил почти по сто тысяч на брата. А ведь до этого Хосеп за десять лет скопил лишь восемнадцать...
Казалось - живи да радуйся, но как-то не получалось.
Радоваться...
-7-
Близилась полночь. Хосеп по обыкновению лежал на кушетке, пил бренди и ждал, когда кончится кассета. Крыса забегала лишь утром, отмахала свой очередной шедевр и больше не приходила.
"Ничего! Еще появиться, чертово отродье!"
Наконец камера щелкнула и включилась перемотка. Можно менять пленку и отправляться спать. Долгие восемь часов он здесь больше не нужен. Нельзя мешать гению, когда тот творит.
Злость и обида подхватили Хосепа под руки. Какого черта, спрашивается, он пресмыкается перед этой крысиной размазней! Деньги?! Разве могут они заменить его мертвую руку? Или дать радость и удовлетворение, которые он испытывал по завершении каждой своей работы. Своей!
Хосеп взял стул и приставил к мольберту. Пускай левой неумехой, но сегодня ночью будет творить ОН. Только ОН.
Крыса появилась через полчаса. Вначале сидела рядом со стеллажом и наблюдала. Потом подошла вплотную к мольберту и привстала на задних лапках.
-Что? Хочешь поучиться настоящему творчеству?- усмехнулся Хосеп.- Ну! Иди, посмотри, как надо писать! Не то, что твой хвост! Я ж тебя уделаю даже левой!
Хосеп слез со стула, уступая место Пикассо. Крыса запрыгнула на мольберт и внимательно посмотрела на горный хребет, растаявший в легкой дымке. Затем обнюхала бумагу и опустила хвост в тушь.
-Эй! Не смей, гадина! Не смей! - крикнул Хосеп, но было поздно.- Хвост смачно прошелся по дымке, оставляя на ней фиолетовый рубец. Легкий, почти невесомый мир, кричал от боли, получая один удар за другим. Горы трещали и разлетались на мелкие осколки, теряя свою красоту и величие.
Хосеп запустил стаканом в Пикассо, но промазал. Крыса повернулась, удивленно посмотрела на бунтаря, и с места, одним прыжком, бросилась на него. От неожиданности Хосеп упал на пол и начал вертеться, пытаясь сбросить тварь. Но та намертво впилась зубами в левое плечо, пытаясь откусить приличный кусок.
Хосеп завизжал от боли. Боль проникала в каждый уголок тела и, в сто крат усиливаясь, рикошетом возвращалась к своему эпицентру.
Внезапно где-то очень далеко внутри себя Хосеп почувствовал, что боль проникла и в его мертвую руку....
Был ли это катарсис или просто борьба за существование? Трудно сказать. Ясно одно. Вернувшись из царства мертвых, правая рука вцепилась в горло крысы и начала давить, с каждой секундой становясь все сильнее и сильнее.
Крыса давно испустила дух, а Хосеп все давил и давил, испытывая наравне с болью ощущение невероятного восторга....
-8-
Последнюю "совместную" работу Хосепа и крысы удалось продать аж за пятнадцать тысяч, поместив информацию в описание аукционного лота, что "художник" скончался через полчаса после создания своего очередного шедевра. Видео к картине не прилагалось, но нашлись новоявленные специалисты - крыскуссоведы, которые подтвердили: "Да! Это, несомненно, Крысографика! Тот же стиль! Тот же удар! Та же экспрессия мазка! Изумительная работа кончика хвоста!" и прочий бред в том же духе....
С обретением правой руки, Хосеп чуть не потерял левую. Слюна крысы оказалось токсичной. Рана долго болела и гноилась, несмотря на постоянные антибиотики. Поговаривали даже о гангрене и возможной ампутации, но все обошлось. Хосеп вновь рисовал пейзажи, сидел на Рамбле и имел свой ежедневный доход. Крысиные деньги положил в банк и старался к ним не прикасаться. Не его они были. Не его.
Рауль же напротив, вложил все деньги в ресторанный бизнес и открыл весьма приличное заведение под названием "Крыса Пикассо", которое естественно было завешено репродукциями крысы. Был даже один оригинал....
На этом, казалось, можно бы и поставить точку, но было бы не честно не поделиться последней новостью:
Сегодня утром Хосеп зашел в зоомагазин и купил маленького голубого крысенка....