Высокие-Каблуки : другие произведения.

Вк-7 Эта великая женщина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  • © Copyright Высокие-Каблуки(elenakanaeva@gmail.com)
  • Добавление работ: Хозяин текста, Голосуют: Номинанты
  • Жанр: Любой, Форма: Любая, Размер: от 5кб до 20кб
  • Подсчет оценок: Среднее, оценки: 0,6,5,4,3,2,1
  • Аннотация:

    СКОРО НОВЫЙ КОНКУРС!

  • Журнал Самиздат: Высокие-Каблуки. Конкурс женской прозы Высокие Каблуки
    Конкурс. Номинация "Эссе "Эта великая женщина" ( список для голосования)

    Список работ-участников:
    1 Васильева Т.Н. Первая   17k   Оценка:9.00*5   "Эссе" Проза
    2 Вейнгерова Е.Д. Вк-7: Ирена   6k   Оценка:9.00*4   "Эссе" Проза
    3 Щербак В.П. Десятая муза   9k   Оценка:7.52*9   "Эссе" Проза
    4 Попова Л.К. "Вк-7. Почему Королева стала Королевой?"   8k   "Эссе" Проза
    5 Мудрая Т.А. Монахиня на все времена   20k   Оценка:5.18*6   "Эссе" Проза

    1


    Васильева Т.Н. Первая   17k   Оценка:9.00*5   "Эссе" Проза

       ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Все на земле имеет свое начало...
      
      "Начало мира - пепла или злата,
      Начало чувств, познания и вех
      Добра и зла, соблазна и расплаты,
      Где красоту подстерегает грех"*.
      
      В этом эссе я хочу порассуждать о той, которая была Первой. Самой Первой женщиной на нашей Планете. Имя её - ЕВА. Точнее - Хава. В переводе с иврита это означает 'дающая жизнь'.
      В славянских летописях имя Євга имя встречается в Ипатьевской летописи (л. 35 об.) конца тринадцатого века и в Лаврентьевской летописи (л. 29, 29 об., 35 об.) начала четырнадцатого века. С семнадцатого века уже встречается исключительно Ева.
      А появилась Хава ( в дальнейшем я всё же буду называть её Евой) около пяти с половиной тысяч лет до Рождества Христова. И вот в э том первая загадка. Откуда и как?
      Лично мне видятся несколько гипотез:
      
      Библейский вариант:
       Еву создал Всевышний на шестой день Сотворения мира из ребра Адама.
       Бытие.1.26.
      "Потом Бог сказал: "Создадим человека - Наш образ и Наше подобие, - пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землей и над всеми пресмыкающимися'.
       Бытие 1.27. Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их."
      
      Эволюционный:
       Подтверждаемый трудами Энгельса. Помните? Из обезьяны - в человека. Что ж, вполне вероятно. Постепенно, как у Шарика в муьтфильме про Простоквашино: сначала хвост отпал, потом шерсть повылезла, палка-копалка под руки попалась, эволюционируя в ни чем незаменимую скалку. При этом кастрюлю через все тысячелетия умудрилась протащить, настоящая женщина...
      Лично меня переход от обезьян к питекантропам и прочая эволюция не сильно смущают. Главное - изобретение подручных средств.. Я про скалку и сковороду.
       Но сами-то обезьяны откуда? Самоубийственный выход на сушу кистеперой рыбы у меня мало сочетается с современными элегантными женскими формами, будь то 90*60*90 или кустодиевская пышнотелость. Нет, правда? Выползла такая мокрая и пучеглазая, и что? Ну, стала прообразом многочисленных сказок о русалочках, согласна, а процесс как шел? Впрочем, в каждой сказке есть доля правды. Чтобы эволюционировать, нужно просто появиться, согласны?
      
       Инопланетный:
      Этот вариант меня больше устраивает. Допустим, он - с Марса, она с Венеры. Ну, не зря же именно Венере приписывают разного рода соблазнения и шалости, а Марс считается возбудителем воинственности и мужественности! Хотя, опять же, остается вопрос: а откуда на Марсе и Венере появилась жизнь, и что случилось потом?
      Я уже пыталась немного приоткрыть эту тайну в рассказе "Танец протуберанцев".
      
       "На Земле под теплым ласковым дождем резвились смешные неуклюжие зверушки. Прищурясь, светило играло водяными каплями. Над огромным лесным массивом, где звенело, журчало и щебетало на разные голоса, раскинулась семицветная радуга. Огромные диплодоки, громко чавкая, неторопливо завтракали, срывая сочную листву. Солнце пощекотало гигантов лучами - ему они казались малявочками - те зажмурились, сытые и довольные, и прилегли в спасительной тени высоченных папоротников и деревьев, переплетенных густыми кронами.
       От медитации светило отвлекло движение в космосе. С Венеры и Марса одновременно летели два корабля, двигаясь в сторону неминуемой гибели..."
      А потом...
      "Марсианин осторожно снял шлем скафандра и сделал вдох. Моргая растерянно глазами, венерианка с ужасом смотрела на мужчину, потом тоже сорвала шлем и взмахнула головой. Белокурые волосы разметались по плечам, вызвав у марсианина шок. Лиссилинда заулыбалась, а Даргхополл сделал то, чего никогда ни один из космонавтов не стал бы делать - сорвал растущий рядом цветок и протянул венерианке.
       - Даргхополл, - произнес он, показав ладонью на себя.
       - Лиссилинда, - приятным голосом ответила венерианка."
      Могли ли они приспособиться к земному климату, выжить и дать потомство? Можно спорить, конечно, можно согласиться . В моем рассказе не выжили. Но оставили на Земле свои знания, как основание ноосферы. Для тех же обезьян. Или для Адама с Евой.
      
       :Гендерно-эротический вариант::
      Это мне взбрело в голову под впечатлением от просмотренного фильма о пауках, где самка, оказавшись в одиночестве, может воспроизвести себе самца! Возможно? Почему, нет? Адам, к примеру, изловчился и... Несколько сомнительно, однако.. Возможно, тогда первой была все же женщина? А уж потом ОН, мужчина?
      Вспомним, а ведь именно Ева сделала Адама мужчиной, возбудив его желание! И, как знать, может, потекло это потом по людским генам, выделяя из общего частное: геев, лесбиянок, трансвеститов?
      Кстати, есть любопытный на эту тему: фильм.
      
      Технологический;
      Вариант, где Ева не первая, а вторая жена Адама, первой же называют Лилит.
       Что предание говорит?
       Прежде Евы была Лилит.
       Прежде Евы Лилит была -
       Та, что яблока не рвала.
       Не женой была, не женой -
       Стороной прошла, стороной. (Вадим Шефнер. Лилит.)
       Лилит тоже была создана богом, но, что-то, видимо, дало сбой, и дамочка оказалась слишком "нерайской", за что и была впоследствии усовершенствована технологически.
      Думаю, многие смотрели "Божественную комедию" в постановке Театра кукол Образцова по пьесе Исидора Штока?
      В общем... все варианты хороши, но, увы, нам никогда не узнать, откуда же она появилась, наша праматерь-прародительница. Да и какая разница? Главное - она была, эта первая женщина!
      Отдадим должное Всевышнему и примем смиренно вариант Шестого дня. Потому как именно эта Ева нам традиционно ближе и известнее.
      
       ЧАСТЬ ВТОРАЯ. "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились друг друга'. (Быт. 2:21-22).
      
      "Начало всех начал и всех изгнаний,
      Все, без чего нам был заказан путь,
      Когда бы Бог не даровал нам знаний,
      И Еву - нашу истину и суть."*
      
      Ах, как хорошо было гулять по цветущему Эдему! Обнажённые Адам и Ева, расслабленные, ленивые, ещё не заинтересованные друг другом, ещё не соблазненные поганцем змеем. Наслаждались красотами райского сада.
       Кстати, верите ли вы в это? Я - нет! Если оба они были людьми разумными, то невольно должны были обратить внимание на внешние различия, характеризующие половые признаки - грудь и гениталии.
      И что-то лукавым представляется само создание Евы - почему такие отличия, зачем? Просто так? Ах, и шутник же Господь! С другой стороны, а могло ли быть иначе? Ведь, создавая остальной мир, Бог выпустил каждой твари по паре, разве нет? И не сделать женщину при наличии мужчины он просто не мог. Тогда вопрос: зачем?
      Вспомним заповеди господни, данные псозданным им людям:
       Обычно говорят, что Адам и Ева получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, - вот ее, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше. Первая из них это была заповедь умножения жизни:
      
      Ветхий Завет. Быт 8, 17 Быт 9, 1, 7 28 "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле."
      
      То есть?
      А то и есть! Именно плодитесь и размножайтесь! А эти двое всё лежат под раскидистыми деревьями, нежатся в дремоте, недотёпы. На помощь приходит нечистая сила - обиженный Иблис с помощью змея проворачивают задуманное господом дело! Вот почему в жизни не бывает худа без добра и белого без черного - эти две основные движущие силы нашей с вами жизни.
      И вот уже Ева откусывает любезно преподнесенное змеем яблочко... вкусное, сочное, хрустящее, кисло-сладкое. И в ней просыпается Женщина, и Адам прозревает...
      За это вскоре оба были изгнаны из Эдема... А в догонку получили напутственное наказание:
       "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие 3:16).
      Согласно Корану, осознав свою ошибку, они попросили прощения у своего Создателем за данный проступок и Аллах простил их. Таким образом, они очистились от этого малого греха. После этого они были спущены из Рая на землю, где Адам получил пророческие откровения Всевышнего. "Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь" (Коран 20:122).
      Однако в Библии нет упоминания о признании Евой совершенного греха. А ведь могла, наверное, броситься на колени, умолять, просить избавить от неизведанных ещё тягостей, от непонятной беременности, от диких болей при разрешении от бремени...
      Не пала, не попросила. Почему? Очевидно, открылось ей нечто более глубокое, более важное от древа познания. Она ещё и сама не знала - что, но там, в глубине, внутри, уже почувствовала: ради этого готова вытерпеть любые муки.
      Можно оспорить, что дама ещё и понятий о боли не имела. Возможно. Но мужеством обладала несомненно, причем в первую очередь, моральным.
      На эту тему у меня написан ранее юмористический рассказ "Спасибо тебе, Ева"
      
       "Великий суд освободил Еву. Великий Судия отозвал в сторонку старшего ангела:
       - Слышь, любезный, ты сходи-ка к этому садовнику, тьфу, Змею, принеси мне тоже яблочко.
       Старший ангел понимающе кивнул, пошел в сад.
       - Стой, корзину-то не забудь взять,- крикнул вслед ему Великий Судия."
      
      Итак, Адам и Ева оказались на Земле. И только там! Ни в раю, ни в аду, а именно на Земле они вступили в интимную связь.
      Бытие 4:1 - "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила..."
      Сколько детей было у Адама и Евы? Разные источники по-разному отражают этот момент. В Библии у пары родились двое сыновей: Каин и Авель, по книгам хадисов, Ева рожала двадцать раз и почти все время по двойне, а Коран, вообще, не упоминает о потомстве первой супружеской пары Земли.
      Адам и Ева отвоевали для мира великое таинство продолжения Жизни. И именно в этом - в будущих детях - и увидела Ева свое предназначение, ради них ушла из Эдема с гордо поднятой головой.
      Согласно исследованиям историка Ильнара Гарифуллина Адам, прожив на земле около двух тысяч лет после своей смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перезахоронено в Иерусалиме. Его супруга Хава умерла через сорок лет после своего мужа. Над ее могилой, которая находится в городе Джидда и носит название "Мукбарат умна Хавва", была построена гробница.
      
       ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. "Любимая, я подарю тебе эту звезду..."
      
      "Про женщину, чье имя вожделенно,
      Пришло с библейских истинных страниц,
      Оно подобно вечности - нетленно,
      Не знает ни пределов, ни границ."*
      
      Помните известный мультфильм? Да, тот, где мужчины от древних веков до современности обещают женщинам звезды, а дамы ... из века в век моют кастрюли?
      Впрочем, конечно же, не кухней единой, как говорится. Ведь женщина - издревле не только хранительница очага, но и желанная и страстная любовница, а главное - мать.
      Какая же она была, Ева?
      
      По выводам археологов известно, что Адам был непривлекателен, а Ева, наоборот, - красавица и... опытная обольстительница. В исламе существует версия, что имя Хава, одно из вариантов Евы, означает - темно-рыжая.
      Я просмотрела интернет и решила преподнести читателям некоторые, характерные именно для Евы, черты, по данным астрологов и другим версиям*.
      
      Для начала - маленькая анкета:
      Зодиак Евы - Овен
      Планета - Солнце
      Цвет имени Ева - красный
      Благоприятное дерево - финиковая пальма
      Заветное растение Евы - магнолия
      Покровитель имени Ева - лань
      Камень-талисман Евы - рубин
      Обратите внимание на эротичность рубина и яркость Солнца, загадочность и упорство Овна, стройность и трепетность лани, горделивость и плодоносность финиковой пальмы и хрупкую нежность магнолии. И ведь всё это - в одном, как говорится, бокале !Ну, какой мужчина устоит перед этакимсоблазном?
      
      День ангела Евы: 12 апреля - Св. Ева-великомученица (III в.) скончалась во имя православной веры. Говорят, в этот день домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.
      В честь Евы назван астероид (164) Ева, открытый в 1876 году.
      Положительные черты имени Ева: Это - романтичная личность, символизирующая мир и гармонию. На добро Ева отвечает добром. Она дипломатична, миролюбива, предпочитает компромисс, а не конфронтацию, и все-таки пробует соблюсти свои интересы при каждом удобном случае.
      Отрицательные черты имени Ева: считает, что в мире все должно сложиться само по себе, что ей можно спокойно плыть по течению времени. Для нее характерна неспособность действовать в критических ситуациях, но именно благодаря своей пассивности Ева часто единственная может выйти невредимой из сложных переделок.
      Характер имени Ева: имя Ева тянется ко всему чудесному, несбыточному. Еще в детстве удивляет домочадцев разными страшными и таинственными историями, которые якобы случились с него и ее друзьями. Став взрослой, легко попадает под влияние разного рода прорицателей, адептов всемирного братства и т.д.
      Психика у имени Ева неуравновешенна, она склонна к семейным скандалам, после которых надолго затаивает злость. Единственный выход для мужа - посещать вместе с Евой театры, показы мод, участвовать в веселых дружеских пирушках. Здесь его супруга Ева - само очарование.
      
      "Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра - верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо" - так говорится в Коране.
      
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Спасибо тебе, Ева
      
      "И нынче нас пленяет это имя,
      Как женственность, как искренность души.
      Оно прекрасно и неповторимо,
      Как та, кому оно принадлежит"*.
      
      Итак, это она, Ева, открыла миру Любовь, Страсть и Великое Блаженство материнства.
      Хочу завершить эссе цитатой из ещё одного своего рассказа "Великое Блаженство"
      
      "Послышались тихие шаги, Евдокия оглянулась... Невероятно, по мягкой сочной траве шла девушка, точная её копия. Изумительно легкая, почти не обремененная никакой одеждой, только три фиговых листа прикрывали самые интимные части её тела. Ева удивленно смотрела, не решаясь признаться, что это - она, пока Единственная, Первая женщина на Земле, будущая мать - прародительница. Ева. За её спиной невесомо двигались два ангела. Смущенно отводили взгляд от красивого тела, подергивали судорожно крыльями. Процессия прошла мимо, Ева улыбнулась Евдокии через тысячи лет.
       Евдокия медленно пошла за ними. Стоя за деревьями, она наблюдала, как Адам и Ева предстали перед Великим Судией - за совершенный грех, который они посмели назвать великим блаженством. Закружились листья, опадая с яблонь, весь мир окутал яблочный аромат, словно сироп"
      
      Вот, пожалуй, и всё.
      Спасибо тебе, Ева, за Великое Блаженство, подаренное миру, низкий поклон тебе, Первая Женщина-Мать.
      
       *Автор стихов про Еву - Наталия Терещенко.
      
      

    2


    Вейнгерова Е.Д. Вк-7: Ирена   6k   Оценка:9.00*4   "Эссе" Проза


    - Мамочка, а почему Бог не накажет всех плохих?

    мой сын

       Каждый из нас получил от Бога дары: жизнь, бессмертную душу, талант и свободу воли. И не важно: верите вы в Него или нет. Он в вас верит, и эти дары у вас уже есть. И я верю, что каждый из нас в конце земного пути даст Ему ответ: как он распорядился этими дарами. Как распорядился своей жизнью? Что сделал со своей душой? Как проявил свой талант? Осветил ли путь других людей? Принес ли в этот мир радость?
       Свободу воли я считаю самым страшным даром. Именно благодаря ему мы творим и самые прекрасные и самые ужасные поступки: созидаем и разрушаем, исцеляем, убиваем, проявляем милосердие и творим невообразимую жестокость. И крайне редко Бог вмешивается в наши деяния и так же редко проявляет себя в нашей жизни. Думаю, он дает нам в этой короткой, по меркам Вечности, жизни проявить себя до конца, определиться кто мы и с кем мы. Полная свобода. Свобода верить или нет. Свобода стремиться к святости. Свобода быть мерзавцем. Свобода жить по своему разумению и принимать решения не из страха наказания или надеясь на будущее блаженство в раю.
       В 1940 году в Варшаве всех евреев согнали в гетто, отрезав от остального мира. Догадывались они, какая участь им уготована? Наверняка. Знали остальные, что ждет этих несчастных? Конечно! Планы фашистов насчет евреев не были секретом. Страшно общаться с изгоями? Страшно почти каждый день видеть ужасающую бесчеловечность и понимать, что ты всего лишь песчинка, которую мельница смерти пропустит через свои жернова и даже не заметит? Страшно. Как с этим жить? Каждый решает по-своему. Кто-то адаптируется к новому режиму. Кто-то уезжает из страны, спасая себя и свою семью. Можно проклинать фашизм. Но те, кто вез поезда с обреченными в Треблинку, поставлял газ в Освенцим, доносил на семьи, прятавшие евреев - они тоже невинные жертвы? Можно говорить про страх перед расправой, про страх за свою жизнь, за жизнь своей семьи. Но в раю нераспятых нет. И в самые ужасные годы выбор между тем, что легко и безопасно и тем, что правильно позволяет в очередной раз проверить человечество "на вшивость", позволяет человеку дорасти до уровня Спасителя.
       На законных основаниях появляться в гетто могли очень немногие. В их числе была молодая женщина - пани Ирена. Она работала в городской службе по борьбе с эпидемиями. Новые власти боялись вспышек тифа в гетто. И она, пользуясь служебным положением, не только привозила туда деньги, продукты и лекарства, но и организовала тайную переправку детей из гетто на свободу. Не знаю насколько здесь уместно это слово. Но тем не менее. К тому времени поляки организовали подпольный совет помощи евреям - Жигота (Rada Pomocy Żydom). И пани Ирена возглавила его детский отдел. Знала она и ее товарищи, что это смертельно опасно? Конечно. Почему они так делали? Стремились к экстриму? Жить не хотели? Или делали то, что считали справедливым и правильным? Не из страха или ожидая награды свыше, а из любви к людям, из милосердия и сострадания.
       Массовая депортация из гетто в лагеря смерти началась летом 1942 года. Нужно было торопиться. Пани Ирена и ее товарищи возвращались в гетто по нескольку раз в день и вывозили из него детей. Почему детей? Их легче спрятать. Использовали пять основных способов контрабандной переправки:
       1) под носилками в машине скорой помощи;
       2) через здание старого суда на окраине гетто;
       3) через систему канализации;
       4) младенцев прятали в сумках, чемоданах и мешках;
       5) притворившись больным.
       На арийской стороне детей укрывали в польских семьях, в домах сирот и в монастырях, им давали новые имена и документы. И этого было бы достаточно. Но Ирена верила в то, что когда-нибудь этот кошмар закончится. И тогда разделенные семьи смогут воссоединиться. С этой целью она зашифровывала настоящие имена детей и их новые имена и адреса на листочках бумаги, которые закатывала в банки, а банки зарывала под яблоней во дворе дома своей подруги.
       В 1943 году в гестапо поступил анонимный донос, и пани Ирену арестовали. Что двигало доносчиком? Вряд ли обещание награды. Ведь донос был анонимный. А что тогда? Страх наказания за недоносительство? Ненависть к евреям? Месть красивой женщине? Сейчас нельзя с уверенностью сказать, почему тот человек так проявил свою свободу воли. Известно, что Ирену арестовали и поместили в тюрьму Павяк. Ей сломали ноги, перебили ступни, но она не выдала спасенных детей, не выдала друзей, помогавших ей укрыть их от смерти. Знала она, чем ей грозит молчание? Да. Но она проявила свою волю, сделала свой выбор. И ее приговорили к расстрелу. В день казни Жигота подкупила охранника, и Ирену удалось спасти. Гестапо считало ее мертвой, а она до конца войны скрывалась точно так же, как и спасенные ею дети.
       Когда Польшу освободили от фашистов, Ирена откопала банки с архивом и разыскала всех детей. К добру или к худу, но все дети узнали, что они евреи из варшавского гетто. Ведь многие из них были вывезены младенцами, а приемные родители выдавали малышей за поляков. Родные мамы и папы в абсолютном большинстве сгинули в печах концентрационных лагерей. Послевоенная Польша "отблагодарила" пани Ирену. За сотрудничество с Армией Крайовой и польским правительством в изгнании ее арестовали уже беременную вторым ребенком и отправили в тюрьму. Там малыш родился преждевременно и погиб.
       Лишь в 2003-м папа Иоанн Павел II написал Ирене признательное письмо, и польское правительство тут же наградило ее орденом Белого Орла, а в 2007 ее с большой помпой от своего лица номинировало на соискание нобелевской премии мира. Нобелевский комитет присудил премию Элу Гору и его слайд-шоу о глобальном потеплении. Весь этот цирк пани Ирена пережила тихо в своей маленькой комнатке в Варшаве. В инвалидном кресле.
       Она ушла в вечность 12-го мая 2008-го года. Ей было 98 лет.
      
       Пани Ирена не обладала богатством Ротшильдов, не меняла поклонников-миллионеров как перчатки, не выступала с модными песенками по городам и весям, не обладала высоким титулом или властью, неземным голосом или пластикой. Она не сделала ни одного научного открытия, не написала ни одного бестселлера. Она сделала больше: на ее счету две с половиной тысячи спасенных жизней. Именно столько спасла Ирена Сендлер - праведница мира. Хороший итог жизни, не правда ли?
      

    3


    Щербак В.П. Десятая муза   9k   Оценка:7.52*9   "Эссе" Проза

       Десятая муза
      
      Фреска из Помпеи условно называемая Сафо.
       "Сапфо фиалкокудрая, сладко-улыбающаяся, чистая..." - писал о ней её друг поэт Алкей.
      
       Давно это было... Много столетий назад, а точнее, в VII в. до н. э., примерно, в 625 году.
       В Древней Греции на острове Лесбос в семье "нового аристократа" родилась девочка. Дали ей имя Псапфа ( светлая, ясная) - так оно звучало по-эолийски.
       "Новыми аристократами" называли представителей греческих общин, обосновавшихся на острове позднее первых переселенцев. Эти эолийцы не считали зазорным родниться с семьями другой крови, заниматься торговлей, вести дела с простыми горожанами. Вот в такой семье, не самой аристократической, но достаточно знатной, и родилась будущая знаменитая греческая поэтесса.
       Известно, что у нее было три брата и что в шесть лет она осталась без отца и матери.
       Потом, когда к ней придет известность, ее имя претерпит изменения и будет звучать, как Сапфо, Сафо.
       Время жизни поэтессы было периодом политических волнений на Лесбосе, периодом борьбы за власть. Сафо вместе с братьями вынуждена была бежать на Сицилию. Но после очередной смены власти на острове, вернулась в родной город Митилену.
       Как сообщают древние папирусы, у нее были муж и дочь, которой она дала имя своей матери - Клеида.
      
       Древние века... Что мы знаем о них? Многое кануло в вечность. Там была другая жизнь... И даже другие боги...
       А Сафо? Как она вписалась в эту эпоху?
       Греческая культура... Она, в основном, мужского рода. Философы, поэты, скульпторы, историки - мужчины. Но и тут, оказывается, есть замечательное исключение - Сафо.
      
       Творчество Сафо было связано с жреческим служением богиням Гере, Афродите и Артемиде, которые отвечали за очень важные стороны жизни женщин.
       Ге́ра - покровительствовала браку, охраняла мать во время родов.
       Афродита - то же отвечала за узы Гименея и роды. Но еще и за любовь и женскую красоту.
       Артемида-девственная была богиней женского целомудрия, давала счастье в браке и помощь при родах. На острове Лесбос у нее был эпитет Термия. Она считалась покровительницей целебных источников, которых там было много. Следовательно, отвечала еще и за здоровье.
       В Элладе существовали женские фиасы - частные, обособленные, культовые объединения, посвященные богам. Сафо возглавляла такой фиас с поклонением Артемиде, Афродите и Гере.
       Одной из задач этого собрания была подготовка к замужеству знатных девушек. Проходила она с предсвадебными служениями богиням. Гимны и песни для них писала Сафо на эолийском диалекте, близком к разговорной речи того времени. Её стихотворные гимны и молитвы были проникнуты таким личным чувством, такою страстью, что казалось, что поэтесса непосредственно общается с богами.
       Распевы Сафо были рассчитаны на широкую аудиторию и предполагали обстановку пиршеств или празднеств, свадебных обрядов, религиозных мистерий.
       В те далекие времена слово было в содружестве не с листом бумаги, а с мелодией, с танцевальным ритмом. Проходила церемония с песнями и танцами, славили богиню любви Афродиту, богиню земли и плодородия Геру, богиню дикой природы и охоты Артемиду; обращались к ним с просьбами. Это было красивое, чарующее действо. Женщины и девушки несли гирлянды цветов, пели гимны, воспевали любовь и животворящие силы.
      
       Древние греки верили, что наука и искусство имеют своих покровительниц, муз. В Элладе их было девять. В честь этих богинь строились особенные храмы - мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни страны.
       Свой фиас Сафо называла "Домом муз". Это был не только религиозный, но и культурный центр. В рамках его программы она обучала девушек музыке, танцам, стихосложению. Они съезжались со всего Средиземноморья, чтобы послушать Сафо и постичь азы искусств. Там она учила своих подруг составлять и петь песни, танцевать, понимать и ценить прекрасное.
      
       Сафо была представительницей песенной, любовной лирики. Поэзия ее заслужила признание и поклонение ещё в древности. Она ввела в стихосложение несколько ритмических образцов, названных её именем - Сафические строфы.
       Учеными эллинистической Александрии поэтесса была включена в канонический список Девяти лириков. Единственная женщина среди девяти лучших поэтов!
      
       В греческой мифологии было девять муз. Десятой - Платон назвал Сафо. Главным достоинством её творчества считается напряжённая страстность. Чувства в произведениях поэтессы выражены просто и ярко. Она описывает состояние человеческой души и мы вместе с ней переживаем счастье, страсть, мучения... Недаром современники называли ее "страстной".
       Многие стихи Сафо посвятила своим молодым подругам. Вот одно, из наиболее знаменитых, в переводе В. В. Крестовского*.
      
       Блаженством равен тот богам,
       Кто близ тебя сидит, внимая
       Твоим чарующим речам,
       И видит, как в истоме тая.
       От этих уст к его устам
       Летит улыбка молодая.
      
       И каждый раз, как только я
       С тобой сойдусь, от нежной
       встречи
       Замлеет вдруг душа моя
       И на устах немеют речи...
       А пламя острое любви
      
      Быстрей по жилам пробегает...
       И звон в ушах... и бунт в крови...
       И пот холодный проступает...
       А тело, - тело всё дрожит...
       Цветка поблекшего бледнее
       Мой истомлённый страстью
       вид...
       Я бездыханна... и, немея,
      
       В глазах, я чую, меркнет свет...
       Гляжу, не видя... Сил уж нет...
       И жду в беспамятстве... и знаю -
       Вот-вот умру... вот умираю.
      
       Центром поэзии Сафо является любовь и страсть к разным персонажам обоих полов. И хотя, слово "лесбиянка" происходит от названия её родного острова Лесбос и связывается с именем Сафо, по поводу ее отношений к женщинам, которым она посвящала свои стихи, существуют неоднозначные мнения.
       На этот счет есть три точки зрения. Ни одна из них не доказана и не опровергнута. Выбирай, читатель, любую, согласно своей ментальности.
       Критики XIX века, объясняли страстность поэтического чувства Сафо к женщинам:
       1. Особенностью художественных приемов.
       2. Фактом "нормальности" таких отношений в социально-культурной традиции общества того времени. Подобные отношения женщин к женщинам, на почве дружбы или возвышенной любви для древности являлись столь же нормальными, как и отношения, существовавшие среди спартанских эфебов** или между Сократом и его учениками.
       3. Профессиональной ревностью Сафо к своим соперницам, вызванной чувством соревнования на почве поэтического и музыкального искусства.
      
       Сафо не была красавицей. Философ третьего века Максим Тирский писал, что она была "смуглой и невысокой". И не соответствовала идеалу античности - грекам и римлянам нравились статные белокурые женщины со светлой кожей.
       Но это неважно. Вернее, не самое важное. Сафо заслуженно получила признание при жизни не за внешнюю, за внутреннюю красоту. И позднее, на протяжении веков, художники и скульпторы изображали ее не иначе, как красавицей ( рис 1, 2, 3, 4, 5).
       Проходят века. Рождаются и умирают люди, появляются и исчезают города, страны, цивилизации. Но неизменной остается любовь и поэзия, воспевающая ее.
       Биение сердца греческой поэтессы Сафо мы ощущаем и сейчас по прошествии сотен и сотен лет.
       Сафо-десятая муза, муза любви.
      
      Примечание: * Крестовский В.В. - русский поэт и прозаик, литературный критик; ** Эфебы - в древней Греции юноши, достигшие совершеннолетия и составлявшие особый общественный класс учащейся молодежи в возрасте от 18 до 20 лет.
      
      
      
      1.Шарль Менжен Сапфо (1877)
      2.Глейр Сапфо готовится ко сну (1867)
      3.Рафаэль Сапфо (фрагмент фрески "Парнас", 1510-1511). Ватикан.
      4.Густав Климт. Сапфо. Венский исторический музей, Вена, Австрия, 1890
      5.Джон Уильям Годвард, "Во времена Сапфо", 1904
      
      
      
      
      

    4


    Попова Л.К. "Вк-7. Почему Королева стала Королевой?"   8k   "Эссе" Проза

       

    5


    Мудрая Т.А. Монахиня на все времена   20k   Оценка:5.18*6   "Эссе" Проза

    Некоторые люди приходят на землю как бы в укор остальному человечеству - но и к вящей его славе.
    Необыкновенности начались с самого рождения девочки.
    Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес де Сантильяна родилась в ноябре 1651 года в гасиенде (считай, деревне) Сан-Мигель-де-Непантла. Семья с пышным дворянским хвостом имён, образованный дед, а внучка, как и две её старших сестры, - незаконнорожденная, от испанского капитана. В конце концов, он удалился, исчезнув из памяти семьи.
    А дочери? Таким нет ходу ни в добропорядочные жёны, ни в монахини - ибо за ними не дают ни приданого, ни требуемого обителью взноса.
    Детям было легко не задумываться об этих печальных материях. Их родное селение было, по современным меркам, глухой дырой. Но - в шестидесяти километрах от столицы, Мехико, и у подножия знаменитейшей пары вулканов Истаксихуатль и Попокатепетль. Один из вулканов покрыт вечными снегами, другой пышет вечным пламенем, а по склонам обоих царственной мантией спускаются дубовые и кедровые леса. Воздух прозрачен, солнце - ослепительно: оно ведь тоже бог, ведь в этой древней земле всё сплошь - боги...
    Инес была самой младшей и самой яркой из трёх девочек. Выучилась читать в три года, подсмотрев за старшей сестрой. Когда ей исполнилось восемь, в солидной дедовой библиотеке не осталось ни одной книги, которую бы она не прочитала. Вначале, правда, её ждало разочарование - книги в основном были написаны по-латыни. Она настояла на том, чтобы брать уроки этого языка, и родные не посмели ей отказать - впрочем, дед, человек на диво образованный для того времени и места, поощрял внучку.
    Обучение Инес было поручено священнику. (Надо сказать, что высокая образованность и дело защиты коренного населения было традиционной прерогативой духовных лиц. Уделом дворян была почти полная неграмотность и звание притеснителя ацтеков; впрочем, случались достойные и приятные исключения.) Под руководством достойного Мартина девочка овладела латынью лишь за двадцать уроков, чем повергла учителя в крайнее изумление. Кажется, девочка и сама задавала себе уроки и следила за их исполнением, потому что нередко остригала себе кудри, если заданное не удавалось выучить к назначенному сроку. Она считала, что так наказывает себя за невежество собственной головы, ибо для неё знания - более желанное украшение, чем причёска.
    Так девочка ознакомилась с трудами Платона, Аристотеля и Эразма Роттердамского в оригинале, а также богословием и медициной. И этого уже было из неё не выбить никакими угрозами и наказаниями.
    В девять лет все мечты Инес сосредоточились на столичном университете - она спланировала побег из дома в мужской одежде. Но авантюры не понадобилось: родные, изрядно напуганные стремительным взлётом и дерзостью дарования, отпустили девочку по доброй воле.
    Не прямо в университет, разумеется: к родным на поселение. То были дядюшка и тётушка, вхожие в дворец вице-короля и притом достаточно умные, чтобы не ограничивать необычные стремления питомицы.
    А она росла на книгах, словно на самой питательном корме. Преподавателей уже в дом не приглашали: Инес хватало одних книг.
    К тому же она становилась красавицей: карие глаза, высокий лоб, прямой нос, изящные руки, обаятельная улыбка, живой и дружелюбный характер.
    Когда Инес исполнилось тринадцать лет, то есть в 1664 году, Мехико получил из Испании нового вице-короля и вице-королеву, чету маркизов Мансера. Девушка была представлена при дворе и завоевала такую любовь и доверие высокой четы, что вице-королева сделала её своей первой фрейлиной. А значит - второй женщиной страны и первой невестой.
    Так гениальное дитя вмиг оказалось в средоточии культурной жизни столицы - и это оказалось для неё благодатной почвой.
    Мексика тогда была для европейцев воплощённой арабской сказкой. О пышности тамошнего двора ходили легенды. Оттуда в Старую Испанию непрерывным потоком текла роскошь: золото и изумруды, ценные породы дерева и какао, меха и сафьян, перья экзотических птиц и индейские ткани. Через Мексику проходили торговые пути Европы к странам Дальнего Востока: Китаю и Японию. Оттуда везли фарфор и лаковые изделия, часть из которых естественно оседала на перепутье.
    Земля за океаном была, однако, далеко не символом наживы. Все сколько-нибудь незаурядные люди в Испании того времени стремились за океан - ближе к золоту и алмазам, подальше от инквизиции, которая здесь не свирепствовала - лишь отзывалась глухими раскатами грома. Оттого здешний наместник традиционно играл роль просвещённого и благосклонного монарха.
    Он был и чувствовал себя здесь калифом на час, но вокруг сияла и рассыпалась бриллиантовыми брызгами самая настоящая сказка тысяча и одной ночи...
    Для коренных же мексиканцев наиболее ценной были не дары, так сказать, физического свойства, но вся культура Старого Света, взятая в целокупности. Не как предмет обладания, но в качестве образца, который надлежало превзойти. Здесь бурно формировалась новая нация, до поры до времени себя не осознающая, но обладающая незаурядным потенциалом.
    Оттого у вице-короля принимали всех, кто мог привезти новое: свежие политические анекдоты и стихи, вести о последних научных открытиях, книги, находящиеся под запретом. Люди тоже числились здесь по по разряду драгоценностей - на сей раз живых. Представители знатных испанских фамилий, что покинули обедневшие поместья в поисках новой жизни. Отважные мореплаватели - верные солдаты его величества, но с некоей необузданной жилкой и лёгкой склонностью к пиратству. Ученые отцы-иезуиты, вынужденные приобщать "дикие племена" к христианской цивилизации, дабы их не истребили под корень.
    Инес посчастливилось стать символом и светочем бурного восхода. Не забудем, что она свободно владела языками всех мексиканских культур...
    В Испании и, следовательно, в её заморском двойнике процветал театр. Не было в живых ни Лопе да Веги, ни Кальдерона, однако при дворе вице-короля ставили спектакли, текст для которых сочиняла его первая дама.
    В моду вошли поэтические причуды барокко с его смелыми метафорами, ветвистыми образами, затейливой рифмовкой, отсылкой к другим мэтрам и мятежным смыслом, замаскированным афористикой: Инес вряд ли уступала лидеру течения, великому Гонгоре в искусстве и, возможно, превосходила в славе. Всё же Гонгора, как можно вспомнить, был священником, а Инес - юной девушкой, которая вступает в любовь, как на неизведанный, манящий континент. Он поневоле был скрыт от взоров облаком рясы, она невозбранно блистала звездой первой величины во всех взорах: её даже прозвали "мексиканским фениксом". (Феникс, по легенде, - и вправду более звезда, чем пернатое созданье: светя другим, сгорает сам на собственном костре.) При всём блистании и отточенности мастерства стихи Инес настолько искренни и сердечны, что на первый взгляд кажутся почти безыскусными. Она легко и непринуждённо подчинила рифме свои мысли и чувства: там, где испанские поэты надевали маску и искусно прятали душу, их юная современница, в силу наивности или бесстрашия, её обнажала. Эта искренность принесла ей дары обоего рода: восхищение и ненависть, мрачное презрение и славу, сверкающую подобно алмазу.
    И ведь отточенность чувств и их выражения соединялись в ней с блистанием вечно несытого разума. Что было ещё менее простительно для женщины...
    Мысль о том, что всё возникшее обречено закончиться: и любовь тоже. Мысль о превосходстве разума над страстью. Неуёмная тяга к познанию...
    Глубина её научных знаний не раз подвергалась сомнению - вице-король был, наконец, вынужден устроить публичный экзамен, где многочисленный синклит задавал юнице каверзные вопросы из всех сфер знания. На испытании присутствовали выдающиеся богословы, философы, математики, историки, литераторы Новой Испании - настолько широко распространилась уже в ту пору известность Инес и настолько громко звучало её имя.
    Инес выдержала испытание с блеском: никакая придворная суета не могла отучить её совершенствоваться в науках. И никакая слава - возгордиться: для такого девушка слишком хорошо знала и ценила себя.
    Известность её возросла до небес. Бывшей бесприданнице предлагали - одну за другой - блистательные партии. О вкладе невесты, в те времена необходимом для ведения совместного хозяйства, можно было не заботиться: правитель, не скупясь, оплатил бы всё.
    Только вот времени для занятий тем, чего Инес особенно жаждала, удавалось выкроить всё меньше. Любое ответвление жизненного лабиринта неизбежно оканчивалось тупиком.
    Оставаться при дворе, только на более скромных ролях? Один королевский наместник неизбежно сменял другого, и тратить силы на то, чтобы удержаться в прежней свободе, могло не хватить.
    Стать чем-то вроде высокопоставленной дамы полусвета? Но о таком ни в одной из Испаний даже не слыхивали. Не по нраву, да и не по возможностям девушке, которая хоть и размышляла о противоположном поле, то мимолётно.
    Сделаться "синим чулком", опередив сатиры Мольера примерно на столетие? Никогда в натуре сияющей жизнелюбием Инес не наблюдалось учёного занудства. Знания её приобретались и расточались примерно так же, как воздух и солнечный свет.
    Выйти замуж и замаскироваться тихой и размеренной семейной жизнью? Пылкая влюблённость в избранника в те времена мало что значила. В спутники жизни выбирали верного, понимающего друга. Да и время сначала "не поджимало" - хотя девица шестнадцати лет уже считалась старой девой в венце безбрачия.
    Только любой мужчина рядом - уже по умолчанию препятствие для овладения науками и искусствами. Ведение дома и воспитание детей... Эти традиционные занятия замужней сеньоры - "не рукавица: с белой ручки не спихнёшь и за пояс не заткнёшь". Сам сеньор - либо мягкий тиран, либо слегка ироничный подкаблучник: это ещё наиболее мягкий вариант. И в любом случае помеха наиглавнейшему наслаждению в жизни.
    А ведь в своё время эта девочка, как все дети, охочая до лакомств, отказалась есть сыр, потому что её убедили во вреде его для мыслительной деятельности... Без еды она в какой-то мере могла обойтись, без мужской любви - безусловно. Но жить умела лишь непрерывно познавая новое. В неуклонном и неукротимом движении к истине.
    И вот Инес решилась на крутой поворот судьбы.
    "Писательство для меня - не пустая прихоть, а потребность души, подаренная с неба... - объясняла она. - Или я не умоляла Господа потушить во мне огонь ума, поскольку, как считают многие, женщине ум не нужен и даже вреден. Но Господь не внял моим мольбам, и тогда замыслила я похоронить себя, своё имя и в то же время и свой ум в монастыре".
    Всё высокопоставленное общество было взбудоражено: первая красавица, самая завидная невеста Мексики собирается уйти от света и затвориться в обители - чтобы калейдоскоп празднеств и развлечений не мешал занятиям наукой. Пусть она, хоть и искренне верующая, не одухотворена настолько, чтобы это осветило все келейные занятия. Пускай книжные труды и доступный лишь урывками отдых густо перемежаются молитвой - но это не так уж будет тяготить. Пусть живое чувство к Богу, которым бывают наделены мирские поэты, именующие себя атеистами, у неё отсутствует. Но свободный, широкий путь, как ни удивительно, возникает перед Инес именно на этом поприще. Разумное решение, каким бы неразумным и выходящим из рамок оно ни казалось окружающим. Только Инес вечно из рамок выламывалась.
    Истинный свет никогда не удаётся прятать под спудом.
    Итак, вскоре, отказавшись от светской жизни и, по всей видимости, будущего замужества, шестнадцатилетняя Хуана Инес ушла в монастырь.
    Церемония перехода Инес, ныне Хуаны Инес де ла Крус, в иное состояние бытия получилась торжественной. Взнос за новоиспеченную Христову невесту внесла вице-королевская чета, на обряде пожелало присутствовать множество столичных жителей.
    Выбранный ею орден иеронимиток был настолько либерален, что напоминал скорее вольное женское общежитие или институт благородных девиц. Даже молебны докучали Хуане, повторяем - искренне, хотя без одушевления набожной, - не более чем певцу-профессионалу надоедают спевки или репетиции хора. А ведь пространство любой монашеской жизни прошито молитвами...
    Собственно мы сейчас, представляя себе монастырь, невольно попадаем в плен устоявшихся стереотипов (пускай даже и слегка расшатанных). В каждой келье была своя кухня, ванна с горячей водой, помещение для отдыха и зал для приёма гостей. Каждую монахиню-дворянку обслуживало несколько служанок, попросту говоря, рабынь.
    Вот в таком вот небольшом, но приятном убежище сор Хуана де ла Крус разместила библиотеку в четыре тысячи томов, самую большую в Новом Свете (многие книги были получены в дар от авторов), музыкальные инструменты, астрономические приборы и даже одну из самых свежих новинок: микроскоп. Здесь сестра Хуана давала ученицам уроки музыки и драматического искусства, отсюда во все сторон света летели письма великим людям современности...
    И, естественно, в монастырь наведывались многочисленные гости: иногда утешить именитую и знаменитую затворницу, чаще - насладиться беседой с одним из блестящих умов современности. Что уж говорить о светских подругах и добрых сёстрах-иеронимитках, которые, желая скрасить тяжесть ее разлуки с вольной жизнью при дворе, считали должным урвать минутку, чтобы зайти в апартаменты Десятой музы (так именовали в стране знаменитую сестру). Здесь многому учили и учились сами: начиная с музыки и кончая изощрёнными богословскими рассуждениями.
    Послушав службу в монастырской часовне, благородное общество в лице владыки и его свиты нередко устремлялось на премьеру пьесы, сочинённой и отрепетированной самой сестрой Хуаной.
    Удивительно ли, что с лёгкой руки правящей четы тихая келья окончательно превратилась в блестящий литературно-научный салон, где правила Десятая муза.
    И неудивительно, что Хуана часто жаловалась на отсутствие времени для уединенных занятий.
    В 1673 году маркиз и маркиза де Мансера отбыли на родину. Через несколько лет в Мехико прибыли новый вице-король, маркиз де Лагуна, и его супруга Мария Луиза, урождённая графиня Паредес. Впервые в жизни сестра Хуана встретилась с прекрасной, умной и утончённо образованной дамой своего склада и возраста. Завязалась дружба; в новом, юном приливе поэтического вдохновения монашка выводила маркизу под именами Филис и Лизис.
    Последний дар судьбы. Но что может счесть даром добровольная затворница, у которой и божественные прозрения принимают натурфилософский вид?
    Ибо кульминацией поэтического творчества сестры Хуаны становится пространная поэма "Первое сновидение", метафизический сон, в котором поэтесса рассказывает о том, как душа, освободившись от тела, направляется во внешнее пространство в поисках себя подлинной. Однако в мистическом трансе душа не ищет слияния с божественной силой - лишь пытается осознать саму себя и окружающий мир.
    Кульминацией человеческих привязанностей стала дружба двух сестёр по духу и разуму.
    Кульминацией самой жизни...
    Тут становится трудно говорить.
    С отъездом вице-королей воздух над головой сестры Хуаны опасно сгустился, так что дышать и творить становилось всё труднее. Новый архиепископ Мехико, Франсиско Агийяр-и-Сеихас, славился ярым женоненавистничеством и противником театра - что и говорить о том прискорбии, когда пьесы (добро бы религиозно-нравоучительные, так ещё и мирские) пишет монахиня!
    То, что рачением маркизы де Лагуна поэтические произведения были изданы в Старой Испании, нимало не смягчило положения дел в Испании Новой. Удача могла отвернуться от Хуаны в любой момент - довольно было повода, небольшого толчка. Или провокации - намеренной или нет.
    Хуану, которая слыла - и поистине была - выдающимся теологом, попросили написать опровержение на знаменитую проповедь сорокалетней давности, составленную монахом-иезуитом Антонио Виэйрой. Сестра Хуана ответила на предложение длинным письмом частного характера, в котором мастерски разгромила проповедь по всем статьям. Для неё эта работа была очередным наполовину шутливым упражнением в риторике и логике на примере из богословского учебника. Возможно, развлечением не вполне этичным и во многом бестактным - аргументами того же уровня просвещённости знаменитый воин Иисусов защищал права индейцев, чем и прославился в веках. Его именем буквально клялись все мексиканские иезуиты.
    Письмо внезапно было опубликовано и разошлось весьма широко. Теологи с наслаждением смаковали аргументы, изложенные в нём, и слали автору поздравление за поздравлением...
    Подлость заключалась в самом факте широкой огласки. Другая подлость была в том, что издатель и автор предисловия к письму, скрывшийся под маской Филотеи де ла Крус, мешал преувеличенные восторги с плохо скрываемой язвительностью вес Инес - советуя ей не расточать дар Божий на низкую поэзию с драматургией и вплотную заняться богословской критикой. Поговаривают, что Филотеей был сам архиепископ Всемексиканский. По крайней мере, провокация случилась с его подачи, и в результате её начальство Хуаны получило предлог обвинить неудобную сестру в гордыне и пренебрежении монашеским послушанием.
    Чтобы восстановить свое доброе имя, сестра Хуана пишет и публикует последнее и, пожалуй, самое известное произведение - "Ответ сестре Филотее".
    Это была виртуозная защита чести женщины, поэта и ученого, которую глубоко оскорбили бесцеремонная огласка частного письма и двусмысленные пожелания по его поводу. Блестящая попытка показать, сколь необходимы для женщины познание и творчество. Горячее отстаивание права женщин на образование - ведь каждая католичка времён Контрреформации получила право и почти обязанность понимать свои священные книги во всей полноте.
    Она не учла одного. Женщине могут простить занятия поэзией, но не то, что она блестящий богослов и теолог, который играючи разбивает "мужские" аргументы.
    "Ответ", составленный в самых изысканных выражениях, нисколько не успокоил ее духовных пастырей нашей тихой мятежницы. Они продолжали настаивать, чтобы она, во исполнение монашеских обетов, отказалась от мирских занятий, как, впрочем, и от публичного богословия. Сестра Хуана послушно продала всё свое имущество, раздав деньги бедным. Освободила служанок - скорее младших членов семьи, чем рабынь. И - что самое тяжкое - дала обет не прикасаться к перу и бумаге. В Мехико возникла такая смута от её религиозного рвения, что следующий архиепископ тоже продал все свои книги, драгоценности, антиквариат и даже собственную кровать...
    А что сама великая Сестра от Креста?
    Кажется, всё в жизни бывало ей дано лишь для того, чтобы отказаться.
    Что книги! Для такого мощного ума все внешние опоры - лишь игрушки.
    Занимаясь кулинарией, Хуана сделала несколько открытий в области органической химии и написала (а, всё же коснулась письменных принадлежностей? Или схитрила, как в последний свой день?) труд по механике, основываясь на работе прялки. Единственно от чего - от познания мира она отказаться не умела: это давным-давно вошло в её интимную природу.
    Некий церковник отмечал, что Хуана не идёт, а летит по стезе добродетели - в смысле, что не мешало бы её притормозить, сеньоры. Убьётся ведь.
    Он был прав. Всё на этой стороне жизни близилось для неё к итогу. Да и покаяние, такое пафосное наравне с искренностью, закончилось скоро. В стране, в столице и в монастыре началась эпидемия чумы. Сестра Хуана ухаживала за больными сёстрами и заразилась сама. Сохраняя верность данному обету не касаться пера и бумаги, она написала завещание на стене кельи пальцем, облитым собственной кровью: "Здесь будут отмечены день, месяц и год моей смерти. Во имя любви Господа и Его Пречистой Матери я молю своих возлюбленных сестёр - и двух ныне живущих, и уже ушедших - помянуть меня перед Ним, хотя я была худшей женщиной на свете. Подписано: я, Хуана Инес де ла Крус". По свидетельству выживших монахинь, "она умерла в полном сознании и с полным спокойствием".
    Три смерти пережила она и три возрождения.
    Для тьмы - к свету.
    Для света - к тишине.
    Для самой смерти - к бессмертию.
    Как подземный ручей к поверхности планеты, она исподволь торила себе дорогу в вечность...

    Связаться с программистом сайта.

     Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список
    Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"