В жизни нам можем посчастливиться встретить немало удивительных и прекрасных вещей - прочитанных книг, интересных людей, мудрых мыслей.
Но того, что незримо изменит что-то в нашей судьбе, что останется для вас навсегда самым сокровенным и тайным - таких 'прекрасных вещей' всегда немного. И они навсегда остаются с нами, в нашей душе - нашим личным непознанным до конца даже нами самими... секретом.
О таком личном секрете, который все равно останется личным, сколько бы людей о нем не прочли, мне хочется сейчас рассказать.
То, на что можно смотреть вечно... Внезапно-озаряющий рассвет, медленный задумчивый закат, мерцающие зимние звезды, мир с вершин гор в облаках, пламя ночного огня и... дредноуты.
...
Да-да, вы не ослышались! И даже не сами по себе (хотя они великолепны!), а то, какими они предстают в полумраке сцены, в историях, рассказанных о них одним единственным человеком.
Он и сам, как морской гигант-исполин однажды ушел под воду, исчезнув из всех социальных сетей. Наверное, теперь пишет книги и дневники гусиными перьями, и изредка шлет нам радиограммы. Да и 'Дредноуты' успели обрасти благородной сединой и классической театральной пылью.
Не корабли, конечно же, нет, а легенды о них. Великие корабли не могут проржаветь, не могут зарасти водорослями и покрыться тиной. Пока мы помним о них - корабли остаются в Вечности. Но если Автор все еще смотрит иногда в сети 'что-то о себе', то, возможно, однажды он прочтет это скромное, как маленький баркас, эссе, посвященное его лучшему (из двух по мнению автора эссе) спектаклю.
По крайней мере, с целевой аудиторией 'спектакля для женщин' Автор точно не ошибся (смайлик).
Да, о самом любимом, самом сокровенном, о том, что заставляет рождаться бабочек в душе - не всегда хочется говорить. Не всегда хочется говорить - вслух. Но так бывает, что наткнувшись случайно на старый файл одного моно-спектакля, 'Спектакля, который не получился'(с), ты вдруг смотришь его как будто впервые.
И будто впервые проплывают над твоей головой, словно облака-призраки, эти огромные мистические корабли...
И сквозь пелену времени вдруг обретает реальные черты Человек. Тот, что стоит на палубе в снегопад, и смотрит, как тает снег в океане.
И думает, что и стоит он здесь только ради того, чтобы этим снежинкам было ради чего угасать.
А еще он спрашивает нас... или себя: 'Почему из хороших, добрых, светлых мальчиков - почти всегда вырастают' самые обычные мужчины'?
Но даже они не опускают флагов на тонущих кораблях.
'Ненастоящий спектакль, который не получился' изначально задумывался как самый 'настоящий'. С декорациями, актерами, действием. Но незадолго до премьеры случилась трагедия с подлодкой 'Курск'... И вместо того, чтобы 'сыграть в унисон' к этой теме, было принято решение - закрыть спектакль... И поставить совсем другой, камерный.
И это решение стало судьбоносным. Кто бы мог подумать, что для того, чтобы рассказать невероятную историю - не нужны огромные декорации, актеры и драматичное действие. Достаточно стола и стула, эмалированного тазика, в котором будут плавать бумажные кораблики, и одного единственного человека - которому есть о чем рассказать. И зрителей, которым есть о чем послушать.
Еще время от времени на сцену будут подпускать дым. Как комментирует Автор: 'Особо это ни для чего не нужно, просто красиво'.
Да и стул на сцене стоит лишь для того, чтобы актер мог иногда присесть на него, в паузах.
А мы бы могли в это время о чем-то подумать.
К примеру, о том, как все начиналось! В любой истории, это всегда самое важное.
Свой монолог Герой начинает с того, что сетует на то, что женщины совсем не читают 'книжек про корабли', и что в военных музеях их не встретить (хохочущий смайлик). А ведь там все так интересно, в этих книгах, и в этих музеях - 'с фактами, цифрами, схемами, картинками!' (с).
И главное - там содержится очень важная (почти секретная...) информация о мужчинах, которую не встретишь ни в одной книги по 'психологии мужчин', которые женщины как раз любят и читают.
И поэтому он, Автор, решил, наконец, исправить дело. Для начала приобщить женщин к понятиям 'такелажа', 'водоизмещения' и 'огневой мощи'. Но лишь с одной целью - помочь понять мужчин!
Начало Спектакля знаменуется огромным, пышным парадом военных кораблей (точнее рассказом о нем), который устраивает британский флот для своей Королевы. Королева в восхищении. Она смотрит в подзорную трубу на стройную кильватерную колонну и милостиво кивает. А Принц Уэльский радуется как ребенок, потому что зрелище это действительно достойно королей. Британский флот начала века - самый мощный и сильный флот мира. Ура-ура, британскому флоту! Ура дредноутам. Люди бросают цветы, чепчики и шляпки в воздух.
Очень скоро... даже слишком скоро эти корабли уйдут из портов в пылающий океан, где будут громить друг друга в Первую Мировую. И будут гореть и погибать. И вместе с ними будут гореть погибать люди... Сотнями, тысячами. И будут совершать корабли свои безмолвные подвиги. В войне, которая была нужна всем, и не нужна - никому. Как будто, Первую Мировую войну и начали лишь для того, чтобы выяснить, чьи дредноуты лучше: немецкие или британские. 'Хроники объявленной смерти' - так называли тогда этих монстров технологического прогресса. Морские чудовища 20-го века.
О российском флоте в этой истории почти ничего не будет, как ни странно. Но это совсем не делает эту моно-повесть - менее близкой и понятной. Мужчины с их войнами и кораблями - 'они такие мужчины', как бы сообщает Автор. Они такие и в британском порту, и в русском.
И эти войны, пылающие, сжигающие душу и человеческое достоинство, ломающие судьбы, проходят перед нашими глазами так зримо, будто мы и сами были их свидетелями. Будто мы сами присутствовали на том королевском параде. И сами видели, как последний раз перед выходом в море, зная о том, что его ждет, напивается в аргентинском баре какой-то неизвестный офицер.
Да, мы были в том баре тогда, перед тем боем. Там было шумно и дымно. Нестройно бренчала гитара. Он сидел за простым ресторанным столиком, накрытым белой скатертью, с бутылкой вина...
И в самом финале, когда будут гореть и падать на дно (эмалированного тазика) кораблики, мы поймем - это уходят в тени прошлого, как призраки, огромные неуклюжие морские динозавры.
Да, там было дымно... в том баре. И в этот огненный туман уходили корабли. Последние из выживших.
В финале захочется помолчать под звуки аргентинской гитары в далеком портовом баре. Захочется помолчать с кем-то, в одиночку молчать особенно грустно. Подумать о снеге, бесцельно падающем и навсегда исчезающем в океане.
О том, как странно, бессмысленно и глупо, и в то же время необыкновенно правильно - устроена жизнь.