Аннотация: Это нечто, написанное в оригинальном жанре, весьма далеком от классики писаний в жанре потока сознания.
Леонид Вулло
ПОТОКИ СОЗНАНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мои уважаемые читатели! Должен сказать вам несколько слов до того, как вы начнёте читать эту работу. Дело в том, что я вовсе не литератор. (То есть не поэт и не прозаик.) Раньше в жанре полноценной прозы нигде ничего не публиковал.
Так что, мне даже трудно определить, к какому именно жанру эта литературная работа относится. Вполне возможно, что она открывает некий новый литературный жанр. (Напоминающий жанр повествования в рассказе "Москва-Петушки". Только без мата и прочих безумств запойного литературного героя.)
Её название может привести к недоразумениям. Это вовсе не классика жанра поток сознания. Тем более, что я даже ничего написанного в этом жанре не читал...
Я вовсе не имитировал поток сознания, поскольку для моего сознания это норма. Так что, имитация потока сознания мне не нужна.
Эта работа писалась и выставлялась по частям на сайте Проза.ру. Я не стал удалять следы такой публикации по частям. Быть может, что так даже лучше...
Поскольку ещё живы некоторые мои литературные герои или их родные и близкие, я старался не называть их настоящие имена. Впрочем, для моих земляков они и так легко узнаваемы.
Что из всего этого вышло, предстоит оценить уже вам.
АВТОР
Поток сознания, часть1
Под потоком сознания в литературе принято понимать литературный приём, использованный несколькими авторами в своих произведениях много лет тому назад.
Большого распространения среди авторов он не получил. Имитировать поток сознания авторам довольно муторно, а их читателям просто не приятно ощущать тяжкий аромат явной химии. Так что, помнят о потоке сознания сейчас разве что историки литературы...
Для меня поток сознания является нормой, а не давно забытым литературным приёмом. Так уж вышло, что в моей памяти хранятся вовсе не факты в их хронологической последовательности и исторической взаимосвязанности, а наборы картинок или фоток.
Они играют роль гиперссылок, которые позволяют свободно перемещаться по волнам моей памяти. То есть, тянут её в ту или иную сторону, как сейчас тянут в ту или иную сторону ведьм из битвы экстрасенсов бог весть какие потусторонние силы.
Но не только эти картинки могут играть роль гиперссылок в моей памяти. Её могут играть простые слова, запахи и даже цифры.
Например, узрею я непомерно большие цифры прозаиков, разместившихся на неком литературном сайте и эти цифры сразу же потянут меня к ранее написанному мной эссе о таланте и призвании. Да вот же оно!
***
Стержень призвания
Умеренно просвещённая публика вовсе не способна отличить талант от призвания.
С неё и спрос не велик. Считать в уме уже не умеет, писать почти разучилась, ибо теперь клавиатурой пользуется, скоро и говорить разучится... Но мы то с вами должны отличать. Ведь это совсем просто.
Талант - это вроде наших прав, а призвание весьма напоминает воинскую обязанность. Призвал тебя Создатель. Как говорят сейчас на Фабрике звезд: " Ты попал!". И будет мучить тебя неосознанное тобой и неощущаемое другими твоё призвание к великому служению. Так что можешь пока радоваться тому, что ты избранный. Таких очень мало. А можешь и волком завыть. По той же причине...
Дар Создателя - это вам не свадебный подарок. Он обязывает.
Вообще - то теоретически от него можно сознательно отказаться. Отказываются же люди от наследства. Особенно если оно обременено долгами... Так что попробуйте, если хотите. Но не советую... Может и боком выйти. Бывали такие случаи...
Можно сознательно принять дар служения. Расписаться в призывной повестке... Тогда придётся служить. Тяжело это служение. Для простых смертных оно вообще непосильно. Но призванному Создатель даёт и талант, и силу служить его непостижимому замыслу. Люб ему избранный. Но ведь кого он больше любит, того больше и испытывает. Не возропщет ли?
Печальна судьба творческой личности... На этом свете награда в нашем понимании ей вовсе не положена! Разве можно считать наградой в нашем понимании терновый венец великомученика? То-то и оно, что нет...
Так что не вымаливайте призвания у Создателя своими молитвами, святая вы простота. Лучше уж просите таланта в полной мере, то есть гениальности.
Это одно удовольствие- бездна прав и никаких обязанностей по служению. Порхай себе, как птичка. Ты можешь всё! А если не хочешь делать того, что можешь, то тоже дело сугубо личное. Разве что жена сволочью назовёт, если и в постели не захочешь делать то, что можешь. Но ведь на жене свет клином не сошелся...
Необходимость разумного государственного отношения к творческим личностям подавляющее большинство государств уже осознало в большей или меньшей степени.
Кадровая политика должна быть разумной! Иначе произойдёт естественный отбор. На государственном уровне он ведь тоже происходит. Сколько государств и народов исчезло до срока без следа... Спросите историков. Они вам расскажут.
Теперь самое время перейти к мере этого государственного осознания. Она везде различна, но везде далека от Идеала, недостижимого, как горизонт.
Возьмём, к примеру, некогда культурную Францию. (Это была действительно культурная страна, пока она не распахнула непомерно широко свои двери для далеко не культурного и к тому же враждебного её культуре населения.)
Так вот, во Франции принято повторять, что достаточно убрать из страны всего сотню лучших творческих личностей и.. культурная Франция превратится в большую деревню.
В России иной менталитет. Она пережила вывоз мыслителей целыми теплоходами. И представьте себе, спокойно это пережила. Правда, полагаю, что её теперешняя жизнь является страшной расплатой и за этот философский теплоход. И других глупостей натворили... Но всё это- всего лишь моё личное мнение.
Отбирать таланты уже научились. Их реально отбирают, причём в самом раннем возрасте в области спорта и балета. Физико - математические школы тоже есть.
Но талант без призвания, как правило, совершенно бесплоден. А имеющих дар призвания неизмеримо меньше, чем наделённых талантом. В результате процент выхода годных при такой технологии ничтожен!
Добавим, что призванных следует по уму беречь, а не "гасить" без крайней необходимости. А ведь это происходит слишком часто! С идиотским лозунгом "Незаменимых людей нет!" пора кончать.
Даже в уголовном сообществе, где всё решают по понятиям и по уму, принято считать, что вор в законе незаменим и назначать при его отсутствии в конкретной тюрьме лишь временно исполняющего его высокие обязанности (положенца). До лучших времён...
И это весьма разумно. Вот заменили главного конструктора Королёва лишенной дара призвания личностью и ... не видать нам Луны.
К сожалению, бывают не только нереализованные таланты, но и нереализованные призвания. О загубленных талантах пишут довольно часто. Одних загубили окружающие, других- социальные условия. Есть и третьи, которые загубили себя сами... А вот о нереализованных призваниях не пишут.
Но они есть. Человек мучает себя и других, ибо его мучает неосознанное призвание. Он чувствует, что готов к служению, но не может найти своего служения. Бывает и так, что проявления призвания пугают человека. (Такое случалось даже с религиозными лидерами...)
Эти люди остро нуждаются в помощи мудрого наставника. Да ведь далеко не всегда рядом есть такой наставник. В результате призванный попадет в чужую колею. Сначала в одну, потом в другую, но тоже чужую. А время идёт... Раннее выявление призвания не только личная, но и государственная проблема. Важность её для государства ещё не осознана. А жаль...
Если призвание будет признано, как научно обоснованный феномен, а проблема его раннего выявления решена, то на повестке дня другой кадровый вопрос встанет по-другому.
Лишенным призвания будет противопоказано занимать чужое место. Не дают же водительские права слепым... Правда, до этого ещё очень далеко даже в сфере науки. (Об управленцах я уже не говорю. Там всё решает естественный отбор, ставший в реальных условиях противоестественным с точки зрения выживания общества.) Но рано или поздно это будет сделано повсеместно. Во всех цивилизованных государствах. И чем скорее, тем лучше!
P.S. На этом мой ранее опубликованный текст заканчивается, но сейчас я уже готов добавить к нему кое что, о чём раньше хотя и знал, но публично распространяться не стал.
Кое-что предлагаю рассмотреть на примере писателя А.П. Чехова. А об остальном мы потолкуем потом.
Имел ли этот писатель изначально такие дары Создателя, как талант и призвание? Ответ отчасти вполне очевиден. Изначально заметного таланта писателя он не имел. Перебивался низкопробной литературной подёнщиной в прагматических целях дополнительного заработка. И всё...
Был ли у него такой дар Создателя, как призвание к писательскому служению? Так ведь этот дар ощущает лишь сам человек, а не его окружающие. Так что ответа на этот вопрос нам уже никогда не сыскать.
Но вернёмся к дару таланта. Для тех, у кого есть изначально хотя бы минимальный талант, возникает вопрос о его развитии. (На деле талант и означает способность к саморазвитию в той или иной области.)
Так что свой минимальный исходный талант этот писатель развивал до кондиций признанного писателя мирового уровня, совершая всё более широкие и всё более опасные скачки через пропасть, разделяющие разные уровни таланта.
Для писателей их опасность не столь очевидна, как для художников, физиков и математиков высокого уровня. Да и судьбы поэтов, хотя и часто бывают трагическими, но ведь этот не те трагедии, которые заканчиваются в дурдоме...
Словом, я не писал о том, что, качая свой талант, его обладатели сильно рискуют тем, что при очередном прыжке через пропасть между его уровнями, они могут и не допрыгнуть...
При этом их сознание находится в состоянии, которое мозговеды классифицирую как безумие, хотя на деле оно таковым не является.
Великое множество великих людей побывало в дурдоме в таком состоянии. После чего мозговеды заявляли о том, что их пациенты творили там даже успешнее. А простые люди делали на их заявлених выводы о том, что гений и безумие не разделимы, хотя это вовсе не так.
***
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ. Продолжение следует.
Поток сознания, ч.2
Потоки сознания опять затягивают меня в сторону детства. Именно там
всё начинается и там, порой, всё и кончается... Хотя в моём детстве нет ничего такого, что свидетельствовало бы о моём призвании стать писателем. Ведь я даже на заборах ничего не писал...
Своё призвание я ощутил гораздо позже, но было оно направлено скорее на профессию "поиск нового", хотя книга под таким названием появилась гораздо позже, а такой профессии официально нет до сих пор. Такое бывает. Профессиональные изобретатели есть, а самой их профессии нет.
В дальнейшем это ещё не осознанное призвание побудило меня к знакомству с интересными людьми, которые оказали влияние на всю мою дальнейшую жизнь.
Это были оригинальные люди, заслуживающие описание в добротной прозе. Сейчас я это отчётливо понимаю. А в те времена я об этом даже не помышлял.
Всё началось с моего школьного учителя физики. На учеников и их родителей он производил странное впечатление. Был он дёрганный и совсем не похожий на всех остальных наших школьных учителей.
Некоторые поговаривали о том, что с войны он вернулся контуженным, что было не так уж далеко от истины... Но своё дело он знал и умел привить любовь к нему своим ученикам.
Преподавал он у нас всего лишь год, а потом я много лет о нём ничего не слышал до тех пор, пока не встретился с ним случайно на улице. После чего мы быстро сошлись и не расставались до самой его кончины. У людей при таком различии в возрасте такое бывает редко. (В романе Ремарка я с трудом откопал всего лишь один такой эпизод.) А вот у слонов такое бывает...
У себя дома мой учитель поведал мне о своей удивительной жизни, достойной целого романа. А здесь и сейчас я расскажу о ней в формате нескольких строк.
***
Он родился в семье священника в глухой деревушке в дореволюционные времена. А когда этот священник умер, то духовная власть позаботилась о его осиротевшей семье, в которой оставалась девица на выданье.
Сделано это было весьма своеобразно, но довольно просто. Вызвали одного из сосланных в монастырь по причине беспорядков в тогдашней Польше и сформулировали ему такую дилемму. Либо ты женишься на этой девице и станешь сельским священником, либо останешься на всю своя жизнь в монастыре. Выбор в пользу женитьбы был сделан...
Хотя похоже на то, что это был человек благородного происхождения и едва ли сильно верующий в православное христианство...
Затем началось революционное лихолетье со всеми вытекающими из него последствиями для священников, но это уже тема для отдельного разговора.
Тем временем главный герой этого моего рассказа подрос и отправился учиться в Москву в Институт золота и цветных металлов. А когда грянула война с фашисткой Германией отправился добровольцем на фронт. Более того, там он вызвался служить в зафронтовой разведке СМЕРШ.
Ходил за линию фронта в немецкий тыл под видом деревенского дурачка, который временами что-то строчил из тряпья на швейной машинке, (что позволяло ему заглушить шум от работающей рации).
Сначала к нему приходили другие разведчики или партизаны, информацию от которых он получал и куда надо передавал. А потом кто-то из них провалился и к нему пришло уже гестапо...
Посмотрели на него... На вид типичный деревенский дурачок. И усомнились в том, что их информатор сказал им чистую правду. Мог ведь показать и на случайного человека, которого ему не было жалко. Для начала решили проверить. Вытащили дурака на улицу и начали палить ему под ноги из своих автоматов.
А дурак прыгает себе и кудахчет, как курица. Так что хозяйственные немцы решили не тратить на него свои патроны, а просто раздели до нага и отправили зимой в лес, где по их расчётам он должен был сам издохнуть.
Но случилось чудо. Его нашли свои и, пролежав две недели без сознания, он вернулся в строй. Правда уже не в качестве фронтового разведчика, а в качестве рядового солдата.
А когда его всё-таки списали в чистую, попросился учительствовать в деревню, в которую никто не хотел ехать, поскольку там ещё временами бывали бандеровцы. Так началась его учительская карьера.
В ней были и героические, и просто интереснейшие странички. Но о них я здесь и сейчас рассказывать подробно не буду. Иначе придётся писать целый роман, не мнее интересный чем книги педагога Макаренко...
Кстати, Макаренко было на много проще. Его воспитанники от него своим желудком завесили... А моему учителю пришлось иметь дело с птушниками, которые, будучи обыкновенной шпаной, не раз пытались его замочить.
К тому же, ему пришлось ещё умудриться, не будучи членом партии, стать директором вечерней школы, которую он сам и организовал, проявив воистину изобретательскую смекалку.
А ещё ему удалось управляться с женским педагогическим коллективом, подобным гадюшнику. И так далее...
А что же осталось от фронтовой карьеры нашего разведчика? Да вроде бы почти ничего кроме записи в военном билете. Служил в войсковой части номер такой-то. И всё?
Да нет, не всё. Прошли долгие годы, но в иных архивах всё хранилось надёжно. И вот уже к совсем старому и слепому бывшему разведчику приходит его, так сказать, современный коллега с призывом возобновить сотрудничество... Каково?
К чему я тут рассказываю эту историю? Ради сетевой публикации своих мемуаров? Нет. Просто эта история впервые заставила меня задуматься о том, не стоит ли мне со временем начать писать прозу. И всё...