Просматривая труды современных российских философов, приходится констатировать, что они в основном занимаются явно не своим прямым делом. У меня нет сомнений в том, что все они читали Фихте и Гегеля. Стало быть, понимают, чем философия отличается от мудрости и простой салонной болтовни... Почему же они делают вид, что не понимают? Уж не считают ли они себя умнее классиков немецкой философии времён её расцвета?
Отчасти это можно объяснить обременительным наследием так называемой марксистско - ленинской философии, не скрывавшей своей партийной принадлежности. Так ведь далеко не во всём мире удалось навязать силой свободным философам такое наследие... А попытки философствовать вне философии в её классическом понимании встречаются повсеместно. Стало быть дело не только в этом. Тогда в чём же?
Может быть дело в том, что философы тоже люди? Ведь философия имеет пределы своего развития. Такое уже было в истории с формальной логикой. Мало что со времён Аристотеля удалось в неё добавить...
Философия развивалась гораздо дольше, причём совместными усилиями множества выдающихся людей. Она прочно вошла в университетский курс. Создана система подготовки философских кадров. Налажена научная работа. Не сворачивать же её лишь на том основании, что по большому счёту существенного развития философии явно ещё очень долго не предвидится? Вот и не сворачивают...
Мировое сообщество философов имеет свои кровные интересы. Оно хочет выжить в этом мире. И не просто выжить, а выжить с повышением своего статуса. Не опускаясь до статуса сообщества логиков. Не превращаясь в некое подобие консерватории. Выжить на государственном коште.
Но ведь кошт даётся за служение!
Философия служила и раньше. Она уже была служанкой богословия. Обслуживала интересы тоталитарных режимов. Готова и сейчас послужить кому угодно. Но кому и как? Об этом я уже писал в "Невидимых мирах вселенной Знания".
Писал я об этом и в статье "Какие философы нужны новой России?". Но студенты филфаков лучших университетов России, которым была адресована эта статья, лишь посмеялись над моей наивностью. Проблема выживания философии и философов их мало волнует. Не для того они на филфак пришли, чтобы обрести профессию философа.
Не нужна им никакая профессия. Тем более, не дающая шансов на быстрое обогащение. Работать они вообще пока не собираются. Они пришли на филфак лишь для того со вкусом пожить студенческой жизнью. Как можно дольше. На родительские капиталы.
Поучатся в России, потом доучатся за границей. А там видно будет... Деньги уже есть. Философское образование гарантирует статус интеллектуала. Даже высшие чиновники США гордятся тем, если сподобились защитить диссертацию по Гегелю. Так что в жизни пригодится...
А что же делать работающим философам? Верхушка сообщества философов государства российского пока что заняла выжидательную позицию. Может быть тоталитаризм ещё вернётся? Тогда можно будет спокойно жить по старому...
Есть смысл подождать госзаказа на новую российскую идеологию. О ней уже поговаривают. Не может же Россия жить без некой идеологии! Не приучена... А без философов в этом деле никак не обойтись. Одни будут её "научно" обосновывать. А другие постоянно поддерживать. Опыт есть...
Но в философском сообществе есть ведь не только верхушка. Ей выжидать не резон. Да и на какие шиши ей жить в ожидании реставрации тоталитаризма или госзаказа на новую идеологию? К тому же молодым ожидание вообще в тягость... Они днём сегодняшним живут куда охотнее. Им то как быть?
Можно попытаться выполнять работу мыслителей и постараться стать властителями дум нашего поколения. Писаний такого рода сейчас хватает. И о судьбах России, и о структуре научных революций, и о эзотерических проблемах, религии, мистике и кабалистике. Не хватает лишь истинных мыслителей, способных осилить всю эту проблематику.
Но это публика может и не заметить... Ей ведь уже и сейчас подсовывают писания Бисмарка чуть ли не в серии ФН! И ничего. Покупают. Дали ей фельдфебеля в Вольтеры - не жалуется... Можете и Вы попытаться не упустить свой исторический шанс. Потом уже не получится...
Работа метанаучных работников доступнее для подавляющего большинства философов. Правда, для такой работы придётся поступиться некоторыми философскими принципами. Не привычно философам заниматься конкретным делом. Но что поделать...
Ведь и "Капитал" Маркса представляет собой блестящее конкретное экономическое исследование, выполненное человеком, разбирающимся в философии и способным её применять практически. Это вовсе не философская, а метанаучная ( метаэкономическая) работа. И военные работы Энгельса тоже! Неужели Вы этого до сих пор не заметили?