Аннотация: Переживает ли история свой конец, а философия свой рассвет или закат? Об этом Вы узнаете в этом эссе.
Философия: от заката до рассвета и от рассвета до заката
"Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца." - Абулькасим Фирдоуси
Хотя я и не стремился стать профессиональным философом, но кое-что в этой области всё же прочитал и даже написал. А главное, что я кое-что понял, изучая историю философии по первоисточникам, чем могу поделиться с моими читателями здесь и сейчас.
Разбираясь с историей философии, необходимо прежде всего, разобраться с тем в какую эпоху творили её создатели и были ли они свободны в своих творческих поисках.
Причём, во всех отношениях. Включая тиранию светской и духовной власти, уровень развития науки, философии, культуры и религии современного им общества и прочих отношениях.
Необходимо ответить на многие вопросы. Например, были ли они в реале философами, мыслителями или восточными мудрецами.
Были ли на тот момент наработаны известные нам сейчас философские категории или некие их эквиваленты.
Были ли они выпускниками той или иной философской школы или самородками.
И так далее...
Над этим придётся потрудиться, но без этого нам будет трудно их понять. Ведь это были люди своего времени, которые философствовали тоже на материалах своего времени, причём не используя известные нам сейчас философские категории и к тому же, в условиях всевозможных ограничений своего времени...
Так что нам придётся влезть в их шкуру для того, чтобы их понять.
Это сейчас нам просто проверить на вшивость писания странных лиц из числа наших современников, которые либо сами по неведению именуют себя философами, либо другие их так именуют по своему дремучему неведению.
Для этого достаточно всмотреться в их лексику и затрагиваемую ими проблематику. И если там явно ничего философского нет, то сделать соответствующие выводы...
Ничего подобного сделать с писаниями древних нельзя. Они ведь умудрялись философствовать на языке своего времени и использовать при этом доступный материал своего времени. Ведь иначе бы их даже их современники не поняли...
Даже священная Библия была написана на языке притчи. Чего же вы хотите от далеко не священных писаний философов древности?
Далее. Хотя философия наукой вовсе не является, ей всё же предстояло пройти нечто вроде периода своего донаучного развития, который сильно затянулся...
Пытаясь осмыслить доступный для них мир, философы уподоблялись толпе слепцов, изучающих на ощупь слона. Одни ощупывали его бока и делали свои выводы, другие ощупывали его хвост и делали свои выводы и так далее.
Поэтому многообразие писаний философов было делом вполне естественным. Кто что ощупал, тот о том и писал... Более того, и сейчас среди философов имеет место полный плюрализм мнений по даже части канонов современной философии.
И дело тут даже не в ангажированности философов, а том что для понимания канонов философии необходимо взглянуть на философию со стороны. А если уж говорить честно и конкретно, то со стороны системы Знания, в которой для философии объективно уготовано своё специфическое свободное место.
Более того, своё специфическое свободное место объективно уготовано в системе Знания не только для философии, но и для многоотраслевой метанауки тоже.
Без многоотраслевой метанауки философия тоже толком работать не может. А без философии система Знания толком не работает. Таковы уж объективные реалии, которые пока ещё не вместились в субъективные умы наших современников, причём даже в философствующие умы.
Отсюда и пошли странные писания о конце истории, закате философии и так далее... Одни их пописывают, а другие их почитывают. Сущий дурдом.
Разумеется, что в этой краткой статье было попросту невозможно изложить подробнее всё то, что я мог бы сказать своим читателям.
Зато на моей страничке в этой библиотеке они без проблем найдут все необходимые для этого файлы.