Аннотация: Несколько путных слов о том, чего нет в литературоведении...
Прежде, чем я решился на написание этого топика, я прогуглил есть ли что-либо в сети по этой части путное. Оказалось, что нет ничего. Даже у литературоведов. Это хорошо. Ведь в гонку преследования я никогда не ввязывался. А теперь по делу.
***
Работа авторов над их творениями всегда начинается с их творческого замысла. Иногда спонтанного, если речь идёт о миниатюре или эссе. Тогда надо приступать к такой работе незамедлительно, пока запал не угас. И писать достаточно быстро.
Крупную прозу я никогда не писал, так что поделиться своим опытом по этой части я не смогу. Хотя у меня есть свой опыт по части написания крупных форм околонаучного и философского жанра.
Этот опыт привёл меня к выводу о том, что работа автора над книгой не заканчивается её написанием и даже её публикацией. Знавал я и таких авторов, книги которых хотя и были изданы чёрт знает кем, обещавшим произвести положенную обязательную рассылку, но недошедших до РГБ и, по сути, погибших.
А бывает и так, что издательство, заключившее с автором договор на публикацию книги, не может по тем или иным причинам его выполнить. Всякое бывает...
Допустим, что книга издана и попала в РГБ. И что с того? Кто её заметит и прочитает? Да никто, если бедный автор своим трудом на всевозможных сайтах и форумах должным образом не позаботится о её судьбе!
Но и этого ещё мало. Надо ещё позаботиться о её новых редакциях, предисловиях и послесловиях, особенно, в тех случаях, когда речь идёт о книгах научного содержания. Иначе об этом позаботятся другие и пришьют к ним такое начало и такой конец, что автор в гробу перевернётся...
***
Крупная творческая личность в любой области обязана уметь толком писать, чтобы её после смерти не оболгали. Думаете, что такое не бывает? Да ещё как бывает!
Например, вдова нашего известнейшего педагога Макаренко после его смерти редактировала очередные переиздания его книг. При этом она из них не только кое-что вымарывала в угоду соображениям тогдашней политкорректности, но и дописывала тоже.
А ведь и у других авторов тоже оставались их такие же заботливые вдовы. И такие же политкорректные редакторы...
***
Тема работы писателей-бездонная тема. Меня сильно удивило то обстоятельство, что записные литературоведы её даже не попытались осилить. Все их писания такого же рода, как писания философов и психологов о техническом или научном творчестве "вообще".
А ведь в таких делах, как в любви, где формула счастья одна на двоих.
То есть, оценка качества писания невозможна без учёта великого множества обстоятельств по части эпохи написания, условий написания и личных человеческих качеств конкретной пишущей творческой личности. Иначе -никак.
А что же сделали эти обобщатели? Научно измерили нечто вроде средней температуры по палате. Ввели свою наукообразную терминологию. Заклассифицировали всё и вся по категориям. И всё? Да кому, кроме их самих, это нужно!
Вот когда один путёвый писатель пишет о другом путёвом писателе иной эпохи, то это куда полезнее. Никто лучше не понимает писателя, чем другой писатель.
Правда, ещё встречаются и путёвые авторы исторических расследований по части писательства. Например, по части того, писал ли хоть что-то Шекспир или по части того, является ли Шолохов автором книги "Тихий Дон". Или по части загадки Н.Ф.И., рассказанной Ираклием Андронниковым. Но это уже детали.
***
Стоит отметить, что на сайте Проза.ру, где собралось великое множество читателей и писателей по части изящной словесности, зарегистрированным пользователям было предложено писать нечто вроде рецензий.
И они охотно использовали такую возможность, поскольку за это им начислялись баллы, которые можно было использовать в целях рекламы своих произведений.
И хотя мне реклама здесь была не нужна, поскольку в Сети я и без неё уже давно заработал более миллиона кликов, я всё же иногда её использовал, нанося ответный визит тем, кто заглядывал на мою страничку. То есть, по сути, выполнял работу литературоведа на общественных началах.
Ничего особенно нового для меня в этой работе не было. Я ещё на курсах ТРИЗ в прошлом веке занимался подобной работой, входившей в программу моего обучения. В этом нет ничего удивительного, поскольку основоположник ТРИЗ был писателем. И понимал в таких делах что к чему.
При этом начинающих авторов я старался не обижать. У них ведь всё ещё впереди. Даже Чехов не сразу стал великим писателем. Он ведь сначала подрабатывал в газетах в разделе происшествий, где ничего путного не написал.
Ну а титулованным из числа членов РСП и так далее, я резал правду- матку. Их ведь здесь принято только по шерсти гладить. А это для них хотя и лестно, но очень вредно. Ведь без конструктивной критики они, как писатели, точно не вырастут...
Сдаётся мне, что это тоже часть работы пишущего автора. А если нет, то это мои уважаемые читатели отметят в своей рецензии на этот топик. Я ведь это для них пишу.