Востряков Алексей Дмитриевич : другие произведения.

Цыганские истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короткие истории из жизни петрозаводских цыган

  Цыганские истории
  
  Жил некоторое время на окраине города Петрозаводска. В середине 90-х на соседней улице купила дом цыганская семья. Через некоторое время другая. Не заметили, как тут и там в округе стали жить цыгане. Ниже мои наблюдения за жизнью этого народа.
  
  Стоял на остановке, ждал маршрутку. Подошла цыганка. Смотрю, начинает вокруг меня круги нарезать и меня нахваливать. И такой я хороший, и растакой пригожий! Наконец остановилась передо мной:
  - Дай сто рублей!
  - Не дам, - говорю.
  - Ну, дай пятьдесят!
  - Не дам и пятьдесят.
  - Тогда дай сорок восемь рублей пятьдесят копеек!
  - Зачем тебе сорок восемь рублей пятьдесят копеек? - удивился я.
  - Дочке день рождение, я ей торт вафельный в киоске куплю!
  Насмешила, одним словом. А сама меня всё нахваливает. Я говорю:
  - Спасибо, конечно, на добром слове, - и дал ей десять рублей. Она видит, что больше с меня ей не получить, повернулась и пошла, но потом вдруг обернулась и сказала:
  - Но всё равно, ты вот такой мужик!
  Приятно, конечно, это слышать. Последние слова прозвучали почти искренне. Цыгане отличные психологи, по лицу читают, что хочет услышать тот или иной человек.
  
  В девяностых годах один пожилой цыган зарабатывал деньги именно благодаря знанию психологии людей. Он выбирал подходящего мужчину, подходил с открытой радостной улыбкой и спрашивал:
  - Как жизнь? Ты всё там же работаешь?
  А в девяностые годы люди часто меняли работу. Всех товарищей по работе разве упомнишь? Человек начинал лихорадочно вспоминать, где встречались или работали вместе с этим человеком. А цыган не давал опомниться:
  - Опаздываю на работу, рубля не хватает на дорогу. Помоги, будь добр!
  И человек охотно помогал старому знакомому. Сумма колебалась от рубля до десятки. С первого взгляда оценивал, у кого и сколько можно попросить и никогда не ошибался.
  Давно этого цыгана не видно.
  
  Некоторые цыганки владеют гипнозом и иногда, даже очень подготовленный человек, может попасть в их сети.
  Вот что рассказала одна знакомая.
  Муж полковник милиции вышел в отставку. Новую работу сразу не нашёл, некоторое время сидел дома. Жена приходит с работы, а муж показывает ей куртку из искусственной кожи, которую купил для неё. Жена в шоке. Во-первых, куртка на два размера больше. Во-вторых, никогда за всю жизнь не покупал ничего ей из одежды. В-третьих, заплатил как за кожаную. Когда она всё это ему высказала, полковник вдруг очнулся, как пелена с глаз спала.
  Рассказывает. Звонок в дверь. Стоит цыганка с клетчатой сумкой, предлагает куртки. Он посмотрел ей в глаза и повёлся. Пригласил её в дом, купил куртку. Человек с высшим образованием, сотрудник милиции, психологически подготовленный и не к таким встречам, а попался, как неопытный щенок. Проверили квартиру, ничего не пропало. Хорошо цыганка честная попалась, не обворовала.
  
  Когда к вам на улице пристаёт цыганка, никогда не смотрите ей в глаза. Если она дотронулась до вашей одежды рукой, например, со словами: "Удачи тебе, дорогой!", в ответ дотроньтесь до ее одежды и скажите: "И тебе того же желаю, дорогая!" Таким образом, вы верните ей то, что она вам пытается навязать. Вслух она произносит добрые слова, а на самом деле пытается вас зацепить и удержать. Психологи называют такой приём - повесить якорь. Человек, до которого дотронулись, невольно останавливается, а дальше, как говорится, дело техники.
  Если вы не уверены в себе, то просто постарайтесь обойти группу цыганок стороной. Идите быстрым шагом, чтобы не успели вас остановить. Если, что-то спросили, скажите: "Мне некогда! Я спешу!", - и уходите как можно быстрее.
  Особенно это опасно в крупных российских городах, таких как Москва, Петербург, где много приезжих и где работают настоящие профессионалки.
  В Петрозаводске, например, такого практически нет. Местные цыгане ещё в советское время нашли для себя золотую жилу - сельское хозяйство. Выращивают свиней, держат коров, а молоко и мясо продают с большой прибылью на рынке и поэтому живут в большинстве своём в добротных домах.
  Как мне рассказывали, что если в Петрозаводске и появляются цыганки на улице, чаще всего это приезжие, кочующие цыгане, которые ездят из города в город, и зарабатывают себе на жизнь именно таким образом, охмуряя доверчивых людей.
  
  В городе Беломорске одна женщина шла домой, а на встречу цыган, который предложил ей купить посуду. Дама сказала, что посуда ей не нужна, но выразила желание всё-таки её посмотреть. Набор посуды оказался очень красивым и дорогим, мужчина продавал его за 50 тысяч рублей. Женщина сказала, что у неё таких денег нет, а есть всего десять тысяч. Эти деньги у неё и попросил в долг предприимчивый цыган, а в залог оставил набор посуды. Обещал через пару дней вернуться, забрать товар и отдать деньги. Дамочка и согласилась. Приехали они вместе с ней на дачу, поставили коробку с посудой под кровать, потом съездили домой к этой даме за деньгами. Цыган ушёл, а женщина снова поехала на дачу, чтобы ещё раз посмотреть на красивые кастрюльки. Тут она и обнаружила, что в оставленной цыганом коробке посуды нет. Милиция только руками развела. Где искать хитрого цыгана никто не знает, так как эта женщина имени его не спросила, а внешность не запомнила.
  
  В маршрутку забежала молодая цыганка, плюхнулась на сиденье прямо напротив меня. Телефон, который она держала в руке, резко звонил. Вместо того чтобы нажать кнопку "соединение", девушка быстро открыла заднюю крышку телефона, вынула СИМку, смяла ее, бросила на пол, телефон перестал звонить. Девушка улыбнулась, неспешно убрала телефон в пакет, стала смотреть в окно. "А ведь она, похоже, украла телефон" - подумал я про себя. Меня удивила та безмятежность, с какой цыганка проделала всю операцию с телефоном. Для нее кража, похоже, была самым заурядным делом.
  
  В Петрозаводске цыгане живут давно. Каких-либо серьезных конфликтов, между цыганами и местным населением, у нас никогда не было. Еще в советское время цыгане нашли для себя нишу - сельское хозяйство, держат коров, выращивают свиней, продают молоко, мясо, тем и живут. Еще до перестройки, мне как-то издали показали в деревне Ужесельга большой деревянный дом - там якобы жил первый (еще советский) петрозаводский миллионер, цыган, разбогатевший на выращивании свинины.
  
  В девяностые годы в наш двор регулярно въезжал грузовичок с молочными бидонами. Местная цыганка Ольга продавала свое молоко, сметану, творог. Ольга - цыганка не простая, окончила Петрозаводский университет, по специальности зоотехник. Первая цыганка с высшим образованием в нашем городе. В совхозе, по специальности, она, по-моему, не работала ни дня, зато ее специальность зоотехника очень востребована среди цыган животноводов. Естественно, что такая цыганка как Ольга, не будет тырить телефоны у прохожих, живут они не бедно, построили хороший дом. У Ольги со всеми приятельские отношения, ее любят местные бабушки, которые и являются основными покупателями молока. Мы в девяностые годы тоже покупали у нее молоко, сейчас предпочитаем магазинное, его не надо кипятить. У Ольги есть муж, но как это принято у цыган, всегда держится в стороне, за женой. Водит машину, таскает бидоны с молоком. Даже его голоса я никогда не слышал. Встречу одного, без Ольги, на улице, наверняка не узнаю.
  
  С наступлением новых времен, цыгане тоже разделились на богатых и бедных. Богатые живут в хороших, новых домах, ездят на дорогих машинах. Бедные цыгане тоже хотят так жить, вот они чаще всего и попадаются на криминале. В девяностые годы мне рассказывала учительница средней школы из поселка при Птицефабрике, где издавна живут цыгане: "Цыгане хотят быстро разбогатеть - начинают торговать наркотиками. В короткий срок на руках появляется много денег. Покупают себе ковер, телевизор, машину. Милиция через некоторое время их ловит. Все на себя берет один цыган, садится в СИЗО. Нанимается адвокат, посылаются передачи. Денег на все это надо много. Цыгане ходят по поселку, продают, что недавно приобрели: машину, телевизор, ковер...".
  
  Как в детстве, мама в шутку мне рассказывала, есть такая примета: "Цыган тулуп продает, значит скоро весна, цыган тулуп покупает, значит, скоро зима". Помню, всегда удивлялся, зачем же цыган продает свой тулуп, если зима все равно настанет?
  
  Еду в полупустой маршрутке. Через проход от меня бабушка цыганка с внуком. Внук совсем маленький, на вид меньше года.
  Как женщины обычно усыпляют младенца? "Баюшки баю", качают тихо из стороны в сторону, ребенок спокойно засыпает.
  Цыганская бабушка поступала ровно наоборот. Она резко трясла ребенка, с силой шлепала ладонью по спине и по попе. Вместо того чтобы зареветь, ребенок уснул.
  Я, честно говоря, поначалу от увиденного был в шоке, а потом подумал, что все будущее взрослого человека сильно зависит от первых лет жизни. Каким будет характер, как сложится дальнейшая жизнь - все это закладывается в раннем детстве.
  В старину у русских было принято детей туго пеленать. Даже где-то читал, что это причина стойкости русских в бою, на войне. Возможно... Сейчас от этого отказались, детей туго не пеленают, на детские ладошки, чтобы ребенок себя не поцарапал, надевают специальные рукавички. Как это скажется на характере взрослого человека? Наверное, он будет внутренне более свободным.
  Будешь пеленать туго - вырастет стойкий, не боящийся стесненных обстоятельств человек; дашь с младенчества свободу - вырастет либерал; будешь трясти, колотить - вырастет цыган, если не по национальности, то по характеру точно (шучу, конечно).
  
  Еду опять на маршрутке. У дороги голосует молодая цыганка с ребенком. Водитель останавливается, она залезает в маршрутку, просит водителя подождать. Из дома бежит ее мама.
  - Покойница, давай, быстрей, - кричит ей молодая цыганка. Водитель маршрутки, парень лет тридцати, армянин, аж вздрогнул:
  - Разве можно так маму называть!
  - Да, она еле ноги волочит! - сердито возражает цыганка.
  - Нет, так нельзя, - говорит водитель, - мама... это мама!
  Наконец цыганская бабушка садится в маршрутку, берет у молодой ребенка, двери закрывают, мы едем.
  
  Стоял на остановке. Подошли цыгане: дедушка с бабушкой и мальчик. Разговорились о том, о сем. Вдруг мимо на большой скорости промчался черный Мерседес, в сторону остановки полетели брызги воды и грязи. После морозных дней в Карелии оттепель. Пожилой цыган возмутился:
  - Понаехали тут черные, куда не пойдешь, везде они... (и так далее в том же духе). То ли дело раньше было, при советской власти, когда в городе никаких приезжих не было...
  Я слушал мужчину с некоторым удивлением, а потом подумал, а ведь верно, цыгане в Петрозаводске осели, наверное, после войны, они теперь настоящие коренные жители. Лет этак через пятьдесят, те, кого цыган назвал "черными", бывшие жители Кавказа, станут коренными жителями нашего города, и возможно тоже будут возмущаться, что понаехали "черные", например, из Африки.
  
  Мне рассказывали родители, что после войны в Петрозаводске был свой "чайна таун", жили китайцы, хорошие мастера, на базаре торговали разными замысловатыми поделками, охотно брались за любую работу. Потом по договору с Китаем их всех погрузили в вагоны, и отправили на родину. Люди плакали, не хотели уезжать. Некоторые уже были связаны семейными узами с русскими женщинами. Тоже ведь насильственная депортация, переселение целого народа. Надо думать, что вывозили китайцев не только с Петрозаводска, со всей страны.
  На почившей в перестройку "Слюдяной фабрике" одно время работал инженер с китайской фамилией, о нем даже был репортаж в фабричной многотиражке, один из тех детей, что остались с русскими мамами в СССР, когда их отцов депортировали в Китай. А если бы китайцев тогда не вывезли, сейчас бы это были бы самые настоящие коренные жители, может тоже возмущались бы понаехавшими.
  
  Православный праздник Крещения Господня. Я помогаю местному батюшке, настоятелю прихода отцу Николаю. Храма у нас пока нет, поэтому освящение воды проводим возле поклонного креста на месте строительства будущего храма.
  Раньше с разрешения администрации, Великое Водоосвящение мы проводили в клубе, но как оказалось клуб не вписывается в свободный рынок, поэтому его закрыли. У города нет денег на его содержание.
  В клубе было проще. В фойе мы устанавливали столы, люди на столы ставили посуду с водой. Возле поклонного креста ничего подобного нет. Одна прихожанка принесла из дому две скамейки, другая пожертвовала на благое дело старую советскую дверь - в результате получился импровизированный широкий стол. Накрыли его клеенкой - красота.
  День будний, но народу по нашим меркам, собралось много, более пятидесяти человек, в основном бабушки и дедушки. Молодежь в это время вся на учебе и на работе.
  Мимо шел цыган, увидел народ, узнал, что будут освящать воду. Просит меня, по цыганской привычке, чтобы я налил ему хотя бы стаканчик святой воды. Освящение еще не началось, нет священника. Советую цыгану сбегать домой и принести воду для освящения. Живет он недалеко.
  Наконец приехал иерей отец Николай. Банки и ведра с водой расставлены на импровизированном столе. Освящение начинается с проповеди. Замечаю позади всех людей цыгана с десяти литровым бидоном, который, как выясняется, пуст. Отправляю цыгана на ближайшую колонку. К концу проповеди бидон с водой установлен возле стола с банками. После освящения, цыган, страшно довольный, идет с бидоном святой воды домой. Еще бы не радоваться, просил стакан, а в результате выцыганил целый бидон.
  
  Что мне нравится в этом народе? Цыгане никогда не унывают, ни на кого не надеются, делают всё, чтобы их дети жили достойно. Достойно, конечно, по цыганским понятиям.
  
  Петрозаводск, 2017 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"