rrenard : другие произведения.

Ри в контексте времени - 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
  НАШ ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
  
  Начну с благодарности Кириллу Еськову - автора "Последнего Кольценосца" ("гораздо серезнее были другие его дела, но об этом мало кто знал в Хоббитании ;)"). Очень рекомендую его "Удивительную палеонтологию" - помимо фактов из жизни радиолярий и динозавров, там доступно излагаются ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ моменты и сведения о неравновесных открытых системах (к каковым принадлежат и социум, и РИ).
  
  1. ПОБЕДИТЬ СТРАХ
  "Кошка, севшая на горячую плиту, никогда больше не сядет на горячую плиту. На холодную тоже.". Шутка, но с немалой долей истины. Кошка проявляет ОСТОРОЖНОСТЬ.
  Человеческий страх - не то же самое, что осторожность; это реакция на возможную опасность, изрядно разукрашенную воображением. В Человек реагирует в полном соответствии с биологией ("затаиться" или "убегать/атаковать"), как бы ни были внешне сложны его реакции; "запуганное" общество ведет себя так же, только еще "бестолковее". "Затаивание" есть СМЕРТЬ ПРИ ЖИЗНИ; нездравая активность (от ажиотажного спроса на соль и спички до гонки вооружений) как правило, ДЕСТРУКТИВНА. Боящийся теряет способность ЛЮБИТЬ во всех смыслах слова, причем утрата любви усиливает страх ("положительная обратная связь").
  Игра - теоретически - "бес-страшна" (другой вопрос, что в РИ-сообществе "проигрыш" или мастерская неудача - тоже повод для страха; с этим придется разбираться "внутри"). Прерываение хотя бы на время цепочки "страх -> негативный опыт -> воображение -> усиление страха" - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ внутреннего освобождения человека.
  Тактика: популяризация игр "беспроигрышного", карнавального типа среди всех слоев общества. Такие игры могут проводиться и на коммерческой основе, как "корпоративы" (помнить только, что коммерческий успех - не самоцель).
  
  2. РАДОСТЬ И ТРУД
  Работа "на дядю" или даже "на своой кошелек" обычно и менее результативна, и уныло-тяжела, "напряжна". Игровая имитация или реальный, но невынужденный труд доставляет удовольствие ("строяк" на РИ и строительство сарая на даче - очень различны по эмоциональному фону!). РИ с моделированием "повседневной жизни" могут ВЕРНУТЬ ощущение радости (интересно - получается! - результат труда не обезличивается деньгами + новые навыки). Теоретически может даже помочь исправить перекосы на рынке труда (не слишком успешные менеджеры-юристы-маркетологи и т.п. могут получить толчок для смены профессии на что-то более полезное).
  Тактика: союз со центрами занятости и службами профориентации в школах. Оптимальная форма - лагерь и круглогодичные мастер-классы с выраженным ролевым компонентом.
  
  3. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ И КРИТИЧНОСТЬ
  В условиях избытка искаженной информации (см. ч.1-2) человек теряет возможность ЗДРАВО выбирать (не обязательно ОСОЗНАННО, правильные стереотипные выборы тоже перестают срабатывать). РИ специальных видов (из мне известных ближе всего игры переслегинского кружка) могут формировать необходимые навыки (одно дело - читать о манипуляциях и информационных войнах, другое - попробовать их, с последующим "разбором полетов"). Навыки системного мышления ("видеть за деревьями лес", причем в динамике) можно отрабатывать на специально разработанных "квестах" даже в рамках "обычных" РИ.
  "Критичность" здесь и далее понимается в смысле Акимова-Клименко как способность ЗАМЕТИТЬ дисгармонию в окружающем мире и воспринять ее как ЗАДАЧУ для себя. В настоящее время в РИ практически отсутствует - замеченный "косяк в игровом мире" используется или как лазейка (против "сопперников") или как повод поругать мастеров. Меж тем критичность - необходимое условие научного, художественного, изобретательского творчества, ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ (самого "дешевого" по деньгам, но самого важного звена, без которого финансировать просто НЕЧЕГО).
  Тактика: развитие сети самоокупаемых/волонтерских клубов круглогодичного действия (можно подавать как АЛЬТЕРНАТИВУ азартным играм ;)). Онлайн-игры на форумах. Имитационное моделирование СМИ, избирательных комитетов, коммерческих и военных разведок и т.п.
  
  4. "РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ"
  Из психологии известно, что большинство людей не способно ярко вообразить события после собственной смерти - поэтому многочисленные призывы "подумать о будущем детей и внуков" (напрмер, состороны экологов) пропадают впустую. То же самое касается географически удаленных мест. Меж тем развитие транспорта и связи сделало мир "очень маленьким". Отсюда самооправдания типа "заводы вредят природе больше, чем высыпанный мной мимо ящика мусор" и "ничтожность" (мнимая) своего вклада.
  В условиях неравновесных открытых систем флуктуация (убранный двор, хорошее образование в отдельно взятой школе или, наоборот, драка по пьяни со студентом-негром) может иметь ЭВОЛЮЦИОННО ЗНАЧИМЫЕ следствия. К сожалению, действие флуктуации предугадать нельзя (из "+" может вырасти "-" и наоборот); но сознавать себя частью, УЧАСТНИКОМ Мира - скорее полезно и для мира, и для человека (равно как и частью народа, города).
  Тактика: РИ заключает самые разнообразные союзы - от экологов до буддистов - предполагающих ненасильственную конструктивную деятельность. От моделирования "эффекта бабочки" до очистки полигонов с помощью "экономики мусора" (чем больше хлама убрал - тем больше игровых плюшек получил, система опробована). Аудитория любая, можно встраивать в игры 1-3 и 5-6 как "побочную" цель.
  
  5. РАСКАЧКА "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МАЯТНИКА"
  К Лоренцу ("тепловая смерть чувства", "изнеженность", "ослабление социальных связей в условиях скученности") добавить практически нечего. В отсутствие сильных естественных эмоций становятся необходимыми искусственные стимуляторы удовольствия (женские любовные романы - самый безобидный из них; наркотики и садистские развлечения - из того же ряда). Радость творческого труда - хорошо, но мало; нужны и яркие негативные переживания (отсюда - от "ужастиков" в кино до само- и взаимонакрута гнева всевозможных погромщиков).
  Как вариант, человек извлекает эмоции из собственных фаназий (эскапизм в классическом понимании термина, "затаивание"). "Недотворчество" - потому что фантазер мало озабочен оформлением своих фантазий; времени жрет немеренно, + это благодатная среда для всевозможных около-религиозных и около-психологических мошенников.
  
  В данном случае РИ не вносит нового, лишь ослабляет нежелательные процессы "обездушивания". Персонаж РИ "живет" в более концентрированном потоке событий, соответственно, испытывает бОльшие эмоциональные перепады. В теории игрок может получить очень мощный и разнообразный поток эмоций (другой вопрос, что игроки часто "не позволяют" персонажам чувствовать, довольствуются своим "игроцким" азартом, да еще "давят" эмоции "соседей").
  Тактика: союз с театром, кино (в первую очередь самодеятельностью), школами актерского мастерства на коммерческой или волонтерской основе. Цель - "влезть в чужую шкуру" (может быть состязание в ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ отыгрыша, а не в мощности "всекателей" или хитрости). ЭТИ ИГРЫ НЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА С РИ, ОСОБЕННО ДЛЯ ЛЮДЕЙ БЕЗ МИНИМАЛЬНОГО АКТЕРСКОГО ОПЫТА!!!
  
  6. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕИМЕНТ
  РИ как метод научного исследования требует обоснования, но как метод "мозгового штурма" в обосновании не нуждается. На основе СИНТЕЗА первых 5 пунктов (предварительный игровой опыт для участия в эксперименте ОБЯЗАТЕЛЕН) строятся и опробываются общественно-экономические модели, ЦЕЛЬЮ которых является поиск "общества, жизнеспособного в самой отдаленной перспективе" и путей перехода к нему. Допустимо присутствие наблюдателей (журналистов, ученых-социологов и т.п.), четко понимающих, что происходящее - ИГРА, что действия персонажа могут быть ПРОТИВОПОЛОЖНЫ убеждениям игрока. Интересны как эксперименты "с реальными людьми" (обыватели, коррупционеры, жадные предприниматели, неумные журналюги... - весь существующий негатив) так и эксперименты с "Человеком Свободным" (творцом и работягой в духе Мира Полудня, рассказов Другаля и т.п.).
  Тактика: Игры по приглашениям, с подробным документированием, последующим анализом и внедрением полезных наработок как через каналы официальной науки, так и через художественные произведения "по мотивам".
   Сказанного явно недостаточно, это лишь наброски к большому коллективному труду. Вопросы-замечания-дополнения приветствуются.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"