Я не социолог. Не полит-техннолог. Даже не мастер РИ с тысячными проектами.
Я из тех, кто задумывается (особенно после обломов ;)) - "Что это за мир?" "Чем я виноват?", а также "Ну и что с этим делать?".
Из чужих (в основном) и своих наблюдений скомпилировалось некое понимание, ЧТО это за мир и ЧТО на уровне ПРОБЛЕМ надо менять.
Разбить проблемы на ЗАДАЧИ - это уже следующий шаг, а предлагать РЕШЕНИЯ - работенка не для одиночки.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ.
1. "ЛЮДИ, БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ"
"Естественные наклонности человека не так уж и дурны. От рождения человек вовсе не так уж плох, он только
недостаточно хорош для требований жизни современного общества."
"Чем больше развивается цивилизация, тем менее благоприятны все предпосылки для нормальных проявлений нашей естественной
склонности к социальному поведению, а требования к нему постоянно возрастают (.....) Все проповеди аскетизма, предостерегающие
от того, чтобы отпускать узду инстинктивных побуждений, учение о первородном грехе (....) -- все это имеет общее рациональное зерно: понимание того, что человек не смеет СЛЕПО следовать своим врожденным наклонностям, а должен учиться властвовать над ними
и ответственно КОНТРОЛИРОВАТЬ их проявления. (К. Лоренц, "Агрессия" выделения мои).
"Также я вижу в людях Дурь и Человека. Дурь - это вирусная программа, заставляющая НЕСЧАСТНЫХ опускать свое окружение, чтобы занять лучшие позиции. Человек - это тот, кто любит учиться, понимать, строить, играть, продавать результаты своего труда и возможность участия в интересных играх." (Илья Шальнов, http://www.shalnov.ru/pt/psy051.html, а также о дури во многих других его статьях. "Дурь" отчасти соотносима со "сценариями" Берна.)
В условиях России этот вызов надо возвести в степень.
"Кого не выбирай - власть его испортит", "Доверять можно только своим, и то с оговорками", "Человек против Системы ничего не может" и подобные лозунги кухонных мыслителей - ПРОЯВЛЕНИЕ (не ПРИЧИНА!) ослабления социальных связей и пассивной защиты от "злого" мира. "Дурь" как одна из форм внутривидовой агрессивности у нас имеет плодороднейшую почву в слое "бизнесменов"-перекупщиков (бизнесмены без кавычек, ПРОИЗВОДЯЩИЕ что-то полезное - намного более здравы). Действия радикальных оппозиционных групп (от терроризма до "побить фонари") иной раз хочется трактовать как СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЗ, жест отчаянья - "парадоксальную агрессию", когда загнанная в угол мышь бросается на кота.
РИ (как и другие добровольные объединения) укрепляют социальные связи ЛОКАЛЬНО. Отчасти РИ учат контролю своего поведения и дают средства "сублимации" накопленного негатива в безопасных формах. Ответ на вызов явно СЛАБЫЙ - и дело даже не в проценте игроков в населении страны, ответ слаб КАЧЕСТВЕННО, а не количественно. О достаточном ответе - в следующей главе.
2. "КОПРОЭКОНОМИКА" - ПЕРЕВОД НА Г...НО ПРИРОДНЫХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.
"Наверное, любой разумный человек хоть раз в жизни спрашивает себя, откуда вокруг столько говна, почему он должен делать это говно и кому это говно вообще может понадобиться." (http://2k.livejournal.com/520078.html)
Взгляд, конечно, варварский, но верный. Соображения экологии, экономики, здравого смысла отступают перед желанием элит ("альфа-самцов") сохранять главенствующее положение над "бетами-гамммми-омегами". Можно ОТНИМАТЬ для себя из общей добычи - и до поры здравые представители элиты способствовали росту добычи. Но с какого-то момента "львиная доля" стала так велика, что не помещается в пасть, а оставшегося хватает, чтобы беты-гаммы-омеги перестали бояться голодной смерти. В условиях информационной революции затраты на прототип велики, а на тиражирование малы - т.е. накормить-одеть-расселить-развлечь население можно влегкую. Элиты стали ТОРМОЗИТЬ добычу при сохранении времени/усилий по добыванию (т.е. снижая эффективность труда и качество продукта труда). Неизбежно меняется и ОТНОШЕНИЕ к труду - невозможно трудиться с юбовью, если знаешь, что работаешь на дядю и производишь дерьмо. Еще крепостной крестьянин воспринимал 7 дней по 12 часов летом как НЕОБХОДИМОСТЬ ("как потопаешь - так и полопаешь"), сейчас работник по большей части воспринимает свой труд как "рабство за деньги".
"Бизнесы я делю на три типа: Нормальный, где правит любовь, Садо-Мазо, где латентные извращенцы доминируют несчастных рабов, и Некрофильный - где нет никакой эмоциональности, а люди сведены к автоматам, хотя давно уже в превращении человека в автомат исчезла всякая необходимость." (Илья Шальнов, http://www.shalnov.ru/pt/psy051.html)
"Кризис перепроизводства" возникает не оттого, что сделано "слишком много" - излишки можно отдать нуждающимся или просто меньше работать. Он вызывается "Бегом наперегонки с самим собой" (К. Лоренц, ссылка в предыдущей главе). Все бы ничего, но ресурсы не просто РАСХОДУЮТСЯ, но и ПОРТЯТСЯ (для человеческого ресурса проявляется в снижении образованности кадров, взаимном недоверии и обмане работодателей и работников, снижении уровня здоровья и т.п.)
РИ, насколько мне известно, с этой тематикой просто не работают. "Экономика" на играх - или простенький товарообмен, ии очень упрощенные математические модели. Ответ на вызов отсутствует.
3. СКЕПСИС И ВНУШАЕМОСТЬ ОТ ИСКАЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ("МИР ИЛЛЮЗОРЕН").
СМИ врут, реклама втюхивает, политиков делают имидж-мейкеры, закон что дышло, учителя говорят не то, что думают и т.п. Глобальное "ПРАВДЫ НЕТ" - словесное выражение "данного нам в ощущении". Зато "неофициальная", особенно "разоблачительная", информация воспринимается некритически-радостно. ГМО - ужас-ужас, все покупайте растительное масло без холестерина! Гуру из Бобруйска научит вас жить и воскресит жертв Беслана. А на самом деле наш премьер - ставленник разведки Западной Антарктиды. Лишившись хоть каких-то ОПОРНЫХ знаний, не приученный думать, человек суживает мир до стереотипных реакций в рамках своей повседневности, а зв ее пределами оказывается беспомощен и открыт для любых нечестных манипуляций.
РИ в некоторых сюжетах учит сопоставлять разные источники информации, но не более. Это же можно сказать о реконструкторах (обоснование костюмов, танцев и т.п. у них - "хороший тон"). Но и реконструкторы, и ролевики работают с "чистыми" источниками, без преднамеренных маркетинговых и/или идеологических подтасовок. Ответ на вызов НЕДОСТАТОЧЕН.
Можно выделить еще целый ряд проблем, которые являются следствием вышеперечисленного (например, демографическую для России: из биологии известно, что омега-особи часто не оставляют потомства, и если человека "опустить" до омега-состояния - какие уж тут любовь и дети...)
"Малые дела" (локальные улучшения ситуации для групп) подтормаживают негативные процессы, но не более. Действия более-менее масштабные неизбежно встретят сопротивление. Обманные тактики - подсунуть "бюрократам" одно, а делать другое - ВРЕМЕННЫЙ выигрыш, чреватый бОльшим негативом впоследствии. ИНТЕГРАЦИЯ в "больную" систему на ее условиях - вообще не путь, об этом писали у Реброва (игровые технологии - сектантам и фашистам? они-то научатся, но не хотелось бы...)
Задача РИ - изобрести и опробовать ИННОВАЦИЮ, такитчески не ущемляющую ничьих интересов (в том числе и элит, чтоб "не дразнить гусей"). ИННОВАЦИЮ, эффективно продвигающую человеческие ценности (свободу, радость, любовь, любознательность) и человеческие способы действий.
"Общество свободных личностей развалится, потому что каждый будет тянуть в свою сторону" - ЛОЖЬ.
"Общество винтиков" разваливается у нас на глазах, потому что любая МАШИНА требует энергии ИЗВНЕ для своей работы.
Сверхзадача РИ (не ОДНИХ РИ, разумеется) - создать зону свободы и распространить на всю страну. Непосильный "наполеоновский" план, но альтернатива - "делая то, что делал раньше, получать все больше того же самого".