Вольская Ольга Викторовна : другие произведения.

Омегаверс как новый жанр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Затевая эту статью, я всего лишь попыталась для себя свести воедино всё то, что я уже узнала об омегаверсе.

   ОМЕГАВЕРС КАК НОВЫЙ ЖАНР
  
  
  
  1. ВВЕДЕНИЕ
  
  "Омегаверс" - жанр сравнительно молодой, однако уже достаточно активно обсуждается на отдельных форумах и разделах. Мнений много, все разные, но уже сейчас можно понять, что основные мнения можно разделить на два враждующих лагеря - ярых противников и сторонников, видящих в омегаверсе способ взглянуть на наши человеческие проблемы под другим углом. На YOU-Tube даже можно найти видеообзор, который кратко знакомит с этим новым жанром. Статьи можно найти и на других ресурсах, однако они могут и не дать полного понятия об омегаверсе, поскольку авторы оперируют разными источниками и разными углами зрения. Я в данной статье попытаюсь дать своё видение омегаверса и его места в современной литературе.
  
  2. ОПИСАНИЕ ЖАНРА
  
  По моему скромному мнению, омегаверс можно как причислить к поджанру фантастики наравне с космической оперой, научной фантастикой и прочими вариациями, так и считать просто элементом. "Книга фанфиков" может предложить интересующимся уйму самых разных вариаций омегаверса, сцепленных с разными жанрами - от повседневности до мифических созданий. Это показывает некоторую универсальность омегаверса как составного элемента не только фикрайтерства. Однако для тех, кто предпочитает что-нибудь посерьёзнее, можно отыскать произведения, которые начинают претендовать на звание настоящей литературы. Я тоже наткнулась на эти макси и даже скачала себе. Это можно читать не без удовольствия. Эти произведения достаточно психологичны, неплохо проработаны, в том числе и те, события которых помещены в эпоху прошлого. И излишняя эмоциональность таких произведений кого-то явно коробит.
  В основу создания омегаверса легло такое направление в фикрайтерстве как слэш. Это описание романтических или сексуальных отношений между мужчинами. Чаще всего в таких парах, или пейрингах, склоняют персонажей уже существующих произведений как книг, так и фильмов, сериалов, компьютерных игр, а иногда и вполне реальных людей. Нередки пейринги, когда в них склоняют персонажей, которые по оригиналу, или канону, являются антагонистами, и, по-моему, создание таких пар доставляет авторам особое удовольствие. Омегаверс появился достаточно неожиданно и, по заявлению интернет-обзорщицы betsy_malfoy, существовать вообще-то не должен, ибо ниша уже занята. В чём-то она права, однако если омегаверс всё же задержится в литературе, даже если это будет исключительно инструмент фикрайтеров, то когда-нибудь культурологи будут искать истоки этого явления и, боюсь, найти не смогут. Уже сейчас можно найти несколько версий возникновения омегаверса, одна из которых относит его рождение к короткому эпизоду то ли из книги то ли серии сериала "Сверхъестественное". Вторая версия заявляет, что омегаверс возник как элемент обоснуя для описания взаимоотношений в стаях оборотней, поскольку очень часто в нём выходит на передний край животная составляющая человеческой натуры, но и это полностью не объясняет все особенности омегаверса, который продолжает развиваться. Как бы то ни было, но омегаверс довольно быстро приобрёл свои характерные черты, которые и выделяют его из череды жанров Фикбука.
  1. Люди описываемой гуманоидной расы разделены на несколько полов, поименованных буквами греческого алфавита - альфы, беты, омеги и т.д.
  2. Основная часть фанфиков и ориджей относится к направлению омегаверса, обозначенному как "only man" - "только мужчины", поскольку этих людей можно соотнести с привычным нам мужским полом.
  3. Присутствует абсурдный с нашей точки зрения элемент "мужская беременность", поскольку как-то эти люди должны размножаться, но это отдельный разговор.
  4. В фанфиках и ориджах регулярно присутствуют описания эротического или откровенно порнографического характера, что уже заранее определяет ограничение по возрасту и выставляет соответствующую категорию.
  5. Некоторые авторы, и в их числе ваша покорная слуга, пытаются систематизировать то, что уже есть, и детально описать вселенную омегаверса, сделав её максимально реалистичной. Каждый старается привнести что-то своё, в том числе и соединяя омегаверс с другими жанрами. Учитывая крайне молодой возраст омегаверса, это естественный процесс, который помогает создать множество вариаций, из которых авторы вполне могут выбрать то, что им больше по вкусу. Это неизбежный этап становления любого жанра, особенно в наш век цифровых технологий и доступности Интернета.
  Отдельной строкой стоит выделить именно фанфикшен, поскольку под вывеской омегаверса уже были просклонены самые популярные нынче персонажи и произведения. Если с точки зрения серьёзной литературы омегаверс пока всё ещё выглядит странновато, то на Фикбуке с этим проблем нет никаких. Там жанровая принадлежность уже приведена в сравнительный порядок и пометка "омегаверс" давно занимает своё почётное место в шапках многих фанфиков. Однако есть ряд произведений и оригинальных историй, которые претендуют именно на звание серьёзной литературы. Найти их можно не только на Фикбуке, они находятся в открытом доступе и на других сайтах. Они достаточно проработаны, написаны хорошим языком и имеют другие признаки, подчёркивающие несомненный талант авторов. В данной статье я коснусь именно этих произведений, поскольку количество таких самостоятельных произведений-ориджей начинает впечатлять, как и их наполнение. Те, что я читала, я выловила в "Книге фанфиков", ибо именно там шарюсь особенно активно и среди многочисленных развалов найти подобное произведение особенно приятно.
  
  3. НАСКОЛЬКО "ЕСТЕСТВЕНЕН" ОМЕГАВЕРС?
  
  Вопрос этот отнюдь не праздный, поскольку слэшеровая направленность жанра очевидна, когда используется версия "only man". С точки зрения консервативно настроенных читателей, это абсурд полнейший - чтобы от соития двух мужчин рождались дети. В определённой степени эта претензия более чем обоснована, поскольку с анатомической точки зрения нашей расы это абсолютно невозможно, как бы не обыгрывали это американская комедия "Junior" с Арнольдом Шварцнеггером и наш аналог "Беременный" с Дмитрием Дюжевым. Но там-то тема совсем другая, а в омегаверсе это преподносится как вполне нормальная вещь. Как и зачатие и роды, извините, через задницу. В более ранних омегаверсных фанфиках, которые мне попадались, упоминалась хирургическая операция по типу кесарева сечения, но там события происходят во вполне себе технологичное время по типу нашего конца двадцатого века. А как же тогда решали эту проблему более ранние поколения? Позже начали появляться роды через задний проход, что тоже добавило негатива со стороны тех, кто осуждает омегаверс и даёт повод сторонникам обоснуя детально проработать этот вопрос. Вспоминая споры по этому поводу и ища ответы, нельзя обойти вопрос однополых отношений, который и дал начало возникновению такого явления как омегаверс.
  Поскольку этот вопрос сейчас обостряется до предела, а в западных государствах и вовсе доводится до абсурда и маразма, то не получить своё отражение в массовой культуре он просто не может. И это происходит, начиная с полусамодельных рисованных роликов на порноресурсах, например, "Hous of Morecock", откровенных видео с живыми актёрами, отдельными персонажами в кино, скандальных фильмов типа "Горбатой горы", отдельных персонажей в популярных сериалах, в том числе и книжных - всё это даёт достаточно широкое представление о том, насколько интересна данная тема как производителям, так и конечному потребителю. И это уже не говоря об аниме-индустрии, в которой в жанре hentai представлены сразу две вариации гомосексуальных отношений - это яой и сёнен-ай, который представляет собой облегчённую, откровенно романтическую версию яоя. Это и "Гравитация", "Ai no kusabi", "Sensitive pornograph" и многие другие. И, разумеется, Кончита Вурст, вызвавшая(-ший) массовый флешмоб со сбриванием бород по всему миру. Немало шума наделали и так называемые камин-ауты, когда те или иные известные и не очень люди открыто заявляли о своих гомосексуальных предпочтениях. Про гей-парады рассказывать и вовсе смысла нет, ибо это больной вопрос для многих, в том числе и для блюстителей нравственности. Вопрос прав секс-меньшинств даже становится инструментом давления на власти той или иной страны, позволяющим выставить данную власть как деспотичную и плюющую на права собственных граждан. Вы только вспомните, как в связи с этим западные страны бойкотировали зимние Олимпийские Игры 2014-ого года в Сочи! Смех да и только! Однако кто-то воспринимает это более чем серьёзно. Причём настолько, что защита прав меньшинств начала ущемлять права традиционного большинства, которым это, естественно, причиняет немало беспокойств. Под это дело даже начали менять систему обучения и воспитания подрастающего поколения в некоторых европейских странах, например, в Швеции, начиная с детских садов. Где-то открыто запрещают подчёркивать половую принадлежность, в том числе и с помощью личных местоимений, в официальных документах запрещают такие естественные и привычные слова как "отец" и "мать", "муж" и "жена"... Примеров можно найти бесконечное множество. Вопрос однополых браков тоже сломал немало копий, в том числе и в плане права таких пар венчаться в официальных церквях.
  Я лично считаю, что сейчас надо поднимать вопрос не о защите прав ЛГБТ-сообщества, а о целесообразности такой политики. Когда гомосексуализм считался болезнью, когда за него могли казнить (а кое-где и сейчас казнят) или упечь в лечебницу для умалишённых, то тогда это всё имело хоть какой-то смысл. Сейчас, когда серьёзные учёные пытаются объяснить это явление с точки зрения медицины и генетики, пытаясь понять, почему так называемые естественные геи и лесбиянки во все времена составляли крайне небольшой и стабильный процент, когда гомосексуализм был удалён из списка официально признанных заболеваний, всё начинает упираться не в защиту прав, а исключительно в то, как присутствие открытых гомосексуалистов воспринимается людьми, воспитанными в традиционном ключе. Ведь это и есть самое главное, тот самый камень преткновения, о который и разбивает лбы современная западная культура. Права правами, но и про совесть и здравый смысл забывать не стоит. Раз уж это явление присутствует в нашем обществе, то надо просто признать это и дать таким людям нормально жить среди нас. И никого не должны волновать постельные предпочтения соседа, если это не касается его лично и не нарушает закон. А с учётом того, сколько не то что лет - веков! - гомосексуализм осуждался, а то и объявлялся грехом церковными властями, то мир и покой в этом вопросе наступит нескоро. Привычные категории долго будут коверкать новую картину, мешая договариваться, и это огорчает тех, кто уже готов жить в полном равенстве. И меня в том числе. Все эти пляски с бубнами вокруг "толерантности" и понятия "гендер" только усугубляют и без того непростую обстановку, а общий кризис культурных ценностей Европы и не только её отражает этот кавардак в виде абсурдных свадеб с животными, а то и просто неживыми предметами.
  Некоторые широко эрудированные люди могут оправдывать эти шокирующие вещи, ссылаясь на экзотические традиции, допустим, азиатских стран, которые с точки зрения традиционного европейца покажутся шокирующими. Например, свадьбы мертвецов в Китае или браки с животными и деревьями в Индии. Но все эти ссылки неуместны, поскольку все эти традиции тесно переплетены с традициями и религией этих стран. Вне данной культуры они теряют всякий смысл. И каким бы диким это всё не казалось европейцу, его самого это не касается до тех пор, пока он сам не решит принять в этом участие. И это будет его личное решение, на аркане никто никого не тащит. Омегаверс при всей своей спорности тоже не может рассматриваться вне той системы, которую выстраивает внутренняя логика этого жанра. Только почему-то до некоторых самозваных критиков эта простая истина слабо доходит, как до того жирафа.
  Если рассматривать омегаверс как поджанр фантастической литературы, то будет нелишним вспомнить два схожих жанра, которые точно так же завязаны на своей внутренней логике. Это литературная сказка и фэнтези.
  Эти жанры уже настолько прочно прописались в мировой литературе, то об их обоснованности и реалистичности будут спорить только конченые зануды, которые, как шутят остряки, даже в порнофильмах ищут киноляпы. Книги и фильмы в этих жанрах занимают широкую нишу в книгоиздательском бизнесе, пользуются заслуженной популярностью, а некоторые, как "Гарри Поттер" или "Властелин колец", даже приобретают статус культовых. Историческое фэнтези дало миру Конана-варвара и Рыжую Соню, образы которых также серьёзно повлияли на массовую культуру, в том числе и видеоигры. Артемис Фаулз бросил вызов миру магии в то время, как Гарри Поттер пытается примирить миры волшебников и обычных людей. Эльфы, гномы и орки стали персонажами костюмированных игр, в которых нередко принимают участие и весьма солидные люди, уставшие от цинизма и формализованности современного мира больших денег и погони за успехом по западным образцам. Через миры этих жанров кто-то пытается показать ошибки нашего мира через призму магии... И никто не доказывает с пеной у рта, что всего этого не бывает и что это ненормально. Чаще всего говорят о яркости того или иного произведения, его свежести или вторичности... но не о нереалистичности. Потому что все мы родом из детства, когда ещё можно верить в неизведанные миры и просто чудеса. Омегаверс в силу своей наполненности обращается к другим сторонам человеческой природы, и что мешает отнестись к нему соответственно?
  Камнем преткновения в спорах по поводу омегаверса снова могут стать слэшевая направленность и пресловутая мужская беременность. Кстати, сам этот термин уже поставлен под сомнение некоторыми сторонниками омегаверса, поскольку в силу особенности самого жанра о мужчинах стоит говорить достаточно осторожно. Отдельные авторы, и я в том числе, намеренно избегают самого термина "мужчина", и подобная беременность должна рассматриваться с других позиций. Однако тут имеет смысл вспомнить уже саму фантастику, к которой можно достаточно уверенно причислить омегаверс.
  Фантастика родилась достаточно давно, писатели самой разной степени одарённости уже выпустили не одну сотню книг, и они продолжают выходить, не теряя популярности у читателя. Кто-то вписывается в привычные уже рамки, кто-то пытается экспериментировать. То же самое происходит и с фэнтези, которую уже активно скрещивают с техникой, добавляющей особую окраску жанру и обогащая и фантастику и фэнтези. Отличным примером является цикл Оксаны Петровны Панкеевой "Хроники странного королевства", который начинается как фэнтези про попаданку в параллельный мир, но потом появляются контакты с технологически развитым миром, и это уже можно охарактеризовать как принадлежность к фантастике. Книга по-настоящему шикарна! Фантастика никогда не устареет - с новыми открытиями учёных она обогащается, раздвигая уже существующие рамки. Книги, видеоигры и фильмы регулярно представляют на суд потребителя всё новые и новые выдуманные расы и сонмы самых необычных существ, которых, разумеется, не существует. Они лишь перенимают какие-то черты известных нам видов. Чужой, Хищник, племя На'ви, разнообразные уродцы из вселенных "Star wars", "Mass effect" и так далее... Создатели стараются проработать их как можно детальнее, чтобы всё это было похоже на живых реальных существ. Какие-то придумки уже приобрели статус культовых, как Чубакка из "Звёздных воин"... Нередко уделяют внимание и способу воспроизводства этих существ, и тот факт, что среди всей этой череды хватает и вполне себе гуманоидных рас, похожих на нас с вами, как ни странно, добавляет аргументов в пользу омегаверса.
  В связи с этим хочется вспомнить марсиан из цикла Берроуза о Барсуме, матриархальную расу азари из "Mass effect" и рептилоида из старого фантастического фильма девяностых годов "Враг мой". Процесс размножения во всех трёх примерах описан достаточно подробно, чтобы можно было сделать выводы.
  Марсиане Берроуза. Все марсианки - и зелёные, и красные и, судя по всему, и все остальные - не производят на свет ребёнка, вынашивая в собственном теле, как наши женщины. Они откладывают яйца, которые потом дозревают и растут в специальных инкубаторах. Нюансы репродукции зависят от расы - зелёные марсианки откладывают много яиц, из которых потом отбирают самые лучшие, более высокоразвитые - реже. С нашей точки зрения это нормально? Кто-то скажет, что речь идёт об инопланетной расе, прошедшей свой путь эволюции, и вообще, это всё придумано... Омегаверс тоже описывает альтернативную человеческую расу, так почему бы не отнестись к нему точно так же?
  Азари. Строго говоря, назвать их женщинами будет не совсем правильно, поскольку это однополая раса. Размножение происходит за счёт уникального строения нервной системы и особенностей взаимодействия азари с потенциальным партнёром. Это не секс в привычном нам смысле, а нечто, имеющее ментально-энергетическую природу. Я, честно говоря, до сих пор не понимаю отдельные нюансы. За счёт этого азари могут производить детей от самых разных инопланетных рас, чтобы не допустить вырождения собственной, но в результате на свет появляется исключительно азари.
  Рептилоид из фильма "Враг мой". С точки зрения нынешних киностандартов и технологий, этот фильм достаточно убог и слаб, но в нём хорошо показано, как два врага - бравый американец и рептилоид - оказались фактически заперты на какой-то планете. В конце концов они, по закону жанра, объединяются, чтобы выжить, в какой-то момент ссорятся, а когда американец возвращается, то обнаруживает своего приятеля... беременным. Эти рептилоиды тоже однополая раса, но их воспроизводство не предполагает сексуальный контакт как таковой - внутриутробное развитие плода начинается, когда особь достигает определённого возраста. Не беспорядочное спаривание хомо сапиенс, которое может дать результат, а может и не дать, а нечто неизбежное. И это одна из основ общества рептилоидов, отличающая их от людей настолько, что началась война.
  Мне могут возразить, что это всё фантастика и эти расы так устроены, но ведь для размножения у них есть отдельные органы, не связанные с пищеварительным трактом... А если кто-то придумает разумную расу птиц и возьмётся детально описывать их анатомию и воспроизводство? Откройте любой справочник, и вы увидите, что клоака, через которую выводятся продукты жизнедеятельности птиц, активно участвует и в процессе размножения. Сейчас, когда отдельные авторы пытаются описать принцип размножения в омегаверсе "only man", они идут по тому же пути, что и другие фантасты, стараясь увязать свои фантазии с тем, что существует реально. В итоге появляется альтернативная раса, которая вполне нормально размножается, при этом живёт теми же проблемами, что и мы с вами.
  
  4. НУЖНЫ ЛИ В ОМЕГАВЕРСЕ ЖЕНЩИНЫ?
  
  Это тоже очень интересный момент в развивающемся жанре "омегаверс". Есть направление в ориджах, в котором активно мелькают женщины. Некоторые авторы пытаются обосновать появление омег в традиционном мире и для этого используют мотивы постапокалипсиса, вымирание женского пола или кризис в воспроизводстве нашей расы, восполненный генной инженерией. Само собой, что какое-то время женщины там ещё фигурируют. В паре фанфиков женщины рожают детей наравне с омегами-мужчинами, в том числе и самих омег-мужчин... Вариаций много. Есть и такие фанфики, в которых используют лесбийские мотивы на основе омегаверса, скрещивая женщин-альф с женщинами-омегами. На одном сайте я читала достаточно жаркую дисскусию по этому вопросу, и это лишний раз показывает, что омегаверс всё ещё развивается. Не исключено, что эта линия сохранится, но может и исчезнуть со временем, поскольку версия "only man" пользуется у авторов куда большей популярностью.
  В Интернете можно даже найти комиксы в жанре "омегаверс", и в одном, попавшемся мне на глаза, у одного из главных героев мать женщина. Он живёт в многодетной семье, есть куча братьев и сестёр... По сюжету на него положил глаз один из однокашников и даже вваливается к нему домой... Там женщины-омеги действуют явно наравне с мужчинами-омегами и являются естественной частью данной вариации. Говорить об окончательном формировании омегаверса как жанра ещё рано - он только обозначил основные мотивы, но, как и во всяком другом жанре, в нём имеют право жить самые разные трактовки. Автор волен изображать в своём произведении всё, что сочтёт нужным. Главное - чтобы его сюжет и проработанность мира были достаточно логичными, иначе сам фанфик или оридж станут просто неинтересными и лишний раз подтвердит репутацию жанра и фанфикшена как такового как низкопробного развлечения для недалёких людей. А это не совсем справедливо. Да, графоманов, в том числе и безграмотных, там хватает, но есть и те, кто пишет достаточно хорошо и интересно.
  Те авторы, что пытаются обосновать появление мужчин-омег, часто объясняют это вымиранием либо бесплодием женщин из-за какой-то катастрофы или эпидемии. В одном из подобных ориджей использован именно такой мотив.
  "Прогноз погоды" - достаточно хороший оридж, читается легко. В нём рассказывается о весьма обеспеченном мужчине по имени Дон (сокращённо от "Донован"), который не так давно развёлся с женой, от которой не дождался ребёнка. При том, что она тут же забеременела, выйдя замуж снова. Совершенно случайно Донован познакомился с омегой Синди, обременённым четырьмя детьми. Синди попросил денег взаймы до получения пособия и пообещал вернуть - он и его дети жили на улице. Донован дал ему денег и решил просто забыть, но не смог. Тем временем погода ухудшалась, надвигался непредвиденный холод, сильные морозы, и Донован, поддавшись жалости, приютил их в своём доме. Младший сын Синди попал в больницу, и Дон помог с медиками. Параллельно он размышляет об омегах, о которых давно идут споры. Дон даже ругает Синди, вопрошая, зачем он вообще рожал детей, если не может нормально устроиться и обеспечить их всем необходимым. Синди рассказывает свою историю - все дети родились в результате принуждения к сексу во время течки. Синди прекрасно всё понимал, но отказаться от детей не смог - учёные привили им сильные родительские инстинкты, чтобы сохранить человеческий род. Омеги даже могли рождаться от обычных женщин - именно так и случилось с Синди. Присутствие Синди сперва напрягает и раздражает Дона, но, познакомившись ближе и с омегой и с его детьми, тот меняет своё мнение. Особенно Донован привязывается к старшему - альфе Лиаму. Между ними возникают близкие отношения, и Дон решает жениться на Синди и усыновить его детей, чтобы помочь выбраться с улицы. Оридж описывает не только мытарства Синди, но и двойные стандарты по отношению к омегам - с одной стороны существует целая индустрия, направленная на их обеспечение, их берут на работу на телевидение и в крупные компании, но в то же время немало омег мыкаются никому ненужные и презираемые. Дон решает идти в политику и решить этот вопрос. Кстати, его родители и бывшая жена были резко против такого брака. Появление омег было обосновано тем, что женщины всё реже рожают детей, и учёные создали омег. Проходит мысль, что, возможно, со временем женщины просто вымрут. Был даже такой эпизод, когда Донован открованно ворчит, что учёные, вместо того, чтобы создавать мужиков с матками, могли бы просто вернуть женщинам фертильность.
  Ещё один небольшой оридж, название которого я, увы, не запомнила - читала один раз и больше не видела - описывает очередной переполох по поводу появления омег. Военная база. Над одним из солдат издеваются. Потом случился некий катаклизм и все женщины погибли или исчезли - я не помню точно - а мужчины разделились на альф и омег. Чтобы решить демографическую проблему, власти решили создавать семьи из бывших мужчин, и унижаемый боец оказался альфой, а один из его мучителей - омегой. Их свели в одну пару, и в итоге родился ребёнок. В оридже показано, как трудно мир привыкал к новому положению, как люди не желали примириться с тем, что случилось, особенно конкретный человек, опасавшийся, что его новоиспечённый муж будет ему мстить, однако всё складывается самым лучшим образом.
  Включая женщин в свой мир, авторы нередко экспериментируют, создавая самые неожиданные пары, например женщина-альфа и мужчина-омега... В подобной расстановке даже может возникнуть вопрос: кто же в итоге будет рожать? И как? Или таким образом авторы отражают идею доминирования одного пола над другим? И всё-таки попытки ввести-таки в жанр женщин-альф продолжаются. В интернете на одном из сайтов я даже увидела картинку, которая схематично показывает предполагаемую репродуктивную систему таких людей. И женщине-альфе зачем-то пририсовали вполне узнаваемый мужской орган на месте клитора, что вызвало у меня ассоциацию с аниме "Чёрная библия" с откровенно сатанинским подтекстом и так называемыми футанари.
  Футанари, как мне всё больше кажется, стали своеобразным ответом на появление порнофильмов с участием геев. Эти странные женщины обладают способностью отращивать самые настоящие фаллосы, которые в отдельных манга и западных комиксах просто поражают своими размерами. Глядя на картинки до оргии, становится непонятно, как они умудряются это всё скрывать под короткими кружевными трусиками... Честно скажу, такой вариант меня коробит отнюдь не из-за наличия баб с членами, а именно из-за такой несуразности. При моей лояльности к порноиндустрии и откровенной фантастичности этих человекоподобных существ, в наш век сексуальности, когда отдельные деятели призывают к откровенному разврату, отметая все нормы элементарных приличий - я не про нудистские пляжи - это уже откровенный перебор. Где логика? А то ведь у отдельных впечатлительных особ и крыша может улететь в тёплые края... В порно даже есть видео с живыми актёрами, где показываются совокупления с этакими гермафродитами. Я не про накладные дилдо, похожие на настоящие члены, говорю, а про парней, сделавших себе пластику груди, отрастивших волосы и ярко накрашенных. Их ещё называют трапами. Судя по количеству таких роликов, которые я видела, любителей подобных видео хватает. Но если японский hentai выводит такие вещи под вывеской других жанров и не претендует на реализм, то такие вещи начинают вызывать серьёзные опасения по поводу вменяемости отдельных деятелей порноиндустрии и массовой культуры категории 18+ вообще. Судя по тому, что в этом плане творится на Западе, это уже начинает беспокоить. На фоне всего этого беспредела омегаверс кажется вполне безобидным, поскольку связан определённой внутренней логикой, которой всё меньше остаётся в нашем реальном мире. Не исключено, что всё это тоже повлияло на формирование каких-то моментов в омегаверсе, но это только предположение.
  Омегаверс стал естественной реакцией на то, что сейчас творится в массовой культуре, стал её детищем, и осуждать его за то, что получилось, будет грубейшей ошибкой. Хотим мы этого или нет, но так было всегда, во все времена. Потом что-то оставалось, а что-то уходило, оставив лишь внушительный отпечаток в людской памяти и истории искусства. Как пышный рококо или французский ампир.
  Читая и смотря всё это, любознательный потребитель может подумать, раз уж направление "only man" так популярно, а женщины только запутывают, то они и не нужны, ведь омегаверс вполне себе самодостаточен, а присутствие женщин может вызвать определённые сложности в плане распределения ролей. Но ведь подобное зависит исключительно от авторов, прописывающих подобные моменты в своих произведениях. Основа, на которой каждый автор выстраивает своё произведение, определяет детализацию, а в итоге и связность всего произведения. А уж там на вкус и цвет...
  
  5. ОМЕГАВЕРС КАК ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
  
  Сторонники омегаверса как жанра не раз подчёркивают, что на него переносятся реалии современного мира, пусть и не очень нашего мира. Изрядная доля правды в этом есть. С учётом специфики жанра отдельные аспекты становления и развития общества предстают порой в неожиданном ракурсе, а то и позволяют ярче высветить самые разные моменты. Это делают все авторы, пишущие в самых разных жанрах, поскольку позволяет сделать книгу похожей на настоящую жизнь, сделать персонажей ближе к читателю или зрителю, если речь идёт о кино или видеоигре. Ведь это серьёзная составляющая популярности и финансового успеха продукции. В Японии, кстати, это прекрасно понимают, поэтому аниме так популярно в мире. При том, что в этой индустрии, как и в любой другой, есть как неудачные проекты, середнячки, в том числе и крепкие, так и прогремевшие по всем странам и получившие статус культовых. Например, "Тетрадь смерти", не так давно киноадаптированная компанией "Netflix" (самая неудачная киноадаптация, на мой взгляд, зря только деньги потратили). Основой таких сюжетов является и некий конфликт, возникший на почве личных отношений. Придирчивый читатель может сказать, что вся мировая литература выстроена на конфликте, что основные сюжеты уже перебраны не по одному разу и что-то новое сказать уже нельзя... Да, они правы, но когда я читала самые удачные работы с пометкой "омегаверс", то не смогла не признать, что омегаверс всё же привнёс в привычные сюжеты некую нотку свежести. Поскольку описывается альтернативная человеческая раса, то и привычные нам проблемы будут иметь несколько иную окраску.
  Одна из самых распространённых черт произведений в жанре "омегаверс" - это особое подчёркивание сильного животного начала человеческой натуры, особенно в фанфиках, описывающих оборотничество. Эта составляющая тоже варьируется - от полного её отсутствия до одной из главных линий, определяющей ход сюжета. Выбор определяется исключительно автором. Соответствующим образом решаются и проблемы, связывающие описываемую реальность в логичный и вполне обоснованный фон, на котором и происходят события. Чем сильнее выражена эта составляющая, тем напряжённее становятся события. И способы решения таких проблем становятся важной частью произведения, позволяя завершить картинку.
  Одним из таких решений стали медикаменты - подавители или, как их ещё называют, блокаторы. Достаточно изящное решение, надо сказать. При нынешнем уровне развития фармакологии и засилия самых разных препаратов, в том числе и от надуманных болезней, этот ход напрашивался сам собой. Блокаторы подавляют выбрасывание в кровь возбуждающих гормонов, позволяя вести более-менее нормальную цивилизованную жизнь, а если таблеток под рукой не оказывается, то это доставляет персонажам определённые беспокойства и проблемы. Особенно в тех произведениях, в которых описывается похожая на нашу повседневность. В фанфиках, события которых происходят в средневековье, на помощь приходят настои из трав и корешков. Где-то подавители уже стали привычной частью жизни альтернативного общества - вопрос только в доступности. И это тоже является одним из факторов, влияющих на развитие сюжета.
  Такое выпячивание животного начала добавляет аргументов в пользу версии возникновения омегаверса как способа обоснования отношений внутри стаи оборотней. Ведь паралельно идут описание таких деталей как феромоны, гон, течка и метка, а разграничение на альф бет, омег и так далее позволяет выстроить иерархическую лестницу общества. Психологи, изучающие отношения внутри социальных групп, точно так же характеризуют различные психотипы, отмечают похожие закономерности... Но если в человеческом обществе движение вверх-вниз по иерархической лестнице вполне возможно, то в омегаверсе такие вещи определяются раз и навсегда из-за специфики каждого типа-пола в силу особенностей генетики, физиологии и анатомии. Единственным способом преодолеть это неравенство и хоть как-то ликвидировать барьеры является доказательство того, что ты достоин быть наравне с теми, другими. Это и преодоление себя, просто особенности характера, какие-то особые таланты, а порой - борьба с той системой, в которой вынужден жить тот или иной персонаж.
  Мотив тоже неновый, однако окраска омегаверса обостряет все эти противоречия настолько, насколько ярко выражено животное начало в описываемой вариации. Порой на этой основе выстраивают такое, что можно только поражаться. Однажды мне попался фанфик, в котором сталкиваются альфа и омега, которых иначе как садистами и не назовёшь. Альфа - головная боль и позор своей семьи, но уже начинает подумывать о том, чтобы что-то изменить. Омега - пай-мальчик на людях в приличном обществе, однако в определённых кругах он известен как опасный тип и просто псих. Встречаются они на семейном вечере, где то ли объявляют о помолвке брата альфы, то ли что-то в этом роде... и они сцепляются. В эпизоде, где альфа со своей шайкой обнаруживают, кем на самом деле является этот омега, все приходят в шок. Потом описывается яростная сцена совокупления главных героев, из которой становится понятно, что они нашли друг друга. Этот фанфик является полной противоположностью массе других, в которых всё чуть ли не истекает сахарным сиропом и окрашивается в нежные тона любви и обожания, но от такого противопоставления становится только очевиднее, насколько широки возможности омегаверса как жанра.
  Мельком читала и другой фанфик размера макси... Ну, как читала... пробегала глазами отдельные главы. Там выводился омега, одержимый убийствами. Присутствуют откровенно жестокие сцены издевательства над жертвами. То ли он мстил за что-то, то ли что-то ещё. Увы, названия и этого фанфа я не запомнила, а размер помешал ознакомиться с ним подробнее. Но это всё примеры для любителей погорячее и поострее, а я коснусь достаточно адекватных произведений, с содержанием которых знакома лучше.
  Чаще всего сложившейся системе противостоят именно омеги, поскольку их роль в силу особенностей пола-типа получается приниженной. Есть, конечно, фанфики и такие, где омеги, как способные вынашивать и рожать детей, занимают достаточно привилегированное положение, но я видела немного таких. Так называемые омеги-"революционеры" встречаются достаточно часто. И в них легко разглядеть мотивы из истории борьбы женщин за равные права с мужчинами. В патриархальном обществе это достаточно серьёзный конфликт, и на нём кое-кто пытается играть и сейчас, усложняя и без того непростую социальную обстановку в нашем безумном мире. Как будто заморочек с ЛГБТ мало... Традиции, сохраняемые обществом, особенно в отдельных культурах, подкреплённых религией, обостряют непонимание и напряжение, и омегаверс своей неоднозначностью позволяет взглянуть на эту проблему под несколько иным углом.
  Хорошим примером может стать оридж "Живой огонь". Он написан в жанре любовного романа, чем-то похожего на знаменитую Анжелику, но тут всё куда прозаичнее и сложнее одновременно. Омега Закари Риген из богатой и знатной семьи презирает своё положение и свою природу омеги. После смерти родителя-омеги он чувствовал себя ненужным собственному отцу и, не имея в жизни твёрдой цели, развлекался тем, что откровенно дразнил высшее общество яркими нарядами и вызывающим поведением. В день его восемнадцатилетия должен был состояться его последний бал, поскольку традиция запрещала омегам, не вышедшим замуж до восемнадцати, блистать в светском обществе. Узнав об этом Закари решает устроить самый незабываемый вечер, и именно там к нему неожиданно сватается отставной генерал Лайл Олдвен. Потрясённый этим Закари соглашается, чтобы сохранить ставший привычным образ жизни, но этот брак переворачивает всё с ног на голову. Во-первых, его муж оказался совсем не таким, как он предполагал, во-вторых, он совершенно не предъявлял к Закари никих особенных требований. Выходя с ним в свет, Лайл молча терпел его выходки, иногда снисходительно комментировал, а то и виновато оправдывал. Чем дольше они жили, тем больше Закари начал понимать, что его жизнь бессмысленна. Став жертвой похищения разозлёнными воинами вражеской армии (тех не устроил тот факт, что их страны заключили мирный договор) наравне с другими замужними омегами, он переживает тяжёлое потрясение, став свидетелем жестокого циничного изнасилования беременного. Сидя в клетке с другими, он понял, что весь его гонор совершенно бесполезен, что он на самом деле слаб, и что его муж, скорее всего, выкупа платить не будет, и момент, когда Лайл приезжает вместе с другими и всё же спасает его, становится новым потрясением. Это вынуждает Закари полностью всё пересмотреть, после чего он понимает, что искренне привязывается к мужу не только из чувства благодарности. Они знакомятся ближе, лучше узнают друг друга, Лайл даже учит его обращению с мечом, и этот навык помогает Закари дать отпор, когда на очередном званом вечере он бросает в лицо горькую правду мужу погибшего на его глазах омеги. Заканчивается оридж хорошо. Закари смиряется со своей природой, искренне любит мужа, а в одной из совместных поездок узнаёт, то тот омега всё же выжил, нашёл себе заботливого мужа среди бывших врагов и даже решился на нового ребёнка. Этот оридж хорошо показывает метания омеги, не имеющего смысла в жизни. Финал вполне предсказуем, но это не делает данное произведение хуже. Подобное нередко описывается и традиционной литературе, а привкус омегаверса показывает, что даже при откровенных различиях в определённых раз и на всегда социальных ролях, эти различия могут быть незначительными. В "Живом огне" описан не только бунтарь Закари, но и вполне себе мягкий и добрый "домашний" омега Энтони, который добрым словом и заботой поддерживал других пленников. Он стал добрым другом Закари, поддержал в трудную минуту и сыграл очень важную роль в его отношениях с Лайлом.
  Ещё один откровенный бунтарь-омега описан в небольшом оридже "Поцелуй на прощание". Омега Ли Джеймс, прошедший войну и награждённый контузией и внушительным шрамом, поселяется маленьком провинциальном городке, где быстро стал предметом осуждения. Слухи о нём ходят самые разные - настолько он отличается от местных. И все знают, что он алкоголик. Судя по тому, что было написано, ему от двадцати пяти до тридцати лет. Группа местных подростков заключает глупое пари, и восемнадцатилетний альфа Абрахам, который скоро должен уезжать в колледж учиться, забирается в его дом. Столкновение с жёстким бескомпромиссным омегой, способным дать отпор и ни в грош его не ставящим, становится для Абрахама потрясением. И его начинает тянуть к этому дому. Попытка извиниться заканчивается очередным унижением, а потом начинается самое интересное - мистер Джеймс затаскивает его в постель, где имеет так, как альфа обычно имеет омегу. Перед этим он ясно дал понять, что соглашаться или нет - решить должен сам Абрахам. И с этого начинаются их отношения с регулярной сменой ролей в постели. Абрахам понимает, что любит мистера Джеймса, но тот только отмахивается, говоря, что ему только кажется, что он такой особенный. Что Абрахам ещё найдёт себе омегу по возрасту. Компания Абрахама, особенно его приятель-омега Бак, остались за бортом, и взбалмошный Бак пытается выспросить, к какому такому омеге так часто бегает Абрахам. Незадолго до отъезда в колледж Абрахам снова приходит к Ли Джеймсу, тот было заворачивает его обратно, однако всё же впускает в дом, где они снова занимаются сексом. Абрахам чувствует, что что-то не так, но не задумывается об этом до тех пор, пока не приезжает домой на первые каникулы. В колледже он так и не забыл про мистера Джеймса, один раз даже пытался ему позвонить, Бак, затащив его на одну из вечеринок, злится, поскольку Абрахам по-прежнему отказывается с ним спать... Уже дома Абрахам обнаруживает, что дом мистера Джеймса пуст, а Бак сообщает, что Ли, оказывается, забеременел и уехал, скорее всего, на аборт. Абрахам в бешенстве окончательно разрывает дружбу с Баком, забирается в дом и дожидается возвращения хозяина. Он понял, что в тот самый день застал течку мистера Джеймса... и ведь тот спокойно принял, казалось, неизбежную участь родителя-одиночки. Тот факт, что он, Абрахам, ещё такой молодой и незрелый, скоро станет отцом, альфу нисколько не испугал. Но Ли не избавился от ребёнка, а решил оставить себе. Он всего лишь уезжал в клинику реабилитации, поскольку бороться с последствиями контузии вином, как раньше, уже не мог. Происходит окончательное объяснение, в котором становится ясно, насколько повзрослел Абрахам, и Ли признаёт, что его отношение к парню более чем серьёзно - любовь Абрахама взаимна. Последний эпизод показывает, что за двенадцать лет из них получилась вполне благополучная семья, в которой растёт сын-омега - копия родителя. В этом оридже столкновение нестандартного взрослого омеги и юного, незрелого душой альфы становится мотивом для развития личности, толчком к взрослению, а Ли Джеймс - демонстрацией вызова обществу самим фактом своего существования и своим образом жизни. Этот мотив тоже неоднократно обыгрывался в кино и литературе, и омегаверсная версия этого мотива только подчёркивает, что в статичном обществе такие яркие пятна всегда будут вызывать бурную реакцию.
  Социальные и личные проблемы, в том числе и замешанные на разной степени законопослушания, с добавлением нотки омегаверса позволяют рассмотреть всё это с новой точки зрения, которая, как увеличительное стекло, показывает новые мотивы и детали. В одном из ориджей - название опять забыла - описывается мир, в котором отдельные жители обладают редким даром оборотничества. Главный герой омега, который встретил своего так называемого Истинного - особенного альфу. Сам омега из небогатой семьи, а его муж - очень богат... Но счастья это не принесло. Он оказался буквально заперт в доме на положении раба, страдает от тирании мужа, который успешно втирает очки его родне, стоит хотя бы намекнуть, как ему плохо живётся. В конце концов омега обрачивается псом и сбегает. Он долго прячется среди бездомных, живя в основном в облике животного. В конце концов муж его находит, но в тот же день омега погибает, и его знакомый говорит тяжёлую фразу типа "Тварью жил - как тварь и умер.". В данном случае особенность омегаверса лишний раз подчёркивает, что не всегда то, что считается благом, может стать таковым в реальности. Был ещё короткий оридж "Ненужный", в котором тоже обыгрывается мотив Истинности, особого предназначения для альфы и омеги. Врач-альфа случайно становится свидетелем аварии, и в умирающем омеге признаёт своего Истинного. Он мог бы спасти этого омегу, но тогда бы это стало началом его личных проблем. Этот врач благополучно женат, искренне любит мужа, они ждут ребёнка. Альфа боится рвать это счастье. И он ничего не делает, омега умирает. Последней строкой идёт звонок от мужа врача, и это только подчёркивает, что альфа не хочет ничего менять в своей спокойной и вполне счастливой жизни. Притом, что всего пару минут назад он буквально разрывался между разумом и инстинктами.
  Омегаверс в версии "only man" выводит на передний план тот факт, что при всех половых и социальных различиях мы всё же равны. Просто каждый занимает своё место, однако способность к деторождению со всеми сопутствующими результатами и мотивами - это ещё не повод делать это аксиомой и расставлять роли раз и навсегда. Одинаковая база для создания альтернативной человеческой расы это прекрасно иллюстрирует. Все мы разные, и примеры омегаверса, как и прочих других жанров, это доказывают снова и снова, выводя самых разных персонажей - нежных омег и жестоких альф, сильных омег и добрых заботливых неконфликтных альф и тех из них, что идут по жизни равными во всём. Если женщина обладает по-мужски сильным характером, то это не значит, что её стоит как ставить на место, так и считать жёсткой бескомпромиссной стервой. Если мужчина не стремится рваться к вершинам, предпочитает тишину и домашний уют, который строит своими руками, то это не повод записывать его в подкаблучники и слабаки. Это бунтарь Ли Джеймс и заботливый терпеливый Абрахам, Закари и Лайл, и многие-многие другие. Жить на равных и при этом жить в мире вполне возможно. Это показывает и оридж "Двое в лодке, не считая контракта".
  Семьи омеги Томаса Хейли и альфы Марка Далтона довольно тесно общаются по бизнесу, но в плане финансов возникают проблемы, и они решают поженить своих детей, чтобы хоть как-то поправить дела. Брак фиктивный, заключается на пять лет. Томас не горит желанием выходить замуж за того, кого не знает, но соглашается, чтобы помочь семье. Свадьба состоялась, и Томас намерен просто "отстоять вахту". Марк Далтон тоже не горит желанием общаться с мужем, они просто живут в одной квартире, практически не пересекаясь. Томас учится в университете на дизайнера и планирует карьеру. Долгое время они просто живут как соседи, но время от времени происходят события, которые всё же вынуждают их узнавать друг друга. Поначалу это была откровенная неприязнь, потом в их жизни появляются Мэтью Фокс, бывший любовник Марка, и Нил Блекворд, журналист и писатель. Оба омеги, давно знакомы с Марком. При родителях и друзьях приходится делать вид, что всё в порядке, что они вполне неплохо притираются друг к другу, но реально всё обстоит весьма плачевно. Со временем они всё же находят какие-то точки пересечения, из которых постепенно вырастает взаимная симпатия, а потом и любовь. Но потом возникают новые проблемы, вырастает новый конфликт, Томас даже пользуется стажировкой и уезжает в Прагу, но Марк вытаскивает его обратно. И Мэтью Фокс мешает их рождающемуся счастью. В конце концов всё налаживается, а фиктивный брак превращается в настоящий. Типичный любовный роман, но там всё так ловко расписано, что я - не большая поклонница данного жанра, скорее наоборот - признала, что написано очень даже хорошо. Как читатель и зритель я очень придирчивая, но "Живой огонь" и "Двое в лодке" показали мне, что не все предрассудки и стереотипы по отношению к жанрам способны полностью дать представление о книге. Там можно найти много чего - от того, что восхитит и тронет до глубины души, до того, что потом противно будет снова в руки брать. И это мне лишний раз показал омегаверс. И ведь везде так!
  Все мы разные, у каждого свои интересы, но при всём этом мы равны. И тут всё зависит от силы личности, стремления и желания найти достойный компромисс, понять. А этого сейчас, в информационном, политическом, культурном и социальном бардаке, помноженным на финансовые кризисы, становится не так много, как хотелось бы. Почему бы не поговорить об этом и в таком виде?
  
  6. РОЛЬ БЕТ И ПРОЧИХ В ОМЕГАВЕРСЕ.
  
  Как уже было сказано выше, в омегаверсе часто отражают разницу социальных ролей в альтернативном обществе. Чаще всего на самый верх ставят альф, омеги, как правило, остаются самыми униженными либо занимают вторые роли. А вот роль бет, гамм и прочих часто остаётся слабо прописанной. Судя по имеющейся сейчас информации, бет часто описывают как:
  а) самых обычных людей, лишённых сексуального влечения и спобности к деторождению.
  б) альтернативой омегам, только опять же лишённой способности рожать детей.
  в) подобие альф, выполняющих дополняющую роль в размножении (реже всего).
  Второй вариант встречается чаще. Беты также описываются как своего рода обслуживающий персонал, рядовые работники или просто близкие приятели главных героев - альф и омег - играющих роль своеобразной поддержки. В тех фанфиках и ориджах, в которых упоминается распределение по типам-полам, иногда говорится, что принадлежность определяется к определённому возрасту. Как правило, это пубертат. Процентное соотношение полов тоже различается от вариации до вариации. Есть даже версия, что пока альфы и омеги предаются плотским утехам, беты просто работают, обеспечивая условия для размножения и должный комфорт. То их больше, то меньше... В среднем, уровень их интеллекта выше, чем у альф и омег. Такой разброс лишний раз показывает, что омегаверс как жанр продолжает развиваться, и это даёт широкий простор фантазии авторов. В частности я читала несколько фанфиков, в которых авторы уделяли основное внимание именно бетам, показывая, что и они тоже люди, стремящиеся к личному счастью.
  Принадлежность к тому или иному полу-типу может влиять на общественный статус куда серьёзнее, чем может показаться. Например, в оридже "Окно на северную сторону" главный герой Авиан долгое время считался бетой, из-за чего даже был осуждён на тюремное заключение за непреднамеренное убийство омеги - сбил на машине после бурной гулянки. Омеги за подобные преступления не осуждаются, поскольку их статус рожающих ограждает их от подобного. Авиан попадает в тюрьму, где вскоре с ним начинает происходить нечто странное, и его сокамерникам становится понятно, что Авиан омега. Это вынуждает пересмотреть его дело, и Авиан выходит на свободу, однако в камере, пока суд да дело, он переживает течку, и один из сокамерников заделывает ему ребёнка. В одной камере с Авианом сидит и омегоподобный бета Дэлиан, который был бесплатной проституткой для всех остальных, однако он с самого начала поддерживает Авиана, который потом добивается его досрочного освобождения. Впоследствии Дэлиан играет в его судьбе достаточно важную роль. О Дэлиане даже есть отдельный оридж, который лишний раз показывает, что даже те, кто не имеет особых привилегий перед обществом и законом, могут быть такими же людьми, что и те, у кого привилегии есть. Подобный мотив звучит и в небольшом оридже, который называется, кажется, "Счастье для беты". Читала я его всего пару раз с перерывами и имена главных героев успела подзабыть. Суть там состоит вот в чём. Бета долгое время был любовником альфы, испытывал к нему более чем серьёзные чувства, но тот факт, что бета бесплоден по природе своей, лишал его права на собственную семью. В конечном итоге альфа женится, и раздавленный этим бета случайно знакомится с другим альфой. Случайная связь неожиданно для самого беты перерастает в нечто серьёзное, и когда на горизонте снова появляется бывший любовник, то получает отставку. Новому избраннику совершенно безразлично, что бета неспособен подарить ему ребёнка - он любит его просто так. Внутренняя логика омегаверса, замешанная на распределении ролей в деторождении, определяет статус каждого пола-типа и его социальную значимость. На этой базе, в зависимости от того, каким путём пойдёт автор, можно выстроить много чего.
  Некоторые авторы пытаются прописать бет иначе, встраивая их в свою вселенную на иных принципах и правилах. Одним из самых, на мой взгляд, удачных вариантов такого описания является оридж "Мечта поэта" и отдельный вбоквел "Ориген", описывающий историю предка главного героя-омеги. В этом варианте омегаверса семья представляет собой тройственный союз альфы, беты и омеги - триаду - в котором альфа и бета имеют омегу, а альфа также имеет и бету. Если в плане генетики они друг другу подходят, то подобные союзы выстраивают гормональный баланс альфы и беты так, чтобы в их сперме появилось нечто необходимое для зачатия потомства. Достаточно остроумное и изящное решение, особенно учитывая, что один из главных героев, бета Виктор Сван, выглядит как альфа и является давним другом альфы Стэфена Вульфа, который слишком сильно уважает своего приятеля, чтобы опускаться до секса с ним. Однако ради их общего омеги Орри де Санта он всё же соглашается на это, и их триада становится настоящей семьёй.
  Что касается таких альтернативных полов как гаммы, дельты и прочих, которыми отдельные авторы пытаются заполнить фон, то мне пока попался всего один фанфик, где гамма описывался как своего рода пародия на омегу в период течки. Фанфик назывался, кажется, "Гамма в постиндустриальном мире". По пути домой этого беднягу имели все подряд, после чего он с таким же удовольствием отдаётся своему мужу и хозяину. Само собой, что всё это остаётся на рассмотрение и пожелание авторов, но мне упорно кажется, что надолго всё же не задержится. Если эта линейка всё таки получит своё развитие, то обязательно станет такой же популярной, что и основные. Однако пока стандартно упоминаемыми и описываемыми остаются альфы, беты и омеги.
  
  7. РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИНКТ В ОМЕГАВЕРСЕ.
  
  Поскольку распределение социальных ролей в омегаверсе привязано к роли в размножении, то не последним стоит и вопрос о родительских инстинктах. Особенно, когда в вариации, описываемой автором, сильно выражена животная составляющая. Выше я уже говорила, что омегам порой приписывают обострённый инстинкт по защите своего потомства, в том числе и ещё нерождённого. Ярким примером является омега Синди из ориджа "Прогноз погоды". И всё же некоторые авторы идут другим путём. Достаточно ярким примером такого противопоставления становятся омеги Стив и Роланд из ориджа "Нефиктивный брак".
  В семье альфы Хантера Дискейна назревает серьёзный кризис. Поскольку в бизнесе возникли серьёзные финансовые проблемы, его после семнадцати лет вполне благополучного брака бросает муж Стив. При этом Стив, оправдывая себя, выливает в адрес Хантера бочки помоев и клеветы. Собственные дети его не волнуют - Стив их использует только как инструмент поиска выгоды. Вся эта история глубоко травмирует и самого Хантера и его старшего сына альфу Гая. Хантер не собирается больше жениться и старается уделять больше времени детям, а Гай требует с него слово, что чужих омег в их доме не будет. Спустя какое-то время финансовые дела начали налаживаться, а новый друг и компаньон Корнелиус, чтобы помочь, предлагает Хантеру заключить фиктивный брак для поддержания репутации. Корнелиус один из совладельцев брачного агентства, которое уже не одного бизнесмена спасло таким образом, жалоб не было. Не сразу, но Хантер соглашается - исключительно ради детей. Да и одному управляться и на работе и дома достаточно сложно. В качестве нового мужа ему выбирают второго совладельца агентства и друга Корнелиуса омегу Роланда. Роланд не замужем, о собственной семье особо не мечтает, однако Хантер Дискейн всё же привлекает его внимание, и то, что психологи агентства включили его в список потенциальных кандидатов, взволновало Роланда. Разумеется, главный выбор сделал именно Корнелиус, желая устроить личную жизнь обоих друзей. Позднее он даже провернул хитроумный план, чтобы помочь Роланду привлечь настоящее внимание мужа за счёт инстинкта собственничества альфы... После заключения брака Роланд переезжает к Дискейну домой, знакомится с детьми, начинает заниматься хозяйством и искренне не понимает, как Стив мог бросить собственных детей. Поначалу Хантер воспринимает Роланда как домохозяина и няньку, Гай злится на отца, Роланд искренне привязывается к младшим детям, а позже Хантер всё же обращает на него более пристальное внимание. Между ними завязываются вполне близкие отношения, Гай принимает его и встречает своего омегу... Всё рушит вновь появившийся Стив. Он приводит в дом Дискейнов уголовника-бету, который насилует Роланда, и омега сбегает в неизвестном направлении, боясь реакции мужа на произошедшее. И всё-таки Хантер его разыскивает, и на самом излёте соответствующего возраста Роланда пара обзаводится новым ребёнком. В этом оридже противопоставляются Стив и Роланд, которые являются воплощением двух противоположных женских типажей - того, что выбирает семью и детей, и того, что предпочитает красивую жизнь и карьеру. В нашем традиционном обществе подобных примеров вполне хватает, и омегаверс способен это всё обыгрывать не хуже привычных жанров.
  Нередко альф изображают обычными потребителями, способными бросить забеременевшего от них омегу, однако описываются и противоположные типажи. Особенно, когда альфа намеренно привязывает омегу к себе ребёнком. И из этого можно вывести немало сюжетов.
  Например, макси "Услышь меня, Мик, в темноте". Альфа мистер Нейс после неудачного брака решает жениться снова, и ему советуют найти себе омегу в бедной семье. Мол, они тише и послушнее. Выбор мистера Нейса падает на омегу Микаэля, который уже встречается с молодым альфой Йеном, которого искренне любит. Однако родители Микаэля решают иначе. Свадьба всё же состоялась, Микаэль как может терпит искреннюю заботу и внимание мужа, надеясь, что Йен сумеет его найти и забрать. Но его надежды не сбываются. Чтобы добыть денег, Йен идёт на преступление и попадает в тюрьму. За прошедшие несколько лет Микаэль привязывается к мужу, даже начинает искренне его любить, рожает первого ребёнка, и появление Йена переворачивает всё с ног на голову. Микаэль отказывается сбегать, разозлённый Йен вламывается в дом, насилует Микаэля... В итоге он всё же попадается в руки полиции, ему грозит новый тюремный срок. И Микаэль, разрываясь между чувством вины и любовью к мужу, выгораживает бывшего возлюбленного, из-за чего его отпускают на свободу. Мистер Нейс в ярости. Тем более, что у Микаэля случается выкидыш, а потом в результате несчастного случая омега слепнет. Горя жаждой наказать мужа за предательство, мистер Нейс позволяет сдать Микаэля в бордель, где он знакомится с другим омегой Риком, которого позднее выкупает друг мистера Нейса. Узнав о том, что случилось на самом деле, он пытается вызволить и Микаэля, но первым это делает Йен. Мистер Нейс так и не смог справиться с собой, всё больше забрасывает дела... Пересказывать сюжет достаточно непросто. Скажу только, что Йен всё же возвращает Микаэля домой, к тому возвращается зрение, мистер Нейс, который едва не погибает от сердечного приступа, благополучно выживает, и у пары рождается второй ребёнок.
  Все эти сюжеты лишний раз отражают то, что происходит в нашей реальности, и то, какими предстанут в произведении и альфы, и беты и омеги, зависит исключительно от каприза автора. Родительский инстинкт может стать просто элементом, а может и основным движущим мотивом. Как и проявления этого самого инстинкта.
  "Сдерживая касание" - один из первых ориджей в жанре "омегаверс", который я себе скачала. Главный герой - омега по имени Оливер. Судьба этого юноши весьма печальна. Когда Оливеру было десять лет, под колёсами автомобиля погибает его родитель-омега Том. Из-за перенесённого шока у Оливера начинаются гормональные сбои, из-за чего он начал выбрасывать излишнее количество привлекающих феромонов, как уже созревший омега. Из-за этого его отец-альфа Коул Макнейр, не выдержав, изнасиловал мальчика, из-за чего терзался долгие годы. Он пытался опекать сына, таскал его по психиатрам, при этом полностью игнорируя его собственные желания, и Оливер назло ему резал руки и ноги, сбегал из дома. Только после знакомства с новым психиатром Марком, который в последствии и стал избранником Оливера, ситуация изменилась вкорне, и Оливер смог залечить душевные раны и помириться с отцом.
  Понятие семьи проходит через омегаверс красной нитью, и, рассматривая даже такую нестандартную семью, можно найти верное решение и для нашего мира, в котором уже активно ведутся споры на тему "Имеют ли права однополые пары иметь детей?". Тут дело не в риске, что эти люди вырастят человека с искалеченной психикой - это зависит исключительно от личностей самих родителей, их вменяемости и того, в каком окружении будет расти такой ребёнок. Всё дело в понимании, что в нетрадиционную семью приходит не котёнок или щенок, а человечек, которому ещё предстоит жить в нашем безумном мире. То, как сложится его судьба, зависит от множества факторов, и кто будет его воспитывать - папа с мамой, две мамы или двое пап - не так важно, как то, в какой атмосфере будет расти и формироваться личность ребёнка. Это и семья, и школа и просто общество.
  
  8. ВОПРОС О МЕТКЕ, ТЕЧКЕ, ИСТИННОСТИ И ФЕРОМОНАХ.
  
  Одними из наиболее характерных элементов омегаверса являются течка, феромоны и метка. Это один из моментов, который способен как выходить на один из передних планов, так и иметь второстепенное, а то и третьестепенное значение. Поскольку это особенно отличает альтернативную версию человечества от нашей, то об этих вещах стоит поговорить отдельно.
  Откуда бы не взялись эти понятия и их перенос на гуманоидную расу, однако при выстраивании внутренней логики нового жанра они начали играть особую роль. И опять же степень влияния этих элементов зависит от автора. Не раз я замечала приписки к описанию ориджа, в которых обращалось особое внимание на отсутствие либо течки в ставшем привычном виде, метки или ярко выраженных индивидуальных запахов. Однако в большинстве фанфиков они занимают такое положение, что на них в тексте часто делают особый акцент.
  Метка. Некий знак - чаще всего укус в изгиб шеи - который альфа ставит на омегу либо во время обычного сексуального контакта, но чаще всего в разгар течки, заявляя особые права на него. Отдельные "знатоки" ссылаются на волков или собак, которые во время случки часто кусают самок. Однако видимые следы при этом, насколько я знаю, не остаются. А шрамы от метки способны оставаться на всю жизнь. Для этого альф часто награждают соответствующей челюстью, способной оставить такой след. В уже знакомых мне ориджах метки тоже присутствовали, пусть и не во всех. В частности, в "Нефиктивном браке" Роланд уже был помечен Дискейном, но во время изнасилования эту метку повредили, и во время новой встречи Хантер по просьбе Роланда её обновил. Абрахам тоже пометил Ли Джеймса во время той роковой встречи перед отъездом в колледж. Ли тогда ещё советовал не придавать этому особенного значения... В "Прогнозе погоды" метка тоже упоминалась. В "Мечте поэта" в семье де Сантов была традиция обмениваться метками, которую Вульф сначала принял в штыки - где это видано, чтобы омега или бета метили альфу? В "Сдерживая касание" метки тоже присутствуют, но как следы от обычных укусов, которые с несчастного Оливера сводили хирургическим путём. Словом, метку можно считать достаточно традиционным мотивом омегаверса, хотя и необязательным. Роль самой метки тоже варьируется, как и её воздействие. Нередко помеченного омегу другие альфы обходили стороной, где-то даже наличие метки не становилось защитой от посягательств. Иногда помеченный омега терял саму возможность заниматься сексом с другими партнёрами. В тех случаях, когда омегаверс сочетается с фэнтези, как я слышала (читать пока не доводилось), метка является признаком так называемой Истинности и часто имеет вид некого специфического узора, который проступает на коже при встрече Истинной пары. Само собой, что магическая составляющая тоже вносит свой вклад в развитие сюжета. Впрочем, в оридже "Двое в лодке, не считая контракта" ни о каких метках речи не шло, что нисколько не умаляет несомненных достоинств этого произведения. В "Живом огне" метка тоже упоминается, но её значение несколько отличается от того, что можно найти в других фанфиках. В частности согласие на метку со стороны омеги там означает согласие на безоговорочное подчинение мужу, и если омега был помечен против своей воли, то альфу ждали большие неприятности. Если же альфа и омега оставляли друг другу метки, то это свидетельствовало об их глубокой и взаимной любви и преданности, вот только не каждый альфа на это соглашался. Лайл Олдвен согласился без лишних колебаний. Так или иначе, но метка носит статус некого символа принадлежности.
  Течка. Тоже весьма распространённый элемент, пусть и не самый обязательный, как и метка. Понятно, что течка - это период, когда омега способен зачать ребёнка, и это сопровождается обильным выбросом в кровь соответствующих гормонов. Кроме того, течка часто сопровождается явлением, за которое омегаверс тоже подвергают критике. Это обильное выделение смазки из анального отверстия, чтобы альфе было удобнее, да и сам омега не пострадал. Периодичность течки у омег определяется, опять же, на усмотрение автора, но есть и такие фанфики, где течка в ставшем привычном описании отсутствует. Есть примеры, когда омега способен потечь почти сразу после встречи со своим Истинным, причём этот эпизод нередко становится кульминацией, после чего закономерная беременность либо завершает сюжет либо запускает основную или дополнительную линию повествования. В каких-то описаниях омеги во время течки просто теряют разум от переполняющих их гормонов и не способны отвечать за свои поступки, что нередко ставит на них клеймо. Где-то течка не так животна и вполне поддаётся контролю, а где-то проходит вполне спокойно и не доставляет особых проблем - только отгул дают на эти несколько дней. Упомянутые выше подавители в этих случаях либо ликвидируют саму течку, либо просто облегчают процесс переживания этого периода. В оридже "Мечта поэта" был применён обратный препарат, которым накачали Орри де Санта, чтобы выпытать, где находится Вульф. Если бы не особенности воспроизводства в той вселенной, то обычным шоком от группового изнасилования Орри бы не отделался.
  Феромоны. То есть индивидуальный запах, с помощью которого альфы и омеги находят самого подходящего партнёра для производства потомства. Та же петрушка, что и с первыми двумя пунктами. Какие-то фанфики буквально благоухают букетами самых разнообразных ароматов, где-то запахи становятся достаточно сильными только во время течки, сигнализируя о возможности зачатия, а где-то всё это разнообразие отсутствует либо отходит на задний план, и некоторые авторы выносят это обстоятельство в описание. Где-то альфы способны чуять таким образом только своего Истинного, как и омеги, где-то запахи спокойно воспринимаются всеми, кроме бет. Где-то беты не обладают таким же острым нюхом, но чуять запахи вполне способны... Вариантов - легион. Пишите, кто во что горазд! В частности:
  1) Стэфен Вульф из ориджа "Мечта поэта" обладал настолько острым нюхом, что мог по запаху определить любого человека и выследить его. Будь это альфа, бета или омега. Таких спецов так и называют - "нюхачи".
  2) Томас Хейли из ориджа "Двое в лодке, не считая контракта" обладал достаточно невнятным и слабым запахом, отчего не пользовался особой популярностью у альф. Ярко выраженное восприятие запахов проходит мельком, да и то только в отношении Марка Далтона и Марка Далтона - к нему. Запахи там вообще считаются вторичным признаком и детальных описаний этих самых запахов нет.
  3) Оливер Макнейл, "Сдерживая касание". Во время сильных стрессов и просто сильных эмоций начинает сильно пахнуть цитрусовыми, что и провоцировало потенциальных насильников, среди которых, увы, были и психиатры, которые его должны были лечить. Психиатру Марку стоило немалых сил не трогать парня, а во время его течки он буквально пачками глотал блокаторы, чтобы не сорваться. К аромату цитрусов тогда ещё примешивался запах какого-то сорта ириса.
  В "Живом огне" запахов не было, а в "Услышь меня, Мик, в темноте!" они были, и по ним омега Рик распознавал частых клиентов. Это лишний раз показывает, какой широкий простор предстаёт перед авторами, желающими писать в жанре "омегаверс".
  Иногда запахи партнёров смешиваются, что лишний раз показывает принадлежность. В оридже "Немой" подобное смешение передаётся потомку, и степень запаха одного из родителей показывает, насколько сильна наследственность. Причём полукровки достаточно редки. Запахи могут изменяться в зависимости от состояния альфы или омеги. В частности, омеги в период беременности могут пахнуть чуть иначе, после процесса пометки их запах может сливаться с запахом альфы, пометившего его... Вариантов бесчисленное множество.
  Разнообразие запахов нередко приводит в недоумение некоторых критиков омегаверса. Дескать, так не бывает. Однако, если проанализировать этот момент, то всё быстро встаёт на свои места. Мы с рождения живём в окружении запахов, а переживание каких-то моментов нередко проходит с привязкой памяти к конкретным ароматам. Иногда это ложится в основу каких-то фобий. Если допустить, что вариант вселенной омегаверса предполагает обострённое восприятие запахов, то ничего странного в этом нет. Особенно если это самое фантомное восприятие запахов завязать на подсознательные реакции. Этот момент достаточно остроумно описан в коротком оридже - опять забыла название! - когда Истинный пах для омеги подгоревшими оладушками, которыми его часто угощал покойный дедушка, которого омега очень сильно любил. Самое смешное в том, что на завтрак от своего избранника омега получил... точно такие же слегка подгоревшие оладушки.
  Нельзя упомянуть лишний раз и такое явление как Истинность. Я уже упоминала об этом, но вскользь. Истинность - это особое предназначение, соединяющее альфу и омегу. В отдельных версиях омегаверса используется такой элемент как соулмейты. То есть разделение на предназначенные пары. Иной раз омега может рожать только от предназначенного ему альфы. В "Прогнозе погоды" Синди четыре раза рожал от разных альф, и с каждой новой беременностью дети рождались всё более болезненными и слабыми. А вот беременность от Донована он даже не почувствовал, пока не прошёл обследовании в клинике. И дети потом рождались совершенно здоровыми. Во многих фанфиках и ориджах этот элемент обыгрывается не так радикально. Часто Истинность предполагает сильную и взаимную любовь, пусть и не всегда она поражает обоих сразу. Есть немало произведений, в которых герои не желают признавать эту самую Истинность. А есть и ориджи без всей этой ерунды, а сама Истинность считается чем-то вроде мифа. В частности, в "Двое в лодке" проходит именно эта идея. Томас Хейли даже предполагает, что так называемые Истинные пары - это просто пары, сумевшие прожить вместе долгие годы в мире и согласии, что подтверждает эпизод на Мальдивах, где он стал свидетелем конкурса для пар, который выиграли пожилые супруги. Правда, по каким-то намёкам можно предположить, что он и Марк Далтон - это именно Истинная пара, но приход к этой мысли и вообще нахождение согласия приходит долго и мучительно.
  
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  
  Затевая эту статью, я всего лишь попыталась для себя свести воедино всё то, что я уже узнала об омегаверсе. Источников много, все перебрать просто нереально. Все разные, разной степени откровенности и бесстыдства, разной степени грамотности, бредовости, логичности и просто увлекательности. В том, что сейчас омегаверс так интересует начинающих авторов и просто графоманов, пасущихся на Фикбуке, нет ничего удивительного. Новое и необычное всегда привлекает внимание на фоне привычного. Вспомните, каким ажиотажем могли похвастаться западные фильмы, хлынувшие на территорию нашей великой родины с падением "железного занавеса"! Мы, тогда ещё безбожно наивные и неизбалованные крутыми спецэффектами и захватывающими свежими сюжетами, не разбирались в том, что по-настоящему хорошо, а что просто снято на потребу. Мы смотрели всё подряд и лишь инстинктивно чувствовали, какие фильмы навсегда останутся актуальными и интересными даже спустя годы. То же самое случается и в мире литературы. Эксперименты рождают что-то новое, даже если это гибрид. Если этот самый гибрид начинает пользоваться популярностью, то ему начинают подражать, о нём говорят, и только спустя немало лет можно потом удивляться тому, что что-то потом исчезает бесследно, а что-то остаётся и занимает своё законное место. В том числе и видоизменившись. Омегаверс появился на свет не так давно. По меркам истории литературы, это ещё ребёнок. Возможно, он останется, а, может, уйдёт, наделав немало шума. В любом случае, говорить об этом, строя прогнозы, ещё слишком рано.
  Как говорится, поживём - увидим.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"