В. Свенельд : другие произведения.

Трудный путь в Асгард

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ТРУДНЫЙ ПУТЬ В АСГАРД.

Славьтесь, асы!

И асиньи, славьтесь!

И земля благодатная!

Речь и разум

И руки целящие

даруйте нам!

"Старшая Эдда".

I.

В одном из последних интервью с Иггволодом, (больше

известным как Антон Платов) тот признается, что у славянского

язычества в современной России нет будущего, поскольку этот вид

язычества так и не стал ни цельной, ни организованной системой.

Данное признание является по сути дела КАПИТУЛЯЦИЕЙ,

чертой под более чем десятилетним "бурлением", шатанием, и

киданием из одной крайности в другую. И хотя "языческая идеология

обладает колоссальным потенциалом изменения Мира", у славянских

неоязычников далее фазы популяризаторства дело не продвинулось.

Куда идти дальше даже сам Платов не знает - языческим неофитам он

предлагает "пошарить" по Интернету, и это всё.

Со сменой тысячелетий в осколках бывшего Союза явно

обозначился интерес к северному язычеству - ОДИНИЗМУ ( по-исландски

АСАТРУ), однако, новое движение, не успев по сути дела зародиться,

стало, к сожалению, приобретать черты своего славянского аналога.

Повтор чужих ошибок может привести пост советский одинизм только к

одному - к столь же плачевному, как у славянских коллег

результату.

II.

По сравнению с другими видами язычества, у Асатру

лучшие "стартовые возможности" для возрождения: во-первых

неоодинизм носит всеобщий характер, хотя география, конечно, не

так обширна, как у христианства, и вторая сильная сторона -

довольно значительное духовно-культурное наследие. Это и

литературные памятники: исландские саги, Старшая, Младшая Эдды, и

так и не переведенные на русский язык "Деяния датчан" Аксона

Грамматика (Позор!); и остатки рунного искусства, значительный

этнографический материал - например, в Исландии северная языческая

традиция так до конца и не прерывалась.

Сейчас, в нашу Эпоху Шудр, когда большая часть населения

Европы и Америки представляет собой скопище немыслимых гибридов и

прочих чуждых европейцу элементов (а иногда и откровенно

генетических отбросов), ОДИНИЗМ вполне может стать формой

ВЫЖИВАНИЯ осколков БЕЛОЙ РАСЫ. Да, да сейчас самый главный вопрос

именно выживание, а не долгие и занудные размышлизмы о собственной

идентичности.

Во многих странах, где на язычников вешают ярлык дикарей и

реакционеров, а скромных собирателей этнографического материала

травят и шельмуют фашистами (например, в Германии), нет и не будет

тех тепличных условий, в которых возрождался Асатру в Исландии.

Поэтому неоодинизму волей-неволей придется иметь дело и с

политикой, и с националистами, чтобы не сетовал по этому поводу

главный жрец Асатру в Исландии Йормундур Инги (имею в виду его

высказывание из интервью, опубликованного в альманахе "Мифы и магия

индоевропейцев" (выпуск 10, 2002г., изд. София)).

Ситуация в Скандинавии в целом тоже не из блестящих - если

о Норвегии ничего не могу сказать дурного, то Дания сейчас - это

клуб самоубийц, гомосексуалистов и приют для внебрачных детей, а

шведы, точнее шведки вообще сошли с ума - только и мечтают о том,

чтобы усыновить негритёнка...

А исландцам же, которые в это смутное время надеются

отсидеться на своём острове, обольщаться не следует - на борт их

"непотопляемого драккара" уже высадился "десант" с Филиппин.

Зная исключительно высокую плодовитость азиатов и

незначительность населения этой страны (менее 300 тысяч человек),

нетрудно догадаться, что через несколько поколений коренные

исландцы станут меньшинством в собственной стране, поэтому будет

ли косоглазое большинство тогда столь же снисходительно к

аборигенам, как нынешние хозяева Исландии к пришельцам из бедных

стран, уж не знаю. По-моему вряд ли.

III.

При изучении нашего неоодинисткого движения замечаешь

серьёзный перекос в магию, причём не только руническую. Заклинания

и амулеты действительно могут облегчить жизнь, тем не менее, это

путь в тупик, или даже в пропасть. В средневековой Исландии в

рунах разбирался практически каждый, а закончилось всё чем, а?

Полной деградацией! Вообщем замагились и дорунились. Другой пример

- современная Украина. Колдунов тут видимо-невидимо, а результат?

В начале 90-х были второй Францией, а сейчас второе Сомали. Лучше

бы вместо десяти Кашпировских имели бы одного нормального

философа, который бы научил этот неразумный народ, как жить, и куда

двигаться в современном мире.

Конечно, кто в детстве не грезил волшебником изумрудного

города, а в юности - Кастанедой, однако время, когда "продвинутый"

маг, стоящий за спиной харизматического лидера, творил историю,

прошло, причём безвозвратно. Лениных, Сталиных, Гитлеров и

Троцких, как, впрочем, и графов Калиостро уже не будет - сейчас

почти всё решают финансы, а несколько миллионов искренних верующих,

не обладающими никакими экстрасенсорными способностями, способны

сформировать такой эгрегор (коллективный дух), который в случае

столкновения приструнит любого зловредного колдунишку.

Тем не менее, я являюсь противником не магии, а её

повсеместным увлечением. Те, кому предначертан этот путь просто

обязаны заниматься изотерикой, но ведь таких-то не много.

Остальным же вместо тщетных попыток изучения собственного

подсознания куда более целесообразно усиливать сильные стороны

своей личности - сейчас не конец 80-х, и не начало 90-х и время на

"раскачку" нет. Ведь не всё за одну жизнь делается.

Нездоровый ажиотаж наблюдается и с шаманизмом, только в

гротескно-юмористической форме. Уже появились школы шаманизма, в

том числе и рунического (Ура!!!), учебники шаманизма и курсы

шаманизма.

Лично я, как из лекций серьёзных оккультистов, так из

бесед с настоящими шаманами, твёрдо вынес, что стать шаманом

прочитав страничку в Интернете, какое-то пособие, или прослушав

мудрствование очередного "великого гуру" абсолютно невозможно.

В шаманизм есть в принципе два пути. Первый - это когда

человек заболевает т. н "шаманьей" болезнью - внезапно он начинает

воспринимать иную реальность: слышать какие-то голоса, видеть

что-то непонятное, и т.д.

Если ему удается контролировать своё новое восприятие мира

- он становится настоящим шаманом, а если нет - неудачник

заканчивал жизнь либо в сумасшедшем доме, либо гибнет от суицида, и

других вариантов нет.

Второй путь становления шамана известен из работ ныне

покойного Карлоса Кастанеды, когда под мудрым руководством

опытного мага обязательно при помощи психоделических средств (в

том случае пейота) добиваются того же результата. Для нашей

европейской действительности этот путь пока мало приемлем, хотя у

нас есть тоже растение силы - обычный мухомор. Его ещё в средние

века использовали скандинавские берсеркеры, добиваясь тем самым

поразительных результатов - ведь легенды о неуязвимости этих

свирепых воинов явно не возникли на пустом месте.

IV.

Определённую опасность представляет и чрезмерная

эклектика, когда в кучу смешивается и северная традиция и системы

ей чуждые. К чему может привести "смесь бульдога с носорогом"

прекрасно иллюстрирует газета славянского язычества "Аркаим". В

той каше разобраться очень трудно: непонятно кому они поклоняются

- Белобогу, или традиционным славянским богам - Перуну, Велесу и

Сварогу, президента Путина и его окружение то изобличают, то

настойчиво требуют от негоже навести порядок в Государстве

Российском, христиан и основателя этой религии сначала ругают, а

затем начинают поклоняться главному защитнику Шанданакара - Земли

Иисусу Христу. Вообще каша и есть каша.

Тем не менее, пример этой газеты необычайно поучителен, и

есть смысл остановиться на нём поподробнее, поскольку он наглядно

показывает, что происходит с теми, кто пытается действовать как

вопреки традициям ариев, так и здравому смыслу вообще.

Всё дело в том, что "Аркаим" выпускают казаки, (по

терминологии древних индо-арийцев принадлежат к касте воинов),

которым так не терпелось попробовать себя в роли мудрецов

(по-древнеиндусски - это каста брахманов), что они и занялись

издательской деятельностью. В итоге - их газетка который год

прозябает без финансирования, и перспектив у этого издания нет. В

этой жизни каждый должен заниматься своим делом, а в чужие не

лезть.

Неоодинисткое движение могут подстерегать и другие

опасности в данный момент ещё не проявившиеся, например

заорганизованость или гипертрофированный уклон в антихристианство.

В славянском неоязычничестве наиболее громоздкие

организационные структуры наблюдаются у Союза Славянских Общин

(ССО) Казакова. Открываешь их печатный орган под названием "Вятич"

и диву даешься - то от них, подобно неверной жене, в неведомые

края сбегает боевая дружина, то в явно немногочисленные ряды ССО

непостижимым образом затесался легион мерзостных "мёртвых душ", то

случается ещё какая-то напасть. Видимо контролировать даже

небольшие людские массы - работа трудная.

Что касается антихристианства, то, на мой взгляд, наиболее

характерными представителями этого ответвления славянского

язычества являются г-н Аратов и г-н Истархов. Несколько лет назад

я имел беседу с издателем газеты "Русская правда" Александром

Михайловичем Аратовым, в которой он откровенно признался, что для

него русские языческие боги - пустой звук, зато "зидов" и

христосовцев хулить - занятие куда более приятное.

Теперь об поистине фундаментальном труде г-на Истархова

"Удар русских богов". Как-то открыл я эту книгу, и с удивлением

узнал, что Иисуса Христа, оказывается, распяли за гомосексуализм.

Получается, что восставшие рабы Спартака, подвергшиеся несколько

ранее такому же наказанию, были ничем иным, как бандой аморальных

педерастов, казнённых не за истребление своих

угнетателей-рабовладельцев, и не за бунт против Римской Державы, а

исключительно за нарушения норм сексуального поведения. Видимо

Истархов не слышал ни о современнике Иисуса - римском историке

Светонии, ни, естественно, о его уже по-настоящему фундаментальной

работе "Жизнь двенадцати цезарей". И исторические неувязки и

слабоумничания встречаются в "Ударе русских богов" сплошь и рядом.

Думаю, что начинать атаку на "христосовство" уже с

позиции одинизма будет серьёзной ошибкой, напрасной тратой

времени и без того скромных материальных ресурсов. Колосс

христианства, подобно коммунизму в СССР падёт, но не от комариных

укусов языческих пигмеев, а от внутренних противоречий, подрывных

действий сатанистов и других тайных обществ и структур. Не будем

им мешать.

V.

Конечно, критиковать других куда легче, чем делать что-то

самому. Готового рецепта по возрождению традиционных верований у

меня, естественно, нет, но, тем не менее, я хочу поделиться своими

некоторыми размышлениями по поводу неоодинисткого религиозного

строительства.

Первоначально работа должна будет вестись небольшими

группами, причём действующих в равной степени как на основе

научных фактов, так и на основе собственного чувствования (тут

главный жрец Асатру в Исландии Йормундур Инги, без всякого сомнения

прав), причём чуждые АСАТРУ элементы должны безжалостно

ОТТОРГАТЬСЯ.

По этим я подразумеваю сверх амбициозных людей, своим

желанием всё контролировать способных вносить раскол в любую

реально работающую структуру, и религиозных маргиналов,

находящихся в вечном "духовном" поиске - позавчера они были

сатанистами, вчера - славянскими язычниками, а сегодня они уже

одинисты.

Чуждыми элементами я также считаю и лиц преимущественно

неарийского происхождения - один только пример "гениального"

руно реформатора Ральфа Блюма, внёсшего столько сумятицы во многие

неокрепшие умы, чего стоит. Так и нужно сказать косоглазым

мальчикам и носатым девочками, с подозрительной внезапностью

воспылавшим любовью к Асатру:

- Извините, ребятки! Занимайтесь-ка лучше Книгой Перемен,

Каббалой, Учением дона Хуана, и да поможет вам Аллах!

VI.

Основными направлениями работы неоодинистких групп на мой

взгляд должно быть три:

1. Руно магическое, которое подразумевает все виды

Северной магической традиции.

Как я отмечал выше - путь немногих, но довольно важный.

2. Чисто религиозное. Ежедневные молитвы, празднования и

прочие атрибуты церковной жизни, что обеспечивает отличность от

других общественных и религиозных групп, по крайней мере, по

формальным признакам. На начальном этапе не следует надеяться на

большое число верующих, но по мере роста движения, значение

религиозной стороны дела будет только усиливаться.

3. И самое, на мой взгляд, важное - культурное, ибо

культурная традиция - это тот спасательный круг, являющейся

последней надеждой деградирующего общества. Приведу характерный

пример.

Придя к власти, римский император Диоклетиан ( 243-316.гг.)

ужаснулся - население Рима представляло собой шайку лодырей и

извращенцев, нагло вымогавших у правителей "хлеба и зрелищ".

Преторианская (императорская) гвардия была не лучше - отдавая

престол тому, кто больше заплатит, это элитное армейское

подразделение к тому времени выродилось в скопище злодеев и

предателей.

Диоклетиан понял, что только ещё неразложившиеся окраины

могут его спасти. Поэтому он покинул Рим, учредив резиденцию в

малоазиатском городе Никомедии, где под защитой фракийских и

иллирийских войск занялся преобразованиями. При Диоклетиане

империя превратилось в сообщество всех стран Средиземноморского

бассейна, и именно римская культурная традиция (право, и пр.)

сцементировали это разноплемённое объединение. Этот социальный

эксперимент хоть и не повернул ход истории вспять, но, тем не

менее, продлил существование римского государства почти на два

века.

Вернёмся в наше время. Покуда кое-кто сильно занят

изготовлением амулетов, и бросанием дощечек с вырезанными на них

рунами, некие, не имеющие к одинизму никакого отношения,

борзописцы непонятного происхождения (например, некоторые

фантасты, работающие в жанре "фэнтэзи"), активно "раскручивают"

тему викингов и берсерков, Одина и его Вальгаллы, причём часто

делают это на редкость безобразно и вызывающе. Очень сильно

надеюсь, что в ближайшее время этой их монополии будет положен

конец.

VII.

Теперь о далёких, и не слишком задачах одинисткого

движения.

На мой взгляд, неодинисты не в коем случае не должны

полностью, как советует уважаемый Инги, самоустраняться от

политической жизни своих стран. Следует поддерживать

патриотические, националистические силы своих стран, хотя главное

- это курс на изменение нынешней, довольно порочной политической

системы, пусть и в локальном масштабе.

И напрасно г-н Йормундур называет политику играми - ведь в

его родной Исландии главный законодательный орган - АльТИНГ по

сути дела ТИНГОМ-то и не является. Теперь поясню выше сказанное.

В античной Греции, республиканском Риме, Киевской Руси

(Псков, Новгород), и средневековой Исландии все дела решались на

сходке жителей, которая у греков и римлян называлось Народным

Собранием, у славян - вече, у исландцев - ТИНГОМ. И поскольку

тогда реальная власть была у людей, то надобности в посредниках

(делегатах, представителях) не было. Это и была настоящая

демократия, истинное народовластие.

Парламентская система, возникшая значительно позднее,

первоначально выполняла совещательную функцию при авторитарном

правителе, только сравнительно недавно (по историческим меркам)

произошло смещение в сторону законотворчества. О недостатках

парламентаризма писано много, повторяться не буду, главное по

моему мнению - это бесправие человека, поскольку вся власть

фактически находится в бестрепетных руках ловких манипуляторов

общественного сознания. Удивительный парадокс - чтобы управлять

автомобилем, нужно пройти медицинскую комиссию, сдать экзамен на

права, и.т. д., а отправляясь на избирательный участок в день выборов

нужно иметь паспорт и всё. Получается, что управлять государством

легче, чем автомобилем.

Поэтому спрашивается: разве отказ от дурацкого

парламентаризма, и возврат к настоящей демократии не может быть

целью языческого движения?

Ещё одна моя мысль некоторым покажется крамольной, тем не

менее ход последних событий в мире всё больше убеждает меня, что я

всё-таки прав, поэтому выскажу то, на что не отважились славянские

язычники.

На мой взгляд, одинисты со временем должны стать субэтносами

внутри этносов своих стран, а в перспективе превратиться в особую

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

- Караул! - завопят некоторые "доброхоты". - Сепаратизм!

- Бред! - фыркнет образованный обыватель. -

Национальность обеспечивается не религиозной, а генетической

сходность.

Ну что же, посмотрим.

В конце II века нашей эры на Балканском полуострове

христиане, переставшие к тому времени быть замкнутой еврейской

сектой, сложились в особую этническую группу (хотя по

происхождению это были представители разных народов). Они были

самыми лояльными подданными императоров, и найдисциплинированными

солдатами, что и обеспечило Константину - преемнику Диоклетиана,

победу в борьбе за власть. В западной части империи подобного

процесса не произошло, и через полтора века эта территория была

разграблена варварами, и тогда же балканские христиане стали

называться византийцами. Константинополь пережил античный Рим

ровно на тысячу лет.

Другой пример - русские старообрядцы. Недовольные реформами

патриарха Никона (XVIIвек), эта часть православных, выделившись,

стала самостоятельным субэтносом. Со временем изменился и их

менталитет - трудолюбивые, поголовно грамотные, и фанатично,

вплоть до самосожжения, преданные вере (в то время как основная

часть русского населения в жила по принципу: "Пока гром не грянет

- мужик не перекрестится!") с переходом России к капиталистическим

отношениям захватили доминирующие позиции в экономике страны,

оттеснив тем самым немцев и евреев.

Вороватый московский мужичок, мог неделями хвалиться, как

удачно смошенничал на рынке (читай Гиляровского), а

купец-старообрядец заключал многомиллионные сделки "на слово" - без

контрактов и свидетелей.

Но, добившись успеха в жизни, старообрядцы и их потомки

стали постепенно смешиваться с окружающими, и в их среде начались

те же деградационные процессы, что и в остальном обществе. В

начале XX века потомки русского Моргана - Путилова утратили

контроль над его промышленной империей, а фабрикант Сава Морозов

вообще стал помогать большевикам Ленина. Тем не менее, старообрядцы

своё дело сделали - оттянули эпоху революций в России на несколько

десятилетий. Так что в ряде случаев и сепаратизм идёт на пользу.

И последний, самый свежий пример. Во время последней

переписи населения на Украине, несколько сот жителей южных

областей, стали настойчиво требовать от переписчиков, чтобы те в

графу "национальность" внесли "козак", или на худой конец "хохол",

но не в коем случае не "украинец". Вот, как иногда не хочется

"тянуть карму" дебилизированного большинства.

VIII.

На рубеже первого и второго тысячелетия в Европе язычество

повсеместно стало уступать христианству. И если относительно того,

как это происходило, мы можем дать бойкий, хотя и не полный ответ

(технологии христианизации в значительной степени уже

расшифрованы), то почему своя, родная, хоть и суровая, но

справедливая вера уступила очень чуждой и лицемерной иностранной

религии - этот вопрос даже в общих чертах остаётся открытым.

И ответ на него нужно дать именно сейчас, когда

христианство во всех его формах медленно и уверенно сдаёт свои

позиции (даже у секты Свидетелей Иеговы практически прекратился

рост численности), ведь кто займёт его место - новомодные секты,

восточные религии, или вера предков - станет ясно уже в недалёком

будущем. И не выяснив причины катастрофы тысячелетней давности,

можно проиграть и в этот раз.

Конечно я - не специалист по Скандинавии, к тому же на

русском языке нет ни то, что перевода древнеисландских законов, но

даже всех саг, тем не менее, некоторые вещи и так слишком очевидны.

Рассмотрим ситуацию в странах Скандинавии незадолго до

принятия христианства. Дания, Норвегия и Швеция уже были

объединены под властью королей (конунгов), языческая религия -

одинизм представляла собой довольно развитую религиозную систему,

был и протоалфавит - рунический ряд (Старший и младший Футарк),

который, к сожалению, использовался исключительно для магических

операций, поэтому литературные произведения существовали

исключительно в устной форме.

Так что языческие общества во всех трёх странах находились

на сравнительно невысокой, начальной стадии развития, сильно

напоминающей ранний языческий Рим во времена царей, ведущих свою

родословную от Ромула - от легендарного основателя будущего

"Вечного города", или античную Грецию времён тиранов.

И вот на рубеже тысячелетий началось принятие новой веры -

либо с помощью миссионеров, воздействующих на власть имущих, либо,

как это произошло с норвежским королём Олафом, который

познакомился с христианством в Киеве, когда гостил у князя

Владимира. Новая вера Олафу понравилась, так позволяла куда

лучше закабалять поданных, чем язычество.

Используя силу государства христианизированная элита

навязала эту веру остальному народу. При этом часто упускается

довольно интересный культурный аспект - еврейская по своей сути

религия несла северным народам, однако, не еврейские ценности -

обряд обрезания, еврейскую письменность, или секрет приготовления

мацы, а римские цифры и буквы, античную литературу (которую сразу

стали называть сагами о римлянах) и литературную традицию, и

пр., пр., пр.

Получается, что ловкие христианизаторы использовали

достижения греческого и римского язычества, чтобы уничтожить

северное язычество!

Тут критик воскликнет:

- И что здесь удивительного! Ведь христианство начало своё

триумфальное шествие по всему миру только после победы на римским

язычеством. И поскольку вера в Юпитера представляла собой очень

развитую форму язычества, то выходит, что христианство куда

сильнее и совершеннее всех этих пережитков прошлого.

Формально это так, а фактически - нет. Завоевав всё

Средиземноморье, римляне постепенно стали смешиваться с

покорёнными народами, и ко II веку нашей эры уже были

римлянами только по названию. Этому сброду, по сути дела

этническим "дворняжкам", римское язычество уже не соответствовало.

Нужно было либо сильно, вплоть до неузнаваемости, модернизировать

старую государственную религию, либо принимать новую веру,

последнее и было сделано.

Ситуация в Скандинавии была совершено другая - этнического

"разжижажа" там не наблюдалось, поэтому-то новую веру

безоговорочно поддержали только наиболее космополитствующие

элементы - конунги и богатые люди, например купцы.

Из нашего рассмотрения временно выпала Исландия. Эту

страну заселили выходцы из Норвегии - свободолюбивые

индивидуалисты, не пожелавшие терпеть власть норвежских королей.

На острове сложилось довольно интересное общество - было

народовластие, но институты государства (армия, суды, тюрьмы, сбор

налогов) так и не появились, так что уровень демократии был куда

ниже, чем в Греции и Риме.

Разгосударствление Исландии имело и положительные и

отрицательные моменты. В позитиве - отсутствие карательных

государственных органов позволило сохранить остатки языческой

культуры, но и негатива было предостаточно. В стране не утихали

междоусобицы - в распрях гибло немало людей, да и сама

демократическая система не развивалась, так и застыв в реликтовом

состоянии.

По логике вещей, зная свободолюбие исландцев, принятие новой

веры должно было бы вылиться, по меньшей мере, в гражданскую войну,

но это, однако, не случилось - когда на остров прибыл посланец

норвежского короля Олафа - саксонский миссионер Тангбранд, то

христианизация прошла довольно быстро, без особых осложнений.

Отчасти это объясняется самой формой исландского одинизма.

В нём присутствовали доязыческие религиозные включения - например

вера в духов-покровителей т.н. дисов (подобных римским ларам и

пенатам). Во-вторых, человеческая память не совершенна, и из-за

отсутствия письменной литературной традиции, часть первоначальных

знаний была уже утрачена, а в ряде случаев, наоборот, добавлялась

отсебятина. Заповедей, жёстко регламентирующих все стороны жизни и

могущих стать основой правовой базы, не было - их заменяли обычаи,

например, гостеприимства, святости клятв, мести за убиенного

родича.

Некоторые из них явно противоречили "Эддам" - например

вызов на поединок с целью за владения женой и прочим имуществом -

языческие боги - АСЫ, АЬВЫ И ВАНЫ, ТАК НИКОГДА НЕ ПОСТУПАЛИ!!!

Честно говоря, не знаю, что служило основой

древнеисландского законодательства, но из саг у меня создалось

впечатление, что их толковал, кто, как хотел, причём не исключался и

подкуп. И вот характерный пример.

В 1000 году Тангбранд вместе со своими

сторонниками-христианами прибыл на тинг. Там было много и

язычников, и всё шло к тому, что между враждующими сторонами

начнётся битва.

Тогда христиане подкупили языческого судью Торгейра. Тот

быстро сориентировался, и на ходу изобрёл новый закон:

- Все люди должны у нас в Исландии быть христианами, и

верить в единого бога-отца, сына, и святого духа.

Так три марки серебра (645г.) решили судьбу целой страны.

А что же наши уважаемые рунные колдуны, шаманы и маги? Да

ничего - сопротивление христианизации оказывали простые язычники,

платя за упорство своими жизнями. Только в одном единственном

случае язычники подкупили местного "специалиста" - Хедина Колдуна,

и тот сделал обряд, сопровождавшийся большими жертвоприношениями.

На следующий день случилось землетрясение - и под конём Тангбранда

разверзлась земля. Несчастное животное полетело в расщелину, но

миссионер уцелел, и возблагодарил своего бога.

Больше покушений на его жизнь не было - тут "Саге о Ньяле"

можно верить, ибо, если бы колдуны всё-таки убили посланца Олафа,

то Тангбранд незамедлительно стал первым исландским святым

великомучеником, а если бы уцелел после очередных колдовских

атак, то это было бы новым доказательством силы новой религии, о

чём источник непременно сообщил бы. Христианство всегда умело

извлекать пользу из любой ситуации.

Так что со времён Эгиля Скаллагримссона рунные колдуны

выродились, и, тормозя культурное развитие общества, по сути дела

паразитировали на одинизме. Одно дело - это дело изводить магией

несчастного изгнанника Греттира, укрывшегося от преследователей на

острове Скала, а совсем другое - бороться против посланника

могущественного конунга Олафа.

Но в истории средневековой Скандинавии был и пример куда

более героического сопротивления враждебным веяниям. В южной

Швеции язычники боролись вплоть но начала XIV века, пока не были

почти полностью перебиты. И не знаю, были ли они одинистами, или

исповедовали локальные культы асов Улля и Фрейера, но, то, что эта

форма скандинавского язычества представляла собой более высокую

ступень развития, чем исландский одинизм - это факт. Но от

южно-шведского культа мало что осталось.

Может возникнуть превратное впечатление, что одинизм

довольно примитивная религия, особенно по сравнением с

греко-римским прототипом. Однако при внимательном рассмотрении

обнаруживается, что это не так.

В одинизме куда меньше до языческих примесей, чем, например

в культе олимпийских богов, влияния же восточных религий не было

вовсе (греки позаимствовали культ Исиды). Так что асатру больше

соответствует протовере ариев, чем греко-римский аналог.

И философская платформа северного язычества куда

совершенна (правда, ни в Норвегии, ни в Исландии некому этой

философией было заниматься - все колдовали или воевали). Согласно

взглядам греков - человек слаб и грешен, он - игрушка в руках

Судьбы и богов. Это очень наглядно иллюстрируется в трагедии

Софокла "Царь Эдип". Как не пытался главный герой избежать своей

Судьбы, но всё же ему пришлось убить своего отца, и жениться на

своей матери.

После смерти грек не имел альтернативы - он обязательно

попадал в ад - тёмное обиталище бога Аида, где влачил жалкое

существование. Ведь не даром герой Гомера говорит, что лучше быть

рабом в мире смерти, чем царём во владениях Бога Мёртвых. Олимп

простым смертным, за очень редким исключением, был недоступен.

Одинизм более гуманен, ибо даёт простым людям возможность

осознанного ВЫБОРА. Даже если человеку была предсказана гибель, то

и в этой ситуации у него есть альтернатива - позорное бегство,

скитание и в конце концов, перемещение во мрачный чертог Хель, где

правит дочь зловредного Локи, или героическая гибель в бою, и

тогда валькирии отнесут его в светлый город асов - Асгард в чертог

Валгаллу, где погибший вместе с Одиным будет вечно пировать и

веселиться.

Уверен, что если бы асатру просуществовала как

государственная религия на несколько веков больше, то страны

Скандинавии значительно превзошли в своём развитии и Грецию, и

Рим, а христианизация успеха бы не имела. Но, увы, именно времени

как раз-то и не хватило.

IX.

Итак, новому религиозному движению дан старт. Путь

предстоит долгий и трудный. Будут и ошибки (надеюсь, что только

свои), и вредительство различных "диверсантов", и непонимание в

обществе, и прочее, прочее, прочее.

Тем не менее, идти вперёд надо. И я твёрдо уверен, что

заметив наше здесь, на Земле-Мидгарде, шевеление, Высшие Силы не

откажут нам ни в своей поддержке, ни в своём покровительстве. Ведь

с богами Асгарда мы делаем одно дело.

14-30.12.2002

Харьков.

Володимир Свенельд.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"