Волгин Михаил Сергеевич : другие произведения.

Материальные основы христианства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Золото в храме? Правда, необычное для нашего уха сочетание, любезный читатель? Мы привыкли слышать от богословов, что в иерусалимском храме обитал Бог - бестелесный дух, а тут узнаем, со слов Иисуса, что в храме обитало золото. Нет ли тут ошибки? А если нет, не пора ли пересмотреть свое отношение к храму как только к центру религиозной жизни евреев Палестины и диаспоры, а когда пересмотрим, тогда и узнаем, почему Иисус говорил о разрушении храма: “И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”. Лк 21:5,6.

  Материальные основы христианства
  
  Безумные и слепые! Что больше
  золото или храм,
  
  освящающий золото?"
  
  Мф 23:17.
  
  Этот риторический вопрос задал Иисус фарисеям и ответил на него сам: конечно же храм, освящающий золото.
  
  Золото в храме? Правда, необычное для нашего уха сочетание, любезный читатель? Мы привыкли слышать от богословов, что в иерусалимском храме обитал Бог - бестелесный дух, а тут узнаем, со слов Иисуса, что в храме обитало золото. Нет ли тут ошибки? А если нет, не пора ли пересмотреть свое отношение к храму как только к центру религиозной жизни евреев Палестины и диаспоры, а когда пересмотрим, тогда и узнаем, почему Иисус говорил о разрушении храма: "И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено". Лк 21:5,6.
  
  В Евангелиях о Иерусалимском храме сообщается далеко не вся правда, и вот по какой причине: Иерусалимский храм, храм александрийских евреев в Египте, греческие и римские храмы в первую очередь были банками и только во вторую - центрами религиозной жизни. Из редкой теперь книги Пьетро Рота "История старинных банковых учреждений" мы узнаем очень интересные сведения о назначении храмов в древности.
  
  "В отдаленные эпохи цивилизация была на такой низкой степени развития, что никому из подобных себе люди не были в состоянии оказывать неограниченное доверие; естественно, что они обращались к высшему существу -- божеству, чтобы оно хранило и распоряжалось их деньгами. Поэтому самым старинным банковским учреждением был храм.
  Пьетро Рота описывает в своей замечательной книге роль храмов в Древней Греции: "Но что такое был Дельфийский храм?... Дельфийский храм, как известно, не был одним только источником суеверия, но вместе с тем и великим политическим учреждением. Маленьким, разрозненным государствам Греции... недоставало... политического единства. Соединение всех этих разрозненных сил для успешного сопротивления неприятельским набегам, для достижения разных прогрессивных целей сделалось задачею тайного общества, скрывавшегося под религиозным покровом и имевшего свое пребывание близ Дельфийского храма. Кто не читал у историков Греции описание совета амфиктионов, составленного из представителей всех греческих мелких государств, который решал все споры между собой, и, находясь выше всех местных претензий, имел в виду одни только права и интересы национальные, неусыпным блюстителем и хранителем которых он всегда являлся? Дельфийский храм был обычным местопребыванием означенного совета, и пророчествующая Пифия в храме давала ответы, уже обсужденные и определенные в совете.
  
  Таким образом, религия, или вернее, суеверие являлось средством управления...
  
  Вблизи храма устраивались блистательные празднества, на которые стекалась вся Греция, и во время этих празднеств совершались самые важные торговые дела... Во время празднеств собирались в Дельфы для обмена товаров купцы из Этрурии, Малой Азии, из Африки, с островов Архипелага. Храмы и религиозные празднества вызвали первые торжища - ярмарки. Так, кроме торжища в Дельфах, следует припомнить ежегодное торжище, происходившее 13 августа у римлян близ Храма Авентинского холма, торжище близ храма Вольтмуны, в земле Вольсков, которое посещалось этрусками, и, наконец, итальянские средневековые ярмарки, которые все устраивались близ церквей в день празднования какого-нибудь святого.
  Таким образом, возникло торговое и экономическое значение храма, который... призывал все туземные и чужие племена для свободного обмена товарами; вокруг храма установилась свободная торговля, внутри его - банк.
  
  Города Греции, торговцы и частные лица, отправляющиеся на празднества в Дельфы для торговых сделок, имели обыкновение отдавать свои деньги на хранение в казну храма.
  
  Служители храма пускали в оборот деньги, доверенные им, и большую часть из них отдавали взаймы, получая за это проценты.
  
  Существует любопытный документ, бросающий яркий свет на администрацию храма, а именно: таблица, найденная Тейлором в Афинах в 1739 г. Эта таблица содержит в себе отчет совета, распоряжавшегося казной храма.
  Вот эти статьи:
  
  - проценты, заплаченные городами за деньги, данные им взаймы;
  
  - проценты, заплаченные частными лицами за такие же ссуды;
  
  - отдача в наем земель, принадлежащих храму;
  
  - штрафы, наложенные на разных лиц за проступки против религии;
  
  - отдача в наем домов, принадлежащих храму;
  
  - доходы от продажи судебных залогов...
  
  Далее в своей книге Пьетро Рота проливает свет на профессию банкира.
  
  "Банкир назывался в Греции "трапезитом", и слово это выражает то же понятие, что и наше слово банкир. Слово "banko" - стол само объясняет характер занятия, обозначенного им. Банковые обороты состояли первоначально в размене различных денег. Для этого на рынок или площадь выносили стол, за которым производился размен".
  
  Пьетро Рота сообщает также сведения о занятиях первых банкиров Рима: "Занятие менялы, которое было, вероятно, первым в деятельности римских банкиров, никогда не бросалось ими окончательно. Однако оно постепенно утрачивало свое первоначальное значение, по мере того как Рим устраивал свою монетную систему и его денежные знаки заменяли множество прежних разнообразных знаков, принадлежащих народам, населявшим Италию. Нам известно, что при размене денег банкиры брали плату за комиссию. Кроме того, в распоряжение банкиров были представлены еще аукционы. Они продавали с публичного торга указанные им товары, распоряжались этой операцией, а вырученные деньги записывали в свои книги, на кредит доверителя. Банкиры занимались также нередко и наследственными делами, покупая права на наследство у известного лица и уплачивая ему немедленно определенную сумму. Они брали на себя и обязательство за известное вознаграждение устроить все нужные формальности для введения наследника в права наследства. Наконец, в Риме существовал обычай призывать банкиров свидетелями при заключении брачных контрактов".
  Интересная деталь из жизни римских банкиров - они имели обыкновение собираться у колодцев или водоносов. Данные Пьетро Рота о храмах древности подтверждает историк Вил Дюрант: "Налоги поступали в два римских казнохранилища, которые помещались в храмах: в государственную казну, контролируемую сенатом, и императорскую казну, владельцем и распорядителем которой был сам принцепс. В последнюю поступали средства не только из его бесчисленных владений, но также и от завещаний, оставленных друзьями и доброжелателями. Таких унаследованных денег поступило в годы жизни Августа в его казну 1 400 000 000 сестерциев".
  Если допустить возможность перенесения политических и экономических учреждений из одной страны в другую, от одного народа к другому, то можно поверить словам писателей, что банки в Палестине создавались по образцу римских. Вот что пишет Вил Дюрант об Иерусалимском храме: "...В это время в Палестине обитало около двух с половиной миллионов человек, из которых приблизительно сто тысяч проживало в Иерусалиме. ...В роли национального банка выступал храм.
  
  Внутри храма находился зал Газит, место встреч синедриона, или Великого совета старейшин Израиля. Первоначально его члены избирались первосвященником из рядов жреческой аристократии, но в римскую эпоху в его состав стало кооптироваться все возрастающее число фарисеев и некоторые профессиональные книжники. Это собрание, состоявшее из семидесяти одного члена и возглавлявшееся первосвященником, притязало на обладание высшей властью над всеми евреями, где бы они ни жили, и ортодоксальные иудеи признавали его авторитет. Но хасмонеи, Ирод и Рим признавали его верховенство только в случае нарушения еврейских законов евреями из Иудеи. Это собрание могло приговорить еврея из Иудеи к смерти за религиозные проступки, но не могло привести свой приговор в исполнение без согласия гражданской власти.
  
  В этом собрании, как это и бывает в большинстве случаев, борьбу за главенство вели две партии: консервативная группа, возглавляемая первосвященником и саддукеями, и либеральная, во главе которой стояли фарисеи и книжники.
  
  Поскольку мы утвердились в мысли, что Иерусалимский храм в первую очередь был национальным банком, то можем предположить, что все религиозные (идеологические) разногласия порождались борьбой за право распоряжаться содержимым храма, т.е. его золотым запасом и другими активами банка. В известной басне Крылова волк популярно объяснил ягненку основы банкового дела: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать."
  Банкирам древнего мира "кушать" хотелось так, как и современным финансовым воротилам. Борьба за право распоряжаться национальной казной расколола правоверных иудеев на два непримиримых лагеря, конкуренция между которыми привела, как считает Иосиф Флавий, к порабощению Иудеи римлянами:
  
  "Виновниками этого бедствия, постигшего Иерусалим, являлись Гиркан и Аристобул, ссорившиеся между собой. Теперь мы утратили свою свободу и стали подвластны римлянам, теперь нам пришлось поневоле вернуть сирийцам страну... кроме того, римляне в короткое время получили с нас более десяти тысяч талантов". (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 14, 4:5).
  
  Еврейские банкиры превратили своего бога Яхве в золотой магнит, который подчинил своему влиянию как евреев, так и римлян. Иосиф Флавий описывает, как Крассв 54 г. до н.э. ограбил храм: "Тут он похитил храмовые деньги, оставшиеся от Помпея (на сумму двух тысяч талантов), а также имел дерзость утащить из храма всю золотую утварь (на сумму восемь тысяч талантов). При этом он присвоил себе также штангу из червонного золота, весом в триста мин, а наша мина весит два с половиной фунта... Красс похитил из храма решительно все золото." (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 14, 7:1).
  Золото Иерусалимского храма сидело колючкой в финансовом сердце александрийских евреев. В Египте евреи рассеяния имели свой национальный банк-храм, где также, как и в Иерусалимском храме, обитал их финансовый бог - золото.
  
  Национальная идея "богом избранной" нации под натиском развития товарно-денежных отношений трещала по швам. Завеса храма, олицетворяющая единство еврейского народа, не выдержала и разорвалась: "И вот, завеса в храме разодралась надвое". Мф. 27:51.
  
  Два финансовых монстра древнего мира - Александрия и Иерусалим изнемогали от отчаянной конкурентной борьбы за место под солнцем.
  
  На плечи Иисуса Христа, представлявшего интересы александрийских банкиров, легла тяжелая ноша - объединить национальные финансы еврейского народа, чтобы единым фронтом выступить против банковых учреждений Рима. Человеческий Сын - сын римского императора Тиберия и Марии активно приступил к выполнению плана, который на первой стадии предусматривал ослабление иерусалимского банка-храма, и на второй, в случае неудачи, - уничтожение конкурента с помощью римских войск. С целью уменьшить поступление денежных средств в храмовую казну Иерусалима Иисус начал проповедовать новое учение о "Небесном Царстве" и близком "конце света". Невежество - самая большая добродетель верующего, и этой добродетелью, широко распространенной среди наследников скотоводов, умело пользовался Иисус. Суть нового учения о "небесном царстве" заключалась в обещании счастливой жизни без Иерусалимского храма. Учение, изложенное образным и понятным для широких слоев еврейского общества языком, имело неизменный успех в народе: "...собрались тысячи народа, так что теснили друг друга..." Лк. 12:1.
  
  В среде иерусалимских банкиров это учение вызвало переполох и неприятие, так как имущество вновь обращенных в результате обряда покаяния и крещения попадало не в Иерусалимский храм, а в новую церковь Христа: "Иоанн приходившему креститься от него народу, говорил: ...у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же." Лк. 3: 7-11.
  
  "Итак, охотно принявшие слово его крестились... Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность..." Деян. 2:41, 44, 45.
  
  "И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него." Лк. 7: 29,30.
  Иисус неоднократно предлагал фарисеям покаяться, т.е. очиститься от своего имущества: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто." Лк. 11:41.
  
  Потерпев неудачу с обращением в новую веру иерусалимских банкиров, Иисус обругал их: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые..." Лк. 11:44. И пошел в Галилею проповедовать "Царство Небесное": "...пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие." Мк. 1:14,15.
  
  В сельской местности для описания "Царствия Божия" Иисус использовал понятные человеку труда образы. "Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму." Лк. 13 :18-22.
  
  В Иерусалиме, где народ был более зажиточный, занимался торговлей и имел представление о драгоценных камнях и золоте, речь Иисуса и его учеников о "Небесном Царстве" содержала образы конкретного богатства: "Основные стены города украшены всякими драгоценными камнями... А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнaц". Откровен. 21: 19,21, 22.
  
  Известный сказочный герой Буратино был не первым, кто попал в страну дураков - небесное царство. Первыми были евреи-слушатели Иисуса. Они ходили за своим Спасителем толпами: "И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его... Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа." Мф. 7:28; 8:1.
  
  Я предлагаю читателю вспомнить народных героев: кота Базилио, лису Алису, трастовую пирамиду "МММ" господ Мавроди и многочисленные доверительные товарищества на пост социалистическом пространстве, которые обещали своим вкладчикам счастливое "небесное царство" подобно Иисусу Христу. Разница только в том, что Иисус начинал свою деятельность на заре товарно-денежных отношений и первый прокладывал путь к сердцам и кошелькам доверчивых вкладчиков, а Мавроди и Ко пользовались автомагистралью, на которой трастовые жулики - христиане в течение двух тысяч лет выворачивали мозги и карманы потенциальных жителей небесного царства.За обещание "небесного царства", осчастливленные иудеи отдали свое имущество и хотели сделать Иисуса своим царем, а Мавроди, за те же обещания, наши соотечественники, сделали депутатом Государственной Думы.
  
  "Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один." Иоан. 6:15.
   Так что, любезный читатель, нет ничего нового под солнцем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"