Василевс Владислав : другие произведения.

Быть собой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда ныне вожди железной рукой правят национальными иерархиями, свободолюбивая, просвещенная часть общества этим недовольна. В мире немногочисленных реальных демократий и их сторонников считается, что так быть не должно. Хочется лидера все же с помощью каких-либо институциональных механизмов и процедур как-то контролировать. Если этого нет, он может повести послушное его воле племя туда, куда ему захочется. Может завести его в опасный тупик, выход из которого может занять очень много времени и сил. Кроме этого, любое современное общество представляет собой совокупность групп населения с различными ценностями, взглядами на жизнь, себя и окружающий мир, жизненными установками, планами и интересами. И вот это все, рационально размышляя, ради комфортного сосуществования стоит каким-нибудь образом принимать во внимание, учитывать. Вспоминается тут же демократическое устройство социума, позволяющее за власть бороться, приводить к победе более интересные по эффективности решения интересующих задач. В теории все выглядит весьма привлекательно. В реальности, поддерживаемые большинством предложения, планы оставляют в стороне интересы и весьма грамотные предложения меньшинства, которые могут в дальнейшем хоть как-то учитываться, а могут и игнорироваться. Принцип навязывания воли большинства меньшинству не приводит к общественному консенсусу. Он разъединяет, пробуждая у уверенных в правильности своих умозаключений и ощущений побежденных нежелание подчиняться бездушной, несущей неприятное количество времени цифре. К тому же, стоит признать, что победившее большинство таковым вообще-то не является. Ибо голосование практически везде проходит при наличии существенной части политически нейтральной, не голосующей части населения. Безусловно, конкуренция ценностей, идей, решений, вариантов дальнейшего развития важна для любой человеческой общности. Она призвана поддерживать что-то более интересное, важное, альтернативное, эффективное. Отсеивая устаревшее, не оправдавшее надежд. Вместе с тем, победа чего-либо с помощью мнимого или настоящего большинства вовсе не означает, что выбрано более лучшее, правильное, необходимое. Большинство может ошибаться

  
  
  Что бы что из адептов культа Золотого Тельца не говорил, а перспективы капиталистической организации бытия все равно выглядят весьма туманными. Почему-то считается, что она представляет собой некий конечный продукт развития человеческой цивилизации. Что-то лучшее из всего для цивилизации из пройденного и предлагаемого. Языкастые любят цитировать известное изречение Черчилля о демократии.
  
  Врожденные установки и транслируемые капитализмом социальные стандарты жизни нацеливают на работу с составом, количеством и качеством необходимых для достойного бытия ресурсов. Человек все время участвует в борьбе за их открытие, извлечение, отстаивание, преумножение, перераспределение в своих интересах.
  
  Человек во имя выживания заинтересован в существовании формулы: "Чем больше ресурсов, тем лучше". Корни ее притягательности в инстинктивно-интуитивном, рассудочном ли стремлении стать более привлекательным для воспроизводства жизни, опасениях за свое будущее, незнании, что и сколько в случае чего ему придется отдать, вложить для получения чего-либо нужного, лучшего. К приобретениям подталкивает и необходимость освоения нового для определения его полезности.
  
  Все это - основы потребительской гонки, коей ныне охвачен человеческий мир. Правда, люди ушедших веков не отказались бы потреблять столько, сколько потребляют товаров и услуг наши современники. Но у них не было возможности сделать это.
  
  Потребительские ценности не являются изобретением капиталистической организации жизни, нового времени. Научно-технический прогресс, развитие сознания, промышленности и сферы услуг, технологий извлечения сверхприбыли открыли двери пошире уже давно желаемому.
  
  Рыночная экономика, базирующаяся на стремлении получать наибольший доход из всего, что есть, с помощью достаточно эффективных способов воздействия на природную основу поведения и обработки сознания всячески поддерживает и развивает нацеленность на материальные и эмоциональные приобретения. Речь идет о жесткой эксплуатации врожденного желания самосохраниться, территориальных, иерархических, сексуальных и иных инстинктов, формировании нужных стереотипов и психологических состояний.
  
  Что могут сейчас сделать призывы к самоограничению, оптимизации своих запросов, жизни более простой, скромной? Вряд ли на них откликнутся люди, способные на успешное преумножение того, что у них уже есть или желающие разбогатеть, постоянно подогреваемые пропагандой высоких потребительских стандартов, гламурного образа жизни.
  
  Вопрос приобретения, накопления и передачи потомкам ресурсов - вопрос выживания, конкурентоспособности в окружающем мире, отличающимся быстро изменяющимися условиями жизни, достаточно жестким отношением к слабости.
  
  Тяга к ресурсному усилению находится в сложных отношениях с объемом приобретений, соответствующим индивидуальным ценностным, интеллектуальным, энергетическим, статусным потребностям, способностям и возможностям. Для каждого из нас он свой.
  
  Ныне всем навязываются стандарты поведения самых сильных, наглых, пронырливых, предприимчивых, талантливых и циничных. Ценности этой "группы успеха" пропагандируются в качестве нормы. Если человек не способен реализовать установки составляющих ее особей, считается, что он "мало работает", "слабак", "плохо хочет" и т.п.
  
  Мало кто понимает, что большинство заставляют двигаться к изначально недостижимым горизонтам. Понимание же автоматически не перерастает в принятие. Кому хочется погружаться в осознание недостаточности ресурсов для покорения соблазнительных высот?
  
  Конечно, в человеке есть лень, проблемы с грамотной постановкой целей, планированием, нежелание и неумение пользоваться имеющимся. Тем не менее, не достижение высокой планки может проистекать не из слабости, лени, неэффективности решаемых задач, а быть вызвано устойчиво-весомым тяготением личности к модели бытия, ориентирующей индивида на иные цели, определяющей для него другие приоритеты.
  
  Кто-то из живущих среди нас уже готов жить при коммунизме. Кто-то великолепно чувствует себя в рабовладельческом мире. Кого-то не вытащишь из зарабатывания денег, извлечения удовольствий, исследования мироздания. Кому-то нужны войны, походы, грабежи, приключения, постоянные испытания себя и других людей на прочность, состояние постоянной борьбы, яркое поведение, сильные чувства и эмоции.
  
  И вот такие совершенно разные люди, составляющие различные уровни иерархий сообщества, должны как-то взаимодействовать друг с другом в деле продолжения жизни.
  
  Очень сложная задача.
  
  Человеческий мир составляют люди, несущие в себе способность генерировать различные модели организации бытия, следовать им. Наша реальность - иерархия последних, доминирующие позиции в которой занимает организация отношений, черпающая свои силы из превращения всего в товар и деньги - основное мерило успеха.
  
  Господствующие установки демонстрируют неплохую живучесть. Весьма серьезные попытки их низвергнуть закончились бесславным провалом. Как и крах христианского проекта, они в очередной раз показали существенную сложность человеческой индивидуальности, ее незначительную изученность, невысокую эффективность и объективность в достигнутых исследованиях, явное ее тяготение к импульсам сокровищницы наработок пройденного эволюционного пути.
  
  Корни победы капиталистической организации жизни в ее прогрессивности по сравнению с управлением обществом на основе права занимать иерархический Олимп, исходя из полученного при рождении статуса. Капитализм принес иной способ иерархического перемещения. Теперь любой человек, находящийся на любом этаже иерархии, может завоевать высшие ее уровни с помощью приобретения капитала, достижения известности в какой-либо сфере жизнедеятельности. Такой механизм улучшения статуса большинству и по сей день кажется весьма привлекательным.
  
  Для достижения успеха капиталистическая организация бытия может потребовать ценностную переориентацию, забвение имеющихся предрасположенностей, способностей. Рассматривающим такой вариант приспособления к реальности было бы неплохо осознать, что только при наличии соответствующих данных можно рисовать великолепные картины, писать отличную музыку, разрабатывать эффективные технологии. Честный, порядочный человек не может на качественном уровне скопировать жизнь лгуна и проходимца. К сожалению, к счастью ли, человек - не компьютер. Он не может взять и, записав в себя программу успешности другого, получить точно такие же результаты. Погнавшись за чужим счастьем, предав свое естество, как правило, так поступивший ничего хорошего не получает.
  
  Перенимать чуждое своим способностям, предрасположенностям, особенностям, ценностям, жизненным установкам бессмысленно. Не стоит предавать себя. Лучше всего сохранить то, что есть. Искать способы выжить. Искать похожее, взаимодействовать, помогать друг другу. Чуждое ослаблять. Родственное усиливать. День за днем.
  
  Потребительские ценности, гламур, земные статусы - большие звезды маленькой вселенной. Истина в том, что она не одна. За ее пределами располагаются миры, дающие человеку более захватывающие горизонты целей и задач, раскрывающие в человеческом естестве искусственно ограничиваемые повседневностью способности пройденного пути. Сотворившего нас пути, содержащего в себе возможность получения из имеющегося нового его качества.
  
  Понятно, что единообразия и следования в определенном, одном направлении без мощнейшего и эффективного вмешательства в сознание, работу мозга, психический аппарат в человеческом мире не достичь. Никому не дано отменить в нем и иерархичность, которая является видовым признаком человека. Ныне достаточно популярные в интеллектуальных разговорах рассуждения о неминуемом торжестве горизонтальных взаимодействий порождаются мечтой биологического невежества, упорно-устойчивого нежелания понимать и принимать унаследованное.
  
  Именно в нем черпает свои силы наша многоликость. Тяга к дикости, варварству, агрессии, нежеланию уважать и поддерживать чуждое, стремление его всячески преследовать, уничтожать соседствуют в нас с позитивно-полезными результатами развития мысли, чувственной сферы, общественных отношений. Внешне цельное общество состоит из людей, живущих групповым образом в своих реальностях. Да, их объединяет территория, язык, культура, память, необходимость усиливаться, побеждать. Вместе с тем, объединенные под национальными знаменами реальности едины формально.
  
  Современность все более отчетливо показывает, что обожающим войны, наполненным чувственными выплесками древним инстинктам и более глубокому взгляду на жизнь, насильственным и рационально-рассудочным способам разрешения ситуаций не грозит совместными усилиями построить что-то стоящее, компромиссное надолго. Их можно удерживать в правовом поле, делая вид, что имеется некое единое целое. В реальности же мы имеем дело с весьма шаткой конструкцией, потенциально ослабленной болезненными огорчениями в сфере геополитических битв.
  
  С геополитикой вообще все непросто. Наблюдаемые тенденции развития человеческой цивилизации постепенно превращают в пустословие любые разговоры на геополитические темы. Они постепенно теряют свою актуальность. Активными и безжалостными могильщиками геополитики последнее столетие выступают транснациональный капитал и достижения политики открытого общества. На планете появились силы, которые достаточно успешно избегают разрушающего контроля своей деятельности со стороны национальных государств. Безусловно, последним это очень и очень не нравится. Тем не менее, они ничего сделать не могут, пока соблюдаются принципы неприкосновенности права частной собственности и невмешательства в дела выполняющего свои законные обязательства бизнеса.
  
  Однополярность сегодняшнего мира очевидна только воображению жертв холодной войны, краха советского социального проекта и работников преуспевающей пропаганды. В реальности современный мир весьма многополярен. Есть сообщество экономически, технологически, интеллектуально преуспевающих стран, объединённых древней европейской историей, культурой, либерально-демократическими ценностями. Есть Китай, тихо и методично с помощью экономических и дипломатических рычагов не спеша продвигающийся к первой статусной позиции в иерархии международного сообщества. Есть многоликий, мечтающий о торжестве своей воли над неверными исламский мир. Есть бурно развивающаяся Индия. Есть много стран, живущих своей жизнью, преследующих свои интересы, не подчиняющихся вашингтонскому обкому.
  
  США на планете рулит далеко не всеми, не во всем и не везде. Если с ними что-нибудь случится, это вовсе не будет означать автоматического прихода на первую позицию в мировом распределении сил нашей страны. Этот сценарий в состоянии рассматриваться только весьма оторванными от действительности, очень уж болезненно страдающими по утерянному самомнениями. Чего, чего, а их у нас много. К сожалению, счастью ли, зашкаливающего самомнения маловато для того, чтобы добиться мирового лидерства. Неизвестно еще в каком состоянии находящееся вне отчетной документации ядерное оружие, не очень современное обычное вооружение и малоценная масса молодых мужских тел вряд ли способны навязать планете свои весьма специфические жизненные установки.
  
  Перед мировым сообществом встают проблемы совершенно иного порядка. Продолжающийся быстрый количественный рост популяции. Неспособность преодолеть социальное неравенство. Обеспечить всех жителей Земли достойными питанием, условиями жизни и работой на современном рынке труда, не гарантирующему никому постоянную, обеспечивающую приемлемые условия повседневного бытия, развивающую человеческую личность трудовую деятельность. Рост конфликтности в рамках единого общества групп граждан, имеющих диаметрально противоположные представления о жизненных ценностях, моделях эффективной организации бытия, смысле жизни, качестве правовых механизмов, роли государства в жизни человека.
  
  Усложняющийся из года в год упомянутый конфликт негативно действует на функционирование государственности. Вызывает яростное желание одной части общества просто уничтожить своих оппонентов или каким-то образом капитально отгородиться от них, избавить себя от явно устаревших представлений о демократии, как системе, призванной учитывать интересы всех законопослушных групп населения. Человечество продолжает путь к своему разнообразию и многообразию, усложнению бытия, механизмов самовыражения. Система управления обществом, опирающаяся на считающийся справедливым принцип управления большинством меньшинства, вызывает много вопросов в части придания решению с помощью голосования статуса правильного, нужного, эффективного. Большинство может быть неграмотно, невежественно, некультурно. Таковыми будут и его решения.
  
  На сегодняшний день, при наличии значительной массы не голосующих вообще граждан, меньшинство подчиняется победившему большинству, которое в странах с относительно независимой системой подсчета голосов, по большому счету, таковым не является. В странах же авторитарного типа, современных деспотиях говорить о некоем большинстве вообще смешно. Общеизвестно, каким образом пропаганда, применяемое к инакомыслящим насилие, правильно-нужный подсчет голосующих граждан рождают волшебство народного единения вокруг бессменного лидера.
  
  Формальное большинство, одержав победу, бесспорно, может хоть в чем-то, хоть как-то учитывать интересы проигравших. А может и вовсе их не учитывать. Подобная ситуация делает жизнь некомфортной как для победителей, так и побежденных. Откровенно говоря, одни просто конкретно мешают жить другим. Это серьезнейшая проблема нашего сегодняшнего бытия, обостряющаяся неуклонным развитием части общества, которое, как правило, является тем самым меньшинством, которому навязывается воля, мягко говоря, неважно читающих, думающих, понимающих, осознающих, анализирующих, оценивающих содержание протекающих в них самих и вокруг них процессов.
  
  Существенно отличающаяся от нынешней острота названной чуть выше проблемы в прошлом была обусловлена иным, нежели ныне, осознанием ценности своей личности, жизни, прав и обязанностей в семейных союзах, профессиональных, общественных сообществах. Объективно, рационально, рассудочно мыслящим все тяжелее жить по правилам сограждан, погрязших в древних инстинктах, живущих в искусственных, весьма далеких от реальности измерениях и координатах. Просвещенным, культурным и талантливым совсем не хочется жить среди невежества, хамства, бескультурья, плохо скрываемого презрения к таланту, эффективной самореализации личности.
  
  Имеющийся уровень развития личности, самосознания и самооценки нуждается в более современной, скорее всего, уже вне канонических взглядов на демократию, как самый лучший и конечный результат развития общественного устройства, формуле организации бытия, позволяющей получить независимость от агрессивно-недалекой архаики, тянущей в неприятные миры неосредневековья. Если не глубже по исторической лестнице восхождения к новому качеству бытия.
  
  Именно капитализм, перешедший в иную фазу своего развития, постепенно уничтожающий прежнее значение и влияние национальных государств, сделавший много для открытия границ, жизни, работы и отдыха там, где нравится, позволяет ныне человеческой личности найти место, которое наиболее полно отвечает ее требованиям по самореализации и бытийному комфорту. Транснациональный капитал ведет человечество в новую эпоху и, вполне возможно, станет могильщиком самого себя, дав дорогу новым моделям жизнеустройства, творцом нового человека.
  
  Понимающего значимость формирования общностей, обеспечивающих реализацию его интересов вне национальных границ и земных пределов. Иного уровня развития и борьбы, позволяющего сублимировать устаревшие установки и скучающую агрессивность в мотивацию пересмотра устаревшей формулы силы в пользу новых подходов к критериям статусного роста, повышения ценности своей жизни.
  
  Движение вперед неумолимо. Оно незримо и настойчиво разрушает бастионы консерватизма. Прошлое побеждает всегда временно. Новому все равно быть. И в него лучше всего вступать непобежденным чуждым.
  
  Будучи собой.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"