Аннотация: История России не началась в Х веке, а русский язык начинался примерно в VI веке до н.э.
Владимир Бершадский
Тайна РУСИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ
Огонь
הגנה/эгана - на иврите "защита, оборона, охрана". גונן/гонен - "охранял, покровительствовал". И действительно, ОГОНЬ всегда охранял человека от диких зверей, защищал от холода - таковы были функции священного огня - яфетического бога Агни. Кор. גננ.
Печь
Хлеб, (хлiбъ)
Хлев
Россия, Русь, Росс
[править] Византийские источники
[править] Западно-европейские источники
[править] Арабо-персидские источники
[править] Хазарские источники
[править] Археологические свидетельства
[править] Присутствие скандинавов
[править] Появление западных славян в Приильменье
[править] См. также
[править] Примечания
Племена Руси
Север
Чёрное море - это ШОРное море:
Херсонес
Крым - Таврида
Вятичи
Кривичи
А.С. Пушкин и Россия
Что это за "Шиболет"?
Куда ушли израильтяне и откуда пришли россы (русины)
Мёзия - Русь, "Моисеия"
Великое переселение народов
"Повесть временных лет" по переводу академика Лихачева:
Кривичи
Дреговичи
Дреговичи
Варяг
Варяг.
"И идоша за море къ варягом, к руси. Сице бося зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си".
Свие
Урмане
Норманны
Почему "норманны", а не нортманны (от от сканд. northman - северный человек )?
Один
Норманны
Содержание
Даны
Норманны-израильтяне-ЛЕВИТЫ
Слово "Копенгаген"
[править] Экспансия норманнов
Сага, эдда, аэд, касоги, ясы, меоты
[править] Нормандцы во Франции
Король
[править] Нормандцы в Англии
[править] Викинги в Англии
[править] Норманны в Шотландии
[править] Норманны в Ирландии
[править] Норманны в Средиземноморье
[править] Норманские воины
[править] Язык
[править] Примечания
[править] Литература
[править] См. также
[править] Ссылки
Такими же торговцами и пиратами на Чёрном море были и армяне. Однако, на Балтике - это не армяне, которые себя называют "хайк". Армянами как видно, называли всех хитроумных торговцев. Были такие "Бессермяне" (БЕСЕРМЯНЕ), которые занимались сбором податей и ясака.
БЕСЕРМЯНЕ
ТОВАР, Товарищ
Армия
Солдат
Рать, Ратник
Тайна, таиться
Комментарий к книге Ибн- Фадлана "Путешествие на Волгу" (921 г.)
Письмо к Владимиру Амельченко - 10.07.05.
"РАССЕЯНЫЙ НАРОД ИЗРАИЛЬСКИЙ".
Старообрядцы - кто они?
Ф.М. Достоевский. Терпимость русского народа к евреям
В 12 в. летописец монах Киево-Печёрского монастыря Нестор создаёт
"Повесть временных лет", в которой рассматривает вопрос о том: "откуда
есть пошла земля русская". В основу его трудов ложится Библия со своём сказании о потопе, после которого, сыновья Ноя, разделили между собой землю. Один из них - Иафет взял под своё покровительство страны Европы. В состав народов, которые сидят в Афетовой части вошли русь, чудь \ прибалты
\, лахи \ поляки \, шведы, англичане и т.д.
А теперь откроем Книгу Книг - Библию или правильнее "ТАНАХ". В Книге Берешит (Бытие) в истории Ноя и его сыновей читаем (Бер. 9:25-27):
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
Здесь есть загадочная фраза: "да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых".
Понятно, что яфетические народы распространились очень широко - от Ирландии до Китая (по крайней мере монголоиды начали "выбивать" индоевропейцев (по-китайски "Дин-лин")из Центральной Азии только с эпохи Великого переселения народов). Но что значит "и да вселится он (Иафет) в шатрах Симовых"?
Вот как описывает один учебный сайт быт и хозяйство древних славян (по материалам археологии).
Посёлки 1 - 5 дворов. Бедные хижины. Небольшая полуземлянка с полом на 1 - 1,5 метра ниже уровня земли. Деревянные стены, крыша обмазана глиной.
Внутри: глиняная или каменная печь без дымохода.
Площадь жилья 10 - 20 метров. Посёлки обносились земляными валами и частоколом.
Главное занятие - земледелие. Но в 7 веке славяне не знали 2 - 3х-полья. Оно появилось с 7 - 8 века. До 7 века существовало подсечное земледелие в лесах и залежное в лесостепях.
В 7 - 8в. появилось унавоживание почвы, поэтому землю перестали бросать. С 7 - 8в. начали пахать, а до этого - рыхлили. Это привело к появлению новых орудий труда: в 7 - 8 веках - рало, в 9 веке - плуг, а в лесной зоне появилась соха.
Взглянем на сей текст с точки зрения археолингвистики, т.е. происхождения "исконно русских" слов: Огонь, Печь, Хлебъ, Хлев, Вол, Рало, Соха, Плугъ, Вал.
И попытаемся понять - как это "вдруг" появилось "само собой" трёхполье, почему землю рыхлили (наверное палкой-копалкой), а потом вдруг начали пахать. Ведь этому же надо было учиться, а зачем учиться, когда всё само собой? Итак:
Огонь
הגנה/эгана - на иврите "защита, оборона, охрана". גונן/гонен - "охранял, покровительствовал". И действительно, ОГОНЬ всегда охранял человека от диких зверей, защищал от холода - таковы были функции священного огня - яфетического бога Агни. Кор. גננ.
Печь
פצץ/пацац - сегодня это слово означает "детонатор", а раньше это было довольно сложное устройство для получения микровзрывов в виде направленного огня
Хлеб, (хлiбъ)
- /ליבה / Либа - " Раздувать, разжигать ". Либа - (в Израиле - это хлебопекарня), а Хлебом мы называем, в основном Печение, т.е. продукт из злаковых. Корень לבה.
Связано с понятиями "Лава", "Лев" (сердце).
Первоначально славяне обозначали словом "ХЛЕБЪ" продукт, вынутый из разжигаемой Печи. Искусство строить печи и печь в них хлебы занесли к славянам израильтяне. До этого хлеб пекли в виде лепёшек на раскалённом камне и называли этот продукт "жито, зито" .
Хлев
חלב/ Халяв - " Молоко". Хлев - это Место, где дояр (חולב/ Холав доит коров, получая от них молоко
Россия, Русь, Росс
"В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом."
В следующий раз русь упоминается в связи с призванием варягов, когда союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили варягов из народа русь для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны.
Вскоре, в 866 /6374/ году (в 860 по более точной византийской хронике), бояре Рюрика Аскольд и Дир ("И бяста у него 2 мужа, не племени его но, боярина..."), захватившие Киев, совершили набег на Царьград на 200 кораблях. По Нестору в походе участвовала только русь. В 882 году новгородский князь Олег перебрался в Киев, убив Аскольда и Дира. Нестор, в описании деяний Олега, называет племена их собственными именами, но делает обобщение о распространении названия руси на все народы, населявшие древнерусское государство: "И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью." И ещё: "от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне."
О подчинённом положении славян Нестор повествует в описании похода Вещего Олега на Царьград в 907 году: "И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок (плотного расшитого шёлка), а славянам копринные (дешёвый шёлк)"..."
В русско-византийском торговом договоре 911 года перечислены имена 15 послов от рода русского: "Мы от рода русского: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Вельмоуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фаслав, Рюар, Актевоу, Труян, Лидул, Фаст, Стемид иже посланы от Олга великого князя Русского...". Большинство имён имеют признанную скандинавскую этимологию. В следующем русско-византийском договоре 944 года среди имён послов появляются привычные нам славянские имена и клятва именем славянского бога Перуна. В 944 году русь в последний раз упоминается отдельно от славянских племён, после этого всегда только как название государства и его населения. Варяжская дружина ещё продолжает упоминаться в правление Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, то есть вплоть до окончания эпохи викингов.
Откуда пришли варяги-русь - "Повесть временных лет" не уточняет, сообщает только, что "из-за моря".
Большинство событий летописи датированы, однако хронология для IX-X вв., как доказывают сравнения с независимыми источниками, далеко не всегда точна и поэтому носит условный характер.
[править] Византийские источники
Византийцы называли народ росами (Ρος), предположительно, по аналогии с названием демонического библейского народа рош[9].
Анонимный византийский автор[10] в схолиях к сочинению Аристотеля "О небе" возможно впервые использовал этноним рос:
"Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκυθας τους Ρως) и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу."[11]
Первое подробное упоминание в византийских источниках племени русь, возможно, относится к описанию набега на византийский город Амастриду (на южном побережье Чёрного моря) в "Житии Георгия Амастридского" (по некоторым оценкам - начало 830-х годов, но не позднее 842 г.). В "Житие Георгия" росы названы "народом, как все знают, в высшей степени диким и грубым". Нападению вначале подверглась Пропонтида, находившаяся недалеко от Константинополя, что может быть указанием на предварительно состоявшийся торг в византийской столице [13]. Возможно именно после этой войны в Константинополь для переговоров прибыли послы росов, по происхождению шведы, которых император Феофил отправил назад через Империю франков (см. ниже), где их прибытие датируют 839 г. Ряд современных исследователей не поддерживает датировку этих событий 830-ми годами и считает, что поход имел место при набегах руси в 860 или даже 941 годах. Действительно, те же византийцы и франки спорили (см. Русский каганат) о происхождении этого народа и титуле его вождя, прежде чем основательно познакомились с русами уже в эпоху князя Олега и его преемников.
В популярной литературе встречаются упоминания о набеге руси на греческий остров Эгину (недалеко от Афин) в 813 году[14]. Данный факт происходит от ошибочного перевода этнонима арабских (берберских) пиратов-мавров, Maurousioi, как "русские" в "Житии преподобной Афанасии Эгинской"[15].
Набег русов на Константинополь в 860 году эмоционально отражён в нескольких византийских источниках. Патриарх Фотий, переживший осаду Константинополя, в одной из речей-проповедей сразу же после ухода русов так охарактеризовал их:
"Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный - но получивший имя от похода на нас, неприметный - но ставший значительным, низменный и беспомощный - но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость [в качестве] оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы..."[16]
Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси:
"... даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,... поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере ... , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды."[17]
Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира. Как предполагают историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году, византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: "На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков."[18] К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов "скифским племенем, необузданным и жестоким"[19]. В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию - варвары с северных берегов Чёрного моря.
Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении "Об управлении империей", написанном около 950 года, византийский император Константин Багрянородный.
"...Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань {דן /дан - "судил, суд"} росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию."[20]
В июне росы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: "по-росски и по-славянски", причём "росские" названия имеют достаточно чёткую др.-скандинавскую этимологию (см. таблицу в статье Норманизм). Другую этимологию, основанную на иранских наречиях, предложил в 1985 году М. Ю. Брайчевский, основываясь на факте длительного проживания в регионе ираноязычного населения.[8] В устье Днепра, на острове, росы отдыхают перед выходом в море:
"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."
[править] Западно-европейские источники
Первое датируемое известие о руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году, то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях.
В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года. С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:
"Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть."[21]
Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник - список племён "Баварского Географа". В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь-хазары. Согласно списку русь обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков.
В Раффельштеттенском таможенном уставе (ок. 905 г.) упомянуты руги как вид славян. Некоторые историки полагают, что речь идёт о русских купцах на среднем Дунае во времена Вещего Олега. Другие полагают, что речь идёт о придунайских славянах, населявших земли, где в V веке обитало германское племя ругов.
Описание русов приводит Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году. Описывая разгром флота Игоря Рюриковича в 941 году, он замечает: "В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке "норд" означает "север", а "ман" - "человек"; отсюда - "норманны", то есть "северные люди". Королём этого народа был [тогда] Ингер;"[22]
См. также: Орбини, Мавро.
[править] Арабо-персидские источники
Страны Арабского халифата, обладая высокоразвитой географической наукой, оставили богатые систематические описания территорий вокруг своих границ. Восточный мир вначале узнал о руси как о купцах. С кон. IX века прикаспийские государства становятся объектом их набегов. Не отмечено, чтобы кто-нибудь из авторов в IX-X веках побывал на Руси. Все их сведения взяты из слухов, личных наблюдений за купцами-русью и более ранних трудов. Славян арабы называли термином as-Sakaliba. У некоторых авторов он мог иметь более широкий смысл, обозначая всех обитателей лесной полосы Восточной Европы безотносительно их языковой и этнической принадлежности (в частности, Ибн Якуб именовал так славяноязычных чехов и поляков, Аль-Масуди - германоязычных саксов, Ибн Фадлан - тюркоязычных волжских булгар).
Начальник почт у багдадского халифа Ибн Хордадбех стал первым из арабоязычных авторов, упомянувшим в "Книге путей и стран" (написана в двух редакциях: около 847 г. и до 886 г., текст о русах есть в обоих) народ-племя русь:
"Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису [Дон] - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан [Каспийское] и высаживаются на любом берегу... Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать."[23]
Ибн Хордадбех оказался единственным автором из арабского мира, кто вывел русь от славян. Остальные авторы описывают их отдельно.
Мухаммед ибн Исфендиар, персоязычный автор начала XIII века, в "Истории Табаристана" сообщает о появлении русов на южном побережье Каспия во 2-й половине IX века:
"Прежде того [909 года] они [русы] были здесь [в Абаскуне] при Хасане ибн-Зайде [864-884], когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил."
Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году и встретивший там русских купцов, оставил уникальное описание внешнего вида и обычаев русов, а также обряда кремации знатного руса в ладье. Ниже приведена лишь часть личных наблюдений Ибн Фадлана :
"Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причём одна из рук выходит из неё наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причём] со всем этим он [никогда] не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного...
Дирхемы русов [деньги] - серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи... Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла...
И собирается [их] в одном доме [в торговом поселении] десять и двадцать, - меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своей потребности...
Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников... С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа...
В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда."[24]
Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компиляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах :
"Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трёх дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясётся по причине обилия в ней воды.
Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.
Когда у кого из них родится сын, то он берёт обнажённый меч, кладёт его пред новорождённым и говорит: "не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретёшь себе этим мечом". Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений], ни пашен; единственный промысел их - торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои...
Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждёт, пока оно не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу...
Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побеждённых сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаравары носят они широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым затем и привязывают."[25]
Багдадский путешественник Аль-Масуди в 940-х годах оставил заметки о русах, основанные на рассказах жителей Табаристана и других прикаспийских стран. Он достаточно подробно рассказал о неудачном походе русов на Каспий в 913 году, но собственно о русах написал немного:
"Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожжёнными, чтобы с душами мужей войти в рай [...] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[...]
Русы - громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. [...]
Русы состоят из многочисленных племён разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана[26], которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар."[27]
Багдадский книжник Ибн Мискавейх описал подробно набег русов на прикаспийский город Бердаа в 944-45 году. Там он дал некоторое описание русов, какими их запомнили местные жители:
"Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьёт или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие... Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими...
Когда умирал один из них [русов], хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю... После того как дело русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства."[28]
Арабский писатель Ибн Хаукаль писал около 976 года, но для описания немусульманских народов использовал более ранние источники. Часть его заметок о русах восходит к сочинениям 920-х годов географа ал-Балхи[29]:
"И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. [...] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. [...] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её наподобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской."[30]
Географический трактат "Худуд ал-Алам" ("Книга о пределах мира от востока к западу") был составлен неизвестным персидским автором в 982 году на основе более ранних сочинений. Его заметки о стране русов восходят к арабским трудам IX века и, возможно, описывают земли русов 1-й половины IX века:
"Это обширная страна, и жители её злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их называется Рус-каган [...] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им [...] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи [...] Куйяба - это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. С.лаба - приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб - город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение."[31]
[править] Хазарские источники
Источники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси - Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.
В письме анонимного хазарского автора (ок.950) упоминается "царь руси" Хельг, и описывается война Руси с Хазарией и Византией (в последнем случае речь идёт о походе 941 г.).
"Роман [византийский император][злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришёл он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника [...] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху [...] И оттуда он пошёл войною на X-л-га и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашёл он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: "Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошёл тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнём. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошёл морем в Персию, и пал там он и весь стан его." [32]
Выдержка из письма хазарского царя Иосифа, ок. 960 года отражает ситуацию непосредственно перед разгромом каганата Святославом:
"Я охраняю устье реки [Волги] и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и [точно так же] всех врагов [их] на суше приходить к "Воротам" [Дербенту]. Я веду с ними [русами] войну. Если бы я их оставил [в покое] на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада."[33]
В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне.
[править] Археологические свидетельства
История России
________________________________________
Древние славяне, русы (до IX века)
Древнерусское государство (IX-XIII века)
Новгородская Русь (862-882)
Киевская Русь (882-1240)
Удельная Русь (XII-XVI века)
Новгородская республика (1136-1478)
Владимирское княжество (1157-1389)
Княжество Литовское и Русское (1236-1795)
Московское княжество (1263-1547)
Царство Русское (1547-1721)
Российская империя (1721-1917)
Российская республика (1917)
Советская Россия (1917-1922)
Альтернативные образования
Советский Союз (1922-1991)
Российская Федерация (с 1991)
________________________________________
Правители | Хронология | Экспансия
________________________________________
Портал "Россия"
История Украины
Украина • Название Украины
Древняя история Украины
Трипольская культура • Ямная культура • Киммерийцы • Скифы • Сарматы • Зарубинецкая культура • Черняховская культура
Речь Посполитая: Запорожская Сечь: Войско Запорожское: Восстание Хмельницкого: Гетманат: Переяславская рада • Великое княжество Русское • Руина: Правобережье • Левобережье
Новое время
Российская империя: Малая Русь: Кирилло-Мефодиевское братство • Украинофильство • Политические организации • Слобожанщина
Габсбургская монархия: Восточная Галиция: Политические организации
Новейшее время
Революция: УНР • Украинская держава • ЗУНР • Махновщина
СССР: УССР: Голодомор • Украина во Второй мировой войне (Великая Отечественная война • (Украинский коллаборационизм • УПА) • Чернобыльская катастрофа
Современные годы
Украина: Независимость • Ядерное разоружение • Принятие конституции • Оранжевая революция