Взошедший на трон Клавдий закатывал Валтасаровы пиры, а кровавые буквы на стене явились его племяннику. И были они столь же невнятны как библейское менетекел: "Следуй за белым вепрем".
Гамлет вышел к завтраку с красными глазами, неряшливо одетый, борода всколочена. В дверях он столкнулся Горацио.
- Какими судьбами ты здесь оказался?
- Приехал на похороны вашего отца.
- А попал на свадьбу матери.
Горацио опустил глаза.
- Ты, брат, учёнее меня...
- Мой принц!
- "Следуй за белым вепрем". Растолкуй, что может значить такое послание?
- От дамы получили?
- Оно без подписи.
- Наверняка это фамильный герб. Сейчас узнаю, чей.
Гамлет кивнул ему и подошёл к столу. Клавдий сидел во главе, похоже, с вечера не вставал. Королева тоже была здесь.
- А вот и Гамлет!
- Здравствуй, дядя. Здравствуй, мама.
- Процветание нашего королевства это результат действий каждого подданного. Если у подданного проблемы - проблемы и у Дании. Самое время сделать выбор: или ты принц датский или ты студент виттенбергского университета, - король раскинул руки для объятий.
- Да, дядя.
- И что ты выберешь?
- Останься, сын, - королева Гертруда обняла Гамлета за плечи.
- Я остаюсь.
- Прекрасно, замечательно! - Клавдий и Гертруда счастливо улыбнулись друг другу, словно теперь то в Дании наступит счастье и благоденствие.
- Пойду к себе, мне нездоровится.
Прихватив со стола кувшин с вином, Гамлет направился обратно в свои покои. Быть может, опьянение поможет заснуть. Гамлет вылил в себя два бокала вина, когда постучался Горацио. Он всё узнал: белый вепрь на красном поле украшал щит Бернардо, офицера замковой стражи.
Вокруг замка Кронборг горели десятки костров. Прибывающее воинство располагалось лагерем. Если король не собирался воевать, то верно, пригласил всю Данию на свадьбу. За проливом Эресунн, с норвежской стороны тоже были огни. Это юный Фортинбрас собрал ватагу готовых драться за похлёбку, ему не терпится опробовать свой меч. Возможно, и о датские доспехи.
Гамлет нетерпеливо оглядывался.
- Двенадцать пробило? - он взглянул на Бернардо.
- Нет ещё, господин.
- У тебя бывало такое, что не знаешь, спишь или бодрствуешь?
- Каждый раз, когда я в ночном карауле. Вчера даже видел призрака. Не пойму - приснилось или...
- О боже! - дрожащий палец Марцелла указывал поверх головы принца. Тот рывком обернулся и встретился глазами с дымчатой фигурой призрака, стоявшего на зубце стены. Бернард не соврал: лицом, статью, доспехами - всем призрак походил на покойного короля. Сквозь него были видны звёзды.
- Отец, ты ли это?
Призрак, поманив, принца рукой, двинулся к Северной башне, соединённой с замком лишь крохотным мостиком без перил.
- Он вас зовёт.
- Ну, что ж, пойду.
Бернардо встал перед принцем, преграждая ему путь.
- Не ходите. Это безумие, ветер вас сдует с мостика в два счёта.
- Прочь, или я сдую тебя со стены.
Бернардо отступил.
Призрак ждал на той стороне, и ветер пролетал сквозь него, не качнув ни бороды, ни плаща. Как канатоходец, раскинув руки в стороны, принц шагнул на мостик. Огни костров качались внизу, волосы развевались флагом. Пройти этот мостик под силу разве что канатоходцу.
И Гамлет сделал шаг назад. Став призраком сам, он не сможет распорядиться тем, что хотел сообщить ему отец.
Он ухватился за протянутую руку, будто утопающий.
- Спасибо, Марцелл! - принц поднял глаза на человека, чьё запястье он всё ещё сжимал. - Ты кто такой?
Незнакомец, был одет в чёрное, как одевались студенты в Виттенберге.
- Я Розенкранц, а это Гильденстерн.
- Мы давненько за вами наблюдаем, Гамлет. Оказывается, вы ведёте двойную жизнь. В одной жизни вы наследник датского престола и надежда королевства, а в другой вы общаетесь с потусторонним миром и плетёте заговоры. Продолжаться может лишь одна из этих жизней.
Нам стало известно, что вы общались с призраком. Считаете ли вы его призраком своего отца - дело ваше. Многие правители считают его проклятьем. Я думаю, что вы хотите поступить правильно, помогите избавить мир от этого фантома.
- Как насчёт отправить вас обоих в подвал?
Гильденстерн выдвинулся из-за спины Розенкранца, доставая из рукава тёмную склянку.
- Вы нас разочаровали, принц Гамлет. Гален рекомендует избыток желчи лечить пиявками.
Белые пальцы Розенкранца извлекли из склянки извивающуюся тварь.
- Вы поможете нам, принц, хотите вы того или нет.
Гамлета прижали к стене стальные руки, задрали тунику. Принц почувствовал, как живота коснулось холодное мокрое тельце пиявки.
- Марцелл! Бернардо! - закричал было Гамлет, но звука не было. А пиявка поползла вверх по животу и вгрызлась в пупок, тело рванулось от боли, стряхивая сознание в замковый ров.
"Отца убила змея, а меня - пиявка" - с такой мыслью Гамлет вскочил в постели следующим утром. Он натянул тунику, и когда голова прошла сквозь суконный тоннель, взгляду открылась новая надпись на стене: "В полночь у погреба. Ответы ждут."
Значит, не приснилось. Значит, прийти следовало с вопросами.
Гамлет открыл дверь в коридор и увидел Горацио, стоявшего с книгой у бойницы.
- Ты то мне и нужен. Зайди!
- К вашим услугам, принц.
Гамлет пересказал ему события прошедшей ночи, размахивая руками, без нужды перекладывая предметы на столе.
- Розенкранц и Гильденстерн, не те ли студенты из Виттенберга, друзья ваши?
- Имена те же, но никакого сходства.
- Бывает, что о человеке помнишь только имя, и то, что дружили. А встретив, не узнаешь.
- Нет дела проще, чем дружить. Но перейдём к более сложным предметам: тебе известно, как умер мой отец?
Горацио развёл руками.
- Я знаю то же, что и все - его змея ужалила.
- Зимой он спал в саду? А змея зимой не спала. Всё вверх ногами в Дании, нас захватили антиподы!
- Заметим, для пиявок тоже не сезон. С королями не бывает случайностей.
Принц отхлебнул из кувшина и скривился - вино совсем закисло.
- Пойду к Офелии. Если всё вверх дном, быть может, и она ко мне переменилась. Пойду.
Девушка вела себя странно - вернула подарки, сделанные принцем. Они ей не угодны, раз нет более чувств, делавших дары ценнее многократно. Всегда живая и смешливая, теперь Офелия сделалась глубокомысленной. Забавно!
- Верните Господу дар речи, сударыня, вы разучились им пользоваться.
У девушки навернулись слёзы - самое время утешать или ретироваться. Принц выбрал последнее.
Вечером Гамлет стоял у погреба в ожидании появления призрака, но явился Горацио.
- Ты здесь зачем?
- Я провожу тебя к нему. Воображаемый друг это почти призрак. Вся разница в отсутствии бессмертной души. Кому как не мне стать проводником к духу вашего отца?
Принца стала бить нервная дрожь.
- Веди.
Горацио зажёг факел и пошёл вперёд по коридору, Гамлет последовал за ним, думая: "Если Горацио воображаемый, то и факел его таков же. Похоже, я иду в полной темноте."
- Ответы будут, принц, - отозвался Горацио, выхватывая стилет. Оружие было настоящим, Гамлет кожей почувствовал холодное острие.
- В чём дело, Горацио.
- Для безопасности, - воображаемый друг достал из кошеля склянку, на дне которой плескалась зловонная жидкость. - Это тройное вино или spiritus vini. Если желаете идти дальше, то это необходимо сделать.
- Я должен это выпить?
- Нет, тут иная процедура. Вы вообразили меня другом, а не врагом, и если верите себе, то верьте мне. Задерите куртку. Так, подносим факел к банке...
Жидкость, мгновенно сгорела, оставив по себе белый дымок. Горацио приложил склянку к животу принца, плоть мгновенно втянулась внутрь, из пупка выстрелило чем-то чёрным. Воображаемый друг вытряс на пол содержимое сосуда и раздавил извивающегося гада каблуком.
- Теперь идём.
Ещё один поворот, и они у цели. Горацио постучал, дверь открылась, Гамлет вошёл. Призрак ждал его, сидя на бочке с рейнским.
- Отец... - принц поклонился.
- Зови меня Йорик.
- Почему?
- Потому, что таково моё имя. Ты здесь для того, чтобы получить ответ на вопрос: "Что такое Замок Кронеборг?". Он повсюду, он окружает нас. Даже здесь, в этой комнате. Ты видишь его, когда смотришь окно, ощущаешь его, когда ты в Виттенберге, когда идёшь в церковь. Это целый мир, надвинутый тебе на глаза, чтобы скрыть правду. Ты должен увидеть это сам.
Происходящее казалось бредом, фарсом, сном, чем угодно, но не действительностью. Ответы подходили к его вопросам, как скрипичный ключ к амбарному замку.
- И в чём же правда?
- Тебе не казалось странным, что все вокруг носят итальянские имена? Кнуд, Горм, Харальд, Свен, снова Харальд, снова Кнуд... Откуда Гамлет, что за имя? Да и Горацио и все прочие в этом замке, за исключением Розенкранца и Гильденстерна. Но они демоны, одержимым ими может стать любой. Если встретишь их - беги. Ты подозреваешь, что отец твой был убит, и удивляешься отсутствию переживаний?
Гамлет кивнул. Горацио по знаку Йорика поставил перед принцем блюдо с двумя ягодами, синей и красной.
- Угощайся, - предложил призрак, - красная ягода это клюква, а синяя - голубика.
- Ты предлагаешь мне выбор. И каковы будут последствия выбора?
- Вкус. Клюква кислая, а голубика сладкая.
Принц нацедил рейнского из бочки, отправил в рот клюкву, сделал глоток.
- Из всех путей объяснить ты выбрал самый окольный.
- Можно и напрямки: ты живёшь в итальянской пьесе "Убийство Гонзага".
Факел стал светить всё тусклее, стены будто приблизились на шаг, две бочки треснули и дали течь давления. Гамлет покачнулся.
- Ягода отравлена? - спросил он Йорика.
- Вино отравлено, - ответил тот.
Очнувшись от забытья, принц обнаружил себя замотанным в бинты. С потолка свисали цепи, по углам стояли клещи, испанский сапог, две "железные девы". В назначении комнаты сомневаться не приходилось.
Рядом сидели Йорик и Горацио.
- Вы в пыточной комнате, отсюда мы расшатываем Кронеборг. Я уже сказал, что все обитатели замка живут в пьесе об отравлении итальянского герцога. У нас есть её оригинал. Благодаря отсутствию в нём тринадцати строк, мы можем проникать в замок, просто дописывая нужное. Когда будут найдены нужные слова - замок рухнет. Я верю, что ты именно тот, кто найдёт их.
Потом Йорик предложил принцу зайти внутрь "железной девы". Тот колебался.
- Верь мне, - сказал призрак, - я буду рядом.
Когда железные шипы вонзились в тело, мир схлопнулся для Гамлета, затем раскрылся. Это был берег моря с крепостью на холме. Солнце палило нещадно.
- Мы находимся в пятой песни "Илиады", где смертный Диомед нанёс ранения Аресу и Афродите. Вы хороши ли в сече? - здесь Йорик выглядел человеком из плоти и крови. На нём был кожаный доспех и перевязь с мечом.
- Сейчас узнаешь.
Принц достал своё оружие из ножен, сделал пару взмахов и выпадов. Не говоря более ни слова, Йорик атаковал. Гамлет сразу осознал, насколько он уступает в скорости своему сопернику. Он пятился, едва успевая отражать летящую со всех сторон сталь, пока наконец не был сбит с ног.
- В чём дело, принц? Почему я одолел тебя?
- Ты быстрей.
- Здесь нет ни мышц ни сухожилий. Только гекзаметр и фантазия, здесь смертный ранит бога. Попробуем ещё раз?
И они попробовали. Теперь принц фехтовал так, как всегда мечтал, уходя с линии атаки, оказываясь за спиной Йорика и наконец остановил лезвие меча у его шеи.
Уходя из подвала, ведомый воображаемым другом, Гамлет повторял: "Было или не было? Вот в чём вопрос."
Тринадцать строчек способны всё изменить. Рондо, французская форма из тринадцати стихов на две рифмы с обязательными повторами. Любой поэт уверен в способности поэзии менять мироустройство, но Гамлет не был поэтом. Это мог бы быть королевский указ, а чтобы издавать указы следовало занять трон. А такое развитие продолжает логику пьесы. Заколдованный круг!
Ещё днём главный королевский советник Полоний был доволен собой: всё узнал, всё решил к общему благу. Но вечером принц устроил представление с заезжими актёрами, они поставили "Убийство Гонзага". Принц явно намекал на то, что Клавдий - виновник смерти его отца. И значит, не Офелия явилась причиной гамлетовых безумств.
Полоний стоял перед королевой, пытаясь найти нужные слова и не находил их.
- Ваше величество, к вам принц Гамлет, - объявил паж.
Советник едва успел спрятаться за штору, когда принц вошёл. Королева сначала стала пенять ему за неуважение к дяде, потом просила прощенья за поспешный брак, просила совета, что теперь делать.
- Мама, тебе настолько понравилась пьеса, что ты уже её цитируешь? Сделай мне одолжение, не ходи сегодня к Клавдию, Гонзага нам не пример.
Полоний чувствовал, как дёргаются его руки и по лицу пошли спазмы. Внутри живота что-то взорвалось, наполнив энергией всё тело. Это уже не было тело Полония, это уже был не Полоний.
- Там крыса! - крикнул Гамлет, услышав движенье. Его клинок рассёк тонкую ткань.
Из-за шторы выступил Гильденстерн, демонстрируя дёсны в отвратительной улыбке.
- Гамлет, принц Датский, вот мы и встретились снова!
Принц отступив на два шага, замер в боевой стойке. Демон вскинул обе руки и спустил крючки маленьких арбалетов, укреплённых на предплечьях. Четыре стрелки ударились в стену за спиной Гамлета, в невероятном падении уклонившегося от них.
Гильденстерн в один шаг оказался над противником. Но занесённый клинок перехватил Горацио, а меч Гамлета ударил демону в живот. Обмякшее тело Полония рухнуло на колени, затем упало плашмя.
- Ты что наделал?! Боже мой, ты старика убил.
- Да, в пьесе иначе было. Я ухожу.
Гамлет взял труп Полония, вытащил в коридор, оставив мать плакать в одиночестве. Посмотрел на Горацио.
- Ты спас мне жизнь, спасибо.
Наутро его известили о том, что король посылает его в Англию с двумя провожатыми. Корабль отплывёт в полдень. Йорик был мрачен: в пьесе что-то менялось. Наверняка, дописывали море и остров Британия.
- Существует опасность, что потом они вернутся к прежней редакции и ты окажешься стёртым как из пьесы, так и из реальности.
- И мы не сможем ни помочь тебе, ни даже проследить за тобой, - добавил Горацио.
- Но что, если не поеду?
- Тогда "Убийство Гонзага" никогда не изменится и ты останешься узником этого сюжета.
Принц подбросил виноградину, поймал, снова подбросил. Почему она неизменно падает, если мир повёрнут вверх ногами?
- Я поеду, - Гамлет швырнул ягоду с такой силой, что она влипла в потолок.
Горацио провожал его у трапа, кутаясь в плащ.
- Друг, - Гамлет пожал ему руку на прощанье, - я потерял отца и не скорблю, меня бросила девушка - я не сожалею. Но по тебе буду скучать. Это странно.
- От привычки к внутренним диалогам трудно отказаться, - кивнул Горацио.
- Я вернусь! - Гамлет хлопнул его по плечу и взбежал на борт.
Кронеборг пропал из виду. Сопровождающий офицер по имени Франциско явно считал себя обязанным развлекать принца разговорами. Он был молод и боялся пропустить возможное вторжение Фортинбраса. Вольтиманд, ветеран со шрамом, уходящим в густую бороду, кивал головой: "Норвежец весь в отца - горячий и решительный." Гамлет почувствовал в этих словах укор, ведь и его отец был горячим и решительным.
- Надеюсь, на нас нападут пираты, чтобы скрасить вам скуку плаванья. Пойду прилягу, я к качке не привык.
Он лежал на мешках с мехами до позднего вечера, пока не услышал рядом храп своих сопровождающих. В сумках у них не оказалось чего-либо примечательного, но в голенище у Вельтиманда было заткнуто письмо с королевской печатью. Даже не заглядывая в послание нетрудно было догадаться о его содержании. Будь письмо официальным, его передали бы Гамлету для вручения королю Англии. То, что утаивали от принца могло касаться только самого принца.
Йорик был прав - его хотели стереть, убрать из текста пьесы, и потому везут к Автору. Английский автор пишет об Италии, а умирать нам, датчанам. Но Гамлет тоже умел играть в эти игры: подтереть имя в письме, заменить его другим, и в небытие отправятся его провожатые.
Принц осторожно вытянул письмо из голенища Вольтманда, кинжалом поддел печать. Храп мгновенно прекратился, словно в письме были запечатаны демоны. И это действительно было так - черты Франциско исказились в страшной гримасе, волосы бороды втянулись под кожу. Это был Гильденстерн.
- Как это неблагородно вскрывать чужие послания!
- Вас играет плохой актёр, он не вжился в образ, его следует заменить другим, принц Датский, - Розенкранц выступил из другого угла.
- Попытаться всегда можно, - ответил принц.
Он бросил кинжал в голову Гильденстерна, тот отклонился. Драться с двумя противниками в тесноте трюма было нелепо, и Гамлет подпрыгнув, выбил спиной люк. Матросы застыли в недоумении, а демоны немедленно оказались рядом. Как в пятой песни "Илиады" Гамлет отбивал их удары и разил сам, но эта схватка была обречена на ничью, потому что демоны тоже быстры и неутомимы. Нужно было что-то сверх человеческих возможностей, чтобы победить. Решившись, Гамлет взбежал по канату на верхушку мачты. Демоны одновременно подпрыгнули, метя в принца остриями клинков, но тот, как акробат соскочил на другой канат, потом на палубу. Оба демона тяжело приземлились рядом, пробив собою доски палубы. В два удара Гамлет снёс торчавшие головы.
Оказалось, что это не конец - двое моряков дёрнулись и шагнули вперёд. Принц знал, чьи лица он увидит. Позади Розенкранца и Гильденстерна сгрудилась ещё дюжина моряков, так что надеяться на скорую победу не приходилось, потому что убивать демонов придётся семикратно.
Гамлет увидел, как из-за острова выдвинулся корабль, вне всякого сомнения, пиратский.
- Продолжим в другой раз! - Принц отсалютовал мечом, обрубил мачтовый канат и шагнул за борт.
- Что было дальше? - спросил Горацио.
- Я добежал по воде до пиратского корабля и велел капитану отвезти меня в Кронеборг. Они так были поражены моим появлением, что не смели ослушаться. Вот то письмо, возьми его на сохранение.
Горацио повёл его на кладбище. Темнело, двое могильщиков усердно долбили мёрзлый грунт и уже углубились в него по плечи. Вместе с землёй к сапогам принца вылетел череп.
- За что ж его так? Не платил за постой или его обол фальшивым оказался?
Старший из могильщиков отложил лопату, оглядывая пришедших.
- Согласно этикету, дамам должно уступать.
- И кто же этот невежа, который не соизволил сам подняться?
- Йорик его имя. Королевский шут.
Гамлет нагнулся, чтобы разглядеть череп. Пожал плечами.
- Как он похож на Александра Великого!
- Поразительное сходство! - кивнул Горацио.
- Или на Аристотеля.
- И на него!
- И ещё на Пирра.
- У Пирра было два ряда зубов.
Принц посмотрел на друга озадаченно.
- Очередная пиррова победа! Быть узнаваемым посмертно за улыбку в шестьдесят четыре зуба. Смотри, кого-то несут. Посмотрим издали.
Процессию возглавлял священник, шестеро оруженосцев несли простой сосновый гроб. Король, королева и Лаэрт, брат Офелии, а также несколько придворных шли вслед за гробом.
Священник не прочитал молитвы, гроб просто опустили в могилу, начали засыпать. Лаэрт прыгнул в могилу, крича, чтоб его хоронили вместе с сестрой.
- Так это Офелию хоронят! Отчего ты не сказал мне, Горацио?
- Не знал.
- Да заткнётся этот фигляр или нет?! - Гамлет мгновенно преодолел расстояние до могилы и прыгнул туда. Он схватил Лаэрта за глотку.
- Я сам её любил как сорок тысяч братьев любить не могли бы.
Трое придворных насилу оттащили Гамлета от его жертвы.
- Я требую поединка, - прохрипел полузадушенный Лаэрт.
- Непременно.
Принц взял себя в руки, и направляясь к себе уже сожалел, что так сорвался. Чернокнижник и отравитель Клавдий по-прежнему жил и здравствовал, сам Гамлет ежедневно разил демонов, а умирали приближённые покойного отца: его офицеры, его советник. Гамлет убил любимую своим равнодушием, теперь готовился драться с её братом. Что за наваждение?
Он вернулся на кладбище. Могильщики сидели на свежей могиле с кувшином вина, оба заметно пьяны.
- А принца, говорят в Виттенберге подменили...
- Как умер Йорик? - спросил Гамлет без предисловий.
- Прежний король велел его повесить. За что - не знаю. Я бы его повесил за то, что лопатой меня огрел.
- Может, он и короля лопатой? - предположил второй могильщик.
Гамлет повернулся и покинул кладбище. Неужели дух Йорика мстил покойному королю руками его сына? Содеянного зла уже не исправить, но можно было остановить это наваждение.
- Горацио!
Воображаемый друг впервые не отозвался. Что ж, так даже лучше.
Кого ни спроси - никто не знает, за что повесили Йорика, даже королева Гертруда. Оставалось спросить того, кто знал ответ наверняка. Теперь Гамлет мог без труда пройти по мостику к Северной башне.
Поединок назначили во дворе. Всё население замка собралось посмотреть на это зрелище, женщины перешёптывались, мужчины заключали пари.
Лаэрт, будучи обиженной стороной, выбрал рапиры. Горацио сообщил, что Клавдий с Лаэртом сделали ставки на исход поединка. Гамлет не ответил.
Он подошёл к противнику со словами сожаления, смиренно просил простить за несдержанность.
- Как христианин я прощаю вам смерть отца и не виню в смерти сестры. Я не думаю мстить, - Лаэрт явно не лукавил, говоря эти слова, - но как дворянин я не вправе отступить, когда задета моя честь.
- Сердечно рад, что зла не держите.
Они выбрали рапиры по руке, сравнили длину клинков. Лаэрт начал резво, полагая себя более искусным бойцом, но Гамлет отражал удары играючи. Наконец, он ударил противника плашмя в плечо. Тот смотрел удивлённо.
Принц ждал, что вот-вот ним окажется демон, как это всегда случалось в последнее время. Вокруг собралось не менее пяти сотен человек, а под стенами замка расположилось многотысячное войско. Если появятся демоны, придётся убить всех этих людей или погибнуть самому.
Он снова поймал Лаэрта на выпаде, срезав тому две пуговицы с камзола. Король объявил перерыв, Гертруда поспешила к сыну с кубком, но Гамлет отказался пить.
- Выпью сама за твой успех.
Рапиры снова зазвенели. На этот раз Гамлет выбил оружие из рук Лаэрта.
- С вас довольно?
- Нет. - Лаэрт был явно взбешён своим бессилием.
Принц кинул ему шпагу, повернулся к королю.
- Есть ли смысл продолжать?
В этот момент Лаэрт сделал выпад. Гамлет снова отбросил его рапиру, но на рукаве появилась красное разрастающееся пятно.
- Ага! - крикнул Лаэрт, и вдруг рухнул на колени, удивлённо разглядывая порез на ладони, которой поймал брошенную назад рапиру, - Боже мой, яд!
- В доме отравленного не говорят о яде, - упрекнул его Йорик, лучезарно улыбаясь Гамлету с трона. Принц огляделся: йорики были повсюду, в женских и мужских платьях, в доспехах на стенах, его лица выглядывали из окон и дверей.
- "Как сорок тысяч братьев любить не смогут", - процитировал бывший королевский шут, - некто по имени Гораций имеет привычку за тобой записывать, и мы сейчас в его рукописи. Да да, это тот самый яд, что ты выпил перед пятой главой "Илиады". Ты с тех пор преуспел в искусстве фехтования, но против сорока тысяч меня не справишься.
Гамлет снова огляделся. Йорики хмурящиеся, йорики усмехающиеся, даже у каменных святых на фронтоне церкви было его лицо.
- Обрядившись в отцовы одежды, ты пытался возлечь с моей матерью, за что и был повешен.
Шут усмехнулся.
- Никто не оценил хорошей шутки. Что ж, будешь умирать героем или всезнайкой?
- Розенкранц и Гильденстерн это тоже ты?
- Только Розенкранц. Гильденстерном был Горацио.
Гамлет шагнул к столу и взял кубок из рук мёртвой матери. Навстречу ему блеснули клинки. "Рано!" - вскинул руку сидевший на троне, остальные йорики вернули оружие в ножны. - "Пусть изопьёт до дна последний кубок."
Гамлет осушил кубок и сделал рапирой отмашку.
Подбросив кубок ввысь, Гамлет встал наизготове . Что тут началось! Всё войско йориков рванулось в атаку, кто с чем - мечи, кинжалы, даже вилы и лопаты пошли в ход. Но не успев и сделать замаха, первая волна полегла с круговым движением рапиры Гамлета. Серебряный блик подброшенной чаши хлестнул врагов по глазам. Принц снова атаковал и ещё одна волна отхлынула. Тела падали под ноги, не счесть. Но он, и не пытался... Рубил, колол и просто резал, и что ни труп то знакомец. Очередной Йорик упал с порезанным лицом, и под порезом проступили другие черты. Трупы множились, но врагов не убывало. Неужели их действительно сорок тысяч?
Их напор не ослабевал, но они поменяли тактику - теперь они просто старались его схватить или сбить с ног. Наконец, толпа берсерков погребла Гамлета в кургане из своих тел. Их вес обездвиживал, и даже в этом месиве йорики пытались кусать и царапать принца. Гамлету недоставало воздуха, он стал терять сознание, когда услышал голос Горацио: "...ни мышц, ни сухожилий, только гекзаметр..." Принц будто проснулся, сбросил одеяло. Враги разлетелись как камни из взорвавшегося вулкана, а принц стоял в пустом кратере, израненный, одежда в клочья.
- Горацио! - позвал Гамлет оглядывал двор замка. Размётанные в стороны бойцы снова поднимались, в ворота входили новые йорики.
- Здесь я.
Только мантия студента позволила его узнать под маской йорикова лица. Замковый двор сузился до ширины клинка, и Горацио преодолел его в один шаг, нанося удары. Гамлет избегал его его клинка, теряя силы.
- Говори со мной, друг!
Но до Горацио было не докричаться. Он молча нападал, другие йорики ждали исхода их поединка, явно теряя терпение.
Из толпы стали швырять камни, стрелы, ножи. Гамлет успешно уклонялся, Горацио же продолжал наседать, нимало не заботясь о летящих снарядах, и наконец, достал принца рапирой, сам нанизавшись на его клинок.
Оба рухнули на колени, глядя глаза в глаза. Личина Йорика исчезла, на принца смотрел прежний Горацио. Он отпустил рукоять, извлёк из-за пазухи свиток и протянул его Гамлету.
- Читай, - и Горацио повалился на бок.
Они оказались посреди поля, на котором высился помост с виселицей. Вокруг столпились люди, говорящие на неизвестном наречии. Гамлет улыбнулся с видом гостеприимного хозяина. Ни ран на нём, ни крови, только камзол разодран. Он держал в руках письмо из рук Горацио.
- Добро пожаловать в письмо Клавдия, Йорик. В то самое, которое везли Франциско и Вольтманд: "...казнить , повесив за шею сразу, как прибудет он в Англию..." Имя исправлено на твоё. И я буду смотреть на твою казнь вечно.