Представь, что перед тобой лежат две книги и что у тебя есть два часа свободного времени и желание почитать.
Первая книга скучная, но в ней, судя по аннотации, много чего полезного. А если верить авторскому предисловию, написанному слогом, который говорит о богатом лексиконе, то книга - вообще клад. Но когда ты её открываешь и начинаешь читать, ловишь себя на мысли, что в который раз бегаешь взглядом по тем же самым строчкам и думаешь о своём. Книга ужасно скучная.
Вторая книга сразу тебя увлекает, но слог, конечно примитивный, да и ценного в ней ничего нет, кроме того, что тебе просто интересно, что там дальше-то будет по сюжету.
Выбери.
Если ты выбрал первую книгу, то мои поздравления - ты в абсолютном меньшинстве. Более того - за эти два часа чтения скучного чтива ты себя измотаешь, вместо того, чтобы отдохнуть, получить удовольствие от чтения и подумать над теми ценными или "ценными" авторскими мыслями, о которых написано и в аннотации и в предисловии.
Художественная литература может быть какой угодно. Но ей нельзя быть скучной, тем более, если книга нацелена на широкую аудиторию читателей.
Когда читателю не нужна увлекательная история, а нужны лишь философские размышления - он выберет не скучную историю, полную авторской философии, а учебник или трактат по философии.
Когда читателю не нужна увлекательная история, а нужны рекомендации по похудению или набора веса - он обратится к статьям в Интернете на эту тему и купит себе парочку-троечку книг, посвящённых тематике диет, но не беллетристику, в которой автор постоянно теряет историю и рассуждает на темы диет.
Когда читателю не нужна увлекательная история, а нужны пособия по устройству карбюратора - он обратится к технической литературе. Глупо доверять информации такого рода, вычитанной в книге, которая подразумевала совсем иное - увлекательную историю.
Однако увлекательность - не синоним бессодержательности, глупости или отсутствию полезных знаний.
Если вы с этим не согласны, дальше не читайте. Мы друг друга не поймём.
Одна из основных проблем романов начинающих авторов - они скучны. Авторы всерьёз считают, что все их рассуждения, авторские отступления и осмысление банальных вещей, поданных под соусом претенциозности и дидактизма - это весьма и весьма интересно.
Вовсе нет. Если все эти рассуждения не играют на сюжет, на раскрытие образов персонажей и, вдобавок, ломают схему построения сюжета - это то, что читателя от книги отпугнёт.
Потому что меньше всего читатель ждёт от художественной литературы того, чтобы она была скучна.
Если в книге некая "обычная девчонка" выполняет ряд действий, что выполняет множество других людей на планете Земля и вся ценность этой информации заключается в том, что "обычная девчонка" выполняет ряд действий, в романе проблема с сюжетом. А проблема с сюжетом базируется на непонимании автора одной из важнейших основ художественной литературы - конфликта.
Итак, что же такое конфликт?
Конфликт - это противостояние сторон, столкновение интересов в рамках художественного произведения. Иными словами, в начале романа конфликт начинается, затем продолжается, накаляя обстановку, а после - в конце произведения - разрешается. Конфликт является базой, на которой строится художественное произведение - нравится вам это или нет.
Без конфликта нет драматических ситуаций.
Без конфликта нет раскрытия характеров персонажей. Они без него останутся картонными фигурками без чувств и эмоций. Даже если автор наводнит их речи рассуждениями о том и о сём (читайте: утомительным пустословием).
Без конфликта нет внимания читателя.
Поэтому всё, что в вашем романе не играет на конфликт - мусор и место ему в мусорном ведре, даже если это практически весь объём вашего текста.
Умение писать художественную литературу базируется на умении автора выстраивать конфликт в художественном произведении. Даже если в вашем романе слабый стиль, куча орфографических и пунктуационных ошибок, так себе ритмика и масса клише, но при этом вы умеете строить повествование на конфликте - скорее всего ваш роман предпочтут другому, написанному красивым стилем, без орфографических и пунктуационных ошибок и с замечательной ритмикой, но по сути - бессюжетному произведению.
Больше скажу. Пока автор не поймёт, что такое конфликт и не научится строить сюжет - он сможет писать только графомань, которая будет интересна лишь автору и то, по прошествии времени, разве что, как ностальжи.
Современная литература без конфликта и вовсе не мыслима - у вашего романа просто будет слишком много конкурентов и каждый роман, выстроенный на конфликте - обойдёт ваш роман (если представить, что его вообще опубликуют), как велосипедист черепаху.
Конфликт является основой сюжета. Интересный конфликт и интересный способ его разрешения - основой увлекательного сюжета.
- Прости, но чё-то не пошло у меня... Скучно просто, не увлекает, - говорит читатель.
- Да там всё самое интересное начинается в третьей главе! - переубеждает автор.
Автор, выкиньте первые две главы, если интересное у вас начинается только в третьей главе. Начнете сразу с интересного. Вы не заставите людей читать скукотень, даже если вам кажется, что "всё это очень важно для сюжета".
Увлекательная история начинается с конфликта.
Если вы хотите написать про молодого человека, страдающего агорафобией ("АГОРАФОБИЯ - психическое состояние, характеризующееся боязнью открытых пространств и стремлением человека избегать их". (с) ), но всё, на что вы способны - долго и многословно рассказывать о том, как ему плохо на улице и как он боится выйти из дома - ваш роман читать не будут. В нём нет конфликта.
Читать про чьё-то нытьё, пусть и не беспочвенное - не интересно.
Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе кроме вас ещё один пассажир. Который всю дорогу ноет. О том, как вокруг него сплошные придурки, о том, что его достал геморрой, о том, какая стерва его жена, о том, что могли бы в этом поезде и чай почаще предлагать, о том, что современная музыка вся - дерьмо, о том, что он ненавидит ездить в поездах, о том, что нынче и поесть нечего, все продукты - отвратительны, о том, что раньше вот были купе, так купе, а нынче фигня какая-то, а не купе - неуютно в них.
Нравится?
Как скоро вы начнёте избегать этого человека? А может вы попросите его заткнуться наконец?
Так вот бесконфликтый роман про агорафоба - это вот такой вот пассажир в купе.
Вы захотите приобрести этот роман? Может порекомендуете его друзьям?
Тото Ионото (японская певица).
А теперь давайте создадим в этом романе простой конфликт. Столкнём лбами две стороны.
Итак, молодой человек, страдающий агорафобией влюблён в девушку, что живёт на другом конце города. У неё сегодня день рождения и молодой человек, превозмогая страх, выходит на улицу, чтобы купить цветы и подарок и собственноручно подарить их любимой девушке. Для него - это практически подвиг. Подвиг во имя любви.
Его трясёт от страха, когда он покупает цветы, а продавщица не понимает, что с ним происходит. В отличие от читателя. И так далее и тому подобное.
Усложним конфликт. День рождения девушки и День Города приходятся на один день и на улице множество людей, что орут, взрывают петарды и вообще - наводняют улицы, радуясь празднику.
А теперь сделаем конфликт ещё сложнее. У этого парня есть конкурент. Другой молодой человек, весьма привлекательный и не страдающий ни от какой агорафобии. И есть большая вероятность, что девушки дома не будет, она будет гулять вместе с друзьями, в том числе с тем молодым человеком на центральной площади города.
И ещё усложним конфликт. Привлекательный молодой человек несколькими днями раньше заявил главному герою, страдающему агорафобией, что если тут сунется на день рождения этой девушки - получит по морде.
И теперь мы имеем сложный конфликт с рядом вопросов:
- Сможет ли главный герой преодолеть свой страх и выйти из дома, чтобы поздравить любимую девушку?
- Как оценит она его поступок?
- Найдёт ли главный герой девушку на площади города?
- Как он поступит в ситуации, если там будет ещё и конкурент?
- Ответит ли девушка взаимностью главному герою?
И т.д.
Вот эти вопросы возникнут у читателя и заставят его продолжить чтение, чтобы узнать, как разрешится конфликт.
А теперь вернёмся к истории про парня, страдающего агорафобией, который просто страдает агорафобией. И на протяжении романа он ничегошеньки не делает, он просто сидит дома и страдает от агорафобии. Автор считает, что поднял очень важную проблему, считает, что рассматривает её под разными углами и считает, что всё это очень интересно читателю.
А читатель задаёт один-единственный вопрос:
- Это нытьё закончится когда-нибудь или нет?
Вот и вся разница, дамы и господа.
Если в первой главе вашего романа рассказывается об офисном клерке, что выполняет свою работу, ходит-бродит по офису, рассуждает о новых моделях кондиционеров, перекидывается парой-тройкой слов с сотрудниками, затем сидит до вечера за компьютером, изредка вставая для того, чтобы налить себе чаю или заварить лапшу, а потом уходит домой и это всё - вы слили первую главу, автор.
Если у вас весь роман такой - вы слили роман. Но об этом мало кто узнает, просто потому, что мало кто станет читать дальше первой главы.
Говоря о конфликте, нужно упомянуть о нескольких важных терминах, так или иначе с ним связанных.
Начнём с того, что конфликт подразделяется на два вида - внешний и внутренний.
Внешний конфликт - это противодействие разных объектов. Например хикки и социума. Или людей и природы. Или рабочих завода и начальства этого завода. Или сыщика и преступника (преступного мира). Или как минимум двух конкурентов (в любви, в бизнесе и т.д.).
"Эндрю Стюарт лихорадочно собрал карты; затем вдруг бросил-их на стол:
- Хорошо, мистер Фогг, я ставлю четыре тысячи фунтов!
- Дорогой Стюарт, - сказал Фаллентин, - успокойтесь. Ведь это не
всерьез!
- Когда я держу пари, то это всегда всерьез, - ответил Эндрю Стюарт.
- Идет! - сказал мистер Фогг. Затем, обернувшись к своим партнерам,
добавил: - У меня лежит двадцать тысяч фунтов стерлингов в банке братьев
Бэринг. Я охотно рискну этой суммой...
- Двадцать тысяч фунтов! - воскликнул Джон Сэлливан. - Двадцать тысяч
фунтов, которые вы можете потерять из-за непредвиденной задержки!
- Непредвиденного не существует, - спокойно ответил Филеас Фогг.
- Мистер Фогг, но ведь срок в восемьдесят дней - срок минимальный.
- Хорошо использованный минимум вполне достаточен.
- Но, чтобы не опоздать, вам придется с математической точностью
перескакивать с поезда на пакетбот и с пакетбота на поезд!
- Я и сделаю это с математической точностью.
- Это просто шутка!
- Настоящий англичанин никогда не шутит, когда дело идет о столь
серьезной вещи, как пари, - ответил Филеас Фогг. - Бьюсь об заклад на
двадцать тысяч фунтов против всякого желающего, что объеду вокруг земного
шара не больше чем в восемьдесят дней, то есть в тысячу девятьсот двадцать
часов, или в сто пятнадцать тысяч двести минут. Принимаете пари?
- Принимаем, - ответили Стюарт, Фаллентин, Сэлливан, Флэнаган и Ральф,
посовещавшись между собой.
- Хорошо, - заметил мистер Фогг. - Поезд в Дувр отходит в восемь сорок
пять. Я поеду этим поездом.
- Сегодня вечером? - переспросил Стюарт.
- Да, сегодня вечером, - ответил Филеас Фогг. - Итак, - добавил он,
взглянув на карманный календарь, - сегодня у нас среда, второе октября. Я
должен вернуться в Лондон, в этот самый зал Реформ-клуба, в субботу,
двадцать первого декабря в восемь часов сорок пять минут вечера; в
противном случае двадцать тысяч фунтов стерлингов, которые лежат в
настоящее время на моем текущем счете в банке братьев Бэринг, будут по
праву и справедливости принадлежать вам, господа. Вот чек на эту сумму.
Протокол пари был составлен и тут же подписан шестью заинтересованными
лицами. Филеас Фогг оставался невозмутимым". (с) "Вокруг света за 80 дней", Жюль Верн.
Внутренний конфликт - это противодействие двух сторон личности. Борьба, которая подразумевает выбор. Например борьба между тщеславием и жадностью. Или между гордостью и любовью. Или между позицией основанной на прежнем опыте и новыми взглядами.
"И знаю скрытность Алисон: то она обернется железной женщиной,
которой вроде бы все нипочем, то ломакой, какую ни за что не примешь
всерьез. Перед смертью два этих облика сложились в один мрачный узор: она
оказалась не из тех, кто угрожает самоубийством и глотает таблетки, зная,
что через час кто-нибудь появится. Нет, она положила себе двое суток, чтоб
умереть наверняка.
Я виноват не только в том, что бросил Алисон. С тайной непреложностью,
что иногда связывает близких, я понял, что ее удавшаяся попытка - прямое
следствие моего рассказа о собственной, неудавшейся; а рассказ я уснастил
ехидными литотами, дабы преуменьшить провал. Но и на эту, последнюю удочку
она не попалась. Ты знать не знаешь, что такое печаль.
Ее истерика в пирейской гостинице; "предсмертная записка", сочиненная
накануне моего отъезда, - как казалось тогда, чтоб насильно удержать меня в
Лондоне. Вот она на Парнасе; вот - на Рассел-сквер; говорит, движется,
живет. Черная туча окутала меня - виновность, сознание того, сколь
безжалостно мое самолюбье. Горькая домодельная правда, какой она потчевала
меня с первого дня знакомства... но все же любила, будто слепая, все же
любила. Раз призналась: Когда ты меня любишь (не "занимаешься со мной
любовью", а "любишь"!), это все равно как бог отпускает мои грехи; и я
подумал: снова софистика, снова духовный шантаж, - я-де ничто без тебя, ты
за меня отвечаешь. Впрочем, и гибель ее - тоже в некотором роде шантаж; но
тот, кого шантажируют, обычно верит, что чист, а моя совесть запятнана.
Именно теперь, когда я так стремился к чистоте, меня будто швырнули в самую
грязь; освобожденный от долгов, но повязанный собственными кредитами.
А Жюли - Жюли сделалась мне абсолютно необходима.
Не просто жениться, но исповедаться ей. Будь она сейчас рядом, я
выложил бы все, - и начал жизнь сызнова. Мне безумно хотелось вручить ей
свою судьбу, вымолить у нее прощение. Лишь ее прощение в силах меня обелить.
Я устал, устал, устал от лжи; устал от вранья чужого, от вранья
собственного; но куда больше устал врать сам себе, ежеминутно сверять свой
путь с биением чресел; их благо всякий раз оборачивалось пагубой для души.
И цветы - как вытерпеть эти цветы?" (с) "Волхв", Джон Фаулз.
Тут нужно понимать очень важную вещь. Внешний конфликт по сути без внутреннего существовать не может. Поэтому глупая беготня с пострельбушками - это слабая литература. Персонажами что-то движет, у них есть причины для того, чтобы носиться и стрелять. Причины внутреннего характера.
А сплошное описание внутренних конфликтов, без их разрешения - это жутко унылое повествование.
Если вы заявили в романе конфликт - вам нужно его разрешить. Иначе вы не оправдаете надежд читателя, ведь он ждёт внятной развязки, ему нужна поставленная точка. Даже если вы предлагаете несколько вариантов этих точек, то есть делаете открытую концовку - вы всё равно подразумеваете какие-то варианты. Но имейте в виду - открытые финалы мало кому нравятся.
Теперь внимание. Ошибка многих начинающих писателей в том, что они считают, что заявляют конфликт, когда по сути этого не делают. И начинают повествовать, навевая тоску и уныние на читателя. Ужасно скучно. Однако авторы говорят:
"Ну как же! У меня есть конфликт в романе!"
Ну... он есть. Но он настолько не значим для многих людей, что его всерьёз рассматривать как-то не получается.
Например шатенка Марина половину главы раздумывает, в какой цвет покрасить волосы.- в блонд или в рыжий.
Автор всерьёз уверена, что это внутренний конфликт героини. И потому читателю должно быть очень интересно. А если вам неинтересно, то вы просто мужчина и не понимаете, как важно для женщины определиться с цветом волос! Или же вы просто не ЦА. И т.д. и т.п.
Послушайте, это не тот конфликт. Это даже не конфликтик. Это мушка-конфликтушечка, раздутая до слона-конфликта.
И это не интересно, потому что автор уделяет очень много внимания такой ерунде.
И суть не в том, читатель мужчина или нет, а в том, что если вы хотите конфликт создать на этой основе, то предоставьте Марине выбрать цвет волос так, чтобы это влияло на её дальнейшую судьбу.
Например, Марину преследует какой-то аноним. Который прислал ей записку следующего содержания:
"Останешься с тем же цветом волос - словишь пулю. У тебя есть выбор - блонд или рыжий. Сделай верный выбор. Ошибёшься - опять же словишь пулю, выберешь правильно - сегодня же на твой счёт упадёт 500.000 евро".
Вот это конфликт в художественном произведении.
Тут надо понимать вот что:
На протяжении романа будет разрешаться основной конфликт.
В каждой главе романа будет один или несколько второстепенных конфликтов.
А выбор цвета волос Марины - это даже не второстепенный конфликт.
Едем дальше. С понятием конфликт тесто связан термин "антагонист".
Чтобы было удобнее его запомнить, вспомним другое название главного героя (или главной героини) художественного произведения -протагонист.
Антагонист - это персонаж, который противостоит главному герою. Вот это противостояние - уже основа простого конфликта.
Почему простого?
Потому что внешний конфликт без внутреннего - это простой конфликт.
Сложный конфликт - это несколько внешних конфликтов вместе с одним или несколькими внутренними конфликтами - и всё это собрано воедино.
Нужно понимать вот что. Для того, чтобы читателя реально взволновали проблемы персонажа, а конкретнее разрешит он конфликт или нет - ему необходимо понимать, что в случае разрешения конфликта не в пользу персонажа - персонаж так или иначе пострадает.
Морально или физически.
Потому что если это не так, то какая по сути разница - как разрешится конфликт для персонажа? Ну, не выиграет он в рулетку деньги, как хотел, ну и что. Пойдёт в банк и ещё снимет. Мало ли дураков землю топчут.
А то, что если он не выиграет деньги в рулетку, то его любимого бобра заберёт бобральная юстиция, потому что либо персонаж соблюдает условия содержания бобров в городских условиях, либо нет, а для выполнения этих условий персонажу нужны деньги. А денег взять неоткуда. И никакого счёта в банке у него нет. У него есть только один золотой сольдо, который он может поставить на число, что утром нарисовал его умный бобёр на листе бумаги.