Титова Яна : другие произведения.

Древние майя, рептилоиды с Марса и все-все-все

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Роман Павла Виноградова "Четвертый кодекс" - удивительно масштабное во всех смыслах произведение. Это и альтернативная история, и фантастика о перемещениях во времени, и постапокалипсис, и боевик... А еще это глубокий философский текст, перевернув последнюю страницу которого можно бесконечно думать и переосмысливать прочитанное.
   Несмотря на то, что это фантастический роман, читатель может узнать из него множество интересных вещей о реальной жизни, в том числе о разных народах и исторических периодах. В первую очередь о древней цивилизации майя, которой посвящена значительная часть романа - о памятниках их письменности, об их священных подводных пещерах, о жизни их вождей и простых людей. Из первой части "Кодекса" читатель узнает о том, как жили майя в древние века, до завоевания Америки европейцами, а из второй, представляющей собой альтернативную историю - о том, как индейцы могли бы жить до ХХ века, если бы события развивались иначе, и не Америка была завоевана белыми людьми, а наоборот, краснокожие первыми пересекли Атлантический океан и частично заняли Европу.
   Есть в этой книге и описание ритуалов шаманов, живущих на севере России, а кроме того, в ней действует несколько известных исторических личностей, да и у главного героя, ученого Евгения Кромлеха, есть легко узнаваемый реальный прототип - палеолингвист Юрий Кнорозов.
   Но конечно же, "Четвертый кодекс" стоит читать не только для того, чтобы узнать о разных исторических фактах, а прежде всего, ради его интереснейшего, захватывающего сюжета. Порой разобраться в его хитросплетениях не так просто: действие происходит то на Земле, то на Марсе, переносится из нашего времени в разные прошлые эпохи и обратно, да еще и главные герои, перемещаясь с одной планеты на другую, меняют свой облик. А кроме того, не всегда понятно, какие события происходили раньше, а какие позже, что являлось причиной, а что - следствием. Но к финалу автор дает читателю возможность осмыслить все это сложное действие, хотя и не разжевывает свои идеи прямым текстом. Впрочем, самый последний момент романа тоже можно истолковать по-разному, и в зависимости от этого взгляд читателя на все предшествующие события тоже может поменяться...
   Главные герои "Четвертого кодекса", Евгений Кромлех и его ученица, а затем коллега Илона, сразу привлекают своей увлеченностью наукой и целеустремленностью. Они любят друг друга, и их тянет друг к другу даже в альтернативном мире, где они не были знакомы, но любовная линия не является главной в романе и не заслоняет основные события. Она очень изящно вплетена в сюжет и лишь оттеняет другие сюжетные линии, придавая экшеновому произведению слегка романтический оттенок.
   Из других персонажей "Кодекса" очень яркой и запоминающейся личностью является шаман Федор. В приключенческой литературе шаманы практически всегда являются отрицательными героями, завидующими "цивилизованным" главным персонажам, поскольку те подрывают их авторитет перед их народом, и делающими им всяческие пакости - это один из самых устоявшихся штампов, который, кажется, еще никто из писателей не решился сломать. Никто, кроме Павла Виноградова. Его Федор прекрасно относится к главному герою и пытается помочь ему, а кроме того, задумывается о смысле жизни, о вере и о других философских вопросах. Так же, как Евгений и Илона неосознанно тянутся друг к другу, так и этот человек, воспитанный в языческих традициях, тянется к христианской вере, хотя вряд ли хорошо ее понимает. Последняя сцена с этим персонажем способна растрогать самого сурового и даже черствого читателя.
   Описывая те или иные места, в которых происходит действие романа, Павел Виноградов подходит к делу со всей тщательностью. Каждое место, в котором оказываются персонажи, показано так, словно автор был там лично и видел все собственными глазами. Читатель не просто видит древнюю Мексику - он ощущает жар тропической ночи и плывет вместе с героями под водой в священных колодцах. Можно предположить, что автор бывал в тех местах или что он сам погружался под воду с аквалангом, поэтому эти описания настолько реалистичны. Но потом читатель видит точно такое же красочное описание подземных рек Марса - и точно так же плывет по ним, чувствуя, как его обжигает отравленная вода, и ощущает себя не человеком, а существом, похожим на большую рептилию. Хотя на Марсе, да еще миллиарды лет назад автор, наверное, все-таки не был...
   Есть ли у "Четвертого кодекса" какие-либо отрицательные моменты? Пожалуй, только один - иногда описание тех или иных событий становится слишком натуралистичным, кровавым или неэстетичным. Павел Виноградов - не из тех авторов, которые приукрашивают действительность и умалчивают о том, что в жизни есть место не только красоте, но и грязи, боли и другим неприятным вещам, а кроме того, описывая жизнь древних майя, в любом случае невозможно не упомянуть их жестокие жертвоприношения, однако, на мой взгляд, некоторые эпизоды романа все же следовало бы смягчить и сделать чуть менее натуралистичными.
   Несмотря на это, язык и стиль "Кодекса" можно только похвалить - достаточно прочитать любые несколько фраз, открыв текст романа в любом месте, чтобы понять, что его написал профессионал. Но лучше открыть эту книгу на первой странице, начать ее читать - и погрузиться в ее удивительный мир, не думая об особенностях ее стиля или композиции, а просто наслаждаясь этой невероятной историей.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"