...Средневековую религию отделили, опротестовали, модернизировали... На их картинах не жители превратились в христиан, а Христос в жителя и плотское из тленного стало нетленным.
__
Мой сон: меняемся на дом в деревне: "ба, да у этого дома подъезд как у какого-нибудь солидного банка" - сумрачный подъезд, сумрачный день, фонари горят под козырьком... А внутри какая-то своя жизнь, много народу, но вроде бы нас ждали и с нами любезны. "Вот ваши апартаменты" - действительно, апартаменты, кают-компания. Правда, в темных углах какие-то темные личности, но их всё время выталкивают, на них всё время шипят, так что всё спокойно и нормально. "И это тоже наше?" "Да-да". А потом вдруг оказалось, что это действительно кают-компания, всем принадлежащая, у всех на пути, как проходной двор лежащая - т.е. это вовсе и не дом был, а корабль - и рубка с капитаном есть - и вон он отчаливает от причала...
Вовкин сон: толпы играют в футбол по всему городу, по всем улицам. Суматоха: "где мяч?" А я наверху на вертолете веду съемку...
__
Воин в амуниции со множеством остроумных карманов встречает воина с огромной дубиной...
Следы блинной жидкости на стене - "а, было дело... - следы гнева!". "Зачем стирать - это тоже вдохновение!"
Иду: "а руки тоже идут: вишь, как двигаются, раскорячившись и напрягшись. И вот этакий треножник думает?!"
...Живописцы рисуют живописно... С чистыми живописцами не о чем говорить.
__
История евреев: сначала фараон долго не хотел отпускать, потом сами долго не могли войти... - вечная история.
...Разве не бесы одобряют войны и убийства, как это склонны делать попы и разве не бесы одобряют разврат, как это склонны делать "люди искусства".
..."Братья и сестры" при параде на праздник Пасхи, братья и сестры" поют хором и сидят рядами на лавочках...
__
Радио: "...умирают ликвидаторы Чернобыля..."
"Не поеду ни за что! Пусть едут те, кто строил и задумывал эту пакость и её обслуживание. Где они вот сейчас - небось, кофе в постели пьют, ни о чем дурном не помышляя?! Я за чужие решения и действия не в ответе".
"Пронесет; улицу ведь я переходил, горячее на ноги не проливал..."
КВ-радио: треск взаимонепониманий и хаос взаимоперебиваний - не надо ничего слушать, и так ясно, каков мир!
Да, БГ - это "гордо реет буревестник".
Ад - это когда падаешь с высоты, рая. "Обычные люди": нет высоты, нет и падения. "Они здесь и больше нигде". Если только, стесняясь, они не скрывают что-то.
...Кто сказал что природа реалистична - она фантастична, мы просто привыкли; и ходим только по тропинкам в этом лесу.
Вот ему умирать - "так давайте, ценить его оставшиеся время, давайте, всё время будем с ним: будем смотреть на него, говорить с ним и запоминать его".
"Прощай, доколе свидимся; сейчас я стану трупом".
По ТВ фигурировала женщина с добрым русским лицом, но потом выяснилось, что это актриса - разочарование.
Просим папу достать нам баптистских песен, вроде "Горы Сион", но он опять отыскал только нечто оперно-эстрадное... У настоящих протестантов протест, у православных "грешен есмь; святись, Господь". Не случайно рок не развит в католических странах.
__
26марта 95г.
Комментарий к Мазуччо
Љ8 Как будто вчера написано - тысячелетнее царство абсурда...
В книгах тоже прячут трубачей.
Т.е. сначала поп читает проповедь, а повесы показывают себя пустозвонами, а потом поп показывает свой срам, а повесы показывают свою человечность; ни то, ни другие не ведают о том - и поп остается попом, а повесы повесами.
Љ1 Божественный смех! Опять фейерверк подмен и превращений. Любовные страсти людей и коней. Высокий порыв к прелюбодеянию. Вражда всех со всеми и при этом комедия всех положений. Искусство убийства и искусство сваливания убийства на другого. Смерть от темных делишек сначала представленная как мирная смерть на нужнике, а затем как смерть в бою. Поганая, жестокая участь, постигшая, казалось бы, безобидного человечка. Магистр - а как до жизни, так безмозглый осел и петушок.
"Неистощима фантазия зла в его играх с дураками". "Все хотят быть благочестивыми, а спрос рождает предложение - так вот: собрать бы все эти предложения, да и сжечь".
Босховская сила.
8апр. 95г.
В поисках ритма, стиха, песни
Проснулся в 3 ночи...
- всё кажется странным в это время:
словно в хранилище душ
- пусть приснится им трубный глас.
Выбитые зубы - как выбитое здоровье...
И не спеть мне пока.
А бывал здоров как кукла...
- пока не выходил на ветер:
шатало всяким ветром
и всегда больница была моим белоснежным домом,
замком из странной детской сказки.
Если б я не делал ошибок...
- от них дела мои увядают как листва
- и наступает осень.
Оглянусь, уходя
- вздрогнешь от взгляда моего
и станет жарко, жалко.
Еще один упавший вниз
поет о любви в до предела жестоком мире.
Взгляни, взгляни на дом свой ангельский, ангел!
- что еще остановит падение!
"Мне уютно в постели,
буду делать эти два часа бесконечными" -
подумал я, согретый теплом и возбужденный холодком.
"Остановлю время и буду как в раю!"
"Я не ощущаю ничего неприятного!"
"Нирвана!"
Пьян без вина, нежен без женщины.
Глядя на сияние тающих снегов
- весеннее золото -
вспомнил о золотой осени,
как радостно трепетали
сухие, желтые листья на ветру
в ожидании своего полета.
Захваченный их воодушевлением,
я понимал,
что присутствую на пиру,
где землю называют раем.
"Пишу стихи - а клонит в сон и болит живот"
- не дышу, а вздыхаю.
Я тихий, смирный;
когда мне плохо,
начинаю напевать жалобную песенку:
"всё уладится".
Я ладонью своей
легко охватил весь свой лоб
- и легко охватил бы и сердце
- как им справиться!
невозможно не сдаваться!
Поэтому и пою "Колыбельную" мою:
"я тихий, смирный;
всё уладится"...
Ранним утром, чистя зубы,
несколько возбужденно двигаю рукой;
потом сажусь и утопаю,
с одного легкого вдоха обретая покой.
И вот я прибавляю нематериального напора
на нематериальную среду своих занятий;
но обыкновенность моя будет необыкновенна другим
- велико предъизбрание моё, велик уже и пройденный путь.
"Всегда радуйтесь!" - кричат мне сзади Содом и Гоморра, а впереди апостол Павел, но как - ведь я знаю, что люди будущего будут знать всё и мы станем для них не больше прошедших опыты кроликов. Не говорю о фанерных фасадах, "рекламных щитах" - сгорит мякина наша. Сколько не рвись, всё равно некие силы времени, в котором живешь, удерживают тебя в бессилии. Или это сам ты "благоразумно" удерживаешь себя в равновесии между добром и злом. Страх сильнее высокой тоски. "Не достиг, но стремлюсь быть первым среди недостигших"?! ...Мне сладко моё отчаяние, ибо Бог всякий раз утешает меня, гладит по залитому слезами и светом, поднятому к небу лицу. ...Я чувствую, что мне никто не поможет, никакой Гальцев.
"Поплачь, поплачь - легче станет".
"Но контакт с хорошими людьми успокоил бы меня: "я тоже ценность!""
"...Мои посылы напоминают письма Ваньки "на деревню дедушке""
Правильно ли с утра до вечера быть столь поглощенным собой. Большее поглощение требует и большей антитезы - потому-то так мучат мысли о коммерции, опубликовании и проч.
...Почему бы и нет? Хватит, помучил себя за бесплатно, теперь порадуйся за деньги /ведь спросом пользуется радость/.
...Вот и папа отмахивается, потому что чувствует, что в чем-то я кардинально не прав. "Что же, Богу - мучение, а людям - радость? Да и можно ли так раздвоиться?"
Пытаясь "начать", всякий раз обнаруживаю много проблем, подводные рифы. Лучше обнаружить их до старта. ...Да и возможен ли старт - ведь нельзя хладнокровно планировать страдание.
"Вернемся к практике: каждый новый мотив /в живописи/ труден, потому что он целина для тебя. И разве не естественно, подняв целину, пахать ее затем всю жизнь /и это легко, и это на продажу/. Ведь новизна не самоцель; да и просто можно заблудиться, когда нового и непривычного слишком много".
"Важно балансировать не между добром и злом, а между топтанием на месте и полетом, на деле являющимся падением /если топтался, то платишь болезненным желанием полета/".
"...Первенца, начаток от плодов - Богу, а остальное на потребу" - так и я буду.
Устал уже выдерживать напор неразрешимых мыслей. Бог нагрузил меня так, что не снести ни мне, ни миру /это как текст, написанный одновременно на обеих сторонах бумаги - как читать его?! Хорошо было однобоко разумному Толстому.../ ...Неразрешимость - как основа покоя. Если раздвоенность - это слабость и гибель, то неразрешимость - это не иссякающий источник силы и плодов.
...У Бога тоже занимал только должность дворника!
...В писании я тоже должен ввести этот крен в сторону публично-удобоваримого.
...В основе всегда должен быть покой. Поверх - дела, но только постольку, поскольку выдерживает фундамент покоя, благодати, небытия. А венчают строение пики, блики, купола экстазов.
...После разговоров трудно радеть о Боге - а после молчаливого выполнения дел - легко. "Не может из одного источника течь и канализационная вода, и крепкое вино".
...Вот разница моя с другими: к примеру, штрафуют кого-то за безбилетный проезд и вводят для предварительного разбирательства в некую конторскую комнату - так тот там сразу начинает жить, он постоянно тепл и оживлен /что-то спрашивает, шутит, принимает вольные позы и т.д./ - я же в такой ситуации буду как рыба, вытащенная из воды.
Т.е. моя живопись никогда не будет иметь "ни вида, ни величия", но, в спокойствии, я всё же попытаюсь сделать что-то для людей, вне рамок разборок с самим собой. /...В завтрашнем дне мы бессильны - а бессилие мучит - уже в силу его недосягаемости!/ ...Силен тот, кто способен просто посидеть перед делом, посреди него, задумавшись о нем.
Какая благодать теперь на веранде, когда я убрал ненавистный "глубокоуважаемый" шкаф и поставил высокую лежанку - сколько света, простора, обзора, покоя, свежести! Она играет такую роль, что я, кажется, нахожу новые подходы к жизни - я не мог их найти ни в одном из старых мест! /то темно, то душно, то тесно, то жестко, то шумно/.
Нашел, что надо писать - комментарии на "крылатые фразы" /ух, обрежу крылья!/.
...Маме, на ее ругань: "мам, мы здесь друг друга не терроризируем; ты бы лучше проветрилась".
...А вот в живописи, как ни странно /ведь еще вчера был уверен, что тут перспектива на перспективе/ мало воодушевляющих идей. ...Воодушевляет же меня теперь только то, что способно быть публичным. Маленькое - это пробы для себя, аналог моих письменных заметок. ...У Толстого есть начетничество - это так же плохо, как мои планы и правила. У человека есть две ноги и две руки - зачем ему костыли, подпорки и ходули?! ...Всю жизнь просидеть в углу, над микроскопическим и понятным только тебе - это, конечно, не дело...
...Вспомнил, как говорил родителям: "если, не дай Бог, пожар, спасайте рукописи, картины - это мой нерв, мой мозг, а не мясо, как все эти "ценные вещи"".
...Но уже расшатано здоровье самомучением... Так слаб, что за напряги всякий раз платишь опустошением... "Каждый раз мешкай - не рвись в работу" - всегда есть что гармонизировать в себе.
Не только мыслить надо беспрерывно духом, но и петь, напевать беспрерывно...
...Казалось бы, покоряются лишь отчасти - но разве отдавший в капкан руку не отдался весь?! Самоотверженны, а значит успешны, лишь отверженные. Все остальные лишь присвоили себе дары, которые им не принадлежат.
...Собственно, все эти роки - это тоже рецепты забвения и самоотдачи.
...Оно появляется, поведение - раньше его не было: я как бы задумался и отключился. Сейчас я задумался еще глубже и это уже включение.
...Словесные конструкции - мы каждый день плодим их сотнями - подобны конструкциям техническим. Техник, с руками в машинном масле, в по-рабочему пообтертом комбинезоне, любовно обследует своё детище, кумекает над каждым узлом. Мы же и в словах безответственные потребители: то, что конвейер-дядя произвел, поносил, пока не сошел глянец новизны /и не появился запах жизни-пота/ и бросил.
Спор благодатен: "где два или три мнения, там я среди вас". Одно не стоит - нужно две, а лучше три опоры /или: одно стоит в точке, две - идут на поверхности, три - летают в объеме, пространстве/. Спор - это семейная ситуация. "Плохо человеку одному - с одним мнением".
...Не согреют друг друга полчища исторгнутых. Нужно слиться с миром, умереть, породить антитезу себе и компромисс с собой...
Противопоставляют путанице своих произволов убогие определенности своих мнений.
...Много есть хитроумных уловок, чтобы проломить стену, щит, бедную голову /"мы создаем численный перевес на одном фланге, вы на другом - и вот уже сметены половина наших и половина ваших - полмира; и вообще, уже всё на ушах"/.
...Очевидным образом не справившись с соблазном Содома - побежал от него, но не удержался, оглянулся - ведь это так с каждым... Строим Апокалипсис, Голливуд - сцены для "мистерий"... Побежал, оглянулся - и Содом не только остался цел, но и распространился на величину пробега; убежал от Содома и прибежал в Содом, где дочери зачинают от пьяных отцов своих. "Сжечь ли Содом, побить ли блудницу камнями" - спросили Христа...
Итак, определенность - это то же, что фанатизм, и то же, что самоубийство... Приобрел весь мир /полмира - полмира у "левых"/"правых" /, а душе своей повредил. Закричишь "падите на меня горы "левых"/"правых" - я хочу найти забвение и покой!"
...Россия - это угнетенные угнетатели, бедные колонизаторы...
...Кнут с пряником - полеченная рана, пряник с кнутом - кулинария /а вместе: столовка в больнице/.
...И последняя сволочь, потребляя, настроена благодушнее, чем первый праведник, работая "в поте лица своего".
...Каково им такое "продолжение Библии" читать? И как могут продолжить, если они и не начинали /Библию читать/...
3мая 95г.
"Вечная память погибшим /за Родину/..."
...Подставил русский народ одну щеку Сталину, а вторую Гитлеру - поступил по христиански, потому и победил смерть, достиг вечности, укоренился в памяти...
"Ну почему всегда вместо золотой рыбки пирамида и разбитое корыто, а те, что после нас уже едят?"
Смерть - как проявитель для фотопленки: здесь фотографируем, там увидим себя "как мы есть". ...Они попадают в те пустоты земли, где раньше была нефть - и ходят там перемазанные.
Как сочетать движение и память? "Невозможное для человеков, возможно Богу". ...Богатое прошлое, богатое будущее - огромный мир; трудно не потерять голову. Начало движения от распятого прошлого, но: только шаг до распятого будущего.
Бегство от тления, прогрессирующего тления. Уже и не верят в долговечность: "хоть бы что-то новое, пусть на миг". Это напоминает шествие по водам - нельзя останавливаться: начнешь тонуть, вязнуть. ...Забрались высоко, в прекрасный мир, но и ад не отстает! ...Русские не побежали /хотя всё "планируют"!/ - у них палисадники серого тленного цвета на гнилых надломленных столбах. Потоп прогресса, прогресс потопа, а русские на дне, "неизвестными солдатами". "Народ безмолвствует как рыба", просторы вечно по простому пусты. Россия - погибшая страна, но в ней пахнет вечностью; ее храмы и дома выглядят как Атлантиды на дне моря. Она участвует в истории как представитель загробного мира. ...Загробный мир - это ведь мир подземный, а не небесный: небо не за гробами. Русские в землю растут - у них погреба, подполья и подземелья размером аккурат с американский небоскреб. ...Тоталитарный мир - это когда формы господствуют во внешнем мире, а содержание во внутреннем; это смесь красоты и тайны... Нужно разрушить красоту и тайну, чтобы спасся мир - обнаружив новое небо - с новой тайной - и новую землю - с новой красотой.
/Брату, с улыбкой: "я, как начну писать, так вечно как в известном стихотворении: "смешались кони, люди и залпы тысячи орудий..."!" - "Да, а в старости будешь вспоминать, покручивая седой ус: "да-а, были времена лихие..."!"/
...В России преобладают памятники прошлому /прошлым Пушкиным/, а не авангардные, скульптурные буревестники будущего, как в Америке. /Один Ленин понатыканный указует. Пора Ленина, как Пушкина, задумавшимся изображать - ведь задумался он, увидев вдали Сосо, Незаходящее Солнце!/
...Ведь и смирные люди не отказались защищать нашу растреклятую страну...
...Наверное, сколько имущества - столько греха. ...Не помогают десятины, индульгенции. На 1/10 и грешники добры - детей своих любят, любящих их любят.
/Слишком много на себя беру: на такой высоте уже задыхаюсь и вижу смутно, сквозь тусклое стекло./
/Вечером, сделав несколько решительных движений, поймал рабочее состояние... А впрочем, если изменится настроение, то изменю и теорию быстренько - ведь все они уже известны и надо только подновить и модернизировать!/
/...Пошлют кошку, как только пискну мышкой.../
__
19мая 95г.
Комментарии к подборке афоризмов Кафки из 6/93 журнала "Знамя" /разъяснение их/
/"Размышления об истинном пути" - размышление - путь, а не итог, не набор сентенций, догм, постулатов./
Кто идет не спотыкаясь, тот не несет креста. Мы ходим как по канату и вроде бы не очень больно падать, да вот только движение вперед возможно только по нему /а чем дальше зашел, тем падения болезненней - канат набирает высоту/. ...Люди настроили много огромного и каната не видно уже, как травы. Нет уже земли, одно небо Вавилонских башен.
Идти по канату можно, если обладать чувством гармонии /которое включает в себя чувство справедливости/. И тренировкой, пробами это чувство не очень-то развивается - всё время будешь соскакивать на землю /благо это так легко и соблазнительно/. ...Идти, смотря не вниз, а вперед и чуть выше - в точку солнца, когда оно восходит и заходит. Орган может звучать бесконечно долго, но мы перестаем верить, начинаем ждать остановки звучания гармонии в нас и начинаем проваливаться, тонуть.
Не надо начинать со слишком сложного - "оно, кажется, больше для того, чтобы об него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему". Канат преткновения! ...Чья-то сказка, прочитанная в детстве, о мальчике, залезшем высоко на мачты в погоне за обезьянкой... Не надо требовать от себя чрезмерного: лучше самому слезть, чем споткнуться и упасть.
...Руки смотрят вниз - это как поникшие паруса...
...В деревне есть небо и земля, но все только вязнут в земле и мокнут под небом...
2-3. Терпение - это достоинство мудрых из бедных. ...Бедные имеют возможность начать путь с начала - а вход в начале, его нет посередине /отсюда притча о богатом юноше: он спросил, как ему войти посередине, а Христос ответил, что надо вернуться к началу/.
Охваченные нетерпением люди, вылетают из ближнего круга, попадая в гулкое, полубесплодное, обширное пространство, называемое "обществом"...
В мире: сделал и получил, а тут вроде и не делаешь, и ничего не получаешь, и нет ни конца, ни начала. Нетерпеливый, конечно, всю эту музыку не слышит, во всяком случае, слышать не желает. Пилат, может быть, услышал бы ответ на свой вопрос "что есть истина", если бы не спешил так выйти вон, "решить вопрос".
4. Тут превратные представления о географии - исток реки не в море! Впрочем, подземные источники выходят из подземного моря. ...Река - как слив воды съедобной, живой в воду соленую, мертвую. И человек есть такая река. ...И надо успеть сделать нечто обратное за то короткое время, пока река сливает твою воду. ...Нельзя понять реку, сидя на ее берегу: надо пройти от моря до моря. Река течет мимо берегов, течет молча, не глядя по сторонам, она уже в пути и время разговоров уже прошло и еще не наступило: сзади журчат ручьи, впереди грохочет океан.
...Когда мертвые возвращаются в жизнь, жизнь и превращается в ад. Культура, наука и проч. - это лафа мертвецам. "Гумус", культурный слой - не для выращивания чего-то /культивируется одна волчья ягода/, а для разведения червей. И блаженны они, пока они этого не поняли /так были блаженны Адам с Евой, пока не поняли, что они в раю, месте ослепительном /не это же ли понял и Павел, упав на дороге в Дамаск?/
5. Это точка Божьего откровения человеку. С этой точки человек начинает понимать, где свет, а где темнота, где жизнь - а где свет, там невозможен возврат в незнание. И даже выбрать темноту, а не свет, смерть, а не жизнь, зло, а не добро человек не в состоянии - он может только зарыть свой талант, но он не может сознательно отдать его злым "ростовщикам". Нет, он может это сделать, ведь мы можем смотреть на Бога только как Моисей, в расщелину или как Павел, сквозь тусклое стекло.
Т.е. самому этой точки достичь нельзя, тут Божья любовь к нам должна проявиться /суть откровения всего в том, что Бог нас любит и что Он рядом, во всех делах наших/. Достигать надо связывания этой точки со всеми точками своей жизни, с тем, чтобы тянуть из нее драгоценный нектар, который никогда не иссякает и который преображает всё, чего ни коснется.
6. Прав Толстой, сказавший, что всё прежнее ничтожно и что ничего еще не произошло и прав Достоевский, сказавший, что каждое мгновение человеческого развития - решающее, и требует решения; и длятся эти мгновения вечно, как вдохи и выдохи /как в теннисе, в котором беспрерывно что-то выигрывается или проигрывается и ничьи не бывает/. ...Бегут от битвы, но решающее мгновение бежит за нами всё еще предлагая спасение!
Потом они поймут, что во все времена порода, помимо масс шлака, содержит и сколько-то тайного, едва, как звезды в ночном небе, блещущего золота /поймут, когда сами, пройдя свой революционный путь, окажутся в таком же положении: положении крупинок золота среди шлака, в положении сохраненной, не погибшей, но и не раскрытой тайны/.
7. "Ты что, не пацан, что ли". Или: "ты что, деловой, что ли".
8. Вроде боролись, да вдруг стакнулись. Конечно, если переживешь этот шок, то можешь понять, что и в яме можно друг друга любить, но в любом случае это уже другая история.
...Фантазии, стирающие геометрические линии, нагроможденные неполным, "техническим", "профессиональным", "специальным" знанием...
9. И как же трудно думать о себе хорошо, верить в себя, когда чуть ли не все думают /или могли бы думать, если бы знали про твоё существование/ про тебя плохо, когда ты им интересен со знаком минус - отвратен.
"Тот, кто меня хвалит, не может быть плохим человеком, он определенно хороший человек. Но за что он меня хвалит с обычных точек зрения неясно - значит есть еще и другие, им со стороны виднее, у них на стороне, наверное, много неведомых сторон!"
10. Сатана на вершине горы показывал Христу целый мир неожиданных искушений.
"Мелкие недостатки есть у каждого" - но это мелкие бесы, норовящие транспортировать тебя к бесу большому.
11-12. Мы все - те младенцы, которые не могут еще помочь своим "сотрапезникам" в познании яблока добра и зла. Но младенец невинен, а хозяин совершен. ...Да ведь и не будешь же давать огрызок или пережеванную кашу из своего рта. Нужно вырастить дерево, съев одно яблоко, нужно съесть множество яблок, чтобы оно выросло и дало хотя бы одно яблочко...
Малыш съесть его хочет, ибо оно приятно на вид и вызывает слюнотечение - т.е. малыш приятен на вид, но внутри него желания, из которых вырастает зло. Первородный грех, самый невинный - как лужок на опушке леса. Когда яблок много, больше, чем он может съесть, он охотно делится: "возьми, давай вместе потакать нашему желанию".
13. Такое желание жить, как если бы ты до этого был мертвый. ...Рванешься, а мир не отпускает: "ты всё же не умер для меня" - тогда начинаешь желать этой смерти. И, может, кому-то удается умереть быстро, но я, например, уже много лет только хвораю.
Я еще только попал из одной камеры - где школы-институты, армии-работы - в другую: под домашний арест. Много приятнее и что-то, может, пойдет в настоящую зачетную книжку. ...И тоже жду, что пройдет по коридору Главный. Он проходит, проходит иногда - направляя судьбы в срок, куда замыслил; в основном, конечно, только пересылки по этапам, ведь почти у всех пожизненное заключение. И нет никаких комиссий для амнистий - каждый пишет себе амнистию сам в четырех стенах или на каторжных работах, ломая голову над оправданиями, которые бы открыли все тюремные двери - но все они открывают только их часть, давая лишь относительные поблажки.
Не стыдишься того, что хочешь умереть, потому что гордишься тем, что уже не боишься смерти. Не стыдишься своего смирения, потому что знаешь, что сила уже есть и это ценность, которую не надо специально ни показывать, ни доказывать.
Я тоже иногда жажду перемены камеры ради самой перемены - ненависть стала слишком сильна и добро устало с ней сосуществовать. Хочется вернуться в детство, когда мир был нов, хотя не веришь, что на этот раз оно будет таким долгим.
"Невыносимая легкость бытия"...
14. Не надо оглядываться, смотреть на себя со стороны: легко убояться. Ты-то вроде чувствуешь себя довольно надежно, всякий раз находишь ближние опоры, а со стороны это действительно: висит на скале, балансирует на канате. Скалолазы часто возвращаются назад, двигаясь как в лабиринте, нащупывая не тупиковую тропку зацепок-опор.
А вообще, дорога проходит по разным местам - и ровным, и отвесным - но всё больше это просто ухабистая дорога. Хотелось бы вырулить к ровному, но качественные разницы отделены друг от друга отвесными скалами. ...И то поведение, которое было бы непростительным на ровной дороге, извинительно на ухабах и чуть ли не разумно на скалах.
15. Только себя вычистишь, как уже снова картина приобретает прежние очертания. И уже не хочется чистить, хочется поискать иных способов, не иудейских, а христианских. "Не прогоняйте грехи свои, а идите вперед, не смущаясь того, что едите хлеб неумытыми руками и перерождайтесь вместе со своим грешным сопровождением".
16. Душа пошла искать Бога. Когда эта птица поет, распадаются прутья тоски. Все души ищут себе птицу. И уж, кажется, почти никто птиц своих не меняет, будь это даже ворона /"красавец ворон"!/. Каждому песни своей птицы нравятся. Когда она поет, человек чувствует себя на свободе, когда недолго молчит - как в четырех стенах, в рабочем кабинете, когда долго - как в клетке. У обычных людей обычные птицы: голуби, воробьи и вороны; у женщин: синицы, сороки. А мир так богат.
В душе ничего не хранится, ничто не заперто, она принципиальный проходной двор - что-то приживается и остается, масса всего проходит мимо, но задерживать никого не задерживают.
17. Непривычное солнце сияет ярче привычного. ...Он был в этом новом месте солнечным днем и сравнивал с солнцем свет этого нового места.
18. На многорядную, многоэтажную укладку земля не рассчитана. Вертикаль - Богу: "человеку человеково, а Богу - Богово".
19. Мол, ты имеешь отношение к каким-то тайным темным безднам. Если уверит, то это станет действительно так. "Не строй из себя человека таинственного или глубокомысленного"...
20. Шикарная фраза, хорошее прибавление к пантеону моих фраз против религий. Волки - это низшее, служилое духовенство, а в леопардовых шкурах папа и епископы. Дружба с миром, с государством стала частью обряда.