С интересом прочел "Мировой Юг бросает вызов" - у вас ясный взгляд и широкий кругозор... но, тем не менее, ваша позиция представляется мне и неверной, и неясной! Дело в том, что вы считаете христианство собственностью европейской цивилизации - думаю, что христианство, как и две тысячи лет назад, удел безвестных одиночек - слишком высоки, парадоксальны, юродивы его заповеди. Каждому из нас расти и расти до тех рыбаков, до Павла, до Христа. И неважно, посреди какой традиции, инерции этот одиночка живет. А цивилизация наша /уже не европейская, а американская - знаете как Рим переварил Грецию?/ стоит "культурной своей ногой" на Антике /"эпоха Возрождения" - это эпоха возрождения Антики/, а "религиозной" на иудейской религии /либо в традиционном ее варианте, с храмами и священниками в облачениях, либо в варианте модернизированном, "протестантском" /"молитвенные дома" - это те же синагоги!//. К истине толпами, народами не ходят - "узок путь".
...Буддизм пассивен и эгоистичен, зато сон дает хороший, сладкий! "Африка" агрессивна, зато энергию пробуждает и раскрепощает /а то ведь "костюмы" - это просто цивильные шинели/ и т. д.
Нас ждут "поздний Рим" и "раннее Средневековье". Чем больше богатства, тем больше расслабленности, извращений и неврозов, т. е. деградации /потому что богатства эти ложные/ - вот и приходится "спасаться" от цивилизации в "здоровом" варварстве. И, ей Богу, маразм очень многих "великих" опер и симфоний, книг и картин столь чудовищен, что жалеть особенно не о чем: одно стоит другого.
Америка у вас почти не упоминается /слона-то и не приметили!/: она подпитывает себя варварскими энергиями... - в итоге, утонет в них, но пока бросает вызов всей планете, превращая ее в комфортабельную пустыню, а людей в каких-то роботообразных инопланетян /на поверхности кладбищенская тишь, а в гробах - джаз/.
...Всегда искал корни и парадоксы /хитроумия жизни/, большого объема фактов в голове не держу...
Везде "мы, мы" - вечный Восток. "Мы, Европа должны быть осторожны" - там, в Европе этих осторожных и замороченных сколько угодно - ничего не помогает, вырождаются в куриц и всё тут!
__
5янв. 98г.
Здравствуйте, Андрей!
С интересом прочел вашу "Элия Капитолину". Вызвала она у меня массу самых противоречивых чувств и эмоций. Эти три сотни восклицательных знаков, это страстное упоение собственной страстностью, эти бесконечные туманности и противоречия самому себе, неуклюжие, ненужные, нелепые маски... Т.е. есть ощущение, что вы как с луны свалились, открыв для себя Евангелие, Наполеонствуете в теориях ужасно. Впрочем, энное количество лет тому назад я тоже упивался глобализмом, историзмом...
Итак, несмотря на всё сочувствие /например, в отношении буддизма - это пассивность - а плен - не лучшее место для поисков покоя//, я хочу вас критиковать, но это нелегко, потому что в вас всё бурлит и, значит, смещено - извиняюсь заранее, если что-то будет не по адресу, "само собой разумеющимся" для вас и проч.
Прежде всего, вопиющей нелепостью представляется мне называние нашей цивилизации "цивилизацией Петра и Павла"! Наша цивилизация - это прежде всего культура и религия. Культура наша родом из Антики, /суть ее в культе внешней красоты - т.е. простор для фальши, обманов, бездуховности, внутренних уродств самый полный/, а религия наша родом из иудейства, а не христианства /мы не язычники и не христиане, а именно иудеи, люди религиозные /с шатаниями в обе стороны - и звериную и божественную//. Храмы, обряды /словесные в том числе/, священство /а протестантство - это позднее иудейство - с синагогами/ - при чем здесь Христос? И это было неизбежным - то, что языческие народы приобщились к религии, а не к "истине". "Истина" - удел личностей, одиночек /причем и в них самих она только частность: "луч света в темном царстве"!/. Далее; вы много, сладко и с воодушевлением говорите о приоритете любви /хотя Христос ненавидел фарисеев, говорил, что принес меч, брал в руку палку, называл своего лучшего ученика сатаной и проч. и проч. - нет любви к одному без ненависти к противоположному/, поминаете "возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя", но возникло ощущение, что как раз Бога и ближних вы и не любите! Вы любите мир! Вы не понимаете ни людей, ни Бога, озабочены только здоровьем цивилизации. Ваше честолюбие может свести вас с ума /перетрудитесь с этой "свеклой" и надорвете себе голову/. Хоть и говорите "нет" своему Мефистофелю, но ведь на самом-то деле никто ничего вам по настоящему не предлагал. Когда в троллейбусе ездишь, очень разумно говорить "нет".
З. С вашим прочтением как Ветхого и Нового Заветов, так и многих исторических моментов я тоже совсем не согласен. Совершенно нелепо ваше снисходительное похлопывание по плечу тех же Петра и Павла. Иудеи жили те свои тысячи лет ничем не хуже /и не лучше/, чем мы - свои. А Наполеон, и даже Сталин вызывают у вас сочувствие! "30-ые годы нашего века - подъем"! "Крестовые походы - милое рыцарство"! Опомнитесь! Сумасшедшие очень бескорыстны /они же, кстати, и костры жгли/. Ох, уж мне эти Ганнибалы на слонах! Эти Лютеры, демагоги и просто скоты, оседлывающие то, что без них созрело.
4. Козла отпущения нашли в либерализме?! И намерениями благими все же надо дорожить, ведь и они редкость. Если человек добродушен /пусть наивен, болтлив, грешен/ - это уже что-то. Вы хотите быть монархом, вождем, воюющим за истину - не бродягой с крестом. По сути, вы надеетесь на миссию-царя - это уже было. Проблема в смирении, в тихой жизни среда "черни" /которая, в частности, потому и черна, что все в ней и с теориями, и с задорами/. Т.е. теории тоже нужны, но они никогда не будут верны и значимы, если лишены душевности. Парадокс в том, что наша слабость нам нужна не меньше нашей силы - в ней нежность, тонкость, чуткость, а без этих качеств невозможно творческое отношение к жизни, что я считаю главным.
6. Да, Ветхозаветный мир был материальным, "Новозаветный" душевным, а грядущий будет духовным. Но и дух - это просто сила. Силу можно использовать как угодно - и хорошо, и плохо. Истина склонна к троице, к гармонии тела, души и духа, а не к однобокости. Радость от физического разогрева для меня не менее ценна, чем от духовного. Как отличить дурман от озона, как опять не оказаться там, где пахнет жареным человеческим мясом - посреди средневековой схоластики? Гляньте на ту же Америку - там много именно духовного разложения; хуже зачумленных стали /от жизни "веселой и ясной"/. Дух с телом парой ходят, к душе - листочку! - с разных сторон приклеенные...
6. Что-то ревнивое и личное есть в вашем тоне, когда речь идет о газетах, судах, голосованиях, правительствах и проч.! В принципе, и на газетной бумаге может быть напечатано что-то хорошее?! Или только на журнальной?!
"Идеологической войне - да, насилию - нет" - очень наивно. Вас, по крайней мере, будут пытаться придушить или распять /если даже вождем или монархом сделаетесь!/.
__
Еще раз пройдусь по тексту:
Христиане /изначальные/ вовсе не собирались никого уничтожать - они только хотели жить альтернативно. Да. "сектой", церковью, семьей /"братья и сестры"/. "Чего его уничтожать - он изжил себя и сам умрет; так зол, что сам себя уничтожит" - вот их позиция. /Но, кстати, не было никаких "славных 3-х веков". Вспомните, как кто-то жил с "женой отца своего" и проч. Сам Павел был гоним в церквах, которые только что основал!/
Если Бога нет, то всё бессмысленно - ведь смерть-то точно есть! /Опять я поражаюсь вашей недальновидности!/ Ведь написано же: "будем пить и веселиться, ибо завтра умрем", "если Христос не воскрес, то мы несчастнее всех человеков"! /Понравились мне ваши последние слова про то, что "ясность и веселость приносят здоровье", но теперь и тут призадумался/.
То вы про небесное царство, а то вдруг уж про настолько "реальное" и земное, что просто руки опускаются! "Вождь, воля, вера" - Гитлером пахнет! Тоже озонатор был не слабый. Что все-таки предполагается делать с теми, кто будет под ногами путаться? Цель настолько святая, что они сами будут испепеляться?! Спутали вы кесаря и Бога. Траянов каких-то нахваливаете. "Не можете служить двум Господам - кому-то будете не радеть".
Рыцарство - фантом, кино; Возрождение - возрождение Антики, любви к статуям; Реформация - буржуйская проза; Просвещение - благие намерения, романтика либералов; Французская революция, Наполеон и американская мечта - разновидности коммунизма и арийства.
Христос и апостолы не печалились, что Иудея стала колонией Рима, совсем об этом не думали: "раб - свободный Господа" /это не софистика/. И я не понял: на Западе всё о, кей?! Католичество осталось принять?! Всех критикуете и всем хотите угодить, поэтому всюду или нелепости или двусмысленности и противоречия... /А упоминание "бесконечности" я бы запретил - всегда всуе выходит./
"Власть золота, мещанство" пропаганда" - таковы все монархии и империи /либералы, правда, недалеко ушли и сильно -недалеко-то уйдя - развалились, развратились/.
"Непрочитанные Данте и Шекспир" - вы лучше почитайте позднего Толстого /в том числе и о Шекспире/.
"Гордое внутреннее смирение" - это нечто! Даже смиряются из гордыни!
"Угрюмые и архаичные" первые христиане - откуда это видно? Вам массовости хочется, а не сознательности.
Чудеса в Евангелиях меня тоже смущали. Но ведь люди очень по разному одарены - я вот творю "чудеса" духовные, творческие, а кто-то и сейчас творит что-то необыкновенное в физическом мире? "Не в Париже"? Знаете, я на публике тоже ничего не нарисую /я - художник/. Чудо требует условий.
"Культура знает контрабанду" - я бы сказал, что именно истина - контрабанда в этом мире, где все воры в законе.
"Организация - вместилище доктрины" - плохой из вас католик! Организованность, богатство и т.д. - всё это средства, которые можно употребить самым различным образом.
Понятия о поэтичности, лиричности у вас самые примитивные /меньше мучаешься и дергаешься, когда имеешь вкус к мягкости лирики/.
...И Павел нисколько не интересовался геополитикой, нисколько не родственен Наполеону и всей этой камарилье. И никакого "полусвета" он в христианство не обратил - к сожалению. "Либеральные достижения" и ему обязаны - не почувствовать его демократический дух надо суметь! "Ничего не колебал" он отнюдь не потому, что был "умелый дипломат" или уважал империю и кесаря.
Христос никаких "евхаристий" не оставил. Ноги мойте тогда! Нам, во всяком случае, бесконечно далеко до того, чтобы в преломленном куске магазинного хлеба видеть муки Христа.
Против "действий". А делать что? "Вера без дел мертва". В поте лица добывать хлеб свой и следовать за вождем? Очень "новозаветно"! " К тому же неверия нужно почти столько же, сколько и веры: "никому не верь; и мне; и себе. Ведь обман всегда близко".
Да, Восток созерцателен и пассивен. Но вас суета не донимает? Бессонница не мучает?! Не надо половину земного шара /или тысячелетние периоды времени/ зачислять в "плохие" /или в "хорошие"/. Любой должен понимать, что всякая палка о двух концах /чтоб не получить этим вторым концом по физиономии/.
Слава кометам: "пролететь, а после нас хоть потоп".
"Благополучие века" Траяна и К - о каком благополучии речь? Про мудрость Марка Аврелия из книжек вычитали?!
"В материальном прошлом нет духовного будущего" - это аитиисторизм, "проклятое прошлое" /духовный коммунизм! /народ-то опять всё к материи сведет - "одними баснями сыт не будешь"//.
В общем, пока ваша активность толкает вас в Антарктиду. У вас большой багаж, но весь он по касательной к истине стоит. Надо сдвинуться и тогда весь он окажется там, где надо, отнюдь не потеряется. А пока ваш отец Иосиф Сталин /ранний/.
Насчет "антисемитизма" я не понял. Неужели не понимаете, что никакие заговоры такого рода невозможны?!
"В те времена жизнь человека ничего не стоила" - стоила ровно столько же. Всё было также, только вместо пистолета мечи употреблялись. "Пилат не стал бы решать участь голодранца" - Христос не был голодранцем. Синедрион счел Его дело достаточно существенным - ведь толпы собирались; те же 5 тысяч человек - это и по нынешним временам очень неплохой митинг.
Пошлыми могут быть и слова о страсти, это не панацея. Вообще, когда к человеку воочию является /или представляется, что явился/ дьявол - это не есть хорошо.
Европеец смешон, а Запад велик?! У Запада страсть, а у европейца работа?! /У начальств страсти, а низам выполнять, разгребать./
Идеи искажаются ничем не хуже фактов. И бытуют себе в абсолютно искаженном виде тысячи лет...
У нас с Толстым в отношении Наполеонов одна, но пламенная страсть - "разгромить"!
Получилось, что у меня тоже музыка из восклицаний. С вами общаясь, завосклицаешь!
Всё подвижно, да еще о двух концах - ну как тут любую теорию не посчитать всего лишь наброском? ...А вот любя ближних, мы приобретаем Бога.
__
Комментарий к песням Михаила Щербакова.
"А меня убьют на войне"
"Хоть немного еще постою на краю"? "Погоди, недолго терпеть стояние на краю"? Хрупки нервы чрезмерно эстетического /"левконойного" - черт ее знает, кто это/ человека - даже воловьи нервы Высоцкого были хрупки, даже мягкие нервы Щербакова...
Нельзя слишком грузить себя эстетикой, если твоя этика слаба - ты слишком торопишься в рай, он не только не завтра, но и вообще не скоро. И "Рим" /американская цивилизация/ еще века по инерции протянет /"третий Рим" /"третьеразрядный Рим"/ тоже/.
И пусть их, этих торговцев мылом и левконойями, чего биться головой об каменную стену до тех пор, пока у тебя не железная голова...
Как мне нравится, когда тексты изобилуют активными и ясными понятиями, типа "кричи", "труби", "радуйся", "закупай" - и т.д. и т.д. - когда нет "буддистской" резины во всех ее вялотекущих, зевоту вызывающих видах. Это как солнечный день для меня.
"Цезарь спит и стонет во сне" - тоже перегружен эстетикой!
"Ессе hомо"
"Человек мыслящий /и я, Щербаков в частности/ насотворял кучу всякой гуманистической мелочи, но это отнюдь не изменило природу государства и его положение в нем: он в бараке, в плену у вояк". С торговцами ругался, теперь с вояками, как Высоцкий. Как пророки! Но доказано уже, что обличениями делу не поможешь, изведешься только. Христианство видит выход в альтернативной жизни. "С волками жить, чтоб человечьей речи их учить"?! - ясно, что скоро взвоешь! Тем более, что негативная реклама - чуть ли не самая лучшая: ты будешь ругать, сразу кто-то бросится на защиту, кто-то третий начнет примирять... - оживление на помойке и весело время идет, с интересом.
"Аллилуйя"
"Жизнь на обычном кругу в кайф, пока ты невинно веришь во всё, в корабли и балы, в приятелей, а главное - в любовь. Но неизбежно начинаются разрывы, взрывы и ты теряешь свою невинность, т.е. способность быть счастливым".
"Фантастический зигзаг по неведомой спирали" - Достоевский! ...Поэт-эстет так хочет обмануться, он рвет с одними бессмысленными как ноль кругами и находит другие /в "Лаосе" и "Майами"/ - лишь бы можно было, например, вместе с БГ, петь эти слащавые и эстетичные "аллилуйя" женщинам, а не Богу. / "Аллилуйя - я помогаю больным" - допустим/
"Апрель"
Ах, и у меня такая же история... Глупо полупреследуем каких-то полудур...
"Арго"
О равнодушии и поддельности хрустально-золотой античности. "Но любовь держит на аркане и ты как бы всё это любишь".
"Атлантический океан"
"Вот плыву на сопливом пароходе искусства, смят и сжат, хотя и туз в колоде. Сойти бы в каком-нибудь Шанхае, но не том, где пустяки, кабаки и прочее бездумье". ..."Сила океана, сердце мертвеца".
"Ах, ну почему"
Клянет своих командиров, которые пытаются ранить небо мечом. "Ни от кого из них не завись, иначе твои дела будут унылы". Свобода - дело чести. Бунт - дело чести. "Я никакой неудачи в поражениях не вижу" - за одного битого двух небитых дают /если не до смерти побьют/. "Торопиться отчаиваться не надо" - золотые слова. Однако про то, что "я - грешник" / "грязная свинья" - "Агата Кристи"/, что-то еще ничего не встретилось. Неужели такой небесный?! Парниковый, оранжерейный, курортный, комнатный?! "Дураком" себя мало называть, надо еще и "скотиной"! /Я тоже домосед, но какой-то странный - всё неуютные улицы перед глазами./
"Баб-эль-Мандебский пролив"
Извиняюсь, вот она, "скотина"' Хотя, конечно, мелкая, домашняя. Дома сидя, мы все "добрые, милые, честные человеки", все умные и культурные.
....Белибердовый, короче, пролив - вечно мы в нем плаваем.
..."Сколько в мире радужных мыльных пузырей и сколько в нем подвохов".
"Из ниоткуда в никуда" - "На фига?" /"Агата Кристи"/.
"Из не оттуда в не туда" - "Поход на небо задом наперед"...
"Балаган"
"Не знаю, что творю, я только знаю, что горю" - "ничего не знаю, кроме Христа и притом распятого". Распяты мы широтой жизни, в которой одновременно и апрели, и феврали, и неспешность и кромешность - трудно вместить и мучает нас трудность, распинает.
Отказаться от распятия - отказаться от творчества, ведь останется только обычное догматическое выеденное яйцо.
...Облако - это отстиранный чад!
"Билли"
Т.е. "американские бравые ребята - те же фашисты" /о которых
пел Высоцкий/.
...Насчет "красоток" - завидно?! А ведь они такие же бравые. Мне тоже скотов мужского пола как бы не жаль, а вот женского... Тоже нежный слишком!
"Вечно открытый Божьему гневу"
Тоже высоты боюсь!
...Не успел Высоцкий умереть, как Щербаков запел.
Восемнадцатый февраль"
Жизнь у меня более суровая, что ли, но не близки мне эти бабочки, хрустали, Версали - никаких восторгов они у меня не вызывают; за гранью пребывают; презрение вызывают - типичная "раскатка губы".
"Восточная песня -1"
"Небо мне не скажет ничего и джунгли мне не скажут ничего" - комнатным теням и призракам, конечно, ничего не скажут - точнее, скажут целые джунгли слов, но мы сквозь них не продеремся.
..."12 лун" - полный "серебряный" набор.
"Восточный романс"
Все "сладостности" мне кажутся тошнотворно пошлыми. Не сойдут снега с вершин, пока эстетика будет важней этики; эстетика - это и есть снега, могучие снега. Ценись она пониже, была бы водою. ...И опять всё ради женского пола - так если и станешь могучим, то только могучим петухом.
"Возвращение"
...Слава, будет - и памятник будет /и гробовщик с меркой деревянной будет/.
"Всё потом"
Душевные люди - вода, они слабы /если даже воды хватит на могучий поток/. Сразу за могучей водой начинается дух, а самый последний дух сильнее самой могучей воды. Щербаков - это могучий стук в двери дома, где живет дух, Бог-Дух. /Что-то я уж слишком критикую его - ведь вдохновляюсь же? ведь с магнитофона не слазит?! ...Я полон слишком большого скепсиса по поводу искренности всего, что говорится в рифму. Мне кажется, что и искренность, самое святое для них только повод и материал для выделывания своих дерьмовых парчовых одеял - которыми они потом, так или иначе, торгуют - а параши /тюрьмы, казармы, психбольницы, детдома, наркодиспансеры и т.п./, между тем, переполнены. Парча как лейкопластырь. "Разбрелись все от бед" под одеяла, в памятники самим себе - по домам... Пока эстетика /умения/ будут впереди этики /смелости/ всё будет только холостым ходом, игрой. И мощный" холостой ход еще нелепее... Так шикарно словами вышивает - осталось передвинуть какой-то рычажок, подставить какую-то материю...
Вообще, это странная норма: в творчествах своих мы неизбежно патетичны, а в жизни - неизбежно циничны. И от патетики избавиться не легче, чем от цинизма! Мы, циники, видимо, ничего другого наверху увидеть не способны, обязательно как мыльные пузыри раздуваемся - а потом говорим с отвращением: "опять чертов гудок!"/
"Вишневое варенье"
Корабль культуры с "героями" /БГ, например, "матрос с берегов Ориона/ - каждый считает себя лучше других - столпотворение, суета с рассказами и регалиями за рассказы век за веком. А дома тоже одно вишневое варенье, но "затянула уютная семейная жизнь и уж не верю себе, что тоже герой, причем настоящий. И сочиняю, что это не вишневое варенье, а барбарис из дальних стран". ...Нам, сладострастникам "изгиба" вполне довольно, чтобы возбудиться!
"Горестный романс -1"
И Козловский жалуется на то, что много мог и мало сумел.
"Место среди тех, которые молчат" - имеется в виду конформизм.
...Надо воевать не с теми, кто молчит, а с теми, кто кнутами-кляпами и пряниками-пирогами /сладкими и жирными/ заткнул их глотки - кто не молчит отнюдь. Легко ругаться с бессловесными. "Паси овец Моих, не пиная их" /"Ну что же вы молчите, овцы?!" - овцы устыдились и заговорили!/
...Критикую, как будто сам герой - "нет, я не герой, мои дела тоже унылы - этот комментарий в том числе..."
"Горестный романс - 2"
"Нами движет беспокойство от нашей раздвоенности" - движет сразу во все стороны, трясет т.е., а не движет.
"Ни окопы, ни братанья не меняют ничего" - если игрушечные /"всё опять-таки в театре"/
...Вообще, он, чувствуется, довольно весело живет /по сравнению со мной просто шикарно/, жизнь-то удачно складывается. Умен, вокруг друзья, почитатели - чего еще надо? А вот душа очень чуткая и нежная - и всё нехорошо ей, и ум ей сомнителен, и друзей улыбки...
"Душа"
Оборотная сторона смелого настроения: монументы себе сами воздвигаются - буквально взлетают! "Осмелел и... прежде всего смело памятник себе воздвиг за смелость, поздравил, так сказать, себя". Памятник себе - не он ли тот вечный, загадочный "камень преткновения", о который спотыкаются все строящие и пишущие?!
...Гомерические, практически безобразные "горы златые" никому не нужны /и "вечные блага", им подобные/, а вот как насчет чего-нибудь посимпатичнее?! /И везде такие преувеличения-преуменьшения./
"Кариатиды"
В самую точку.
...Что нам стоит дом построить? - нарисуем, будем жить. И что нам стоит дом нарисованный сломать? - новый нарисуем. А потом как стражники будем свои рисунки охранять, как торговые агенты рекламировать... - подпирать, короче. Скоро весь мир будет очень даже прекрасным - но нарисованным. На бетоне нарисованным... /"Сверху мягкая трава, а снизу каменное, каменное дно"/
"Кибитка"
...Быстро же он жизнь прожил - я в эти годы еще и чесаться не начал!
Лирикой заведует богиня, а не Бог, вот и бегают к ней, заведующей, с подношениями и уверениями в преданности. Лирики, вы не мужчины, в вас Бог чуть слышен...
...Он мне напоминает Соломона - который мудр был, но только настолько, насколько сидя на царском троне и лежа на царском ложе можно помудреть. Тысяча, что ли, жен понадобилось этому мудрецу...
"Колыбельная безумца"
Опять в точку. Всю эту широкую, якобы "христианскую" дорогу надо начисто "подвергнуть сомнению" - ее делал античный бульдозер и религиозный трактор, не человек.
"Ковчег неутомимый"
Как все поэты, какой-то он неоседлый. Носит его; то смерть толкнет, то любовь.
Я, хоть убей, боюсь и вреда здоровью, и ущерба очагу, а уж тюрьму и суму боюсь очень...
"Крым"
"Киматорий"! "И снова ты над домом, над дымом, над Кимом поднимаешься вверх..." "Погляди ты на Кима - это ж волк. И попасть на его клыки очень просто. Подниматься не моги ты выше его роста".
"Менуэт" /"На берегу, что прян..."/
...Нет, я тоже эстет, ужасный любитель прекрасного, но чего мы, собственно, добиваемся? Что прекраснее зрелища природы, неба - разве эти зрелища избавили людей от проблем или хотя бы лишили их способности делать ужасное? А стерильные красоты почему-то /наверное, потому, что земля - это антистерильность/ превращают людей в призраков, декадентов.
...Зрелища как вера без дел. ..."Шепот высохших берез в душу мне занес туберкулез" - не занес, а выявил. А засыхают березы от того, что все мы - туберкулезные садовники. А заносит туберкулез шепот, скрип высохших людей. ...Зрелище рая /песенного ли, природного ли или другого/ будит в нас благие намерения, но вот что дальше с ними делать?! /Я уже ничего не комментирую - понял суть - просто общаюсь!/
...Нет, все-таки рифмы - это род болезни; это самогипноз, выживание путем самогипноза и самомумифицирования. Всюду наркотики - и, соответственно ломки. Вроде бы должны способствовать усвоению слов, а на самом деле мешают; запоминается, но не из-за смысла, а как звонкий лозунг - как Ленина протянутая рука. И неважно куда она протянута - заведомо в никуда. /И заведомо пробуждает благие намерения в тех, кто наивен. И "коммунизм" на это способен, и "капитализм", и "напиток благородный" и "символ высших правд" - в принципе, в любую сторону можно пойти и сделать что-то хорошеет Только далеко все-таки не уйдешь.../
"Рождество" /"Колебания"/
Про то, что всё едино, про антагонизм культурных и религиозных, про широту человека, про лицедейства, которыми заполнен мир... - замечательно, не близоруко. И это же всё фундаментальнейшие вещи - кто их понимает, тот заведомо "новый гений". /Старые гении - специализированные лицедеи./
"Разговор с полковником"
"Здравствуйте, Щербаков. Вы точны, как ангел. Но напрасно вы /на пару с БГ/ рассчитываете на полковников!.. Как, яд подействовал, зрачок широк?!" /Но у него хоть в бесах полковник ...Тем страннее его надежды /стратегические штабные причуды!/ - не отравишь беса; и даже ломом не убьешь./
...Честно говоря, мне хочется к нему подлизываться - мне ко всем хочется подлизываться! И я всю жизнь, так или иначе, подлизывался - но я заставляю себя закручивать гайки и прямо стоять! Я слишком его уважаю... /Опять подлизался?! ...Это, оказывается, такой кайф - не соврать /библейская заповедь, между прочим. Они, наверное, все в кайф, на самом-то деле/ - вот и пытаюсь этот кайф поймать!/
"Просьба"
"Что мы на этой финифти /в этих логарифмах и криптограммах/ искусства видим? - ничего". Лапшей на ушах почти всё было, старыми пальто на вешалках в многоуважаемом шкафу, узорами на покрывалах, тюлях, одеялах...
"Шарманщик"
"Боль - Бог". Гениально; когда боль проходит. Бога нет, но проходит боль либо от того, что душа в нас в данный момент умерла, спит, либо же от того, что достигла совершенства, гармонии, т.е. сама стала богом.
...Душа его вечно волнуется и вечно разряжается фейерверками с каким попало антуражем /летят, плывут, ползут, поют - в Италии, в Техасе - алмаз претворяя в графит, бубенцы пришивая к одежде.../ И всё это выходит волшебно и неясно, как мираж, потому что на самом-то деле только душа волнуется - о чем-то своем, знать, собственно, ничего не желая...
"Когда я был помоложе, я тоже имел коня"
Я тоже ненавижу коней в пальто и с цветами...
"Завещание безумца"
"Исследователь жизни закинулся бумагой" - а певец души нотами. И в принципе действительно, наверное, слегка "снижаем смертность", улучшаем нравы. Так и пророки делали. Но Христос сказал: "се ваш дом оставляется пуст". Пророкам - пророково, конечно, дело неплохое...
...Видя как туго приходится ему, конформисту, я /тоже, в общем, мусор до сих пор/ набираюсь бескомпромиссности! И ведь главное как снижаются творческие результаты - при всей уникальности таланта, еще много обычного нытья, судорог, обличений "плохишей", обычных лирики и пафоса, простого крика. Всё слишком в целом, т.е. по поверхности и пробегом. Чего нам терять, кроме своих новых штампов, в которые мы одеты и своей новой помойки, которой мы питаемся. "Стоп, это всё уже было, было... значит, не то, не то..." И зачем нам так вязнуть в словах... /"Мы - кроты" - Высоцкий: "волки не могут за флажки"./
"Воздвиг я памятник"
Так его! Все эти "жрецы дельфийские" действительно мальчуганы /обхаживающие нас как октябрят/.
"Вадемекум"
"Вместо кайзера в граните, вместо вечного огня - вы на карточку снимите исключительно меня" Согласен! /Вместе с Высоцким и другими./ Правда, к черту карточки...
"К сороконожке"
"Бегите от томов /как ученых, так и романических/ в леса вечной музыки и вечной радости". Хотя мой опыт говорит, что из 500 томов штук двадцать пять должны бы оказаться вполне приличными. К тому же, что такое "вечная музыка и вечная радость" - вечный вопрос. /Щербаковская музыка вечности вполне достойна! И радость его тоже. И многие слова.../
..."Простой чижик и простой талмуд тебя, резвая, изловят - посуесловят, плуты и изловят".
"Другое обращение к герою"
Я такой же гордый: "не уверуете как мы, люди постцивилизационные, чудаки-чудотворцы".
...Милый, милый Щербаков...
..."Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" - лучше не "жизнь - сон", а: "и сны - жизнь"!
...""Бог" - вздор, такого слова нет" - т.е. Бога всегда всуе поминают. Да и предатели мы все не хуже апостолов.
..."Здесь не монахов нет - вояк подчинен уставу" - у всех свои догмы, все по своим квартирам-кельям сидят.
..."Как же трудно мне со мною - нет, нет и взвою", "Не говори, что изгнанник - еще беды наживешь... И ты не жмись там особо - третируй всех как котят", "Ворчу о модернизме и фашизме, не могу заняться делом, потому что знаю смысл жизни", "К дворцовым трюкам ты мог привыкнуть еще в инфантах", "Вели болтливой и мокрогубой фронде заткнуться или закрыться", "Искусство не требует жертв никогда, никаких" /"не сяду я в твою лохань"/ - музыка. Не умирай, человек, удивляйся - чудом, ошибкой...