Постмодернист : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-58

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   __
  
  "Там комнатка, в высоту большая, чем в ширину, и потолок зачем-то планками расчерчен на квадраты".
  "Входит, подслеповато всматривается и едва намечает приветствие - "сстрасьте". Конечно, не так увлечена официально-улыбчивым любезничаньем, как дамочки - да и то сказать: высокая старая корова - жизнью не взбудоражена до щекотки, как они. Зато, пожалуй, чувствует и замечает что-то - в отличие от тех, которые не видят ничего, кроме самих себя".
  "Голова пугающе болит - будто опухоль или синяк между полушариями; прямо по хребтине носа проходит; хотя вот в горло бьет и сзади, под черепом..."
  "Пишущий живопись думает: "Конечно, я не Ван Гог, но...". Качаю на него мысленно пальцем: "Э, папаша, случайно речь о "гениях" и "свершениях" никогда не заходит, наверное, и тебя беспокоит что-то - хотя действительно смешно...""
  
   __
  
  Сильны лишь горячая привязанность и холодная враждебность.
  Не надо заблуждаться: мир - это либо победа, либо подчинение. Прочие ситуации - миражи, заблуждения и перемирия.
  Считают войну жестокой бессмыслицей, а это проявление закона естества, не терпящего неопределенности и переходности состояния...
  Нет, я не бессилен - так, как это обычно понимают - но действительно: не хватает сил. Что-то могу - а в предчувствиях даже много могу - но быстро задыхаюсь и устаю, легко отвлекаюсь на тысячи вещей, не могу довести, "дожать", "развернуть" и налить соком.
  А раньше - немного прошло лет - был бессилен. Помню, писал что-то школьническое - наверное, и сейчас где-то лежит - мол, "вчера на Новый Год ходили к К...."; кстати, главной там было та мысль - или, скорее горькое и только что испытанное чувство - что бессмысленно и противоестественно ходить в гости к людям, с которыми тебя ничего не связывает... - да ещё с маменькой. Я и сейчас так думаю - и никуда не хожу; и даже не порываюсь пойти, не томлюсь и не скучаю по этому.
  
   __
  
  Вспомнил вчерашнее: "днем записывал, как и сегодня, т. е. долго и муторно, без конца беря передышки - словно тяжелый воз душой тащил. Вечером.... Горел желтый свет над постелью. Уже в 8 часов сказал им: "я пойду сегодня лягу пораньше" - мол, устал после дежурства - обманул, не соврав, желая лежа читать и думать. Ещё до этого, часов в 6, кончив, наконец, писанину, думал: "сейчас пошляюсь и отдохну, а вечерком, в темноте подумаю с отдохновением так, как вчера". ...Читал - но не так, как вчера; выключив свет, думал, но недолго - заснул; и снилось что-то странное, потом долго гадал и вспоминал - что. Кто-то говорил: "это немного слишком просто - "ноги раздвинуть" и что-то тянули за четыре угла, превращая в картину...
  
   __
  
  Лежишь вечером в сумраке, думаешь... - и сверхкрупную реальность наблюдаешь рядом: стена, загиб алюминиевой спинки стула и собственная рука, что мной положена на невидимое лицо. Они сообщники: руки и лицо; не зря интеллигенты, задумавшись, так любят опираться лицом и головой на руку... - которая может быть выше лица, выше всех, но обычно находится ниже, на уровне срама. Лицо, которое мыслит, но не делает и руки, которые делают, но не мыслят - они так дополняют друг друга, что у них почти нежность любовников. ...Какие-то шорохи и запахи - и твои собственные и дома - какие-то дуновения и тени, всё крупным планом...
  ...Серый, деревянный, большой дом, где-то одиноко стоящий. Сумерки, но огней нет - однако, в полный голос слышны разговоры, шумит холодильник, шелестят чьи-то газеты, спускается унитаз - слышно даже как кто-то чавкает, а вокруг него жужжат мухи...
  Наше тело состоит из частей двух родов: 1. Ствол туловища и ветви рук и ног 2. Плоды головы, кистей рук, ступней ног и срама.
  Наша опора - это ноги - и в ней есть предательский надлом посередине...
  ...Казенное место, учреждение с глухими коридорами и рядами дверей по бокам.... Днем здесь создается внушающая почтение атмосфера, ходит много очень деловых и официальных людей - правда, результат ничтожный - татарское радио - а вечером, ночью и на рассвете здесь бродит и дышит странное существо в ватнике и домашних тапочках...
  Пусть чад желтого света отнимает силы и саму жизнь - зато потом выходишь на волю и наслаждаешься каждым проявлением жизни, пьешь её как вино и ешь, как хлеб...
  "Ты посмотри на себя, до чего дошел - какой-то зачумленный, ничем не интересуешься - просто опустился; на лицо своё посмотри - как смерть! это болезнь, боюсь, как Женя кончит". /Последнее - реплика в сторону./
  А я про себя говорю "пусть говорят", весь захваченный блаженством от глотков горячего крепкого чая...
  Но вот, наконец, заметил легкую дымку - признаки вялости.... Часто заметить - это уже почти победить, а спросить - почти что ответить; рано или поздно, целиком или в ракурсе. Вопросы тоже не приходят раньше времени - до него они кажутся бессмысленными, ненужными и абсурдными. И часто бывает второе дыхание - надо только перетерпеть небольшое сопротивление, отсеивающее всю массу слабых, т. е. слабо желающих...
  
   __
  
  Странно, но я занимаюсь "своим" не для славы, выгоды и т.п. и даже не для себя, т.е. не для самоутверждения или самосовершенствования - что, кстати, может, вовсе и не хорошо - а как бы ради самого "дела", для меня несомненной и непреходящей ценности его, к которой честь и мечта - приобщиться. "Ты увлек меня - и я увлечен". Когда увлечен - а я, конечно, нечасто таков - как раз и думаю лучше всего - становясь человеком вне времени - на все времена...
  С удивлением констатирую, что люди совсем не умеют думать. Они прекрасно думают только в житейски практическом и физическом смысле, где всё у них твёрдо, недвусмысленно и окончательно. Духовное же оказывается стихией, в которой плавают лишь сволочи писатели и поэты. По сути, кроме догм, людьми почти ничего не накоплено...
  Окуджава: "надо что-то среднее, да где ж его взять"! Фромантен, Эразм, газеты... - это не мысли, а дрянь.
  Мысль - это выявившаяся закономерная связь X с Y. Впрочем, к сожалению, в обосновании её всегда есть нечто мистическое...
  Люди не понимают, что всё связано, закономерно и объективно, они плохо умеют отдавать себе отчеты - в чем угодно: в своих собственных чувствах и впечатлениях, в чужих словах и мыслях или в совсем посторонних исторических событиях...
  Они ищут в слове и в мысли слугу - вот и получают маленького слугу; искали бы повелителя - получили бы в размере повелителя. Человек, у которого мысль раба - сам раб, а у которого она повелитель - сам повелевает - собой, а значит в чем-то и кем-то - хотя и служит мысли...
  Это же изначальное: человек в пространстве и нет ничего и никого, никаких знаний и умений - и ты, делаемый ничем величием и неоткрытостью пространств, по сути, "торчишь", а не всматриваешься.... Пространство близко, а вещи и материя поодаль...
  Слово не только выражает, но и познает...
  Наблюдаю, как первоначально идет толчок от реальности, но затем вступают в силу собственные законы жизни слова - так что в конце видишь, что получилось нечто идеальное...
  А еще слово завораживает - как и всякое представление - как раз таки лишаешься способности думать.
  
   __
  
  Папа усвоил роль просвещенного арбитра: я ругаю Вовку, что он мало делает, тот глупо уверяет, что всё совсем наоборот и папа: "вы оба преувеличиваете". Казалось бы, в запальчивости действительно легко преувеличить, но не в этом случае: "не знает, а говорит". А Вовке это заверенный оправдательный вердикт.
  
   __
  
  Чем больше одиночество, тем сильнее ощущаешь себя. Издавна этот образ во мне: один дома и никто не придет, и ты живешь тихо и вдумчиво...
  
   __
  
  Парадоксально, но от глубинной чистоты моей и чувствительности рождаются раздражение и все неприятные чувства...
  В их мире - который на их взгляд не так уж плох, раз в нем есть своё добро и порядочность, и все добродетели - о чем нам сообщают "мораль", "нравственность" и "этика" - я всегда буду хуже их - а в моем мире всегда будут хуже они...
  Фу, кажется, наконец, обработал всё, что вчера, за два часа пребывания "человеком на все времена", на бумагу налил. Хотя слишком гонористо, эмоционально и банально писал... - и сейчас писатель вымотанный повалится и неизвестно, скоро ли оклемается - для того, чтобы всё начать сначала...
  Когда хорошо думается, приятно, а вот когда пишешь, иногда бывает ужасно - заставляешь себя так, как раньше случалось только перед экзаменами.
  
   __
  
  Черное небо на самую землю спустилось, а голубое небо так поднялось, что достигло каких-то иных миров...
  Лишь ночью мы в космосе...
  
   __
  
  Показывать надо не только что смотреть, но и как...
  
   __
  
  "Семья" - "семь я" - "семя".
  "Знать" - "знак" - "звук" - "звать".
  
   __
  
  С Землю нажито духовной земли и, значит, грядет появление жизни...
  Для меня совершенно очевидно, что романное начало уже изжило себя и не годится для создания Вечного, хотя каждый элемент романного и поэтического будет использован для произрастания жизни. Собственно, кризис очевиден для многих, но не всем очевидно, что без Вечного не обойтись...
  
   __
  
  Холодильник как модель современного человека /я бы ее не замечал, если бы Женька не лазил за вкусненьким и не трепал нам нервы!/ - это брюхо, набитое жратвой и одно только брюхо. Урчит самодовольно, но иногда сердится и ярится; болтлив, но ни на кого не обращает внимания - бубнит монотонно, с удручающим постоянством. Такого эгоиста не сдвинешь с места. Белый, гладкий и железный идеал, современный Аполлон...
  
   __
  
  Кисть руки как взрыв, когда она раскрыта. Или как нервы - то вздыбившиеся, то вялые и поникшие.
  
   __
  
  Когда вглядываешься в себя, то за словесными "строениями" и бессловесной "природой" видишь темные и голубые пространства - быть может, это не меньше, чем космос...
  Итак, душевно - бессловесно, не выражено /по сути, и не выражаемо/ - всегда содержание, а духовна словесная форма...
  
   __
  
  Лежащий - поверженный или покойный - сидящий - присевший или восседающий - стоящий - в нерешительности или упорно - идущий...
  
   __
  
  Сколь многого я не испытывал:
  Ничего стоящего не делал своими руками от начала до конца; не умирал, не убивал; не женился, не целовался, не обнимался; не насиловал, не имел детей; не был на юге и в других странах, не водил автомобиль; не был унижен, не голодал, не воевал; не был наг, не проповедовал; не писал романов, не был в местах, где живут избранные всех сортов, не был самим собой на людях...
  Но любил, танцевал, ухаживал, пил, курил, дрался, озарялся, писал, ездил на поездах, плавал на пароходе и летал на самолете в дальние города...
  
   __
  
  См. ранее /в их мире я хуже их/: потому что они живут по своей мерке, а я - нет; я подлинен лишь тогда, когда полон "своим"...
  Глаза сощурены и напряжены - похоже на дрему, но это нечто обратное ей. Гудение и гул - напряжено пространство вокруг. В конце концов, всё очень просто - всматриваешься и вслушиваешься изо всех сил, до самозабвения - и так часами, до рассвета...
  Суть в том, что человек в меру своих сил способен решать лишь то, что насущно для него; часто "общее" для него есть нечто отвлеченное - оттого со всех страниц и лезет только жалкая чепуха. ...Решают насущное без общего и получают дрянь, случай и произвол, и решают общее без насущного - и получают то же самое. Как в материальной науке было: от реальности поднялись к теории, а уж затем - очень не сразу - вернулись обратно в реальность - наплодив холодильники, машины и всё, что угодно.... Словоблудие изжило себя и порочно. Нужно вернуть честность, требовательность - связанную с сомнением - и веру в озарения собственной души. Нужна готовность жертвовать всем. Это не юношеский пыл, это сурово и надолго, но... почти безнадежно. Человек всегда раздваивается, делит свою жизнь на внешнюю и внутреннюю и оправдывает нечистоту внешней, сокровенностью внутренней, или внутренний застой внешней благообразностью и благопристойностью.
  ...Слово само по себе есть результат анализа и, значит, наша задача состоит в том, чтобы синтезировать его и вернуть жизни...
  
   __
  
  Серость глаз его сегодня казалась пеплом на белой глади...
  
   __
  
  Вот человек вынесен с земли на некую бесконечно протяжённую плоскость, похожую на пол или асфальт, на которой нет ничего и никого.... Почти всё скрыто во мраке, лишь очень близко - серый свет, и в него внезапно являются, "въезжают" - то ли как видения, то ли как реальность - всякие предметы и чувства, и человек - он гол - подходит и прижимается к ним всем телом и щупает их руками, так что мгновениями кажется, что он и они сливаются. От прикосновений кричат чувствилища человека, а от крика беспокойно ворочается его разум...
  
   __
  
  В школьных тетрадях ставят красные волнистые линии там, где шероховаты и косноязычны предложения...
  Но гладкость безлика. Сколько их было - гладких, ценимых - но каков результат? Если что и говорило у них, то лишь самим себе вопреки - поскольку осталась негладкость. Пусть лицо будет таким, каким оно есть: плохим, косноязычным, ничтожным, но с проблесками. А честно верящие в гладкость бьются и мучаются, но не могут себя выразить.
  
   __
  
  ...Уже поднявшись к выходу, от хорошего настроения и шутливо любопытствуя, говорит мне: "Спокойной вам ночи!?" и я, на него уже не глядя, и проходя к своему столу, как-то очень покойно и машинально отвечаю: "Спасибо-о.... И вам... тоже всего хорошего". Не четкая формула, а человеческая усталость и отсутствие рисовки. Обычнейшие слова, но вот попробуй произнести их подлинно.... Да, тогда я был настоящим - сидел в темной коморке, задрав ноги на стол и думал - а к нему вышел лишь на секунду, неудобно не выйти /а, впрочем, машинально вышел, заслышав шум/.
  
   __
  
  Жизнь - это 90% пустого времени; причем и в непустом - 90% незаконченности и повторности...
  
   __
  
  Прекрасное вызывает боль, страдание и отвращение, если у него повреждена хотя бы малая часть, а безобразное вызывает радость, если на нем есть что-то светлое и хорошее. "Об одном грешнике кающемся"?...
  ...Конфликт отцов и детей - это, конечно, реальность, но на собственном опыте знаю, что гораздо ревнивей отношения между равными - братьями, например. Малого пятна и изъяна достаточно.
  
   __
  
  см. раньше: сколько мистики в любви, например. Что такое? Два обычных субъекта и вдруг именно между ними возникают какие-то таинственные связи и силы...
  
   __
  
  Материальный мир вокруг можно трактовать как взрастающее погребение. Растут и деревья и дома, как джунгли, заполняя всё больше пространства и всё тесней подступая к самому человеку...
  
   __
  
  Что чертил Христос на песке - зная, что сотрется?...
  
   __
  
  Быть может, мы должны быть как день и ночь, вдох и выдох, т. е. как маятник, когда мирское и духовное сменяет друг друга. Пусть здоровый полнокровно наслаждается физической пищей...
  Они могут не мешать, а способствовать друг другу. Так банальное копирование картин будит творческую энергию, а духовное творчество дает чувственное и эмоциональное восприятие внешнего мира...
  
   __
  
  В читальном зале все такие деловые, берут исключительно специальную литературу, а тебе Рембрандта подавай?! Ты кто, тоже, наверное, Рембрандт?! Небось, мечтаешь о высоком и бичуешь в думах нас, бездуховную толпу?!
  "Раз ты читатель этого читального зала, то это налагает на тебя соответствующие обязательства".
  Да я сам презираю таких!
  Причем уверен, что многие в публике так тупы, что всё "духовное" внушает им благоговение!
  А вот на дежурстве вполне мог бы расслабиться и, не стесняясь, читать про того же Рембрандта - потому что я не с ними, а по другую сторону барьера.
  "Да вот, выдалось время свободное.... Люблю живопись..." - репетируя, говорю про себя, потому что наяву никто и не думает любопытствовать. /Вру про себя./
  
   __
  
  Душа - это такая трава, что даже и дуновением колышется; но, чтобы воспринимать, она и должна быть гола...
  
   __
  
  Люди, как деревья, делятся на плодоносящих и неплодоносящих. И поступки так делятся, и даже состояния конкретного человека...
  
   __
  
  "Пение" - "пена" - "пьян".
  
   __
  
  Нельзя всех поголовно обвинять в скудоумии, нерадении, нечестности, слабости и т. д., раз люди в целом ничего не достигли. Были и не такие.... Они - это ты, человек думающий и желающий постигнуть, но не преуспевающий - и на этот раз живущий в мире под именем "Дима"...
  
   __
  
  Хотения - похоть.
  
   __
  
  Никогда в такой полноте не чувствовал свою малость и все пугающее и неопределенное, вытекающее из такого моего положения. И в ближайшее время невозможно что-либо изменить. Иногда в башке всплывает что-нибудь из ранее написанного, и ты трогаешься ужасным подозрением: "что это такое?! Было ли в этом что-то?! Так похоже на призрак, труху, тлен и пепел! Рассуждал, как придется, благо рука вела... - не дерьмо ли, как и всё на этом свете?!"
  И не перебиваешь себя, мол, нет, конечно, нет. И не лезешь искать, чтоб проверить...
  Тленное вечность обретает в небытие и в пространстве...
  Хочу, чтобы со страниц поднималось дыхание, дуновение, ветер, а не сыпалось семя, потому что это, возможно, не семя, а мусор...
  Что ж, стери жир с замасленных губ, сядь и затрепещи...
  
   __
  
  В Библии есть места, которые называют мифом, легендой - это нечто совсем другое, не о виденном и слышанном своими глазами, ушами...
  
   __
  
  ...Это же твои избыточные труды высираются...
  Папе кричал: "Козёл".
  Или сорил беспардонными словами, бранясь с матерью в присутствии постороннего, а потом отмахивался, мол, что мне ваша вежливость!..
  Надо избавляться от вставок типа: "Боже мой", "Пошёл к черту", "Черт побери", "Чертовщина", "Ядреный корень", "Скот", "Козёл", "Кретин" и т.п. Позорный и даже кощунственный арсенал!
  А сколько просто мусора...
  Отними у птицы крылья и она превратится в самое уродливое, нелепое и нежизнеспособное существо...
  Также: "теоретизирование" - мой злейший враг. По сути, это второй полюс к скотскому "му-у-у". Полет, но за счет отрыва от своей человеческой сущности. Я насквозь вижу этих собственным умом упивающихся людей, у них только остроумие в почёте /презираю!/. Все, кому не лень, "летают", в итоге образуя мешанину.
  Также остается фактом то, что сиюминутные чувства часто бывают несправедливы. Наверное, это потому, что несправедлива и неправедна сущность наша - это она, откликаясь, срывает "берега" и "опоры" благообразия...
  Понятия "собственные усилия", "воля" и т. д. для меня потеряли обычный смысл... - я не один живу, а на пару и в диалоге с кем-то, кто выше меня и кем я не могу управлять. Я служу ему, стараюсь выполнить все его требования и полностью загружен и поглощен им.... Я не могу гарантировать, что, например, сегодня вечером у меня что-то получится. Когда я в контакте с этим духом, то чувствую в себе великую силу, опытность и твердость - что странно: откуда бы взяться опыту, если все время сидишь дома? Откуда твердость, если во мне столько малодушия...
  
   __
  
  На современном производстве без неприятных ощущений могут работать лишь люди лишенные человеческой индивидуальности. Однообразия требует и само производство, и производственные отношения людей. На своем личном опыте это ощущаю: сейчас чувствую себя гораздо раскрепощеннее - личностью.
  Однако, я такой изгой, о каких, не прочитаешь и в книгах. Моментами это очень мучительное чувство, но оно же и подхлестывает с непреложностью факта. Факты - это важнейшая вещь и они могут работать не только против тебя /как обычно/.... Человек ни за что многого не достигнет, если ему есть куда отступать - он обязательно повиснет в пустоте компромиссов...
  
   __
  
  Мы заботимся о ближних лишь из эгоистических побуждений, вот и выходит склока.
  
   __
  
  см. ранее / "теоретизирование"/: они мыслят массами, всем стадом - а тот, кто остается единичным человеком при таком подходе - изобретая помощь сразу для многих - неизбежно впадает в невразумительную мистику.... Установить "хорошую" внешнюю систему и люди тоже будут хорошие - ведь внешнее влияет на людей! Но всё дело в том, что это внешнее неизбежно будет находиться в динамическом равновесии, в соответствии с самим человеком /которым реально воплощается это внешнее/.
  Нет, рассматривать надо единичного человека, нужна модель человека как такового...
  Вроде бы этим занимается литература и художество, но у них крен на противоположный полюс - нет мысли четкой, стихия жизни заливает всё.
  Итак, полнота и истинность неотделимы, не должно быть "специфичности"...
  
   __
  
  Я - дерево. Сейчас с болью, а не поэтически это говорю /помню, были "Деревья-музыканты", да и сам когда-то что-то подобное писал/. Омертвевшее и застывшее дерево, дерево в всем ветрам открытом пространстве, дерево, немо дрожащее и шелестящее ветвями своих чувств...
  Вбирание большего количества жизни должно дать больший результат. Надо проживать своей сущностью как можно больше...
  Вполне сознаю, что пишу на "механическом" уровне; да и сам импульс невелик. Выше должно быть нечто юродивое, некий искренний монолог...
  Нужно воссоединение действительности и сна в писании и в состоянии...
  Рациональное - это костяк и скелет, а чувственное - это плоть и кровь.
  Быть может, так и надо: живое ощущение от мертвой для меня реальности я умерщвляю, записывая костяк, схему, мысль, но затем, спустя время, оживлю её, мысль собой - пересоздавая реальность по своему образу и подобию?..
  
   __
  
  Пренебрежение и недооценка практических дел также вредна, как и переоценка...
  В образе я это себе так представляю: конечно, захвачен главным, а практическое делаешь настолько, насколько видишь, причем нисколько не медля и не колеблясь...
  Хуже всего бывает, когда в тебе хлюпают пустоты.
  Однако, внешнее само не приходит, надо идти к нему самому - причем до футбола совсем близко идти, а если будешь оперу слушать с тем же старанием, с каким смотришь футбол, то, конечно, будешь ее обвинять.... Другое дело, что не во все дали стоит идти конкретно тебе.
  
   __
  
  "...И этот свет мгновенно погасил весь остальной мир, материю, звуки и запахи..."
  "Было так сыро и темно, что казалось, будто всему земному угрожает опасность гниения от этой сырости".
  Одно дело - мир из трамвая, на котором ты вновь и вновь едешь по одному и тому же маршруту - люди и машины перемещаются мимо домов по асфальту в солнечный день - и совсем другое - мир из окна почтового вагона ночью - и тоже вновь и вновь, потому что ты там работаешь /кажется, Вовино случайное предложение запало/. Лежишь на верхней полке и темный мир, ревя, несется за окном. Это космос, а город - "общая квартира"...
  
   __
  
  Сидишь за столом так:
  
  
  
   __
  
  Внутри нас мир находится в зеркальном отражении; там тоже обставленная комната и в ней тоже всё знакомо. А дальше космос, бесконечность, но мы, по сути, не имеем выхода в него...
  Основная идея заключается в воссоединении конечности с бесконечностью в круговороте, "колесе"...
  Кажется, я понял как разрешается взаимосвязанность и взаимозависимость полюсов: они связаны не жестко, есть люфт. Это как ноги: одна нога - один полюс, другая - другой; т.е. в твоих силах, закрепив одну ногу, продвинуть другую и так менять свою личность, развиваться и перемещаться духовно.
  
   __
  
  см. ранее: ведь и в духовном мире должна работать высшая справедливость: кто больше делает то, что от него зависит, тот больше и получает. Нет любимчиков у Бога - а они говорят, что, мол, нас Бог избрал. Отсюда и их стремление взять призывами, мольбами - часто это просто нечестно, надо сделать, а не выпрашивать, не клянчить и не истерики устраивать.
  
   __
  
  см. чуть ранее /почтовый вагон/: итак, вдруг захотелось быть бродягой...
  
   __
  
   Надо писать мир, а человека - только как часть его. Только познав устройство мира, можно познать человека...
  
   __
  
  В конце концов, я хочу быть уверен, что меня ценят за то, что во мне, а не из-за моего положения.
  Я хочу уйти из фальшивого мира положений...
  
   __
  
  см. ранее /главное - люди, а не дела/: отношения с людьми - тайная игра.
  И, напротив, без намерений и желаний буду подходить к делам. По сути, именно они - намерения в делах - связывают человека с другими людьми и именно из-за них он предается суетным мечтаниям и на каждом шагу ожесточается и впадает в отчаяние.
  Вообще, напряжения и усилия - это, по сути, судорога души.
  ...Да, это как футбол - когда мяч у тебя, забываешь мир и пустоту, и скуку. Восхитительно ощущение свершающегося мгновения, где расчет строится на том, что знаешь только ты...
  Даже в карты играл бы сейчас, если бы не знал, что карты - это чад, а футбол - это детство.
  
   __
  
  "Оживший мрамор человеческого тела".
  ...Это тоже парадокс: свет добывается из железа, кто бы мог подумать.
  Именно потому, что совсем несхожи и спутаться не могут, полюса в состоянии находиться рядом. Похвально их стремление образовать нечто полное и целое - т.е. то единственное, что содержит неиндивидуальную истину.
  Чтобы не зависеть от денег, надо не только обладать малыми потребностями, но и иметь все же хотя бы немного денег...
  Жизнь неподвижна, как дерево, но, хочется верить, что как мы, так и дерево созданы для движения настоящего, а не неподвижного - и хочется думать, что когда-то - до того, как всё, иссякнув, остановилось - так оно и было...
  Всё должно родиться второй раз - в осмыслении - и второе рождение, продолжая первое, в тоже время противостоит первому рождению...
  Первый раз всё рождает мир, который был до тебя, а второй раз рождаешь ты сам...
  Не противопоставляясь, ты не продолжишь других, а лишь повторишь.
  "Я не боюсь смерти, а боюсь мучений". / "Ударили С., который когда-то был у нас на детском собрании - помнишь? - сейчас ему 20 лет - по голове в армии ударили и у него расстроилось, а отца от переживаний недавно паралич сразил"./ Я с мгновенной решимостью решаюсь на смерть, когда очень измучен!
  "Нельзя говорить свои мысли и соображения "просто так" или ради остроумия, или ради тех же своих чувств...
  Вот пишу, но для самого не это на очереди - и речи пока нет, чтобы я смог исполнить что-то в этом роде.
  Как неподвижна наша жизнь: два-три положения и занятия, две-три мысли и настроения и всё - замерло время, лишь внешне стрелка продолжает крутиться. Нельзя ни помочь /Жене/, ни что-то сделать - и даже сказать и подумать чего-то. Хотя внешне мир полон движения.
  Для дерева горение - смерть к победе, а тление - смерть к поражению.
  Огонь нетленен и, значит, его кратковременность мнима...
  Пишу идеал, огонь, свое солнце - и остается ждать, когда оно будет достаточно сильным для того, чтобы осветить путь от себя до меня, согреть и родить жизнь.
  А пока у меня лишь луна, а, значит, и ночь и никого нет...
  Отчетливо вижу свой идеал, но не знаю, вместит ли он всё и не романтичен ли, раз столь очевидно навеян прочитанным: многие фанаты дела - или вот лорд, про которого сейчас читаю - таковы...
  Кажется холодом бледность чистого пламени. Глаза на дне, так что внешнее видишь очень издалека; всё внешнее усваивается духом, вовлекаясь в сложное движение. Очень молчалив и очень страшен, так что в его присутствии люди настораживаются и подтягиваются. Его чувственность не вульгарно плотоядная. Всегдашняя внутренняя сосредоточенность: он всё думает и спрашивает, и всматривается в каждый пустяк...
  
   __
  
  Только сейчас начинаю понимать давно известное - чем пренебрегал, обвиняя других и выражая уверенность в себе: всё тихо и постепенно сводится на нет - порывы, таланты, мысли и т.п. Сначала ты взбудоражен надеждами, но очень постепенно и незаметно всё же поддаешься завораживающим будням и растворяешься в них. Тебе особенно уже ничего не охота и ты даже не можешь вспомнить, о чем ты думал и куда рвался...
  Впрочем, что-то остается - так, подачка...
  В приливе воодушевления ты можешь говорить что угодно и быть уверенным в чем угодно - это проходит. Все мои страсти умещаются в стакане воды.
  В человеке должны присутствовать и жар и холод. Жар - как кровь, а холод - это наше белое тело...
  Некоторые прежние свои мысли и экспромты вспоминаю с удивлением: сейчас бы я так не подумал. Вообще, сиюминутность всегда накладывает свой отпечаток.
  Надо писать целую жизнь; себя как Землю, а окружающих как планеты нашей Солнечной системы. Т. е. эпос. И во всем - Бог - солнце...
  
   __
  
  Я слишком много читал для того, чтобы иметь иллюзии в отношении женщин.
  И насчет ума людей тоже.
  Либо ты продолжаешь традицию, либо всерьез ищешь ответы сначала - либо у тебя ничего не выйдет.
  Слово "традиция", как я его понимаю, подразумевает повторяющееся движение - так повторяются дни.
  
   __
  
  Человек ночью зашел во двор и начал перелазить через дома по прямой, нисколько не ища места, где бы можно было перебраться удобнее. Дома как огромные валы.... Сначала у него получалось, но скоро он впал в прострацию и потерял ориентировку - так теряет её в океане.... Преодолев дом, казалось, можно передохнуть, но он уже не может приказать себе это, ноги сами несут его к следующей преграде - тогда как руки дрожат, а из тела уже выкачен воздух.
  
   __
  
  Вытаскивал брюки из шкафа и случайно зацепил белый рукав рубашки - он высунулся на мгновенье, но затем сам влез обратно. Плотно в ряд выстроились пиджаки и рубашки - они как люди, в своих конторах потерявшие телесность...
  
   __
  
  Просыпание после сна - первое рождение. Затем ты живешь день, как несмышленыш, а к вечеру происходит второе рождение и уход в духовность.
  
   __
  
  "Он и в 23 года смог удивиться звездам. Сидел во дворе на маленьком стульчике и думал: "как далеко, и какая она там огромная, эта звезда; огромные пылающие тела висят в темном дегте бесконечного пространства...""
  
   __
  
  Знаю, по крайней мере, два ярко выраженных типа женщин:
  1/ Хищница. Крайне распространен. Все эти любительницы любезных слов и тонких улыбок, все, кто с претензиями. Женщине, как существу бездарному духовно, очень хочется заиметь и завоевать что-то.
  2/Антипод 1-му - простая, скромная и тихая. Вот только эту простоту часто сопровождает отвратительная убогость.
  
   __
  
  Бледное лицо - это тоже белый лист, только исписан он на обратной стороне...
  Зажмурил глаза - как бы положил перед собой черный лист, который тоже надо бы заполнить...
  Всё время мучает желание остановить потоки - слов, событий, вещей... - и вглядеться в каждую частицу их, но мчится и время, и пространство - хотя бесконечно повторяется...
  Вполне можно представить, что книги наших жизней уже дописаны до конца. Кто-то в середине свою книгу читает, а кто-то в конце, но никто не может ни погодить с прочтением следующей строчки, ни перелистать книгу вперед, ни перечитать ее заново...
  
   __
  
  см. ранее: нет никакого "неумения выразить" - это чушь, прикрытие незнания. В слове всё выражается в соответствии с тем, что есть в тебе - и отчетливое выражается отчетливо, а неотчетливое - смутным пятном.
  Итак, лучше писать маленькие конкретности, чем замахиваться. Пример: Достоевский. Да и лучшие современные писатели делают то же.
  Но много ли стоит случайный ассоциативный поток?..
  
   __
  
  ...Что ни скажи, они слышат только одно: "нападает". И, значит, враг. Меры принимаются незамедлительно, со слабыми воюют до "победного конца", уничтожая "гидру" в зародыше...
  /Выплескиваю то чувство растерянности и горечи, которое из благоразумных соображений воздерживаюсь излагать вслух./
  
   __
  
  Долгая ночь и муки смертные блуждающей души, из обжитого ушедшей в серое и темень. Весь мир: гуденье лампы, монотонный рык холодильника, тиканье и кряканье часов, ближний скрип и дальнее громыханье за окном. Она, душа застыла там, в моей дремоте на всю долгую ночь и только дергается и тычется, ослепленная и потерявшая разум.
  
   __
  
  То, что пишу, конечно, важно и серьезно, но, почему-то вдруг захотелось относиться к этому иначе - как к одному из обычных явлений моей жизни. Ведь нужно что-то как плод сочное и прекрасное - как мы и сами есть дух, воплотившийся в прекрасной и зримой плоти...
  Моментами - а может, часами и даже днями - ощущаю в себе такую полноту жизни, каковой не только не имел когда-либо ранее, но и не подозревал, что что-то в этом роде существует. Буквально, иначе вижу, слышу, ощущаю и дышу - иду вот и явственно замечаю за собой...
  
   __
  
  "Человек есть существо полезное и недолговечное - как кастрюля с супом".
  Думал о человеке, который умирал счастливо, испытывая умиление и благодарность. Его смерть была похожа на засыпание, только немного было дурно. "Говорят о чем-то тяжелом и страшном, а на самом деле такое я уже испытывал не раз". Он ослабел и у него не было сил сопротивляться - и он не думал о забвении и исчезновении, почему-то в нем жило ожидание.... Его уносило и он уезжал, но что-то другое мучило и не давало счастливо махнуть рукой на прощанье - что-то бы надо додумать, сформулировать и сказать им, не знающим того, что узнал он в процессе своей смерти. Но времени уже не было...
  /Писалось в усталости, схожей с опьянением./
  
   __
  
  см. где-то ранее: "Попытаться ухаживать и завоевать её только потому, что у неё милое лицо и фигурка?! Разве можно ожидать, что она будет мне по-настоящему интересна? Неужели только из-за сексуального удовольствия я должен связывать себя с чужим человеком?"
  
   __
  
  Надо описать и их жизни - Жени и Вовы, папы и мамы - я их вижу во всей полноте и сложности, вижу полнее, чем то нужно для романа...
  
   __
  
  Не на штуку увлекся живописью и рисованием - огромное удовольствие, во мне открывается океан энергии.
  Что ж, пусть и у меня будет хобби - "а-а, вот тебе уже и хобби нелишне!?" - без всяких претензий, только из любви. Рисовал Женю по фотографии и на глазах прибавлялось уверенности; более того, замечал такие вещи, которые позволяют уже не копировать слепо, а понимать, как создается выражение. Так, прибавляя по ходу, заново переделывал и уточнял рисунок, т.к. уже был неудовлетворен предыдущим вариантом и видел, что можно сделать лучше.
  Надо индивидуализировать каждую линию, добавляя ей изломов и шероховатостей - при осмысленности того, какой именно индивидуальности ты хочешь добиться. Т.е. здесь всё так же, как и в писаниях. Начинаешь понимать, что именно придает лицу тот или иной штрих, изгиб или акцент. Впрочем, получается не совсем то, что ты намеревался получить, но это даже интересно. Творец, у которого каждый экземпляр в силу своеволия самости непохож на другие, и не таков, каким был задуман, так что даже вмещает в себя нечто противное замыслу своего творца!..
  Дело порождает мысль, а мысль, порожденная делом, развивает дело. Не так с моими мыслями - в мучении, без всякой радости, в безвоздушном и бестелесном пространстве рождаются мысли-схемы...
  
   __
  
  "Пена деревьев"...
  "Деревья - страшные существа, ощетинившиеся тысячью копий и стрел, и они лицемерно закрылись от неба радостно зеленым щитом"...
  "Зеленый американский клен - это взлет практического человека".
  
   __
  
  Слово как паутинка; или как труба, по которой не течет кровь...
  
   __
  
  Странно, мы с Вовкой двое из пяти такие и, кажется, что таких, как мы, должно быть очень много...
  
   __
  
  Итак, сколь необходимо сонное отсутствие потерявшему силы, столь же необходимо и погружение в активную среду имеющему их...
  Как, всё-таки, выходит: в рисовании стремлюсь лишь к воссозданию реальности и чувствую огромную творческую энергию и радость, а в записях вроде бы "творю", но радости никакой...
  ...Солнце и дождь - для всех, и все - кто как сорняк, кто как виноград - откликаются на них, выявляя себя и одеваясь в цвет. Прорастает черная земля душ наших.
  
   __
  
  "В профиль губы для чьих-то поцелуев.
  Впереди шла корова для чей-то постели.
  Холодно. Теперь впереди дергающейся походкой шел долговязый парень".
  
   __
  
  Думает сумеречная усталость: " Буду работать дворником и не буду время тратить, только творить и Богу служить. Не жениться, никуда не ездить, никого не видеть - только страдать и думать. "Возьми крест свой"..."
  Но о чем ты?...
  И потом аскетизм сух; борьба лишь с самим собой превращает человека в пустыню.
  "Человек не от мира" - это только внешнее понимание и внешняя сторона. Жить надо не ради дела или долга, или насущного, или похотей, а из-за любви к жизни.... Вот, например, когда рисую, не надо преследовать цель научиться рисовать или как можно лучше закончить данный рисунок - только "Ты увлек меня, Господи и я увлечен".
  
   __
  
  Прочитал трилогию Десмонда Стюарта "Смена ролей". Там моя старая мысль: как люди меняются, как неизменен их тихий крах. У писателей прошлого века такого понимания ещё не было, век был позитивистским, и они ещё открывали для себя мысли, а умы-мозги ещё только оттаяли и не исчерпали себя. Как всё странно, нелепо, нестояще...
  Ещё понимаешь, что если уж нет пронзительности мысли, то пусть будет хотя бы беспристрастность. По настоящему существуют только полюса...
   __
  
  Вспомнил, каким я был в начале учебы в институте /как всегда, через мгновение: физкультура и я одиноко иду на вешалку и переодеваюсь; а также ещё ряд других мгновений вспомнился, но перечислять все слишком долго/. Не умел думать и находился в пустоте. Помню, смутно вертелось в башке: "а может мне психологом быть, как двоюродный?" - но стал годы свои считать. Всё же сейчас я ощутимо становлюсь личностью. И даже ещё более уверен, что мне противопоказаны конторы, фирмы и заводы. Один или вдвоем, не больше. Один на один я никого не боюсь - не в физическом смысле, конечно.
  
   __
  
  Если в армии буду делать всё равнодушно и холодно, то тогда, пожалуй, есть шанс, что по вечерам, закрыв глаза после отбоя, смогу отъединяться и дышать душой. "Дыши, дыши, двигайся, двигайся; не важно куда - чтобы выжить, нужно согреться"/.
  Мне очень важно не суетясь ощущать себя хотя бы тогда, когда находишься один на один с собой - хоть немного поворочать взглядом и чуть задержаться на краю тяжелого сна.... Но ведь ты будешь стараться наладить хорошие отношения и быть своим для них, а это значит, что придется оскверняться.
  
   __
  
  Мы объясняем понятое тайной и загадкой - тайна, заключенная в слове несравненна с теми тайнами, которые мы с его помощью якобы объясняем...
  Мысль, выраженная фразой из пяти слов, не может не быть частной, потому, что она освещает связь всего пяти слов. Т.е. полная мысль - мечта, фантастика, если хотите, нелепость - соединит все слова.... Или будет мозаикой из частных?
  
   __
  
  Новый день только повторяет предыдущий, потому что ночь пожрала его...
  Всё время возврат, потому что нет удовлетворения...
  
   __
  
  Пусть не сейчас, и, может, не тебе, но возможно быть блаженно счастливым и покойным - потому что убежден в "наивном" и простом: Бог-Учитель - Христос - огромный, всемогущий, понимающий и прекрасный, ведет тебя и тебе не о чем заботиться и нечего решать и добиваться - всё будет так, как хочет Он. И тогда, наверное, станет возможна любовь к жизни, ведь где страх и забота, там любовь умирает.
  
   __
  
  Шёл, пытаясь думать, но не мог - не думает стрела уже летящая.
  Иногда так тягостно бывает идти куда-то с малыми целями.
  Неустойчивость и зыбкость положения путника: вышел он из обжитого и родного и идет в пустоте, махая руками и ногами - и почти падает, раз опора где-то далеко внизу...
  
   __
  
  "Лицо его - вычерченный порок.
  А улыбка - разрушающая, всё моё низводящая в пустяк.
  "Он как материя, непроницаем как ночь".
  
   __
  
  Исступленное и преднамеренное молчание так же неверно, как и безалаберная или претенциозная разговорчивость.
  
   __
  
  Я напрасно долгие ночи не ел и не пил. Я человек и я измучен - мне очень не хватает соков, несущих радость или хотя бы скрашивающих однообразие и одиночество пустыни. Заведу себе там горячий чай - его можно долго пить малюсенькими глоточками - и буду ходить туда с пустым желудком.
  
   __
  
  Дома одеты в красочные костюмы, но если б вы знали, как унылы их тела...
  
   __
  
  Одно дело, ты - претендент на авторитет /т.е. никто/ и другое - сам авторитет, у которого даже за мухами мерещится слон.
  
   __
  
  ...Проводишь линии не быстрыми и резкими движениями тренированной руки, а раздумчиво погладив каждую. Стремишься увидеть малейшие изгибы и постичь значение их для лица. В идеале можно увидеть изгибы линий везде и не оставить пустынь даже на щеках, например.
  
   __
  
  ...Пытаясь выбраться из отчаяния от "слишком многого", порученного мне Богом:
  "В конце концов, есть Евангелие и Библия - к Ним с облегчением можно относится иначе - заранее зная, что в слова вложен подлинный смысл".
  
   __
  
  ...Не удается заснуть и погрузиться в блаженство неведения даже при малом свете, несмотря на закрытые глаза и даже при малом шуме, несмотря на закрытую дверь...
  Одно дело, нехорошее, которое мучает и удручает человека, но от чего он пытается избавиться и другое - нехорошее, ставшее уже его естеством...
  
   __
  
  см. ранее: впрочем, именно к одной фразе можно свести любого человека и любое дело или явление. Живешь, что-то желая, что-то "неизъяснимое" чувствуя - и что-то делаешь с претензией, "вкладывая" эту свою что-то желающую и чувствующую душу, а потом остается только плюсик или минусик, или плюсик и минусик, а остальное уже несущественно, а то и вовсе померещилось или приснилось...
  
   __
  
  Мы - дьяволы - искушающие, извращающие и имеющие тайный умысел - например, свести в ничто святое.... Конечно, можно и не подозревать, что человек таит в себе такое, мол, он от нечего делать прикалывается и просто так пикируется...
  
   __
  
   "Опять тычешься в эксцентрику?! А как "возвышенные" состояния манят! И как проникают вычитанные и заимствованные представления! Ведь не то, не то всё это! - имитация..."
  
   __
  
  С живописью ничего не вышло, уже зарекся ею заниматься /впрочем, не всерьез/. Пока рисовал, был в восторге и что-то для себя открывал, но вот повесил на стенку, покрыв глянцевой пленкой и - неудовлетворение; сначала малюсенькое, оно росло и я снял картинку, оторвал пленку и попытался поправить дело, однако, не вышло, и я решил новый вариант сделать, сделал - очень тщательно, опять открыв новый прием - и, казалось, что теперь всё будет хорошо - безупречно, как статуя - но глаза, когда стал их доводить, не вышли, как я ни бился - не то настроение и опять очень сомнительная схожесть. Правда, первый вариант в сравнении с этим теперь представлялся мне просто уродливым. К тому же, что-то было скучно, и я сказал себе: стоит ли того? И, в конце концов, жестоко смял этот вариант и кусками содрал тот /это было ужасно, ведь столько вложено - и надежды тоже/. И это ведь вечная история, а мы никак не поймем, что мы жалкие и неспособные.... Правда, есть благоразумное оправдание: не мой профиль и т.п., но всё же я не буду замыкаться на одном "своем", а остальное делать только как рутину - которая неизбежна, т.к. мы не способны оживить всё своё жизненное пространство и желаем спасти хотя бы островок. Буду мучаться в сумерках в растревоженном неуютном мире - и какая уж тут бодрость и поэтизация...
  
   __
  
  Сферы добра и зла можно представить в виде гор-полушарий в воссоединении образующих шар; полюса же - Бог и Дьявол.
  
   __
  
   Снова и снова: надо индивидуализировать каждый момент и каждый сантиметр жизненного пространства, открывая для себя всё новые грани звучания, казалось бы исчерпанного, но все еще не доставляющего удовлетворения. Или даже: уже после жизни, в которой не было жизни, можно создавать жизнь, которая была там возможна - причем, даже и не знакомую тебе в своей индивидуальности /как незнакомым, но живым вышел и этот мой портрет/.
  Память - вот барометр, показывающий, как время было прожито: насколько жил ты и жило твоё сознание.
  См. чуть ранее: слова - идеалисты и этого у них никак не отнимешь, но они как люди должны стоять на земле - устремленные в небеса, сотворенные заключенным в них же.
  
   __
  
  Как ни странно, но все во всем путают одежду с телом - видят только поверхность, но то не поверхность тела, а одежда...
  Брат Фолкнера, с удивлением: "И вот мы узнаем, что наш Билл, которого все, вроде бы, знали в нашем заштатным городке, оказывается, знаменитый писатель" /Фолкнер был невысокого роста и обыкновенной наружности, ничем не примечательной/.
  
   __
  
  "Молчите лишние!
  Пожалуйста, не мешайте"...
  В пространной сопроводительной рецензии болтун-знаток с похвалой отозвался и об этих строчках.... /Походил бы по конторам./
  
   __
  
  Я пил бы, например, виноградное вино, если бы оно было мне по карману и если бы я был уверен, что не стану пьяницей!
  Христос же творил его и пил, и даже заповедовал пить, как кровь Свою. Раньше ведь не было кофеев и чая, а виноград предназначен не для изюма, а для вина.
  И на эйфорию, уводящую от этого мира можно взглянуть как на что-то хорошее и способствующее подъему.
  
   __
  
  Деревья - огромные факела, устремленные в сияющие и омытые золотом небеса, горящие вначале холодным огнем зелени, а в конце горячим и красным настоящим огнем. Они настолько огромны, что пред лицом их только небо.
  
   __
  
  Бездумная механическая дневная рутина есть почти второй сон и почти второй отдых!
  
   __
  
  В солнечном свете дней под небесами и черное, которое есть в природе и невзрачное, что заключено в человеке становится светлым и значащим, но в ночи или сумерках даже светлое, искреннее и сильное природы и человека становится черным или сумрачным, т. е. полным ужасного, слабого и выморочного.
  Если ты не ощущаешь в себе ничего от солнечного света, то ты и не с Богом - наверняка это объективный критерий.
  
   __
  
  И всё же в своей сущности и основе человек не мирен - как и Бог - и Христос. Читал 1-ую главу Исаии, но это всюду и во всем, без преувеличения. Он на борьбу рождается и внутри себя он весь борьба и непокой - об этом говорит и само наличие чувств и желаний и то, что человек - субъект: он будет субъективен, пока не мирен, а мирным он на земле быть не может - это были бы уже не "человек" и не "земля". Отсюда и определяющая ценность силы.... А где борьба, там и войны, т.е. борьба с участием зла. Христос же принес борьбу добром.... Это от неполноты и слабости человек должен добывать требуемое и отстаивать своё. Кстати, и у Бога в этот период истории, возможно, нет полноты - из-за отделения дьявола и ангелов - и Он от этого в борьбе...
  И любое дело - борьба. И лишь в борьбе очищаемся и определяемся, и живем.
  ...Один полюс - это активное дело, рожденное твоим духом - и, в свою очередь, рождающее дух, а второй - это наоборот, уход от всякого дела /для чего также нужно усилие!/, т. е. создание искусственной чистой плоскости, на которой от тебя опять, как и при деле, требуется лишь сосредоточенность - хотя бы для того, чтобы не выйти из данного состояния. Закрою глаза в напряженной дреме и пойдут мелькать образы и слова, ощущения, недоумения и вопросы - а на этой почве и "мысли"; причем можно управлять "потоком" путем вбрасывания определенного зерна - так же разговор поворачивают.
  
   __
  
  Тело - поток, а руки - по дереву по берегам.
  
   __
  
  Итак, воссоединение полюсов должно совершаться по принципу маятника и уклонения влево и вправо надо рассматривать не как порочность, а как естественные издержки в процессе поиска золотой середины.
  ...Итак, на Земле, у людей воссоединение кратко и неустойчиво, а длительны и устойчивы полюса.
  Кстати, воссоединение - это и есть та самая борьба, которая составляет содержание нашей человеческой жизни.
  
   __
  
  Писать комментарии: например к своим запискам или к читаемому. Вот читаю Исаию, 3.3 - о, радость, официальное признание художников и писателей; также интересно, кто перечислен и в каком порядке. И все мои сопровождающие чтение мысли значительны, прекрасны и вызывают ассоциации, даже если и не разгадывать заключенную в них теорию. 3.25 - так и вижу эти тоскливо скрипящие на ветру брошенные ворота и это сидение около них...
  
   __
  
  Не дай Бог мне сказать крамолу, но:
  Бог познал нас и нашу жизнь лишь настолько, насколько познали это мы сами - потому что то лучшее в нас, что познает - от Бога, а все, что от Бога есть Сам Бог. Ведь написано: "Я в вас".
  Он нас создал для небывалой цели и оттого Ему небывало трудно с нами.
  Насколько мы подобие Его, настолько мы сами боги, т.е. самостоятельны и всемогущи.
  Подумал, читая того же Исаию /5.2. - 5.4./, но это и во всем.
  
   __
  
  "И исчезли звуки пьющих и едящих - не смолкавшие, как хлюпанье непогоды за окном".
  "Когда стали глаза мои как сплошные морщины, исчез мир из них".
  ...Настоящее, из которого так же нельзя уйти, как и вернуться в него - и будущее, которое никогда не приходит - и прошлое, которое никогда не возвращается...
  Снова я в тоске смертной. Стемнело и намокло, и потухло, и похолодало - осень. Кругом виснет материя, не имея воли и презрев её. Тысяча лет за тысячью лет и день за днем бессмысленно и бесполезно длится земное существование и нет ничего, что изменило бы его к лучшему, кроме мечтаний и слов. Идущий пытается думать, он знает, что в принципе это возможно, но не знает, что пойдет дождь и всё окажется невозможно на деле. Только цветные пятна, линии и движения, только названия городов, в которых не был никто из знакомых моих и таких непонятных, словно в них никто не живет. Человек - как одежды его, он неподвижен как вещи его, но неудовлетворенный взгляд тщится взобраться повыше - теряя радости маленького дела, считая реальное нереальным и ничего не дающим мне, как человеку. Я гол, и мой взгляд блуждает в холодной и безжизненной пустыне. Суровые края или убивают или делают сильным. Хорошо, конечно, что они лишают иллюзий, но только страшно обнаруживать, что всё в мире - и даже лучшее, и последнее из того, за что ты всегда держался - иллюзия, то, что умирает, оставляя не иллюзорные трупы. Впрочем, всё ещё хуже этой риторики, по сути, вообще ничего нельзя сказать определенно верного, т. е. того, о чем бы ты знал всё и что действовало бы. Т.е. нельзя сказать о чем-то, что это только иллюзия, ведь никто не знает в ясности, что такое иллюзия и каково её место, нельзя быть уверенным, что верно наше представление об этом и о чем бы то ни было, потому что то, что не верно до действенности всегда есть лишь ничто с потенцией. Таковы и мы сами - подобия Бога, имеющие подобие разума, подобие силы, подобие истины и подобие значения, нечто непонятное между Всем и Ничем. Разве это мыслимо и нормально: либо вся вещь, либо ничего; либо целое слово, либо ничего - что такое полвещи, полслова, полдела, полсмысла?! - наказание и проклятие нам, падшим ангелам, ангелам, падшим на землю...
  В Бога верю более, чем в какое бы то ни было человеческое дело или занятие и потому пред Богом хожу со страхом, а пред делом с великой дерзостью /хотя всё так перепутано, что слышал уже: "дело не делаешь, а пред Богом дерзишь?!"/. Например, зачем я буду "читать" - страницы перемалывать? Всегда спрошу себя, зачем надо делать именно это и именно так. И разве Бог есть лишь подспорье в наших суетных и грязных работах и делах, разве Его должность: "почетный высший руководитель, обеспечивающий успех и значимость любого земного дела и делателя"?
  Буду мучиться этими вопросами, но без саморазрушения - и зная, что это не "хандра", что это значимо - и что у меня времени много - целая ночь и один месяц этой доармейской жизни, и вся будущая жизнь.
  
   __
  
  Сначала надо стремиться вложить больше энергии в предложения, понятые как существа, а затем возникнет борьба существ-предложений, т.е., по сути, хор голосов, дуэты и трио...
   Но всё же предложение - это только первичная ячейка и в ней не может проявиться всё, поэтому нужны целые семейства из них - абзацы; и для этих семейств не борьба между собой главное.... Это как некие разноцветные красочные пятна - они должны не только контрастировать друг с другом, но также сплошь и перекликаться, соотноситься. /Подумал, слушая "Детский альбом" Чайковского./
  
   __
  
  Плохо, когда человеку некуда пойти - не только в обычном смысле, но и в душевном - однако, плохо, когда и прийти ему некуда. И дом, и мир не могут мне помочь прийти к себе...
  Открыл глаза, но мир задрожал, задышал и зашатался, закрыл глаза, но опора стала уходить из под ног - тогда упал, желая успокоить себя и её, и даже погладить дрожащими руками, но падению нет и нет конца!
  
   __
  
  Зашелестел ветер, и мелкие плоды на деревьях закачались как гирлянды фонариков...
  Цветы гладиолусов как фонтанчики рубиновой крови, брызнувшие из надрезов на вене, на стебле.
  ...Тут же, в парке бегают малютки, похожие на подросших куколок.
  
   __
  
  Вот уверен, что есть во мне знание, отвергающее и развивающее то, что я сейчас пишу и вроде бы по честному думаю об этом, но я не всегда знаю то, что знаю.
  Прими за аксиому, что доводы и соображения 1-го порядка - которые на поверхности и приобретены словно бы с самим рождением нашим - всегда недостаточны, и то, что опирается только на них неверно хотя бы уже потому, что в них не вложено твоего личного усилия.
  
   __
  
  Снова и снова: из серости к жизни можно вернуться, только упав в страдание. Надо страдать от серости своей, потому что сначала только в эту сторону можно качнуть маятник страдания-радости.
  Снова и снова: есть разные сферы жизни и "обычная" - это ноль - и жаль, что я по обыкновению в ней нахожусь. Чтобы творить, надо быть в иной сфере, где всё рождает творчество - а этот "обычный" мир существует лишь постольку, поскольку фигуры его, преломившись, фигурируют в ином...
  Вот что предстоит мне сделать, когда я приду из армии: разогнаться. Разогреться, растворяя свою сущность в своем действии. А сначала верить в это твердо - а то будешь меланхолически озираться и вопрошать пустое место, и говорить, что нет ничего и всё прошло "как дым"...
  
   __
  
  Деревья, перечеркивающие небо для нас и нас - для неба...
  Голова сегодня такая, будто заполнена чем-то тяжелым и серым, не откликающимся на краски дня.
  Спасенье одно: хочу ходить вечно поглощенным искусством и литературой, много писать и экспериментировать, работая над словом и предпринимая попытки, которые не претендуют ни на какую законченность - фрагменты без начала и конца, этюды, причем результат, как правило, "детский". Например, буду присваивать чей-то сюжет и сам писать на него, видоизменяя то, что есть, свое и чужое. Т. е. и чтение, и писание буду осуществлять без правильной последовательности: и читаю и пишу сразу пять книг-фрагментов, постоянно испытывая новые идеи, насыщая и сюжет, и образы, и темы - мол, пускай они растут сами!
  А с другой стороны, с другого полюса, который находится в сплошном переплетении с 1-м, буду гнать идейное - и именно потому, что оно главенствует, 1-ое будет иметь еще очень хаотический вид.
  У меня сейчас нет 1-го - а оттого и 2-ое повисает - и нет активной действительной жизни - в моем понимании и в мере, достаточной для меня. Поэтому нет гармонии и пустота, но в этот последний месяц ничего уже не буду изменять. /Помечтал и ладно!/
  В этот последний месяц буду спокойно читать, и смотреть ТВ, и заниматься физкультурой. И буду мало говорить, а много думать и дремать со сновидениями. Если до окончания армии я не "обрету себя" и останусь таким же, как сейчас - что, впрочем, навряд ли возможно - то ничего не будет.
  Буду жить очень спокойно, раздумчиво и отстраненно.
  Настоящее - это будущее прошлого и прошлое будущего...
  
   __
  
  Музыка говорит о захватывающей сложности и эмоциональности мира, каковая не только не чувствуется нами в нашей повседневной жизни, но не достигается и в живописи с литературой. По сути, странно, что выражение подобного вообще доступно людям - ведь это о другом и высшем мире.
  Но, наверное, можно уже и в слове передавать такое, раз был Достоевский.
  
   __
  
  ...Вот вчера говорили об Антихристе - с добром точно так же: есть и антидобро, добро, у которого добра лишь личина. Подозрительно - в смысле переворачивания на "анти" - всё слишком заметное, явное и внешнее.
  
   __
  
  Итак, суть в том, что мы имеем слово описывающее и сообщающее и слово мыслительное, а надо объединить эти полюса.
  А основным содержанием всякой книги - в самом общем смысле - должна стать борьба двух полюсов и сил: добра и зла - но каждый раз нужно конкретное их воплощение.
  
   __
  
  см. чуть ранее /последний месяц/: просто это мужание /кстати, и физически сиё ощущаю/. Эмоции, смазанность, стеснительность и не владение ситуацией уходят. Но вот интереса к ним, ситуациям по-прежнему нет - что-то уж очень отрешенное и даже сонное настроение.
  ...Это избавление от иллюзий - то, чего не удается никому и никогда, даже к старости. Теперь не возбуждаюсь легко - не пугаясь и не унывая так - и не преувеличивая и не теряя всякий вид /хотя вид вовсе не ценишь теперь/. Внешнее теперь мне смешно и даже жалко - впрочем, при полнейшем равнодушии. Не педалирую нисколько ни уверенность, ни энергию, но очень слежу и наблюдаю за собой и другими - но опять же не торопя свой внутренний анализ этих наблюдений. Также и с творчеством: меня не смущают неудачи и не обольщают удачи - и не имеет значения место для занятий, хотя и выбираешь лучшее, если этот выбор есть.
  Всё дело в том, что всё, что выходит наружу, должно приходить очень издалека - всему прочему уже не стоит выходить из меня. Вся суть в воссоединении "внешнего" и "внутреннего" с возможно большим размахом, т. е. если начинаешь жить с середины, то надо стремиться на полюса...
  Ты как бы перестаешь быть человеком настоящего времени и реального пространства, в данной ситуации ты уже видишь не только внешнее и сиюминутное. Внешнее занимает теперь место поверхности тела. И ведь, по сути, поверхность не существует материально - есть тело, а поверхность - это характеристика и обозначение одной из составляющих тела. Т.е. всякие действия, решения, поступки и слова во многом должны совершаться машинально, как следствия наличия моего духовного тела.
  
   __
  
  Покажи, например, процесс укуса яблока. И придумай свою модель этого процесса.
  Примеры: Пруст и Фолкнер.
  Например: "Голова тяжелела и желала падать и падать, как раскачиваемый деревом спелый плод; артерия виска и сердце громко бились о безжизненную материю. Неожиданно там затрепетала мысль и сознание, пораженное, остановясь, смотрело на неё, посылая потоки ощущений во всю плоть. Они улетели вместе, голова и мысль, да это был полет вниз, а не падение, потому что у него не было конца..."
  
   __
  
  Я легковозбудим и эмоционален, но когда нет раздражителей, я тут же засыпаю, причем готов спать сутки напролет. Сейчас как раз такой период - тихо и сумрачно, за окном дожди. Никуда не хожу - и даже не бреюсь, так что за неделю выросла приличная травка - ничем не горю и даже рутинными делами не занят. Нет ничего, во что бы я верил, что этим стоит заниматься. В сущности, мне неплохо - вдруг загорается бережность к сиюминутно сущему.... Даже домашние и людские звуки теперь звучат по осеннему, ассоциируясь с природными шелестом, стуком и хлюпаньем, а главное - это власть тишины, которая всё окутывает и поглощает, послушав нас недолго.
  
   __
  
  Открыл глаза - свет, закрыл - темень, но за этой тьмой на самом деле снова что-то светлеет - нам плохо видно, потому что мы смотрим туда через толщу темноты - это мир сознания, туда приходят воспоминания.
  
   __
  
  Что было бы с людьми, если бы они не знали, чем жизнь кончается и вдруг слушок прошёл - ещё не рождая безнадежности /родственной покою/, а, напротив, возбуждая негодование против себя: а ведь, мол, это самое, раз неподвижен, желт, и запах имеет смрадный, то в землю надо его; в других местах ямы для этого роют. Просто оставить нельзя ввиду вышеупомянутого запаха; и на свалку отправить нельзя - зараза, а зловоние, почище, чем от тухлых яиц. Так что, в землю надо закопать это дерьмо.
  
   __
  
  Листья, озаренные вечерним солнцем, приобрели цвета своей молодости...
  
   __
  
  
  Душа и речь каждого не пишущего или косноязычна, или пользуется штампами.
  
   __
  
  Объективность и эмоциональность - поэтичность - обычно противопоставляют друг другу - и холодное в человеке занималось объективностью, а горячее - эмоциональностью. Не хватало синтеза - мечтателя и фантазера с сильнейшей жаждой объективного. Холодное не способно живородить, но зато хорошо играет роль критика. А родит - горячее. Но если горячее останется без холодного, то обязательно "зарвешься". Кажется, лучше пусть сначала будет горячее рождение, а потом холодная критика, чем сиюминутное присутствие и горячего и холодного, потому что когда пишешь и думаешь, нужна определенность, а иначе в сознании будет слишком мучительный клубок и едва родившееся будет тут же заморожено возражением - которое действительно, но, по сути, не смертельно.
   А объективность и неслучайность всего в мире - по сути, вплоть до каждого движения и слова любого человека - я вижу ясно, во всей сложности - и вижу громадное значение понимания этого; это задача моей жизни.
  
   __
  
  Стремление только выразить - эгоистично и приводит к заблуждениям, потому что нет выражения без воплощения. Впрочем, они тоже этим занимаются, выражаясь, но хватаются за первый попавшийся материал, а тут всё очень строго...
  В человеке есть энергия и энергия должна работать, становиться энергией работы - это необходимое передаточное звено.
   Вот то, что было в Достоевском, не было направлено им лишь на показ себя - мол, смотрите, какой я; он публично выполнял сущностную - а значит, и не корыстную - работу...
  
   __
  
  Взял книгу, но отбросил вскоре: "Надоело. Зачем каждый плетет что-то? Все эти мерзкие и ничтожные, но с непременной претензией сентенции! По сути, им нечего сказать - достаточно сравнить с Достоевским - хотя и он попался во всевозможные болота. Для того ли мне жизнь дана, чтобы необязательное перемалывать? По настоящему занятый человек, конечно, не будет читать эту разжижающую, расслабляющую и отвлекающую "литературу" - болтовню и псевдопоучительные россказни. Это литература для не очень занятых и определившихся людей, которых в наши времена очень много, потому что грамотные все и имеют духовный "желудок".
  
   __
  
  ...Они не смыты - эти позорные пятна из прошлого, вот и длится повседневная плесень и смазанность...
  
   __
  
  Бог - это всё, что выше меня, и Он существует, раз есть то, что выше меня. И на разной высоте Он разный: на небольшой даже конкретно виден и достижим.
  
   __
  
  Нужно не просто наличие в тебе чувств и мыслей, а погружение в них, как в стихию, как в нечто беспрестанно присутствующее и беспрестанно понуждающее к жизненным актам, /по сути, к соответствию себе - а не пустоте, из которой ты пытаешься выбраться, понукаемый лишь сознанием того, что это плохо/. Т. е. нужен сплав мыслей-образов и чувств-ощущений, порождающих друг друга: мысль порождает чувство, а чувство мысль. Возможно это или нет, но только в таком состоянии человек будущего сможет сделать дело будущего. Кстати, чтение дает такое же погружение, как и дело - поэтому к нему и привязываешься; и, напротив, именно отсутствие этого синтеза есть причина неубедительности, несостоятельности и недостаточности всех этих самосознающих и тонко чувствующих героев /а если шире, то и самих писателей и всех прочих людишек - когда они не заняты делом, разумеется!/
  
   __
  
  см. чуть ранее: Однако, уже через два часа я взял новую книгу и читаю ее без принуждения и пренебрежения, а даже напротив! Додерер. Но я не отказываюсь от того, что говорил, просто запал подвел и речугу надо слегка скорректировать!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"